Судя по оговорке в Евергетидском Типиконе «Глаголем же и ирмос вместо «Древом»» («Древом» - это ирмос воскресных тропарей на блаженнах 2-го гласа), некогда существовал и цикл праздничных блаженн для В. В кон. IX или нач. X в. в Болгарии, в кругу ближайших учеников святых Кирилла и Мефодия, в рамках создания слав. Минеи Праздничной был написан канон В. 4-го гласа (нач.: «Приими, Владычице, внесения Ти пение») с анонимным акростихом по начальным буквам тропарей и богородичнов: «Приими Прячиста пяние принесения Твоего». Для того чтобы вместить акростих полностью, автор канона снабдил 8-ю песнь дополнительным тропарем, а 9-ю песнь - 2 тропарями (при 3 тропарях в песнях 1-7). В ряде списков переписчики сочли эти тропари избыточными и уравняли последние песни по размеру с остальными. Канон дошел в значительном числе списков (не менее 20), преимущественно в составе Миней Праздничных XIII-XV вв. (старшие из них в Скопской и Драгановой Минеях кон. XIII в.). С распространением Иерусалимского устава он вышел из употребления ( Кожухаров С. Преславски канон за Въведение Богородично (Към проблема «акростих - реконструкция на състава»)//Paleobulgarica. 1991. XV. N 4. С. 28-38). Лит.: Скабалланович М. Введение во храм Пресв. Богородицы. К., 1916. (Христ. праздники; 3); Goubert P. Influence des évangiles apocryphes sur l " iconographie Mariale (de Castelseprio à la Cappadoce)//Acta Congr. Mariologici-Mariani. Lourdes, 1958. Vol. 15. P. 147-164; Cothenet E. Marie dans les Apocryphes//Maria: Études sur la Sainte Vierge. 1961. Vol. 6. P. 71-56; Buck F. Are the ‘Ascension of Isaiah " and the ‘Odes of Solomon " Witnesses to an Early Cult of Mary?//Acta Congr. Mariologici-Mariani. Lisboa; Fatima, 1967. Vol. 4. P. 371-399; Langevin P. -E. Les Ecrits Apocryphes du Nouveau Testament et la Vierge Marie//Ibid. P. 233-252; Peretto L. M. Criteri d " impiego di alcune citazioni bibliche nel «Protovangelo di Giacomo»//Ibid. P. 274-293; Roschini G. M. I Fondamenti dogmatici del culto mariano nel «Protovangelo di Giacomo»//Ibid. P. 253-271; Peretto E. Apocrifi e pietà popolare mariana//Riv. Liturgica. 1998. N 2/3. P. 333-350.

http://pravenc.ru/text/149979.html

73 Подробнее по этому вопросу см.: Бакалова Е. Живописна интерпретация на сакрализирания образ в средновековното изкуство (Св. Кирил и Методий и техните ученици)//Paleobulgarica, XVIII/1 (1994), с. 96–107. 75 Brenk В. Der Kultort, sene Zugaenglichkeit und seine Besucher//Akten des XII Intemationalen Kongresses für christliche Archaeologie. Bonn, 1991, teil 1 (=Jahrbuch für Antike und Christentum, Ergaenzungsband 20:1). Münster, 1995, S. 69–122. 77 Мельник А. Г. Гробница святого в пространстве русского храма XVI века//Реликвии в искусстве и культуре... с. 74–76. 79 uri S. Proskynetaria Icons, Saints’ tombs, and the development of the iconostasis//Иконостас. Происхождение – Развитие – Символика/Ред.-сост. А.М. Лидов. Москва: Прогресс-Традиция, 2000, с. 134–160. 81 ореви И. Представа Стефана Дечанског уз олтарску преграду у Дечанима//Саопштеньа, 15 (1983), с. 35–43; В. ури. Икона Светог кральа Стефана Дечанског. Београд, 1985; Д. Попови. Српски владарски гроб у средньем веку. Београд, 1991, с. 83–93. 82 По этому вопросу см.: Лидов А.М. Священное пространство реликвий//Христианские реликвии в Московском Кремле/Ред.-сост. А.М. Лидов. Москва, 2000, с. 812; Бакалова Е. Реликвите като фактор за структуриране на култовото пространство//Миф, 6. София, 2000, с. 19–46. 83 Janin R. La géographie ecclésiastique de l " Empire byzantin, t. III. Les églises et les monastères. Paris, 1969, p. 58. 85 Voinescu T. Cea mai veche opera de argintarie medievala din Moldova//Studii si cercetari de istoria artei (seria arta plastica), t. 11(2), 1964, 65–89; Voinesu T. Un chef-d " oeuvre de l " orfèverie moldave ancienne: la chasse dorée de Saint-Jean-le-Nouveau//Revue roumaine d " histoire de l " art, 21(965), p. 41–52; Бакалова E. Цамблаковото «Мъчение на св. Йоан Нови Сучавски» в румънската монументална живопис от XV–XVII век//Paleobulgarica XV/4 (1991), с. 56–77. 86 Мнева Е. Скульптура и резьба XVI в.//История русского искусства. Т. 3. Москва, 1955, с. 630–631, ил. 629–631; Леонов А. , Померанцев Н. Деревянная скульптура//Русское декоративное искусство. Т. I. Москва, 1962, с. 140–141, ил. 84–87; Померанцев Н. Русская деревянная скульптура. Москва, 1967, ил. 38, 40, 41; Скопин В., Щенникова Л. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. Москва, 1982, с. 19–21, ил. 34. Выражаю сердечную благодарность сотрудникам Музеев Московского Кремля Л. Щенниковой и И. Соколовой за показанные материалы и ценные сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако следы глаголического оригинала (ошибки в передаче чисел) отчетливо видны в поздних рус. списках Жития св. Вячеслава Чешского (т. н. первого). 2-й период бытования Г. в Чехии охватывает сер. XIV - 1-ю пол. XV в. (ок. 1430) и связан с пражским бенедиктинским Эммаусским мон-рем «на Славянах», основанным в 1347 г. чеш. кор. и имп. Свящ. Римской империи Карлом IV как центр слав. богослужения зап. обряда и культуры. Первыми его насельниками были специально приглашенные из Хорватии монахи-«глаголяши», а своеобразными филиалами - мон-ри в Олеснице, под Вроцлавом (Силезия), и «на Клепаже» в Кракове ( Wyrozumski J. Benedyktyni slovanscy w Olesnicy i Krakowie//Polskie kontakty z pismenictwem cerkiewnoslowianskim do koca wieku XV. Gdask, 1982. S. 113-123; Рогов А. И. Кирилло-мефодиевские традиции у зап. славян в эпоху средневековья (до конца XIV в.)//Древнейшие традиции слав. письменности и языковая культура вост. славян. М., 1991. С. 185-186). О деятельности последних 2 мон-рей свидетельств почти не сохранилось, в то время как Эммаус достаточно быстро стал значительным центром книгописания, где выработался свой вариант угловатой Г. Хотя б-ка мон-ря сильно пострадала в эпоху Гуситских войн (см.: Гуситы ), а из продукции скриптория сохранился только 1 полный кодекс - написанная в 1395 г. глаголическая часть Реймсского Евангелия , число отрывков переписанных в нем пергаменных кодексов исчисляется десятками. На Руси появление Г. связано с принятием христианства: известны глаголические граффити XI-XIII вв. в Софийском соборе (10) и в соборе Юрьева мон-ря (1) в Новгороде ( Медынцева А. А. Древнерус. надписи новгородского Софийского собора. М., 1978. С. 25-32. 1-10; Рождественская Т. В. Древнеболгарская эпиграфическая традиция и новгородская эпиграфика XI-XV вв.//Paleobulgarica. 1990. N 2. С. 54-55) и (фрагмент) в Киеве ( Высоцкий С. А. Древнерус. надписи Софии Киевской. К., 1966. Вып. 1: XI-XIV вв. С. 37). Г. использована в ряде записей кон. XI - нач. XII в. (РГАДА. Ф. 381. 110; ГИМ.

http://pravenc.ru/text/165069.html

57 Об этом топосе в византийской агиографической литературы см.: Kaplan М. Les normes de la sainteté à Byzance//Mentalité 4 (1990), p. 15–34. 59 Grabar A. Martyrium. Recherches sur le culte des reliques et l’art chrétien antique. Paris, 1946. 61 Walker Р. W. L. Holy City, Holy Places? Christian Attitudes to Jerusalem and the Holy Land in Fourth Century. Oxford, 1990. 63 Wolf G. Holy Face and Holy Feet. Image, relic and the construction of sacred topography in Byzantium//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира./Ред,– сост. А.М. Лидов. Москва, 2000, с. 34. 64 Popovi D. The political role of relics in Medieval Serbia//Реликвии в искусстве и культуре... с. 58–61. 65 Кожухаров Cm. Българската литература през XIII век//Българската литература и книжнина през XIII в. София, 1987, с. 27–28. 66 Определение этих двух тырновских жанрово-тематических циклов – заслуга Ст. Кожухарова (Указ, соч., с. 30–31). 68 Наиболее убедительную интерпретацию этого рельефа см.: Holum К, Vikan G. The Trier Ivory, Adventus Ceremonial and the Relics of St. Stephen//DOP 33 (1979), p. 115–133. Cp.: Попови Д. Српска владарска translatio као mpjyмфaлhu adventus//Papers of the third Yugoslav Byzantine studies conference. Kruševac 10–13 May, 2000. Beograd–Kruševac, 2002, c. 187–205. Выражаю сердечную благодарность коллеге Попович, которая предоставила мне свою работу перед публикацией. 69 Подробно об этих циклах см.: Bakalova Е. La Vie de Sainte Parascève de Timovo dans l’art balkanique du Bas Moyenage âge//Byzantinobulgarica V(1978), c. 175–211. 70 Подробно об этих циклах см.: Бакалова Е. Цамблаковото «Мъчение на св. Йоан Нови Сучавски» в румънската монументална живопис от XV–XVII век//Paleobulgarica (Старобългаристика), XV/4 (1991), с. 56–77. 72 McCleary N. Note storiche et archeologiche sul testo della " Translatio Sancti Marcí//Memorie storiche forogiuliesi. Vols. 27–29 (1931–1933), 223–264; Demus O. The Church of San Marco in Venice. Washington, 1960, p. 6–21. Cp.: P. Geary. Furta sacra... p. 107–127.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

878 Кирпичников А. Н. Ладога и Ладожская земля VIII-XIII вв.//Славяно-русские древности. Л., 1988. Вып. 1. С. 48. 880 Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси. СПб., 1994; Корзухина Г. Ф. Курган в урочище Плакун близ Старой Ладоги//КСИА, 1971. Вып. 125. С. 59–64; Носов Е. Н. Сопковидная насыпь близ урочища Плакун в Старой Ладоге//Средневековая Ладога. С. 147–155; Назаренко В. А. Могильник в урочище Плакун//Там же. С. 156–169; Михайлов К. А. Южноскавдинавские черты в погребальном обряде плакунского могильника//Новгород и новгородские земли. Новгород, 1996. С. 52–60. 883 Младшая Эдда. Л., 1970. С. 142; Saxo Grammaticus. Gesta Danorum. Strassburg, 1886. Lib. VI (о времени правления Фроде: «В это самое время Податель всеобщего спасения приходит в мир, чтобы спасти смертных, и претерпевает облачение в смертные одеяния, когда страны, потушив пожарища войн, пользуются самым ясным покоем и миром»). 884 Sogubrot af noccorum Fornkonungum//Islenzk fornit. Reykjavik, 1982. P. 52–53; Песня о Хюндле//Старшая Эдда. М., 1975. С. 305; Обзор саг о датских конунгах см.: Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (сер. XI – сер. XIII в.). М., 2000. С. 247–248. 885 Mc Turk R. Studies in Ragnars Saga Lobrokar. Oxford, 1991. В его интерпретации это Лодброка, мать конунгов. 889 Мельникова Е. А. Русско-скандинавские взаимосвязи в процессе христианизации (IX-XIII вв.)//ДГ за 1987 г. М., 1989. С. 260–268. 894 Hagland J. R. The Christianisation of Norway and Possible Influences from the Eastern Churches//Paleobulgarica (Старобългаристика). 1996. T. 20. C. 3–19; Хагланд Я. P. Христианизация Норвегии и возможные влияния восточных Церквей//ДГ за 2002 г. М., 2004. С. 267–268, 270–271. 897 Historia Norvegiae//Monumenta historica Norvegica. Kristiania, 1880. P. 110–119; Джаксон 1993. C. 220–221. 900 Theodorici monachi Historia de antiquitate regnum Norvagiensium//Monumenta... P. 13–24; Det Arnamagnaenske Haandskrift 310 quarto. Saga Olafs konungs Tryggvasonar er ritadi Oddr muncr/P. Groth. Christiania, 1895 (Далее: Saga Olafs...). P. 18–19.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Paleobulgarica (Старобългаристика). София, 1977– Paleoslovenica. Sborník Oddlení srovnávací slovanské jazykovdy Ústavu jazyk a literatur SAV. Praha, 1971. Revue des études slaves. Paris, 1921– Seminarium Kondakovianum. Recueil d " études. Archéologie, Histoire de l’art. Etudes byzantines. Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый Семинаром им. Η. П. Кондакова. Prague, 1927– Slavia. Praha, 1922/1923– 5 «В Солуни начался его (св. Константина-Кирилла) путь; объехав немало государств, исколесив множество дорог, Константин (по пути в В. Моравию. – Р. Ц.) заехал сюда ненадолго, весь во власти стремления дать память славянским народам. Он предчувствовал, что, в конце концов, его надежды сбудутся, и он получит желанный простор для своего дела...» (Караславов С. Хр. Кирилл и Мефодий. М., 1987. С. 263). 6 Дьяконов И. М. О письменности//Дирингер Д. Алфавит. М., 1963; Дьяконов И. М. Письмо//ЛЗС. М., 1990. С. 375. 16 Дьяконов И. М. О письменности//Дирингер Д. Алфавит. М., 1963. С. 21; Литаврин Г. Г., Флоря Б.//. Общее и особенное в процессе христианизации стран региона и Древней Руси//Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы, и крещение Руси. М., 1988. С. 257–259. 17 Св. Константин с малых лет отличался большими способностями. Он, вместе с будущим императором Михаилом, обучался у лучших учителей Константинополя, в том числе, и у св. Фотия, вскоре ставшего патриархом Константинопольским. Юный Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и знал многие языки. За свой ум и выдающиеся познания он получил прозвище «Философ» – мудрый, которое вполне отражало интеллектуальный уровень будущего миссионера. 22 В одном из «житийных» эпизодов, на вопрос логофета Феоктиста: «Что есть мудрость»? св. Константин Философ дал следующее определение: «Философия есть познание Божеских и человеческих вещей, насколько человек разумом может приблизиться к Богу и добродетелью уподобляться Творцу, создавшему его по Своему образу и подобию» (Малышевский Ив.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

Actes de Chilandar 8-15. Глас СКА XCII 101-109. Рукопись находится в афинской Национальной библиотеке под сигнатурой 788; Афинскую рукопись опубликовал А. А. Дмитриевский под названием «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока» (Киев, 1895. Т. I. Τυπικ. Ч. I. Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские типиконы, С. 256-655). Данная рукопись является не оригинальным источником, а позднейшей переработкой и относится к первой половине XII века. Guatier, Le Typikon de la Théotokos Évergétis, P. 45: 544-547; 47: 563-564, Цит. по: Петнковский А. М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари//Богословские труды, 38. - Москва, 2003. - С. 330. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, Т. I. Ч. I. Киев, 1895. С. XXXIII-LIII. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей Т. I. C. XXXIII-LIII. Цит. по: Пентковский А. М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари. Богословские труды, 38. - Москва, 2003. - С. 322. Пентковский А. М. ТИПИКОН Патриарха Алексея Студита в Византии и на Руси. - Москва, 2001. - С. 109-114. Пентковский А. М, Йовчева М. Праздничные и воскресные блажены в византийском и славянском богослужении VIII- XIII вв. Paleobulgarica. - София, 2001, T 25. - С. 42-49. Спасский С. Полный месяцеслов востока. Т I. - Владимир, 1901. - С. 161. СВЕТИ САВВА - Сабрана дела/Хиландарски устав/Београд, 2005. - С. 101. (Далее Хиландарский устав). Хиландарский устав. I глава. - С. 106. Там же. - С. 106. Там же. - С. 107. В. Типик хиландарски и грчки извор. - С. 28. Хиландарский устав. XII глава. - С. 123. Богданович Д. - С. 170. Хиландарский устав. XIII глава. - С. 124. Тиа же. - С. 125. Гранич. Ф. Црквено правне одредбе Хиландарског типика св. Саве о и осталим манастирским функционерима. - С. 176. Ягич В. Типик хиландарски и грчки извор. - С. 31. Там же.             Там же. - С. 42. Црквеноправне одредбе Хиландарског типика св. Саве о и манастира, киновитском карактеру манастирског дужностима монаха, правним последицама монашких обета, манастирских добара и манастирском дисциплинарном поретку//Светосавски зборник. 1. - Београд, 1936. - С 85.

http://bogoslov.ru/article/311117

Первоначальное почитание их было установлено в Охридской архиепископии не ранее рубежа XV и XVI вв. (Чешмеджиев), греч. служба написана и издана в 1741 г. в Мосхополе (совр. Воскопоя, Албания). Память Г. в западнослав. землях, вероятно, отмечалась только в Моравии. В 1967 г. папой Павлом VI было установлено празднование памяти Г. и др. учеников Кирилла и Мефодия (с той же датой) для Чехии (Bohemia sancta. S. 38). Иконография Г. изображается старцем с длинной окладистой бородой в епископском облачении и с Евангелием в руках; встречается только в композиции «Святые седьмочисленники». Древнейшее изображение 1612 г. сохранилось на фреске в притворе собора Сливницкого (Слимницкого) мон-ря на оз. Преспа (Македония). Предполагается, что иконография сложилась в XV-XVI вв. Лит.: Грозданов Цв. Hajcmapama представа на Седмочислениците//Културен живот. Ckonje, 1978. Кн. 7/8. С. 32; он же. Портрети на светителите от Makeдohuja. Ckonje, 1983. С. 115; Милтенова А. Горазд//КМЕ. Т. 1. С. 513-514; Димитров И. Ж. Животописни сведения за св. Кирил и Методий и учениците им от гръцките служби от тях//1100 години от блажената кончина на св. Методий. София, 1989. Т. 1; Мареш Ф. В. «Седумите светители» во старословенската и гръчката книжевност//Климент Охридски и улогата на Охридската книжевна школа во развитокот на словенската просвета. Ckonje, 1989. С. 101-110 (то же на чеш. яз.: «Svati Sedmipocetnici» v staroslovenskem a reckim pismenictvi// Mare š F. V. Cyrilometodjská tradice a slavistika. Praha, 2000. S. 237-246); Bohemia sancta: ivotopisy eskych svtc a prátel Boích. Praha, 19892. S. 29-39; Вашилевски Т. Двойните имена - светските (крыщелните) и монашеските - на славянските апостоли Константин-Кирил и Методий и въпросът за идентификацията на членовете на манастирского братство, заточено с Методий в Рейхенау//Paleobulgarica. 1992. N 1. S. 22-24; Флоря Б. Н. Сказания о начале слав. письменности. СПб., 20002. С. 96-98; Флоря Б. Н. , Турилов А. А. , Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия.

http://pravenc.ru/text/166167.html

386 См.: Флоринскии Т. Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П. И. Севастьянова. СПб., 1880. С. 104. 388 Miklas H. Ein Beitrag den slawischen Handschriften aus dem Athos. «Paleobulgarica». Сга-робългаристика, 1977, I. С. 65–75. 389 Три древних сказания о святой горе Афонской//Из сказаний о св. Афонской горе хи-ландарского старца Исайи (1517–1519 гг.) M., I882. С. 4–5. 391 Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова… путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 682. 392 Описание путешествия отца Игнатия в Царырад, на Афонскую гору, во Иерусалим, в Египет, в Александрию и в Аравию//Православный Палестинский сборник. Т. 12, вып. 3. СПб., 1891. С. 11 (Предисловие). 398 См.: Гранстрем Е. А. Греческие рукописи ленинградских книгохранилищ//Византийский Временник, 24. М., 1964, вып. 5. С. 175. 401 Айналов Д. В. По Афону. Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества, 1906. Т. XVII, вып. 4. С. 654. 402 См.: Ученые записки Казанского университета, 1897, кн. 3, март//Отчет Д. В. Айнало-ва о заграничной командировке на Афон. 405 Успенский Порфирий, архим. Описание монастырей афонских в 1845–1846 гг. (по актам). ЖМНП, 1848, апрель, отд. II. С. 57. 408 Три древних сказания о святой горе Афонской. М., 1882//Из сказаний о св. Афонской горе хиландарского старца Исайи (1517–1519 гг.). С. 6. 410 Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие ко святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 577. 411 Дмитриев-Петкович К. П. Обзор афонских древностей//Записки Императорской Академии Наук. Т. 6, кн. I, приложение 4. СПб., 1865. С. 22. 414 Цит. по: Срезневский В. Христиан Мефодиевич Лопарев (ум. 1918). Воспоминания о его жизни и трудах//Русский исторический журнал. Кн. 5. Пг, 1918. С. 329. 417 Лопарев X. Краткий отчет о поездке на Афон летом 1896 года//Сообщения Православного Палестинского Общества, февраль, 1897. С. 29. 419 Три древних сказания о святой горе Афонской//Из сказаний о св. Афонской горе хиландарского старца Исайи (1517–1519). М., 1882. С. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

493. 32 Sinait. Gr. 579, Sinait. Gr. 563, Sinait. Gr. 570, Sinait. Gr. 578, Sinait. Gr. 595, Sinait. Gr. 610, Sinait. Gr. 614, Sinait. Gr. 624, Sinait. Gr. 631. См. Harlfin­ger D., Reinsch D. R., Sonderkamp J. A. M. Die datierten griechischen Handschriften des Katharinen-Klosters auf dem Berge Sinai 9. Bis 12. Jahrhundert. Berlin,1983. S. 26–27. 33 Отчёт см.: Notitia editionis codicis Bibliorum Sinaitici auspiciis imp. Alexan­dri II susceptae. Accedit catalogus codicum par ex Oriente perlatorum. Lipsiae, 1860. 36 Так в Sinait. Gr. 607 (IX–X вв.) в 10 мартовских и 11 апрельских обнаружены вторые песни, ни одна из которых не вошла в печатные книги. 37 Пападопуло-Керамевс А. Указ. соч. С. 366–388, 373–375; PapadÒpouloj-KerameÚj A. Sumbolaˆ e„j t¾n ƒstor…an tîn Mhna…wn//‘Ekklhsiastik¾ ¢l»qeia. T. 24. 1900. S. 388–395; T. 25. 1901. S. 37–41. Протоиерей В. А. Рыбаков. Указ. соч. С. 385. 39 Пентковский А., Йовчева М. Праздничные и воскресные блаженны в византийском и славянском богослужении VIII–XIII веков//Paleobulgarica. Т. XXV. В. 3. Со­фия, 2001. C. 31–60. 40 Публикация других блаженн: Никифорова А. К истории исчезнувшего гимнографического жанра. Праздничные “блаженны” из греческой Минеи IX–XII вв. из коллекции монастыря св. Екатерины на Синае//Богословский сборник. Вып. 10. М., 2002. С. 155–171. 41 Лозовая И. Е. О системе пения седмичных канонов Октоиха//Гимнология “Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи”. Вып. 4. М., 2004. С. 52–68. 43 Перевод выполнен по AHG VII, 375–383. Публикацию всего канона см. Никифорова А. Ю. Реликвии в византийской гимнографии//Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники/Под ред. А. М. Лидова. М., 2006. С. 109–167. 47 Акростих — формальный приём организации преимущественно поэтических текстов, при котором начальные буквы строф или отдельных стихов образуют алфавитный ряд либо слово или фразу; использовался для предотвращения сокращений, интерполяций, изменений текста, удостоверял авторство произведения. См.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-o-sluzh...

  001     002    003