87 В русском житии датой мученической кончины Антония называется 14 апреля. Сперанский ее корректирует на основании более раннего сербского варианта (Сперанский М. Н. Указ. соч. С. 11–12). 88 Эта дата и ссылка на Филофея имеется только в оригинальном сербском варианте (Сперанский М. Н. Указ. соч. С. 31). 91 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903 [репр. изд. – М., 1998]. С.69–71, 542. 92 См.: Dujev I. Slavische Heilige in der Byzantinischen Hagiographie//Dujev I. Medievo bizantino-slavo. Rome,1968. T. 2. P. 207–223. 93 Примером этой новой тенденции служит житие св. Феодосия Тырновского, написанное патриархом Каллистом. Оно было опубликовано под редакцией В. Н. Златарски в: Зборник за народни умотворения, наука и книжнина. 1904. Т. 20. С. 1–44. Большая часть византийской агиографической литературы XIV в. по-прежнему не издана и, возможно, содержит другие примеры жизнеописаний славянских святых греческими авторами. 94 Энкомий был издан один раз М. Н. Сперанским вместе с сербским житием (Сперанский М. Н. Указ. соч.С.35–47) и дважды Мануилом Гедеоном в « Να βιβλιοθ κη κκλησιατικν συγγραφων» ( Κωνσταντινοπολη,1903. Т. 1. O. 85–102) и в » ρχεον κκλησιαστικς στορ ας» ( Κωνσταντινοπολη, 1911. Т. 1. O. 152–174). Все три издания основаны на том же Cod. Vatop. 464 XV века. См.: Halkin F. Bibliotheca hagiographica graeca. Bruxelles, 1957. T. 3. P. 9–10. 95 Darrouzès J. Le registre synodal du Patriarcat byzantin au XIVe sièclë Emude paléographique et diplomatique. Paris, 1971. P. 123, 126, 129, 137. Автор, однако, не упоминает, что Михаил Вальсамон появился с титулом великий скевофилак уже в 1380 г., при патриархе Ниле (см.: ММ. Т. 2. Р. 16). 98 " Το ρ τορος τς γιωττης το Θεο μεγλης κκλησ ας Μιχαλ το Βαλααμ ν ες τος νδ ξους νεοφανες Μρτυρας ντ νιον, ωννην κα Εστθιον τος Ρ σσους« (Сперанский М. Н. Указ. соч. С. 123). Ср.: Darrouzès J. Op. cit. P. 123. 99 Если Даррузес прав в своих просопографических соображениях, то к 1394 г. Михаил Вальсамон из ритора стал уже протонотарием (Darrouzès J. Op. cit. P. 125). В таком случае, 1394 г. – terminus ad quem для датировки греческого жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

226 . [Charlesworth J. Η] The new discoveries in St. Catherine’s Monastery: a preliminary report on the manuscripts/By Charlesworth J. H., assisted by Zervos G. Т.; with a foreword by Freedman D. N. Cambridge, MA 1981. (Monograph series [American Schools of Oriental Research], 3). 227 . Clark K. W. Checklist of manuscripts in St. Catherine’s monastery, Mount Sinai/Microfilmed for the Library of Congress, 1950. Washington 1952. 228 . Clark K. W. Checklist of manuscripts in the libraries of the Greek and Armenian Patriarchates in Jerusalem/Microfilmed for the Library of Congress, 1949–50, prepared under the direction of Clark K. W. Washington 1953. 229 . Codices manuscripti Bibliothecae regii Taurinensis Athenaeï per linguas digesti, et binas in partes distributi, in quarum prima Hebraei, et Graeci, in altera Latini, Italici, et Gallici... Taurini 1749. [Biblioteca nazionale di Torino]. 230 . Coislin H. Ch. du Cambout de duc. Bibliotheca Coisliniana, olim Segueriana; sive Manuscriptorum omnium graecorum, qua in ea continentur, accurata descriptio, ubi operum singulorum notitia datur... P. 1715. 231 . Сохе H. O. Bodleian Library. Greek manuscripts. ed.] reprinted with corrections. Oxford 1969. (Bodleian Library Quarto catalogues. 1). 232 . Cunningham I. C. Greek manuscripts in Scotland: summary catalogue. Edinburgh 1982. 233 . Delehaye H., Vorst C. van de. Catalogus codicum hagiographicorum graecorum Germaniae, Belgii, Angliae. Bruxellis 1913. (Subsidia hagiographica. 13). 234 . [Demus O., Hutter I.] Corpus der byzantinischen Miniaturenhandschriften/Hrsg. Demus O., Redaktion Hutter I. Stuttgart 1977–1993. (Denkmaler der Buchkunst. 2, usw.). 235 . Devreesse R. Les manuscrits grecs de l’ltalie méridionale (histoire, classement, paléographie). Città del Vaticano 1955. (StT (Biblioteca apostolica vaticana). 183). 236 . Devreesse R. Le fonds grec de la Bibliothèque vaticane des origines à Paul V. Città del Vaticano 1965. (StT (Biblioteca apostolica vaticana). 244). 237 . Duchesne L. De codicibus mss. graecis Pii II: in Bibliotheca alexandrino-vaticana schedas. P. 1880. (ATLA monograph preservation program; ATLA fiche 1988–6065). (Bibliothèque des écoles françaises d’Athènes et de Rome. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Avril F. et al. La France romane au temps des premiers Capétiens, 987–1152. Paris, 2005 Barber C. et al. The Theodore Psalter: Electronic Facsimile. Urbana, 2000; рец. Crostini- Lapin B.//Bollettino della Badia greca di Grottaferrata. 55. 2001. P. 191–215; ibid. 56–57. 2002–2003. P. 133–209 Bernabò M. Le miniature per i manoscritti greci del Libro di Giobbe. Firenze, 2004; рец. Krause K.//Byzantinische Zeitschrift. 99. 2006. P. 223–230 Bernabò M. et al. Il Tetravangelo di Rabbula: l " illustrazione del Nuovo Testamento nella Siria del VI secolo. Roma, 2008 Bernabò M. et al. La collezione di testi chirurgici di Niceta: tradizione medica classica a Bisanzio. Roma, 2010 Bernabò M. et al. Voci dell " Oriente: miniature e testi classici da Bisanzio alla Biblioteca Medicea Laurenziana. Firenze, 2011 Bonfiolio M. Bisanzio e l " Italia: scritti di archeologia e storia dell " arte. Roma 2002 Brubaker L. Vision and Meaning in Ninth-Century Byzantium: Image as Exegesis in the Homilies of Gregory of Nazianzus. Cambridge, 1999; рец. Mango C. A.//Byzantine and Modern Greek Studies. 24. 2000. P. 277–281 Buoncore M. et al. Vedere i Classici: l’illustrazione libraria dei testi antichi dall’età romana al tardo medioevo. Roma, 1996 Canart P. et al. La bible du patrice Léon: commentaire codicologique, paléographique, philologique et artistique. Città del Vaticano, 2011 Cardinali F. La Bibbia carolingia dell " Abbazia di San Paolo fuori le Mura. Roma, 2009 Carr A. W. Byzantine Illumination, 1150–1250: The Study of a Provincial Tradition. Chicago, 1987 Collins M. Medieval Herbals: The Illustrative Traditions. London, 2000 Constantinides E. C. Images from the Byzantine Periphery: Studies in Iconography and Style. Leiden, 2007 D’Aiuto F. Su alcuni copisti di codici miniati mediobizantini//Byzantion. 67. 1997. P. 5–59 D’Aiuto F. Su alcuni copisti di codici miniati mediobizantini (2)//Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. N.S. 53. 1999. P. 119–150. Tab. 1–12 D " Aiuto F. et al. I Vangeli dei popoli: la parola e l " immagine del Cristo nelle culture e nella storia. Citta del Vaticano, 2000

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

л. 63. 106 В Hortus deliciarum голубь Св. Дух вдохновляет поэтов. Engelhardt, Herrad v. Landsperg u. ihr Werk Hortus delic., tab. VIII. 107 Ср. парижский сакраментарий VIII в. в изд. Lacroix Le moyen age. Miniatures, pl. III: два евангелиста – один с бычачьей, другой с львиной головой. Ср. также изобр. ев. Иоанна с головой орла в Пуатье: Зап. археол. общ., 1886, т. II, вып. 2, стр. 66: сакраментарий гелопский в изд. Сильвестра Paléographie universelle, vol. III. Paris, 1841; изображение в церкви Св. Стефана в Болонье: Münter Sinnbilder u. Kunstvorstell. d. alt. Chr., Taf. I, 17. Ваза XV-XVI вв.: Cahier Nouveaux mélanges d " archéologie, t. II, p. 110. 109 Об изображ. св. евангелистов в обличение неправды мнимых старообрядцев: Христ. чт., 1854, I, 372–388. 111 Полное собр. постановл. и распоряж. по вед. правосл. исповед., т. II, стр. 163–164; дело св. Синода, 516. 112 Отметим важнейшие издания: Biscioni, Biblioth. Mediceolavrent. Catalogus. Florentiae, 1752; Garrucci, Storia del l’arte crist., vol. III; C.A. Усов. Сир. Ев. лавр. библ. Труды Моск. археол. общ., XI, 2. 1886; Labarte, Hist, des arts industr. Rohault de Fleury L’Evangile.; Оценка кодекса в соч. Н.П. Кондакова «Истор. виз. иск.», стр. 70 и след.; Поправки в цит. ст. Усова. 116 Рисунки Бишони и Усова неверны; неверно также и объяснение в смысле воскрешения дочери Иаира. 117 Так объясняют этот сюжет Бишони, Гарруччи и Усов. По Ассемани, это беседа Иисуса Христа с апостолами. 118 По Ассемани и Бишони – исцеление слепорожденного; по Усову – исцеление слепого, о котором речь в Ев. Марка (10:51–52). 120 В описании Усова неверно замечено, что Иисус Христос благословляет пять подносимых Ему хлебов; стр. 20. 122 Заслуживает внимания соображение проф. Усова относительно греческого оригинала миниатюр: здесь в одной из миниатюр ангел возвещает о воскресении Иисуса Христа Марии Магдалине и Богоматери; в другой – Мария Магдалина и Богоматерь припадают к ногам воскресшего Христа. В евангельском рассказе об этих событиях нет прямого упоминания о Богоматери ( Мф. 28:1 ); но в припеве 9-й песни пасхального канона («Ангел вопияше благодатней… твой сын воскресе…») и в пасхальном синаксаре («первее убо воскресение Божьей Матери познаваемо бывает, прямо седящей гроба с Магдалиной…») она представляется одной из первых свидетельниц воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

общества и культуры VIII - 1-й пол. IX в. М., 1961; Festugi è re A.-J. Les moines d " Orient. P., 1961-1965. 4 vol. in 7; Camelot P. Th. Éphèse et Chalcédoine. P., 1962; Every G. The Byzantine Patriarchate, 451-1204. L., 19622; Hajjar J. Le Synode Permanent (synodos endèmousa) dans l " Église byzantine des origines au XIe siècle. R., 1962; Jenkins R. J. H. Three Documents Concerning the «Tetragamy»//DOP. 1962. Vol. 16. P. 230-241; Zernov N. Il cristianesimo orientale. Mil., 1962; Oikonomides N. La dernière volonté de Léon VI au sujet de la tétragamie//BZ. 1963. Bd. 56. S. 46-52; idem. Les listes préséance byzantines des IXe et Xe. P., 1972; Ortiz de Urbina I. Nicée et Constantinople. P., 1963; Guilland R. Recherches sur l " administration byzantine. P., 1964. 2 t.; Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284-602: A Social, Economic and Administrative Survey. Oxf., 1964. 3 vol.; Ritter A. M. Das Konzil von Konstantinopel und sein Symbol: Studien zur Geschichte und Theologie des II. Ökumenischen Konzils. Gött., 1965; The Cambridge Medieval History. Camb., 1966-1967. Vol. 4: The Byzantine Empire. 2 vol.; Wolter H., Holstein H. Lyon I et Lyon II. P., 1966; Chadwick H. The Early Church. Baltimore, 1967, 1973r; Stiernon D. Constantinople IV. P., 1967; Tiftixoglu V. Gruppenbildungen innerhalb der Konstantinopolitanischen Klerus wahrend der Komnenenzeit//BZ. 1969/1970. Bd. 62. S. 25-72; Weiss G. Joannes Kantakuzenos - Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Münch in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jh. Wiesbaden, 1969; Darrouz è s J. ΟΘΘΙΚΙΑ. 1970; idem. Le registre synodal du Patriarcat byzantin au XIVe siècle: Étude paléographique et diplomatique. P., 1971; idem. Notitiae. 1981; idem. Le Patriarche Méthode contre les Iconoclastes et les Stoudites//REB. 1987. Vol. 45. P. 15-57; Karlin-Hayter P. Le synode а Constantinople de 886 à 912 et le rôle de Nicolas le Mystique dans l " affaire de la tétragamie//JÖB. 1970. Bd. 19. S. 59-101; Каждан А. П. Византийский монастырь XI-XII вв.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Gentile S. et al. Oriente cristiano e santità: figure e storie dei santi tra Bisanzio e l " Occidente. Venezia, 1998 Gorman M. M. The Codex Amiatinus: A Guide to the Legends and Bibliography//Studi Medievali. 44. 2003. P. 863–910 Hunger H. Katalog der griechischen Handschrften der Österreichischen Nationalbibliothek. T. IV. Wien, 1994 Hutter I. Theodoros βιβλιογρφος und die Buchmalerei in Studiu//Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. N.S. 51. 1997. P. 177–208 Hutter, I. Le Copiste de Metaphraste: On a Center for Manuscript Production in Eleventh Century Constantinople//I Manoscritti greci tra riflessione e dibattito: Atti del V Colloquio Internazionale di Paleografia Greca/Ed. G. Prato. Firenze, 2000. P. 525–586. Tab. 1–39 Hutter I. Schreiber und Maler der Palaiologenzeit in Konstantinopel//Actes du VIe Colloque International de Paléographie Grecque/Edd. B. Atsalos, N. Tsironis. T. I-III. Athenes, 2008. T. I. P. 159–190. T. III. P. 1007–1039 Kádár Z. The Survival of Zoological Illumination in Byzantine Manuscripts. Budapest, 1978; рец. Buchthal H.//Burlington Magazine. 121. 1979. P. 593 Kessler H. L. The Cotton Genesis and Creation in the San Marco Mosaics//Cahiers archéologiques. 53. 2009–2010. P. 17–32 Kévorkian R. H. et al. Manuscrits arméniens de la Bibliothèque nationale de France. Paris, 1998 Kominko M. The World of Kosmas: Illustrated Byzantine Codices of the Christian Topography. Cambridge, 2013 Krause K. Die illustrierten Homilien des Johannes Chrysostomos in Byzanz. Wiesbaden, 2004 Lafitte M.-P., Danoël C. Trésors carolingiens: livres manuscrits de Charlemagne à Charles le Chauve. Paris, 2007 Lafitte M.-P., Le Bars F. Reluires royales de la Renaissance: Le Librarie de Fontainbleau 1544–1570. Paris, 1999 Lazaris S. A propos du Nicandre de Paris: son illustration et son modèle//Scriptorium. 59. 2005. P. 221–227 Leonardi C. et al. Maria – Vergine, Madre, Regina: le miniature medievali e rinascimentali. Milano, 2000 Leroy J. Les manuscrits syriaques à peintures conservés dans les bibliothèques d " Europe et d " Orient. Paris, 1964

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Guyotjeannin e. a. P., 1993; Clanchy M. T. From Memory to Written Record: England, 1066-1307. Oxf., 1993 2; Delmaire P. Cartulaires et inventaires de chartes dans le Nord de la France//Les cartulaires: Actes de la table ronde. P., 1993. P. 301-323; Guyotjeannin О., Руске J., Тоск В.-М. Diplomatique médiévale. Turnhout, 1993; Hillebrandt M. Les cartulaires de l " abbaye de Cluny//Mémoires de la Société pour l " histoire du droit et des institutions des anciens pays bourguignons. Dijon, 1993. T. 50. P. 7-18; Geary P. J. Phantoms of Remembrance: Memory and Oblivion at the End of the First Millennium. Princeton, 1994; idem. «Auctor» et «auctoritas» dans les cartulaires du haut Moyen Âge//Auctor et auctoritas: Invention et conformisme dans l " écriture médiévale: Actes du colloque tenu à l " Université de Versailles-Saint-Quentin-en-Yvelines, 14-16 juin 1999/Dir. M. Zimmermann. P., 2001. P. 61-71; idem. From Charter to Cartulary: From Archival Practice to History//Representing History 900-1300: Art, Music, History/Ed. R. A. Maxwell. Univ. Park (Penn.), 2010. P. 181-186, 250-252; Fleming R. Christ Church Canterbury " s Anglo-Norman Cartulary//Anglo-Norman Political Culture and the Twelfth-Century Renaissance/Ed. C. W. Hollister. Woodbridge, 1997. P. 83-155; Hudson J. The Abbey of Abingdon, Its Chronicle and the Norman Conquest//Anglo-Norman Studies. 1997. Vol. 19. P. 181-202; Pancartes monastiques des XIe et XIIe siècles/Dir. M. Parisse e. a. Turnhout, 1998; Puncuh D. Cartulari monastici e conventuali: Confronti e osservazioni per un censimento//Libro, scrittura, documento della civiltà monastica e conventuale nel basso medioevo (sec. XIII-XV): Atti del convegno di studio (Fermo, 17-19 settembre 1997)/A cura di G. Avarucci e. a. Spoleto, 1999. P. 341-380; Atsma H., V é zin J. Gestion de la mémoire à l " époque de Saint Hugues (1049-1109): La genèse paléographique et codicologique du plus ancien cartulaire de l " abbaye de Cluny//Histoire et archives. P., 2000. Vol. 7. P. 5-29; Declercq G.

http://pravenc.ru/text/1681195.html

1900). XIV-XV вв. 3-частное «Наставление попечителей» (Manipulus curatorum) Гвидо де Монте Рочена, испан. священника и юриста, было написано во 2-й четв. XIV в. в качестве учебного пособия для приходских священников. Его первые 2 части посвящены вопросам пастырской теологии. Всю 3-ю ч. занимает изложение и толкование обычного для К. материала: Апостольского Символа веры, прошений Молитвы Господней, десяти заповедей, церковных праздников, дел добродетели и наград для праведников. «Наставление» сохранилось более чем в 180 рукописях и множестве печатных изданий. Оно было переведено на все основные европ. языки и пользовалось большой популярностью в течение 2 столетий вплоть до появления «Римского катехизиса» (1566) (см.: Continuity and Change. 2000). Соч. «Учение мудрости» (Doctrinal de sapience; крит. изд.: Amalvi-Mizzi Ch. Le «Doctrinal aux simples gens» ou «Doctrinal de sapience»//Positions des thèses soutenues par les élèves de la promotion de 1978 pour obtenir le diplôme d " archiviste paléographe. P., 1978. P. 9-14) было написано в 1388 г. на франц. языке архиеп. Сансским Ги де Руа с целью предоставить приходским священникам тексты вероучительного содержания для чтения их прихожанам вслух. В «Учение мудрости» вошли толкования Символа веры, Молитвы Господней и десяти заповедей, заимствованные из кн. «Сумма-король», а также главы о милосердии, о смертных грехах, о молитве и о таинствах. Позднее к сочинению был добавлен сборник избранных цитат из произведений отцов и учителей Церкви. В 1489 г. был опубликован его англ. перевод ( Tabbagh V. Guy de Roye, un évêque au temps du Grand Schisme//RH. 1996. T. 296. N 1. P. 29-58). Согласно правилам Лаворского Собора 1368 г., имевшим силу для всех диоцезов Гаскони и Лангедока, каждый священник обязан по воскресным и праздничным дням разъяснять прихожанам Символ веры, заповеди декалога, говорить о смертных грехах, препятствующих спасению, и о ведущих к нему добродетелях. C целью обеспечить исполнение этих предписаний Собор издал краткое изложение основ христ.

http://pravenc.ru/text/1683893.html

7 См. de Muralt E. Essai de chronographie Byzantine, pour servir à l " examen des annals du Bas-Empire et particulièrement des chronographes slavons, de 395 à 1057. St. Petersbourg, 1855 (под соотв. годами); Labarte J. Histoire des arts industriels au Moyen Âge et à l " époque de la Renaissance. T. III. Paris, 1865; Seroux d " Agincourt J. B. L. G. Histoire de l " art par les monumens, depuis sa décadence au IVe siècle jusqúà son renouvellement au XVIe. T. I. Paris, 1823. Introduction; также Denis F. Histoire de l’ornementation des mss. Paris, 1880; Langlois E. H. Essai sur la calligraphie des manuscrits du moyen-âge et sur les ornements des premiers Livres d " heures imprimés. Rouen, 1841; Champollion-Figeac J.-J., Champollion A., Silvestre J. B. Paléographie universelle: Collection de facsimilé d " écritures de tous les peuples et de tous les temps, tirés des plus authentiques documents de l " art graphique, chartes et manuscrits existant dans les archives et les bibliothèques de France, d " Italie, d " Allemagne et d " Angleterre. T. II. Paris, 1840. Pl. 33–61. Etc. 10 [Рабочая заметка Кондакова на поле книги:] О Евангелиях напрестольных больших и апракосах. Евангелия маленькие у отцов египетских. Цены: кодекс Ветхого и Нового Завета хорошего письма стоил в Египте 18 солидов (Rosweyde H. Vitae Patrum. Antverpiae, 1628. P. 630). 11 Pitra J.-B. Spicilegium Solesmense complectens sanctorum patrum scriptorumque ecclesiasticorum anecdota hactenus opera. T. IV. Parisiis, 1858. P. 280: «Τατη δ κα τν θεων Εαγγλιων τς ββλους συναπηχρεωσαν, τι κα τ ερ κειμλια φλογ πυρς παραδοναι». 12 Assemanni J. S. Kalendaria ecclesiae universae. T. I. Romae, 1755. P. 16–17. «ρμεν πολλ τν σεβασμων ββλων τουτων, κα γε κα τν ρχαιωτρων κα τ μακρ χρν παρ εσεβν κα φιλοθων νδρν κπεπονσθαι μαρτυρομενων, περ ναπτυσσμενα, ν μρει μν δι τς καλλιγραφικς εφυας τ τς θεας στορας μν μφανζει διδγμα, ν μρει δ δι τς ζωγραφικς ετεχνας τ ατ μν παραδεκνυσι πργματα» [PG 100:748].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003   004