2604 De Marca, de Constantinopolitani patriarchatus institutione как Appendix к его De concordia sacerdotii et imperii. Par. 1663 p. 152. 2605 Sozom. VII, 9... εψηφσαντο.... διοικεσθαι δ τς πανταχο κκλησας κατ τος πλαι καννας· κα τος πισκπους π τν ιδων μνειν κκλησιν, κα μ εκ τας περοραις πιβανειν, μτε κλτοις χειροτοναις μηδν ατος προσηκοσαις σφς πιβλλειν, καθ πρτερον, ς τυχε διωκομνης τς καθλου κκλησας, πολλκις συνβη. Τ δ παρ’ κστην συμβανοντα, τν το θνους σνοδον, ς ν ριστα φανεη, διοικεν τε κα πρττειν. Μετ δ τν μης, τν Κωνσταντινουπλεως πσκοπον τ πρεσβεα χειν, ς νας μης τν θρνον πιτροπεοντα… Κα τ μν δε τ συνδ δοξε. κα βασιλες πεψηφσατο· κα νμον θετο, κυραν εναι τν πστιν τν ν Νικα συνεληλυθτων· παραδοθνα τε τς πανταχο κκλησας τος ν ποστσει τριν προσπων σοτμων κα σοδυνμων μαν κα τν ατν μολογοσι θετητα, Πατρς κα Yο κα γου Πνεματος · τοτους δ εναι τος κοινωνοντας Νικταρ ν Κωνσταντινουπλει ν Αγπτ δ Τιμοθ τ πισκοπ λεξανδρεις · ν δ τας ν τν ω κκλησαις, Διοδρ τ Ταρσο, κα Πελαγ τ πισκοπ Λαοδικεας τς Σρων · παρ δ σιανος μφιλοχ τ προσταμν τς ν κον κκλησας · ν δ τας παρ τν Πντον πλεσιν, π Βιθυνν μχρις ρμενων, λλαδ τ Καισαρεας, τς Καππαδοκν κκλησας πισκοπ, κα Γρηγορ τ Νσης, κα τρην τ Μελιτνης · ν δ τας περ Θρκην κα Εκοθαν πλεσι, Τερεντ τ Τομων, κα Μαρτυρ τ Μαρκιανουπλεως. – русс. пер. стр. 489. 2610 Cod. Theod. XVI, 1, 3: Episcopis tradi omnes ecclesias mox jubemus, qui unius majestatis atque virtutis Patrem et Filium et spiritum sanctum confitentur ejusdem gloriae, claritatis unius: nihil dissonum profana divisione facientes. Quos constabit communioni Nectarii episcopi Constantinopolitanae ecclesiae, Timothei necnon intra Aegyptum Alexandrinae urbis episcopi esse sociatos. Quos etiam in Orientis partibus Pelagio episcopo Laodiceae et Diodoro episcopo Tarsensi; in Asia necnon proconsulari atque Asiana dioecesi Amphilochio, episcopo Iconiensi et Optimo episcopo Antiocheni; in Pontica dioecesi Helladio episcopo Caesariensiet Otreio Melitino et Gregorio episcopo Nyssensi, Terentio episcopo Scythiae, Martirio episcopo Marcianopolitano communicare constiterit. Hos ad obtinendas catholicas ecclesias ex communione et consortio probabilium sacerdotum oportebit admitti. Omnes autem, qui ab eorum, quos commemoratio epecialis expressit, fidei, communione dissentiunt, ut manifestos hacreticos ab ecclesiis expelli, neque his penitus post hac obtinendarum ecclesiarum pontificium, faculstatemque permitti.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

По мнению Готофреда (примеч. к l. 3), это справедливее; если и было подчинение de facto, то как следствие – только узурпации. Ср. Лебедев. Op. cit. стр. 215–216. 1113 Rauschen. Op. cit. s. 104; Lübeck. Op. cit. s. 204, 212–215; Kattenbusch. Vergleichende Konfessionskunde, Freiburg. 1892, s. 85 и др. 1117 О значении префекта и его правах, см. Гидулянов, Op. cit. стр. 459–461. Хвостов, Op. cit. стр. 177. 1124 Рим, напр., на Никейском Соборе требовал, чтобы Иерусалимской Церкви отказали в иерархическом преимуществе. См. Lübeck. Op. cit. s. 222. 1136 Holl. Amphilochius von Ikonium in seinem Verhältniss zu den Grossen Kappadocien. Tübingen 1904, s. 40. 1141 На непосредственную связь Третьего канона со Вторым указывает частица “ μντοι” в начале Третьего канона. См. Lübeck. Op. cit. s. 202, anm. 2. Cp. Гидулянов. Op. cit. стр. 498, пр. 1. 1162 Cod. Theod. XVI, I, 3. Неудовлетворительность пересказа закона видна из следующего: 1) Сократ не упоминает Терентия, еп. Скифии, и Мармария, еп. Маркианополя; 2) Переставляет епископов; 3) Как бы приписывает поставление патриархов Собору, что, очевидно, ложно: Собором был назначен только Нектари й. См. примеч. Готофреда к закону. 1171 Эти пять диоцезов были следующие: 1. Египет; 2. Диоцез Восточный; 3. Диоцез Азийский. В него входила Asia proconsularis и Asiana, которые в гражданском отношении были разделены; 4. Диоцез Понтийский и 5. Диоцез Фракийский. Каждый из диоцезов распадался еще на несколько единиц или провинций, напр. в Египте было до десяти церковных округов. См. Гидулянов Op. cit. стр. 371–375, 379, 409–410, 420. 1176 См. Mommsen. Op. cit. s. 460–461; Бердников Op. cit. стр. 199–202. Противоположное мнение высказывает Суворов (Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период Вселенских соборов, Ярославль 1884 г., стр. 368). Он утверждает, что право убежища в христианских храмах развилось из права епископского ходатайства за осужденных. Правда, связь между этими двумя правами несомненна, но равным образом тождественна аналогия между правом убежища к языческим и христианским храмам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Приводимые в этой главе сведения не следует считать исчерпывающим тему библиографическим указателем. Тем не менее, названные здесь сочинения, монографии, статьи, издания и переводы в своей совокупности включают в себя всё наиболее существенное из существующей патрологической литературы о св. Мефодии и о его трудах.    Gremser. De Sancta Cruce. Ingolstadt, 1600.    Buchheit. Op. cit., S. 120—129.    Meursius. Varia divina. 1619, p. 91 sqq.    F. Combefis. Sanctorum patrum Amphilochii Iconiensis, Methodii Patarensis et Andreae Cretensis opera omnia. Paris, 1644.    Hese1er. Op. cit., S. 95 ff.    L. Allatius. S. P. N. Methodii Convivium X virginum et Diatriba de Methodiorum scriptis. Roma, 1656.    S. P. N. Methodii Convivium virginim. Nunc primum editum et Latinitate donatum a Petro Possino. Paris, 1657.    F. Combefis. Auctarium novissimum bibl. patrum. Т. I. Paris, 1672.    A. Gallandi. Bibliotheca veterum patrum. T. III.    A. Mai. Scriptorum veterum nova collectio. Т. VII.    J. P. Migne. Patrologia Graeca. Т. XVIII.    J. A. Sixt. Commentatio de Methodio. Altdorf, 1787.    A. Jahn. Symbolae in emendanda et illustranda S. Epiphanii Panaria. Berlin, 1860.    A. Jahn. S. Methodii opera. Accedit editoris S. Methodius platonisans. Halle, 1865.    G. Fritschel. Methodius von Olympus und seine Phylosophie. Leipzig, 1879.    J. B. Pitra. Analecta Sacra. Т. III (Vened, 1883), p. 612 sqq.    А. Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte. I Ausgabe, S. 649 ff; II Ausgabe, S. 783 ff.    F. Loofs. Leitfaden der Dogmengeschichte, III Ausg., S. 143 ff. R. Seeberg. Lehrbuch der Dogmengeschichte. I Ausg., S. 523 ff. W. M. Ramsay. Methodius Bishop of Olympus, p. 311 sqq. etc.    Th. Zahn. Sludien zu Justinus Martyr, S. 1—84.    A. Pankow. Methodius Bischof von Olympus. «Der Katholik», 1887, В. II, S. 1—28, 113—142, 225—250.    W. Meyer. Anfang und Ursprung der lateinischen und griechischen rythmischen Dichtung. München, 1885. E. Bouvy. Poètes et mélodes Nimes, 1886.    N. G. Bonwetsch. Methodius von Olympus. I. Schriften. Erlangen und Leipzig, 1891.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1895; J. Tixeront, Histoire des dogmes, t. II, 7 édit., 1924; J.F. Bethune-Baker, An introduction to thé early history of Christian doctrine, 1903. Срв. Hefele-Le clercque, Histoire des conciles, t. I, l, Paris 1906 (во французском издании ценные дополнения и примечания к этому замечательному, но отчасти устаревшему труду); H. M. Gwatkine, Studies in Arianism. 2 édit., 1900; A.E. Barn, The council of Nicaea,1925; A. D " Ales, La dogme de Nicée, 1926. O троическом богословии IV-ro века См. J. Kühn, Katholische Dogmatik, Bd. II, 1857; Th. Regnon, Etudes de théologie positive sur la S-te Trinité, 4 vols, 1892–1898; K. Holl, Amphilochius von Ikonium in seinem Verhältniss zu den grossen Kappadoziern 1904 (содержание книги много богаче, чем выражено названием). Срв. D. Petavii, De theologicis dogmatibus (1643–1650), новое издание, Baris-Ducis, 1864–1870, т.т. 2 и 3, – свод и систематический подбор текстов; см. еще G. Bullii, Defensio fidei Nicaenae (1685), ed. Oxon. 1827. O троической терминологии: F. B. Strang, The history of the theological term: substance, Journal of theol. studies, 1901, 1902; J. F. Bethune-Baker, The meaning of homoousios in the Constantinopolitan Creed, 1901 (­ Cambridge Texts and Studies, VII. 1); P. Gallier, L " homoousios de Paul de Samosate, Recherches de science religieuse, 1922; S. Schlossmann, Persona und Prosopon im Recht und im christlichen Dogma, Kiel, 1906; A. Michel, Hypostase, Dictionnaire de théologie catholique, t. VI, 2, 1921; P. Stiegele, Der Agennesiebegriff in der griechischen Theologie des IV-ten Jh., 1913 (­ Freiburg. Theol. Studien, Hf. 12). К учению o Св. Духе см. H.B. Swete, On the history of the doctrine of the procession of the Holy Spirit, 1876; J. Langen, Die trinittarische Lehrdifferenz, Bonn, 1876; Th. Schermann, Die Gottheit des Hl. Geistes nach den griech. Vätern des IV-ten Jhs., 1904 (­ Strassb. Theol. Studien, IV, 4–5). Из русской литературы следуеть указать: B.B. Болотов, Лекции ло истории древней Церкви, т. IV, Пгр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Greek Kosovo Force Reopens Damaged St. Uros Cathedral, Urosevac September 15, 2010 St. Uros Cathedral in Urosevac was one the religious sites affected by the fury of protestors who caused severe damage during the violent events of March 2004. A few days ago the bells of the Cathedral sounded again, thanks to the Greek Kosovo Force’s generous efforts to reopen the Church. The Commander of the Greek Kosovo Force Colonel George Chatzitheofanous related to officials that on September 11th, the Metropolitan of Montenegro and the Littoral Amphilochios (Amfilohije) officiated Divine Liturgy with other Serbian Priests, and a priest from Thessaloniki. The Divine Liturgy was attended by 150 Serbians and old residents of Urosevac who left during the war, and returned a few days ago from their permanent residences in Serbia. As noted by the Greek Colonel who was present at the Divine Liturgy along with other officials of the Greek Kosovo Force and Greek policemen of EULEX, the atmosphere was overwhelming. The construction of the Cathedral of St. Uros was completed in 1933 by architect Joseph Mihajlovic. It was the largest church in the city of Urosevac. The Cathedral was built in honor of the patron saint of the city; an ancient Serbian king who became a saint. During the calamitous events of March 2004, the church was taken over by Albanian demonstrators and suffered severe damage. The Greek Kosovo Force which guarded the Church had to withdraw under extremely difficult circumstances as it could not control the civilians. The cathedral of St. Uros has been closed since that time, and become overgrown and littered with barbed wire, piles of trash dirt, and rubble. This image of abandonment was exactly what the Greek Force wanted to change, and it gained many allies and helpers in this effort.  Regional bodies, the Mayor, the Imam, the Catholic Bishop and others assisted Colonel Chatzitheofanous. Additionally KFOR military priests, including an American Colonel, a Ukranian Colonel, and a German Lieutenant Colonel responded to this appeal, along with EULEX representatives and the OSCE. Greek Reporter 16 сентября 2010 г. ... Смотри также Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/39189.html

561 «τς νεργεας τρπον» (S. Basilius Caesariensis. Argumenta contra Arianos//PG 30. 857 B; PG 31. 913 D); «τν τρπον ατ... τν νεργειν» (Liber de Spiritu Sancto//PG 32. 104 D); «τρπον τς ργασας» (Moralia//PG 31. 729 А); «τρπον τς χρσεως» (Homiliae et sermones//PG 31. 365 D); « τρπος τς χορη­γας» (Adversus Eunomium//PG 29. 769 А). 563 «τρπος τς νανθρωπσεως» (Regulae brevius tractatae//PG 31. 1196 B); «τρπος ν σαρκ θετης» (Homilia in Sanctam Chiusti Generationem//PG 31. 1460). 564 Башкиров В., прот. Сын Божий – Сын Человеческий (Логос – тропос Христа в творениях преп. Максима Исповедника ). Жировичи, 2005. С. 13. Ссылаясь на эту работу, отметим, тем не менее, что «τρπος τς ποστσεως» вряд ли может переводиться в контексте каппадокийской мысли как образ ипостасного бытия. Хотя, при правильном расставлении смысловых акцентов, возможен перевод как образ ипостазирования. 565 «τρπος τς ποστσεως», см.: S. Basilius Caesariensis. Adversus Eunomium//PG 29. 548 A; S. Gregorius Nyssenus. Adversis Apollinarem//PG 45. 1256 В. Св. Григорий Нисский использует «τρπος τς πρξεως» для описания рождения Сына Божия от Пречистой Девы Марии в своем Опровержении на Аполлинария (см.: Башкиров В., прот. Сын Божий – Сын Человеческий. С. 23–24). 567 В контексте происхождения лиц в Троице: «τς πρξεως τρπον» (Contra Eunomium. Lib. I//PG 45. 316 С); «τρπος τς πρξεως το γου Πνεματος» (Homiliae et sermones//PG 31. 613 А); о труднопостигаемости образа существования Духа: «τρπου τς πρξεως του» (S. Basilius Caesariensis. Liber de Spiritu Sancto//PG 32. 152 B). 571 «πρξεως ον τρπος τ γννητος» (S. Basilius Caesariensis. Adversus Eunomium//PG 29. 681 АС). 572 S. Amphilochius Iconiensis. Sententiae et Excerpta//PG 39. 112 D: Πατρ, Yς κα Πνεμα τ γιον, τρπου πρξεως τουν σχσεως νματα; см. также: Prestige G. God in Patristic Thougth. P. 246. 574 Отметим, что в тварных существах при различении ипостаси и тропоса существования имеет место еще и их отличие в аспекте ограниченности тварного бытия. Тропосы бытия должны быть «усвоены» человеком, его личностью так, чтобы они определялись и задавались хозяином бытия и не подавляли его, как в случае одержимости неким страстным образом осуществления бытия. Ведь существуют как тропосы аскезы и созерцания, так и демонические тропосы. Существуют тропосы осуществления дородетелей (благобытия) и тропосы зло-бытия как недостатков добродетелей, что соответствует порокам. Так, для преп. Максима тропос «как моральный термин имеет и определенный отрицательный смысл», см.: Преп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г. И. Беневич. Изд. 1-е. СПб., 2007. С. 469).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Π. Κ. Ο Μγας Βασλειος. Θεσσαλονκη, 1978; idem. Βασλειος Καισαρεας//Ελληνικ πατρολογα. Θεσσαλονκη, 1989. Τ. 4. Σ. 20-104; Сагарда Н. И. Учение о Св. Троице св. Василия Великого//ЖМП. 1979. 1. С. 71-77; Hauschild W. D. Basilius von Caesarea//TRE. 1979. Bd. 5. S. 301-313; Скурат К. Е. Добродетели в духовной жизни человека по творениям св. Василия Великого: (Докл. на конф. в мон-ре Пендели, посвящ. творчеству свт. Василия [Афины, 1979])//Сб. ст. за 1979 г./МДА. С. 42-66. Ркп.; Fedwick P. J. The Church and the Charisma of Leadership in Basil of Caesarea. Toronto, 1979; idem. The Translations of the Works of Basil before 1400//Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic. Toronto, 1981. P. 439-512; idem. A Chronology of the Life and Works of Basil of Caesarea//Ibid. P. 3-19; idem. A Study of the Manuscript Tradition of the Works of Basil of Caesarea. Brepols; Turnhout, 1993-1999. (CC. Bibiloth. Basiliana Universalis; Vol. 1-4); Vog üé A. de. The Greater Rules of St. Basil: A Survey//Word and Spirit. Still River. (Mass.), 1979. Vol. 1. P. 49-85 (на франц.: Les Grandes Règles de St. Basile: Un survol//Collectanea cisterciensia. 1979. T. 41. P. 201-226); Amand de Mendieta E., Rudberg S. Y. Basile de Césarée. La tradition manuscrite directe des neuf homélies sur l " Hexaéméron. B., 1980. (TU; 123); Barringer R. The Pseudo-Amphilochian Life of St. Basil//Theologia. 1980. Vol. 51. P. 49-61; Ledoyen H. St. Basile dans la tradition monastique occidentale//Irénikon. 1980. Vol. 53. P. 30-45; Girardi M. Nozione di eresia, scisma e parasinagoga in Basilio di Cesarea//Vetera Christianorum. Bari, 1980. T. 17. P. 49-77; idem. Note sul lessico esegetico di Basilio di Cesarea//Ibid. 1992. Vol. 29. P. 19-53; idem. Basilio di Cesarea interprete della Scrittura: lessico, principi ermeneutici, prassi. Bari, 1998; Durand G. M. de. Un passage de III-e livre contre Eunome de St. Basile dans la tradition manuscrite//Irénikon. 1981. Vol. 54. P. 36-52; idem. Etat de la tradition du Contre Eunome// Basile de C é sar é e.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Du-Pin 211 , а за ним и Cave 212 говорят, что по стилю она не может быть отнесена к произведениям Астерия Амасийского . Правда, стиль этого слова несколько отличен от других произведений Амасийского епископа. Но эта особенность языка и изложения находит для себя удовлетворительное объяснение в характере произведения. Это, ведь, не церковное поучение, а краткое риторическое упражнение. Да притом, это различие в стиле и не настолько велико, чтобы иметь решающее значение в вопросе о принадлежности этого слова св. Астерию. Напротив, именно стиль дал основание одному знатоку древней церковной литературы патриарху Фотию приписать это слово Астерию Амасийскому . По мнению Фотия, язык и стиль этого описания иконы Евфимии имеет сходство с описанием глаза в речи о слепорожденном 213 ; это слово читалось, как слово Астерия, на Седьмом Вселенском Соборе, в деяниях – четвертом, шестом и восьмом 214 . Его знают между произведениями Астерия Амасийского : неизвестный автор Amphiloch. Quaestiones 215 и папа Адриан II-й 216 . После таких исторических свидетельств „всякое сомнение относительно подлинности этого слова должно считать неправильным» 217 . И вообще „нельзя разумно сомневаться в том, что это слово принадлежит св. Астерию, епископу Амасийскому» 218 . Несправедливому также сомнению подвергается принадлежность св. Астерию и следующего по счету у Миня 219 , двенадцатого слова Амасийского епископа. Это – его „ Похвальное слово в день святого первомученика Стефана.» Это слово было произнесено Астерием в день чествования раба Божия, – чествования „следовавшего за Богоявлением» 220 , т. е. Рождеством Христа, значит, 27 декабря. Эту речь приписывают: то св. Григорию Нисскому , то Проклу Константинопольскому . Между произведениями последнего она сначала и была издана Винцентием Риккардом. Но уже сам издатель, как говорит Комбефиз 221 , заметил, что с произведениями Прокла это слово не имеет ничего общего. Поэтому Комбефиз в своем Nov. Auctar. издал его между произведениями Астерия Амассийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

186 В целом проблема рассматривается в работе: Taft R.F. Russian Liturgy, а Mirror of the Russian Soul//Studi albanesi. Studi e testi VI. Флоренция, 1986. P. 413–435. (См. также русский перевод «Русская литургия: зеркало русской души»//Страницы. 1997. 2. С. 565–585). 188 Например, Taft R.F. Hours. Ch. 17; id, Beyond East and West. Ch. 3, 8, 9; id. Eastern-Rite Catholicism. 189 Jungmann J. A. The Defeat of Teutonic Arianism and the Revolution in Religious Culture in the Early Middle Ages, в его же кн.: Pastoral Liturgy. New York, 1962. P. 1–101. Об этом же культурном сдвиге более подробно см. в новой работе: Russel J. C. The Germonization of Early Medieval Christianity. New York/Oxford, 1994. 191 См. Gugerotti C. I riti di ordinatione e la Cilicio armena//OCA. Rome, в печати (на апрель 1997 г. – М. Б.) 194 Некоторые из этих текстов приведены и разобраны в статье Taft R.F. The Precommunion Elevation of the Byzantine Divine Liturgy//OCP. 1996. 62. P. 15–52, особ. 28–29, 32–36. 197 Vita S. Stefani sabaitae Thaumaturgi Monachi=Halkin F. Bibliotheca hagiographica Craeca//SH. 8a. 3rd ed. Brussels, 1957. P. 1670: Acta Sanctorum., Antwerp./Paris/Rome/Brussels: SB, 1643–1910. 13 Julii, 3:504–584, также 506. 198 PG 114, 1113. Более ранний вариант той же легенды можно найти в апокрифе VIII–IX вв. Псевдо-Амфилохия: In vitam et mirocula S. Basilii 9/Combéfis F. (ed.)//SS. Patrum Amphilochii Iconensis, Methodii Patarensis, et Andreae Cretensis opera omnia. Paris, 1644. P. 183=CpG 3253. 199 Oudot J. Patriarchatus Constantinopolitani acta selecta, 2 vols.//Fonti codificazione canónica orientale. Serie II. Fasc. III–IV. Vatican, 1941/Grottaferata, 1967. I, 18. 200 Laurent. P. 116–142, особ. 134, строки 292–304; вариант – 141–142; cp. Taft R.F. Precommunion Elevation. P. 40–41. 204 Taft R.F. The Fruits of Communion in the Anaphora of St. John Chrysostom//Psallendum. P. 275–302, особ. 290–297. 205 Taft R.F. Communion via Intinction/Wainwright GWesterfeld Tucker K. (eds.)//Soli Deo gloria. Essays to Recognize the Lifés Work of Wiebe Vos=SL. 26. 1996. P. 225–236.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

The miracles and visions of Blessed Macarius are recorded in a book by the presbyter Rufinus, and his Life was compiled by Saint Serapion, bishop of Tmuntis (Lower Egypt), one of the renowned workers of the Church in the fourth century. His holy relics are in the city of Amalfi, Italy. Troparion — Tone 1 Dweller of the desert and angel in the body/you were shown to be a wonder-worker, our God-bearing Father Macarius./You received heavenly gifts through fasting, vigil, and prayer:/healing the sick and the souls of those drawn to you by faith./Glory to Him who gave you strength!/Glory to Him who granted you a crown!/Glory to Him who through you grants healing to all! Kontakion — Tone 4 The Lord truly placed you in the house of abstinence,/as a star enlightening the ends of the earth,/Venerable Macarius, Father of Fathers. The Orthodox Church in America 1 февраля 2017 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Предыдущий Следующий Смотри также St Gregory the Wonderworker of Neocaesarea St Gregory the Wonderworker of Neocaesarea Commemorated on November 17/30 Saint Gregory the Wonderworker, Bishop of Neocaesarea, was born in the city of Neocaesarea (northern Asia Minor) into a pagan family. Having received a fine education, from his youth he strived for Truth, but the thinkers of antiquity were not able to quench his thirst for knowledge. Truth was revealed to him only in the Holy Gospel, and the youth became a Christian. St. Savva the Sanctified and His Return to the Holy Land in 1965 St. Savva the Sanctified and His Return to the Holy Land in 1965 Commemorated December 5/18 When he was seventeen years old he received monastic tonsure, and attained such perfection in fasting and prayer that he was given the gift of wonderworking. St. Basil the Great, Archbishop of Cæsarea in Cappadocia St. Basil the Great, Archbishop of Cæsarea in Cappadocia Saint Basil the Great, Archbishop of Caesarea in Cappadocia, “belongs not to the Church of Caesarea alone, nor merely to his own time, nor was he of benefit only to his own kinsmen, but rather to all lands and cities worldwide, and to all people he brought and still brings benefit, and for Christians he always was and will be a most salvific teacher.” Thus spoke St Basil’s contemporary, St Amphilochius, Bishop of Iconium. © 1999-2016 Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/100536.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010