В. В. Симонов Приложение 4. Перечень авторов, опубликованных в corpus christianorum Series graeca ( CCSG) Amphilochius Iconiensis Anastasius Sinaita Anonymus Anonymus auctor Theognosiae (saec. 9–10) Athanasius Athonita Basilius Minimus Catenae Diodorus Tarsensis Dionisius Alexandrinus/Dionysius Alexandrinus Eustathius Antiochenus Eustathius monachus Eustratius presbyter Gregorius Acindynus Gregorius Agrigentinus (Ps.) Gregorius Nazianzenus Gregorius Nyssenus (Ps.) Gregorius Presbyter Hagiographica Iohannes Caesariensis Iohannes Cantacuzenus Iohannes Chrysostomus (Ps.) Iohannes Scotus Eriugena Leontius presbyter Constantinopolitanus Maximus Confessor Nicephorus Blemmydes Nicephorus patriarcha Constantinopolitanus Nonnus (Ps.) Opera poetica Pamphilus Theologus Petrus Callinicensis Procopius Gazaeus Theodorus Dexius Theognostus Series latina (CCSL) Aldhelmus Scirebumensis Ambrosius Mediolanensis Anonymus Anonymus («Tullius») Anonymus ad Cuimnanum Apponius Arator Subdiaconus Archidiaconus Romanus Aldhelmus Malmesbiriensis Caesarius Arelatensis Cassiodorus Chromatius Aquileiensis Cl. Marius Victorius Commodianus Concilia Cyprianus Defensor Locogiacensis Desiderius Cadurcensis Dionisius Exiguus Eugenius Toletanus Eusebius (Hwaerberhtus) Wiremuthensis Eusebius «Gallicanus» Eusebius Vercellensis Evagrius Exegetica Facundus Hermianensis Faustinus Luciferianus Filastrius Brixiensis Florilegia Foebadius Aginnensis Fortunatianus Aquileiensis Frulandus clericus Fulgentius Ruspensis Gesta conlationis Carthaginiensis a. 411 Grammatici latini Gregorius Iliberritanus Gregorius Iliberritanus (Ps.) Gregorius Magnus Hegemonius (Ps.) Hieronymus Hilarius (Ps.) Hilarius Pictaviensis Ildefonsus Toletanus Ioannes Tomitanus Iohannes Biclarensis Isaac Iudaeus Isidorus (Ps.) Isidorus Hispalensis Itineraria et geographica Amobius Iunior Asterius Ansedunensis Augustinus Augustinus (Ps.) Beda Venerabilis Benedictiones Boethius Bonifatius (Vynfreth)/Bonifatius (Winfredus) Braulio Caesaraugustanus Iulianus Aeclanensis Iulianus Toletanus Lathcen filius Baith Leo Magnus Leporius monachus Leudegarius Augustodunensis Liturgica Lucifer Calaritanus Marius Victorinus Maxentius Maximus Taurinensis Mythographi Novatianus Orationes Paenitentialia Petrus Chrysologus Potamius Olisponensis Praefationes Primasius Prosper Aquitanus Prudentius Quodvultdeus Carthaginiensis Redemptus Hispalensis Remigius Remensis Ruricius Lemovicensis Sacramentaria Symphosius Tatuinus Tertullianus Theodorus Mopsuestenus Trifolius Presbyter Tyrannius Rufinus Ursinus abbas Verecundus Iuncensis Victor Tunnunensis Victricius Rotomagensis Vigilius Thapsensis (Ps.) Vincentius Lerinensis Vitae sanctorum Zeno Veronensis

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1908. Bd. 90. S. 348-401; Preger F. Die Grundlagen der Ethik bei Gregor von Nyssa. Würzburg, 1897; Rauschen G. Jahrbücher der christl. Kirche unter dem Kaiser Theodosius dem Grossen. Freiburg i. Br., 1897; Reiche A. Die Künstlerichen Elemente in der Welt und Lebens-Anschauung des Gregor von Nyssa: Diss. Jena, 1897; Vollert W. Die Lehre Gregors von Nyssa vom Guten und Bösen und von der schlie lichen Überwindung des Bösen. Lpz., 1897; Holl K. Amphilochius von Ikonium in seinem Verhältnis zu den grossen Kappadoziern. Tüb., 1904; Gronau K. De Basilio, Gregorio Nazianzeno Nyssenoque, Platonis imitatoribus: Diss. Gött., 1908; Таланкин В. Святоотеческое воззрение на смерть: Опыт систематизации религиозно-философского учения св. Григория Нисского о смерти//ВиР. 1908. 10. С. 488-507; 11. С. 631-652; 13. С. 81-92; Aufhauser J. Die Heilslehre des hl. Gregor von Nyssa. Münch., 1910; Оксиюк М. Ф. Эсхатология св. Григория Нисского: Ист.-догмат. исслед. К., 1914 (репр.: Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология. М., 1999); Епифанович С. Л. По поводу книги М. Ф. Оксиюка «Эсхатология Григория Нисского». К., 1914//ТКДА. 1917. 1. Извлеч. из журнала заседаний совета КДА от 21.12.1915; Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 19142. М., Т. 1: Тринитарный вопрос; Троицкий С. В. Учение св. Григория, еп. Нисского, об именах Божиих и «относительное» поклонение. СПб., 1914. Краснодар, 2002; Godet P. Grégoire de Nysse//DTC. 1920. T. 6. Col. 1847-1852; Lenz J. Jesus Christus nach der Lehre des hl. Gregor von Nyssa. Tier, 1925; Cherniss H. F. The Platonism of Gregory of Nyssa//Univ. of California Publ. in Classical Philology. Berkeley, 1930. Vol. 2. N 1. N. Y., 1971; Sutcliffe E. F. St. Gregory of Nyssa and Paradise: Was It Terrestrial?//The American Eccl. Review. Wash., 1931. Vol. 84. P. 337-350; Флоровский. Вост. отцы IV в. П., 1931. C. 123-188; Bayer J. Gregors von Nyssa Gottesbegriff: Diss. Giessen, 1935; Ivanka E., von. Vom Platonismus zur Theorie der Mystik: Zur Erkenntnislehre Gregors von Nyssa//Scholastik.

http://pravenc.ru/text/166529.html

626 Недавно найдена и готовится к публикации считавшаяся утерянной диссерта­ция «Водою, кровию и Духом». На сегодняшний момент изданы впервые или пе­реизданы следующие экзегетические труды еп. Кассиана: Лекции по Новому За­вету. Евангелие от Матфея. Paris, 2003; Евангелие от Марка. Paris, 2003; Да приидет Царствие Твое: (Сборник статей). Paris, 2003. 632 Παναγπουλος Ι. " Ηρμενεα της Αγας Γραφς στην κκλησα τν πατρων. Τ. Α. Οι τρεις πρτοι αινες κα αλεξανδριν ξηγητικ παρδοση ς τν πμπτο αινα. θνα, 1991. 428 σ.; Τ. Β. 4 ος–5 ος αινας. κδσεις ’A­ θως, (2003). 267 σ. 633 Siebert Η. J. Exegesis Patrum: Saggio bibliografico sull’esegesi biblica dei Padri della Chiesa. Romä Istituto Patristico Augustinianum, 1983 (Sussidi patristici; 2). 150 p. 634 Подробнее см.: Van Oort J. Biblical Interpretation in the Patristic Era, A ‘Handbook of Patristic Exegesis’ and Some Other Recent Books and Related Projects//Vigiliae Christianae 60 (2006), 80–103 (до с. 94 – рецензия на Handbook of Patristic Exegesis, со с. 94 представлен ценный обзор ряда иностранных фундаментальных книг по истории экзегетики и новых проектов). 635 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Вет­хий Завет. Т. 1. Книга Бытия 1–11. Тверь, 2004. 636 Allenbach J. et alii. Biblia patristicä Index des citations et allusions bibliques dans la litterature patristique. Vol. I. Des origines a Clement d’Alexandrie et Tertullien. Paris, 1975, reimpr. 1986. 552 p.; II. Le troisieme siecle (Origene excepte). 1977, reimpr. 1986. 468 p.; III. Origene. 1980, reimpr. 1991. 476 p.; Supplement: Philon d’Alexandrie. 1982. 94 p.; IV. Eusebe de Cesaree, Cyrille de Jerusalem, Epiphane de Salamine. 1987. 332 p.; V. Basile de Cesaree, Gregoire de Nazianzine, Gregoire de Nysse, Amphiloque d’Iconium. 1991.416 p.; VI. Hilaire de Poitiers, Ambroise de Milan, Ambrosiaster. 1995. 380 p. 638 Margerie В. de. Introduction a l’histoire de l’exegese. Vol. 1. Les Peres grecs et orientaux. Paris, 1980; Vol. 2. Les premiers grands exegetes latins: de Tertullien a Jerome. 1983; Vol. 3. S. Augustin. 1983; Vol. 4. L’Occident latin: de Leon le Grand Bernard de Clairvaux. 1990.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

12 Rycaut, см.: Ware, Timothy., Eustratios Argenti, A Study of the Greek Church under Turkish Rule, Claredon Press, Oxford, 1964, 5. 14 См. о монашестве в период турецкого господства, например, следующее: Alexandru Lauriotu, To Agion Oros meta tin Othomakin kataktisin, Athina, 1963, Dorotheu monahu, to Agoin Oros, Katerini 1986. 16 Среди авторов, придерживающихся такой точки зрения, можно назвать следующие имена: R. Clogg, G. Henderson, A. Angelu, K. Amantos, G. Baletas, L. Branusis, M. Gkiolias , G. Gudelis, G. Dixikirikis, T. Evangelisis, D. Thereianos, K. Thrakiotis, G. Kordatos и другие. 17 Положительно оценивают движение колливадов следующие исследователи: M. Guillou, L. Petit, N. Aliprantis, A. Argiriu, P. Argiropolu, N. Arkas, M. Basilakis, G. Beritis, Hr. Giannaras, D. Gonis, K. Dimaras, P. Kontogiannis, B. Makrisis, G. Metallinos и другие. 18 Например, А. Вакалопулос, автор многотомной «Истории нового эллинизма» пишет: В движении «колливадов» «мы имеем оживление исихастского движения XIV века, – теперь в новом виде. По существу обе спорящие стороны (то есть колливады и их противники – С.Г.) продолжают духовные брожения и споры византийских клириков и богословов по поводу того, каким способом мы приближаемся к Богу. Тогда часть из них проповедовала идеи исихазма, другая же часть – идеи древнегреческой философии. Теперь философские и научные достижения народов Запада и их влияние на жизнь греческого общества приводят к тому, что «свободолюбивые» начинают осуждать своих противников как ретроградов и консерваторов – как «колливадов». (Ak. Bakalapolu, Istoria tou neo Ellinismu, tomos D», Thessaloniki, 1973, 298–299.) 19 Amphilohiu Pantobits, I filokaliki annagenisis tu XVIII ke XIX ei. ke i pneumatiki karpi tis, Athina, 1984, 7. 20 1. Наиболее полным источником по истории колливадского движения является книга, написанная одним из главных его участников – Святым Афанасием Париосом, – которая называется Изложение истины о бывших на Святой Горе возмущениях (Delosis tis en Agio Orei tarahon aletheias. Издана под редакцией: Theodoritu Ieromonahu Agioritu, Athina, 1988). Эта книга, как сообщает сам автор, была написана приблизительно через пятьдесят лет после начала споров, то есть около 1804–1805 годов. Сам Св. Афанасий не был очевидцем того, как начались споры о поминовении усопших, но, как сам пишет, передает рассказ Иакова Пелопонесского, который был на протяжении тридцати лет уставщиком в храме скита Святой Анны. Святой Афанасий характеризует его как «человека благоговейного, правдолюбивого и почтенного» (Delosis tis en Agio Orei tarahon aletheias, 26), что придает его сведениям большую достоверность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Василий Великий, свят. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. I//Василий Великий, свят. Творения. Т. 1. С. 470.    Cм.Nysseni In Canticum canticorum. Homilia 12//PG. T. 44. Col. 1028A; Idem. Contra Eunomium. I//PG. T. 45. Col. 365A. Рус. пер.: Григорий Нисский, свят. Точное изъяснение Песни песней Соломона. 12//Григорий Нисский, свят. Экзегетические сочинения. С. 370; Он же. Опровержение Евномия. Кн. I, 26//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. II. С. 66.    См.: Idem. In Canticum canticorum. Homilia 5//PG. T. 44. Col. 873CD. Рус. пер.: Он же. Точное изъяснение Песни песней Соломона. 5//Григорий Нисский, свят. Экзегетические сочинения. С. 299.    См.: Idem. De vita Moysis//PG. Т. 44. Col. 377В. Рус. пер. см.: Он же. О жизни Моисея Законодателя//Григорий Нисский, свят. Экзегетические сочинения. С. 72.    См.: Gregorii Theologi. Poemata moralia. X: De virtute//PG. T. 37. Col. 748. Рус. пер. см.: Григорий Богослов, свят. Стихотворения богословские. X//Григорий Богослов, свят. Творения. В 2 т. Т. 2. М., 2007. С. 112.    Gregorii Nysseni. De beatitudinibus. 6//PG. Т. 44. Col. 1269В. Рус. пер.: Григорий Нисский, свят. О блаженствах. Слово 6//Григорий Нисский, свят. Экзегетические сочинения. 2009. С. 446.    Ibid. Col. 1269А. Рус. пер. см.: Там же.    См.: Contra Eunomium. I. 14//PG. Т. 29. Col. 544BC. Рус. пер. см.: Василий Великий, свят. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. 1//Василий Великий, свят. Творения Т. 1. С. 474. (Наш перевод отличен от указанного. — О. Д.) В том, что познание Бога возможно через Его творения убеждают слова апостола Павла, согласно которому, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим.1:20).    Basilii Magni. Epistola 234 ad Amphilochium Iconiensem//PG. T. 32. Col. 869AB. Рус. пер.: Василий Великий, свят. Письмо 226 (234) к тому же Амфилохию//Василий Великий, свят. Творения. Т. 3. С. 283.    Даже «имя Божество означает не естество, а деятельность», «ту деятельность, которая есть назирающая и наблюдающая, и, как скажет иной, зрительная (θεατικ), и которую Бог над всем наблюдает и имеет надзор, усматривая помышления и проникая созерцательною силою даже в невидимое; положили мы от зрения (κ τς θας) наименовать Божеством (τν Θετητα)...» (Gregori Nisseni Quod non sint tres dii ad Ablabium//PG. T. 45. Col. 121D. Рус. пер.: Григорий Нисский, свят. К Авлавию о том, что не «три бога»//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 61—62). Ср.: Бог «получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни» (Григорий Нисский, свят. Опровержение Евномия. Кн. XII, 2//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. II. С. 364).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Скачать epub pdf Послание написано в 883/884 г. и адресовано, по-видимому, неизвестному по имени преемнику епископа Вальперта (873–883) на Аквилейской кафедре. В юрисдикцию этой епархии входил г. Венеция, поэтому одна из рукописей (S) дает пояснение: A= κυληας τοι Βενετας («Аквилеи, сиречь Венеции»). Перевод выполнен Д. Е. Афиногеновым по изданию: Photii Epistulae et Amphilochia/Ed. В. Laourdas et L. G. Westerink. Leipzig, 1985. Vol. 3. P. 138–152. Боголюбивейшему, преподобнейшему, священнейшему архиерею, брату и сослужителю, предивному и знаменитому архиепископу и митрополиту Аквилейскому Фотий, милостью Божией архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх во-первых, Ваше умонастроение по Богу и духовное дружелюбие, что оно велико и высоко, и обитает превыше состояния большинства; во-вторых же и того, кому оно было препоручено, этого священного мужа как прочую добродетель и разумение, так и устойчивый и деятельный ум, через которые позволило словно в зеркале отчетливее и совершеннее созерцать Ваше священное и богопочтенное преподобие в том, что письмо, будучи [лишь] письмом, опустило, и радоваться и наслаждаться его достоинствами. Ибо мы увидели человека, красующегося скорее разумением, нежели сединою, добродетелями же испещренного не меньше, чем разумением и вместе с устойчивостью умонастроения проявляющего остроту мысли. И проще говоря, какой благодати причастником следовало быть тому, кто получил от Бога в удел священнодействовать наши страшные таинства, таким опыт показал посланца священного Вашего преподобия. И отсюда можно было понять и получить доказательство того, что начальствующий над ним, посвятивший его и отправивший к нам посланником исполнен божественных дарований и всячески отличается светлостью жизни, и горячим рвением в догматах, и любовью, и подает пример спасения взирающим на него. Ведь если бы приобретший от Вас архиерейскую благодать не наслаждался в таком изобилии Вашими учениями и наставлениями по Богу и если бы не пользовался неким дивным и столь щедрым орошением из источника Ваших добродетелей, он не достиг бы такого проявления добродетелей в том, что подобает архиереям Божиим: ибо производное не всегда сохраняет даже от краткого озарения и осияния подобие первообраза. И благодарение за все это Благодетелю и Создателю всяческих Богу, Который, посвящая светила и путеводителей как в восточных странах, так и в западных, ежедневно поставляет их на высоту архиерейских престолов светить и озарять души и мысли многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

1700 Флеров В. С. Крепости Хазарии в долине Нижнего Дона (этюды к теме фортификации)//Хазарский альманах. – Харьков, 2002. – Т. 1. – С. 155–156, 167. 1701 Ср.: Noonan Th. S. Byzantium and the Khazars: A Special Relationship?//Byzantine Diplomacy. – London, 1992. – P. 131; Цукерман К. Венгры... – C. 675. 1702 Житие Константина. – C. 85, гл. 11; с.122, комм.6; Vita cum Translatione S. dementis. – С. 145, § 6. 1703 См.: Photius De rossorum incursione. Homilia I, II//Fragmenta Historicorum Graecorum/Ed. C. Muller. – Parisiis, 1870. – Vol. 5. – Pt. 1. – P. 162–170; Назаренко A. B. Древняя Русь на международных путях. – С. 52. 1704 Photii Patriarchae Constantinopolitani Epistulae et Amphilochia/ReC. B.Laourdes, L.G. Westerink. – Leipzig, 1983. – Vol. 1. – Ep.2, p.50; Theophanes continuatus//Theophanes continuatus. Ioannes Cameniata. Symeon magister. Georgius monachus/ReC. Im.Bekkerus. – Bonnae,1838. – P. 196. 6–156 342. 20–344. 18; Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. – М., 1992. – С. 84, 142–143 (IV. 33; V. 97); Толочко П. П. Про торговельни звязки Киева з kpaihaмu Арабського Сходу та Biзahmieю у VIII–X ст.//Apxeoлoriчhi дocлiджehhя стародавнього Киева. – К., 1976. – С. 7–8; Muller L. Byzantinische Mission nordlich des Schwaryen Meeres vor dem elften Jahrhundert//Proceedings of the XIIIth International Congress of Byzantine Studies, Oxford, 5–10 September 1966. – London; New York; Toronto, 1987. – S.57–66; Цукерман К. Два этапа формирования древнерусского государства. – С. 81–82. 1706 Житие Константина. – С. 140, комм. 13; Vavrinek V. Great Moravia Between Byzantium and the Latin West//TENNADIOC. К 70-летию акад. Г. Г. Литаврина. – М., 1999. – Р. 46–47. 1709 Романчук А. И., Сазанов А. В., Седикова Л. В. Амфоры из комплексов византийского Херсона. – Екатеринбург, 1995. – С. 53–60, класс 26–35. 1710 Седикова Л. В. Керамическое производство в Херсонесе в IX в.//Византия и народы Причерноморья и Средиземноморья в ранее средневековье (IV–IX вв.). Тезисы международ. конф. – Симферополь, 1994. – С. 64; Седикова Л. В. Столовая посуда первой половины IX в. из засыпи водохранилища в Херсонесе//МАИЭТ. – 1993. – Вып. 3. – С. 134–136.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

284 А.А. Спасский полагал, что Порфирий действительно проводил различие между сущностью и ипостасью, предвосхищая тем самым христианскую тринитарную терминологию (см.: Спасский А.А. История догматических движений. Сергиев Посад, 1914. С. 489–490). 285 С.В. Месяц считает, что фрагмент, приписываемый свт. Кириллом Порфирию, не является точной цитатой. 286 См.: Origène. Contre Celse. T. IV. Livre VIII. 12/M. Borret, ed. P., 1969 (SC; 150). P. 200. 13, 25. 287 См.: Ramelli I. L. E. Origen, Greek Philosophy, and the Birth of the Trinitarian Meaning of Hypostasis//Harward Theological Review. 2012. Vol. 105/3. P. 304. 289 Origène. Commentaire sur Saint Jean. T. I. Livre II. 75/C. Blanc, ed. P., 1966 (SC; 120). P. 254. 290 О несовершенстве понятийно-терминологической системы троичного богословия Оригена , в том числе и об отсутствии в его произведениях четкого концептуального различия между сущностью и ипостасью, см.: Болотов В.В. Учение Оригена о Св. Троице//Он же. Собрание церковно-исторических трудов. М., 1999. Т. 1. С. 238–266. 292 Грезин. Богословский термин «ипостась» в контексте позднего эллинизма... С. 221. Например, см.: Athanasius Alexandrinus. Epistola ad Afros episcopos//Athanasius. Werke/H. C. Brennecke, U. Heil, A. von Stockhausen, Hrsg. B.; NY.: De Gruyter, 2006. Bd. 2. S. 330. 293 См.: Basilius Magnus. Epistola 214 ad Terentium comitem//Saint Basile. Lettres II/Y. Courtonne, ed. P., 1957. P. 205. То же самое свт. Василий писал и в «Послании к Амфилохию Иконийскому », утвержая, что различие между ипостасью и сущностью есть ни что иное, как различие «между общим и отдельно взятым» (τ κοινν πρς τ καθ’ καστον) (Basilius Magnus. Epistola 236 ad Amphilochium Iconiensem 6//Saint Basile. Lettres III/Y. Courtonne, ed. Paris, 1957. P. 53). 294 См.: Gregorius Nyssenus. Adversus Graecos ex communibus notionibus//Gregorii Nysseni opera/F. Mueller, Hrsg. Leiden: Brill, 1958. Vol. 3. 1. P. 31. 295 Basilius Magnus. Epistola 38 Gregorio fratri de discrimine essentiae et hypostasis//Saint Basile. Lettres I/Y. Courtonne, ed. P., 1957. P. 82–83.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

—105— найду пристанище в сокровенности крыл Твоего крова 397 – в Духе радости, неся богатство исповедания туда, где обитают празднующие в Духе, где радуются мои богоносные отцы и где Бог Отец троически воспевается бесчисленными Силами в Тебе, Сыне единородном, и Духе. Да будет так. Аминь. Ныне и присно, и во веки веков. Перевод и примечания иеромонаха Дионисия (Шленова) 1 По изданию: Datema С. Amphilochii Iconiensis opera. Corpus Christianorum. Turnhout/Leuven, 1978. S. 107122 (далее Datema 1978). 3 Holl K. Amphilohius von Ikonium in seinem Verhaltnis zu den Grossen Kappadoziern. Tübingen, 1904. 11 Исправлен не только текст Священного Писания, но и самого свт. Амфилохия: а именно строки 67 (с. 18) текста, как не согласующиеся с евангельским повествованием о Симоне фарисее ( Лк.7:3640 ). Однако несмотря на более позднюю правку, обе рукописи восходят к общему источнику IX в., более древнему, чем рукопись той же подгруппы Thessalonicensis τν Βλαταων 6. См.: Datema 1978. S. 100. 13 Помимо этой рукописи в подгруппу δ входят еще шесть, из которых можно отметить Venetus Marcianus gr. II 46 (XIII в.). 15 Название: «Иже во святых отца нашего» перед «Амфилохия» BEDMQ POVX + на святую и великую четыредесятницу ACMQ. < Р. > < OQ. > 20 ναμσσεσθε означает «лепить тесто, месить». Рукописи АС дают чтение ναλβητε «воспринимать». < Р 23. > 35 продажа (πρσις) ACD NPQ: продаешь (πρσεις) MOV: творишь (πρσσεις) ВЕХ V забота (о предательстве) (μελτη) A MNOPQ; заботишься (μελετς) CBEDVXv. < Р. > < Р. > 45 стал записывать досл. исследовал (ξτασεν) VX V : стал описывать (νγραφεν) ΒΕΜΝ: описал (νγραψεν) ACQ: < Р. < Р. > 48 шелковые (κ σηρικν) DP: из плетения, досл. из цепей (κ σειρν) СО: Серов (Σηρν) ABEMNQVX V (sc. китайские. Серы [Σρες] – жители Дальнего Востока, по всей верятности, китайцы; прилаг. σηρικς от σρ) < М. > 50 Эта дата определяется на основании следующего места из тахвиты «О смерти и последних временах»: «Эти двадцать два слова я написал тебе по порядку двадцати двух букв. Первые десять я написал в 648 году царства Александа Македонского, сына Филиппова, как и написано в конце последнего» (Parisot 1894. Col. 1044.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

80 Holl К. Amphilochius von Ikonium in seinem Verhältniss zu den grossen Kappadiziern. Tübingen; Leipzig, 1904. 89 Ladeuze. Étude sur Cénobitisme pakhomiene pendant VI е siècle et la premier moitié du V е . Louvain-Paris, 1897. 106 Некоторые места из них, из первого их отдела, где идёт речь о причинах гонений на христиан, уже и внесены самим А.А.Спасским в его печатную работу «Эллинизм и христианство». 107 Богосл. Вестн. 1908. Сентябрь. С. 141. «По научным достоинствам» сочинение «Эпоха гонений» «стоит на одном уровне со всеми имеющимися на Западе исследованиями этой области и с выводами его должен считаться всякий, желающий работать на одном с ним историческом поле, а для русской церковно-исторической науки оно останется, по-видимому, надолго незаменённым». 117 Против этого различения между δγμα и διταγμα можно, пожалуй, спорить. В подлиннике слова Мелитона читаются так (Schwartz. S. 384): «τ γρ οδποτε γενμενον, νν δικεται τ τν θεοσεβν γνος καινος λαυνμενον δγμασιν κατ τν Ασαν, ο γρ ναιδες συκοφνται κα τν λλοτρων ραστα τν κ τν διαταγμτων χοντες φορμν, φανερς λστεονται νκτωρ κα μεθ» μραν διαρπζοντες τος μηδν δικοντας» κα μεθ’ τερα φησιν [Мелитон] «κα ε μν σου κελεσαντος τοτο πρττεται, στω καλς γινμενον – ε δ κα παρ σο μ εη βουλ ατη κα τ καινν τοτο διταγμα – πολ μλλον δεμεθ σου μ περαδεν μς ν τοιατ δημδει λεηλασ». Не видно, чтобы сам Мелитон строго различал между καιλ δγματα с одной стороны и τ διατγματα и καινν τοτο διταγμα с другой. То обстоятельство, что определения «новое», «новый» (καινος, καινν) прилагаются в первый раз к δγματα, а в третий раз к διταγμα, говорит, по-видимому, за то, что Мелитон употребляет эти выражения как синонимы. А если А.А.Спасский указывает далее на то, что «и сам Мелитон [в конце приведённого места, где встречается во второй раз слово διταγμα] сомневается, чтобы возникшее по поводу указа гонение на малоазийских христиан было согласно с намерениями самого законодателя, то это говорит только о том, что Мелитону действительно были известны только δγματα или διατγματα местного правительства, и он не знал, в какой мере эти распоряжения нужно было отнести на счёт самого императора, а не о том, что он различал δγμα от διταγμα.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010