Надо сказать, что и на Западе сирология как специальная отрасль богословской науки окончательно сформировалась лишь в ХХ веке. Многотомное собрание творений сирийских авторов, издание которого началось под названием Patrologia syriaca в 1897 году, было затем продолжено под названием Patrologia orientalis (с включением в него не только сирийских, но также арабских, армянских, коптских, грузинских и славянских источников). Это собрание, призванное дополнить две монументальных коллекции, появившихся еще в XIX веке — Patrologia graeca и Patrologia latina аббата Миня — становится ценнейшим собранием христианских текстов. Благодаря ему в научный оборот введено большое количество ранее неизвестных (или известных лишь по некачественным изданиям) памятников ориентальной литературы, в том числе сирийской. Параллельно с публикацией текстов ведется значительная работа по их исследованию, публикуются монографии и статьи, посвященные сирийским авторам. Здесь следует упомянуть фундаментальные труды И. Хаусхерра, А. Веобуса, А. Минганы и ряда других именитых сирологов, чьи работы стали классическими. В этой плеяде выдающихся сирологов значимое место занимает доктор Себастьян Брок, который сегодня присутствует среди нас и которого я сердечно приветствую. В годы моего пребывания в Оксфорде я имел счастье учиться у него и под его руководством изучать тексты преподобного Исаака Сирина, и я навсегда сохраню в сердце благодарную память об этих уроках. Именно Себастьяну Броку принадлежит заслуга публикации и введения в научный оборот второго тома творений преподобного Исаака Сирина, благодаря чему наши знания об этом авторе чрезвычайно расширились. Может быть, не случайно, что преподобный Исаак Сирин, несмотря на всю свою значимость для монашеской традиции, для Церквей Востока и Запада, до конца ХХ века не удостоился ни одного полноценного научного исследования (если не считать небольшой книги аббата Шабо, изданной на латинском языке в 1892 Видимо, до открытия второго, а вслед за ним и третьего томов творений Исаака, такое исследование было преждевременным. Именно введение в научный оборот новооткрытых текстов преподобного Исаака послужило толчком к оживлению интереса к этому автору, позволило осмыслить его богословскую и аскетическую систему во всей ее полноте.

http://patriarchia.ru/db/text/3299510.ht...

Sabnius. St. Basilius Magnus Plotinizans. Bernae, 1838. Архангельский А. К изучению древнерусской литературы. СПб., 1888. Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Сергиев Посад, 1895. 5 . Григорий Богослов Éloge funèbre de Césaire.../Edition ciassique, publiée avec une notice, un argument et des notes en français par E. Sommer. Paris, 1898. Mason A. I. Orationes quinque de theologia. Cambridge, 1899. Patrologia Graeca/Ed. J. P. Mignë In 162 vol. Paris, 1857–1866. T. 35–38. 6 . Святой Амфилохий, епископ Иконийский Acta apostolorum apocrypha/Ed. Lipsius R. A. et Bonnet M. Leipzig, 1898. T. 2. Bibliotheca veterum patrum/Ed. A. Gallandi. Venedig, 1770. T. 6. Cave Wm. Scriptorum ecciesiasticorum historia literaria. 2 Aufl. Basel, 1741–1745. Bd. 1. Codex Tbeodosianus« Ed. P. Krüger, T. Mommsen, P Meyer: In 3 vols. Berlin, 1905. Du Pin L. A Nouvelle Bibliothequedes auteursecclesiastiques. Paris, 1689. Vol.II. Ficker G. Amphilochiana. Leipzig, 1906. Gwatkin H.M. Studies of Arianism. London, 1902. Hippolytus. Erklarung des Segnungen des Moses//Texte und Untersuchung Neues Testaments. Berlin, 1897. Bd. XI. Holl K. Amphilochius von Ikonium, Tübingen, 1904. Lybanius. Epistulae/Ed Wolf J. C. Amsterdam, 1738. Oudin С. Commentarius de scriptoribus Ecclesiae. Leipzig, 1722. T. 2. Patrologia Graeca/Ed. J. P. Mignë In 162 vol. Paris, 1857–1866. T. 29, 31–33, 37–39, 41, 43, 45–47, 52, 53, 56, 59, 61, 65, 67, 70, 82, 83, 85, 87–89, 103. Patrologia Latina/Ed. J.P. Mignë In 221 vol. Paris, 1844–1864. T. 22, 23, 67, 75. Patrum Amphilochii Iconienas, Methodii Patarensis et Andreae Cretensis opera omnia/Ed F. Combefis. Paris, 1644. Severian fifteen homilies in an Old Armenian translation/Ed. J.B. Aucher. Venice, 1827. Tillemont L.S. Mémories. Venice, 1732. Vol. IX Usener H. Weihnachtsfest Bonn, 1911. Vita Marthae//Acta Sanctorum, Brussels, 1643. Zabn Tb. Geschichte des neutestamentischen Kanons. Erlangen-Leipzig, 1889. Bd. II. 7 . Дионисий Александрийский (Великий)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Серии, журналы и сборники статей, справочные издания AASS Acta Sanctorum, Antwerpen, 1643-; Venezia, 1734-; Paris, 1863-. AB Analecta Bollandiana, Société des Bollandistes, 1882-. BibS Bibliotheca sanctorum, Pontificia Università Lateranense, vol. 1–13, Roma, 1961–1970. BHG Halkin F., Bibliotheca Hagiographica Graeca, Bruxelles, 1957, t. 1–3 (Subsidia Hagiographica, 8a, b, c); t. 1: Aaron-Joannes Baptiste, N 1–867m.284; t. 2: Joannes Calbita-Zoticus N 868–189od.322; t. 3: Supplement, Appendices et Tables, N 2001–2480.351, Appendices N 396–2000. Halkin R, Novum Auctarium Bibliothecae Hagiographicae. Bruxelles 1984 (Subsidia hagiographica, 65) [предшеств. изд.: edid. Socii Bollandiani, Bruxelles, 1909]. CCSG Corpus Christianorum. Series Graeca, Turnhout, 1978-. CrSt Cristianesimo nella storia. Richerche storiche esegetiche teologiche, Bologne, 1980-. EO Echos d " Orient, vol. 1–39, 1897/1898–1924. RHR Revue de l’Histoire des Religions, Paris, 1880-. LCI Lexicon der christlichen Ikonographie, hrsg. W. Braunfels, Bd. 5–8: Ikonographie der Heiligen, Rom-Freiburg-Basel-Wien, 1973–1976. LTK Lexicon fur Theologie und Kirche, hrsg. M. Buchberger, Bd. 1–10 u. Register, Freiburg, 1930–1938; Freiburg, 1957–1967; hrsg. W. Kasper, K. Banngartner et al Freiburg 1993-. OCA Orientalia Christiana Analecta, Roma. 1935-. ODB Oxford Dictionary of Byzantium, Oxford University Press. 1991. PG Patrologiae cursus completus. Series graeca, accurante J.-P. Migne, t.1–161, Parisiis, 1857–1866. PLP Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit, Wien, 1976-. PS Γρηγορου του Παλαμ συγγρμματα ed. П. К. Χρστου, t.1–5, Θεσσαλονκη, 1960-. REB Revue des Études byzantines, Paris, 1946-. SBN Studi Bizantini e Neoellenici, vol. 1–10, Roma, 1924–1963 (продолжение: RSBN). TM Travaux et Mémoires, Paris: Centre de Recherche d " Histoire et Civilisation Byzantines, 1965-. A γB γιορετικ Βιβλιοθκη. ΣΦ Σμραγδος Φιλοκαλας, Москва-Святая гора Афон (пустынь Новая Фиваида). 2004-. ИАБ Исихазм. Аннотированная библиография, под общ. и научн. ред. С. С. Хоружего, Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. Греческие авторы

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

LA Слово о подвижнической жизни (Liber Asceticus) Myst Мистагогия PN Толкование на молитву Господню Ps 59 Толкование на 59 псалом QD Вопросы и недоумения (Questiones et Dubia) RM Изложение прения (Relatio Motionis) Thal Вопросоответы Фалассию (Quaestiones ad Thalassium) Thal prol Вопросоответы Фалассию. Пролог Theop К Феопемпту схоластику (Quaestiones ad Theopemptum) ThOec Главы о богословии и о домостроительстве Сына Божия ТР Opuscula Theologica et Polemica Ареопагитики CH О Небесной иерархии DN О Божественных именах ЕН О Церковной иерархии МТ О мистическом богословии Другие сокращения АВ Analecta Bollandiana АСО Acta Conciliorum Oecumenicorum CAG Commentaria in Aristotelem Graeca (ed. Acad. Borussica) CPG Clavis Patrum Graecorum DTC Dictionnaire de Theologie catholique GCS Die griechischen christlichen Schrifsteller JTS Journal of Theological Studies Lampe A Patristic Greek Lexicon/Ed. G. W. H. Lampe. Oxford, 1961 LP Le Liber Pontificalis. Vol. I, II/Ed. L. Duchesne. Paris, 1884,1892. LS9 A Greek-English Lexicon/Compil. by H. Liddell and R. Scott, rev. and augm. by H.Jones. 9h edition Mansi Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collection/ Ed. J. Mansi. T. X, XL Paris; Leipzig, 1901. ОСР Orientalia Christiana Periodica OSB Ordo Sancti Benedicti PG Patrologiae cursus completus, series graeca/Accurante J.-P Migne PL Patrologiae cursus completus, series latina/Accurante J.-P Migne RAM Revue d " ascetique et mystique RHE Revue d " histoire ecclesiastique RSPhTh Revue des sciences philosophiques et theologiques RSR Recherches de science religieuse Sch Scholastik SVF Stoicorum Veterum Fragmenta/Collegit Ioannes ab Arnim ZAM Zeitschrift fur Askese und Mystik Деян Деяния Вселенских соборов: В 4 т. СПб., 1996 Кулаковский 2004 Кулаковский А. История Византии. Т. I-III. СПб., 2004 Ларше 2004 Ларше Ж. -К. Преподобный Максим Исповедник – по­средник между Востоком и Западом. М., 2004 Лурье 2006 Лурье В.М. История византийской философии. Фор­мативный период. СПб., 2006 Муретов 1915 Творения святого отца нашего Максима Исповедника . Ч. 1. Житие Преподобного Максима и службы ему/Пер., издание и прим. проф. М. Д. Муретова . Сергиев Посад, 1915

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Maximus Confessor (1857–1866) “Opuscula Theologica et Polemica, in J.-P. Migne (ed.) Patrologiae cursus completus (series Graeca) (PG). In 161 t. 91: 9–286. Paris: [S.N]. Maximus Confessor (1857–1866). “Quaestiones et dubia, in J.-P. Migne (ed.) Patrologiae cursus completus (series Graeca) (PG). In 161 t. 90: 785–856. Paris: [S.N]. Serafim Sarovskii, prep. (1997) “Beseda o celi hristianskoi zhizni” [A conversation about the purpose of Christian life], in Poucheniia i besedy prepodobnogo Serafima Sarovskogo [The teachings and conversations of Reverend Seraphim of Sarov], pp. 195–272. M.: Izdatelstvo Pravilo very. Telepneff G., rev. (1991) The Concept of the Person in the Christian Hellenism of the Greek Church Fathers: A study of Origen, st. Gregory the theologian, St. Maximos the Confessor. California: Berkeley. Vysheslavtsev B. P. (1995) Filosofskaia niweta marksizma, in Vysheslavtsev B. P. Sochineniia, pp. 15–451. M.: Izdatelstvo “Raritet. Дата поступления статьи в редакцию: 13 октября 2018 Статья прошла рецензирование 1 Лосский Н. О. Материя в системе органического мировоззрения. М.: Изд-во Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1918. С. 8. 3 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. 1972. 8. С. 56. 5 Частично воипостазированная, входящая в состав природы человека, частично призванная быть «продолжением» тела человека, продолжением воипостазированной своей части. 10 Флоровский Г., прот. Воскресение мертвых. доступ от 29.10. 2018]. 13 «τ λεπττερν τε κα ερδες» – Gregorius Nyssenus. Dialogus de anima et resurrection, PG 46: 108 А. 20 «τς φσεως πρς τ μπαλιν γνηται πιστροφ» – Gregorius Nyssenus. De hominis opificio, PG 44: 164 В. 25 «ς λον λοις τος ξοις γαθοπρεπς περιχορσαντος» – Maximus Confessor. Ambiguorum liber, PG 91: 1076 С. 26 Telepneff, G. (1991) The Concept of the Person in the Christian Hellenism of the Greek Church Fathers: A study of Origen, st. Gregory the theologian, St. Maximos the Confessor, p. 372. California: Berkeley.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Иросанфион, или Новый Рай Палестинский патерик. СПб. Православный палестинский сборник. СПб. Христианское чтение An. Boll. Analecta Bollandiana. Bruxelles Acta Sanctorum, collecta a Sociis Bollandianis. Paris Bibliotheca Hagiographica Graeca: 3 vols./Ed. F. Halkin. Brussels, 1957. (Subsidia hagiographica 8a, b, c) Corpus scriptorum christianorum orientalium. Louvain Patrologiae cursus completus, series graeca/Accurante J. – P. Migne Patrologiae cursus completus, series latina/Accurante J. – P. Migne Revue de lOrient chretien. Paris Sources chretiennes. Paris Subsidia Hagiographica Thes. Gr. Thesaurus Graecae Linguae. Paris От переводчика Настоящее издание объединяет произведения монашеской литературы, основная часть которых относится к Египту и Палестине V-VII вв. Отсюда выпадает небольшая новелла «О высокоумном монахе», значительно более поздняя по времени и вообще обладающая рядом особенностей, о которых будет сказано ниже, а также такое значительное по объему произведение, как «Новый Митерикон», верхняя граница датировки которого доходит до XV в. Эту литературу, берущую начало в традиции апофтегм, вначале устных, а затем записывавшихся в собраниях патериков, отличает душеполезное содержание, лаконизм и всецелая подчиненность формы содержанию – вернее, если можно так выразиться, «смирение формы перед содержанием», – это особенно справедливо относительно «Лавсаика» Палладия, который, вообще говоря, был искушен в приемах риторики, о чем свидетельствует пролог этого сочинения. «Лавсаик» –  Λαυσιακδν ( Ααυσαικν), Παρδεισος ( " Рай»),  Βος  των  αγων  πατρων (надписание рукописей варьируется) – собрание житий египетских монахов, написанное Палладием, епископом Еленопольским, как гласит пролог, в ответ на просьбу префекта Лавса в 419–420 гг. В прологе сообщается также, в какой момент жизни Палладия написано это произведение: «…Тридцать три года проведя в сообществе братьев и в уединенной жизни, двадцать лет в епископстве, всей же жизни пятьдесят шесть лет…» 1 . В отношении этого произведения нужно отметать следующее. Большинство глав 2  не представляют собой в собственном смысле слова житий, то есть повествований, сообщающих основные жизненные вехи своего героя, но являются описанием его подвига 3 или его добродетелей (иногда только одной, основной его добродетели) 4 , и в этом значении зовутся «жительствами». Повествования эти, как было уже сказано, предельно лаконичны, что несколько терялось в русском издании перевода «Лавсаика» XIX в. 5 , в силу специфических представлений относительно задач перевода, существовавших на тот момент. Соотношение оригинала и текста перевода в этом издании примерно такое: «И говорит она ему… " (букв. греч. текст) – «И мужественная девушка отвечает злодею…» (рус. перевод).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

41 .Les sept opuscules Sur la fabrication des images attrihues a Nicephore de Constantinople/Declerck J., ed.//Philomathestatos: Studies in Greek and Byzantine Texts Presented to Jacques Noret for his Sixty-Fifth Birthday/Janssens B., Roosen B., Van Deum P., eds. Louvain: Walter de Gruyter, 2004 [=Orientalia Lovaniensia Analect. Vol. 137]. P. 105–164. 42 .Maximi Confessoris Ambicuorum liber//Patrologia Graeca. T. 91. Col. 1031–1418 . 43 .Methodii Constantinopolitani Sermo de Sacris Imaginibus e codice Mosquensi Synodali Graeco 5 (Vladimir 412) anni 1445//Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784– 847). М.: Издательство «Индрик», 1997. С. 182–188. 184 44 .Nicephori Patriarchae Constantinopoliatni Refutatio et eversio definitionis synodalis anni 815/Featherstone J. M. cura. Turnhout, Leuven: Brepols, 1997. – xxxiv+381 p. 45 .Nicephori Patriarchae CP. Antirrhetici adversus Constantinum Copronimim//Patrologia Graeca. T. 100. Col. 205–534 . 46 .Nicephorus. Ex Antirrheticis libris loca selecta//Spicilegium Solesmense complectens sanctorum patrum scriptorumque ecclesiasticorum anecdota hactenus opera selecta e Graecis Orientalibusque et Latinis codicibus/Pitra. J. B., ed. Т. I. Paris: F. Didot fratres, 1852. P. 302–335. 47 .Opus Caroli regis contra Synodum (Libri Carolini)/Freeman A., Meyvaert P., hsg. [=Monumenta Germaniae Historica, Concilia, Bd. 2, Supplementum I]. Hannover: Hahnsche Buchhandlung, 1998. – X+666 p. 48 .Pseudo-Epiphanii sive Epiphanidis confutatio. Sancti Nicephori. Antirrheticus liber quartus//Spicilegium Solesmense complectens sanctorum patrum scriptorumque ecclesiasticorum anecdota hactenus opera selecta e Graecis Orientalibusque et Latinis codicibus Т. IV/Pitra. J. B., ed.. Paris: F. Didot fratres, 1858. P. 292–380. 49 .Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. T. 13./Mansi G. D., ed. Florentiae: Antonius Zatta, 1762. – 1104 col. 50 .Textus byzantinos ad iconomachiam pertinentes/Hennephof H., ed. Leiden: Brill, 1969. – 91 p.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Под влиянием идентификации Никифора Jacobus Gretser приписал «Путеводитель» патриарху Антиохийскому Анастасию I, озаглавив первое печатное издание «Путеводителя» 1606 года: «Anastasii Sinaitae Patriarchae Antiocheni «δηγς, seu Dux Viae, adversus Acephalos». Кроме неправильной атрибуции «Путеводителя», это дало и ошибочное прозвище для Антиохийского патриарха – Анастасий I Синаит, – которому до сих пор ошибочно приписывают пребывание на Синае. 86 Более позднее издание 1740 года, вместе со вступительной статьей Gremser’a являющееся повторением первого издания 1606 года с некоторыми исправлениями, воспроизвел J.-P. Migne в своей Patrologia Graeca , повторив неправильную атрибуцию труда Антиохийскому патриарху Анастасию I. 87 Первым, кто в середине XVII века обнаружил ошибку Никифора и попытался провести различие между Анастасиями и их трудами, был Henschenius. 88 К концу XIX века большинство исследователей уже не сомневались в принадлежности «Путеводителя» преподобному Анастасию Синаиту . Однако дата составления труда еще оставалась невыясненной. Guilielmus Cave в XVIII веке впервые высказал сомнения в цельности «Путеводителя». 89 После него утверждения о компилятивном характере труда снова и снова высказывались в патрологической науке. Упорнее всех эту точку зрения отстаивал Casimirus Oudinus, который утверждал, что «Путеводителю» не хватает четкости в построении и что он является беспорядочным собранием небольших, зачастую небрежных трактатов. 90 Впоследствии Joannes Fabricius суммировал различные аргументы, подтверждающие компилятивный характер «Путеводителя». 91 Его краткие замечания о жизни Анастасия I Антиохийского, который все еще считался тогда автором «Путеводителя», и о компилятивном характере окончательной версии «Путеводителя» были помещены в Patrologia Graeca . 92 Вопреки этим утверждениям Joannes Kumpfmüller попытался доказать, что «Путеводителю» присущ внутренний порядок, и предположил, что дальнейшее исследование рукописного материала даст возможность подтвердить внутреннее единство и стройность труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Слово г—г («Тора») не только и церковнославянском и русском переводах, но и в древней традиции, о которой свидетельствуют Септуагинга и Вульгата, Новый Завет и творения грекоязычных иудейских авторов, передается как «закон» (греч. уоцос, лат. lex):«b законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь». Но слово это происходит от глагольной основы — (hit " . г,«г [hopa] «учить, наставлять»), и его исходный, начальный смысл — учение, наставление, указание, являющееся законом лишь, постольку, поскольку подлежит исполнению: ср. цитированный выше ветхозаветный лексикон Л. Келе–ра. ee. 1023–1024 9 М. Бубер в своей интерпретации псалма 1 энергично подчеркивал, что упомянутое в последнем стихе псалма «знание» Богом пути праведных пало понимать не в интеллектуалистическом смысле слова «знание», несвойственном библейскому языку, по как указание на диалогическую ситуацию. 10 Psalms, vol. I–III. «Anchor Bible». Introd.. transl. and notes by M. Dahoocl. S. J. New York. 1965. 11 Цпт. соч., т. 1. с. 2; ср. его же. Ugaritic DRKT and biblical DERHK. «Theological Studies», 15, 1954. pp. 627–631. 12 Наряду с монументальным трудом блж. Августина, посвяшенным псалмам, упомянем гомилии на псалом 1 as. Насилия Великого (Patrologia Graeca 29, pp. 209–228. переведено на лат. язык Руфином, Patrologia Latina 31, 1723–173.3. часто ходило па Западе под именем Августина) и представителя латинской патристики Петра Хризолога (Patrologia Lutina 52. pp. 322–325). 13 Например. у Давида Кнмхп (1160–1235). члена известного рода толкователей Библии, подытожившего много более раннюю традицию. 14 Например, у Р. С. Cragic. Pvilms 1–50. «Word Biblical Commentary " Waco. Texas. 1983. pp. 57–58. 15 The Book of Psalms, by A. A. Anderson. «New Century Bible Commentary», v. I. London. 1972, p. 58. 16 Ср. цитированные выше лексикон Л. Келера (с. 290 и анализ значении соответствующего глагольного корня на двух предшестуюших страницах) п комментарии А. А. Андерсона (там же). 17 Petri Chrysologi sermo 44 in ps. 1.4. 18

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

Мне представляется, что война, которую хотел развязать Флоровский, была бы им проиграна по крайней мере на " первом фронте " , если бы он дожил до конца XX века. Возрождение того, что Флоровский называл " гебраизмом " , то есть возрождение интереса к семитской традиции (в ее еврейском, арамейском, сирийском или арабском преломлении) в первой половине XX столетия только начиналось, и памятники святоотеческой письменности на этих языках (которых, кстати, Флоровский не изучал) только начинали входить в научный оборот. Флоровский не мог предвидеть, что под конец XX века будет открыт целый корпус писаний преподобного Исаака Сирина существенным образом обогативший наше представление об этом великом сирийском писателе-мистике VII века. Флоровский не мог знать многих памятников сирийской, арабской, коптской, эфиопской и армянской письменности, опубликованных во второй половине XX столетия в монументальной серии Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium (которая насчитывает сейчас свыше 500 томов) и по сути перевернувших господствовавшее в его времена представление о святоотеческом наследии как о сумме patrologia graeca и patrologia latina. Только к концу XX века стало очевидно, что, помимо этих двух традиций, есть еще и patrologia orientalis - богатейший мир " ориентальных " богословских традиций, глубоко самобытных по форме и содержанию, - и что христианство несводимо к византинизму или Греции. Что же касается " второго фронта " , то, хотя попытки " переформулировать " догматы в категориях современных философских течений действительно опасны, сами по себе некоторые из этих течений, - прежде всего экзистенциализм упомянутых Флоровским Хайдеггера и Кьеркегора, - знаменуют собой постепенный отход западной мысли от антропоцентризма эпохи Возрождения и рационализма эпохи Просвещения, а потому расчищают путь для возвращения к подлинно христианской " кафолической " богословской традиции. Подобно античной философии во времена Климента Александрийского и Оригена, философия экзистенциализма может в наши дни служить - и уже служит для многих - " детоводителем " ко Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/216/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010