Итак, когда прекратилось чудо, которым наслаждались народы, преданные по обыкновению плоти 929 , толпы же язычников со всех сторон стали увеличиваться 930 , то вследствие свойственной слабым трусливости умножилось, как говорит евангелие, беззаконие 931 , охладела любовь многих, место опустело и сделалось необитаемым 932 , храм разрушился 933 , и вся та часть Херсонской страны пришла в упадок 934 . Так что видно было, что епископ Херсона с очень немногочисленным населением оставался внутри того города 935 , да и те, казалось, были скорее жители тюрьмы, чем города 936 , из которого не смели выходить 937 . Таким образом случилось, что и гробница 938 , в которой отчасти 939 покоились мощи блаженного Климента, совсем обрушилась 940 и от долговечности времен не уцелело даже воспоминания, которое указывало бы, где была гробница 941 . 3. Так сказывал тот великий и таковой по истине философ 942 . Когда же недавно легаты апостольского престола 943 находились в Константинополе, посланные туда для присутствия на вселенском соборе 944 , а и мне случилось в то же время 945 по другой причине 946 очутиться там же, мы сообща порешили приложить все старания, чтобы привести все в ясность, и мы узнали правду от Митрофана, настоятеля Смирнской митрополии 947 , мужа, славящегося святостью и мудростью, который, как нам стало известно, в то время проживал недалеко от Херсона 948 , сосланный туда вместе с другими от Фотия 949 . Будучи тем лучше осведомлен о событии, чем ближе к месту он находился 950 , он сообщил нам, пытливо расспрашивавшим 951 о всем том, о чем выше упомянутый философ не хотел рассказывать, боясь упрека в гордости 952 . Он передал нам 953 , [что] «Константин философ, направленный императором Михаилом в Хазарию проповедовать слово Божье 954 , находясь часто в Херсоне, то приезжая туда, то уезжая обратно, потому что этот город пограничен с Хазарской землей 955 , стал внимательно разведывать, где храм, где гробница 956 , где те знаки 957 блаженного Климента, которые точно определялись в памятниках, о нем написанных 958 . Но все жители того места, будучи не туземцы 959 , а пришельцы из разных варварских народов 960 , даже лютые разбойники 961 , уверяли, [что ничего] не знают [о том], что он говорит 962 . Философ, удивленный этим 963 , предался молитве и долгое время просил Бога объявит ему мощи и святого объявиться ему. Он поощрял 964 также спасоносными внушениями епископа с клиром и народом 965 на действие, показав им и прочитав, что [в множестве книг] передавалось о мучении, что о чудесах, что о сочинениях блаженного Климента 966 , и что в особенности о постройке храма, находившегося где-то недалеко от них 967 , и о положении самого [святого] в нем же; он глубоко одушевил всех 968 в раскопку тех берегов 969 и на разыскание 970 столь драгоценных мощей святого мученика и апостолика 971 , в порядке, описанном самим философом в его историческом рассказе 972 . Вот как [передал нам] вышеупомянутый Митрофан 973 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

969 «И нельзя поручиться, замечает Московский святитель в другом месте, что из множества священников в России не найдут они подобных нынешним беглым, которые последуют их прельщениям; ибо и при апостолах бывали беды во лжебратии». 970 Если же добросовестный и верный своей священнической присяге пастырь устоит в этих соблазнах и не согласится допустить над собою исправы, то «в таком случае, по мнению Московского архипастыря, раскольники могут отослать его под каким-нибудь предлогом или даже с оклеветание». 971 Но и помимо этой исправы, самые условия, на которых старообрядцы просят себе священников от православной церкви, ясно обнаруживают, по мнению м. Филарета, их раскольнические тенденции, – желание стоять по отношению к церкви по прежнему изолировано, и потому препятствуют дарованию им священников: переход последних на предлагаемых старообрядцами условиях равносилен, по его убеждению, переходу в раскол. «Если и предположить, говорит он, возможность устранения исправы, переход священника к раскольникам с тем, чтобы не быть в зависимости от иерархии, чтобы зависеть от них и ими быть судиму, не есть ли уже переход священника в раскол?» 972 Так как раскольники, испрашивая себе у правительства священников, эту независимость последних от православной иерархии ставили, как мы уже видели, в числе главнейших условий исполнения их домогательств, то м. Филарет имел случай очень часто возвращаться к этому пункту их прошений и подробно доказывал невозможность его удовлетворения. По его мнению, эта проектируемая независимость священников у раскольников от православной иерархии и зависимость их от самих раскольников и от светского начальства есть другая несообразность, которая никоим образом не может быть примирима с церковными правилами и примера которой нельзя найти «во всей древней истории церковной». 973 «Если предположить, говорит он, что предлагаемые раскольниками правила будут в действии, и что раскольники на основании оных, возьмут у епископа священника чрез известное начальство в известное место, по правилам церковным епископ не должен остаться бездейственным зрителем сего случая.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Может быть весть о бегстве Сирийцев из стана их нескоро бы достигла осажденного города, если бы четверо прокаженных, – сидевших вне стен города и не смевших войти в него, измученные голодом, – не решились идти с отчаяния в стан неприятельский, говоря: «если оставят нас в живых, будем жить, а если умертвят, умрем» (ст. 5). К удивлению своему прокаженные находят стан пустым и брошенным Сирийцами, не успевшими ничего взять с собою. Они сначала утоляют свой голод, набирают много дорогих вещей и, спрятав их, решают, что об этом надо оповестить царя. В ту же ночь, или к рассвету, они идут к Самарию, рассказывают привратникам, что они «ходили в стань Сирийский, и вот нет там ни человека, ни голоса человеческого, а только кони привязанные и шатры, как быть им» (ст. 10) 972 . Привратники немедленно посылают дать знать о том царю. Узнав о таком событии, Иорам колеблется, – боясь попасть в засаду, – выйти из города с войсками, а потому приказывает запрячь последние две пары коней, которые еще оставались в городе, в колесницы и поручает своим приближенным выследить путь, по которому отступало войско Сирийское, дабы убедиться, что оно действительно бежало. Посланные проезжают по большому пути, ведущему из Самарии в Дамаск 973 до Иордана и везде находят следы поспешного бегства, во время которого даже бросали одежды и вещи свои на дороге бежавшие Сирияне (ст. 15). По всей вероятности посланные уже с половины пути до Иордана нашли возможным послать к царю успокоительный известия с гонцами, так как по пророчеству Елисея изобилие в Самарии должно было наступить на другой же день его пророчества, а путешествие на Иордан и обратно (ст. 15) посланных потребовало более одного дня пути. Если посланные послали своих гонцов из Беешеана, то они могли уже прибыть в Самарию к полудню, и когда разнеслась эта весть и городские ворота были открыты, тогда весь народ из города бросился грабить стан неприятельский. В стане нашли такое большое количество продовольственных запасов, что захватившие их поспешили продавать их за серебро, и именно за ту цену, которую предсказал Елисей накануне. Между тем для удержания какого-либо порядка у ворот града, в который входили с награбленным имуществом и из которого бежали на грабеж тысячи народа, – царь распорядился назначить того именно сановника, который высказал недоверие к пророчеству Елисея. Но перелитое бедствие и радость спасения от голода так отуманили толпу, что она уже не слушалась никаких приказаний, и сановник, пытавшийся установить какой-либо порядок, был посреди этой суматохи сбит с ног и раздавлен народом. Так совершилось предсказание Елисея неверующему: «увидишь своими глазами (изобилие), но есть этого не будешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

971 При всей своей прозорливости и мудрости ты не в состоянии обуздать и приучить к работе буйвола, коего сила могла бы оказать тебе великие услуги! И ты хочешь управлять всем миром? 972 Гумна жители востока делают на открытом поле. Когда собраны снопы; то носят их на гумно, давят волами, и, очистив плод, возят его домой. Как полезен был бы для этого дикий вол, если бы можно было приучить его к работе! Могут возразить против сего объяснения, что буйвол действительно укрощается, что им можно управлять посредством кольца, продетого в ноздри, что его запрягают в плуг и в колесницы, как укрощённое животное и возят на нём самые большие тяжести. Но хотя изобретательным людям и удавалось обуздывать некоторых буйволов: однако ж тот буйвол, который живет в Аравийских пустынях, о коем здесь идет речь, остаётся всегда зверем диким и неукротимым; притом во времена Иова ещё не известны были средства обуздывать буйвола. 973 Крыло страуса, который машет им с великим шумом, когда летает, имеет ли такие длинные перья, чтобы он мог, подобно аисту, летать на высоту? Страус, который находится в Аравийских и Африканских пустынях и живёт кореньями и полевыми плодами, есть величайшая из всех птиц; ей приписывают высоту от восьми до девяти футов, и вес двух центнеров. Он имеет короткий и острый нос, небольшую голову с длинно шеею, средней величины тело с высокою спиною, покрытою мягкими перьями, крепкие, большею частью без перьев, обтянутые красною кожею голени, длинные и чешуйчатые лапы и раздвоившиеся ноги с двумя когтями. Его крылья слишком коротки и делают его неспособным к летанию, так что он составляет нечто среднее между четвероногими животными и птицами. Он сравнивается здесь с аистом, с коим имеет некоторое сходство. По длинной шее и высокой спине он похож на верблюда; у древних он называется строфокамил, страусоверблюд. 974 Страус скрывает свои гнезда не на высоте, как другие птицы, но в песке. Оп полагает множество яиц, которые величиною с детскую голову, видом шарообразные, белые, блестящие и столь твердые, что из скорлупы их делается посуда. Естествоиспытатели говорят, что он в один раз высиживает от 30-ти до 50-ти яиц. Если самка, высиживающая яйца ночью, сходит с гнезда днём, чтобы искать вдали пищу или скрыться от шума: то она предоставляет свои яйца земле и песок, согретый солнцем, сохраняет яйца в той теплоте, которая необходима для созревания яиц. Если самка к вечеру не возвратится на гнездо, то высиживание прекращается в холодный ночи и яйца погибают.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

952. παλιγγενεσα – возрождение, оживление; поздн. сл. По Тит. 3, 5 оно подается в крещении; посему здесь это слово возводит мысль к крещению Господню, некогда праздновавшемуся вместе с Р. X., а теперь тесно связанному с Р. X. 953. Греч.: «как»; ВК. 70, 357, ср. прим. 802. 954. РБ. 72, 23; ср. в пред. троп. по-греч.; здесь такое слово в виду «Дева». 955. А в пред. троп. «Мать». 956. Прим. 617; жел. накл: «давала бы», «давай». 957. ζωοποις – оживляющий, животворящий; поздн. сл. в греч. – определение к «пакибытия»: «как животворящего». 958. Прим. 592. Слава события и Христа, восхваленная доселе и этим вызывающая еще большее преклонение пред собою, обязанное все же гл. обр. благодати. 959. επισκπτομα – (­πισκοπω) – смотреть на что-л., наблюдать, посещать; аор. 960. εξ ψοος – с высоты (небесной). 961. РБ. 54. 126; аор. стр. 962. РБ. 48; 63. 963. РБ. 48, 5 (ст.147 документа не понятно). 964. РБ. 52, 107. 965. Двумя словами рисуется целая картина сидящей юной Матери – Девы с Дитятею на коленях. 966. Контраст к предыдущему. 967. ВК. 91, 629. 968. κλπος – лоно, ос. материнское, грудь, пазуха, залив. поэт. – чрево матери; слав. «недро» (не(я)дро); др. слав. «в лоне». 969. Греч. и др. – слав. «славят»,­ прим. 333. 970. Царю их – «царей». 971. Вв.56, 236. 972. Прим. 276. Ангелам, как бесплотным, особенно было странно воплощение Бога – Слова; ср. прим. 363. 973. Прим. 829. 974. Первое из проклятий, раздавшихся на земле; или: безначальное, древнейшее. 975. Прим. 341; прош. сов. II; др. – слав. «бысть». 976. Материю по благоволению (Лк. 2, 14) Отца или Материю Сына, в котором благоволение (Мф. 3,17; 17, 5 и под.) Отца и который, след., сам есть благоволение Отца; тот и другой смысл соединим. Контраст с «проклятием». 977. Прим. 968. 978. Прим. 434. 979. ριευиα – разыскивание, исследование; поэт. сл. 980. Вв. 62, 356. 981. Богоматерь первая из людей могла оценить всю важность события. 982. αиερμηνευτος – неизъяснимый; поэт. и поздн. сл.: вариация конца предыд. стихиры. 983. Вв. 56, 236.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Каждый корабль имеет своего особого правителя или „учителя“, поставленного главным начальником секты. Власть учителя – подобно власти „кормщика“ хлыстовского корабля–безгранична в отношении к подчиненным; в его распоряжения не может вмешиваться учитель другого корабля. Временный управитель делами петербургского скопческого корабля скопец Василий Федоров на жалобу, принесенную ему учителем корабля псковской губернии, опочекского уезда, о том, что учитель корабля порховского уезда Василий Евстигнеев его, Федорова, „беспокоит“, писал: „если кто тебе, т. е. Федорову π сердцу и по любви братской скажет: „хлеб да соль!“ ну так: „прошу пожаловать“, а если не по любви, вовред напирает на обед, таковым издавна лежит пословица: „ну, брат, пришел ты незванный, так и поди недранный“ 971 . Кроме религиозно-нравственного значения, которое принадлежит учителю скопческого корабля, как наставнику веры и благочестия в скопческом смысле 972 , каждый учитель корабля подобно хлыстовскому кормщику заведывает имущественною частию всего корабля. Говоря об устройстве хлыстовского корабля, мы замечали, что в последнем члены корабля не только нравственно, но даже, так сказать, юридически обязаны помогать друг другу; замечали также, что пользование имуществом в хлыстовском корабле носит признаки коммунизма. Если в хлыстовском корабле то и другое осталось неразвитым вполне, то в скопческих кораблях, по крайней мере в некоторых, это достигло значительного развития. По словам крестьянина Андреянова, каждый вновь вступающий в общество скопцов обязан привести все свое имущество к учителю того корабля, в который он вступает, так как, по мнению скопческих учителей, „каждый поступающий в путь Божий должен отдаваться Богу душею и плотию“ 973 . Собиратель материалов г. Мельников замечает, что члены некоторых кораблей „не имели частного имущества и по вступлении в секту продавали его и клали у ног учителя“ и это делалось, как показывали нижегородские и орловские скопцы, „по примеру апостолов“, о которых в Деяниях говорится: не бяше бо нищь ни един в них: елицы бо селом, или домовом бяху, продающе, приношаху цны продаваемых, и полагаху при ногах апостол; даяшеся же коемуждо, егоже аще кто требоваше ( Деян 4:34–35 ) 974 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

949 Eth 15.120—138. 950 Eth 10.88—92 951 Eth 10.119—126. 952 Eth 10.132—143. 953 Eth 1.3.1—18. 954 Eth 1.3.19—27. 955 Eth 1.9.42—51. Св. Ириней Лионский пишет подобное о Марии, Новой Еве: «Как (Ева), преслушавшись, стала причиною смерти себе и всему человечеству, так Мария, имея предназначенного Ей мужа и, однако, Дева, послушавшись, стала причиною спасения себе и всему человечеству». Против ересей. 3.22.67—68. Однако, у св. Иринея нет богословия «ребра Адама». См. также: ук. соч. 4.33.11 и 5.19.1. 956 Eth 1.9.52—70. 957 Eth 2.2.64—73. 958 Eth 2.2.100—108. 959 Eth 2.2.109—114. 960 Eth 2.4.9—19. 961 Eth 2.5.8—21. 962 Eth 2.7.114—136. 963 Eth 2.7.144—157. 964 Eth 2.7.210—215. 965 Eth 1.10.11—13. 966 Eth 1.10.17—20. 967 О слове «существенно»: «Finalement Symeon ne veut pas affirmer autre chose que la verite et la realite de cette presence dans Iintime de notre etre par la grace». Даррузес, издатель Нравственных Слов. Т. II, стр. 252, прим. 1 968 Eth 1.10.39—46. 969 Eth 1.10.84—96. 970 Eth 1.10.81—83. 971 Eth 1.10.114—117. 972 Eth 1.10.140—147. 973 Eth 1.10.147—165. 974 Eth 1.10.166—171. 975 Eth 1.10.175—184. 976 Eth 1.10.185—187. 977 Eth 13.139—155. 978 Cat 22.77—79. 979 Cat 22.151—156. 980 Euch 2.265—269. 981 Euch 2.10—13. 982 Eth 1.6.3—6. 983 Eth 1.6.31—34. 984 Eth 1.6.136—144. См.: Часть II. Святая Евхаристия. Прим. 5. 985 Eth 1.6.154—173. 986 Eth 1.7.3—8. 987 Eth 1.7.11—15. 988 Eth 1.7.19—25. 989 Eth 1.8.1—23. 990 Eth 1.8.40—50. 991 Eth 1.8.51—64. 992 Eth 2.3.84—91. 993 Eth 2.7.33—37. 994 Сар 3.50. 995 Hymn 21.329—331. 996 Hymn 49.141—163. 997 См.: Часть II. Монашество и мир. Прим. 28. 998 Hymn 58.64—144. 999 Hymn 58.64—72 1000 Hymn 58.78—96. 1001 Hymn 58.118—138. 1002 Hymn 58.145—400. 1003 Hymn 58.160—162. 1004 Hymn 58.192—211. 1005 Hymn 58.262—279 1006 Hymn 58.287—290 1007 Hymn 58.303—309. 1008 Hymn 58.310—323 1009 Ер 3.121—124. 1010 Ер 3.125—157. 1011 Ер 3.158—167 1012 Ер 3.168—176. 1013 Ер 3.177—183. 1014 Ер 3.603—611. 1015 Ер 3.610—623. 1016 Ер 3.577—582. 1017 Ер 3.713—733.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

«Если в Священном Писании , – рассуждает Киприан, – часто и повсюду предписывается дисциплина, и если соблюдение установленного есть как бы основание религии и веры, то чего наиболее прилично нам желать, и чего держаться, как не того, чтобы стоять твердо против искушений и смущений мира и достигнуть даров Божиих через соблюдение божественных заповедей». В отношении к тому частному вопросу, о котором Киприан ведет здесь речь, т. е. к вопросу об одежде, он ссылается на апостола Павла, который устанавлял же порядки и в этой незначительной области, вследствие своей незначительности, по-видимому, подлежащей абсолютной свободе. Поэтому Киприан считает, что даже и здесь христиане должны быть руководимы «церковной дисциплиной в её божественной строгости» (ad ecclesiasticam disciplinam religiosa observatione moderandae). 972 Кроме того понятия об отношении дисциплины и веры, о котором мы уже замечали, у Киприана встречается также мысль, что отношению первой ко второй есть во всяком случае служебное, каково бывает отношение средства сохранения – дисциплина – к предмету сохранения – вера. 973 Из других памятников латинской письменности времени Киприана, в качестве памятника, где встречается более или менее определенное понятие о дисциплине в её отличии от веры, можно указать письмо римского клира к тому же Киприану и по поводу того же вопроса о падших. Киприан именуется здесь поборником «евангельской ди- —362— сциплины», но не веры, как должно было бы выразиться, если бы в умах писавших не было ясного сознания раздельности обеих областей. По мысли писавших, дисциплиною достигается «благополучие церкви» (salus ecclesiastica) – термин впоследствии в канонической области имевший частое употребление и обыкновенно поставляемый реальною целью всей дисциплины, в противоположность теории, усматривавшей в дисциплине только средство, так сказать, эстетического благообразия; дисциплина – кормило (gubernaculum) церкви во время бури. «Ясно, рассуждали римские клирики, что содействовать благополучию церкви можно не иначе, как всегдашним охранением основы самой дисциплины, как бы некоего спасительного кормила во время бури».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

971 Guy Р.–М. Collectaire, Rituel, Processional/Rev. des sciences philosophiques et theologiques. 1960. Vol. 44. 972 Missale Romanum. Editio Princeps (1570)/Edizione anastatica, Introduzione e Appendice; Presentazione di S.E. Card. C.M. Martini; ed. M. Sodi, A.M. Triacca. Citta del Vaticano, 1998. 973 С благословения Папской комиссии Ecclesia Dei, отвечающей за диалог с католиками, отказавшимися признать реформы 2 Ватиканского собора, готовится переиздание четырех богослужебных книг, необходимых для совершения мессы и таинств по «старым» обрядам: Римский миссал 1962 г., Римский ритуал (приблизительный аналог православного требника), Римский понтификал (содержащий чин некоторых епископских богослужений) и Римский бревиарий (содержащий молитвы для священников, готовящихся к совершению Тридентской мессы). См. также: Corpus Orationum, inchoante Eugenio Moeller, subsequente Ioanne Maria Clement. 14 vols. Tumholti, 1992–2004 (Corpus Christiano–rum. Series Latina, 160 A–K, 161); Corpus Praefationum/Ed. Edmond Eugene Moeller. 4 vols. Tumholti, 1980–1981 (Corpus Christianorum. Series Latina, 161, 161 A/D). Папа Бенедикт XVI изданием motu proprio от 7 июля 2007 г. Summorum pontificum благословил более широкое употребление латинской Тридентской мессы, совершавшейся до реформ 2 Ватиканского собора, предписания которого «были истолкованы как разрешение, и даже указание, применять «творческий подход»», результатом чего очень часто становились «недопустимые искажения литургии». 974 Значительную их часть составляет иконографический справочник, однако особое внимание уделяется технологии иконописи (темперной, стенной, масляной) и эмали и богословию иконы. См.: Василиев А. Ерминии: Технология и иконография. София, 1976; Голубцов А.П. О греческом иконописном подлиннике/Прибавл. к «Твор. свв. отцов в рус. переводе». 1888. Ч. 42; Гренберг Ю.И. Греческие и южнославянские ерминии и типики в списках 15–19 вв. о технике иконописи, настенной живописи и рукописной книги. М, 2000; Meduh М. Стари сликарски приручници.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорий и сам продолжал развивать свои догматические воззрения в раз принятом направлении. Но, с другой стороны, несомненно и то, что внесение в систему воззрений св. Григория таких элементов, которые не вытекали из учения Оригена, для своего объяснения требует, кроме самостоятельной работы богословской мысли св. Григория, и новых воздействий и влияний на него, которых необходимо искать не в Кесарии Палестинской, а в Понте. Здесь, как видно из жизнеописания св. Григория, он был в несомненном общении с епископом амасийским Федимом и, вероятно, продолжал поддерживать связи с Фирмилианом, епископом Кесарии Каппадокийской, с которым познакомился в Кесарии Палестинской и который был одним из насадителей богословской науки в Каппадокии. О Федиме мы не имеем никаких сведений, а о Фирмилиане св. Василий Великий удостоверяет, что его учение о Св. Духе, как свидетельствовали оставленные им слова (до нас не сохранившиеся), могло быть   приведено в подтверждение того учения, какое исповедовал и раскрывал сам Василий Великий 972 . При таких данных, конечно, трудно сказать, какого рода влияние и в каком направлении могли оказать на св. Григория эти лица. Но в творениях св. Григория есть такие признаки, по которым можно заключать, что это было влияние именно малоазийского богословия 973 , – последнее в это время, под воздействием сильных научных течений, идущих преимущественно от Оригена , само не могло остаться в прежнем своем виде и стало в более благоприятное отношение к философии и богословской науке (св. Мефодий Олимпийский ). На влияние малоазийского богословия, указывает прежде всего трактат «К Феопомпу», который, как указано было (стр. 330 сл.), находится в тесном соприкосновении с произведениями св. Мефодия Олимпийского , а также отчасти св. Иринея Лионского и Мелитона Сардийского , по вопросу о страданиях бесстрастного Бога. Хотя этот вопрос не чужд был и интересам школы Оригена , но все построение доказательств у св. Григория ведется в духе малоазийского богословия. Так как этот трактат заключает в себе изложение предпосылок христологического и сотериологического учения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010