Camb.; Rochester, 2002; The Old English Martyrology/Ed. C. Rauer. Woodbridge, 2013. Лит.: Raine J. Saint Cuthbert: with an account of the state in which his remains were found upon the opening of his tomb in Durham Cathedral, in 1827. Durham, 1828; Lapsley G. T. The County Palatine of Durham: A Study of Constitutional History. L., 1900; Fowler J. Th. On an Examination of the Grave of St. Cuthbert in Durham Cathedral Church, in March, 1899//Archaeologia, or Miscellaneous Tracts Relating to Antiquity. Oxf., 1900/1901. Vol. 57. P. 11-28; Dodds M. H. The Little Book of the Birth of St. Cuthbert//Archaeologia Aeliana. Ser. 4. Newcastle-upon-Tyne, 1929. Vol. 6. P. 52-94; Thompson A. H. The MS List of Churches Dedicated to St. Cuthbert, Attributed to Prior Wessyngton//Transactions of the Architectural and Archael. Soc. of Durham and Northumberland. Ser. 1. Durham, 1934/1936. Vol. 7. P. 151-177; Colgrave B. The St. Cuthbert Paintings on the Carlisle Cathedral Stalls//The Burlington Magazine for Connoisseurs. L., 1938. Vol. 73. P. 17-21; idem. The Post-Bedan Miracles and Translations of St. Cuthbert//The Early Cultures of North-Western Europe/Ed. C. Fox, B. Dickins. Camb., 1950. P. 307-332; Craster H. H. E. The Patrimony of St. Cuthbert//EHR. 1954. Vol. 69. P. 177-199; The Relics of St Cuthbert/Ed. C. F. Battiscombe. Oxf., 1956; Gibbs M. The Decrees of Agatho and the Gregorian Plan for York//Speculum. Camb. (Mass.), 1973. Vol. 48. P. 213-246; Boyle A. A Note on St. Cuthbert//Transactions of the Dumfriesshire and Galloway Natural History and Antiquarian Society. Dumfries, 1976. Vol. 52. P. 168-171; Baker M. Medieval Illustrations of Bede " s Life of St. Cuthbert//J. of the Warburg and Courtauld Institute. L., 1978. Vol. 41. P. 16-49; Kendall C. B. Dry Bones in a Cathedral: The Story of the Theft of Bede " s Relics and the Translation of Cuthbert into the Cathedral of Durham in 1104//Mediaevalia. Binghamton, 1984. Vol. 10. P. 1-26; idem. «Let us now praise a famous city»: Wordplay in the OE Durham and the Cult of St.

http://pravenc.ru/text/2462347.html

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf HELLENISM HELLENISM. This term has two active senses within the present-day Orthodox Church. The first, and broader, refers to the patrimony of classical Greek and later Greco-Roman thought, the inheritance in particular of the great philosophers from Plato to Plotinus, together with the institutions of the later Roman Empire, especially the idea of Rome (q.v.) itself as a universal state. All of this constitutes that “Hellenism” that the Church Fathers (q.v.) breathed as their native air, and with which they struggled at every turn. Intellectually, this meant the great effort of Greek Christian-i.e., Byzantine-theology to recast the language and vocabulary of pagan thought into a vessel capable of bearing the Christian mystery. Spiritually, in the forge of asceticism and monasticism (qq.v.), it meant the hammering out and refining of that vessel, on the one hand, and the witness to the experience, on the other. The result of this effort, generations long, was, in the expression of Georges Florovsky (q.v.), that “Christian Hellenism” that constitutes the permanent vehicle of Orthodox Christian thought and culture. While “Christian Hellenism” is the common inheritance of Greeks, Slavs, Arabs, Romanians, etc., having no nationalistic or ethnic connotations, the second sense of Hellenism is quite different. Modern Greek Hellenism, dating in particular from the late 18th c., and owing much to the Enlightenment and European Romanticism, is a type of nationalism. This ethnic vision, colored by appeals to a glorified ancient Greece, to blood and soil-in short, to race-is the philosophy of modern Greek nationalism, the Hellenic equivalent to pan-Slavism or pan-Arabism. Just as the other nationalisms of the Orthodox peoples, it has done the Church little good. At the hands of the Phanariots (q.v.) in the 18th c. and 19th c. it did great damage to the status of the Ecumenical Patriarch (q.v.) in the eyes of non-Greeks. It thus figures in the reasons why the Orthodox Church struggles today to find an appropriate response to the “diaspora” or dislocations of the 20th c. Читать далее Источник: The A to Z of the Orthodox Church/Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson - Scarecrow Press, 2010. - 462 p. ISBN 1461664039 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Когда же он может оказаться в праздности, если его ум всегда трудится? Когда одиноким, если он всегда вместе с тем благом, о котором пророк говорит: Насытимся благами дома Твоего ( Пс.64:5 )? Когда он отвержен, если его жительство на небесах ( Флп.3:20 )? Когда он не благообразен, если он уподобляет себя образу того прекрасного и единственного блага, и даже если он расслаблен членами, то воздвигает себя умом? И, как привыкший петь под кифару 102 , если бы увидел ее расстроенной, с разорванными струнами, сломанной и негодной к употреблению, отбросил бы ее и не пытался извлечь из нее мелодию, но собственным голосом стал бы себя услаждать, – так и этот человек оставит кифару своего тела лежать праздной и возвеселится в сердце, воспоминания о благой совести усладят его, божественные проречения и пророческие писания утешат, наполняя душу и ум этой сладостью и приятностью. Никакая печаль не тревожит его, так как благодать Божественного присутствия всегда его овевает, и он всегда пребывает в себе самом, исполненный в душе величайшим спокойствием. Книга вторая LIBER SECVNDVS   1 . Superiore libro de uirtutum praeceptis disputauimus: sequenti clarorum uirorum utamur exemplis, qui in summis periculis positi beatitudinem uitae non amiserunt, sed potius adquisiuerunt. An non beatus Iacob etiam, cum patriam derelinqueret? Immo plane beatus, qui dura exilii suscepit, ut fratris mitigaret iracundiam. Nam si beatus est qui peccatum declinat, utique negari beatus non potest qui alterius culpam leuat, crimen auertit. Paratum itaque parricidium declinauit exilio uoluntario eoque facto sibi salutem quaesiuit, fratri donauit innocentiam. Merito itaque eum diuina ubique comitata est gratia, ut et, cum dormiret, beatae uitae munus adquireret. Videbat enim futurorum mysteria et diuina audiebat oracula. Bonus in somno operarius et in paupertate diues, qui mercennariae uitae munere et patrimonium et coniugium eodem parauit officio. Idem fraterni affectus reconciliator egregius certauit muneribus et obsequiis, ut indignationem omnem excluderet, dolorem offensionis auerteret, ostendens se minorem exilio non fuisse, qui posset largiri quae non acceperat.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Провинциальная администрация, по-видимому, даже была лишена права пребывания на территории церковных имений. В VIII конституции о викарии Ponticae dioecesis Юстиниан дает викарию специальное разрешение для борьбы с патронатом посещать все имения и селения, кому бы они ни принадлежали (omnibus locis vicis sive sanctissimorum sunt monasteriorum, sive sanctorum sacrorum nostrorum privatorum aut sacri patrimonii, aut nostrae domus et generaliter dicere nullum locum foras ejus jurisdictionis relinquentibus). 110 Если для викария Понта потребовалось это специальное разрешение, то, очевидно, раньше провинциальная администрация не могла даже появляться в церковных и монастырских имениях. Действительно, папирусы показывают, что целые селения в Египте были подчинены монастырской администрации, причем она обладала известными судебными полномочиями по отношению к своим колонам. Так, Авраам, протокомет (μεζων) одного из селений, находящихся под монастырским управлением, обращается к монастырскому начальству с сообщением, что два брата умершего Эноха обратились к нему, старосте, с просьбой разрешить их спор с вдовой покойного. Староста запрашивает, разрешит ли монастырская власть сама этот спор в городе или уполномочит Авраама разрешить спор κατ το " θος το κτματος. 111 Внутренний строй и управление земельных владений церкви характеризуются разнообразием способов пользования церковью своими земельными имуществами. Главные виды такого пользования были следующие: 1) одни земли и имущества церковные учреждения удерживали в своем непосредственном владении и пользовании и вели на них самостоятельное хозяйство; 2) другие земли отдавали разным лицам в краткосрочную аренду; 3) очень крупная доля церковных земель отдавалась частным лицами в держание на так называемом эмфитевтическом праве. На землях римского папы имелось собственное хозяйство, и не все saltus и fundi сдавались в аренду. Григорий говорит о собственных стадах Римской церкви в письмах, адресованных ректору Петру. Но не только велось самостоятельное пастбищное хозяйство; после продажи стад освободившиеся пастухи направлялись на обработку земли ut ex cultura terrae ferre aliquid utilitatis possint.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

56 . Итак, лучшая часть предпочла славу жизни (saluti), а худшая – жизнь честности. Божественным же судом были похвалены те, которые честное ставили – выше полезного, и были осуждены те, которые честности предпочитали то, что, как казалось, способствует благополучию в жизни (ea, quae videbantur saluti potius quam honestati accomoda). Глава IX. Обманы и бесчестные стяжания особенно постыдны в клириках, которые должны служить общей пользе; никоим образом они не должны принимать на себя ведение денежных процессов и тем более уголовных. Им, дабы они никому не вредили, даже если бы их вызывали на то, указывается на пример Давида, а чтобы жизнь не предпочитали честности, (рассказывается) про убийство Навуфея. 57 . Нет ничего хуже, как не иметь никакой любви к честности и по примеру недостойного торгашества получать доходы неправедными путями (quaestu sollicitari ignobili), воспламеняться сребролюбием, дни и ночи ожидать чьего-либо разорения (diebus ac noctibus hiare in alieni detrimenta patrimonii), (чтобы извлечь себе из того выгоду), не возвышать душу к свету честности и не думать о блеске вечной славы. 58 . Отсюда происходят стремления к завладению чужим наследством, прикрываемые маской человека скромного и степенного (continentiae atque gravitatis simulatione captatae), что должно быть чуждо христианину; все, что приобретается хитростью и обманом, не имеет характера чистоты 630 . Домогаться чужого наследства непристойно (incongrua judicatur affectatae ambitio haereditatis) даже тем, кто не занимает в церкви никакой должности. Пусть (люди), дожившие до старости (in supremo fine vitae) свободно завещают (свое имущество тому,) кому они желают, так как после они не будут уже иметь возможности изменить (свою волю). Бесчестно 631 других лишать сбережений, – лично ли им принадлежащих, или доставшихся по завещанию. Долг священника или (вообще) клирика никому не вредить, но всем, если возможно, помогать. 59 . Но если нельзя помочь одному без того, чтобы не обидеть другого, то лучше не помогать ни тому, ни другому, чтобы не поставить в затруднительное положение кого-либо из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Раздел первый, который содержит прелиминарные статьи договора о вечном мире между государствами 1. «Ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его заключении тайно сохраняется основа новой войны». Ибо иначе это было бы только перемирие, временное прекращение военных действий, а не мир, который означает окончание всякой вражды и присоединять к которому прилагательное «вечный» есть уже подозрительный плеоназм. Мирный договор уничтожает все имеющиеся причины будущей войны, даже те, которые, быть может, в данный момент не известны самим договаривающимся сторонам и которые впоследствии могут быть хитро и изворотливо выисканы в архивных документах. Если называть вещи своими именами, то сохранение (reservatio mentalis) на будущее старых претензий, о которых в данный момент ни одна из сторон не упоминает, так как обе слишком обессилены, чтобы продолжать войну, хотя и исполнены преступного намерения использовать для этой цели первый удобный случай, есть иезуитская казуистика, недостойная правителя, так же как и готовность к обоснованию подобных действий недостойна его министра. Разумеется, тем, кто в соответствии с просвещенными понятиями государственной мудрости видит истинное достоинство государства в постоянном увеличении любыми средствами его могущества, наше мнение покажется ученическим и педантичным. 2. «Ни одно самостоятельное государство (большое или малое – это не имеет значения) ни по наследству, ни в результате обмена, купли или дарения не должно быть приобретено другим государством». Дело в том, что государство (в отличие, скажем, от земли, на которой оно находится) не представляет собой имущества (patrimonium). Государство – это общество людей, повелевать и распоряжаться которыми не может никто, кроме него самого. Поэтому всякая попытка привить его, имеющего, подобно стволу, собственные корни, как ветвь, к другому государству, означала бы уничтожение первого как моральной личности и превращение моральной личности в вещь и противоречила бы идее первоначального договора, без которой нельзя мыслить никакое право на управление народом . Общеизвестно, какую опасность для Европы (другие части света никогда не знали ничего подобного) создает в наше время способ приобретения, состоящий в том, что даже государства могут вступать в брак; на это смотрят либо как на новый ловкий способ без затраты сил благодаря родственным союзам увеличить свое могущество, либо как на средство расширить свои владения. Сюда же следует отнести и передачу своих войск одним государством другому в качестве наемников, используемых против необщего им врага; в этом случае подданные употребляются и потребляются как вещи, которыми можно распоряжаться по своему произволу.

http://predanie.ru/book/221422-k-vechnom...

Scher A. Catalogue des manuscrits syriaques et arabes conservés dans la bibiothèque épiscopate de Séert (Kurdistan) avec notes bibliographiques. Mossoul, 1905. P. 57–58. 14 Assfalg J. Syrische Handschriften. Syrische, Karšunische, Christlich-Palästinische, Neusyrische und Man däische Handschriften. Wiesbaden, 1963. S. 40–43. 17 Dolabany F. Catalogue of Syriac Manuscripts in St. Mark " s Monastery. Damascus, 1994. (Syriac Patrimony; 8.) P. 380–381. 19 Van Lantschoot F. Inventaire des manuscrits syriaques des fonds Vatican (460–631), Barberini Oriental et Neofiti. Città del Vaticano, 1965. P. 87–88. 20 Vööbus A. Handschriftliche Überlieferung der Mmr-Dichtung des Jáqb von Serg. I. Sammlungen: die Handschriften. Louvain, 1973. S. 66–68. 21 Assemanus S. E., Assemanus J. S. Bibliothecae Apostolicae Vaticanae codicum manuscriptorum catalogue. Romae, 1759. T. 1 (3). P. 143–151. 22 Кессель Г. Шемон д-Тайбут и его письменное наследие//Символ. 2012. Т. 61. С. 195–213 [здесь с. 199–201]. 23 Kessel G. A manuscript tradition of Dadš’ Qary’s work «On – ( " al šely) in Syrian Orthodox milieu//Proceedings of the Deutscher Syrologentag. Göttingen, 2011 (в печати). 24 Lewis A. S. Catalogue of the Syriac MSS. in the Convent of S. Catharine on Mount Sinai. L., 1894. P. 41; Kessel G. Sinai syr. 24 as an Important Witness to the Reception History of Some Syriac Ascetic Texts//Sur les pas des Arameens chretiens. Mélanges offerts à Alain Desreumaux/Ed. F. Briquel Chatonnet, M. Debie. P., 2010. P. 207–218. 27 Isaac of Nineυeh (Isaac the Syrian). «The Second Part», Chapters IV–XLI/Ed. S. P. Brock. Louvain, 1995. (CSCO, 554/555; Scr. Syri, 224/225). 28 Chialà. Dall’ascesi eremitica alla misericordia infinita. P. 68–70; Kessel G. New Manuscript Witnesses to the Second Part of Isaac of Nineveh//Papers presented at the Sixteenth International Conference on Patristic Studies held in Oxford 2011/Ed. M. Vinzent. Leuven, 2013. P. 245–257. 30 Chabot J. В. Notice sur les manuscrits syriaques de la Bibliothèque Nationale acquis depuis 1874//Journal asiatique. 1896. Vol. 9 (8). P. 234–290 [здесь p. 237–238]; 24 листа данной рукописи находятся в библиотеке Кембриджского университета под шифром Or. 1144 (Kessel G. New Manuscript Witnesses... P. 247–252).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ru...

Sic reformidatis deos, quos negatis. Non floribus caput nectitis; non corpus odoribus honestatis: reservatis unguenta funeribus: coronas etiam sepulchris negatis, pallidi, trepidi, misericordia digni, sed nostrorum deorum. Ita nec resurgitis miseri, nec interim vivitis (Minuc. cap. XII. pag. 77 et 78). «Не Римляне ли без вашего Бога повелевают, царствуют, владеют целым миром и господствуют над вами? А вы между тем, в размыслии и тревоге воздерживаетесь от честных удовольствий, не ходите на зрелищаа, не бываете при великолепных празднествах, нет вас на общественных пиршествах; отвращаетесь от священных поединков, от вкушения жертвенной пищи и пития. Таким образом страшитесь богов, которых отвергаете. Не украшаете голов цветочными венками; не употребляете для тела благовоний, сберегая их к погребению умерших; не кладете венков даже на гробы, вы, бледные, трепещущие, достойные сожаления только наших богов.. ни оживаете, несчастные, ни живете». 155 Киприан в послании, о котором мы выше упомянули, так писал к Демитриану, проконсулу Африканскому и гонителю Христиан: – Innoxios, iustos, Deo caros domo privas, patrimonio spolias, catenis premis, carcere includis, bestiis, gladio, igne perimis. Nec saltem contentus es dolorum nostrorum compendio et simplici ac veloci brevitate pænarum; admoves laniandis corporibus longa tormenta, multiplicas lacerandis visceribus numerosa supplicia; nec feritas atque immanitas usitatis potest contenta esse tormentis, excogitat novas pænas ingeniosa crudelitas (S. Cypr. opera – ad Demetrianum pag. 132. edit. Oxenii). «Неповинных, праведных, любимых Богом, ты осуждаешь на изгнание, лишаешь имущества, отягчаешь цепями, заключаешь в темницы, умерщвляешь зверями, мечем, огнем. Ты досадуешь, если мучение наше не продолжительно и казнь совершается скоро… и к растерзанным телам и их членам прибавляешь новые медленные терзания; зверство и бесчеловечие твое не довольствуется обыкновенными орудиями казней; остроумная твоя жестокость трудится вымышлять новые».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

II статья: «Ни одно самостоятельное государство (большое или малое, – все равно) не должно быть приобретаемо другим государством чрез наследство, обмен, покупку или дарение 11 . «Государство, говорит Кант, не есть (подобно, например, обитаемой им земле) имущество (patrimonium). Оно есть общество людей, которым никто, кроме его самого, не может повелевать или располагать. Но прививать его, как черенок, к другому государству, когда оно само, подобно дереву, имеет собственные корни, значит уничтожать его бытие, как нравственной личности, и делать из последней вещь» 12 . Право народов, достигших сознания своего национального единства, на политическую самостоятельность в настоящее время уже никем, по крайней мере, теоретически не оспаривается. И государства, дозволяющие себе насильственные захваты, – вроде, например, допущенных американцами после недавней войны с Испанией, – обыкновенно уже оправдывают теперь свой образ действий неспособностью присоединяемых народов к самоуправлению и стараются выставить свой захват временным протекторатом, который должен окончиться, когда народ достигнет политического совершеннолетия и в состоянии будет сам сознательно набрать форму своего политического существования. Право подобного самоопределения народа теперь уже всюду признается. Любопытно, что Кант, восставая против захвата одним государством другого, аргументирует это тем, что такой образ действия «противоречит идее первоначального договора, без которой немыслимо какое либо право на народ 13 . Идея «первоначального договора», имеющая у Канта значение главным образом в учении о государственном праве 14 , применяется к обсуждению международных отношений потому, что как уже было замечено, юридические отношения народов, по Канту, во многом аналогичны отношениям отдельных людей в обществе. Несомненно, что в этой ссылке на «первоначальный договор» сказалось влияние Руссо; но Кант дал мысли Руссо такое толкование, которое уже не связывает судьбу этой философско- юридической идеи с вопросом о происхождении государства, и, благодаря этому, его аргументация не потеряла значения и для настоящего времени. – Кант свой «договор» понимает не в смысле исторического факта, а как идею разума, регулирующую государственную жизнь. «Есть норма, – так комментирует этот взгляд Канта Куно Фишер, – по которой можно судить о справедливости каждого образа правления: чего не может постановить относительно себя самого народ, того не имеет права постановить и монарх относительно народа. Что народ постановляет относительно себя самого, то должно быть утверждено соглашением всех со всеми. Предполагается,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Bathrellos D. The Byzantine Christ: person, nature, and will in the Christology of St. Maximus the Confessor. Oxford, New-York, 2004. Bausenhart G. In allem uns gleich auBer der Sundë Studien zum Beitrag des Bekenners zur altkirchlichen Christologie; mit einer kommentierten LJbersetzung der «Disputatio cum Mainz, 1992. Dispute de Maxime le Confesseur avec Pyrrhus/Introd., texte crit., trad, et notes par M. Doucet. Montreal, 1972. fThese roneotypee). Doucet M. Est-ce que le monothelisme a fait autant d’illustres victims? Reflexions sur un ouvrage de F. – M. Lethel//Science et Esprit. 35, 1983. Pp. 64–78. Doucet M. La Volonte humane du Christ, specialement en son ago-nie. Maxime le Confesseur, interprete de l’Ecriture//Science et Esprit. 37, 1985. Pp. 123–143. Ha/don J. Byzantium in the seventh century: the transformation of a culture. Cambridge, 1997. Larchet J. – C. La divinisation de l’homme selon saint Maxim le Confesseur. Paris, 1996. Maximus Confessor. Ambigua ad Thomam en Epistula secunda ad eundem: kritische editie met Nederlandse vertaling en aantekeningen/Ed. B. Janssens, P. van Deun. Leuven, 2000. (Diss.). Maximus the Confessor and His Companions. Documents from Exile/Ed. and trans. by P. Allen and B. Neil. Oxford, 2002. Meyendorff J. F. Imperial Unity and Christian Divisions. N. – Y., 1989. Winkelmann F. Der monenergetisch-monotheletische Streit. Frankfurt am Main, New-York, 2001. Полемика с монофизитами VIII-IX веков Феодор Абу-Курра Al-Basha Q. Mayamir Thawudurus Abl Qurrah Usquf Harran. Beirut, 1904. I. Theodori Abu Kurra de cultu imaginum libellus e codice arabico nunc primum editus latine versus illustratus. Bonn, 1897. Dick I. Deux ecrits inedit de Theodore Abuqurra//Le Museon. 72, 1959. Dick I. Theodore Abuqurra, Traite de l’existence du Createur et de la vrai religion. Roma, 1982. (Patrimoine arabe chretien 3). Dick/. Theodore Abuqurrä Traite du culte des icons//Patrimonie arabe Chretien. 10, 1982. Glei ft, Khoury A. Th. Johannes Damaskenos und Theodor Abu Qurra, Schriften zum Islam. Wurzburg, 1995. (Corpus Islamo-Chris-tianum 86, Series Graeca 3).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010