В К-поле существовало не менее 36 храмов и мон-рей во имя Иоанна Предтечи, самые известные из которых - мон-ри Студийский, Липса, Петра, церкви в Евдоме и Сфоракии. Агиографические сочинения, посвященные И. П. В честь И. П. было составлено значительное число агиографических сочинений (более 30: BHG, N 831-867m). Среди них большое количество апокрифических Житий (Passio; BHG, N 831-835; 837c - 838d); авторство многих не установлено, однако существуют Жития, приписываемые ап. Иоанну Марку (BHG, N 834) и Евриппу, ученику И. П. (BHG, N 833e). Автором ряда сочинений, посвященных И. П., считается прп. Симеон Метафраст (X в.; BHG, N 835-837e). Самые ранние рукописи, содержащие Житие святого, датируются IX-X вв. Кроме того, к агиографическому циклу в честь И. П. относятся Сказания и Речи об обретении и перенесении мощей: об обретениях главы, приписываемые преподобным Симеону Метафрасту (BHG, N 840), Феодору Студиту (BHG, N 841, 842) и др. (BHG, N 839, 842a, 842d, 848k, 858z, 861u); об обретении десницы авторства Феодора Дафнопата (BHG, N 849). Сохранилось также много Речей в честь праздников, посвященных И. П., похвальных слов и гомилий. Из них более 20 приписывается свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 842v, 843k, 843n, 843t, 843v, 847c, 847i - 848d и др.). Среди др. известных авторов этих сочинений можно назвать Василия , архиеп. Селевкии Исаврийской (V в.; BHG, N 862), свт. Андрея , архиеп. Критского (VII-VIII вв., BHG, N 861, 862m), Иоанна Ксифилина (Младшего) (XI в.; BHG, N 843x), К-польских патриархов Германа II (1223-1240; BHG, N 843y) и Иоанна XIII Глику (1315-1319; BHG, N 847e), Фому Магистра (XIII-XIV вв.; BHG, N 843c), свт. Григория Паламу (ок. 1296-1357; BHG, N 846), имп. Мануила II Палеолога (1391-1425; BHG, N 865v) и др. Кроме того, существуют агиографические сочинения, посвященные И. П., с необычной тематикой, напр. гомилия о сошествии И. П. во ад, приписываемая Евсевию , еп. Александрийскому, или Евсевию , еп. Эмесскому. Помимо агиографических сочинений, непосредственно посвященных И. П., святой и его чудеса часто упоминаются в др. произведениях этого жанра, напр. в «Луге духовном» Иоанна Мосха (PG. 87. Col. 2852-2853). Чудеса совершались как в поствизант. период (напр., спасение мон-ря прп. Дионисия на Афоне от разграбления пиратами или чудо на о-ве Хиос (1740), когда в праздник Собора Иоанна Предтечи обрушившейся крышей были задавлены турки, к-рые хотели превратить в мечеть церковь, посвященную святому), так и в наст. время - одному из соборных старцев Иверского мон-ря, запретившему Паисию Святогорцу построить каливу в овраге близ скита св. Иоанна Предтечи, ночью явился И. П. и избил его, о чем старец поведал братии ( Исаак, иером. Житие Старца Паисия Святогорца. М., 2006. С. 182-183). Праздники в честь И. П.

http://pravenc.ru/text/471450.html

«Философия имени», стр. 6–7, 8 2840 Ibid., стр. 8. См. «Античный космос», стр. 63. 2841 Ibid., стр. 12. 2842 См. критику идеи «чистого ощущения» Ibid., стр. 184. 2843 Ibid., стр. 18. Утверждение Лосева об «антиметафизичности диалектики» (Ibid., стр. направлено против выключения из сущего момента меоничности. 2844 Ibid., стр. 91—2. 2845 См. ibid., стр. 155, 164, 237, 242. 2846 Ibid., стр. 165. 2847 Ibid., стр. 217. Есть у Лосева немало мест, посвященных положительному (совер¬шенно в духе христианской метафизики) учению о теле, — мы отпускаем их только, чтобы не затя¬гивать нашего изложения. См. особенно стр. 237, 183 («тело человека — орудие выражения неисповедимых тайн вечности » и т. д.). 2848 Ibid., стр. 165. 2849 Ibid., стр. 165. 2850 Ibid., стр. 121. 2851 Ibid., стр. 52. Этот мотив очень сильно выражен в диалектических анализах Карсавина (см. главу V). 2852 Невозможно отделаться от впечатления, что все это учение о меоне у Лосева навеяно учением Соловьева об Абсолюте и его «другом». 2853 Ibid., стр. 87. 2854 Ibid., стр. 90. 2855 Ibid., стр. 91. 2856 Ibid., стр. 90—91. 2857 Ibid., стр. 115. 2858 Ibid., стр. 163. 2859 «Античный космос», стр. 20, 325, 111. 2860 См. особенно интересное и примечательное предисловие к книге Ал. Булатовича «О почитании имени Божьего». 2861 «Философия имени», стр. 181. 2862 Из книги Лосева неясно, была ли ему известна замечательная метафизика света, как она строилась в средневековой философии; думаю, что скорее — нет. 2863 «Философия имени», стр. 181—182. 2864 Ibid., стр. 166. 2865 Ibid., стр. 169—70. 2866 Ibid., стр. 172. 2867 Ibid., стр. 180. 2868 Ibid., стр. 194. 2869 Ibid., стр. 203. 2870 См., напр., ibid., стр. 202, также на стр. 201—202 учение о том, что «осмысленное общение с вещью, с людьми… возможно только в имени вещи». 2871 Ibid., стр. 47. 2872 Ibid., стр. 206. 2873 Ibid., стр. 206—212, 223, 240. 2874 Лосский. «Философия и психология в Сов. России» («Современ. зап.»). 2875 См. более подробно в моем этюде «Проблема софийного понимания и преодоления платонизма» («Путь»). 2876

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Необходимость участия клира и мирян в церковном управлении вообще и выступление мирян в более активной роли в церковной жизни можно сказать уже достаточно проникло в современное церковное сознание. Здесь я не буду говорить о практике многих других православных церквей, о взглядах, все более и более распространяющихся в русском духовенстве и светском обществе. Я обращаю лишь внимание, что и сознание очень многих из самих епархиальных архиереев, затронутое вопросами предстоящих преобразований, должно было отметить нужду для Церкви в допущении клира и мирян к участию в церковном управлении. Большинство преосвященных ясно высказывают это, когда заходит речь о составе Поместного Собора Русской Церкви. По глубоко справедливому, наприм., разъяснению архиепископа Владимирского Никона, многие нужды Церкви известны только пастве и способ удовлетворения их ощутительнее и понятнее пасомым, чем пастырям, подобно тому как голод понятнее для алчущего, чем для его благотворителя, степень действия лекарств и облегчения болезни осязательнее для больного, чем для врача, который по заявлению больного на бесполезность лекарства меняет их и побуждается к этому часто не своими знаниями, а только заявлениями больного на бессилие лекарств. Пастыри могут просмотреть многие действительные и важные нужды паствы, выработать меры для удовлетворения нужд менее пригодные, чем какие может указать сама паства 2851 . По соображению другого преосвященного участие в церковном управлении всех членов Церкви, без сомнения, может способствовать полному, твердому выражению мысли и всестороннему раскры- —278— тию жизни церковной“ 2852 . Многие епархиальные епископы свидетельствуют также, что допущение достаточно активного участия мирян в церковное управление послужить к сближению их с духовенством и будет способствовать развитию в народе интересов к делам церковным 2853 . Вот как рассуждает по этому поводу Олонецкая Духовная Консистория, которой за отсутствием на кафедре архиерея было поручено Св. Синодом представить свои заключения по вопросам церковной реформы: „Сила и крепость Церкви заключаются в живом непосредственном общении между всеми её членами и потому всякое разобщение между последними, особенно теперь, когда организация враждебных Церкви сил поражает своею сплоченностью и энергиею, непременно поведет церковную жизнь к большему ослаблению и дальнейшей расшатанности и к еще более резкому разъединению епископов с клиром и мирянами, из коих между последними нередко встречаются лица с большим интересом к вопросам веры и Церкви Христовой. Дать возможность клиру и мирянам принимать живое участие чрез своих представителей на соборах – значило бы приблизить их к духовенству и объединить всех в едино стадо Христово для полной церковной жизни“ 2854 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Моральное учение в его обычном виде остается рассудочным и превращает добро в отвлеченное понятие. Оно рассматривает «всеобщее» в отрыве от «единичного» 2850 и «абстрактное» в противопоставлении «конкретному»; и этим оно губит все свое дело. «Всеобщее» оказывается дурною и пустою абстракциею, а «единичное» – дурною, эмпирическою конкретностью. В результате этого живая, творчески целостная ткань добродетельного духа разрывается 2851 на изолированные и противостоящие стороны, и органическая цельность всеобщей и доброй воли превращается в disjecta membra несовершенной и томящейся, личной души. Чистая воля безнадежно противостоит эмпирической чувственности; 2852 абстрактный закон – желанному содержанию; 2853 единство отвлеченного добра – множеству единичных поступков и субъектов, 2854 нереальный долг – реальной жизни человека. 2855 Жизнь души протекает в коллизии между долгом и страстью 2856 и в комических столкновениях одного долга с другим. 2857 Рассудок запутывается в противостоящих друг другу абстрактных требованиях и единичных эмпирических казусах и ситуациях. Абсолютный, не признающий компромисса, долг представляет собою ту «всеобщность», которая не может стоять в конкретном тождестве с «единичностью» человеческого поступка: живое действие остается в сфере дурной эмпирии, а мертвый долг в сфере праздного, неосуществляющегося идеала. 2858 Пропасть между ними поневоле заполняется бесконечным блуждающим приближением 2859 и, следовательно, в сущности говоря, остается незаполненной. Человеческое деяние и идеал остаются разнородными, разнозаконными, противоположными и несоединимыми. Зрелым плодом этого рассудочного подхода является полная бессодержательность верховного морального принципа – долга. Мораль понимает проблему этики как отыскание единого для всех жизненных случаев правила и мерила. Но то, что мыслится, как единое в отношении к подчиненному множеству, будет неизбежно формальной абстракцией: 2860 оно будет противопоставлено всему содержательному и окажется само по себе свободным от всякого содержания. 2861 Все моральные поступки различны, но все имеют нечто общее. Это общее есть само творящее начало – воля человека и, соответственно, её формальный закон, т. е. её способ относиться к добру и мотивировать свое решение. А это и есть долг. Но так как содержание приходит к рассудочной абстракции извне, от эмпирической чувственности, то моральная воля видит во всяком содержании чужеродного пришлеца, нарушающего её формальную автономию. Поэтому она отвлекается от всякой «материи». 2862

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

2850 В другом пункте шла не менее горячая битва. По ту сторону Тибра, мавзолей Адриана прикрывал находившихся близ него мост на реке; он был сильно укреплен византийцами, но под прикрытием портиков, соединявших мавзолей с базиликой Св. Петра, готам удалось проскользнуть к самым стенам, вследствие чего балисты сделались бесполезными для того, чтобы отогнать неприятеля, и осаждающее стали уж совсем наседать на гарнизон, когда отчаяние внушило грекам внезапное решение. Мавзолей Адриана был великолепно украшен статуями; их разбили на тысячи кусков и стали бросать их на варваров. Под этой лавиной осколков скульптурных произведении остготы отступили. Этот способ защиты объясняет почему впоследствии во рвах замка св. Ангела были найдены спящий Фавн, находящихся теперь в Мюнхене, и флорентийский пляшущий Фавн. 2851 Легенда, относящаяся к этому времени, приписывает самому апостолу Петру участие в обороне своего города. Возле Фламминиевых ворот часть стены была в очень плохом состоянии, грозя совершенно развалиться; ее даже называли «проломанной стеной». По преданию, когда св. Петр, идя на казнь, проходил возле стены, она склонилась перед апостолом. Понятно, что Велизарий захотел 194. Ц. св. Лаврентия за стенами. Наружный вид. ( Clausse , Basiliques et chrétiennes). хотел исправить этот слабый оборонительный пункт, но римляне воспротивились этому, говоря, что св. Петр обещал быть сам на страже укреплений, и действительно готы были как будто ослеплены апостолом, потому что ни разу не сделали попытки нападения в этом месте. 2852 Как бы то не было, но к вечеру этой кровавой битвы 30.000 тел готов усеяли подступы к Риму и всю ночь в то время, когда византийские солдаты распевали в городе свои победные гимны, в стане варваров раздавались возгласы горя и оплакивания героев, павших в сражении. 2853 Витигесу не удалось открытое нападение, но город все таки не был еще спасен. С самого начала осады варвары разрушили водопроводы, что являлось весьма серьезным обстоятельством, потому что вследствие этого Рим должен был довольствоваться, как это потом продолжалось в течение всех средних веков, водой из цистерн и из Тибра.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Григория Богослова , Corpus Areopagiticum, влияние которого здесь бесспорно? С другой стороны, когда вы читаете в той же «Философии имени» (которая есть вообще трактат по метафизике, написанный нарочито трудным языком, чтобы советские цензоры не поняли) ироническую защиту материализма 2846 , то из этих беглых замечаний (как ряда и других) становится совершенно прозрачной метафизическая позиция Лосева, примыкающего если не всецело, то в основном к метафизике Флоренского и Булгакова (см. о них в главе VI). Сам Лосев характеризует свою метафизическую позицию, как символизм 2847 (т.е. «учение о явлениях в твердых очертаниях апофатической сущности»). Тут же приведено и принципиальное обоснование этой позиции, целиком взятое из христианской метафизики. «Апофатика, – пишет Лосев 2848 , – предполагает символическую концепцию сущности». Было бы только вернее сказать, что не апофатика зависит от символической концепции, а как раз наоборот. Апофатика у Лосева вообще – не вывод, а вторая исходная интуиция, углубляющая первую интуицию всеединства. Ценность же символизма в том и состоит, по Лосеву 2849 , что он спасает явление «и от субъективистического иллюзионизма и от слепого обожествления материи». Диалектический апофатизм связывается Лосевым очень тонко с учением о неустранимости понятия «меона» («меон есть момент в сущем же», – пишет Лосев) 2850 . «Неотделимость меона от сущего» выражает и обуславливает для Лосева его «антиметафизическую диалектику», но по существу это есть как раз сугубо метафизическая позиция («меон есть, – тут же читаем, – необходимый иррациональный момент в самой рациональности сущего» 2851 ). А так как «в мышлении всё вечно» 2852 , то принцип меонизма вводится в вечность; здесь Лосев в весьма запутанных выражениях вводит изначальное для него учение об Абсолюте, как Субъекте («мы с диалектической неизбежностью приходим к понятию… сверхумного мышления, присутствующего целиком и нераздельно решительно в каждом моменте чистого и раздельного мышления») 2853 . «Субъект сверхумного мышления всё содержит в себе» 2854 , – договаривает это учение Лосев, не употребляющий нигде слова «Бог» – и мир в отношении Бога (совсем как у Вл. Соловьева) есть его «инобытие " («другое» по терминологии Соловьева). И как есть Абсолютный Субъект, так есть и душа мира или субъект мира (Лосев прикровенно называет его «абсолютной интеллигенцией», в отличие от «первосущной интеллигенции») – ибо «первозданная сущность» – т.е. тварное бытие, тварная София (В.З.) целиком воспроизводит первосущность, с сохранением решительно всех её диалектических моментов» 2855 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Затем, Мария осталась девой после Рождения Сына и вообще навсегда. Она есть Дева, не нарушившая своего девства (incorrupta virgo) 2847 . В этом смысле св. Амвросий уже применяет к ней пророчество Иезекииля о святых воротах будущего храма, через которые пройдёт только Господь Бог Израилев и которые останутся закрытыми для всех остальных ( Иез.44:2 ). В его истолковании ворота прообразовали собой Марию, через которую вошёл в мир только Христос Спаситель; пройдя через них, Христос не открыл их, так что Мария осталась девой (virgo), сохранила нерушимой печать своей беспорочности (inviolata integritatis signacula) 2848 ; ворота остались заключёнными навсегда и никем более не открывались 2849 . Равным образом применительно к этой мысли объясняется и выражение Евангелиста, что Иосиф не знал Марии, дóндеже роди Сына Своего Первенца ( Мф.1:25 ). Этими словами св. Евангелист вовсе не говорит, как некоторые утверждали уже в то время, о том, что после Рождения Спасителя Мария уже по законам естественного рождения имела сыновей 2850 , так как «дондеже» (donee) указывает только на то, что чего-нибудь не было до известного момента времени, но вовсе не предполагает, что это что-нибудь должно было непременно случиться после наступления данного момента; в аналогичном смысле, например, у псалмопевца Бог Отец говорит Сыну: Седи одесную Мене, дóндеже положу враги твоя подножие ног твоих ( Пс.109:1 ), хотя отсюда не следует, чтобы Сын Божий перестал сидеть одесную Бога Отца после торжества над своими врагами; напротив, как истинный Бог, Он вечно пребывает с Отцом 2851 . Братья Христовы, о которых говорится в Евангелии, на самом деле не были сыновьями Марии. Они могли быть сыновьями Иосифа и даже могли называться Христом братьями в смысле принадлежности к одному и тому же роду и даже народу (gentis et generis, populi quoque consortium); в этом смысле имя братьев Христовых может быть применено ко многим 2852 . Ради такого высокого достоинства Богоматери св. Амвросий называет её дворцом (aula), освящённым для обитания Бога, святилищем незапятнанной чистоты (immaculatae castitatis sacrarium), храмом Божиим (Dei templum) 2853 ; в этих своих качествах она служит вечным образцом для всех христианских девственниц: vita [жизнь] Марии является для нас как бы воплощённой в конкретном образе девственностью (tamquam in imagine descripta virginitas), и в ней, как в зеркале, сияет образ чистоты и форма добродетели (species castitatis и forma virtutis) 2854 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

2847       Письмо от 18 июня 1883 г.//Кызласова И.Л. История изучения… C. 168–169. Прим. 42. О том же Кондаков пишет В.И. Герье 29 сент. 1883 г., см.: Там же. 2848       Шевченко Т.М., Тарасенко К.К. Косцюшка-Валюжинича – видатного 2007. 3. С. 4–7; Гриненко Л.О. Косцюшко-Валюжинич Карл (Николай) Казимирович//Севастополь: Энциклопедич. справочник. 2-е изд. Севастополь, 2008. С. 410–411; Grinenko L. K.(N.)K. Koscjuško-Valjuini//PChA. Bd. II. S. 756–757. 2851       Гриненко Л.О. Предтеча археологического музея в Херсонесе: Музей архимандрита Евгения//Восток-Запад. Межконфессиональный диалог: Тезисы докладов. Севастополь, 2002. С. 12–13. 2852       Антонова И.А. К.К. Косцюшко-Валюжинич – основатель Херсонесского музея//Problemy badania religii we Wschodniej Europie: Materiay z Midzynarodowej Konferencji Naukowej. Sewastopol/Chersonez-Krym 7.07.1999 r./Ju.A. Babinov, H. Hoffmann (red.)//Nomos. 28/29. Kraków, 1999/2000. C. 29–40; Романчук А.И. Исследования Херсонеса-Херсона… C. 494–520; об архиве Косцюшко-Валюжинича: URL: http://www.kostsyushko.chersonesos.org (на рус. и англ. яз.). 2853       Непомнящий A.A. Александр Львович Бертье-Делагард: биобиблиогр. этюды//Боспорские исследования. Т. 5. Симферополь; Керчь, 2004. С. 476–494; Khrushkova L. Berthier-Delagarde A.L.//PChA. Bd. I. S. 168–169. 2854       Бертье-Делагард А.Л. Древности Южной России: Раскопки Херсонеса. СПб., 1893. (Материалы по археологии России, 12); Он же. О Херсонесе: Крестообразный храм, крещальня, крепостная ограда. СПб., 1907. (Изв. Археологической комиссии, 21). 2855       Хрушкова Л.Г. Христианские памятники Крыма (состояние изучения)//Виз. временник. 2004. Т. 63. С. 167–194; Khrushkova L. Krim… Sp. 108–113. 2858       Каталог издан на рус., укр. и англ. языках: Яшаева Т, Денисова E., Гинькут Н., Залесская В., Журавлев Д. Наследие византийского Херсона. Севастополь; Остин, 2011. 2860       Шестаков С.П. Очерки по истории Херсонеса в вв. по P. X. M., 1908. (Памятники христианского Херсонеса. Вып. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, блаж. Августин (сам происшедший от смешанного брака) не решается сказать, действительно ли в Новом Завете безусловно воспрещено fideles infideli bus jungi 2851 . По свидетельству этого церковного писателя, в его время такие сопряжения не считались грехом, quoniam revera in Novo Testamento nihil inde praeceptum est, et ideo aut licere creditum est, aut vel ut dubium derelictum 2852 . Если от частных суждений и мнений отдельных выразителей христианского сознания мы обратимся к церковноправовым определениям по занимающему нас теперь вопросу, то должны будем констатировать, в общем, ту же самую двойственность отношения к смешанным бракам. Принципиальный взгляд на них церкви, отразившийся в ее законодательстве, бесспорно, всегда был несочувственным; но при этом обращает на себя внимание неодинаковая в разные времена строгость и категоричность запрещения названного рода супружеств, ясно показываю- —525— щая, что вопрос о смешанных браках принадлежит к числу церковно-дисциплинарных, решению которых даже в соборных канонах нельзя придавать безусловного значения 2853 . Не вдаваясь в исчерпывающий исторический обзор всех, сохранившихся до нашего времени, церковных узаконений о браках православных христиан с нехристианами и неправославными, ограничимся, для подтверждения сказанного, рассмотрением только тех относящихся к данному предмету определений, которые вошли в состав вселенского канонического кодекса. Первое место между ними, в порядке хронологическом, принадлежит двум правилам поместного лаодикийского собора, отцы которого постановили, что «не должно церковным без разбора совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками» (пр. 10), и что «не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов и дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти» (пр. 31). По поводу этих постановлений нужно заметить, прежде всего, что едва ли правильно было бы разуметь под упоминаемыми в них еретиками только тех, кто «погрешают о вере», будучи, однако, христианами 2854 . Строго точного, соответствующего современной научной терминологии, употребления слова αρετικς не наблюдается даже и в позднейшей византийской литературе церковного права, применяющей это название, кроме настоящих еретиков, с одной стороны – к тем, кого правильнее было бы именовать раскольниками 2855 , с другой – к иноверцам, иудеям и «еллинам» 2856 . Нет ни- —526—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К здешним новостям принадлежит то, что кончил жизнь Гегель, патриарх новейшей философии, так называемой bceмipho-ucmopuчeckoй, – которой здесь учил до последних дней; и я слушал у него одну часть – Философию истории, – в прошлую зиму; двое из моих товарищей записались было к нему и на эту зиму, на Историю философии, как смерть позвала его, в такое место, о коем его философия ничего не знает. Но Богу суд! – Он был за 60 лет; его здешний последователь Ганс 2851 объявил в его некрологии, что он не оставил по себе преемника, (хотя много учеников), потому что с ним философия совершила (fürs erste) свое поприще, и впереди ей идти более некуда! (Не соблазняйтесь тем, что мы его слушали – наше правило есть: вся испытуйте, – доброе держите, – коему мы по крайней мере стараемся следовать) Говорили, что на его место зовут Шеллинга 2852 , не знаю, верно ли это, и не знаю: пойдет ли он сюда, если верно. Еще принадлежит и то к здешним же новостям, (или как угодно назовите) что здесь более недели уже стоит необыкновенно теплая погода, и притом довольно ясная, – так что я большею частью не велю топить комнаты. Еще есть новость болезненная… о коей я желал бы лучше почти умолчать, но Вам сообщаю с надеждою, что Вы не будете рассказывать её, кому не нужно – Захар Петров, бывший священником при Русской колонне в Потсдаме, в Сентябре кончили жизнь, и самым несчастным образом, от неумеренного употребл. крепких напитков, – бывши уже с некоторого времени в самом жалком положении, так что смерть почти может казаться благом. Как он постепенно дошел до этой крайности, нами мало известно – впрочем, смерть его жены была первым поводом к этому, – потом одиночество, скука и т.д. Возвращусь несколько назади, хотя и потеряю связь; говоря о философии, которая будто бы кончила свой круговорот с Гегелем, – я забыл – а надобно было хотя двумя словами упомянуть – об одном новом, хотя скромном философе, который учит также здесь – его имя Бенеке 2853 , – молодой еще человек, хотя с 1820 года доселе выдал уже в свет довольно сочинений, – мало имеет известности, мало слушателей (но скоро ли и Кант получил известность), впрочем, направление его совершенно самостоятельное, противоположное всем новейшим спекулятивным (извините выражение) системам; – я очень мало еще знаю содержание его философии – но его начало есть внутренний опыт (след., начало эмпирическое – если угодно), – потому она называет себя Seelen-Erfahrung-Lehre говорит, – чего уже с давнего времени не бывало – здравому смыслу, и сознанию человеческому, – и образ изложения есть понятный для здравого смысла, что также есть редкость в новейшей философии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008