Leiden; Boston, 2008; Kelley F. E. Ockham: Avignon, Before and After//From Ockham to Wyclif/Ed. A. Hudson, M. Wilks. Oxf., 1987. P. 1-18; Freppert L. Basis of Morality According to William Ockham. Chicago, 1988; Perler D. Prädestination, Zeit und Kontingenz: Philos.-hist. Untersuch. zu Wilhelm von Ockhams «Tractatus de praedestinatione et de praescientia Dei respectu futurorum contingentium». Amst., 1988; idem. Theorien der Intentionalität im Mittelalter. Fr./M., 20042 (рус. пер.: Перлер Д. Теории интенциональности в средние века/Пер.: Г. В. Вдовина. М., 2016); Tachau K. H. Vision and Certitude in the Age of Ockham: Optics, Epistemology, and the Foundations of Semantics, 1250-1345. Leiden etc., 1988; Etzkorn G. Ockham at a Provincial Chapter, 1323: A Prelude to Avignon//AFH. 1990. Vol. 83. P. 557-567; Schulthess P. Sein, Signifikation und Erkenntnis bei Wilhelm von Ockham. B., 1992; Michon C. Nominalisme: La théorie de la signification d " Occam. P., 1994; Leppin V. Geglaubte Wahrheit: Das Theologieverständnis Wilhelms von Ockham. Gött., 1995; idem. Wilhelm von Ockham: Gelehrter, Streiter, Bettelmönch. Darmstadt, 20122; Pasnau R. Theories of Cognition in the Later Middle Ages. Camb., 1997; Wood R. Ockham on the Virtues. West Lafayette (Ind.), 1997; The Cambridge Companion to Ockham/Ed. P. V. Spade. Camb., 1999; Maurer A. The Philosophy of William of Ockham in the Light of Its Principles. Toronto, 1999; Spade P. V. Ockham " s Nominalist Metaphysics: Some Main Themes//The Cambridge Companion to Ockham. 1999. P. 100-117; Апполонов А. В. Жизнь и творчество Уильяма Оккама// Оккам. Избранное. 2002. C. VII-XLVII; McGrade A. S. The Political Thought of William Ockham. Camb., 2002; Schr ö cker H. Das Verhältnis der Allmacht Gottes zum Kontradiktionsprinzip nach Wilhelm von Ockham. B., 2003; Panaccio C. Ockham on Concepts. Aldershot, 2004; Shogimen T. Ockham and Political Discourse in the Late Middle Ages. Camb., 2007; Friedman R. L. Medieval Trinitarian Thought from Aquinas to Ockham.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

Сын Вардесана Гармоний, из Эдессы, последовал по его стопам. Говорят, что он изучал философию в Афинах. Он разделяет с Вардесаном (как мы уже отмечали) славу родоначальника сирийской гимнологии. §127. Маркион и его школа I. Иустин Мученик : Apol. I, с. 20, 58. Он написал также специальный труд против Маркиона, который не дошел до нас. Ириней: I. 28. IV. 83 sqq. и еще несколько отрывков. Он также хотел создать специальный трактат против Маркиона (III. 12). Тертуллиан : Adv. Marcionem Libri V. Ипполит: Philos. VII. 29 (ed. Duncker and Schneidewin, pp. 382–394). Епифаний: Haer. XLII. Филастрий: Haer. XLV. Армянский рассказ Еснига в его «Погибели еретиков» (V век), перевод – Neumann, в «Zeitschrift für histor. Theologie», Leipzig, vol. IV, 1834. Есниг придает маркионитству более мистический и спекулятивный характер, чем ранние отцы церкви, но не утверждает ничего такого, что не могло бы быть согласовано с их позицией. II. Neander (слишком благосклонное отношение), Baur (I. 213–217), Möller (Gesch. der Kosmologie, 374–407), Fessler (b Wetzer and Welte, VI. 816–821), Jacobi (b Herzog, V. 231–236), Salmon (в Smith and Wace, III. 816–824). Ad. Hilgenfeld: Cerdon und Marcion, в его «Zeitschrift für wissenachaftl. Theol.» Leipz. 1881, pp. 1–37. III. О критических проблемах, связанных с каноном Маркиона, и о сопоставлении его искаженного Евангелия от Луки с подлинным Евангелием от Луки см. в работах о каноне, критических введениях, а особенно в Volkmar: Das Evangelium Marcions, Text und Kritik (Leipz. 1852), и Sanday: The Gospels in the Second Century (London 1876). В этих двух трудах последовательно доказывается (вопреки более раннему мнению Баура, Ритчля и автора «Supernat. Rel.») приоритет канонического Луки. См. также т. I, §82, о подлинности. Маркион был самым искренним, самым практичным и самым опасным среди гностиков, полным энергии и жажды реформ, но беспокойным, грубым и эксцентричным. Его учение отдаленно соотносится с современными проблемами библейского критицизма и канона. Он предвосхитил рационалистическую оппозицию Ветхому Завету и пастырским посланиям, но весьма произвольным и недобросовестным образом. Он видел в Библии только поверхностные противоречия, но не видел ее более глубокой гармонии. Он отвергал языческую мифологию других гностиков и считал христианство единственной истинной религией; он меньше внимания уделял теории и больше – вере. Но он был полностью лишен исторического чутья и считал христианство пребывающим в радикальном конфликте со всеми предыдущими Божьими откровениями; как будто Бог пренебрегал миром в течение тысяч лет, а потом вдруг явился в облике Христа. Он представляет крайнюю антииудейскую и псевдопавловскую тенденцию, а также магический сверхнатурализм, который, в фанатическом стремлении к чистоте изначального христианства, сводит на нет всю историю и превращает Евангелие во внезапное, неестественное, призрачное явление.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

196 См. выше. 197 Pitra, Analecta, 33 et 166. 198 Ibid., XXXIII. 199 Визант. Временник, 1900, стр. 43 и Pitra, XXXIII. 200 Die Akrostichis in d. griechisch. Kirchenpoesie (из Sitzungsberichten d. philos. philolog. Klasse d. Kgl. Bayerisch. Akademie d. Wissenschaft. 1903, Η . IV), S. 588. 201 Pitra, цит. изд., 284. К. Krumbacher, Romanos und Kyriakos (Sitzungsberichten, 1901, Η . V). S. 726. 202 Ibid., 707. 203 Les melodes Cyriaque et Theophane le sicilien. Echo d " Orient, 1901, p. 282. 204 Цит. соч., 724. 205 Ibid. 721. 206 Ibid., 736; Pitra, 92. 207 Pitra, 92; Delehaye, SynaXarium, 96. 208 Цит. соч., 700—701. 209 Ibid., 700. 210 Ср. П. Цветков, Песни св. Романа Сладкопевца на страстную седмицу,1900 , стр. 136. 211 Цит. соч., 706. 212 Akrostichis, 559—587. 213 Pitra, 460, 35, 53, 61, 579, 473, 477, 101 и Akrostichis, S. 658: из них вполне изданы лишь 2, 3, 4 и 9. Из кондака на четверток 5-ой седмицы изданы лишь вступительная строфа и первая. У П. Цветкова переведены кондаки в. пятка (170) и крестопоклонной недели (183). 214 Pitra, 44. 215 Krumbacher, Studien zu Romanos (Sitzungsberichte, II, 1), 1898, S. 135; Pitra, 68; П. Цветков, 49 и 76. 216 Krumbacher, Umarbeitungen bei Romanes (Sitzungsberichte, II. 1), 1899, S. 45,99; Pitra, 77; Цветков, 92 и 110. 217 Pitra, 85; Цветков, 121. 218 См. примеч. 74, Цветков, 136. 219 Pitra, 107; Studien, 114; Цветков, 153. 220 Pitra, 116; Цветков, 198. 221 Pitra, 451. 222 Byzant. Zeitschrift, 1906. S. 2. 223 Цит. изд., 147. 224 Св. Косма воспевает в ряду прочих дней всю предпасхальную седмицу, начиная от чуда над божественным Лазарем, за исключением той ночи, в которую произошли предание Господа и суд над Ним, ибо для этой ночи трипеснец составил Софроний иерусалимский». Αναλεκτα , IV, 1897, σ .336. 225 Ibid., 336—7. 226 Corpus script, lat., XXXIX, 86—87. 227 Из древних евангелий оставлены лишь первое, отчасти — шестое (3) и седьмое (2 и 4). 228 Вот начала этих песнопений: III антиф., 2 троп.: %-Д[Июдеискы сборъ ги  (есть и в типогр. триоди IV, 2: %-Д[Днсе волеи на страсТ приходить; VI, 2: %-Д[Днесъ спсъ и гъ безаконномъ предаеться; 5: %-Д[Гл аше спсъ своимъ о_ученикомь; сед.: г . %-Д[Вл кои рикама нозё wмыbaeмъ июда; VII, 2: %-Д[Страха ради июдейска (см. первый тропарь 3-го часа в. пятка); X, 3: %-Д[Сщ енни о_удариши тя. тваръ въстрясеся; второй седален после 12 антиф.: %-Д[Вьскрес wm мртъ. Ужасеся небо зря тебе сидима.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

1 Ср. и Rev. Alexander Eagar, St. Luke’s Account of the Last Supper: a Critical Note on the Second Sacrament в «The Expositor» 1908, IV, p. 353: «Pharisees were simply Jewish Stoies». 2 Ср. Prof. Rudolf Eucken, Geschichte der philosophischen Terminologie im Umriss (Lpzg. 1879), s. 43, 2 . 3 Rev. Edw. L. Hicks, Traces of Greek Philosophi and Roman Law in the New Testament, p. 16–17. 5 См. Rev. Edw. L. Hicks, Traces of Greek Philosophi and Roman Law in the New Testament, р. 14. 7 О соотношении Фплона со стоиками вообще см. Dr. Paul Henisch, Der Einfluss Philos auf die älteste christliche Exegese в Alttestamentliche Abhandlungen herausg. von Prof. Dr. J. Nikel, Heft ½ (Münster i. W. 1908), s. 29; Henri Lesétr, Art. «Philon» в Dictionnaire de la Bible par F. Vigouroux IV (Paris, 1908), col. 304; Emile Brehier, Ideesphilosophiques et religieuses de Philon d’Alexandrie (Paris, 1908), р. 293 (что для Филова философия – это стоицизм); Louis Talmont, Philon et la pensée chrétienne primitive в «Revue Augustinienne» VII, 70 (15 Janvier 1908), р. 13 suiv.; касательно особой близости к Посидонию см. у Mathilda Apelt, De rationitus quibusdam quae Philoni Alexandrino cum Posidonio intercedunt, (Lipsiae 1907), р. 92 sqq. Частные пункты сходства: о мирообразовании, где больше платонизма (Éт. Bréhier, op. cit., p. 78), в логологии, в которой переплетаются стоицизм, Гераклит и Платон (Éт. Bréhier, op. cit., p. 84, 87; Р. Heinisch, ор. cit., s. 138), о πνεμα (Éт. Bréhier, op. cit., p. 133–134), в космологии (р. 158) и в морали (р. 252 suiv.; J. Tixeront, Histoire des dogmes, I, Paris 4 1906, р. 57). 9 Prof. Carl Steinhart, Art. «Philo» в Real-Encyclopädie der classischen Wissenschaften von Pauly-Walz-Teuffel V (Stuttgart 1848), Sp. 1516. 10 См. о независимости св. Апостола Павла от Филона в учении о Боге и о Духе Св. у V. Ermoni, la teologia di san Paolo в «Rivista storico-cratica delle scinze teologiche» II, 12 (Decembre 1906), р. 899–902; III, 6 (Giugno 1907), р. 417–419. 11 О разности апостольскаго учения о Логосе от стоицизма см. и Prof. Dr. Reinhold Seeberg , Lehrbuch der Dogmengeschichte I (Lpzg 2 1908), s. 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

122 Сирское «Sûlqâ» значит «Вознесение» (у армян имя «h αμβαдз ουμν», Хамбардзумн, тоже значит «Вознесение»); еще более обычное сирское имя «Denâ» значит « πιφνια», «Богоявление». 123 Г. Мирза Юсуф-хан [бар-]Арсеньюс любезно сообщил мне, что родом из Хусрава и Павел Беджан, Paul Bedjan «р. d. l. m. (­prêtre de la mission, presbyter Congregationis Missionis sec non Puellarum Charitatis), а в настоящее время и «Consulteur de la S[acra], C[ongregatio]. de la Propagande», энергичный издатель сирских текстов (напр., его «Acta Martyrum et Sanctorum», сборник, представляющий в астоящее время уже 7 томов in-8– vo ). 124 Это «исповедание веры» потом перешло и в напись на гробнице Элии и с некоторыми вариантами повторялось в надгробных написях его преемников. Основные христологические термины несторианского вероисповедания читаются, впрочем, уже на гробнице Шимъона VIII. Ассемани получил от маусильского «Codsus diaconus» копии пяти надгробных написей «diligenter descripmas» и издал их в В. Or. III, 2, рр, 948. 949. А в октябре 1896 г. в Sitzungsberichte d. k. preussischen Akademie d. Wiss. zu Berlin (philos.-hist. Classe, XLI) изданы «Aramäisch Inschriften» von Eduard Sachau, в том числе и несколько из монастыря «Rabban Hormizd» [иначе: ,,Rabban Hôrmûz“], копии с которых доставил ему аббат Шмуель Джемиль, воспитанник римской пропаганды. Профессору Захау, видимо, осталось неизвестно (S. 1059­9), что самый текст некоторых из этих написей уже издан у Ассемани (Захау цитует только «В. Or. III [I], р. 621fi», где эти написи «sind erwähnt»). Из сличения этих двух изданий видно, что «Codsus diaconus» не только не пекся о дипломатической точности в копировке [напр., в приведенной выше выписке вм. kynîn и qnûmîn Джемиль читает kyn и qnûm], но отличался неисправимой склонностью пересказывать тексты написей своими словами. Он, напр., сообщил, что Элия скончался «в месяце ияре 1902 года ионийскаго» [в мае 1591 г. по р. Хр.] «и управлял кафедрою пятнадцать лет». На этом основании Ассемани логично заключил, что предшественник Элии скончался в 1576 г., и Abbeloos-Lamy писали: «Элия VI с 1559 † 1576, Элия VII с 1576 † в мае 1591».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Писатели-богословы, желавшие дать популярность и распространение своим особливого рода воззрениям или же противодействовать вредным учениям в народе, для достижения своей цели прибегали к поэтическо-песенной форме, чего, как известно, в наше время не делается. Так Арий «писал корабельные, мельничные и путевые песни» (по образцу какого-то Сотада), составлял и другие подобные сочинения и придавал им напевы, сообразные с известными родами занятий людей, чтобы приятностью напева привлечь народ к своему учению» (Philos-torgii. Hist. eccles. II, 2). А Ефрем Сирин составлял народные стихотворения, чтобы противодействовать ереси Вардесана и Маркиона. Василий Великий хотел было посвятить свои досуги составлению дневника, такого произведения, образцов которого до нас, кажется, совсем не дошло от древности, но досугов у него оказалось мало и он должен был, к сожалению, отказаться от своего намерения. Василий говорил: «так много у меня дел (событий) и так они необычайны, что нужно было бы вести ежедневную историю, которую и составил бы я, если бы непрерывность самих событий не отвлекала моих мыслей от этого намерения» (VII, 175. К Евсевию Самосат.). По суждению древних христианских ученых, сочинение для достижения своей цели, наставить и вразумить читателя, должно быть чуждо монотонности и быть занимательно Исидор Нелусиот рассуждал: «так как однообразные рассуждения и увещания некоторым образом приводят в утомление душу у людей рассеянных (для них приятной кажется всякая перемена в образе изложения), то нужно в сочинениях растворять строгость привлекательностью» (III, 409. К грамматикам). Тот же христианский ученый сильно вооружается против искусственности в изложении сочинений. Он находит, что «затемняющие истину искусственностью слов гораздо более жалки, нежели вовсе ее не постигающие» (II, 244. Схоластику Ирону). Замечательно, к числу наиболее трудных по выполнению литературных произведений относили в христианской древности переводы с греческого на латинский язык и наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

62 Alt, цит. соч., II, 272—5. 63 pp. 305,312—325. 64 Abhandlung. d. historisch philolog. Classe d. konigl. Gesellsch z. Wissen — schaft Gotting. XXIV, 1879. Cp. Malan, The Holy Gospel... as used in the coptic church, 1874. pp. 48 — 52. 65 Mai, Scriptorum veterum nova collectio, IV, 1831, pp. 24—26. 66 А. Дмитриевский, описание, 1,115. 67 См. дониконовские издания Следов, псалтири. 68 Г. Кедрин. PG 121, col. 1033. 69 Син. триодь и Орбельская [В оригинале сноска в тексте отсутствует. — прим. переиздателя] 70 D. Akrostichis in d. griechischen Kirchenpo§sie, 1904, S. 580—1 (см. также Sitzungsberichten d. philos.philol. u. d. histor. Klasse d. Kgl. Bayer. Akademie d. Wissenschaften, 1903, Η IV). 71 PG 72, col. 185; 85,1, col. 299. 72 Maclean, цит. соч., 264, а также Missale chaldaicum, Romae 1767. 73 Alt, цит. соч. II, 225—80. 74 А. Дмитриевский, Описание, I, 142—118; ср. студийский устав XII в. Типографской библиот. 1206 у И. Мансветова «Церковный устав» 1885, стр. 382. 75 PG. 44, col. 736. 76 Сергий, Месяцеслов, И, 74. 77 PG. 39, col. 1822—39. 78 «Нужно ли говорить о том, сколько всяких мучений выдумал этот безбожник на христиан? Разрезание животов, вспарывание внутренностей, тяжкое битье палками, сдирание кожи, выкалывание глаз, вырывание зубов, переломы ног, разнообразные и хитро придуманные способы сожжения на огоне, сковороды, котлы, вертела, жаровни, — и сколько других смертных орудий приложил он к христианам!» Автор слова забыл даже о войне Юлиана с персами: «у него (т. е. Юлиана) не было никакой заботы о том, чтобы покорять племена, побеждать варваров и разрушать неприятельские города, — все это он считал делом ничтожным и бесполезным. Главным делом для него было — губить христиан, разрушать их веру н презирать Бога.» 79 Нектарий был избран на константинопольскую кафедру уже в пожилом возрасте (Созомен VII, 8). 80 Α. Παπαδπουλος-Κεραμες , εροσολυμιτικ Βιβλιοθκη , Π , 1894, σ . 483. 81 Евергетидский типик, А. Дмитриевский, Описание, 1,538. 82 Сергиий, Месяцеслов, II, 77 и 99.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

K. N. Σϑας. Μεσαιωνικ βιβλιοϑκη. Βεντ.Παρσ., τ. V (1876). Ph. Schaff. Geschichte der alten Kirche. Leipz. 1867. K. Schenk. Kaiser Leo III. Halle. 1880. – K. Leos III Walten im Innern в Byzanm. Zeitschr. В. V (1896), 257 ff. St. Schiwietz. De s. Theodoro Studita reformatore monachorum Basilianovum dissertatio. Vratisl. 1896. – Das morgenländische Mönchtum. Mainz. 1904. Fr. Chr. Schlosser. Geschichte der bilderstürmend. Kaiser d. oström. Reichs. Frankf. 1812. G. Schlumberger. Les iles des Princes. Par. 1884. G. A. Schneider. Der heilige Theodor von Studion. Sein Leben und Wirken. Münst. 1900 (Kirchengeschichtliche Studien. V, 3). M. Schröckh. Christl. Kirchengeschichte. В. XVII (Leipz. 1792) и XXIII 1796). K. Schwarzlose. Der Bilderstreit, ein Kampf der griech. Kirche um ihre Eigenart und um ihre Freiheit. Gotha. 1890. Socrates. Historia eccles. – Migne Patrol. c. gr. ser. t. LXVII. Sozomenus. Historia eccles. – Migne Patrol. c. gr. ser. t. LXVII. Fr. Spanhemius. Historia imaginum restituta. Lugd. Batav. 1686. – Historia eccles. в Opera Spanhemii. Lugdun. Batav. 1701, t. I. Stephanus diac. Vita Stephani Junioris. – Migne Patrol. c. gr. ser. t. C. Στφανος. Сборник посвящ. проф. В. Ф. Соколову. Спб. 1895. Symeon Mataphrattes (?). Vita Theophanis Confess. в Theophanis Chronogr. ed. De Boor, vol. II, 312. – Vita s. Joannicii. – Migne Patrol. gr. ser. t. CXVI. – Vita Theodori Grapti. – Migne Patrol. gr. s. t. CXVI. Synaxarium ecclesiae Constp. e codice Sirmondiano nunc Berolinensi 219 (и других рукоп.) edit. а H. Delehaye в Propylacum ad Acta sanct. Novembris, Brux. 1902. Σνοψις χρονικ (неизвестного) в Σϑα Μεσαιων. βιβλιοϑκη, τομ. VII. Tarasius patr. constp. Opera. – Migne Patro1. gr. s. t. XCVIII. Theodora Raulena Cantacusen. Vita Theophanis et Theodori Graptorum в ΠαπαδοπολουΚεραμως. νλ. ερος. σταχυολ. IV, 185223. Theodoretus. Eccles. historia. – Migne Patrol. c. gr. ser. t. LXXXII. – Др. творения, t. LXXXLXXXIV. Theodorus Protoasecreta. Laudatio s. Theophanis Confess. в Sitzungsberichte philos.philolog. und histor. Classe der Akademie der Wissensch. zu München. Jahrg. 1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

I. Lehre von der Idee. Giessen. 1840 (535–632). 3)Lehre des J. Sc. Er. fiber das menschliche Erkennen mit Rflcksicht auf einschlflgige Theorien frflherer und spflterer Zeit (Zeitschr. far Theol. v. Hug u. a. 1840. H.2, S. 239). C. Hock. J. Sc. Erigena. Ein Beitrag zur Geschichte der christl. Philosophie mit besonderer Rflcksicht auf die Darstellungen von Hjort und Staudenmaier (Bonner Zeitschr. Иг Philos, u. kathol. Theol. 1835. H. 16, S.33). С. B. Schluter. Praefatio editionis cuititulus: J. Sc. Erigenae De divisione naturae libri V. Monasterii Guestph. 1838. (cf. Migne. Patrologiae cursus, S. l. 1.122, c. 101–126). F. Ch. Baur. 1) Die christl. Lehre von der VersOhnung in ihrer geschichtlichen Entwicklung von der flltesten Zeit bis auf die neueste. Tobingen. 1838 (118–141). 2) Die christl. Lehre von der Dreieinigkeit und Menschwerdung Gottes in ihrer geschichtl. Entwicklung. II. Tflbingen. 1842 (303–334). A. Helfferich. Die christl. Mystik in ihrer Entwickelung und in ihren Denkmalen. III. Gotha. 1842 (179–254; 53–126). O. Gruber. Erigena. Artik. in Ersch u. Gruber " " s Allgemeine Encycl. der Wissenschaften und Kflnsten. I Section. Th.37. 1842. (S.82–99). E. Mylius. Sc. Erigena. Partic. Ï quid Sc. Er. de malo docuerit, dissertatiuncula. Halae. 1843. H. Ritter. 1) Geschichte der Philosophie. В. VII (Gesch. der christl. Philos. В. III). Hamburg. 1844 (206–296). 2) Die christliche Philosophie nach ihrem Begriff, ihren Sussem Verhaltnissen und in ihrer Geschichte bis auf die neuesten Zeiten. B. I. Gottingen. 1858. (459–471). N. Mailer. J. Sc. Erigena und seine Irrthflmer. Mainz. 1844. A. Torstrick. Philosophia Erigenae ex ipsius principiis delineata. Particula prima Trinitatis notionem complectens. Gottingae. 1844. (Anonymus). De J. Sc. Erigena commentatio auctore anonyme. De vita et praeceptis J. Sc. Erigenae. Bonnae. 1845 (cf. Migne, s. l. 1.122, c. 1–88). H. J. Floss. 6 A. Kreutzhage. Mittheilungen Qber den Einfluss der Philosophie auf die Entwickelung des innern Lebens.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Leipzig, Hiersemann, 1937. 147 S. Taf. (Die ilium. Handschr. u. Inkun_ d. Nationalbibl. in Wien, T. 4, 1). Buberl, P. und Gerstinger, H. Die byzant. Handschriften. 2. Die Handschriften d. 10–18 Jh. Leipzig, Hiersemann, 1938. 186 S. 52 Taf. (Die ilium. Handschr. u. Inkun. der Nationalbibl. in Wien, T. 4, 2). Lake, K. a. Lake, S. Dated Greek minuscule manuscripts to the year 1200. VII–IX. Boston, Mass., Amer. Academy of Arts and Sciences, 1937–1938. VII. Manuscripts in Rome, part I, 1937. 17 p., 7 ill., tabl. 453–525. VIII. Manuscripts in Rome, part II, 1937. 16 p., 8 ill., tabl. 526–602. IX. Manuscripts in Rome, part III, in Messina, in Naples and in London. 1938. 16 p., 8 ill., tabl. 603–673. Mercati, G. Codici latini Pico Grimani Pio e di altra biblioteca ignota del secolo XVI esistenti nell’Ottoboniana e i codici greci Pio di Modena con una digressione per la storia dei codici di S. Pietro in Vaticano. Città del Vaticano, 1938. XII, 331 p., VII tav. (Studi e testi, 75). Mercati, G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ed altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. Città del Vaticano, Biblioteca Apostolica Vaticana, 1931. XII, 548 p., tav. 130 lit. (Studi e testi, 56). Till, W. u. Sanz, P. Eine griech.-koptische Odenhandschrift. (Papyrus copt. Vindob., K. 8706). Rom, Päpstl. Bibelinstitut, 1939. 112 S., 2 Taf. Dölger, F. Der Titel des sog. Suidaslexikons. München, Beck, 1936. 37 S., 1 Taf. (S.-B. d. Bayer. Akad. d. Wiss. Philos.-hist. Abt. H. 6). Peradze, G. Dokumente, welche die Frage der Entdeckung und des Textes des Sinai-Codex betreffen. Warschau, Drukarnia Synodalna, 1934. 28 S. Milne, Н. J. М. a. Skeam, Т. С. Scribes and correctors of the Codex Sinaiticus. London, British Museum, 1938. X1J, 112 p., 66 tab. Mariès, L. Etudes préliminaires à I’édition de Diodore de Tarse sur les Psaumes. Paris, Belles-Lettres, 1933. 184 p. Sbordone, F. Ricerche sulle fonti e sulla composizione del «Physiologus» greco.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010