1300 Вореас – Борей, фракийский бог северного ветра, похитивший Орифию и тем ставший «зятем Афин» (Аполлодор. Библиотека. III. 15. 2; Павсаний. Описание Эллады. I. 16). 1301 35. О ястребе, соколе и голубех. – У Эзопа нет, хотя и включалась в средневековые нздания его басен. Ср.: Федр, I. 31. 1302 ...избраша посем начальника... – Но в «Театре» и «Саде» речь шла о избрании вместо жестокого монарха другого, более терпимого, – идея на Руси «тишайшего» Алексея Михайловича более чем небезопасная. 1303 .. .мнози раби избегоша от господей своих... многие господие, егда приемлют новыя рабы... – Сентенции «Театра» и «Сада» – о тирании монархов, удушающих подданных; Виниус же обратился к положению на Руси холопов. 1304 ...сице сотвори лукавый Птоломей Симеону Маккавейску, сущу начальнику Июдейску. Его же, купно и дву сынов его... – Птолемей, сын Авува, наместник Иерихона. В 135 г. до н. э., пытаясь захватить власть, убил своего тестя Симона Маккавея и его сыновей: старшего – Иуду и младшего – Маттафию; спастись удалось только среднему, Иоанну Гиркану (см. коммент. к басне 5). 1305 I Маккавеи, 16. – 1Макк.16:11–14, 19–22. Но в «Театре» 1608 г. этот рассказ следует за басней «О ястребе и малых птицах» (см. 55), здесь же находился прилог о Нероне, Калигуле, Клавдии. Путаница, судя по Вонделу, произошла при переиздании «Театра». 1306 I Маккавеи, 16. – 1Макк.16:11–14, 19–22. Но в «Театре» 1608 г. этот рассказ следует за басней «О ястребе и малых птицах» (см. 55), здесь же находился прилог о Нероне, Калигуле, Клавдии. Путаница, судя по Вонделу, произошла при переиздании «Театра». 1308 ...той рече коню: «Зане тя имам в силе своей, имаши паки пребыти под властию моею»... в помощь силнйшаго паче себе призывает...– Предостерегающие дополнения Виниуса. В «Театре» нет. 1310 Марий – Гай Марий (156–86 до и. э.), полководец и политик. Набирая в легионы наемников-профессионалов, превратил армию в орудие политической борьбы и, подкупая подачками люмпенов, пытался установить авторитарную диктатуру при видимой сохранности республиканских институтов. В 87 г. (пока Сулла вел войну на Востоке) захватил Рим и с усердием принялся уничтожать своих противников..

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основания или побуждения, располагающие к ней, заключаются в психических особенностях полов, в некоторой естественной односторонности каждого из них и нужде его во взаимодополняющем влиянии другого. «Каждый из них», говорит один ученый богослов-моралист, «предназначен к тому, чтобы представлять собою человечность, но с тем ограничением, что только оба они вместе представляют целое человеческое существо. Мужчина, по самой своей организации, предназначен к тому, чтобы проявлять человечность главным образом в общем направлении, вследствие чего и сферами его деятельности являются государства и гражданские общества, наука и искусство; женщина, напротив, – в индивидуальном направлении, почему она и находит область своей деятельности главным образом в семействе и в домашней жизни» 1301 . Такое же взаимодополняющее отношение их друг к другу можно наблюдать и при сравнении отдельных сил и способностей мужской и женской природы. Более сильный и более способный к отвлеченным логическим построениям ум мужчины часто бывает не чужд односторонности, являющейся следствием продолжительной и напряженной работы в определенном направлении. В этом случае прекрасным дополнением к нему является ум женщины, обычно менее глубокий, но более быстрый и живой, способный иногда непосредственно угадывать истину там, где не доходят до нее путем отвлеченного мышления. В области чувства женщина отличается от мужчины большим развитием в ней сердечной жизни. Нежность ее сердца может весьма благодетельно влиять на некоторую суровость и черствость сильной половины человеческого рода, являющиеся следствием —410— того, что на долю мужчины выпадает больше жизненной борьбы с окружающим. В области внешней деятельности мужчина отличается от женщины тем, что в то время, как в первом преобладают активные свойства характера, в последней – пассивные. Мужчина по природе своей более способен к инициативе, борьбе, стремится преобладать, господствовать, руководить; женщина более способна приспособляться, следовать за другим, подчиняться, в чем, между прочим, полагают одну из важнейших причин и большей религиозности женщин 1302 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Жалость памяти дому Божия сладость сионских благогласий разжизает, красота отеческаго и братскаго позора 1295 збодает 1296 окаянную ми душю, ум и сердце. Взираю очима чрез широчайшее моря треволнение на всекрасньшее сионския доброты благолепие, адамски воскипаю душепалательне желанием и Еввы праматере обновляюся Вопию ко отцем, зову к братиам, покланяюся святому собору, припадаю преподобному сонму сугубаго 1297 совокупления и вседобраго христолюбнаго соединения. Молите, молите, честнии отци, вас Собравшаго и мене Создавшаго взыскати заблуждьшаго, к пасущему приединити, отторженное к членом главы, да будет всяческая и во всех Христос. Аминь. Всечестнейшаго Божия стадовождения, всекраснейшия отеческия вашей паствы всекрастовое 1298 непотребное овча, недостойный многогрешник, до лица земли поклонялся, отеческаго вашего благослов и молитв слезне прошу и премнож челом бью. 2 Всечестнейшаго духовнаго красования, всеизряднейшаго дивнаго совокупления, прерадостнейшаго всекраснаго торжества пречестнейшим духовным настоятелем отцем П П И и Ф пречестнейшим же Д В П П с благоревнивыми же И Е Т П А Л И М с прочими клирики, нарядником с казначеи, келарем, плотником, кузнецем и швецем 1299 , всем от мала и до велика о Господе радоватися. Хитрейшии и искуснейшии врачеве, егда видят чий, вред 1300 , возгнившся зело и дичию 1301 зарастшся, не ктому 1302 масло, ниже пластыри прилагают, но сия оставлше, вино и иная пряннейшая 1303 зелия прилагают. Егда ниже сими возпользуют, тогда ножем изрезуют диковозрастшую 1304 плоть или огнем опаляют. И не ненавистию или злобою сия творяще, якоже малодушным немощным мнится, но милосердие и щедроты являюще, сия творят. Тако и прехитрый врач души моея и содетель Бог, видя возгнившееся преокаянное моея души от беззаконий и грехов и возсмердевшееся, к сим же дичию гордости и высокоумия зарастшее, елея милосердна наказания и учения отвращающееся, попусти пряннейшими и лютейшими искуситися, даже вред беззакония и страстей отимет, всюду спасение мое человеколюбне содевая. Аще и аз, непотребный и лукавый раб, несладостне и многопечалне предобрая врачевания от малодушия приемлю, обаче благодарю Бога моего, неволными скорбьми моя волная согрешения очищающаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Постоянно отмечай [происходящее] в душе твоей и наблюдай, и когда ты почувствуешь в себе, что Божественное промышление начало открывать себя душе, уразумей отсюда, что ты близок к гавани чистоты. Ведь, когда человек начинает подниматься от страстей, тотчас эта святая сила прилепляется к душе и не удаляется от нее ни днем, ни ночью, и показывает ей Божественное домостроительство. И ведь [все], совершающееся втайне и наяву у человека и во [всем] творении века сего, вплоть до [самого] малого из всего, что есть, [вплоть до] «да» и «нет», открывает душе оная сила, прилепившаяся 1296 к ней. И открывает ей силу действий 1297 Божиих, и показывает ей Божественное промышление, непрестанно соприсутствующее 1298 всему в этом творении, и все в нем совершающее; а также [показывает], как оно всегда соприсутствует человеку, и во всякое время хранит его от сопротивников, когда он не чувствует этого и не знает [об этом], и направляет его ко всему, что относится ко спасению и покою души его, и тела его, и обретению жизни его. А затем, та же самая Божественная сила, которая все это совершает 1299 , тайно показывает человеку саму себя – в умопостигаемом откровении его духовной природе, то есть уму 1300 . Когда же человек сподобится принять эту силу в душе своей, ничего более не остается у него 1301 , кроме изумления, и тишины 1302 , и слез, источающихся во всякое время, как вода, и с этого времени человек прекращает все дела. И с тех пор ты будешь видеть в этом во всякое время зрелище постоянства промысла Божия по отношению к творению рук Его. Ум, поглощенный изумлением, утихшие чувства, немощный человек, поверженный на лицо свое в молитве, ибо нет у него языка, чтобы говорить, и, опять, [ему] недостаточно сердца, чтобы молиться, но от изумления происходящим, даже сама молитва упразднилась 1303 . Это то упразднение, которое лучше делания [и которое бывает], только когда человек умиряется во всех своих чувствах и движениях, и непрестанно повергается на лицо свое пред своим Господом – вплоть до того, что и кости его возносят хваление Бога в тишине своей, в этом известном упразднении, как сказал пророк: «Все кости мои скажут: „Господи, кто подобен Тебе» 1304 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Как мы уже сказали, космология Лактанция имеет ярко выраженный дуалистический характер, навеянный античным учением о противоположностях 1300 и глубоко чуждый светлому библейскому «космизму» 1301 . Это видно уже при описании творения различных частей видимого мира и их характеристике: «Прежде всего Бог сотворил небо и поместил его в вышине; оно есть престол Самого Бога Творца. Затем Он утвердил землю и поместил ее под небом; ее стал населять человек с прочими животными. Бог пожелал, чтобы землю окружала влага и заключала ее в себе. Свое местопребывание Бог испещрил, наполнил и украсил яркими светилами – солнцем, сияющим кругом луны и мерцающим блеском звезд. А тьму, противоположную этому, Бог приурочил к земле; ведь здесь ничто само по себе не имеет света, если не получит его с неба, где Бог поместил вечный свет, мир горний и беспрестанную жизнь (lux perennis, et superi, et vita perpetua), а на земле, наоборот, – тьму, преисподнюю и смерть (tenebrae, et inferi, et mors). И так далеко отстоит нижнее от вышнего, как зло от блага и пороки от добродетелей 1302 . И даже части земли Бог создал противоположными друг другу и различными – Восток и Запад. Из них Восток принадлежит Богу, ибо Бог есть источник света и Просветитель всего и рождает нас в жизнь вечную. А Запад принадлежит возмутившемуся и порочному духу, ибо тот сокрывает свет, всегда нагоняет тьму и губит людей грехами. В самом деле, как свет связан с Востоком, а в свете заключается суть жизни, так и тьма связана с Западом, а во тьме заключается смерть и гибель. Также и другие части земли Бог распростер по тому же принципу – Юг и Север, которые соединяются в соответствующем союзе с двумя первыми. Та часть, которая опаляется жаром солнца, родственна и согласна с Востоком; а та, которая застыла от холодов и вечных морозов, соотносится с крайним Западом. Ведь как тьма противоположна свету, так и холод – жаре» (Div. Inst., II.10). Подобно этому всюду Лактанций находит два начала: весна – осень, лето – зима, день – ночь и т. п., из которых первое соотносится с благом и принадлежит Богу, а второе – со злом и принадлежит диаволу, который, тем не менее, не является творцом этого природного зла. (ibid.). Согласно Лактанцию , среди начал, из которых состоит материальный мир, есть два основных и противоположных друг другу – теплое и холодное (calor et humor), соответствующие двум античным элементам – огню и воде, которые Бог измыслил для возникновения всего остального (ibid.). Таким образом, мир изначально составлен из противоположных начал, и их вечная борьба друг с другом является естественной необходимостью. Можно сказать даже, что земля у Лактанция сливается с преисподней в одно царство, и постоянная борьба добра и зла в мире неизбежна. 7. Антропология

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

—458— способствовало как нельзя более и такое совершенно случайное обстоятельство, как недавнее прибытие в Новгороде нескольких евреев, с которыми входили в деятельные и оживлённые сношения еретики. Предмет их сношений был учёно-литературного свойства, имевший отчасти касательство к религии, но для непосвящённых это было сокрыто, и им прямо бросался в глаза факт сам по себе. Подобное смешение мы видим и у жизнеописателя преп. Феодосия Терновского, который обозвал „родом иудейским“, по-видимому, тех же самых мессалиан (по крайней мере из представленного им учения не видно, чтобы эти „иудеи“ хотя чем-нибудь отличались от еретиков богомильствующих) единственно, вероятно, на том основании, что будто бы они рассчитывали на покровительство супруги тогдашнего царя, родом еврейки, когда производили возмутительные кощунства над священными предметами 1301 . Общую характеристику „жидовствующих“ заключим словами арх. Геннадия: „И кто будет верой огражден и в православии христианства крепок, и они такового таятся, а ему таковы ся являются. Аще ли кто слаб и леностен и удобь ко греховному преклоняем, сего они, яко слаба, отступника вере показуют и принимают его во свою ересь, Да что он согрешил или блуд, или прелюбодейство, или ин грех сотворил, то удобь прощают, церковным ка- —459— нонам не последующе. Аще ли паки кто от православных в обличение стати хощет на них про их ересь: и они отметницы бывают своих ересей, да и проклинают всех таковая творящих, да и ротятся без страха. А сами то творят, да греха себе в той клятве не ставят“ 1302 . Эту черту „жидовствующих“ мы находим буквально и у болгарских богомилов: „... егда увидими будете, вы же кленетеся различными клятвами, без страха же и без срама; и егда обличени будете яко еретицы, тогда мессалианские ереси отрицаетеся, и проклинаете ю, яко злу сушу, и заклинаньми страшными себе извествуйте...“ 1303 . Ф. Ильинский Светлов П.Я., прот. [Старокатолический вопрос в духовной печати за 1904 год:] К вопросу о соединении церквей и к учению о Церкви//Богословский вестник 1905. Т. 2. 7/8. С. 460–498 (3-я пагин.). (Окончание.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рис. 370. План фланговой башни VIII около Западных ворот города (по А.Л. Бертье-Делагарду) Чтобы быть готовыми к такого рода опасностям городские власти постоянно, в том числе и в «темные века», заботились о боевом состоянии системы фортификации. В ранневизантийское время с внутренней стороны «цитадели» было выполнено массивное утолщение «A» с южной стороны башни XVI. Оно было сложено на известковом растворе с использованием сполии, множеством вторичных архитектурных деталей эллинистического периода, взятых из разобранных общественных зданий, храмов 1299 . Не ранее конца VI – начала VII вв. в портовом районе города херсониты возвели оборонительную стену – куртину 22 шириной 2 м, сложенную из бутового камня на известковом растворе с облицовкой из плит, происходящих большей частью из кладки более ранних стен, которая под прямым углом примыкала к 18 куртине и прикрывала жилую застройку от открытой гавани, куда мог вторгнутся неприятель 1300 . Она просуществовала до второй четверти – середины XI в. Следы многочисленных перестроек раннесредневекового времени несут приморские куртины 24 и 25, а также разделяющая их башня XXII 1301 . То же самое обнаруживает башня XXIII и прилегающая к ней куртины 26–27. Очевидно, приморские стены портового района, защищавшие гавань, требовали особой заботы, являясь наиболее уязвимым «подвздошьем» города, что стало особенно ясно в пору тюркской экспансии (см.: рис. 178). Впрочем, другие места крепостной ограды Херсона тоже не были оставлены без внимания. Судя по стратиграфическим наблюдениям, в VII–VIII вв. на северо-западной оконечности городища вплотную к куртине 1, возведенной не ранее второй четверти – середины VI в., была пристроена новая оборонительная стена, значительно увеличившая общую ширину куртины, а на углу, около поворота стен была возведена прямоугольная башня I а (6 х 9 м, толщина стен 1,5 м), которая позже, в IX–X вв., утратила свое боевое значение после постройки в новом направлении оборонительной линии из куртин 2, 3, 4 1302 . Третье, последнее утолщение куртины 1 до 4,8 м, сопровождавшееся устройством калитки или малых ворот около угловой, прямоугольной в плане башни I с заплечиками для крестового свода произошло не ранее IX–X вв., а может быть и позже, учитывая находку монеты Василия II, извлеченную из раствора у фундамента башни (см.: рис. 345) 1303 . При этом две первые стены куртины 1, ее предыдущие утолщения, были разобраны почти до основания 1304 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1300 Seeliger H.R. Christliche Archaologie und Mentalitatsgeschichte/Rivista di archeologia cristiana. 1986. Vol. 62. 1–2. P. 299. 1301 Seeliger H.R. S. Christliche Archalogie oder spatantike Kunstgeschichte? Aktuelle Grundlagenfragen aus der Sicht der Kirchengeschichte/Rivista di Archeologia Cristiana. 1985. Vol. 30. 1–2. S. 167–187. 1302 Testini P. Archeologia Cristiana: Nozioni generali dalle origini alia fine del sec. 6. Bari, 1980. P. 1. 1303 Deichmann FW. Einfuhrung in die christliche Archaologie. Darmstadt, 1983. S. 7–13. Итальянский перевод выгодно отличается от оригинала наличием иллюстраций: Deichmann F.W. Archeologia cristiana. Roma, 1993. Перевод на польский язык осуществила археолог проф. Эльжбета Ястжебовска ( Е. Jastrzebowska): Deichmann F. W. Archeologia chrzescijanska. Warszawa, 1994. 1304 Brandenburg H. Archeologia Cristiana/Dizionario patristico e di antichita cristiana/A cura di Angelo di Bernardino. Genova, 1983. P. 317. Франц, версия: Dictionnaire encyclopedique du christianisme ancien. Vol. 1, Paris, 1990 (sous la dir. de Francois Vial). P. 212. 1306 Correspondance de Giovanni Battista de Rossi et de Louis Duchesne (1873–1894)/Etablie et annotee par Patrick Saint Roch. Roma, 1995. 59, 201. Подробнее см. рец.: Хрушкова Л.Г. И Российская Археология. 1998. 3. С. 223–227. 1307 Saxer V. Cent ans d’archeologie chretienne/Acta 13 Congressus intemationalis archaeologiae christianae. T. 1/Ed. N. Cambi, E. Marin. Citta del Vaticano; Split, 1998. P. 115–162. 1308 Издан в итал. и англ, версиях: Krautheimer R., Corbett S., Frankl W. Corpus basilicarum Christianarum Romae. Le basiliche paleocristiane di Roma (4–9 secolo). Vol. 1–5. Citta del Vaticano, 1936–1980; Krautheimer R. Corpus basilicarum Christianarum Romae. Ancient Christian basilicas in Rome from the 4 lh to the 9 th centuries. Vol. 1–5. Citta del Vaticano, 1936–1980. 1309 Ecclesiae Urbis: Atti del Congresso intemazionale di studi sulle chiese di Roma (4–10 secolo). Roma, 4–10 settembre 2000/A cura di F. Guidobaldi e A. Guiglia Guidobaldi. T. 1–3. Citta del Vaticano, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

B действительности же Севир не считал возможным после соединения считать природы, поскольку исчислять можно только самобытно существующее. Считать, по Севиру, значит утверждать, что вещь существует как самобытная ипостась и, следовательно, лицо 1300 . Таким образом, в севирианской системе формула «из двух природ» не имеет отношения к реальной действительности и допускается только потому, что указывает разуму на некое идеальное, предшествующее моменту соединения состояние человеческого и божественного вне единства 1301 . Севир открыто утверждает, что выражение «из двух природ» ( ; men trn kyn; ex duabus naturis) обязательно подразумевает «упразднение [двойственности]» (; mbatlanita; destructivum... dualitatis) 1302 . Антиохийский патриарх был уверен, что формула κ δο, с одной стороны, «отрицает существование двух» ( ; kafr b-hy d-nehwn ’ayhon trn; negat duos esse), а, с другой, являет «самого Единого, существующего через сосложение» ( ; mawy d-hy a b-rukk; ipsum unum esse per compositionem) 1303 . После же образования единой природы для человеческой мысли заканчивается право указывать на различие природ и употреблять в отношении элементов, из которых составился Христос (τ ξ ν), слово δυς 1304 . По словам Ж.-К. Ларше, страх перед числом как началом, привносящим разделение в ипостасное единство, приобретает у Севира характер «навязчивой идеи» 1305 . В строжайшем запрете на исчисление природ во Христе и, более того, в принципиальном отказе от использования самой философской категории числа в отношении ипостасного соединения проявляется «формальная сторона монофизитства Севира» 1306 . При этом необходимо отметить, что такое, возведенное едва ли не на степень философского принципа, негативное отношение к числу как к началу, привносящему разделение 1307 , не было свойственно свт. Кириллу Александрийскому 1308 . 4.1.2. Различие богословских позиций свт. Кирилла и Севира на примере истолкования ими формулы «единая природа Бога Слова воплощенная» Формула «единая природа Бога Слова воплощенная» (μα φσις το Θεο Λγου σεσαρκωμνη) была воспринята Севиром как неотъемлемая часть наследия александрийской школы 1309 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Что же касается до несомненно убедительного доказательства, что данный факт, действительно, есть чудо, то католическое богословие, говорит Вендлянд 1301 , в каждом отдельном случае чуда, например, при поразительных исцелениях в местах паломничества, пытается доказать и установить путем обширных и объективных исследований, что для данного события не существует естественных причин или – что таковые недостаточны. Отсюда неизбежный вывод: здесь совершилось чудо, которое должен признать всякий разумный человек. Из изложенного мы видим, что мнения о критериях достоверности и сверхъестественности чудес различны, ибо одни не признают необходимости доказывать историческую достоверность чуда, другие же, наоборот, признают. Одни не допускают возможности констатировать известный факт как факт чудесный; другие же это допускают. В настоящем изложении мы и должны дать место решению таких вопросов. Глава первая. Критерии истинного чуда, служащие для признания его за факт действительно достоверный, и критический разбор возражений против них Известное чудесное явление может быть признано действительно за происшедший факт, если лицо, его наблюдавшее, во-первых, имеет нормальные органы восприятия; во-вторых, прилагает достаточно внимания для правильного восприятия впечатления от этого явления; в-третьих, если данное лицо нормально мыслит; в-четвертых, – если о чудесном явлении свидетельствует иное лицо, то это свидетельство надлежит проверить по правилам исторической критики; в-пятых, если свидетельство о чудесном явлении дошло только в историческом изложении, то предварительно должна быть определена подлинность и неповрежденность данного письменного памятника 1302 , его авторитетность; в-шестых, вообще при исследовании свидетельства письменного памятника о чудесном явлении необходимо руководиться общеизвестными правилами герменевтики. Если все эти условия соблюдены, то чудесное явление должно считаться за действительно достоверный факт. Против такого положения возражают некоторые мыслители, вообще не признающие чуда и по-своему объясняющие его сущность. Это объяснение мы сейчас приведем и рассмотрим, насколько оно основательно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010