31 Ministrae назывались служанки при храме Весты. О постоянных сношениях Вифинии с Римом см.: Ramsay W. М. The Church in the Roman Empire before A. D. 170. L., 1893. P. 10 sqq., 255 sqq.; Zschamack L. Der Dienst der Frau in den ersten Jahrhunderten der christlichen Kirche. Göttingen, 1902. S. 145. Anm. 1. 32 Последнего мнения держится А. Гарнак в своем новом исследовании (Нагпаск A. Entstehung und Entwickelung der Kirchenverfassung. Leipzig, 1910. S. 94). Cf.: Harnack A. Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. 2. Aufl. Leipzig, 1906. S. 106. 36 Tert. De virg. vel. 9: Non permittitur mulieri... sacerdotalis officii sortem sibi vindicare. 37 Ignat, ad Smirn. 6 (рус. пер.: Писания мужей апостольских. СПб., 1885. С. 304); Ad Polycarp. 4 (Там же. С. 309); Polycarp. Ad Phil. 4 (Там же. С. 323); Herm. II. 4; Clement. Нот. XI. 36; Recogn. IV. 15; Clem. Alex. Paed. III. 12; Orig. In Eang. Iohann. Horn. 17; In les. Horn. 6. 39 Χρα λεγσθω, ( 1Тим. 5 ). Eliguntur (Tert. De virg. vel. 8); adlegi in ordinem – Ad uxor. I. 7 (cf.: De virg. vel. 9); De exh. cast. 7; καθιστανσθωσαν в Κατστασις το κλρου. 5 (Texte und Untersuchungen... Bd. II, 5 221). 40 Ignat. Ad Polycarp. 4 (Писания мужей апостольских... С. 309): «Вдовицы не должны быть пренебрегаемы. После Господа ты будь попечителем их». Polycarp. Ad Philip. 6 (Там же. С. 321): «Пресвитеры не должны пренебрегать вдов». 41 Ср.: свт. Иоанн Златоуст : «Отчего не говорит (апостол) о девстве, отчего не говорит: почитай дев? Оттого мне кажется, что тогда их и не было» (Hom. 13 in 1 Tim.; PG. LXII. 566; рус. пер.: Творения... СПб., 1905. Т. 11. Кн. 2. С. 709). Амвросий Медиоланский : «Девство не имеет ничего общего с язычниками, оно не распространено у евреев и не в обычае у прочих живых существ». «Варвары даже преследуют девство, а прочие совсем не знают его». Ambros. Mediol. De virg. I. 4 (Творения св. Амвросия о девстве и браке. Казань, 1901. С. 7). 43 Гл. 13: σπζομαι τς παρθνους τς λεγομνας χρας. Толкование этого места подвергалось многим спорам, и некоторые даже считают его лишенным всякого смысла и, следовательно, испорченным (напр., Ulhorn Н. Die christliche Liebestätigkeit in der alten Kirche. 2. Aufl. Stuttgart, 1882. Kapitel IV; Testamentum Domini Nostri Jesu Christi/Ed. Ign. Ephr. Rahmani. Moguntiae, 1899. P. 165, где он полагает, что здесь пропущено κα, читаемое в тексте пространной редакции). Но если отбросить ложную мысль о существовании в это время дев-диаконисс наряду с церковными вдовами, то смысл слов св. Игнатия будет ясен как солнце: во II в. служащие Церкви девы носили название «вдовы», так же как, начиная с III века, они называются α διακναι, а начиная с IV в. – διακνισσαι.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

6. 2//PG. 61. Col. 438; ср.: In Matth. 1. 1). НЗ в отличие от ВЗ изначально не был дан апостолам в виде Писания, но был непосредственно вложен в их сердца Св. Духом, ведь «апостолы не с горы сошли с каменными скрижалями в руках, подобно Моисею, а неся в душе [своей] Духа, и всюду ходили, источая некое сокровище и источник учений, [духовных] даров (θησαυρν τινα κα πηϒν δοϒμτων κα χαρισμτων) и всяких благ, став по благодати одушевленными книгами и законами» (βιβλα κα νμοι μψυχοι - In Matth. 1. 1; ср.: In Hebr. 14. 3). И только впосл., когда верующие стали уклоняться от истинного учения или от чистоты жизни и нравственности, апостолы записали то, что им открыл Христос и о чем напомнил Св. Дух (In Matth. 1. 1). Но и теперь, как полагает И. З., если бы христиане стремились вести жизнь столь же чистую, то им «вместо книг служила бы благодать Духа, чтобы как те [ветхие книги] были исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом» (Ibidem). Однако поскольку для большинства верующих это остается практически недостижимым идеалом, И. З. настойчиво напоминает о необходимости изучать Свящ. Писание как само Слово Божие и основу христ. веры и нравственности. Незнание Свящ. Писания И. З. считал причиной всех бед и несчастий (In Rom. Praef. 1; In Col. 9. 1). Он был убежден, что заключающийся в Библии духовный свет богопознания, просвещающий душу, может появиться в ней лишь «посредством веры» (In Ioan. 5. 4), к-рая есть «наставница всех» (In Psalm. 115. 2) и «основание благочестия» (Catech. III 1. 20; ср.: Ibid. II 3. 3). Познание Бога и Его чудес невозможно без веры (In Philip. 11. 2); только вера может постичь то, что превосходит рассудок и превышает умозаключения; только она при содействии благодати Св. Духа может дать человеку истинное «религиозное знание» (τν ϒνσιν τς εσεβεας - In Psalm. 115. 1-2; ср.: Catech. II 3. 3). Богодухновенность Свящ. Писания Свт. Иоанн Златоуст. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Италия. Ок. 1146–1151 гг. Свт. Иоанн Златоуст. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Италия.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Сщмч. Аполлинарий, еп. Равеннский, в облачении с паллием. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г. Сщмч. Аполлинарий, еп. Равеннский, в облачении с паллием. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г. В античном Риме лат. слово pallium (или palliolum) обозначало покров ( Apul. Metamorph. III 9. 7; Scr. hist. Aug. Aurelian. 5. 3; Amm. Marc. Res gest. XXII 9. 10-11), в т. ч. женский ( Apul. Metamorph. X 31. 1), или одеяло ( Ovid. Amores. I 2. 2), но чаще всего плащ, к-рый считался типично греч. одеждой (греч. μτιον, но также и др. виды верхней одежды) и обычно противопоставлялся римской тоге ( Cicero. Philip. or. V 5. 14; Quint. Inst. orat. XI 3. 143). П. считался также атрибутом философов (Scr. hist. Aug. Marc. Aurel. 2. 6; Epict. Diss. IV 8. 4; см. соч. Тертуллиана «О плаще», рус. перевод: СПб., 2000). В раннехрист. традиции слово использовалось в разных значениях. В Вульгате оно обозначает покров (Исх 36. 18) или верхнюю одежду (Мф 5. 40), а также милоть прор. Илии, к-рую он оставил прор. Елисею (4 Цар 2. 11-14). По этой причине слово pallium использовалось при переводе на лат. язык греч. термина μηλωτ, который относился к монашеской одежде (мантии) (см., напр.: Hieron. Vita Paul. 12; 21-й канон Аврелианского Собора 511 г. (CCSL. 148A. P. 10); основные свидетельства собраны в: Oppenheim Ph. Das Mönchskleid im christlichen Altertum. Freiburg i. Br., 1931. S. 104-119). Кроме того, П. называли облачения для престола ( Vict. Viten. De persecut. Vandal. I 39 (12); Coll. Avel. 187. 6//CSEL. 35/2. P. 645; LP. T. 1. P. 343), а также прототип манипула (pallium linostinum), которым пользовались рим. диаконы (LP. T. 1. P. 171, 225). По отношению к особому облачению папы термин стал систематически употребляться только с VI в., хотя само облачение появилось, вероятно, раньше (церковные предания относят его появление по крайней мере к IV в.: напр., о Римском еп. св. Марке (336) сообщается, что он позволил носить П. субурбикарному епископу Остии - LP. T. 1. P. 202). В раннее средневековье встречаются также синонимы pallium - infula и superhumerale.

http://pravenc.ru/text/2578749.html

Cundall, Arthur Е., and Leon Morris. Judges and Ruth: An Introduction and Commentary. TOTC 7. Downers Grove, IL: InterVarsity, 1968. Davics, Philip R. In Search of «AncientIsrael. " JSOTSupp 148. Sheffield: JSOT Press, 1992. de Miroschedji, Pierre. «Susa.» ABD, 6:242–245. Ed. by D.N. Freedman. New York: Doubleday, 1992. deVaux, Roland. Ancient Israel, vol 1: Social Institutions. New York: McGraw-Hill, 1965. deVaux, Roland. Ancient Israel, vol 2: Religious Institutions. New York: McGraw-Hill, 1965. deVaux, Roland. The Early History of Israel. Trans, by D. Smith. Philadelphia: Westminster, 1978. deVaux, Roland. «Israel (Histoire de).» In Dictionnairede la Bible, Supplement, 4:764769. Paris: Letouzey et Ane, 1928. Dever, William G. «The Middle Bronze Age: The Zenith of the Urban Canaanite Era.» BA 50 (1987): 148177. Dever, William G. What Did the Biblical Writers Know and When Did They Know It? What Archaeology Can Tell Us about the Reality of Ancient Israel. Grand Rapids: Eerdmans, 2001. Dever, William G. Who Were the Early Israelites and Where Did They Come From ? Grand Rapids: Eerdmans, 2003. Dever, William G. «Will the Real Israel Please Stand Up? Archaeology and Israelite Historiography: Part I.» BASOR 297 (1995): 6180. DeVries, Simon J. 1 Kings. WBC 12. Waco, TX: Word Books, 1985. de Wette, Wilhelm Martin Lebrecht. BEAT. 2 vols. Halle: Schimmelpfennig, 18061807. Dietrich, Walter. Prophetie und Geschichte: Eine redaktionsgeschichtliche Untersuchung zum deuteronomistischen Geschichtswerk. FRLANT108. Gottingen: Vandcnhoeck und Ruprecht, 1972. Dillard, Raymond B. «Reward and Punishment in Chronicles: The Theology of Immediate Retribution.» WTJ 46 (1984): 164172. Dillard, Raymond B. 2Chronicles. WBC 15. Waco, TX: Word Books, 1987. Dillard, Raymond В., and Tremper Longman III. An Introduction to the Old Testament. Grand Rapids: Zondervan, 1994. Dothan, Trude. «Philistines, Archaeology.» ABD, 5:328333. Ed. by D.N. Freedman. New York: Doubleday, 1992. Drews, Robert. The End ofthe Bronze Age: Changes in Warfare and the Catastrophe ca. 1200B.C. Princeton: Princeton University, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Это были одни из наиболее достойных представителей древнего монашества, которые, в большом количестве посланий, экзегетических и аскетических трактатов, с ученостью, благочестием и умеренностью обсуждают почти все богословские и практические проблемы своего века. §171. Кирилл Александрийский I. S. Cyrillus , Alex, archiepisc: Opera omnia, Gr. et Lat., cura et studio Joan. Auberti. Lutetiae, 1638, 6 vols, in 7 fol. To же самое издание с существенными дополнениями – J. P. Migne, Petit-Montrouge, 1859, 10 vols. (Patrol. Gr., tom. lxviii-lxxvii). См. также Angelo Mai, Νουα Bibliotheca Patrum, tom. ii, pp. 1–498 (Rom., 1844), tom. iii (Rom., 1845), где есть несколько произведений Кирилла, напечатанные впервые, например: De incarnatione Domini; Explanatio in Lucam; Homiliae: Excerpta; фрагменты из комментариев на Псалтирь, послания Павла и соборные послания. (Эти дополнения включены и в издание Миня.) Cyrilli Commentant in Lucca Evangelium quae supersunt, Syriace, e manuscriptis apud museum Britannicum, edidit Rob. Payne Smith, Oxonii, 1858. To же самое с английским переводом и ценными замечаниями – R. P. Smith, Oxford, 1859, 2 vols. Новое издание трудов Кирилла, в том числе его комментарии на малых пророков, Евангелие от Иоанна, пять книг против Нестория, Scholia на Воплощение, etc., тщательно подготовил Philip Pusey (сын доктора Пьюзи). Oxf., 1868–81. 5 vols. Английский перевод в оксфордской Library of the Fathers. 1874 sqq. См. интересный очерк Ph. Pusey (ум. в 1880) и его издание в «Church Quarterly Review» (London), Jan., 1883, pp. 257–291. II. Отдельные упоминания о Кирилле у Сократа , Мария Меркатора и в постановлениях вселенских соборов Эфеса и Халкидона . Tillemont : Tom. xiv, 267–676, notes, pp. 747–795. Cellier : Tom. xiii, 241 sqq. Acta Sanctorum : Jan. 28, tom. ii. A. Butler : Jan. 28. Fabricius: Biblioth. Gr., ed. Harless, vol. ix, p. 446 sqq. (Vita болландистов и Noticia literaria, автор Fabricius, есть также в Migne, tom. ι, pp. 1–90.) Schröckh , Theil xviii, 313–354.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Арс Arses 16 ноя. 338 – 14 ноя. 336 Дарий III Кодоман Darius III, Codomannus 15 ноя. 336 – 13 ноя. 332 Александр (III) Великий Alexander (III) the Great 14 ноя. 332 – 11 ноя. 324 (3) МАКЕДОНСКИЕ (ГРЕЧЕСКИЕ) Филипп (III) Philip (III) 12 ноя. 324 – 9 ноя. 317 Александр (IV) Alexander (IV) 10 ноя. 317 – 6 ноя. 305 (птолемеи) Птолемей I Сотер I Ptolemy I Soter I 7 ноя. 305 – 1 ноя. 285 Птолемей II Филадельф Ptolemy II Philadelphus 2 ноя. 285 – 23 окт. 247 Птолемей III Эвергет Ptolemy III Euergetes 24 окт. 247 – 17 окт. 222 Птолемей IV Филопатор Ptolemy IV Philopator 18 окт. 222 – 12 окт. 205 Птолемей V Эпифан Ptolemy V Epiphanes 13 окт. 205 – 6 окт. 180 Птолемей VI Филометор Ptolemy VI Philometor 7 окт. 180 – 28 сен. 146 Птолемей VIII Эвергет II Ptolemy VIII Euergetes II 29 сен. 146 – 20 сен. 117 Птолемей IX Сотер II Ptolemy IX Soter II 21 сен. 117 – 11 сен. 81 Птолемей XII Неос Дионис Ptolemy XII Neo Dionysus 12 сен. 81 – 4 сен. 52 Клеопатра Теа Филопатор Cleopatra Thea Philopator 5 сен. 52 – 30 авг. 30 (4) РИМСКИЕ Август Augustus 30 до н.э. – 14 н.э. Тиберий I Tiberius I Калигула Caligula Клавдий I Claudius I Нерон Nero Веспасиан Vespasian Тит Titus Домициан Domitian Нерва Nerva Траян Trajan 98 – 117 Гадриан Hadrian 117 – 138 Антоний Пий Antoninus Pius 138 – 161 Следует обратить внимание и на то, что этот Канон показывает не только непрерывный список царей и длительностей их правления. В отдельной колонке показана непрерывно нарастающая сумма отдельных периодов правления, проходящая через весь список от первого царя, Набонасара, до конца списка. Такая система предоставляет двойную проверку чисел для каждого царя, что гарантирует правильное копирование списка от предыдущего учёного к последующему. (См. таблицу „ЦАРСКИЙ КАНОН” на предыдущей странице.) Из какого же источника составитель(-ли) Царского канона взяли список царей? Очевидно, он был составлен из источников, подобных тем, которыми воспользовался и Берос. Фридрих Шмидтке (Friedrich Schmidtke) объясняет: «Что касается зависимости от источников, Канон Птол(емея) конечно же, в значительной мере позаимствовал свой материал из Вав(илонских) Хрон(ик).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

473 Св. Игнатий Богон. Посл. к Смирн. гл.8, стр. 421; св. Дионисий Ареоп. Литургические писания св. отц. и учит. ц.,т. 1,СПБ. 1855. О церк. иер. гл. II, стр. 35–36; св. Киприан еп. Карф. Творения, т. 1, письмо 59 к папе Стефану, стр. 281, п. 60 к Юбаяну, стр. 288 и др., ср. п. 46 к Фиду, стр. 190, п. 57, стр. 275. Фирмилиан еп. Кессарийский, современник Киприана, – в письмах последнего, стр. 228; Тертуллиан . О крещении, ч. 2, гл. 17, стр. 23–24; св. Иоанн Златоуст . О священстве,слово III, стр. 43, 2 изд., СПБ. 1874; св. Амвросий. De myst. с. III и IV, col. 327 и дальш., de Saer. III, cap. 1, col. 361, Opera, t. II, Paris. 1690; св. Епифаний.Твор. ч. 5, Μ. 1882. О ересях, стр. 280 и 288. 496 Uber den Ursprung der bischofliehen Gewalt in christl. Kirche, in Verbindung mit der Bildung und dem Zustande der fruhesten Christengemeinde, 2 Th. S. 1–61, 1830. 499 Первое послание к Кор. гл. 1, стр. 102–103; ср. гл. 21, стр. 124, гл. 47, стр. 148, гл. 54, стр. 153, гл. 57, стр. 156–157, цит. изд. 501 Бесед. на посл. к Филип., стр. 13, Москва, 1844; ср. Феодорита. Толк. на то же послание, ч. 7, стр. 456, Москва, 1861, и Икумения. Commentariorum in Nov. Testament., 2 pars, Paris. 1631. In Epist. ap Philip. p.65. 511 Посл. к Смирн. гл. 8, стр.421, ср. к Тралл, гл. II, стр. 396, Магнез. гл. XIII, стр. 393, к Поликарпу гл. 6, стр. 428. 518 Против ересей, кн. III, гл. 14, стр. 339, кн. IV, гл. 26, стр. 498 и след. кн. 5, гл. 20, стр. 632 и след. русск. пер. Преображенского. 519 De baptismo, Migne, lat. ser. t. 1, с. 17, col. 1218–A–B; de fuga, Migne, lat. ser. t. 2. с. XI, col. 113–B. 523 Епифаний Кипр. Твор. ч. I. М. 1803. Об ересях, кн. 1, стр. 186; Евсевий. Церк. Ист., кн. III, гл. 2, стр. 104, гл. 4, стр. 107, цит. изд. 524 Ириней. Против ересей, кн. III, гл. 3, стр. 276. Впрочем, по некоторым свидетельствам о первых римских епископах, Климент считается ближайшим, к Ап. Петру (Termullian. De Praescriptionibus, Migne, lat. ser. t. 2, cap. XXXII, col. 45–А), а по другим, он ставится вслед за Лином, следовательно, прежде Анаклета (August. Operum, t, III, Venetiis. 1836, epist LIII (alias CLXV), col. 133–13). Но это разногласие может быть примиримо простым следующим соображением: Лин и Анаклет поставлены Ап. Петром (первый, совместно с Павлом); при нем епископствовали и умерли. Преемником им рукоположен, тем же Апостолом, Климент. Таким образом, все трое приняли рукоположение от одного Апостола и потому, каждый из них является к нему ближайшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Arhiva Пн Condoleanele Sanctitii Sale Patriarhul Chiril în legtur cu decesul prinului Philip, ducele de Edinburgh 9 aprilie 2021 19:46 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной принца Филиппа, герцога Эдинбургского. Ее Величеству Королеве Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизавете II Ваше Величество! Со скорбью воспринял известие о кончине Вашего супруга принца Филиппа, герцога Эдинбургского. Приношу Вашему Величеству и в Вашем лице всему британскому народу свои глубокие соболезнования. В судьбе принца отразилась целая эпоха. Будучи представителем греческой линии Ольденбургской династии, Его Королевское Высочество питал теплые чувства к православной культуре и традициям, был одним из почетных попечителей общественной организации «Друзья горы Афон». Принц Филипп живо интересовался историей и культурой России, которую неоднократно посещал. Человеколюбивый Господь да будет милостив к душе усопшего и утешит всех скорбящих об этой утрате. С искренними соболезнованиями +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 6 martie 2022 19 aprilie 2020 Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/md/db/text/5796286...

30 Сл. n° 888. См. из творений св. Василия Вел., Comm. in Is., n° 5, t. XXX, col. 126; Franzelin, De Trad, et Script., p. 308; Bonfrere, Praeloquia, VIII, 2–4; col. 109. 31 „Ut quisque meminerat eos explicasse manifestum est“, сказал блаж. Августин o евангелистах, De,consensu Evangel., II, 12; t, XXXIV, col 1090. 33 Сл. n° 9. Св. an. Петр (Пет.1:20) говорит: πσα προφετεα γραφς, и эти выражения прилагаются ко всему Ветхому Завету. 40 1. О божественности Писания вообще можно читать: св. Климента римского , который называет его τς γραφς τς αληϑες, τς δι το Πνεματος το γον („истинные писания, данные Духом Святым“), I Ep. ad. Cor., XLV, 1, ed. Harnack, t. I, p. 74–75; св. Поликарпа, Philip., n° 7; ibid., t. II, p. 132; св. Иринея, Prooem., 1.1, n° 1, t. VII, col. 438; св. Феофила, Послания к Автолику ., III, 11, t. VI, col. 1138; Кая, Dial, cum Procl. Mont.; y Евсевия, Ц. И. III, 28, t. XX, col. 273; Климента Александрийского , Stromat., II, 2; t. XIII, col. 938; Лактанция , Div. Inst. V, 1, 2; VI, 21. VII, 1; t. VI, col. 550, 555, 714, 735; Евсевия, H. E., V, 28, t. XX,col. 512; бл. Августина, De Civ. Dei, XI, 3, t. XLI, col. 318. 2. O богодухновенности Ветхого Завета см. св. Климента папы, который говорит, цитуя пр. Исаию, χαϑς τ Πνεμα το εγιον περ ατο ελλησεν („как сказал ο Нем Дух Святый“), 1Cor. XVI, 2 , p. 30–31. См. также I Cor. XIII, 1, p. 26–27; VI, 3; p. 92–93; и Св. Иустина, Dialog. cum Tryphon., XXIX, XXXII, XXXIII, t. VI, col. 538, 543, 546; св. Иринея, II, 30; n° 6, t. VII, col. 818; св. Феофила, Послания к Автолику , II, 9, 33, 34, t. VI, col. 1063, 1106; Тертуллиана , Adv. Jud., с. 2, t. II, col. 599; Adv. Hermog., XXIX, t. II, col. 223; Оригена , Contra Celsum, V, 60, τα Βιβλα Θεω γγραηφϑαι Πνεματι, t. XI, col. 1276 и кн. IV; Id. In Num., Hom., XXVI, 3, t. XII, col. 774. См. также св. Ипполита, Adv. Jud., ΙΙ Adv. Noct., XI, t. X, col. 788 и 820; Евсевия, Dem. Evang., I, 4; II, 1; III; Prooem., t. XXII, col. 41, 97, 164. 3. В пользу авторитета и божественности Нового Завета мы должны в особенности указать одно из самых древних христианских писаний, – послание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Der erste Timotheusbrief, S. 288. 933 Die Briefe des Ap. Paulus an die Philip., an Tit., Tim. und Philemon, Konigsberg, 1850, S. 381. 935 Греческо-русский словарь по Бензелеру, изд. киев. отд. общ. классич. филологии и педагогики, К. 1881, sub voce καθς. 936 Die heilige Schrift nenen Test., Th. 6. Die Briefe Panlian Tit. und Timoth., Nordlingen, 1874, S. 66. 941 Ερμηνεα ες τς ’Eπιστ, το π. ΙΙαυλος κα εις τς ζ» καθολικς, τ. II, .ν Αθναις, 1887, Η A» προς Τιμ. π., σ. 214, ср. Феофилакт, cit. op., p. 643. 942 Напр. в посл. св. Игнатия к Поликарпу, Migne, gr. ser., t. 5, col. 864, cap. III, в Церк. Истории Евсевия, lib. III, cap. 32. 943 Biblisch-theologisches Worterbuch der Neutestamentlichen Gracitat, 8-te Auflage, Gotha, 1895, S. 282–283. 994 Cp. Plutarch. De defect, oracul. c. 10, у Меуег’а. Kritisch – exeget. Comment. uber d. N. T., Th. 11, Gottingen, 1859. D. 1 Br. an Tim., S. 73. 995 Cp. Феофилакт, – illic itaque inquit (Ap.) opus erat arte, ut... neque a scopo aberrarent. Atenim nonnulli aberrarunt. Cit. op., p. 744–745. 996 Νομοδιδσκαλοι, как выше мы сказали, были те же, которые занимались мифами и генеалогиями, и впали в пустословие. 1063 Выражение νμος ο κεται взято из древнего обычая – писать законы на дощечках и полагать их на больших улицах. Flatt. Der 1 Brief Paul. an. d. Tim, cit. op., S. 22. 1064 Человек тонкий и на русском языке означает человека, все сознающего, т. е. глубоко понимающего все требования жизни, закона нравственного и юридического. 1096 Schleusner. Nov. lex. graec. – latin. in N. T., t. 2, ed. 4, Lipsiae, 1819, sub voce πατραλης. 1126 О. К. Смирнов. Филология, замеч. о языке новозаветном в сличении с классич. при чтении посл. Ап. Павла к Ефесянам, М. 1873, стр. 9. Так Эдип называет дочь свою φλαξ πστ – верным стражем. Sophocl. Tragoediae, Canmabrigiae, 1669. Οδπους π Κολνψ, στ. 346–347, σελ. 327. 1139 Xenoph, Scripta quae supersunt, graec. et latin., Paris., 1838. " Απολογα Σωκρτους, σελ. 613, 19, cp. γησιλος, κεφ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010