Час мира ( [халалакан жам]), совершаемый после заката, посвящен Св. Духу, а также воспоминанию Христова сошествия во ад. Час мира и час покоя, составлявшие первоначально одно целое, соответствуют визант. повечерию . В последование часа мира входят: стихи псалмов 33 (1-7) и 119 (1-3; в нек-рых рукописях опущены); «канон» Псалтири и стихи 87-го псалма (1-2); 6 псалмов (4, 6, 12, 16, 42, 69) (все они, кроме 16-го и 42-го, входят и в визант. великое повечерие) и стихи 85-го псалма (16-17), молитва, в состав к-рой входят стихи из Книги пророка Исаии «С нами Бог...» (также поются на визант. великом повечерии), псалом 26, неск. прошений и молитв. Час покоя ((?) [нангстеан жам]). Обращен к Богу Отцу. Должен совершаться перед отходом ко сну. Служба начинается со стихов 42-го псалма (3-5), после прошений следуют стихи 118-го псалма (41-56, 113-120, 169-176); псалмы 90, 122 (входят и в состав визант. великого повечерия) и 53; песнь вавилонских отроков (Дан 3. 29-34); песнь Симеона Богоприимца; стихи псалмов (Пс 141. 7; 85. 16-17; 137. 7-8); песнь Богородицы; молитва «Призри, Господи...» (та же, что на ночном часе); неск. молитв и ряд диаконских прошений. Более поздним добавлением к службе являются гимны Григора Нарекаци «Приими благосклонно, Господи Боже Всемогущий...» или «Сын Бога Живого, благословляемый всеми...» (Книга скорбных песнопений. Гл. 12 (3); 41 (1)), а также неск. молитв, одна из к-рых («Господи, Боже наш, даруй мир Твой всему миру...») иногда помещается в конце вечернего часа. Совр. порядок суточных служб Тафт говорит о 7 арм. службах в совр. практике (вероятно, имея в виду практику арм. К-польского Патриархата - Taft. Liturgy of the Hours. P. 220), при этом ночной и утренний часы считаются отдельно, между часом восхода и вечерним часом совершается только полуденный час, а 3, 6 и 9-й часы отсутствуют (ср. замену малых часов одним дневным часом в католич. Novus Ordo и опущение часов между утреней и литургией в совр. греч. богослужении). В наст. время на приходах утром служат ночной и утренний часы, а вечером - вечерний час (последний, согласно Тафту, как правило, только под воскресенье).

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

иерей Александр Сухарев Богословские и уставные изменения, произошедшие в евхаристическом богослужении Римско-католической церкви после II Ватиканского собора Источник Список сокращений IGMR (Institutio Generalis Missalis Romani) – Общие наставления к Римскому миссалу LG (Lumen Gentium) – Догматическая Конституция о Церкви II Ватиканского собора NOM (Novus Ordo Missae) – новый чин мессы, введенный в обиход римско-католической церкви в 1969 г. PE (Prex Eucharistica) – Евхаристическая молитва SC (Sacrosanctum Concilium) – Конституция о священной Литургии II Ватиканского собора Апол. – Апология мученика Иустина Введение Актуальность темы В последнее время в Православной Церкви активно обсуждается вопрос о способах приспособления богослужения к пониманию современного человека. Несмотря на кажущуюся очевидность решения этой задачи научно-просветительскими методами (новые переводы, издание богослужебной литературы с комментариями, курсы и лекции), сама по себе эта работа носит только прикладной характер. Наиболее полное и сознательное участие в литургическом действе Церкви заключается не в том, чтобы разбираться в структуре богослужения или понимать значение прежде непонятных слов. Сознательно участвуя в соборной молитве Церкви, человек получает возможность достичь главной цели христианской жизни – соединения с Богом. Являясь средоточием жизни Церкви, богослужение может и должно быть центром жизни современного христианина, главным богословским основанием его веры и конечной целью его существования. Вступая в область литургического богословия, любой исследователь неизбежно сталкивается с вопросом соотношения внешнего литургического действия с его богословским содержанием. О существовании этой связи говорил еще свт. Ириней Лионский , когда утверждал, что христианское учение о воскресении «согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает учение» (Против ересей, кн. 4; 18. 5). Уверенность в том, что литургические формулы должны быть основаны на вере Церкви и испытываться церковной традицией, в V в.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bogo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Папа Франциск фактически запретил совершение традиционной латинской Мессы 18.07.2021 Совершив ошеломляющее проявление папской власти, папа Римский Франциск фактически запретил совершение традиционной латинской Мессы в обычных приходских церквях по всему миру, сообщает CWN. В motu proprio, выпущенном 16 июля 2021 года и озаглавленном Traditionis Custodes, понтифик полностью изменяет курс, установленный папой Бенедиктом XVI всего четырнадцать лет назад. Франциск постановил, что священники могут проводить традиционную Мессу только при особых обстоятельствах и только с разрешения епископов своих епархии. Папа объясняет свое неожиданное постановление тем, что рост популярности традиционной Мессы вызвал разногласия в Католической Церкви . «В защиту единства Тела Христова я вынужден отменить меру, предоставленную моими предшественниками», — написал Франциск в письме католическим епископам мира, сопровождающем motu proprio . «Я принимаю твердое решение отменить все нормы, инструкции, разрешения и обычаи, которые предшествуют настоящему motu proprio », — говорит понтифик в своем письме епископам. Отвергая настойчивые требования папы Бенедикта XVI о признании древней латинской Мессы в качестве «экстраординарной формы» Римской литургии, папа Франциск говорит, что литургические тексты Novus Ordo «представляют собой уникальное выражение lex orandi римского обряда». Новые литургические правила, изложенные в motu proprio, вступают в силу немедленно. Папа Франциск, постановляя, что традиционная Месса может совершаться только с явного разрешения епархиального епископа, пишет, что «епископ как модератор, покровитель и хранитель литургической жизни Церкви, компонентом единства которой он является, должен регулировать литургические богослужения». Однако папа также отмечает, что любое разрешение епископа на старый обряд должно производиться «в соответствии с указаниями Апостольского престола». И его motu proprio устанавливает следующие серьезные ограничения на старую литургию.

http://drevo-info.ru/news/27058.html

Представители культурной элиты Франции и Италии выступают за возвращение латинской мессы 25 декабря 2006 г. 14:38 Две группы интеллектуалов из Франции и Италии независимо друг от друга выступили в поддержку планов Папы Бенедикта XVI вернуть в католическое богослужение латинскую Тридентскую мессу, которая была основной формой католической службы на протяжении тысячелетия. После Второго Ватиканского собора, провозгласившего обновление католицизма, был введен новый чин мессы (т.н. Novus ordo), а тридентину служить запретили иначе как по личному разрешению Папы. В последнее время некоторые высказывания Бенедикта XVI давали повод думать, что он хотел бы вернуть Тридентскую мессу в литургический обиход. Это вызвало беспокойство части духовенства. В частности, несколько французских епископов направили Папе письмо, где возражали против разрешения тридентины и высказывали опасения, что оно станет первым шагом к тому, чтобы отказаться от реформ Второго Ватиканского собора. Во Франции более 50 известных интеллектуалов во главе с членом Французской академии философом и критиком Рене Жираром опубликовала в газете «Фигаро» «Манифест в защиту Тридентской мессы». В тот же день итальянская газета «Фолио» поместила документ схожего содержания — среди подписавших его тоже был Рене Жирар, а также такие известные итальянские интеллектуалы как журналист и писатель Антонио Соцци и кинорежиссер Франко Дзефирелли. Итальянский документ начинается словами: «Я хотел бы призвать мир культуры поддержать решение Бенедикта XVI». Французский манифест подчеркивает, что подписавшие его «свидетельствуют понтифику свою верность, свою поддержку и свою преданность». Французский манифест напоминает слова, которые кардинал Ратцингер написал задолго до того, как стал Папой: «Кризис Церкви во многом обусловлен распадом Литургии». В нем высказана благодарность Папе за то, что он решил признать «Институт Доброго Пастыря» — организацию французских священников, посвященную Тридентской мессе. Манифест напоминает, что Второй Ватиканский собор провозгласил: «Церковь признает все законные литургические чины и желает сохранить их все в будущем и всячески их поощрять».

http://patriarchia.ru/db/text/175333.htm...

Время начала пощения определялось разными Соборами по-разному (11, 15 нояб. или 23 сент.- осеннее равноденствие) и еще в 1-й пол. XI в. вызывало споры. Тогда же появилось запрещение совершать таинство Брака в период А. до праздника Богоявления (1-е и 3-е прав. Собора в Зелигенштадте; 1023). С XVIII в. пост считался обязательным только в 1-ю неделю А. (см. Четыре времени года ) и в рождественский сочельник (см. Навечерие ). Кодексом канонического права 1917 г. пост в указанную неделю А. был отменен, сохранилось ее значение как времени усиленной молитвы. Начало А. всегда приходится на воскресенье («1-е воскресенье А.»): в рим. обряде - ближайшее ко дню св. ап. Андрея (30 нояб.), в амвросианском и испано-мосарабском - ко дню св. Мартина. Соответственно в А. входят 4 или 6 воскресений. В рим. обряде А. делится на 2 периода: до 16 дек. (включительно) - преимущественно покаянный по характеру с преобладанием эсхатологических мотивов и с 17 дек., дня, называемого «O Sapientia» (лат.- О, Премудрость), по 24 дек. (канун Рождества) - радостный, посвященный Таинству Боговоплощения. Темы богослужебного празднования определяются особыми евангельскими чтениями для 4 воскресений А., взятыми из Мф (24. 37-44; 3. 1-12; 11. 2-11; 1. 18-24). В Novus ordo эти чтения вошли в лекционарий литургического года «А», в годы «B» и «C» используются отрывки из Мк (1. 1-8; 13. 33-37), Лк (1. 26-38, 39-48; 3. 1-6, 10-18; 21. 25-28) и Ин (1. 6-8). Особые чтения и молитвы назначены также для будней. Др. тексты Бревиария (чтения из ВЗ и НЗ, молитвы, гимны, О-антифоны к «Magnificat» ) говорят о Грядущем Искупителе, Его страданиях, Крестной смерти и конечной Славе и призывают верующих к духовному бодрствованию, радостному ожиданию Спасителя, Его достойной встрече и прославлению. Богословское содержание А. носит одновременно исторический и эсхатологический характер: ожидание Рождества Спасителя соединяется с ожиданием Второго пришествия Христова . С этим связаны и др. богословские аспекты А.- призыв к надежде, обращению и нестяжанию; возвещение Царства Божия ; понимание спасения как нового творения (Ис 45. 7-8). Такое восприятие А., по мнению католич. богословов, призвано способствовать созиданию как отдельных христиан, так и всей христ. общины, долженствующей стать душой мира (Bergamini. P. 245).

http://pravenc.ru/text/63488.html

Выражение «А. и О.» распространено в литургических текстах испано-мосарабского обряда : молитва Post Nomina на мессе воскресенья перед Богоявлением начинается словами: «Christe qui es alpha et ω: initium et finis» (лат.- Христе, Ты - Альфа и Омега, начало и конец - Lodi. P. 1162); оно встречается во многих молитвах мосарабского Бревиария (PL. 86. Col. 176, 182). Распространенность этого выражения в текстах испано-мосарабского обряда может быть связана с тем, что это - один из немногих древних обрядов, где Апокалипсис включен в систему лекционарных чтений. В литургических рукописях кельт. обряда сохранился причастен: «Alpha et Omega ipse,/Christus Dominus,/venit venturus/iudicare homines» (лат.- Альфа и Омега, Христос Господь, грядет Грядущий судить людей - Lodi. P. 1102). Употребление выражения «А. и О.» в песнопении, сопровождающем Причащение, возможно, связано с тем, что в рисунок печатей просфор в древности могли вноситься буквы Α и Ω (см. Galavaris. Р. 75). Галаварис полагает, что появление в чине проскомидии визант. обряда Богородичной и девятичинной просфор идет от более древнего обычая вырезания букв Α и Ω из агничной просфоры (по мнению ученого, часть, вырезавшаяся по контурам буквы Α, соответствует части, изымаемой из Богородичной просфоры - Galavaris. Р. 100-101). Выражение «А. и О.» использовал в своих литургических сочинениях свт. Петр (Могила) , напр., в молитве на основание храма, являющейся, по наблюдению свящ. В. Прилуцкого, переработкой аналогичной молитвы лат. Ритуала (Прилуцкий. С. 10-12), говорится:                   (Требник Петра Могилы. Ч. 2. Л. 61). В послереформенном (см. Novus ordo ) богослужении рим. обряда наблюдается интерес к выражению «A. и О.»: в католич. храмах часто встречаются изображения монограммы Α и Ω на предметах церковной утвари; чин благословения пасхальной свечи включает в себя акт начертания на ней букв Α и Ω; в чине открывания дверей Латеранской базилики в юбилейный 2000 год (см. «Annus sanctus» ) содержится гимн «Christus heri et hodie, finis et principium, Christus Alpha et Omega, Ipsi gloria in saecula!» (лат.- Христос вчера и днесь, конец и начало, Христос Альфа и Омега, Ему слава во веки!).

http://pravenc.ru/text/114190.html

– Независимо от языка? – Независимо от языка. Традиционная Тридентская месса была полностью уничтожена. Если помните, чин «Novus Ordo» был составлен при участии восьми протестантских священнослужителей. Им разрешили внести свой вклад в составление новой мессы. Все строго католическое, все связанное со старой мессой было отброшено! Интересно, что после моей женитьбы среди наших друзей появилась одна лютеранка. Вскоре она вышла замуж за католика. После их свадьбы мы были приглашены на торжество, и она призналась мне: «Ваша (католическая) служба такая красивая! Она напомнила мне нашу лютеранскую службу!» Видите, как сильно была испорчена месса за каких-то несколько лет. – Мне рассказывали, что будущие папы Иоанн Павел II u Бенедикт XVI, несмотря на их нынешнюю репутацию консерваторов и традиционалистов, в то время были в числе молодых новаторов, много сделавших для преобразования традиционного Католицизма и оттеснивших таких традиционалистов, как монсеньор Марсель Лефевр. Так ли это? – Да, это так. – Расскажите об этом подробнее. – Будущий папа Бенедикт XVI, в то время отец Ратцингер, был теологом из так называемой «Рейнской группы». И он был прогрессивным деятелем. Как признается сам понтифик, он поддерживал то, как проходил собор, как принимались документы и формировалось новое богословие церкви. Отец Ратцингер участвовал во всех тех переменах. Молодой епископ из Польши – будущий папа Иоанн Павел II – тоже был прогрессивным. Они оба открывали дверь к новому. Как говорил папа Иоанн XXIII: «Мы должны открыть окна, чтобы впустить немного свежего воздуха в церковь». Архиепископ Лефевр был традиционалистом. Они притесняли его и тех отцов, которые его поддерживали. Да, говорю совершенно искренне, что они оба – Иоанн Павел II u Бенедикт XVI – были частью прогрессивного движения в церкви того периода. – Не многие видят их в таком свете теперь. – Тем не менее, это так. Бывает, что человек делает что-то и приходит от этого в восторг, но с течением времени он видит плоды своих трудов, начинает задумываться и пересматривает свою деятельность с самого начала. Именно так и произошло с двумя предыдущими понтификами.

http://azbyka.ru/way/robert-dzheklin-ja-...

Антифонное пение И. 2 хорами сохранялось до XII-XIII вв. ( Honorius Augustodunensis. Gemma animae. I 6//PL. 172. Col. 545; Sicard. Mitrale. III 2//PL. 213. Col. 94). В XII в. появляется практика дву- и трехкратного повторения И. ( Beleth J. Explicatio. 35//PL. 202. Col. 44; Sicard. Mitrale. III 2//PL. 213. Col. 94; Durand. Rationale. IV 5. 3. 6), а также прибавление тропов (прежде всего перед И.) (см. изд.: AHMA. Vol. 49. P. 17-164). С эпохи средневековья стало принято использовать инципиты И. в качестве общего наименования мессы того или иного праздничного дня (напр., рождественские мессы стали называться Dominus dixit, Lux fulgebit и Puer natus; 3-е воскресенье Адвента - Gaudete; 4-е воскресенье Великого поста - Laetare; октава, или 2-е воскресенье Пасхи,- Quasimodo; заупокойные мессы - Requiem). После тридентской реформы прибавление тропов к И. было запрещено. В приходской практике И. стали вычитываться священниками после прочтения молитв у подножия алтаря. В случае если мессе предшествовали иные чины (напр., в праздник Входа Господня в Иерусалим или на Пасху), И. полагалось пропускать (поскольку «вхождения» не было). В будние дни и субботы пасхального периода к И. прибавляется двукратное пение «Аллилуия», в воскресные дни того же периода - трехкратное. «Gloria Patri...» не поется на заупокойных мессах и в период Великого поста, когда нет чтения псалма Judica me. В 1908 г. в связи с изданием нового Градуала папа Пий X предписал восстановить пение И. При этом священник должен был параллельно читать И., при первых его словах осеняя себя крестным знамением, а на заупокойных мессах осеняя Миссал, что символизировало благословение душ, находящихся в чистилище. В 1922 г. папа Пий XI повелел восстановить пение входного псалма полностью. После ряда локальных экспериментов Конгрегация обрядов приняла решение вернуться к пению тех псалмов, к-рые указаны в древних книгах (29 янв. 1947). Согласно Novus Ordo , смысл пения И. заключается в том, чтобы «положить начало богослужению, содействовать единству собравшихся, ввести их помышления в тайну данного литургического времени или праздника, а также сопровождать вхождение священника и служителей» (Institutio Generalis Missalis Romani. 47). И. может исполняться попеременно как хором и народом, так и певчим и народом либо только народом или хором. Если хор и верные исполняют иное песнопение, чем то, которое указано в Миссале или Градуале, чтец или священник должен вычитать полагающийся антифон в начале мессы (Ibid. 48). Тексты

http://pravenc.ru/text/интроит.html

Параллельно Рим выступал с новыми инициативами. Апостольская конституция «Christus Dominus» (6 янв. 1953) вводила практику вечерней мессы и облегченные правила евхаристического поста. Декрет Конгрегации обрядов «Cum nostra» в марте 1955 г. санкционировал упрощение рубрик (правил сочетания подвижного и неподвижного циклов): были отменены полудвойные праздники, преимущество отдавалось воскресному богослужению перед праздничными службами святым, сокращались вступительные и заключительные молитвы на службах оффиция и т. д. В том же году была провозглашена реформа Страстной седмицы (чин опубликован в 1956): в частности, корректировалось время совершения служб, восстанавливалась Missa chrismatis Великого четверга, а месса Преждеосвященных Даров Великой пятницы заменялась обрядом причащения вне мессы. В обращении Пия XII к участникам 1-го международного конгресса литургического пастырства в Ассизи 22 сент. 1956 г. говорилось, что подъем Л. д. указывает на то, что оно является плодом действия Св. Духа в Церкви. Участники конгресса пришли к общему мнению, что пастырские нужды оправдывают любые изменения в традиц. богослужении, что фактически открыло путь к последующему реформированию всего рим. обряда. В 1957 г., чтобы соблюсти баланс между традиционалистами и реформаторами, Конгрегацией обрядов был издан декрет «Sanctissimam Eucharistiam», запрещавший в храмах с одним алтарем отделять дарохранительницу от престола (т. е. препятствовал распространению свободно стоящих алтарей-столиков). Новый папа Римский Иоанн XXIII, чье избрание с воодушевлением восприняли сторонники Л. д., 25 янв. 1959 г. объявил о намерении созвать 21-й вселенский Собор. Литургическая комиссия прекратила работу, успев выпустить новый кодекс рубрик для Миссала и Бревиария. Основные идеи Л. д. нашли отражение в Конституции о священной литургии II Ватиканского Собора «Sacrosanctum Concilium» (4 дек. 1963) и были реализованы в ходе литургической реформы, последовавшей за ним. При этом не все участники Л. д. были довольны результатами реформы, к-рая слишком радикально изменила традиц. католич. богослужение (см. ст. Novus Ordo ).

http://pravenc.ru/text/литургическое ...

Помимо Гимнария и Бревиария Г. помещались также в др. богослужебных книгах: Consuetudines, Псалтирях, Антифонариях, Процессионалах, Миссалах, Тропариях, Канционалах - в соответствующих литургическому уставу местах или в конце этих книг. В связи с реформой немонашеского Бревиария в XVI в. последовал пересмотр корпуса лат. гимнографии. Папа Лев X (1513-1521) поручил еп. Дзаккарии Феррери провести ревизию Г. исходя из правил классической лат. просодии, что привело к появлению новых вариантов текстов Г. Реформа была завершена комиссией, назначенной папой Урбаном VIII (1623-1644). Она подготовила издание Г., одобренное в 1629 г., объявленное папской буллой «Divinam psalmodiam» (1631) и утвержденное в 1643 г. Т. о., в посттридентском рим. обряде благодаря авторитету свт. Амвросия и прп. Венедикта, а также многовековой традиции бытования Г. сохранил свои прочные позиции, в то время как мн. др. гимнографические жанры подверглись значительному численному сокращению и даже запрету. В реформированном рим. обряде (Novus Ordo) особый Г. поется в начале каждой службы суточного круга - между начальными стихами и псалмопением (на основных службах) или антифоном (на малых часах). Вместо включенных в офиц. издания неизменяемых Г., многие из к-рых являются переводами традиц. лат. Г., на местах могут употребляться по выбору и другие, утвержденные церковными властями (см. изд.: Литургия часов. Mil., 1995; Часослов. М., 2001). Г. повлияли на др. жанры лат. гимнографии - тропы , секвенции. Нек-рые лат. Г. послужили образцами для церковных песен на новых европ. языках. С XIV в. стали появляться переводы Г. на чеш., нидерланд., швед., англ., венг. и нем. языки. Монодийная певческая традиция Древнейшая нотированная запись Г. (Pange lingua) найдена в рукописи, датируемой ок. 900 г. (St. Gallen. Stiftsbibl. 359). Певч. традиция Г. отражена гл. обр. в Антифонариях и Гимнариях. Древнейшие нотированные Гимнарии сохранились от X-XI вв.: Zürich. Zentralbibl. Rh. 83, Vat. Ross. 205, Verona. Bibl. Capitolare. 109 (102), Cantabr. Corpus Christi. 391, Lond. Brit. Lib. Harl. 2961 (см.: St ä blein. 1956; Milfull. 1996) и еще 16 рукописей испан. происхождения (см.: Guti é rrez. 1993). За редким исключением, нотировались только 1-е строфы и не каждого Г.; иногда над разными строфами одного Г. записывались разные мелодии (Huesca. Catedral. 1; Vat. Ross. 205 - обе рукописи XI в.).

http://pravenc.ru/text/Гимны.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010