La reforme judiciaire d " Andronique Paleologue (l329)//«Echos d " Orient. 1906 Mai. 58. P. 134–138 и » Αντωνιδης Θαλς. δικαιοσνη επ των Παλαιολγων και ο καθολικο κριται των Ρωμαων//« Εκκλησιαστικ » Αλθεια. 1909. 41–44. См. также: Finlay George. History of the Byzantine and Greek Empires. London, 1854. V. II. P. 454–455; Mortreuil J. Histoire du droit buzantin ou du droit romain dans l " empire d " Orient. Paris, 1846. T. III. P. 97–102 644 Miklosich et Miiller. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Vindobonae, 1860. T. I. P. 230; Gelzer И. Ungedruckte und ungeniingen veroffentlichte Texte der Notitiae episcopatuum. Munchen, 1901. S. 597–601 646 О храме Всех Святых, построенном императором Львом VI Мудрым (886–912), сведения сообщают: Ducange. Constantinopolis Christiana. Venetiis, 1729. Lib. IV. P. 90–9 Βυζντιος Σκ. Κωνσταντινοπολις κτλ, " Αθναι, 1851. Τ. Α Σ. 406–408; Кондаков Η. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1887. С. 68; Беляев Д. Ф. Byzantina. СПб., 1906. Т. III. Р. 148–150, 181 Впрочем, сохранилось известие – хотя и в рукописи очень позднего происхождения, именно XVIII в. – о том, что «божественные судьи», институт которых был учрежден императором Юстинианом, назывались также «кафолическими», или «вселенскими судьями» ( καθολικο κριτα). Известна обширная «апология осужденных вселенских судей», обращенная к императору Юстиниану. В предисловии к этой апологии вселенские судьи заявляют, что они по несправедливому приговору, вынесенному вопреки законам, испытали очень много бедствий, какие, по суду тех же законов, назначаются только уголовным преступникам, разбойникам или изменникам, и подверглись изгнанию, которому их жестокими своими руками предали «священные судьи» (oi ιερο κριτα); ввиду этого они прибегают к человеколюбию и справедливости василевса. И затем в апологии сообщается, что виновником страданий несправедливо осужденных вселенских судей является «патриарх вселенной, покровитель обижаемых, убежище обвиняемых», который, однако, предал осужденных своими руками, после того как они с раскаянием прибегли к этому источнику сострадания и просили о помиловании и уврачевании их грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Представляется возможным и более детально и даже исчерпывающим образом определить состав Константинопольского патриархата во второй половине XV века – по руководству каталогов епархий, опубликованных проф. Г. Гельцером 31 и нами 32 , при чем простое исчисление престолов, находящееся в сохранившихся τξις’ах, полезно и важно восполнить некоторыми историческими данными, проливающими свет на положение почти каждой из епархий в отдельности, в период от XIV до конца XVIII в. Патриаший Вселенский престол именовался Константинопольским [« Κωνσταντινουπλεως»] и занимал в «Τξις’е προαϑεδρας τν γιωττων πατριαρχν» второе – после римского престола – место, применительно к тому первенству чести, которое некогда принадлежало Риму и являлось церковно-историческим его достоянием. Характерно то явление, что в Notitiae episcopatuum не только до XI в., но и в последующее время Рим неизменно первенствует по месту, сравнительно с Константинополем: и в этом выразилась присущая православному Востоку приверженность к традиции и стремление сохранить древнее предание без изменений, хотя бы лишь в одном формальном отношении. В свою очередь, Константинополь, как первенствующий по чести престол православного Востока, занимал место выше патриарших престолов Александрии, Антиохии и Элии или Иерусалима. Во второй половине XV в. в состав Константинопольской церкви входили: I) одна (1) архиепископия-патриархия, неизменно сохранявшая свой престол в столице турецкой империи – Константинополе и его окрестностях, II) семьдесят две (72) митрополии, которым были, в свою очередь, подчинены семьдесят девять (79) епископий, и IIΙ) восемь (8) архиепископий, которые не имели подчиненных им епископий. Дальнейшие наши краткие сообщения будут касаться исторической судьбы лишь Константинопольской архиепископии – вплоть до настоящего времени.                   Столица турецкой империи – Константинополь [Κωνσταντινοπολης или просто – Πλις, Βυζντιον, Να μη, σταμπλ (=ες τν Πλιν), Σταμπλ (=’ς τν Πλιν), или Σταμπολ, Стамбул 33 , Царьград] вместе с окрестностями и составлял в XV в., как и в византийскую эпоху, епархию-архиескопию Вселенского патриарха, титуловавшегося и архиепископом Константинополя, Нового Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Насколько история его кратка, это можно видеть и-того, что историю со времени апостолов он трактует с 29 гл. по 5 Текст этого труда сохранился в рукописи XI в., находящейся Ватикане (Codex Palatinus). Другое произведение Севера в щ же роде — «Жизнеописание Мартина турского», которое сохранилось в 6 рукописях. Самое лучшее издание сочинений Сульпиция Севера — издание, сделанное в Вене (vol. I, ed. Halm 1866).    Затем следует назвать из историков того же направления архидиакона карфагенского Либерата, составившего краткие со-обшения о несторианах и евтихианах, «Breviarium causae Nesto-rianorum et Eutychianorum» («Краткое изложение дела несториан и евтихиан»). Об этом историке известно, что он был защитником «трех глав». Для первой части своего труда он пользовался трудами предыдущих историков (Сократа и др.), а в последней части выступает как очевидец. Несмотря на его тенденциозность, ученые находят у него значительную объективность и ценят его труд за достоверность содержащихся в нем сведений.    Далее, латинская историография в этом направлении имела представителя в лице Виктора, епископа витского, для которого было задачей описать преследование христиан арианами — вандалами в Африке: «Historia persecutionis Wandalicae, II. Ill (V). Accedunt: 1) Passio martyrum apud Carthaginem, 2) Notitia episcopatuum Africae». История его состоит из 3, иначе (по прежнему счету) 5 книг, и сохранилась в 6 кодексах. Из изданий этого труда хорошими считаются только два, из которых одно было дано в венском корпусе (vol. VII, ed. Petschenig 1881), а другое в берлинских Monumenta Germaniae (Austores antiquissimi III, I, ed. Halm 1879).    В последующее время латинская церковная историография утрачивает свое вселенское течение и делается местною, национальною, и получает характер в известном роде — монографический. Таковы: Gregorius Turonensis (t 595), Historia (ecclesia-sica) Francorum, II. 10 (Григорий Турский, «(Церковная) история Франков»); Beda Venerabilis (f 735), Historia ecclesiastica gentis Anglorum, II.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

В последней главе «Истории» Евагрий пишет, что составил и другое сочинение, написаное частично от имени антиохийского епископа Григория («написана нами и другая книга, заключающая в себе донесения, послания, судебные мнения, речи, разговоры и прочее тому подобное. Из содержащихся в ней донесений большая часть составлена от лица Григория Феопольского»); это сочинение не сохранилось. 94 «Компендиум», многократно перерабатывавшийся и дополнявшийся впоследствии, в оригинале был утрачен еще в древности (в частности, в 9 в. анонимным автором была выполнена его переработка в алфавитном виде, также утраченная). 95 Первое издание трудов Исихия предпринял Иоганн Каспар фон Орелли в 1820 г., за ним (как Псевдо–Исихия) – И. Флах (1880 и 1882 гг.); фрагменты публиковались в 4–м томе Fragmenta historicorum Graecorum Карла Мюллера и в 1–м томе Scriptores originis Constantinopolitanae (1901) Теодора Прегера. 96 Первое издание – в Милане в 1499 г., в 1581 г. в Базеле вышел перевод на латынь. Последнее критическое издание подготовлено А. Адлер: Suidae Lexicon. Pt. 1–4. Lpz., 1928–1938 (2–е изд.: Stuttgart, 1967–1971). 97 О жизни Никифора известно очень мало. См.: Jugie М./Diet. Theol. Cath. Vol. И. 1931. Col. 446–452 ; Guilland R. Correspondance de Nicephore Gregoras. Paris, 1927. P. 382–385; Sykutris J./Ελληνικ. 1930. T. 3. Σελ. 29–33; о соч. см.: Beck H.G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1959. S. 705–707; Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur. Munchen, 1897. S. 291–293; Halkin F. Bibliotheca Hagiographica Graeca. Bruxelles, 1957. Index auctorum. P. 260. 98 Hieroclis Synecdemus et notitiae graecae episcopatuum: Accedunt Nili Doxopatrii notitia patriarchatuum nomina immutata/Ex recognitione G. Parthey. Berolini, 1866 (более поздние публикации: Amsterdam, 1967; Chicago, 1967); англ. пер. Дж. Сицилиано: The Theory of the Pentarchy and Mews on Papal Supremacy in the Ecclesiology of Neilos Doxopatrius and his Contemporaries/Byzantine studies. 1979. Vol. 6. См. также: Laurent V V oeuvre geographique du moine sicilien Nil Doxapatris/Echos d " Orient. 1937. T. 36. Нил формулирует мысль о том, что с тех пор, как Рим отпал от Восточной империи, он перестал быть столицей и первенствующей епископской кафедрой, так как лишился, с утратой императорского престола, и всех церковных привилегий, соединенных с императорским престолом. А раз честь епископской кафедры зависит от ее местоположения, то Константинополь – «царский град» – обладает патриаршим престолом, по чести по меньшей мере равным Римскому престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

effect, curat., X: Migne, gr. ser. t. 83, col. 1061, p. 950. 1076, p. 964), но пишет его чрез йота, а также и Климент Ал. (Cohort. ad Gentes, lib. II: Migne, gr. ser. t. 8, col. 68) и Евсевий Кесарийский (Praepar. evang., II, 3: Migne, gr. ser. t. 21, col. 120). Впрочем, Греки нередко употреблали и ипсилон (М. 8, col. 68: not. 3. М. 21, col. 120: not. 63). 113 Tillemont. Mémoires. XV, р. 217. О современном положении Кирра см. у Ньюмана (Hist. Sketches, vol. II, р. 318); теперь он принадлежит к Алеинскому пашалыку и расположен в той местности, чрез которую должна проходить проектируемая железная дорога от Средиземнаго моря в долину Евфрата. 115 См. not. а ad libr. V, cap. 3, Facundi Pro defens. trium capit.: Migne, la 1. ser. t. 67, col. 641–642. 116 Procopius. De aedificii Justiniani. Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Pars II vol. III. P. 242. 117 Hieroclis. Synecdemus et notitiae graecae episcopatuum. Ed. S. Parthey. Berolini. 1866. P. 86. Cnf. Tillemont. Mémoires. XV, p. 217–218. 118 Иерокл ставит Кирр вторым в числе двенадцати городов Евфратисии (Sunecdemus et notitiae; ed. Parthey, p. 41), но Аммиан Марцеллин усвояет это значение Самосатам. Равным образом под определением Антиохийскаго собора 387 года епископ Самосатский подписался тотчас после Мелетия Антиохийскаго . В виду этого едва ли можно выдавать указание Иерокла за вполне несомненное, как то делает Тильмон (Mémoires, XV, р. 218). Ни в 18, ни в 19 в. Кирр не упоминается в числе епархий Антиохий­скаго престола (К. Базили. Сирия и Палестина под Турецким правительством в историческом и политическом отношениих. Ч. II. Спб. 1875. Стр. 180–181 и прим, к стр. 181). 120 Synodicon., cap. LXXI (Migne, gr. set. 84, col. 679): habitamus civitatem, – пишет Феодорит Имерию Никомидийскому, – longe alicubi sitam ab illa via, qua equi transcurrunt. Cnf. cap. LXXXVIII (M. 84, col. 702): ab illa via, qua currunt equi, longius et nos et tua religiositas (Theosebius, episeopus Cii, in Bithynia) habitet. Epist. Theodoreti 69: M.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Издания сочинения Иерокла отмечены также очень глухо (Parthei, 1866, Burckhard, 1893). Оно напечатано (кроме издания Bauduri, imperium orientale, Paris, 1711) в приложении к сочинению Константина Порфирородного Бонском издании византийских писателей v. III (1840), 379–552) и отсюда перешло в общедоступную Patrologia Migne, gr. s., 1.113, 141–156. Лучшим изданием его основанным на изучение рукописей и с присоединением отрывков, найденных в сочинении Константина Порфирогенста о темах сделано Burkharpd’oм Leipzig, Biblioth. teubner, 1893). Следовало также упомянуть и знаменитый труд Георгия Кипрского, жившего в царствовании Фоки (602–610) «Descriptio orbis Romani (лучшее издание Gelzes’ä «Grecogii Cyprii descriptio orbis Romani, Leipzig, Biblioth Teueub 1990 с четырьмя картами и важным для географии и истории комментарием). 3). Стр. 81. Отмечена в качестве пособия для ознакомления с консульскими списками (т. н. консульская хронология) только книга Klein’a, Fasti consulares, Lipseae, 1881, перечисляющая консулов от смерти Юлия Цезаря до Диоклетиана. Неопытному читателю может показаться, что списки консульства и известны только до эпохи Диоклетиана. Но наука имеет в своем распоряжении и цельные списки консулов. Это прежде всего списки Идация, испанского епископа о котором упоминает В. В. Болотов , но только в другом месте (стр. 190); кроме нового издания Моммсена, отмеченного здесь, они напечатаны у Дюканжа в приложении к пасхальной хронике (р. 4391 и у Migne, Patr. Lat. 51 (в издании Roncalli); patr. gr. 92 (Дюканжа). См. о них Frick. Die Fasti Idatiani und Chron. paschale (Biz. Zeit, 1 В. 1892, s. 283 fgg). Но гораздо важнее в научном отношении ряд списков «descriptio consulorum» и «fasti graeci», находящийся в приложении к пасхальной хронике, изданной Dindorf’oм (переп. у Migne, part. gr. 92, с 1071–1116). и совсем не упомянутых у Болотова. О списках консулов см. исследование Cichorius’ä «De fastis contularibus antiqissimis», Leiipzig 1886. 4). Стр. 60 «Notitiae episcopatum», этот важнейший источник для изучения числа и истории восточных епископских кафедр, а также и имя Гельцера, виднейшего издателя их, упомянуты только мимоходом (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

128 Допускается, что если мозаика с текстом посвящена грузину, стало быть, и остальные жители Питиунта, тоже грузины, вернее, лазы, судя по трактовке мозаики, в IV веке приняли христианство как государственную религию. Это, в свою очередь, используется для доказательства одновременного принятия христианства в IV веке во всей Грузии, как в восточной ее части – Иберии, так и в западной – Лазике. 129 Конечно, христианство в Западной Грузии (Лазике) могло быть объявлено государственной религией одновременно с Иберией в IV веке. Однако совершенно недостаточно одного имени Орела (если даже оно было выложено на мозаике) для доказательства такого тезиса и тем более для вывода о том, что древний Питиунт был грузинским городом. Сама Лазика, как известно, этнически и географически находилась в Западной Грузии, не захватывая Абхазии, тем более исторической Абазгии, на территории которой был расположен Питиунт. В частности, по мнению С.К. Каухчишвиди, Питиунт был в тот период значительным и известным центром Абазгии. 130 О том, что в западногрузинскую, вернее, Лазскую митрополию в ранее средневековье не входила территория Абазгии вместе со своим автокефальным архиепископством, говорят константинопольские церковные нарративные документы, так называемые Notitiae episcopatuum. 131 Прокопий Кесарийский также сообщает об обращении в христианство абазгов (отдельно от лазов) при императоре Юстиниане. Что же касается древнейшей Питиунтской епископии, то она была греческой: естественно, здесь и духовенство, и прихожане, в основном, были греками. Надпись на мозаике, как и сама мозаика, по типу, форме и содержанию относится к типичным памятникам греко-римского мира и исполнена в его традициях. 132 И если к данной епископии были приобщены какие-то слои местного населения, то, по нашему мнению, это должны были быть прежде всего абазги, ибо Питиунт был расположен на их территории. 133 Что же касается заявления представителей грузинского духовенства, в частности, епископа Кириона, о том, что, мол, «Грузия просветила абхазов христианством и поэтому имеет право на управление ими», 134 оно не имеет никакой логической и исторической почвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАДАРА Чудо исцеления бесноватых в стране Гадаринской. Роспись ц. Богоявления в Ярославле. 1692 г. Чудо исцеления бесноватых в стране Гадаринской. Роспись ц. Богоявления в Ярославле. 1692 г. Гадара [греч. Γδαρα], город Десятиградия , лежавший к юго-востоку от Галилейского моря (совр. Тивериадское оз.). В синодальном и большинстве переводов НЗ на европ. языки упоминается «Гадаринская страна» (Мк 5. 1; Лк 8. 26, 37) как место, где Иисус совершил чудо исцеления бесноватых, изгнав бесов, обратившихся в стадо свиней и бросившихся в море. Правда, во мн. греч. рукописях НЗ в этих стихах сказано, что Иисус с учениками пришли в «страну Герасинскую» [τν χραν τν Γερασηνν - NAG]. В др. параллельном тексте Евангелия это место исцеления также именуется «страной Гергесинской» (Мф 8. 28) (в критическом издании НЗ здесь стоит греч. τν χραν τν Γαδαρνων, т. е. в «страну Гадаринскую»). Вероятно, подобные разночтения в рукописной традиции были обусловлены ошибками переписчиков. Местоположение Г. и Герасы определяется уверенно, однако вопрос о точном месте евангельского чуда остается нерешенным. Открытие в 70-х гг. XX в. на вост. берегу Тивериадского оз. (в совр. Курси, т. е., возможно, Гергесе) церкви и мон-ря V-VI вв., по-видимому отмечавших место, где почиталась память о чуде изгнания бесов, может говорить в пользу последней. Г. была населена по преимуществу греч. населением ( Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4) и играла заметную роль как член Десятиградия только с правления Помпея (64/63 г. до Р. Х.), однако история города началась по крайней мере в эпоху эллинизма и даже ранее, правда, слои этих периодов еще не обнаружены. Рим. наместник Сирии Авл Габиний разделил Палестину на 5 округов, 2-м из них после Иерусалима назвав Г. ( Ios. Flav. De bell. I 8. 5). во время Иудейской войны, ок. 68 г. по Р. Х., Г. была разрушена имп. Веспасианом (Ibid. IV 7. 3, 5). Особую известность принесли Г. жившие в городе греч. ученые: Менипп (III в. до Р. Х.), Мелеагр и Филодем (1-я пол. I в. до Р. Х.), Теодор, учитель имп. Тиберия (кон. I в. до Р. Х.), Апсинес (III в. до Р. Х.). Христианство утвердилось здесь очень рано: в Г. в 303 г. принял мученическую кончину диак. Закхей; еп. Г. Сабин участвовал во Вселенском I Соборе 325 г. Однако церковная жизнь Г. в визант. эпоху восстанавливается с трудом, как из-за скудости и противоречивости источников, так и в силу существования 2 городов с близкими названиями, лежащих в областях соседних провинций (Палестина Первая и Палестина Вторая). В 1-й пол. VI в. Г. упоминается вместе с 3 городами пров. Палестины Второй после Скифополя и Пеллы ( Parthey G. Hieroclis Synecdemus et Notitiae graecae episcopatuum. B., 1866. Amst., 1967r. P. 44; Georgios Cyprius. Descriptio orbis Romani/Ed. H. Gelzer. Lpz., 1890. P. 52-53).

http://pravenc.ru/text/161399.html

De LXX interpretibus 89,588A–589D Testamentum ad cives (fragmenta) Epistula ad Joannem Hieroso-lymitanum (лат.) 11 (fr. gr.) 43, 379–392 Epistola ad Hieronymum (лат.) 43, 391–392 Epistula ad Eusebium, Marcellum, Vivianum, Carpum et ad Aegyptios (fragmentum) Epistula ad clericos Aegypti (fragmenta) (сир.) —599— Латинское название TLG (2021) 3760, cp.3744 Fragmenta in catenis: 3761/1–11 4102/1, 8, 39 Scholia in Genesim Scholia in Psalmos 43, 244D–245A Scholia in Proverbia 3761/3 Scholia in Matthaeum – 4102/1 (P. 25:23) [a] Scholia in Marcum 3761/5 Scholia in Lucam 3761/6 Scholia in Iohannem 3761/7 —600— Латинское название TLG (2021) Scholia in Actus 3761/8, ср. 3745 Scholia in epistulas Pauli – 4102/39 (P. 555:33–556:7) Scholia in catena coptica 3761/10 Scholia in catena arabica 3761/11 Spuria Латинское название TLG (2021) BHG 1143 43, 485–501 Homilia VII: In sanctam Christi Resurrectionem 43, 505–508 (лат.) —601— Латинское название TLG (2021) Homilia de hypapante (не-изд.) BHG a 1956s Homilia de nativitate (неизд.) BHGs 1894i Tractatus de numerorum mysteriis 43, 508–517 De prophetarum vita et obi tu (recensio prior) 21=1750/X02 BHG a 1585, 741c, 778d, 778f, 2155 43, 393–413 De prophetarum vita et obitu (recensio altera) 22=1750/X03 BHG a 1587, 778e–f, 958d, BHG n 484xb, 2155b 43, 415–428 Enumeratio lxxii prophetarum et prophetissarum (textus) 20=1750/X01 BHG 1591a 23=1750/X04; част. 24=1750/X05 BHG 150–150d, BHG n 150m 1750/4 BHG 151–152b Index anonymus graeco-syrus BHG 154 Index apostolorum cum appendiculis BHG 153c Index discipulorum (textus) 3781, cp. 3780 24=1750/X05 BHG 150i–k, 152k —602— Латинское название TLG (2021) 43=1750/X06 Nomina apostolorum BHG a 156n Commentarii in hexameron (араб.) (эфиоп.) Homiliae in Lucam (арм.) Testimonia ex divinis et sacris scripturis (=De divina inhumanatione) Notitiae episcopatuum 3788 (5560) 65, 161C–167A 29. Cp. TLG 7051/1 (P. 299:3–10) De Trinitate (fragmentum) 30. Cp. TLG 7051/1 (P. 317:5–8) Epistula ad Theodoretum (!) imperatorem

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Страсть ромеев к просвещению отличалась ис¬кренностью и глубиной, хотя количество книгочеев, изучавших науки, в целом было невелико. Культура ограничивалась в основном людьми, близкими ко двору. Причем это была культура мира, для которого Священное Писание было источником всякого знания. По сути дела, она не нуждалась в других сочинениях. Византийцы не имели общепринятых критериев того, что возможно, а что нет. Другими словами, у них не было чувства невозможного. А без этого немыслимо то, то мы называем «наукой». Научные концепции ромеев, как и большинства западноевропейских интеллектуалов средневевовья, были достаточно «примитивными». Они базировались в значительной степени на античном наследии Александрийских школ. Основанные на так называемом Тетрактис тон мафематон, или квадривии (quadrivium) – дословно «перекрестке четырех путей»: арифметике, геометрии, астрономии и музыке, научные изыскания в Византии строились на использовании трудов таких античных писателей как Евклид, Архимед, Птолемей, Герон, Диофант Александрийский, математик Феон Александрийский и др. При этом ученых ромеев не волновали результаты экспериментов, проблемы космографии, географии, устройства мира и Земли. Точнее, их вполне устривали библейские разяснения на эту тему. Они плавали по морям и рекам, забирались в весьма отдаленные страны, имели довольно точные описания для своих водных и сухопутных путешествий, руководства по навигации – пе- риплы, дорожники-итинерарии, вполне конкретные списки епархий (Notitia episcopatuum), но предпочитали представлять связь Северного Океана со Средиземным морем в виде непрерывной цепи рек, а саму Землю и небеса над ней в виде библейской скинии, некоего ящика, и Солнце, скрывающимся за огромную гору, которая не пускала его до утра. Именно в таком духе писал в 547–549 гг. александрийский купец и бывший моряк Косьма Индикоплов в своей «Христианской топографии» и через 250 лет после него рассуждал в «Хронографии» Феофан Исповедник . Гораздо больше ромеев привлекала математическая астрономия, построенная в основном на трудах такого величайшего авторитета греко-римской древности как Птолемей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010