В заключение еще несколько слов. Итак, каким бы мы желали, на благо всей Церкви, видеть Рим и возглавляющего римскую Церковь первого по чести епископа христианского мира? – Не пытающимся господствовать над наследием Божиим, но подающим пример всему стаду (идеал христианского епископа согласно 1 Посланию Петра!), и прежде всего в мужественном служении Истине – как в свое время, напр., папа Иннокентий I мужественно, почти один против остального мира, отстаивал правду и невинность гонимого за правду Иоанна Златоуста . Отклики этого мужественного выступления древних Пап в защиту Церкви не звучат ли и ныне в ряде выступлений предыдущего и нынешнего Папы за попираемую правду Божию? (см., напр., «Osservatore Romano» от 8 февр. 1930). Не есть ли совместная защита святыни, может быть, – залог к лучшему взаимному пониманию и братскому сближению христианского Востока и христианского Запада? 102 Карл Великий (742–814) – король франков и император римский, сын Пипина Короткого и внук Карла Мартелла (688–741). 103 Арианство – христианская ересь, возникшая в начале IV в. и названная по имени основателя – александрийского пресвитера Ария (256–336), отрицавшего догмат о единосущии Бога-Отца и Бога-Сына (Христа). По учению Ария, второе лицо Троицы, Христос-Логос, хотя и совершеннейшее творение Божие, но все-таки сотворен, и как таковой он «ни в чем не подобен Отцу», он – Сын Божий «не по существу, а по благодати». Арий был осужден I Вселенским собором в Никее (325). Однако арианство, распавшееся на ряд направлений, продолжало на Востоке в IV в. пользоваться покровительством ряда императоров. Благодаря усилиям св. Афанасия Александрийского и религиозной политике императора Феодосия I, арианство было окончательно осуждено на II Вселенском соборе в Константинополе (381). Проблема арианства стала актуальной для Запада в связи с борьбой за влияние Церкви среди варварских народов (готов, вандалов, лангобардов), у которых арианство до VI-VII вв. пользовалось большим влиянием. 104 Лжеисидоровы декреталии – сборник церковных документов, главным образом подложных (середина IX в.), написанных с целью обоснования верховной власти папы во Вселенской Церкви и его независимости от светской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Новости Посол Ватикана в России рассказал о вкладе Бенедикта XVI в диалог с РПЦ и о его решении уйти на покой 28.02.2013 13:13 Москва, 28 февраля. Посол Ватикана в РФ Апостольский нунций архиепископ Иван Юркович дал в четверг интервью РИА «Новости», в котором подчеркнул особый вклад уходящего на покой Папы Римского Бенедикта XVI в развитие православно-католических отношений. В подтверждение своей позиции дипломат привел статью председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Илариона, опубликованную в ватиканской газете L " Osservatore Romano. Тон этой публикации архиепископ назвал «уважительным и сердечным», передает NEWSru.com . «Статья является поистине уникальным свидетельством такого отношения», - сказал Иван Юркович. Он добавил, что «понтификат Папы Бенедикта XVI запомнится в том числе и особо позитивным восприятием со стороны многих восточных церквей». Ватиканский дипломат, который был представителем Папы Римского в Белоруссии, на Украине и сейчас служит послом в России, отметил также, что в Восточной Европе «полнее сохранилась верность традициям и ценностям», причем «зачастую именно эти страны с наибольшей готовностью вставали на защиту тех традиционных позиций, которые отстаивает католическая церковь на международной арене». Иван Юркович указал также на то, что Бенедикт XVI не отменяет традицию пожизненного правления Римских Пап и предстоятелей других христианских церквей. «Папа подчеркнул, что отнюдь не желает менять практику, сложившуюся в католической церкви и практически во всех других христианских церквах, согласно которой предстоятель Церкви осуществляет свое служение до конца жизни», - сказал нунций. Отметив, что понтифик принял свое беспрецедентное решение для блага Церкви, посол Святого престола в России подчеркнул, что Бенедикт XVI сделал это спокойно и трезво, придерживаясь только двух установленных каноническим правом критериев, а именно: полной личной свободы в принятии решения и публичного характера его провозглашения.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Митрополит Иларион о Бенедикте XVI: богослов, внесший значительный вклад в улучшение отношений между православными и католиками С точки зрения православного богословия последний Собор католической Церкви также следует оценивать не как момент разрыва с прошлым, но с точностью до наоборот: поскольку и насколько он обозначил возвращение к традиции. 27 февраля, 2013 С точки зрения православного богословия последний Собор католической Церкви также следует оценивать не как момент разрыва с прошлым, но с точностью до наоборот: поскольку и насколько он обозначил возвращение к традиции. (Статья митрополита Илариона, опубликованная в ватиканской газете «Osservatore Romano» 23 февраля 2013 года, перевод с итальянского « Радио Ватикана «) Неожиданная весть об отречении от служения Папы Бенедикта XVI , облетевшая мир 11 февраля, глубоко потрясла не только католическую Церковь, но всех христиан и международное общественное мнение. В его состоянии постепенного угасания сил, о котором он сам сказал, решение оставить понтификат можно воспринимать лишь как акт великого мужества и образцового смирения. В нашем мире, где не имеющие власти отчаянно пытаются овладеть ею, а те, кто обладает ею, пытаются не потерять ее любой ценой, тихий голос предстоятеля самой многочисленной в мире христианской Церкви, говорящего о том, что он добровольно отказывается от своих полномочий в связи с физической слабостью и ради блага Церкви, звучит вразрез с распространенным образом мышления. Папа Бенедикт XVI еще раз проявил себя последовательным со своей линией моральной целостности и отказа от компромиссов. Конечно, мы еще не отошли от шока, вызванного отречением Бенедикта XVI, чтобы пытаться подвести какие-то итоги его понтификату. Однако я бы сказал, что одним из ключей толкования к личности этого Папы и его понтификата, вероятно, заключается именно в этой последовательности с самим собой и с традицией Церкви, в его устойчивости перед преходящими веяниями и сильным давлением господствующей культуры. Папа Ратцингер является богословом высокого уровня, несомненно, одним из самых авторитетных современных католических богословов. Его богословская деятельность, до восшествия на папский престол и после – от его книг о личности Иисуса, до его энциклик и апостольских обращений, от Декларации Dominus Iesus до Катехизиса Католической Церкви – представляет собой значительный вклад в современное католическое богословие. Одна из тем, к которой он чаще всего обращался, – тема отношений между верой и разумом, – находится в преемственности с тем, что уже было сказано его предшественником Папой Иоанном Павлом II.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-o-b...

Папа Франциск во время мессы в Каире. Фото: © L " Osservatore Romano/Pool Photo via AP Каир, 30 апреля. Папа Франциск в ходе визита в Египет возглавил 29 апреля мессу в присутствии более 20 тыс. верующих и приглашенных на каирском стадионе, на котором обычно проходят матчи футбольного чемпионата египетской серии А, сообщает ТАСС . Франциск посвятил свою проповедь смерти, воскресению и жизни, пояснив, что " в этих трех словах можно резюмировать Евангелие в третье воскресенье после Пасхи " . Примечательно, что субботняя месса для Египта - как воскресная для европейских католиков. Как пояснили в Службе печати Святого Престола, воскресенье в Египте - рабочий день (при выходном в пятницу). В своей проповеди глава Римско-Католической Церкви вновь призвал к единству и диалогу разных религий и недопущению экстремизма. " Единственный допустимый экстремизм верующего - экстремизм благотворительности, любой другой экстремизм не может исходить от Бога и не принимается им " , - сказал понтифик. Папа Франциск обратился к собравшимся с традиционным приветствием на арабском: ас-саляму алейкум, а завершил проповедь словами: " Христос воскрес! Воистину воскрес! " , также произнесенными по-арабски. Католическая община в преимущественно мусульманском Египте немногочисленна и насчитывает не более 300 тыс. человек, что не превышает 0,3% от общего населения. В нее входят шесть восточнокатолических Церквей, в том числе Мелькитская греко-католическая Церковь, Армянская, Маронитская и Халдейская католические Церкви. Несмотря на то, что менее месяца назад террористическому акту подверглись две коптские церкви, Папа Франциск не отказался от идеи проведения мессы на большом открытом пространстве. Более того, до ее начала он проехал на гольф-мобиле, приветствуя собравшихся. Египетские власти предприняли беспрецедентные меры безопасности. Во время всей службы небо над стадионом патрулировали два военных вертолета. По дороге на стадион, расположенном в 20 км от центра города, на всех крышах были выставлены сотрудники правоохранительных органов в штатском. Только по одной стороне дороги корреспондент ТАСС насчитал более 50 агентов в черных костюмах при 30-градусной жаре уже в утренние часы. При этом полицейские патрули осуществляли контроль на каждом километре дороги.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Речь идет о долге, а не о рыночной проблеме; о целях, а не о средствах. Духовное и материальное удовлетворение всех людей является всеобщей выгодой. Если человек отказывается мыслить и ограничивается одним лишь действием, не спрашивая себя, является ли содеянное добром или злом, образ мышления этого человека не сможет повлиять на его деятельность - постепенно она сама будет влиять на его образ мышления. Современный экономический и финансовый кризис вскоре воплотится в других формах, так как в конечном счете устойчивость экономики сможет гарантировать только духовность. ( " L " Osservatore Romano " , 29 март 2008) Комментарии ( 5): Альберт Бондач, Рим 12 мая 2008г. 21:03 Кое-что в заметке, безусловно, является правдой (скажем, о взаимосвязи прав и обязанностей или о необходимости этической оценки экономической деятельности). Но это - _не вся_ правда, и к тому же ошибочно интерпретируемая, поэтому итоговый вывод - " в конечном счете устойчивость экономики сможет гарантировать только духовность " - оказывается совершенно ложным. Прежде всего, непонятно, что означает " духовность " . Может, это - " конкретная социальная доктрина " , которую " предлагает Церковь " ? Но ведь у любой полит. партии есть свой взгляд на устройство общества, а любая соц. философия представляет собой " соц. доктрину " по определению. Наверное, под " духовностью " автор-христианин понимает нечто иное, особенное. Но _что именно_? В заметке, впрочем, проводится более конкретная мысль: соблюдение норм христ. морали должно помочь преодолеть эконом. кризис. Но когда автор пишет: ++наличие больших финансовых средств, нейтральных как таковых, но - в руках предприимчивых и беспринципных людей, способных провоцировать рискованные и трудноуправляемые ситуации - он предлагает нам поверить, что международные финансовые спекуляции, разоряющие целые страны, стали возможны лишь потому, что некоторые " беспринципные люди " вдруг стали обладателями кучи денег. " Не верю! " У социолога, экономиста, юриста здесь сразу возникают вопросы: откуда к " беспринципным людям " попали огромные капиталы? Куда смотрели государства и международные организации, пока спекулянты обрушивали национальные валюты? И самый крамольный вопрос: а к какому _классу_ принадлежат эти таинственные " беспринципные люди " ?

http://bogoslov.ru/article/293144

Ватиканская газета L " Osservatore Romano выпустила специальный номер по случаю столетия со дня рождения Иоанна Павла II: четырнадцать страниц воспоминаний и свидетельств, предварённых вступлением Папы Франциска. Среди многочисленных авторов – государственный секретарь Святейшего Престола кардинал Пьетро Паролин. Папа Римский Иоанн Павел II. Фото с caйma Vamican News Он вернулся в Ватикан (из Мексики) накануне своего 70-летия. Находясь по другую сторону океана, я думал о произошедшем: это был поистине уникальный опыт, по-человечески и духовно «сразивший» меня и миллионы верующих, встреченных на пути. На этом пути Папа охватил в течение недели практически всю «Землю вулканов». Мехико, 1990 год. Тогда тоже был май. С того времени начинаются мои самые личные воспоминания о святом Иоанне Павле II, с которым я несколькими годами ранее спешно познакомился во время его визита в Папскую академию. Он завершил тогда своё 47-е апостольское зарубежное путешествие, в подготовке и проведении которого я принимал непосредственное участие в качестве секретаря тогдашней апостольской делегации в Мексике. Эта же страна в январе 1979 года стала первым звеном в немыслимой цепи международных апостольских маршрутов Папы Римского, «призванного издалека», который умел сокращать любые дистанции. Не только в километрах. Мексику населяют 95% католиков, горячо любящих Пресвятую Богородицу; в столице находится святилище Богоматери Гваделупской, по всей стране есть множество других мест почитания Марии. Несмотря на это в стране действовала светская конституция, которая не признавала право Церкви на существование и заходила настолько далеко, что даже запрещала богослужения в общественных местах. Однако Иоанн Павел II прибыл вовсе не в качестве политика в поисках договорённостей, хотя его харизматичность и «порыв» благоприятствовали в последующие годы изменению правительственной политики по вопросам религии, а также установлению дипломатических отношений со Святейшим Престолом, в пользу которых тогдашний апостольский делегат – монсеньор Джироламо Приджоне – трудился долго и упорно. Папа Римский предстал как паломник в поисках веры. На приветственной церемонии в аэропорту он сказал: «Господь, властелин истории и наших судеб, установил, чтобы мой понтификат был служением Папы - паломника благовестия, проходящего стезями мира и несущего повсюду спасительное послание». Немного позже он повторил эту концепцию, назвав себя «паломником любви и надежды, желающим укреплять силу церковных общин, дабы они приносили обильные плоды любви ко Христу и служения своим братьям».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В кон. 20-х гг. перешел в католицизм, преподавал рус. язык и ряд слав. языков в Восточном папском ин-те и в папской коллегии Russicum в Риме. 6 июля 1930 г. управляющий рус. католич. приходами визант. обряда титулярный еп. Олимпский Петр Бучис рукоположил А. М. во пресвитера в рим. ц. св. Климента. По поручению съезда рус. католич. духовенства визант. обряда в Риме (27-30 окт. 1930) А. М. составил список обрядово-канонических вопросов для папской комиссии по делам России «Pro Russia» . С одобрения съезда им было подготовлено к изданию соч. «Католичество и Свящ. Предание Востока» (П., 1933-1934), в к-ром В. оспаривал тезис об обязательной принадлежности русских к Православию и пытался доказать истинность вероучения Римско-католической Церкви на основании исследования Свящ. Предания Православной Церкви. В 30-х гг. работал в папской комиссии «Pro Russia» и был удостоен сана протоиерея. Отпевание состоялось 21 окт. 1934 г. в ц. св. Антония. Погребен в крипте греч. коллегии св. Афанасия на рим. кладбище Кампо-Верано (могила не сохр.). Соч.: Война, печать и общество: (Оптимизм или логика). СПб., 1905; Армия и правовой порядок. СПб., 1906; [Волгин А. М. ] Об армии. СПб., 1907; Историческая правда и украинофильская пропаганда. Турин, 1920; Имя Руси в домонг. пору. Прага, 1929; В чем главная опасность? Малоросс или украинец? Ужгород, 1929; Граница между Россией и Японией одна - океан: Секретная зап. 1897 г.//Источник. 1995. 5. С. 4-16. Лит.: Посвящения в Русско-католической церкви//Благовест. П., 1930. 2/3. С. 129-132; I funerali del Principe Wolkonsky//L " Osservatore Romano. 1934. 22-23 ott.; Ди Пиетра И. Прот. А. Волконский: (Некролог)//К соединению. 1934. 11-12. С. 15-17; Пажить Божия//Истина и жизнь. 1993. 6. С. 55-61; Пономарев В. П. , Фомин М. М. А. М. Волконский: Рус. офицер и католич. священник//Покров: Альм. рос. католиков. 1999. 2. С. 25-38; Mozgolowie M. i R. Biay mundur i czarna sutanna: A. M. ksi Wokoski//Zawsze Wierni. 2001. 39. S. 77-80. Арх.: РГБ. Ф. 56 (архив кн. Волконских); РГВИА. Ф. 409. Оп. 2. Д. 5445. П/С 266-886; ЦНЦ ПЭ. Ф. ОВЦС. Оп. «Ватикан-Москва». Д. 4; Оп. «Мат-лы по истории Рус. католич. Церкви». Д. 2, 3.

http://pravenc.ru/text/155156.html

" Есть все основания отрицать существование какой-либо внеземной разумной цивилизации " , - подытожил он. Как отметил А.Осипов, Православная Церковь специально не рассматривала этот вопрос, чтобы вынести о нем определенное суждение. В то же время, по его словам, целый ряд богословов, которые занимались вопросом внеземных цивилизаций, пришли к выводу о том, что космический мир слишком богат, и в нем есть явления, которые пока неизвестны. Но с их точки зрения это явления астрономического порядка, а не духовного. Есть, по словам профессора, и другая точка зрения, которая была высказана, в частности, Серафимом Роузом, " очень известным иеромонахом и заслуживающим всякого уважения аскетом XX века " , который сначала изучал восточную философию, " был глубоко вовлечен в поиск истины и после долгих исканий пришел к Православию " . Как отметил А.Осипов, о. Серафим (Роуз) допускал существование " духов, которые окружают земную планету и проникают в человеческий мир и даже воздействуют на отдельных людей или какие-то жизненные процессы " . " Он говорил, что эти духи, поскольку не могут быть отнесены к духам святым, то есть к ангелам, на церковном языке называются бесами " , - заявил собеседник агентства. Как сообщалось ранее в среду, главный астроном Римско-Католической Церкви священник Габриэль Фюнес заявил, что допускает возможность существования жизни на других планетах. В статье под заголовком " Инопланетяне - братья мои " , опубликованной в ватиканской газете " L " Osservatore Romano " , он пишет, что в космосе могут обитать иные разумные существа, сотворенные Богом. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/event/299131

17//AAS. 2000. Vol. 92. P. 758), а вселенскость любой поместной Церкви обеспечивается «лишь через общение с одной из них: с Римской Церковью, «которая первенствует в любви»» (ККЦ. 834). Употребление в отношении древних вост. Патриархатов понятия «Церкви-сестры» (Ecclesiae sorores) (см., напр.: CVatII. UR. 14; Ut unum sint. 56, 60//AAS. 1995. Vol. 87. P. 954-955, 957-958) оговаривается тем, что в точном экклезиологическом смысле оно допустимо только по аналогии со структурными образованиями внутри К. (Ecclesiae particulares) и не может применяться в эквивалентном значении к католич. Церкви как целому, поскольку она в полноте и конкретным образом являет собой «единую, святую, соборную и апостольскую Церковь», тогда как правосл. Церквам для достижения универсального уровня недостает одного из конститутивных внутренних моментов церковного бытия - общения с «преемником Петра» (см.: De aliqiubus aspectibus Ecclesiae prout est communio. 17//AAS. 1993. Vol. 85. P. 848-849; Sull " espressione «Chiese sorelle». 10-11 (an. 2000): [Замечание Конгрегации вероучения]//L " Osservatore Romano. 2000. 28 ottobre; Ad quaestiones de aliquibus sententiis ad doctrinam de Ecclesia pertinentibus. 2-4 (an. 2007): [Ответы Конгрегации вероучения]//AAS. 2007. Vol. 99. P. 606-608). В рамках такой логики католическая Церковь усваивает себе статус «Церкви-матери» для всех Церквей. Эсхатология Догматические положения К. относительно конечных судеб мира и человека - о смерти, телесном воскресении, Страшном Суде , воздаянии, преображении твари и наступлении вечного Царства Божия ,- с одной стороны, в главном согласуются с преданием древней Церкви, с др. стороны, отражают в нек-рых моментах специфику интерпретации данных Откровения западнохрист. богословием. Официальное католич. учительство XX-XXI вв., в целом оставаясь в вопросах эсхатологии на традиционных вероучительных позициях, принимает во внимание отдельные важные результаты актуальных научных исследований в области апологетики, экзегезы и герменевтики.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

1992. С. 84-94; ср.: Rahner. 1976. S. 426-428). В связи с этой тематикой в некоторых документах II Ватиканского Собора подчеркивается эсхатологическое значение земного прогресса как заботы о возделывании почвы, где произрастает Тело Христово, Церковь, которая «обретет славное завершение в конце веков» (CVatII. LG. 2; ср.: Ibid. 48, 68; Биффи. 1992. С. 114). Поэтому, «хотя земной прогресс следует старательно отличать от возрастания (augmento) Царства Христова, он все же имеет немалое значение для Царства Божия, поскольку может помочь лучшему устроению человеческого общества» (CVatII. GS. 39); «Церковь учит, что эсхатологическое упование (per spem eschatologicam momentum) не умаляет значения дел земных: наоборот, необходимость их исполнения подкрепляется новыми доводами» (Ibid. 21). Так, напр., миссионерская деятельность, рассматриваемая как подготовка Второго пришествия, получает в этой перспективе эсхатологическое обоснование (см.: CVatII. AG. 1; LG. 5, 9; ср.: Dominus Jesus. 18//AAS. 2000. Vol. 92. P. 759-760). Ист.: Denzinger. Enchiridion; AAS; ККЦ; Христ. вероуч.; Документы II Ватиканского Собора. М., 19982; L " Osservatore Romano. Vat., 1861-.; Quellenband zum Katechismus der Katholischen Kirche/Hrsg. F. Kolbinger, M. Schlosser. Regensburg, 2012; Katholischer Erwachsenen-Katechismus. Kevelaer, 1985; Der Glaube der Kirche in den Urkunden der Lehrverkündigung/Hrsg. J. Neuner, H. Roos. Regensburg, 199213; Il sacramento della penitenza: Sette allocuzioni e una Lettera Apostolica di Giovanni Paolo II. Vat., 1996; Le mystère de l " Église et de l " Eucharistie à la lumière du mystère de la Sainte Trinité (Munich, 1982)//Episkepsis. Chambésy (Genève), 1982. N 277. P. 12-20; Foi, sacrement et l " unité de l " Église (Bari, 1987)//Ibid. 1987. N 390. P. 5-15; Le sacrement de l " ordre dans la structure sacramentelle de l " Église, en particulier l " importance de la succession apostolique pour la sanctification et l " unité du peuple de Dieu (Valamo (Finlande), 1988)//Ibid. 1988. N 404. P. 10-18 (рус. пер.: Православие и католичество/Сост.: А. Юдин. М., 2005 2. С. 272-309).

http://pravenc.ru/text/1683907.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010