Если в вере человек действует как бы заодно с всемогущим Богом, если он даже действует и получает ведение о Боге силою всемогущего Бога, то отсюда понятно, почему Господь Иисус Христос придавал вере такую силу, что считал возможным все для верующего: «если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдете и ничего не будет невозможного для вас» ( Мф. 17:20 ). Необычные действия веры изображает ап. Павел в 11-й главе послания к евреям. Древние праведники, говорит он, «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (11:33–34). И ап. Иоанн пишет: «сия есть победа победившая мир, – вера наша» ( 1Ин. 5:4 ). Если вера есть настолько живое и крепкое соединение человеческой души с Богом, что она становится исходным и неизменным пунктом, определяющим все человеческие мысли и действия, и направляющим их на Бога и божественные предметы, то отсюда понятно, почему Господь Иисус Христос и Его апостолы поставляли в зависимость от нее всю судьбу и спасение человека: «верующий в Сына (Божия) имеет жизнь вечную» ( Ин. 3:36 ). «Верующим во имя Иисуса Христа дана власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1. 12 ; см. проф. Олесницкий. Нравственное Богословие, §40, стр. 142–144). Необходимо указать, какие бывают уклонения и грехи против веры. Уклонения от христианской веры выражаются в форме неверия и богоотступничества, сомнения (скептицизма), суеверия, холодности и равнодушия к вере (индифферентизм) и др. Против первой обязанности человека вообще иметь веру грешат неимеющие веры, незнающие Бога и своего и Нему отношения или отступившие от Него и отрицающиеся от Него. Неверие может быть теоретическое и практическое. Первое больше всего по причине гордости ума и превратного воспитания. Практическое неверие более распространено. У такого рода неверия один общий характер – жизнь в Богозабвении, в волях сердца, без сознания над собой какой-либо власти высшей, божественной, без чувства неизбежной необходимости и отвечать за жизнь (Ср. Пс. 13:1 ). Предавшись чувственности и страстям, человек подавляет лучшую часть своего существа и порывает нить, связующую его с небом, «не приемлет яже Духа Божия» ( 1Кор. 2:14 , Еф. 2 гл.; Рим. 1 гл.). Бывают такие и среди христиан, которые нельзя сказать, чтобы вели жизнь развратную, но которые живут в естественных чувствах сердца и, зная о Боге, проводят многие годы жизни в суете ума, как бы без Бога (Еф. гл. 2). Есть и другой вид неверия – богоотступничество, т. е. измена вере, отречение от Христа по страху или ради мирских выгод, или по человекоугодничеству и легковерию. О таких апостол Павел говорит, что «они распинают в себе Сына Божия и ругаются (посмеиваются) над Ним» ( Евр. 6:4–6 ; проф. М. Олесницкий . Нравственное Богословие. §41, стр. 148. Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения, стр. 358–359, 363–364).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Что же касается того, что Господь «не в рукотворенных храмах живет», то Апостол говорит это язычникам о самой сущности Бога , о чём говорил и Соломон: «Небо и небо небес не вмещают Тебя». Но при этом ап. Павел, как и Соломон, признавая, естественно, что Бог в тоже самое время (не теряя Своей вездесущности и невместимости) может особым образом пребывать и жить в угодных и построенных в Его честь храмах. Иначе как согласовать слова Соломона, Бога и Христа Его о том, что Бог живёт в храме (рукотворном, естественно), и слова ап. Павла, что Он «не в рукотворных храмах живёт»? Итак, Бога, во всём Его величии и славе, не вмещают и небеса, но этот же Бог по любви к человеку ради его спасения умаляется и вселяется в «утробу приснодевственную» 363 Своей Пречистой Матери. Поселяется Он, Невместимый, и в сердце человека, и протестанты в это верят – верят, что христианин – храм Божий, и что Бог живёт в нём. Как же это может быть, если и небеса небес не вмещают Господа? Итак, с одной стороны Бога не вмещает и вся Вселенная, а с другой, Он может умещаться и пребывать – Своей личностью и особой благодатью – в посвящённых Ему храмах (и в сердце человека). Возражение 2. Бог говорит: «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень " » ( Иер.7:4 ). Вот, заявляют протестанты, очевидно, что надежда на храм – суетна и ложна, потому храмы и не нужны. Чтобы ответить на этот вопрос достаточно только понять, что данные слова обращены к нечестивцам : «Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости» ( Иер.7:8–10 ). Таким образом, очевидно, что таковых лицемеров – творящих различные преступления и имеющих намерение и «впредь делать» их, и при этом приходящих в храм и думающих, что они только поэтому будут спасены – храм не спасёт, и их надежды на храм окажутся ложными. Но для тех, кто приходит в дом Божий, пред лице Господа, с добрым расположением и страхом Божиим, надежда на храм не будет обманчивой. Это можно сравнить с Причастием, о котором Христос сказал, что оно дарует жизнь вечную и спасение ( Ин.6:54–58 ). Но приступающих недостойно, в нераскаянных грехах и без благоговения, Причастие не только не спасёт, но, напротив, погубит (см. 1Кор.11:27–30 ). Но из-за этого Причастие не становится ненужным или неспасительным. Вот так и храм: благочестивые, приходя в храм, духовно питаются и освящаются, взгревая и умножая свою веру, а лицемеры только умножают свои грехи, прибавляя к ним ещё и поругание над святыней.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

«Колеблемое» – сотворенные небеса и земля будут перетрясены, изменят свое существо в новое, вечное. В этом страшном землетрясении разрушатся и прейдут ветхие небо и земля и их уже не будет ( Откр. 21:1 ). «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» ( 2Пет. 3:10,12 ). И как при землетрясении бывает разрушение городов, так и здесь читаем о разрушении Иерусалима, городов языческих и Вавилона. И город великий распался на три части. Под великим городом , мы уже видели, понимается Иерусалим. И в древности камня на камне не осталось от Иерусалимского храма и весь город пострадал от римских легионов. Когда же император Юлиан Отступник (360–363) приказал восстановить храм, чтобы опровергнуть пророчество Христа, то сильная буря, огненные шары из земли и землетрясение окончательно все разрушили. Такая же участь постигнет Иерусалим с его антихристовым храмом. Все построенное богоборцем будет разрушено до основания. От самого города останутся только развалины. (Интересно отметить нынешнее разделение Иерусалима на три части между евреями, христианами и мусульманами.) Такая же участь постигнет и другие города, как сказано: и города языческие пали. Падут перед Страшным судом все земные царства. И Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. Ничто не забыто, будет воспомянут и Вавилон великий – город нечестия и блуда, который надо отличать от Иерусалима, где будет храм антихриста. О падении Вавилона возвещает ангельская весть (14,8). Город, напоивший все народы яростным вином блуда, будет сам пить чашу вина ярости гнева Божия. Откр.16:20 И всякий остров убежал, и гор не стало. Это тоже следствие описанного в ст. 18 землетрясения. При землетрясениях часто поверхность земли меняет свои очертания. Острова погружаются в море, в горах бывают обвалы и разрушения. В невероятных масштабах все это совершится в кончину века. Уже в 6,14 мы читали, что «всякая гора и остров двинулись с мест своих». Теперь сказано, что исчезнут вовсе. «Стихии же, разгоревшись, разрушатся» ( 2Пет. 3:10 ). Прежнего и в прежнем виде не останется ничего. «Прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (21,1). Иносказательно святой Андрей Кесарийский под островами разумеет святые церкви, а под горами – в них начальствующих. При наступлении великой скорби антихристовой святые и их пастыри во исполнение слов Господних ( Мф. 24:16–20 ) уйдут в пустынные и потаенные места и укроются там. Их не станет в шумном безбожном обществе. Убегут они не от мучений, не из страха, но предпочтут для сохранения благочестия пребывать в горах и пещерах, нежели в городах. Да и невозможно им будет жить в обществе. Также и в само пришествие Христа на Суд, святые соединятся с Господом, грядущим в облаках ( 1Сол. 4:17 ), и их уже не станет в среде нечестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Чтобы видеть, действительно ли неестественно приписывать пророчества о Рабе Господа и об Эммануиле одному пророку Исаии, помимо сравнения их между собою, очень важно определить, с одной стороны, отношение тех и других к предшествующим пророчествам, с другой, – понимание их у пророков последующих. – Нетрудно заметить, что пророчества о Мессии в первой части книги прор. Исаии имеют ближайшее отношение к прежним пророчествам о Мессии: первоевангелию ( Быт.3:15 ; ср. Ис.7:14 ), пророчеству Иакова ( Быт.49 гл.), или сходному с ним пророчеству Валаама ( Числ.24 гл.) и другим, а особенно к псалмам. Так наприм., в Ис.9:7 362 : название Эммануила: «Князь мира» напоминает пророчество Иакова о Примирителе 363 ; название «Бог Крепкий» заимствовано, может быть, прямо из Пс.44:7, 8, 4 , где Мессия называется «Богом» и «Сильным», или из Пс.23:8 : «кто сей Царь славы? Господь Крепкий и Сильный, Господь Сильный в брани . Слова: «Младенец родился нам, Сын дан нам, владычества Его нет предела на престоле Давидове и на царстве Его, чтобы утвердить его судом и правдою отныне и до века» – ср. с Пс.2:7, 8 : «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя, Я помазал Царя Моего над Сионом... дам... пределы земли во владение Тебе» и из Пс.44:7 : «престол Твой, Боже, во век века; скипетр царства Твоего – скипетр правоты», или из Пс.71:1, 3, 8, 17 364 . – В 11:4 слова: «будет судить бедных по правде и дела страдальцев земли – решать по истине» ср. с Пс.71:2–4, 12–14 ; следующие слова: «поразит землю жезлом уст своих и духом уст своих убьет нечестивого» ср. с Пс.2:9 («ты поразишь их жезлом»), 44:6 и 67:22; 71:4 или 8:3 («низложит притеснителя»... «закоснелого в беззакониях»). Дальнейшие слова 5-го стиха: «и будет препоясанием чресл Его правда и препоясанием бедр Его истина» ср. с Пс.44:4, 5 : «препояшь мечем бедро Твое, Сильный... для истины и кротости и правды»... 365 Тот же 45 псалом (см. ст. 2–3-ий: «ты прекраснее всех сынов человеческих... песнь моя о Царе») напоминают слова Исаии 33:17: «глаза твои увидят Царя в красоте Его (), узрят землю отдаленную» (ср. Пс.2:8; 71:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Данное рассуждение обращено только к тем, кто вместе с Павлом рассматривает смерть как следствие греха (многие иудеи на основании Книги Бытия несомненно могли разделять это убеждение) 357 . Изложенная в Послании к Евреям аргументация представляется мне более убедительной в том, что полностью не полагается на эту связь, но подробно рассматривает ее в рамках модели жертвоприношения. Иисус пожертвовал собой 358 , «чтобы подъять грехи многих» 359 . Автор подчеркивает, что Иисус не пошел по пути многократного принесения жертв, как это делают обыкновенные священники, но, «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога». 360 Для успешного выполнения своего жертвоприношения «Христос вошел не в рукотворенное святилище», но «в само небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» 361 . Таким образом, вознесение Иисуса было необходимо для завершения жертвоприношения. Как и в древней иудейской модели, жертва должна достигнуть самого Бога. Согласно принятой ранее форме выражения, дар должен быть принят Богом. Мы видим, что Христос вознесся, потому что «Бог ... мира ... воздвигнул из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного» 362 . Воскресение показывает, что Иисус вознесся, несомненно, благодаря своим сверхъестественным способностям, которые он затем продемонстрировал, и впоследствии не умер снова, но просто прекратил свое земное существование. Следовательно, Бог принял жертву («завета вечного») и нет необходимости в дальнейших жертвоприношениях. Авторы Нового Завета также видят в воскресении подтверждение учения Иисуса. По их мнению, воскресение доказывает, что Иисус уже обладал (или затем Бог наделил его) сверхъестественным статусом «Сына Божьего» вне зависимости от степени точности интерпретации этого понятия. Он «открылся Сыном Божиим ... через воскресение из мертвых» 363 . «Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его», – говорит Петр в своей речи в день Пятидесятницы в Деяниях Апостолов 364 . В контексте этого высказывания о воскресении Иисуса Петр заявляет далее, что «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса» 365 .

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

345 Иисус вполне мог предсказывать и страсти, и воскресение. Согласно Марку, он делал это трижды. Однако для античных писателей было обычным вкладывать в уста своих героев или других персонажей пророческие слова об их будущей судьбе; и потому современные критики берут под сомнение подлинность приписываемых Иисусу пророчеств. Тем не менее наличие свидетельств в пользу реальности таких пророчеств дает основания верить в истинность других сделанных Иисусом заявлений. 351 Рим 5:12–14 . Хотя многим и знакомо все рассуждение (5:12–21), согласно начальным стихам которого мы оказываемся причастными к греху Адама и умираем вследствие него, я не думаю, что Павел имеет в виду именно это. Наша смерть обусловлена нашей собственной греховностью: «Смерть перешла во всех человеков, потому что... все согрешили» (5:12); таким образом, вина принадлежит нам из-за нашего греха. См. подробное обсуждение в моей работе Responsibility and Atonement (Clarendon Press), 206–207 η. 8. 357 В Быт 2приведены следующие слова Господа Бога, обращенные к Адаму: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Однако в третьей главе Книги Бытия сообщается о том, что Адам и Ева вкусили от этого дерева, и потому частью наказания, наложенного Богом на Адама, было: «Прах ты и в прах возвратишься» ( Быт 3:19 ). 363 О том, какой вариант перевода с греческого следует признать предпочтительным – «открылся» или «сделался», см. на с. 171. 371 Джон Бартон (Barton) обсуждает вопрос о значении воскресения в своей работе «Why does the Resurrection of Christ Matter?», in S. Barton and G. Stanton (eds.) Resurrection (SPCK, 1994). Он полагает, что в основе самой «убедительной» теории относительно значения воскресения лежит «свидетельство о типе личности, которую Бог желает увековечить». Жизнь Иисуса полна святости, и потому Бог избрал ее, чтобы показать нам, что именно такую жизнь Он готов воскресить. По мнению Бартона, эта мысль в «зачаточном состоянии» присутствует в речи Петра в десятой главе Деяний Апостолов, когда Иисус, будучи тем, кто «ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» (10:38), оказывается и тем, кого «Бог воскресил в третий день» (10:40). Однако вряд ли Петр хотел сказать, что Бог воскресил Иисуса только из-за его добродетельной жизни. Так как еще до рассказа о добродетельной жизни Иисуса Петр говорит нам, что «Сей есть Господь всех», а также что «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» (10:38). Петр недвусмысленно утверждает, что Иисус творил добро, потому что «Бог был с Ним» (10:38); и, по моему мнению, Петр говорит о том, что Бог воскресил Иисуса на основании того, кем он был, а не из-за того, что он делал, хотя то, что он делал, было следствием того, кем он был.

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

А предсказано это было еще в Ветхозаветных пророчествах, которые и привел Ап. Петр в День Пятидесятницы: «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления… Он и прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» ( Деян. 2:27;31–32 ). Итак, Священное Писание свидетельствует, что воскрес Господь в том же теле, в котором и пострадал, и умер, и явится во Своем Втором славном Пришествии. Для чего же «Свидетелям Иеговы» нужны такие искажения евангельской истины? Только для того, чтобы Бруклинской Теократии удобнее было прикрываться авторитетом Христа, ставя себя на Его место. Если издательство «Сторожевая Башня» заявляет что «…глаз человека не увидит Его во время Второго пришествия, и что Он не придет во плоти… Иисус Христос взошел на Царство в 1914 году по Р.Х., но невидимо для людей…» 363 , то ясно, что необходимая предпосылка подобного утверждения – отказ от истины о телесном Воскресении Христа. И отказ этот ведет к выводу, что воля руководства секты – это воля Христа, а Бруклинская Теократия – это воплощение Господа, раз она выполняет Его волю на земле. Теория невидимого пришествия, разумеется, противоречит Священному Писанию . Во время Вознесения Христа с телом Ангелы возвестили ученикам, что «Иисус придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:11 ). Как же воспринимается это место «Свидетелями Иеговы»? По их мнению «…Иисус придет таким же образом, а не в том же теле. А каким образом оставил Иисус Землю? Тихо, не привлекая всеобщего внимания» 364 . Насколько «тихим» будет Второе Пришествие, мы можем узнать из беседы Господа с учениками на Елеонской горе. Он предупредил, что «…солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются…» ( Мф. 24:29 ) Мы уже не говорим о «знамении Сына человеческого» ( Мф. 24:30 ) и Ангелов «с трубою громогласною» ( Мф. 24:31 ). Но «Свидетели Иеговы» не обратили внимания на эти места Евангелия от Матфея.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

известно, Юлиан выступил в поход против персов 5 марта 363 года. празднование памяти сих святых весьма древнее; спустя 30 лет после их кончины, Феодосий Вел. 395 г. построил в честь их в Константинополе церковь, а монах Герман, впоследствии патриарх (ум. 740 г.) написал в память их канон. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Память святого Апостола Иуды, брата Господня по плоти сей Саломии следует отличать еще старицу Саломию — жительницу Вифлеема (нареченную бабку Господа); эта Саломия была родственницей Пресв. Девы Марии и прав. Иосифа; см. о ней в сказании о Рождестве Христове, — месяц декабрь, 25-го число, и в житии св. Иосифа Обручника, — 26 декабря. Апостол Иаков, брат Господень по плоти, по преданию сопутствовал отцу своему Иосифу, Приснодеве Марии и Младенцу Иисусу, во время бегства их в Египет. По вознесении Спасителя, он был поставлен епископом церкви иерусалимской; он первый составил Божественную литургию. Скончался, будучи свержен иудеями с крыла церковного, в 61 или 62 году по Р. Хр.; ему принадлежит соборное послание, носящее его имя. Память сего св. Апостола — 23 октября. некоторые отличают от Иуды, брата Господня, Иуду Иаковлева (упоминаемого в Евангелии от Луки гл. 6, ст. 16 и в кн. Деян. Апост. гл. 1, ст. 13) и к сему Апостолу относят следующее, сообщаемое в Евангелии обстоятельство. Во время последней Своей прощальной беседы с учениками, Господь, возвестив им о Своем отшествии к Богу Отцу, в утешение им сказал: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:18–21); тогда Иуда сказал Господу: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Иоан. 14:22). Из этого вопроса видно, что Апостол Иуда еще не расстался с любимою мыслию иудеев о Мессии, как о земном царе, и понимал обещанное явление Господа в смысле видимого, чувственного явления, во славе земного царя и завоевателя. Господь ответом Своим дал ему понять, что Он — не земной царь, и явление Его в Царстве Своем не есть явление видимое, внешнее, телесное, но внутреннее, духовное, — таинственное общение Его с верующими (Ин.14:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Мф. 9:34, 12:24 ; Мк.3:22 ; Лк. 11:15 )? Поэтому и осудили они Его на смертную казнь, распяв, как злодея, вместе с разбойниками. 3. И чтобы тебе стало все понятно, в заключение скажу: разве извлек какую пользу народ арианский, 361 видя во многих и различных храмах наших свершающиеся исцеления, знамения и чудеса? Нет, не извлек, [а потому] подвергается более суровому суду. Делая это ясным, Господь сказал об иудеях: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха» ( Ин. 15:22 ). 362 Потому-то и случающиеся знамения служат для многих к большему осуждению. Вопрос 23а 363 [Есть] великая [проблема], многократно обсуждаемая и исследуемая всеми: можем ли мы сказать, что жизнь человеческая имеет [заранее установленный] предел, или его нет? Если такой предел существует, то почему Давид говорит Богу: «Не возведи мене во преполовение дний моих» ( Пс. 101:25 ), а также: «мужие кровей и льсти не преполовят дний своих» ( Пс. 54:24 )? А если его нет, то почему тот же Давид говорит: «Се пяди положил еси дни моя» ( Пс. 38:6 )? Опять же, если такой предел есть, то почему Соломон изрекает: «Не нечествуй много, и не буди жесток, да не умреши не во время свое» ( Еккл. 7:17 )? Если можно умереть «не во время свое», то почему некоторые думают, что позволительно говорить: «Смерть навлекается на тех, в которых уже исполнился предел жизни их»? 364 И почему, когда Езекия и ниневитяне просили о [продлении] жизни, Бог добавил им [еще годы] (см.: 4Цар. 20:5–6 ; Ион. 3:9 )? Ответ 1. Источник мудрости и великое вместилище ведения, апостол Павел, когда пишет к коринфянам, говорит: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно... тот ест и пьет осуждение себе... оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11:30 ). Обрати пристальное внимание на это: вследствие того, что вы недостойно причащаетесь Божественных Таин, многие умирают. Стало быть, если достойно бы причащались, то не умерли бы тогда. Зачем в таком случае мы ищем [какой-то] предел жизни, предназначенный для многих из нас? Также Бог сказал к Елифазу Феманитину: «Согрешил еси ты и оба друзи твои, и если бы не Иов, служитель Мой, то уничтожил бы Я вас» ( Иов. 42:7 ). 365 И Псалмопевец говорит об израильтянах: «И рече потребити их, еще бы не Моисей, избранный Его» ( Пс. 105:23 ). Поэтому вследствие добродетели Иова и Моисея, [проявленной] по отношению к Богу, они не умерли, а не потому, что не исполнился предел их жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

—362— «новую» есть ошибочное повторение первого, где оно, как и слово «колесницу», члена не имеет. В виду всех этих оснований недостающую в переводе LXX фразу следует признать за ненамеренную вставку. Написав второе «колесницу», переписчик по ошибке возвратился взглядом к первому и потому дословно повторил следующие за этим выражением 6 слов. Итак, первоначальное чтение разбираемого места, сохранившееся в переводе LXX, таково: «и поставили ковчег Божий на колесницу новую и вывезли его из дома Аминадава, который на холме. Оза же и Ахио, сыновья Аминадава, везли колесницу с ковчегом Божиим, и Ахио шел впереди ковчега». Заканчивая речь о последнем роде повреждений в тексте мазоретском, именно о вставках, мы считаем уместным коснуться того различия между еврейским текстом и переводом LXX, какое обнаруживается в 17 и 18 главах 1 кн. Царств. Различие это весьма велико и в тоже время таково, что дать решительный ответ на вопрос о его происхождении очень трудно. Тем не менее мы попробуем дать ему объяснение, которое представляется нам наиболее вероятным. Но чтобы яснее обнаружились как характер самого различия между чтениями еврейским и греческим, так и те основания, из которых исходят наши суждения, мы приведем рассказ по тексту мазоретскому; причем то, что имеет текст мазоретский, но чего не имеет перевод LXX, будет напечатано курсивом. Чтобы взять рассматриваемое нами место в контексте, мы начнем с конца предшествующей, т. е. 16-й главы. Священный писатель рассказывает здесь следующее. Когда от Саула отступил Дух Господень, и стал возмущать его дух злой, слуги Саула посоветовали ему для его успокоения послушать искусную игру на гуслях, указав искусного игрока в сыне Иессеевом, «человеке храбром, воинственном, разумном в речах и видном собою». «И послал Саул вестников к Иессею и сказал: пошли ко мне Давида, сына своего, который при стаде. И взял Иессей осла с хлебом и мех с вином, и одного козленка, и послал с Давидом, сыном своим к Саулу. И пришел Давид к Саулу и служил —363—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010