Способ времясчисления и распределения сообразно с оным жизни гражданской и религиозной у китайцев получил большое разнообразие, и настолько отличен от европейских народов, что требует особенного внимания к оному, а потому даем краткие понятия. Важны для нас в особенности принципы, для точного и безошибочного уразумения китайской системы и согласования оной с христианскою народов европейских, в первой много архаизмов и сложных приемов, во второй – простота и точность, благодаря высокому развитию астрономии, и изобретений математических инструментов, не позволяющих поддаваться фикциям и бредням астрологов и магов древности. Русскому ученому Фритче – члену Императорской Российской миссии в г. Пекине, принадлежит честь в сжатом, но весьма дельном очерке на английском языке изложения понятия по означенному предмету, коим и пользуемся из The China Review (vol. X., 1882–82, on the Chinese Calendar, p. p. 326–333). Прочие подробности дополняем из Шлегеля (uranographie Chinoise), словарей Дуоляйтля, о. арх. Палладия и П. С. Попова, и о. иер. Исаии, трудов о. арх. Иакинфа, с оригинальных китайских календарей приобретенных в Пекине в 1881 г. Вычисление времени года было известно китайцам с эпохи Яо т. е. 2500 г. до P. X. и все наименования звезд и земледельческих занятий уже существовали. По свидетельству книги обрядов Чэу, составленной Чэу-гуном за 1122 г. до P. X., исправлен был средний год и лунный, применительно к разным работам народа, и придворным чинам, ученым поручено самое распределение трудов земледельческих в государстве сообразно с правильным постоянным календарем. Несомненно, что Чэу-гун применил астрономическое деление семи планет в созвездиях четырех времен года (saisons), и составил цикл из 28 астеризмов, или планетных домицилей, избрав случайно это число в созвездиях уже существующих тысячи лет до него; самые названия созвездий принадлежат не одному лицу, но всему народу, который изобрел их по собственному наблюдению простым глазом над звездами, и распределением времени более или менее точным и постоянным в разные периоды года. Ученым астрономам времен Чэу принадлежит честь разработки и самого определения названий национальных, – составление при астрономическом коллеже народного альманаха, с вычислением затмений, введением и распространением самого календаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

120.      Умом своим и доблестью он подчинил себе также племя эстов 1122 , которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана 1123 . Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии как над собственностью. (Перевод Е. Ч. Скржинской из: Скржинская 1997. С. 66–68, 83–84) Равеннский аноним Неизвестный по имени автор написал ок. 700 г. н. э. в Равенне географическое произведение под названием «Космография» в пяти книгах, в которых он дает систематическое описание всей ойкумены (пятая книга содержит перипл Средиземного моря). «Космография» весьма характерна как памятник переходного времени от античности к средневековью. Если в первой, вводной книге автор пытается теоретически, в духе, характерном для патристической литературы и современного ему богословия, осмыслить некоторые космологические и географические проблемы (что свойственно раннесредневековой литературе такого рода), то остальные книги, представляющие сухие перечни-каталоги географических объектов, скомпилированы, в основном, из античных источников. Прежде всего автор воспроизводит картину мира позднеримской империи, поскольку в основе огромного большинства его данных лежат сведения, почерпнутые из карты мира, близкой к Певтингеровой, – памятника первых веков нашей эры, и из других античных авторов, которых он постоянно упоминает. Равеннская «Космография» является важным источником по античной и раннесредневековой истории Северного Причерноморья и Восточной Европы. Она содержит около 5300 названий стран, городов, племен, народов, местностей, гор, рек, островов, заливов, многие из которых, почерпнутые из античных источников, сохранились только в «Космографии». Некоторые сведения «Космографии» обязаны своим происхождением более поздним источникам, возможно, даже готского происхождения. Таковы, например, упоминания славян («склавинов»), хазаров, реки Кубани («Куфис»), оногуров, гуннов, аваров и др. В I книге автор дает краткое описание всей ойкумены, распределив ее на 24 сектора, отождествленных анонимом с 24 часами суток.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

когда между ним и ею нет посредствующего лица в прямой линии, и, сверх того, нет лица мужеского пола, которое исключало бы ее вполне из участия в наследстве (1122, 1126, 1127, 1130, 1132 ст.). То же следует признать, когда по рядной записи родовое имение передается родственником в боковой линии невесте, предполагаемой тоже прямой и ближайшей его наследницей. Равно и благоприобретенное имение, передаваемое по рядной записи внучке, правнучке, родственнице, делается у ней силою рядной записи родовым лишь постольку, поскольку невеста, в минуту рядной, предполагается наследницей поступщика. Имея у себя родных детей или внуков, я могу двоюродной племяннице своей отдать по рядной записи благоприобретенное имение. В минуту рядной не может быть никакого предположения о наследстве этой моей родственницы после меня, и потому мы никак не думаем, чтобы в подобном случае имение получило свое свойство родового от того только, что оно переходит по рядной записи к родственнице. Думаем, что такие случаи следует обсуждать не по природе выдела, а по свойствам дара (см. далее). 2. Свойство имений, дошедших по завещанию к лицу, которое по закону наследовало бы Родовыми признаются имущества, дошедшие от первого их приобретателя, хотя и по завещанию, но к такому родственнику, который имел бы по закону право наследования (ст. 399, п. 2). Здесь закон, упоминая о первом приобретателе, имеет в виду не завещателя родовых имуществ (ст. 1068), но завещателя благоприобретенных. Может возникнуть сомнение, в каком смысле закон употребляет слова: «которое имело бы по закону право наследования». Благоприобретенное имущество свое я могу завещать кому угодно – стороннему лицу или родственнику, а когда родственников у меня много – любому из них, ближнему или дальнему. Я могу завещать его своему единственном сыну, одному из своих сыновей, дочери при сыне; имея родных детей, могу завещать внучатному племяннику и т.д. Нет сомнения, что благоприобретенное имение, завещанное сыну, становится у сына родовым, ибо между отцом и сыном не может быть ближайших наследников.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

95 Базиликами назывались особые здания, в которых в Греции архонт, называемый βασιλευς, производил суд по делам религиозного характера. По примеру греческих стали строить базилики в Риме и провинциях, назначая их для судебных заседаний, для торговых сделок (биржа) или для заседаний думы. Со времени Константина многие базилики были обращены в христианские храмы. Рисунок базилики см в Словаре классических древностей Любхера. 96 Основания эти следующие: а) Константинополь был построен отчасти по образцу Рима, он так же, как и Рим, был разделен на 14 кварталов (κλματα, regiones, Сократ, Ц. И. II, 80. Nov. Inst 43. I, § 1), так же имел в 8 квартале Капитолий и Форум с базиликами. (Panciroli, Adnotationes auctorem veteris urbus Constantinopolitanae qualis tempore Arcadii et Honorii fuit, descriptionis. R. I et VIII. Bandurii, Imperium Orient I p. 429. 438. Cp. Du Cauge, Constant Christiana, I, XX–XXI). По примеру Рима он так же должен был иметь здесь библиотеку, подобную Траяновой (в базилике Ulpia), и помещение для преподавания наук. Из хроники Евсевия (in Commodo, sub an. 189) и Орозия (VII, 16) мы знаем, что в самом Капитолии римском была библиотека; a в храме Аполлона Капитолийского издавна публично читались различные поэтические (Horat. Satyr. I, 10. 38. Epist. II, 2, 94. См. Gothofredi, Сотт. V, 229.), b) Павел Диакон (Miscella Historia, XI, 13) свидетельствует: Constantinus Magnus civiles nutrire artes, precipue studia literarum, quaesiuit, In illustribus domibus eos, qui in urbe Roma erant, viros rationabiles collocavit. Приводя это место, Конрикий (Antiquitates Academicae, p. 27) справедливо спрашивает: «Qui omiserit vero id ipsum Constantinopoli, quam omni ex parte studuit Romae veteri aequalem reddere?» с) Этого мнения держатся многие, можно сказать, большинство ученых. Кроме Конрикия, Кейфель (Historia originis ac pogr. scholarum, p. 65), Гиббон (История упадка и разрушения римск. империи II, гл. XVII, стр. 200), Гегрен (Geschichte der classichen Literatur Mittelalter, 1122. I. s. 40), Nïcolai (в 87 т. Энциклопедии Ерша и Грубера, отдельно Griechenland, т. 8, стр. 225, col. 2) и др. Об основании библиотеки Константином – Зонара.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Житие пр. Макария Пеликитского изображает как некий вифинский крестьянин, живущий в крайней бедности, и обременённый многочисленным семейством, безнадёжно ковыряет свою землю 1114 . Наконец, о бедной вдове фокидского поселянина, агиограф пр. Луки Элладского прямо говорит, что её жизнь хуже смерти 1115 . Малоземелье являлось первой причиной крестьянской нужды. Крестьянские участки порой были так малы, что называются не иначе, как γδιον 1116 . Утрата таких «землишек», обезземеливание крестьянства, было самым обычным явлением. Житие пр. Епифания Кипрского наглядно рисует разорение бедной крестьянской семьи в Палестине IV в. Когда умер отец святого, то его мать, занимавшаяся при муже пряжей льна, не знала, чем прокормиться. Сначала был продан рабочий скот, а потом дошла очередь и до того маленького клочка земли, с которого кормилась семья. Он был «отдан» (в аренду?) соседнему крестьянину, а сирота Епифаний пошёл в обучение ремеслу, чтобы иметь возможность содержать мать и сестру 1117 . В Земледельческом Законе, равным образом, мы встречаем указания на то, что запущенную землю крестьянина, утратившего рабочий скот, арендуют другие односельчане 1118 . Таким образом, перед нами выступает аренда, как показатель крайней нужды в земле, заставлявшей крестьян хвататься за каждый свободный клочок, иногда на самых невыгодных условиях 1119 . Этим объясняется, затем, чрезвычайное распространение эмфитевеиса, закон о котором, как известно, вошёл в самую популярную из византийских кодификаций – Эклогу 1120 . В процессе обезземеливания крестьянства весьма большую роль играли задолженность крестьян помещику, и отобрание полей за неуплату процентов 1121 . Кроме того, нужно учитывать общий факт постоянных захватов византийскими богачами-магнатами собственности соседей бедняков. Новеллы Юстиниана и Македонской династии достаточно красноречиво свидетельствуют об этом 1122 . Даже сами общие места византийской морали, осуждающей захват вдовьих и сиротских земель богатыми, указывают на бытовую распространённость самого явления 1123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Часть VI. Епископские саги (Г. В. Глазырина) Епископские саги (Biskupa sögur) – вид древнеисландских саг, в которых повествуется об истории введения христианства в Исландии и об исландских епископах вв., причисленных к лику святых. О крещении Исландии в 999/1000 г. первым рассказал священник Ари Торгильссон в своей «Книге об исландцах», созданной в 1122–1132 гг. Произошедший мирным путем – принятием общего решения на альтинге – переход от язычества к христианству для исландцев стал хронологической вехой, которая делила историю страны на два этапа. Событиям, непосредственно предшествующим этому моменту, много внимания уделено в письменных памятниках, таких, как «Сага о крещении», «Прядь о Торвальде Путешественнике», отдельные главы «Саги о Ньяле» и др. Первый исландский епископ Ислейв Гицурасон был рукоположен Папой Римским в 1056 г. Его сын Гицур Ислейвссон после смерти отца был избран епископом на тинге в 1082 г. и оставался им до своей смерти в 1118 г. Этим людям Ари Мудрый посвятил отдельные главы своего труда, поскольку считал эти сведения важными для истории Исландии. При Гицуре епископская кафедра получила постоянное место – в Скальхольте на юге Исландии. В 1106 г. епископия была образована также на севере страны в Холаре. В 1190-х гг. монах Гуннлауг Лейвссон написал на латинском языке «Сагу о св. Йоне» (дошедшую до нас в переводе на древнеисландский язык) о близком друге епископа Гицура, первом епископе Северной четверти Исландии Йоне Эгмундарсоне, который особенно прославился своей деятельностью по упрочению христианства в Исландии. Наряду с многочисленными чудесами, совершенными Йоном при жизни и после смерти, Гуннлауг рассказал и о практической деятельности Йона Эгмундарсона, который не только запретил все формы отправления языческого культа, практическую магию и жертвоприношения, но также заменил все названия дней недели, образованные от имен языческих богов. Сага, созданная Гуннлаугом, стала образцом для последующих авторов, сложивших свои саги в жанре агиографии (такие, как «Сага о св. Торлаке», «Сага о св. Гудмунде» и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

840 Knobel. ibid. 24, где при этом сделана ссылка ва Burckltard. Syrien. 789, и Wellsted. Arabien. II, 37. 841 переведено – у LXX: π τν ρημον,= въ пустыню, в Вульгате: ad interiora deserti, в Самаританском и Арабском переводах: «в конец пустыни», у Онкелоса: post optima pascua deserti; у Абарбанелла: «за пустыню» (см. Полиглотту Вальтона, и Philippson. Die Israelit. Bibel. 1:306). 844 Местности теперешнего Синайского полуострова называются в Пятикнижии или вообще пустыней (Gesenii Thesaurus. 318: ) или в частности пустыней Син, Фаран и т. п. Единственное место в Библии, в котором некоторые находят указание на Мадиам, как находившийся «между Идумеей и Фараном, следовательно, около южной границы Ханаана» (Philippson. Die Israilit. Bibel. I, 303), представляет 3Цар.11:18 , где говорится о бегстве Адера из Идумеи в Мадиам и отсюда в Фаран, – но прочных оснований для такого понимания нет: бегство идумейского принца в Египет чрез Мадиам и Фаран совершенно понятно и в том случае, если разуметь под Мадиамом город этого имени на восточной стороне Эланитского залива, где, как в месте более отдаленном, он мог быть 6езопаснее и откуда легко мог переправиться через Эланитский залив на Синайский полуостров или в пустыню Фаран. Так, по всей вероятности, представляли место этого города греческие переводчики, переведшие здесь словами: κ τς πολεως Μαδιμ= изъ града 845 Knobel в Exod. u. Lev., 18, на основании Буркхардта говорит, что бедуины, идущие из Геджаса в Египет, через Эланитский залив переправляются в Шерм и «отсюда сухим путем следуют через Тор в Суесу; Вельштед предпочитает также этот путь другим». 846 Gcsenius в Thesaurus. 71; «ропе de sertum i. е. ab accidente deserti»; Gräts. Gesch. d. Isracliten. I, 21. 848 Ввиду этого русский перевод этого выражения: далеко в пустыню, не будучи строго буквальным, является весьма близким к мысли оригинального текста. 849 ° В прежнее время в описанной у Страбона пальмовой роще около Nocuдioha узнавали Елим (Strabonis Geographia cum notis Casauboni. Amstelaedami. 1707. t. II, 1122). В новейшее время Лепсиус отожествлял Nocuдioh с Рас-Зелима или Рас-Иеган на Красном море (Knobel. Exod. u. Lev. 15 ), а Тух в Zeit-chr. d. morgenländ. Gesellsch, III, 163, полагал это место в вади Феиран (Knobel. ibid. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

е. устрояя хорошую жизнь 1114 . Что так понимаемая мудрость есть с точки зрения Климента добродетель, это можно видеть, кроме общих соображений, из прямых его слов: он называет её ξις – название, характеризующее именно добродетель, и говорит, что это знание божеских и человеческих вещей, это познавательное обладание устойчиво и неизменно 1115 . За знанием вещей божеских и человеческих следует соответствующее ему поступание в человеческом, и в словах и делах 1116 . 2) Рассудительность (φρνησις) Добродетелью, которая непосредственно регулирует это соответствующее мудрости поступание, является рассудительность. У стоиков мудрость имеет теоретический характер; рассудительность делает уже практическое применение того, о чём говорит мудрость. Мудрость есть знание вещей божеских и человеческих; рассудительность есть выведенное из этого знания знание того, что добро и зло и что среднее между ними, а также знание того, что должно и чего не должно делать 1117 . У Аристотеля рассудительность также стоит на границе между дианоэтическими и этическими добродетелями, представляя собой практический разум в его обнаружении 1118 . При этом, она является чисто формальной добродетелью, значение которой указывать только средства для достижения цели, какова бы ни была эта цель, – хорошая или дурная 1119 . И чтобы она указывала путь к добрым целям, необходимо доброе нравственное предрасположение, почему, если, с одной стороны, рассудительность обусловливает этическую добродетель, то с другой – и сама ею обусловливается: нельзя быть рассудительным, не будучи добрым 1120 . Чтобы человек руководился знанием и рассудком в своей деятельности, для этого мало научить его. Нужно сначала ещё подготовить душу его к усвоению учения путём воспитания в нём добрых навыков, чтобы он имел уже склонность к прекрасному; тот же, над кем властвуют страсти, не станет и слушать слова увещания; а если и станет, то не поймёт 1121 . Рассудительность у Аристотеля, затем, имеет применение и к отдельным людям, и человеческому обществу 1122 ; в первом случае она есть рассудительность в тесном смысле, в последнем она может быть названа вообще политикой и разделяется на экономику, искусство законодательства и управления государством 1123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

По пути словене грабили и убивали местных жителей, сжигали их жилища. Во время этого рейда они впервые решились атаковать римские крепости, им удавалось их брать главным образом из-за того ужаса, который они внушали противнику: «жители оставляли укрепленные города, отыскивая убежища в горах и лесах, а императорские военачальники, несмотря на то что располагали армией в 15 000 человек, шли на некотором расстоянии от отрядов варваров, не решаясь атаковать их» 1121 . В сговор со словенами вступил Тотила, предводитель восставших в Италии готов. Он подстрекал их к нападениям на империю, чтобы отвлечь вооруженные силы римлян от военных действий в Италии. В 550 г. отряд словен численностью в три тысячи воинов форсировал Дунай в его нижнем течении. «Это был передовой отряд главных сил вторжений, еще готовившихся к переправе. Состоял он, судя по всему, в значительной части из членов воинских братств» 1122 . Практически не встречая сопротивления со стороны устрашенных нашествием крепостных гарнизонов, отряд быстро достиг Гебра вблизи Филиппополя (Пловдива), после чего он разделился надвое: одна половина воинов повернула на запад, в сторону Иллирика, а другая продолжала двигаться на юг. Мужественное сопротивление варварам оказали гарнизон и жители города Топира, расположенного вблизи моря в устье реки Коссинфа, но и эта крепость пала. Словене взяли в плен женщин и детей, живших в Топире, а все мужское население города, числом около пятнадцати тысяч, было перебито. Прокопий так писал об ужасах, обрушившихся тогда на ромеев: «Они избивали, невзирая на возраст, всех, кто попадал им в руки, так что вся страна, образующая Иллирию и Фракию, была завалена трупами, оставленными… без погребения. При этом они не убивали тех, кто попадался им навстречу, мечом, топором или каким-нибудь другим обычным способом, но они крепко врывали в землю камни, концы которых они предварительно обтачивали, делая их острыми, и зверски сажали на них свои несчастные жертвы, погружая в их тела острия камней, так что последние проникали через все внутренности и таким образом умерщвляли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В XI-XIV вв. в Н. наблюдался бурный демографический рост, основными причинами к-рого были освоение новых сельскохозяйственных земель и значительное увеличение производства зерна. Улучшение климата, начало осушения прибрежных территорий в сев. частях страны вместе с усовершенствованиями в обработке полей и введением в XII в. трехпольной системы земледелия повысили экономические показатели нидерланд. областей, которые вошли в число наиболее развитых регионов Европы. Быстрые темпы демографического роста привели к тому, что с рубежа XI и XII вв. выходцы из Н. принимали участие в колонизации слав. земель за Эльбой. Местные купцы занимали ведущее положение в торговле на Северном м. С образованием во 2-й пол. XII в. Ганзы ок. 20 городов Н. вошло в ее состав, получив значительные торговые привилегии. Жан Воклен де ла Френе преподносит кн. «Хроника знаменитых властителей Эно» герцогу Филиппу III Доброму. Худож. Рогир ван дер Вейден (?). Ок. 1446 г. (Королевская б-ка, Брюссель) Жан Воклен де ла Френе преподносит кн. «Хроника знаменитых властителей Эно» герцогу Филиппу III Доброму. Худож. Рогир ван дер Вейден (?). Ок. 1446 г. (Королевская б-ка, Брюссель) Увеличение численности населения и развитие ремесленного и торгового дела способствовали быстрому экономическому росту в XI-XIII вв. старых городов и появлению новых. В 1066 г. князь-епископ Льежа Теодин пожаловал жителям Юи городское право (является древнейшей записью городских обычаев севернее Альп). Писаное право горожанам Утрехта подтвердил имп. Генрих V в 1122 г. Маастрихт получил городские права в 1204 г. Запись городского права Льежа датируется ок. 1230 г. Политический кризис 1127-1128 гг. во Фландрии обусловил начало записи городских статутов в Южных Н. Сначала гр. Филипп Фландрский даровал привилегии городской общине Артуа, затем горожанам Гента, Ипра, Брюгге, Лилля, Дуэ, Орши, Сент-Омера и Ауденарде. Городские хартии, закрепившие вольности и привилегии городов (права самоуправления, возможность заключать договоры, вести войны и др.), в Голландии, Зеландии и Гелдерне получили Дордрехт (1220), Неймеген (1230), Харлем (1245), Зирикзе (1248), Амстердам (ок. 1300), Роттердам (1340). Графские наместники в городах были заменены выборными органами городского самоуправления - магистратами. В городах шла борьба за власть между патрициатом и цехами, сельское население неоднократно поднимало антифеодальные восстания (напр., длительная борьба кеннемеров в Голландии). Мн. деревни также добились права на самоуправление. Важными центрами цехового ремесла и торговли стали города Арнем, Зютфен, Утрехт, Гронинген.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010