По Иордану, чрез Скифополь 2826 , они поднялись затем на север Палестины, и далее – в Сирию. Придерживаясь Ливанской Финикии 2827 , они дошли даже до Киликийских пределов, посетив (по дороге) Антиохию 2828 , г. Эги 2829 и окрестности 2830 , Аназарб 2831 , Тарс 2832 , Росс 2833 (около 604 года) 2834 , монастырь аввы Феодосия, что в Скопеле 2835 , лежащий между Россом и Селевкиею, Селевкию 2836 , всюду наблюдая полезное для себя, как из жизни отшельников, так и мирян. Обратный их путь в Палестину уже лежал по приморской, западной, части Сирии, какового порядка они придерживались и в дальнейшем своем путешествии по Палестине. Так, Мосха с Софронием видим в Финикийской Птолемаиде 2837 , приморской Кесарии 2838 , Аскалоне 2839 . Военные события, угрожавшие в то время Палестине, —165— заставили их пройти далее, в Александрию, патриарху которой (Иоанну Милостивому) 2840 они явились весьма полез- —166— ными сотрудниками как по искоренению возмущавших Александрийскую Церковь ересей 2841 , так и вообще по управлению последней 2842 . Впрочем, Иоанн и Софроний, принявший в Александрии монашеский постриг 2843 , находили время и для выполнения той основной идеи, которой были уже посвящены ими многие годы жизни. Они успели обойти самую Александрию 2844 , ее святыни и иноческие обители города и окрестностей, ближайших и отдаленных: – киновии Салама 2845 , лавру Октокедеката 2846 , Лифазомен 2847 , Каламон 2848 , киновию Тугара 2849 и монастырь Иоанна Евнуха 2850 ; – прошли пустыню Ливийскую (г. Дарны) 2851 , Келлии 2852 , Скитскую 2853 , Теренуф 2854 , Порфирион 2855 ; не смутились даже трудностями путешествия и к отдаленной Фиваиде 2856 , побывав в городах – Антиноэ 2857 и Ликос 2858 . Опасность, угрожаемая Египту со стороны Пер- —167— сов 2859 , заставила Мосха с Софронием покинуть (вскоре после 614 года) 2860 Александрию, и может быть даже раньше 2861 отъезда оттуда патриарха Иоанна на остров Кипр. Цель их путешествия был великий Рим 2862 , на пути к которому они заходили на Кипр 2863 (около 616 года) 2864 , Самос 2865 и, вероятно, в другие места 2866 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2843. Феофилакт (Моисеев), еп. Брянский и Севский. 600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр./Сост., предисл.: Н. А. Моисеев//БТ. 1981. Сб. 22. С. 178–237. См. также 32, 67, 76, 183, 252, 259, 549, 583, 630, 649, 864, 1084, 1102, 1109, 1625, 1700, 1857, 1973, 2279, 2768, 2776. Персональные (в алфавите имен; см. также ИУ) См. также 2554, 2560. 2844. Майданович Е. Л. Основные публикации митр. Антония Сурожского [Блума] на русском языке//АиО. 1999. 3(21). С. 340–343. 2845. Махно Л., свящ. Список трудов профессора А. А. Дмитриевского в порядке их публикации//БТ. 1968. Сб. 4. С. 95–107. 2846. Иннокентий (Просвирнин) , архим. Библиография трудов архим. Леонида (Кавелина) /Сост.: свящ. А. Просвирнин//БТ. 1972. Сб. 9. С. 226–240. 2847. Список опубликованных трудов Владимира Лосского //БТ. 1972. Сб. 8. С. 233–236. 2848. Августин (Никитин) , архим. Библиография трудов митр. Никодима [Ротова]/Игум. Августин//БТ. 1979. Сб. 20. С. 241–248. 2849. Ириней (Середний), архим. Профессор С. В. Троицкий : его жизнь и труды в области канонического права//БТ. 1974. Сб. 12. С. 217–247. 2850. Дудинов П. А. Список трудов профессора Н. Д. Успенского //БТ. 1975. Сб. 13. С. 20–25. 2851. Георгий (Тертышников), архим. Богословское наследие еп. Феофана Затворника (1815–1894): Список трудов еп. Феофана в порядке их публикации/Иером. Георгий//БТ. 1976. Сб. 16. С. 202–222. 2852. Андроник (Трубачев) , игум. Указатель печатных трудов свящ. Павла Флоренского/Иеродиак. Андроник//БТ. 1982. Сб. 23. С. 280–309. Светские дисциплины Социальные вопросы Методы социологических исследований 2853. Гельвановский М. И. Религиозно-социальные исследования: актуальные задачи российской гуманитарной науки//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 76–81. Религия и общество См. также: Библия и общество 254–257); Общая история Церкви: Миссионерская деятельность 568–572); История РПЦ: 1700–1917 гг.: Миссионерская деятельность 755–787), 1991–2000 гг.: Социальное служение РПЦ 1055–1061), Миссионерское служение РПЦ 1131, 1132); Церковь и общество: Духовные основы общественной жизни 1575–1612); Социологический анализ религиозного состояния общества 1613–1672); Дополнения 3173–3177).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около того же времени преподобный Арсений Коневский посетил Афон, а ученик преподобного Сергия Епифаний Премудрый был на Афоне, в Царьграде и Иерусалиме. В начале XV в. Савва, игумен тверской, переселился на Афон, а иеродиакон Сергиева монастыря Зосима описал свое путешествие в Царьград, на Афон, в Солунь и Святую землю и, между прочим, засвидетельствовал, что тогда существовал на Афоне “монастырь русский – св. Пантелеимон” 2852 . Путешествуя к святым местам Востока и нередко проживая в Константинополе и на Афоне, некоторые из русских, как мы видели в своем месте, старались списывать там или приобретать покупкою разные учительные и богослужебные книги, которые и приносили в свое отечество. Не ограничиваясь тою милостынею, какую собирали у нас приходившие к нам греки, предки наши иногда и сами отправляли свои пожертвования в разные места Востока. О князе Михаиле Александровиче Тверском замечено в летописи, что он имел обычай “многажды посылати милостыню в соборную церковь – св. Софию, к патриарху”. Митрополит Фотий говорит в своем завещании, что некоторые православные христиане передавали ему свои жертвы для доставления в Царьград и во Святую гору, и так как он сам по смутным обстоятельствам не все успел отослать по назначению, то и поручает великому князю непременно исполнить это 2853 . Особенно замечательная милостыня послана была в Царьград из России в 1398 г. Греческая империя видимо приближалась к своему концу. Турки овладели уже почти всеми ее областями и осадили самую столицу с суши и с моря. Казна императорская была истощена. Осажденные терпели крайнюю нужду во всем. Узнав о таком горестном положении царствующего града, наш митрополит Киприан, подвигнутый, без сомнения, и упомянутою выше грамотою патриарха, обратился вместе с великим князем Василием Дмитриевичем к русским князьям, боярам, духовенству и гостям, или купечеству, и приглашал всех делать приношения для пособия бедствующим единоверцам. Вскоре великий князь Василий Дмитриевич послал к греческому императору и патриарху от себя и некоторых других князей много сребра с чернецом Родионом Ослебятею, бывшим боярином Любутским.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Причину чрезвычайных темпов своих раскопок хорошо объясняет сам Косцюшко-Валюжинич: он стремился собрать побольше «интересных находок», чтобы Археологическая комиссия продолжила финансирование 2850 . Однако на раскопках памятников архитектуры археолог чаще обнаруживает груды камней, щебня и битой черепицы, чем «интересные находки». К сожалению, в изучении архитектурных памятников Херсонеса не участвовал архитектор, графической документацией занимался топограф и художник Мартин Иванович Скубетов (1872–1921?), преданный археологии труженик-энтузиаст, работавший в Херсонесе с 1896 по 1914 г. Он один выполнял все виды работ: обмеры, черчение, зарисовки деталей. Очевидно, что при столь высоких темпах раскопок выполнить все необходимые археологически точные чертежи вряд ли было возможно. Современные исследователи высоко ценят масштабные раскопки Косцюшко-Валюжинича, его трудолюбие и искреннюю преданность делу, ему по праву поставлен памятник в Херсонесе, но все-таки нередко высказываются и сожаления об ошибках и недостатках, о недостаточной точности документации того времени, о невозможности восстановить утраченную информацию. Неоспоримой заслугой Косцюшко-Валюжинича было основание музея в Херсонесе. С одной стороны, монастырь настаивал на том, чтобы все «священные предметы» поступали в его музей 2851 , а с другой, по издавна установившейся традиции, все важные находки должны были передаваться в Петербург, в Эрмитаж, или в Москву, в Исторический музей. Косцюшко отстаивал справедливую мысль о том, что археологические находки нужно экспонировать на месте, в их природном, историческом и архитектурном контексте, чтобы сделать их средством широкой пропаганды культурного и христианского наследия города. В 1892 г., после многих усилий, Косцюшко организовал Склад местных древностей, который через несколько лет был превращен в настоящий музей 2852 . Первый опыт создания обобщающей работы о христианских памятниках Херсонеса принадлежит Александру Львовичу Бертье-Делагарду (1842–1920) 2853 . Севастопольский военный инженер-строитель, он заинтересовался археологией Херсонеса, стал членом, а позже заместителем председателя Одесского общества истории и древностей, членом МАО и Таврической ученой архивной комиссии. Он первым попытался разработать хронологию херсонесских церквей 2854 – важнейший вопрос, который и сейчас остается спорным 2855 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2842 По указанным основаниям миланский святитель чрезвычайно высоко ставит добродетель девства, почитая её даже основной добродетелью. 2843 Она, по его словам, имеет своим отечеством небо, 2844 своим начальником Христа, плоть Которого не видела тления, а Божество не было причастно греху, 2845 – своим образом церковь . 2846 Девственницы окружены особой стражей из ангелов, жизни которых они подражали. 2847 К девственницам св. Амвросий, согласно с апостолом, 2848 приравнивает и тех вдовиц, которые не пожелали вступить во второй брак, хотя девство он почитает выше вдовства. 2849 Так разграничивает св. Амвросий добродетели более совершенные и менее совершенные, хотя разграничение это даётся им сравнительно редко, и то в теории, обычно же он говорит о добродетельном или недобродетельном состоянии вообще. «И мудрость, и немудрость, – пишет он, – бывают совершенными и несовершенными, но обозначаются они одним именем». 2850 Итак, (вообще) добродетельное состояние делает человека совершенным. Но, так как совершенным христианином будет только тот, кто усвоил себе плод Христова искупления, то совершенный есть вместе с тем и оправданный, и праведный. Св. Амвросий не задаётся целью дать характеристику праведности и потому только случайно и мимоходом указывает черты праведности, сливаемой им с добродетельностью. Праведные – это те, которые отличаются нравственным совершенством, которые чужды греха, которые свою веру подкрепляют добрыми делами, 2851 которые, по библейскому выражению ( 1Кор. 2; 2 ), вступают в огонь с благородными металлами – золотом и серебром, которые ещё здесь сожгли свои грехи на огне божественной любви, ибо, «кто имеет огонь любви здесь, тому нечего бояться огненного меча там». 2852 Праведный не только исполняет свои обязанности к Богу, но, что ещё выше, по примеру Самого Бога, скорого в Своих словах и делах, он старается быть скорым исполнителем Господних повелений. 2853 В 7-й речи толкований на 118 псалом св. Амвросий излагает, между прочим, те правила, которыми руководствуется праведный или святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Экономическая сумма, составлявшаяся из доходов от имений и юрисдик, представляла собой для монахов своего рода неприкосновенный капитал, который мог быть употребляем исключительно на благоустройство монастарской церкви и зданий 2851 . Впрочем, в виду накопления ослатков, св. синод в 1806 году разрешил Виленскому монастырю употреблять экономические суммы на увеличение содержания настоятеля монастыря и братии, только одну треть оставляя на прежнее назначение этой суммы. В 1807 году преосвященный Иов ходатайствовал пред св. синодом о такой же льготе и для братии Пинского монастыря, так как дороговизна, жизненных потребностей, низкий курс ассигнаций, неимение рыбной ловли, чрезвычайная незначительность монастырского сенокоса (на 10 возов), соединившись, делают то, что монастырская братия «претерпевает крайнюю нужду», как в «содержании себя», так и «в исправлении для себя одежды» 2852 . Св. синод дал своё разрешение 2853 . С этих пор Пинский монастырь шёл по пути к обогащению. В 1809 году он дозволил пристроить снаружи к каменной монастырской ограде лавки, причём арендаторы последних обязались не только выстроить на свой счёт лавки с передачей них по истечении известного времени в собственность монастыря и монастырю вносить ежегодную арендную плату, но и на свой счёт содержать в исправности всю монастырскую ограду 2854 . Через два года казна, назначившая в Пинске склад партии крымской соли до 500,000 пудов, сняла у монастыря 7 каменных погребов, имевших наружные ходы, с платой по одной копейке с пуда соли в год 2855 . Все эти доходы делились на три части: треть в пользу настоятеля, треть братии и треть в пользу монастырской экономии 2856 . Не удовольствуясь и этими доходами, главная часть которых, впрочем, только ещё ожидалась в будущем, монастырь шёл далее. В том же 1809 году преосвященный, ссылаясь на низкий курс ассигнаций – 38 рублей серебром за 100 рублей ассигнациями – и незначительный кружечный доход – всего до 100 рублей, – ходатайствовал пред св. синодом о разрешении Пинскому монастырю разделять между настоятелем и братией ежегодные остатки от жалованья, происходящие от неполного комплекта монашествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Yet this does not mean that the prologue was the first passage of the Gospel written. More likely, John added it only after completing his first draft of the Gospel, making it the «fruit of meditation» on the Gospe1. 2852 A Redacted Hymn? Even if, as we believe, the prologue circulated as part of the earliest published form of the Gospel, many scholars also believe that this prologue may incorporate and redact an earlier hymn familiar to the Johannine communities. 2853 Ancient writers were not shy about incorporating poetry, familiar to their audience, that could make a useful point (e.g., Menander Rhetor 2.4, 393.9–12). Thus many scholars note that most of the prologue is rhythmic. 2854 Given the purported frequency of other christological hymns in the earliest Christian literature, 2855 it is more reasonable to attribute this proposed hymn to Christian 2856 rather than non-Christian sources. 2857 (The early analysis of J. Rendel Harris rightly points to abundant connections between John s Logos and Jewish Wisdom texts, but Harris " s reconstruction of a pre-Christian hymn to Sophia 2858 is a purely speculative interpretation of those correspondences and exceeds the evidence.) 2859 Given the variety of hymns that must have circulated in early Christianity, it should not surprise us if allusions to this hymn were limited (they might appear in 1 John 1 and Rev 19). If John uses an earlier hymn, he adapts it to fit the rest of his Gospel better, especially adding the lines about John the Baptist. 2860 Proposals to reconstruct the hymn are as varied as the proponents, and our list of proposals is not intended as complete. 2861 Among earlier scholars, Cecil Cryer reasonably suspected a hymn with a symmetry of tristiches and distiches, though he had to omit material to make his pattern work (besides the standard omission of 1:6–8,15, he regarded 1as a marginal gloss). 2862 Burrows suggests an Aramaic source, retaining all the lines, although he is sensitive to variations in the metrical pattern. 2863

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Как же произошло это самоуничтожение закона? На этот вопрос существует несколько ответов. Одни толкователи, как напр. св. Иоанн Златоуст , полагают, что самоумерщвление закона лежало в его неисполнимости. «Если закон повелевает исполнять все, написанное в нем, и за неисполнение наказывает, то все мы умерли ему, потому что никто не исполнил его» 2849 . Другие говорят, что закон потерял свою силу потому, что он не мог по самому своему существу дать внутреннего освящения, или оправдания человеку. Так полагают Winer 2850 , Olshausen 2851 , Hilgenteld, Lipsius и др. 2852 . Третьи утверждают, что иудеохристиане умерли для закона потому, что он, заключавший в себе пророчества и прообразы Христа и Его царства, когда явились сии последние, тем самым был лишен всякого значения. Так объясняют это место бл. Феодорит 2853 , Cornelius-a-Lapide 2854 , Hammond, Grotius и дрр. 2855 Четвертые, близко сходясь, впрочем, с третьими, полагают, что значение закона, бывшего только руководителем ко Христу 2856 , конечно, —297— уничтожилось, раз только явился Сам Христос. К числу таких толкователей относятся: бл. Августин 2857 , Beza, Matthies и дрр. 2858 . Нет нужды стоять за одно какое-либо мнение в отдельности, так как каждое из них, заключая в себе долю истины, страдает односторонностью. Верно, что закон Моисеев потерял силу в Новом Завете потому, что он не исполнялся весь, и не давал оправдания, и пророчествовал о Христе и был пестуном в Него. Все это можно объединить в той одной мысли, что ветхозаветный закон был только тенью новозаветного. Когда явилась сама истина, то зачем тень? Подобно тому, как блекнет свет звезд и луны, когда является солнце, так умирает и закон, когда является Христос. Потерю законом своей силы в Новом Завете собственно по отношению к оправданию, о котором здесь и идет речь, можно объяснить так: закон приводит иудея к сознанию греховности и подсудности правде Божией 2859 ; он заставляет его сознавать свой плен греху и бессилие чем бы то ни было освободить себя 2860 ; напрасно иудей ищет этого спасения в законе: он его не дает 2861 ; иудей жить истинной жизнью, жизнью для Бога, не мог 2862 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По благодати, данной нам от пресвятого и живоначального Духа, еже ставить архиепископов и епископов, по обычаю уреченных градов в епископиях, якоже то изначала божественная соборная святая апостольская церковь предала: по тому же и смирение наше, с сущими боголюбивыми архиепископами и епископами, и самобывших на том святом избраниии поставлении, архиепископа и епископов: Ионы архиепископа Великого Новгорода и Пскова, Феодосия архиепископа ростовского и ярославского, его повольной грамотой, Евфимия епископа суздальского и торусского, Давида епископа рязанского и муромского, … 2852 , Геронтия епископа коломенского, Васиана епископа сарского и подонского, и по избранию же благодати Святого Духа, избрахом в святейшую епископию богоспасаемого града Твери священноинока архимандрита Гоннадия, и поставихом епископом. И сего ради должны суть, ты мой о Святом Духе возлюбленный сыну, благородный и благоверный великий князь Михайло Борисович, и со всем с твоим господством, и благородные князья и бояре, и честноявленные сановные мужи, и великое священническое и христоименитое все испленение святого людства, по нашему благословению, честь воздаять ему, по превышнему Христову евангельскому завещанию, к святым своим ученикам и Апостолам глаголющему: «слушаяй, рече, вас, мене слушает, а отметаайся вас, мене отмещется и пославшего мя»; и: «приемляй пророка во имя пророче мзду пророчу приимет; приемляй праведника во имя праведника мзду праведничу прииметь». И сего ради ведуще се, и яко елико кто честь воздает святителю, и тая честь к самому Христу восходить, от негоже и мзды чаете сторицею, и ты же, сыну, благородный и благоверный великий князь Михайло Борисович и благородные князья и великие бояре сановные, и архимандриты и игумены, и священноиноки и иноки, и попы и диаконы, и весь христоименитый народ, благоповиновение и послушание имейте к нему, яко присному своему епископу, со всяким благопокорением и любовью. А он убо должен есть, о Святом Духе сын и сослужебник нашего смирения Геннадий, епископ богоспасаемого града Твери, о 2853 евангельских и апостольских и отеческих преданиях правительных блюсти, елика сила, и о всем своем пределе, по правильному всяко извещению, церкви свящати, и в четци и в подиаконы и в диаконы ставить, и в попы совершать, и священноиноки, с испытством всяко довольно духовным, [в] настоятельство 2854 духовное уставлять, и всякое церковное дело, по правильному всяко преданию, исправлять, яко присный епископ своей епископии, не имея забавления никакого ни от когоже. И сего ради дана бысть грамота сия нашего смирения, на утверждение сего боголюбивого епископа богоспасаемого града Твери Геннадия, на Москве, месяца марта в 22 день, в лето 6969, индикта 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Следующей ступенью явилось воплощение Логоса в буквах начертаний постановлений ветхозаветного закона. Это «образное и теневое» пришествие Бога Слова в писанном законе еще более ярко характеризуется преп. Максимом как недостаточное. Так, он применяет к последнему следующие эпитеты: «мимолетное и неустойчивое», «состоящее из одних преходящих образов и установлений» 2845 . Наконец, истинное воплощение связано с пришествием в мир Бога Слова, Который, «став Человеком, явно пришел, восприняв плоть, обладающую мыслящей и разумной душой» 2846 . Такое воплощение уже называется подлинным и реальным «осуществлением» «божественного намерения» и «таинства воплощения» 2847 . По мысли преп. Максима, все века были «предопределены на осуществление того, чтобы Бог стал Человеком» 2848 . Благодаря «неизреченному таинству воплощения Слова» происходит «спасение всех» 2849 от «страстей и смерти плоти» 2850 . Это «великое таинство вочеловечения» 2851 преп. Максим называет «Христом, или таинством Христовым», «сущностным предведением» которого «обладает только одна Святая Троица» 2852 . Именно это таинство подает человечеству сверхъестественный дар «обожения» 2853 . Идея трех воплощений неоднократно подробно обсуждается преп. Максимом, и везде он признает воплощение Бога Слова кульминацией замысла Творца о сотворенном мире. Преп. Максим излагает учение о предвечном совете-замысле Творца о непреложном соединении Его Самого с естеством человеческим «через истинное соединение по ипостаси». Именно для этого создан космос, и для той же цели «премудро разделены века», чтобы Богу «стать Человеком… неизменно… соединив с Собой естество человеческое», и «человека сделать богом через соединение с Собою». Именно благодаря таинству Воплощения даже времени нынешнего существования человечества дается наименование «века плоти» 2854 . Эту же мысль мы находим и в Главах о богословии и домостроительстве, где преп. Максим утверждает, что «таинство воплощения Слова содержит [в себе] смысл всех загадок и образов Писания, а также знание являемых и постигаемых умом тварей». Таинство Боговоплощения ставится Преподобным в прямую связь с «таинствами креста и гроба Господня», а также с целью, «ради которой Бог первоначально привел все в бытие» 2855 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002   003     004    005    006    007    008