Е.К. Аджинджал Предисловие Издание данной своей работы Ермолай Кесугович просил издательство, и в частности меня, снабдить небольшим предисловием, где были бы показаны достоинства и недостатки его труда. Таковое вступление было написано, не столько для общей оценки очерков Ермолая Кесуговича, сколько для разъяснения читателю некоторых запутанных в историографии обстоятельств из истории Абхазской Церкви, которые отразились и на данном труде. Прежде всего, что касается достоинств работы. Несомненно, первые две главы, на наш взгляд, заслуживают большого внимания. В них подробно рассмотрены все аспекты, связанные с проникновением и распространением христианства в Абхазии. Весьма удачно раскрыты причины, побудившие абхазов отвернуться (если таковое было) от христианства в период, предшествовавший известным событиям при императоре Юстиниане Великом и т. д. Не менее интересным нам показался и сам метод изучения истории христианства в Абхазии, хотя автор в этом усматривает веяние советской исторической науки. В отношении последних двух глав необходимо высказать некоторые замечания. Во-первых, нужно совершенно четко различать Абасгскую автокефальную епархию с кафедрой в Себастополисе (ее для ясности в дальнейшем будем именовать Себастопольской епархией) и Абхазскую Автокефальную Церковь , это два совершенно разных института. И употреблять наименование Абхазская Церковь в качестве синонима Себастопольской епархии недопустимо, ибо это порождает путаницу. Себастопольская автокефальная епархия, которая упоминается в Notitiae episcopatuum Константинопольской Церкви как епархия Абасгии (’Eparciav ’Abasgiav – o Sebastopolewv), в ранний период своего существования простирала свою юрисдикцию на территорию собственно города Себастополиса (нынешний Сухум), а ко времени упоминания в названном источнике – на территорию Апсилии. Во-вторых, термин «автокефальная» имеет свои особенности. Титул автокефального или самовластного епископы Себастопольские могли иметь до Халкидонского Собора (до 451 года) в смысле независимости в управлении своей епархией. Но после Халкидонского. Собора, который своими 28 правилам подчинил многие епархии, географически прилегавшие к Новому Риму, в том числе и Себастопольскую, Константинопольской Церкви, титул «автокефальный» мог сохраняться без реального содержания за епископом Себастопольским; так, к примеру, было со Скифскими и Херсонскими епархиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Том 1 Том 3 Том 4 Том 5 Содержание Предисловие От составителя Часть I. Славяне и народы Восточной Европы Евсевий Кесарийский Филосторгий Евнапий Сардский Сократ Схоластик Приск Панийский Малх Филадельфийский Олимпиодор Фиванский Петр Патрикий Магистр Прокопий Кесарийский Маврикий Феофилакт Симокатта Феофан Исповедник Часть II. Русь и народы Восточной Европы Житие Георгия Амастридского Фотий Никита Давид Пафлагон Константин Багрянородный Воинский трактат Хв Продолжатель Феофана Псевдо-Симеон Малые (краткие) хроники Иоанн Геометр (Кириот) Лев Диакон Иоанн Скилица Михаил Пселл Кекавмен Список Епископий (Notitiae Episcopatum) Иоанн Киннам Никита Хониат Георгий Акрополит Библиография и сокращения Этногеографический указатель Указатель личных имен     Предисловие Ведущиеся в нашей стране в последние 30 лет интенсивные исследования иностранных источников по истории Древней Руси показывают, что разнообразие, подчас уникальность и огромный объем информации о Восточной Европе и Руси в зарубежных памятниках письменности делают их ценнейшим источником сведений о древнейшей истории нашей страны. Академический свод «Древнейшие источники по истории Восточной Европы», призванный дать историкам исчерпывающее собрание иностранных источников, насчитывает пока немногим более двадцати опубликованных в 1977–2005 гг. томов иностранных нарративных источников и карт, что составляет лишь незначительную часть подлежащих изданию текстов. При всем оптимизме трудно назвать срок, к которому основной массив необходимых источников будет опубликован в Своде. Репертуар включенных в Хрестоматию текстов отражает тот их набор, который в идеале должен со временем увидеть свет в выпусках Свода. Настоящая публикация дает возможность всесторонне представить учащимся иностранные источники – хоть и не в максимальном объеме (как в Своде), но все же в объеме, необходимом и достаточном для учебных целей. Отечественное образование не имеет на сегодняшний день репрезентативной подборки иноязычных текстов, рассматриваемых как источник по истории Древней Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ еп. Суздальский (Ростовский) (рубеж XI и XII вв.?), возможно, одно лицо со свт. Ефремом , митр. Переяславским. О Суздальском еп. Е. писал в послании иноку Поликарпу (в составе Киево-Печерского патерика ) в 1225-1226 гг. Владимиро-Суздальский еп. св. Симон , считавший Е. Суздальского и свт. Ефрема Переяславского разными людьми. Свт. Симон ссылался на «летописец старый ростовский», где, вероятно, читались какие-то известия о деятельности Е. в Ростово-Суздальской земле. По свидетельству свт. Симона, Е. был пострижеником Киево-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Примечательно, что свт. Симон именует Е. еп. Суздальским, притом что предшественников Е. святителей Леонтия и Исаию он называет Ростовскими епископами. О нахождении кафедры Ростовских епископов в Суздале по крайней мере к нач. 60-х гг. XII в. определенно свидетельствует Ипатьевская летопись (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520, под 1161 г.). Суздальская епархия (το Σοσδαλ, Σοσδαλις) упоминается в «Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae» как существовавшая в кон. XII в. ( Darrouz è s. Notitiae. P. 348-352). В отразившихся в рус. летописях позднейших перечнях Ростовских архиереев (списки XV-XVI вв.) Е. назван между свт. Исаией († после авг. 1089) и еп. Нестором (поставлен ранее сент. 1148). Свт. Ефрем Ростовский и прп. Сергий Радонежский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских чудотворцев». 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Свт. Ефрем Ростовский и прп. Сергий Радонежский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских чудотворцев». 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Можно предположить, что Е. упоминается в летописных известиях, сообщающих о церковном строительстве в Суздале в 90-х гг. XI в. Так, «блаженымь епископомь Ефремом» совместно с кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом (кн. переяславский в 1094-1113, вел. кн. Киевский в 1113-1125) была построена соборная суздальская ц.

http://pravenc.ru/text/182113.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛЬЦЕР [нем. Gelzer] Генрих, нем. историк Церкви, византинист (1.07.1847, Берлин - 11.07.1906, Йена). Сын швейцар. историка И. Г. Гельцера (1813-1889). Учился в ун-тах Базеля (1862-1866) и Гёттингена (1867-1868) у Я. К. Буркхардта и археолога Э. Курциуса. С 1869 г. преподавал в базельской гимназии. В 1871 г. совершил вместе с Курциусом поездку в М. Азию. С 1873 г. экстраординарный профессор в Гейдельберге; в 1878 г. приглашен на кафедру классической филологии и древней истории в Йенский ун-т. С 80-х гг. XIX в. Г. стал заниматься византиноведением и историей христ. Востока. Этим темам посвящены его главные труды: монография о первом христ. хронисте Юлии Африкане (III в.) и о его влиянии на визант. хронографическую традицию; издания географического трактата Георгия Кипрского (нач. VII в.) и Жития свт. Иоанна V Милостивого, патриарха Александрийского, написанного Леонтием из Неаполя Кипрского (VII в.). Исследования Г. положили начало растянувшейся на мн. десятилетия работе по изданию и классификации списков епископских кафедр правосл. Патриархатов (т. н. Notitiae episcopatuum). Большое значение имеют его труды по греч. и визант. эпиграфике. В 1899 г. вышла работа Г., посвященная становлению в Византии военно-адм. структуры фем. Путешествия на Балканы, в Грецию и в М. Азию (1899-1903) позволили Г. собрать богатый материал по исторической географии Византии, а также установить контакты с правосл. богословами и иерархами (в это время он начал работу над докторской диссертацией по теологии в ун-те Гисена). Впечатления от поездки Г. выразил в популярных очерках «Духовное и мирское с турко-греческого Востока» (1900) и «Со Святой горы и из Македонии» (1904). Нереализованными остались его планы по созданию обобщающей истории Византии. С 1892 г. Г. был сотрудником ж. «Byzantinische Zeitschrift». Разносторонние интересы и фундаментальное классическое образование в сочетании с неутомимой творческой активностью снискали ему славу универсального специалиста по истории Византии.

http://pravenc.ru/text/161986.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДРИИНОПОЛЬСКАЯ, ПОГОНИАНСКАЯ И КОНИЦКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις ρυνουπλεως, Πωϒωνιανς κα Κοντσης], в составе Элладской Православной Церкви. Название города Дриинополь, бывшего кафедрой митрополии (Сев. Эпир), является искаженной формой названия эпирского г. Адрианополя, именовавшегося так во времена Римской империи и в раннее средневековье. Был основан имп. Адрианом в нач. II в. по Р. Х. Остатки древнего города, преимущественно рим. периода, были найдены на юге Албании, в Либохове. Названия епископской кафедры в Дриинополе и новое название города появились сравнительно поздно: в списке греч. епархий 1022-1025 гг. она значится еще как Адрианопольская ( Parthey G. Hieroclis Synecdemus et notitiae Graecae episcopatuum. Amst., 1967. Р. 122, N 530; Р. 260, N 474). 1-й известный епископ, Евтихий, вместе с Никопольским митр. Донатом и др. епископами осудил монофизитство на К-польском Соборе в 448/9 г. ( Mansi. T. 6. P. 626, 740, 828), в 451 г. принимал участие в IV Вселенском Соборе. В V в. Адрианопольская епископия подчинялась Никополю , затем, после его разрушения,- Навпакту и, наконец,- Янине . Хрисовулом имп. Алексея I Комнина Дриинополю были пожалованы статус архиепископии и особые привилегии. В неск. этапов Дриинопольская архиепископия была объединена с Аргирокастронской епископией (окончательно к 1810). В 1725 г. кафедра Дриинопольского епископа располагалась в Аргирокастроне (совр. Гирокастра, Албания). В июле 1835 г. Дриинопольская епархия была возведена в ранг митрополии и объединена с Делвинской и Химарской епархиями, а в 1850 г.- с Погонианской епархией. На нач. XX в. Дриинопольская митрополия занимала 64-е место из 82 в списках епархий К-польского Патриархата. В 1926 г. Дриинопольская митрополия была объединена с Погонианской и Коницкой, а с 1928 г., уже в обновленном составе, стала частью Элладской Православной Церкви. С этого времени митрополит носит тройной титул, а кроме того - титул «ипертим и экзарх Северного Эпира». Ему предписано проводить 6 месяцев в году в Делвинаки (к-рый считается кафедрой) и 6 месяцев - в Конице. Архиереи

http://pravenc.ru/text/180457.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Святыни Абхазии» — автор и ведущая Ю. Павлюченкова, передача 4 16.07.2015 22:04 Материалы, которые дают возможность высказывать мнение об официальном принятии абхазами христианство содержать сообщения о том, что на территории нынешней Абхазии оно распространялось не одновременно и не в одночасье. По всей вероятности первоначально христианство утвердилось на побережье, а затем и во всей остальной территории. У Прокопия Кесарийского речь идет о двух событиях, произошедших во времена правления Юстиниана Великого. Первое - это окончательное утверждение христианства среди абазгов, т.е. с этого времени абазги выступают как единый христианский народ. Второе - это создание новой церковной организации - Абазгской епархии с кафедрой в Себастополисе. Ее возглавил автокефальный архиепископ, именно так он именуется в Notitiae episcopatuum. Этот архиепископ, присланный Юстинианом, отныне был независим от окружного митрополита, т.е. экзарха Понтийского диоцеза, и в этом смысле был автокефальным и напрямую подчинялся Константинопольскому патриарху. Именно по распоряжению Юстиниана Великого закладывается и .строится Драндский Успенский монастырь. Непосредственным участником всех этих событий был евнух Евфрат, родом абазг, занимавший при дворе императора должность " препозита священной спальни " . Возможно, что Евфрат посылался импер. Юстинианом в Абазгию не один раз. Первая его миссия была связана, с одной стороны, с окончательной христианизацией абазгов и, с другой, с прекращением работорговли, которую практиковали правители Абазгии. В это же время в Константинополе могла быть устроена школа для абазгеких детей, которых, как это следует из сообщения патр. Макария, привозит в столицу Евфрат. Видимо, одним из учеников этой школы мог быть и племянник самого Евфрата.

http://radonezh.ru/radio/2015/07/16/22-0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАДАРА Чудо исцеления бесноватых в стране Гадаринской. Роспись ц. Богоявления в Ярославле. 1692 г. Чудо исцеления бесноватых в стране Гадаринской. Роспись ц. Богоявления в Ярославле. 1692 г. Гадара [греч. Γδαρα], город Десятиградия , лежавший к юго-востоку от Галилейского моря (совр. Тивериадское оз.). В синодальном и большинстве переводов НЗ на европ. языки упоминается «Гадаринская страна» (Мк 5. 1; Лк 8. 26, 37) как место, где Иисус совершил чудо исцеления бесноватых, изгнав бесов, обратившихся в стадо свиней и бросившихся в море. Правда, во мн. греч. рукописях НЗ в этих стихах сказано, что Иисус с учениками пришли в «страну Герасинскую» [τν χραν τν Γερασηνν - NAG]. В др. параллельном тексте Евангелия это место исцеления также именуется «страной Гергесинской» (Мф 8. 28) (в критическом издании НЗ здесь стоит греч. τν χραν τν Γαδαρνων, т. е. в «страну Гадаринскую»). Вероятно, подобные разночтения в рукописной традиции были обусловлены ошибками переписчиков. Местоположение Г. и Герасы определяется уверенно, однако вопрос о точном месте евангельского чуда остается нерешенным. Открытие в 70-х гг. XX в. на вост. берегу Тивериадского оз. (в совр. Курси, т. е., возможно, Гергесе) церкви и мон-ря V-VI вв., по-видимому отмечавших место, где почиталась память о чуде изгнания бесов, может говорить в пользу последней. Г. была населена по преимуществу греч. населением ( Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4) и играла заметную роль как член Десятиградия только с правления Помпея (64/63 г. до Р. Х.), однако история города началась по крайней мере в эпоху эллинизма и даже ранее, правда, слои этих периодов еще не обнаружены. Рим. наместник Сирии Авл Габиний разделил Палестину на 5 округов, 2-м из них после Иерусалима назвав Г. ( Ios. Flav. De bell. I 8. 5). во время Иудейской войны, ок. 68 г. по Р. Х., Г. была разрушена имп. Веспасианом (Ibid. IV 7. 3, 5). Особую известность принесли Г. жившие в городе греч. ученые: Менипп (III в. до Р. Х.), Мелеагр и Филодем (1-я пол. I в. до Р. Х.), Теодор, учитель имп. Тиберия (кон. I в. до Р. Х.), Апсинес (III в. до Р. Х.). Христианство утвердилось здесь очень рано: в Г. в 303 г. принял мученическую кончину диак. Закхей; еп. Г. Сабин участвовал во Вселенском I Соборе 325 г. Однако церковная жизнь Г. в визант. эпоху восстанавливается с трудом, как из-за скудости и противоречивости источников, так и в силу существования 2 городов с близкими названиями, лежащих в областях соседних провинций (Палестина Первая и Палестина Вторая). В 1-й пол. VI в. Г. упоминается вместе с 3 городами пров. Палестины Второй после Скифополя и Пеллы ( Parthey G. Hieroclis Synecdemus et Notitiae graecae episcopatuum. B., 1866. Amst., 1967r. P. 44; Georgios Cyprius. Descriptio orbis Romani/Ed. H. Gelzer. Lpz., 1890. P. 52-53).

http://pravenc.ru/text/161399.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЖНЕАРХЫЗСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Нижнеархызское городище. Фотография. 2017 г. Нижнеархызское городище. Фотография. 2017 г. христ. городище X-XIV вв., находится на Сев. Кавказе в Карачаево-Черкесской Республике, близ пос. Н. Архыз Зеленчукского р-на, на правом берегу р. Б. Зеленчук. Помимо гражданских построек к нему относятся 3 сохранившихся купольных храма X-XII вв., а также развалины 3 крестообразных и более десятка зальных храмов (включая окрестности комплекса). Возникновение города и храмов совпадает по времени с принятием аланами христианства в нач. Х в.: в февр. 914 г. из К-поля в Аланию отправился первый Аланский архиеп. Петр. Отсутствие укреплений, необычное для региона большое количество храмов, особенно купольных, к тому же крупнейших в Алании, заставили предположить, что здесь находился центр Аланской архиепископии (со времени ок. 950 г.- митрополии) К-польского Патриархата. Древнее название города неизвестно. П. Г. Бутков ошибочно прочел в бумагах майора Потёмкина копию надписи на стене Северного храма, увидев там наименование «места, в коем сооружена церковь»,- Аспе; на самом деле там читается γιος (святой). С другой стороны, в работе: Darrouz è s. J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae (P., 1881), начиная с Notitia 12, т. е. со 2-го упоминания Алании в списках епархий, и далее до конца митрополия называется « Αλανα», в то время как ее предстоятель имеет титул «Αλανεας». Поэтому можно предположить, что для названия города - центра Аланской митрополии было избрано наименование епархии, а орфографическая разница в их названиях подчеркивает различие между Аланией как епархией и как кафедральным городом; в «Худуд аль-алам» (982/3) при описании Алании, в местности, расположенной между Кашаком (аланскими владениями на Черном м.) и Дарьялом, упоминается г. Хайлан. С XII в. здесь фиксируется начало процесса дезурбанизации. В XIV в. город был полностью разорен войсками Тамерлана .

http://pravenc.ru/text/2565218.html

2. Ленинградский список Notitiae episcopatuum В 1927 г. В.Н. Бенешевич обратил внимание на хранящуюся в ГПБ, в собрании А.И. Пападопуло-Керамевса , рукопись греч. 716, XVI в., содержащую список епархий Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархатов и небольшой трактат о синкеллах иерусалимского патриарха 4 . В.Н. Бенешевич описал рукопись, подробно проанализировал особенности её текста, указав важнейшие из них, опубликовал описание Александрийского патриархата и трактат о синкеллах. Исследователь пришёл к заключению, что Ленинградская рукопись представляет выдающийся интерес для изучения Notitiae episcopatuum, благодаря широте задуманного составителем плана – «не только дать список епархий» четырёх восточных патриархатов, «но и указать границы главнейших, основных частей вселенской церкви» 5 . Опубликованные в 1873 г. И. Велудосом и в 1970 г. Н. Икономидисом фотокопии двух грамот 1579 г. Константинопольского пртриарха Иеремии II 6 позволяет установить, что обе эти грамоты и рукопись 716 написаны одной рукой. Следовательно Ленинградский список Notitiae episcopatuum был создан во второй половине XVI в. (но не позже 1589 г., когда был основан Московский патриархат: на л. 3 об. Упоминается лишь митрополит Киевский и всея России) в канцелярии вселенского патриарха. В заключение приведём одно важное дополнение к описанию рукописи, сделанному В.Н. Бенешевичем . На л. 6 об. находится помета XVIII в.: 140+224=364 τ γεγραμμνα φλλα По-видимому, те 6 листов, которые образуют сейчас греч. 716, в XVIII в. Входили в состав большого рукописного сборника (может быть, конволюта), в первой части которого текст занимал 140, а во второй – 224 лл. 4 В.Н. Бенешевич. Заметки к текстам Notitiae episcopatuum. – «Seminarium kovianum», I. Prague, 1927, p. 65–72. 6 . Βελοδος. Χρυσβουλλα κα γρμματα τν οκουμενικν πατριρχων νκοντα ες τος Φιλαδελφεας μητροπολτας περτμους κα ξρχους πατριαρχικος κα προδρους πνευματικος τς νετησι τν ρθοδξων κοιντητος. ν Βενετα, 1873, φωτ. Ι.Ν. Οκονομδης. ερ μον Κωνσταμοντου. Κατλογος το ρχεου.- " Σμμεικτα», τ.2, 1970, φωτ. 41–42. Этим же писцом написана грамота Иеремии II во Львов 1593 г.: ЦГИА УССР в г. Львове, ф. 129, оп.1, д. 190. Читать далее Источник: Фонкич Б.Л. Заметки о греческих рукописях советских хранилищ//Византийский временник. 1974. Т. 36. С. 134-138. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОКЛ [греч. Ιεροκλς] (VI в.), автор географического трактата «Синекдим» (Συνκδημος, букв.- «Спутник в странствиях»), описывающего адм. устройство Вост. Римской (Византийской) империи по состоянию на 527/8 г. О личности И. ничего не известно; Константин VII Багрянородный , использовавший трактат И. для своего соч. «О фемах», называет его «грамматиком». Судя по названию, сочинение И. могло быть задумано как географический справочник-путеводитель. В качестве источников И. использовал офиц. регистры провинций сер. V в., а также, возможно, перечни епископских кафедр (нотиции). Трактат И. сохранился более чем в 10 рукописях, древнейшие из к-рых относятся к XII в.; полноценное критическое издание текста до сих пор отсутствует. В тексте, представляющем собой простой список, упомянуто 923 города (в заглавии указано 935), размещенных по 64 провинциям. Для каждой провинции указано общее число городов (не всегда соответствующее наличному перечню), а также титул наместника (августал, проконсул, консуляр, презид (игемон), корректор или дукс). Географический порядок провинций: Балканский п-ов, Паннония, М. Азия, Сирия, Месопотамия, Финикия, Палестина, Аравия, Египет, Ливия; в конце (без номера) упомянуты «7 западных провинций, подчиненных Риму». Близким по типу описанием адм. устройства империи является географический трактат Георгия Кипрского (VII в.), а также т. н. Иконоборческая нотиция К-польского Патриархата (VIII в.; в ркп. Paris. gr. 1555A; Darrouz è s. Notitiae. N 3). Соч.: PG. 113. Col. 141-156; Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum/Ed. G. Parthey. B., 1866. Amst., 1967r. P. 3-51; Hieroclis Synecdemus/Rec. A. Burckhardt. Lpz., 1893; Le Synecdèmos d " Hiéroclès et l " opuscule géographique de Georges de Chypre/Texte, introd., comment. et cartes par E. Honigmann. Brux., 1939. Лит.: Jones A. H. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. Oxf., 1971 2. P. 514-521; Gregory T. E. Roman Inscriptions from Aidepsos//GRBS. 1979. Vol. 20. P. 273-277. П. В. Кузенков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293684.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010