34 Pépin J. Christianisme et mythologie. Jugements chrétiens sur les analogies du paganisme et du christianisme/Pépin J. De la philosophie ancienne à la théologie patristique. Variorum reprints. London, 1986. VIII. p. 40. 35 «Тысячи древних были и мудры, и добродетельны, и доблестны, но груз народных сказок, носивших название религии, прибивали их к земле. […] им действительно нужны были новое небо и новая земля, потому что они опоганили свое небо и свою землю. Как могли они поднять глаза к небу, когда непристойные легенды смотрели на них со звезд? Что могла им дать любовь к цветам и птицам после тех историй, что про них рассказывали?» См. Честертон Г. К. Вечный человек Пер. с англ. М., 1991. с. 24. 36 О том, что Климент писал для образованных язычников, свидетельствуют обильные цитаты из античных философов и поэтов, в том числе, малоизвестных. Благодаря его сочинениям до нас дошли многочисленные фрагменты из произведений языческих авторов. Согласно В. Краузе, в сочинениях Климента содержится 966 цитат из греческой литературы (у следующего за ним по количеству таких цитат Лактанция их только 134). Среди греческих христианских авторов у него одного имеется цитата из римской литературы. Из Ветхого Завета, Нового Завета и из произведений христианских писателей у него встречаются соответственно 1002, 1608 и 152 цитаты (Бычков В.В. Указ. соч. с. 65). Их обилием он также превосходит всех ранних церковных авторов. 37 Nilsson M. P. Geschichte der griechischen Religion. 2. Aufl. München, 1967 Bd. 1 S. 657–658. Anm. 2. 39 В «Увещевании» Климент сравнивает разные мистерии, имеющие, как ему представляется, одинаковое содержание, уподобляя таинства, посвященные Зевсу и Деметре, таинствам в честь Аттиса, Кибелы и корибантов (15, 1). Ниже (17, 1) он, подобно лукиановскому схолиасту, сопоставляет Темосфории, Скирофории и Арретофории (ср.: Deubner L. Attische Feste. 2 Aufl. Berlin. 1956. S. 40 ff., cf. Robert C. Athena Sciras und die Scirophorien Hermes. 1885. 20. S. 367 ff.) 42 Жан Пепен, говоря о риторическом использовании языка мистерий христианскими авторами, ссылается прежде всего на «Увещевание» Климента Александрийского (120, 1–2) (Pépin J. Christianisme et mythologie. Jugements chrétiens sur les analogies du paganisme et du christianisme/Pépin J. De la philosophie ancienne à la théologie patristique. Variorum reprints. London, 1986. VIII. p. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Косвенные, но все еще тесные связи между эфебией и армией птолемеевского Египта: ср. М. Launy, ор. cit., а также факты, собранные Th. Α. Brady, Mélanges Miller (приведенные выше, прим. 4), стр. 15–16, и М. Rostovtseff, Hellenistic World (III), стр. 1588, прим. 23: например: офицеры охотно исполняют должность гимнасиарха, Preisigke, S. В., 2264; 7456; то же в Кирене: Africa Italiana , III (1930), стр. 189. Wilcken, Chrest. 143; 146. Id. 141, 142; BSAA. VII (1929), 277, 3. Египетская эфебия: Р. Jouguet, La vie municipale dans l’Egypte romaine , Paris, 1911, стр. 67–68, 150–160 (возобновленный Revue de Phihlogie , 1910, стр. 43–56); Ε. Bickermann, то же Revue, 1927, стр. 367–368; Th. Α. Brady, приведенная статья, прим. 4; Μ. Rostovtseff, Hellenistic World (III), стр. 1395; Μ. Р. Nilsson, Die hellenistische Schule , стр. 85–98; Et. Bernard, Epitaphes métriques d’un pédotribe (Hermoupolis Magna, конец II — начало III века по Р. X.), BIFAO, 60 (1960), стр. 131–150. P. Fior. 79, 24; P. Oxy. 2186. Я с намерением выбрал для перевода технического термина αρεσις двусмысленное слово «класс»: папирологи колеблются (Р. Jouguet, Vie municipale , стр. 155), понимать ли «класс» в военном смысле, как ежегодное продвижение по службе, « alumni [Питомцы (лат.). — Прим. переводчика. ] of particular years», как у Ростовцева, Hellenistic World , стр. 1059, или, в школьном смысле, как команду, «small groups in order to facilitate Instruction» (Th. A. Brady, Mélanges Miller , стр. 12–13). Тексты, которыми мы располагаем, трудны для понимания: Wilcken, Chrest ., I, 141, 142; Bulletin de la Société Archéologique d’Alexandrie , XXVI (1929), стр. 277, прим. 3; Μ. Р. Nilsson, ор. cit., стр. 91, настаивает на том, что в обычном порядке вслед за этим словом идет родительный падеж имени собственного: «Name des Stifters oder des Obmannes?» [Имя учредителя или старосты (лат.). — Прим. переводчика. ] P. Tebt. II, 316. BGU. 1084. Об «π γυμνασου» в Египте римской эпохи ср. Р. Jouguet, Vie municipale , стр. 79–86. Я допускаю, что практически это обозначение равнозначно «π φηβεας» ( BGU . 1903, 2), хотя Jouguet (стр. 83) сохраняет возможность различия (но кто посещал гимнасий, кроме эфебов?), и, с другой стороны, что оно синонимично ο κ το γυμνασου (ср. Rostovtseff, Hellenistic World , стр. 1059). Brady, Mélanges Miller , стр. 11, избегал их смешения, но недавняя публикация Р. Оху. 2186 устраняет трудность: выражение κ το γυμνασου, казалось, ограничено эпохой Лагидов (APF. II, 548, 26; V, 415–416, 13, 17; SEG., VIII, 504, 531, 641, 694), однако было обнаружено, что Р. Оху. 2186 перечисляет (260 г. по Р. X.) девять поколений κ το γυμνασου; ср. Р. Ahm., 75; PSI. 457, см. также Μ. Р. Nilsson, ор. cit., стр. 92; это отличительное обозначение социального класса — эллин перед лицом копта.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

Смесь профильтрована для отделения окиси железа, и пропущен был сероводород для выделения цинка в виде сернистого соединения, который ни в едких ни в сернистых щелочах не растворяется. – Но цинка во всех обращиках не оказалось». – Не скроем, что пропорция опилков для разложения дана была самая малая, а потому и результаты в иных случаях могли быть лишь приблизительные. 16 См. Leitfaden zur nordischen Alterthumskunde, Kopenhagen 1837, S. 53. Kemble Horae ferales, London 1863, Plate V 16. 23. Plate VI Nilsson Ureinwohner d. Skand. Nordens, 1. Das Bronzealter S. 144 Tab. 4 48. Lindenschmitt Die Altertth. Band I Heft 1. Taf. 2. 4. 5. 8. 11. 12. Bopco Северные Древности рис. 194–196. В Этнографическом музее Императорской Академии наук есть несколько экземпляров этого орудия (но какой формы, нам не известно), доставленных из Чудских копей. 17 Layard Niniveh und seine Überreste. Deutsch von Meissner, Leipzig 1854, S. 343. 344. 390. 415. fig. 18… a, 36. 72. 18 Die Bronzezeit oder die Semiten im Occident, von Rougemont, übersezt v. Keerl, Güterloh 1869, S. 315. 377. 391. 434. 19 См. Etymologisch – symbolisch – mithologisches Real-Wörterbuch von F. Nork, Stuttgart 1843–45, sub voce Schlüssel. 20 Гимн Прокла к солнцу начинается так: Κλθι πυρς νοερο βασιλε χρυσνιε τιτν, Κλθι φους ταμα, ζωαρκος να πηγς Ατς χων κληδα т. е. Услыши царь небесного огня, златый Титан, Услыши податель света, царь источника жизни, Сам имеющий ключ. (Fabricii Bibliotheca Graeca, ed. secunda, t. VIII p. 508). 21 Nilsson, Die Ureinwohner des Skandin. Nordens, Das Bronzealter Nachtrag, Hamburg 1865, S. 22. 52. 53, Первобытный человек, – соч. Луи Фигье, Спб. 1870, стр. 263. 22 Отчет Императорской Археол. Комиссии, Спб. 1866, Вып. 1: Древности Геродотовой Скифии, стр. 6. 19. 23 О Персах, имевших одну с Ассириянами веру, Геродот (Hist. I, 131.) говорит: Персы обоготворяют солнце, луну, землю, огонь, воду и ветры, это их первоначальные божества; впоследствии к этому присоединили они еще, по примеру Ассириян и Аравитян, Уранию (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Paus. VII, 27, 5. IGR. IV, 292; Ditt. Syll. 870; 885. F. Eph. II , Эфебия за пределами Аттики: ср. старую латинскую диссертацию М. Collignon’a, Quid de collegiis epheborum apud Graecos, excepta Attica …, Paris, 1877; статью Oeler’a, Pauly-Wissowa, V, 2741–2746, Α. H. M. Jones, The Greek City , стр. 220–225, 351–353; С. Α. Forbes, Greek physical education, стр. 179–257; Μ. Р. Nilsson, Die hellenistische Schule , стр. 34–42 (и наши наблюдения по этому поводу: L’Antiquité classique , 25 (1956), стр. 236–240); возраст эфебов очень сильно зависел от города — 14 лет в Египте, 18 в Афинах; также и продолжительность: три года на Хиосе, два в Аполлониде или в Кизике, один — в эллинистических Афинах и в Египте, как мы отметили в своем месте. Эфебия в Эфесе — J. Keil, Anzeiger Венской Академии Наук, Philol.-hist . KL, 1951, стр. 331–336; на Кипре — Т. В. Mitford, Opuscula Archaeobgica , VI ( Skrifter Svenska Institut Rom , XV, 1950), прим. 12; в Киренаике: S. Applebaum, Journal of Roman Studies , 1950, стр. 90. Ditt. Syll. 958, 245.   Id. 578, 21–24. Участие эфебов в религиозных празднествах: М. Р. Nilsson, ор. cit., стр. 61–75. Была ли организована эфебия в эллинистических армиях для их пополнения? М. Ростовцев поддерживает это мнение для Пергамского царства ( The Social and economic history of the hellenistic World , стр. 809–810, 1524, прим. 82), но приведенных им текстов недостаточно для того, чтобы установить, являлась ли военная подготовка предметом самостоятельных усилий (ср. в том же ключе, что и у нас, L. Robert, ар. Revue des Etudes grecques , 1935, стр. 332): мы можем отметить, как в Афинах, устойчивость военных упражнений (дротик, лук) (Ditt., Or., 339, 37; L. Robert, Etudes anatoliennes , Paris, 1937, стр. 201–202), но я не вижу, чтобы этот пережиток имел в Пергаме большее значение, нежели в Аттике. Что касается o δι τν πλων γνες у Ditt., Or. 764, 24, это может быть простой бег в вооружении — скорее, нежели поединок в фехтовании. Ср. для Афин Р. Graindor, Musée beige , XXVI (1922), стр. 166, и сейчас (в общем виде) М. Launey, Recherches sur les armées hellénistiques , I—II, Paris, 1949–1950.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

2. Эллинские поэты, пер. В. Вересаева. М., 1963. 3. Павсаний. Описание Эллады. Т. 1-2. 1938. 4. Эсхил. Трагедии. М., 1937.   Литература 1. Альтман М. Греческая мифология. М., 1937. 2. Блаватская Т. Ахейцы. М., 1966. 3. Богаевскчй Б. Крит и Микены. М. — Л., 1924. 4. Боннар А. Греческая цивилизация, т. I-III, 1958. 5. Властов Г. Теогония Гесиода и Прометей. СПб., 1897. 6. Зелинский Ф. Древнегреческая религия. Пг., 1918. 7. Златковская Т. У истоков европейской культуры. М., 1961. 8. Иванов Вяч. Древний ужас. — Сб. «По звездам», 1909. 9. Его же. Дионис и прадионисийство. Баку, 1922. 10. Его же. Эллинская религия страдающего бога. — «Новый путь», 1904. 11. Кулаковский Ю. Смерть и бессмертие в представлении древних греков. Киев, 1899. 12. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. 13. Лурье С. Язык и культура Микенской Греции. М., 1957. 14. Маркиш С. Гомер и его поэмы. М., 1962. 15. Флоренский П. Первые шаги философии. Сергиев Посад, 1917. 16. Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. Доисторический Эгейский мир. М., 1958. 17. Nilsson M. A History of Greek Religion. 1925. 18. Nilsson M. The Mycenaen Origin of Greek Mythology. 1932. 19. Green W. Moira, Fate, Good and Evil in Greek Thought. 1948. 20. Rohde E. Psyche. Tubingen, 1925.   Библиографические замечания к Ветхому Завету 1. Из русских переводов Св. Писания прежде всего следует указать на синодальный перевод, который появился в 1876 г. Перевод этот был сделан по инициативе митр. Филарета и поныне является общепринятым русским переводом. Он широко пользуется Септуагинтой для передачи темных мест Писания. До этого были сделаны переводы, более буквально придерживающиеся масоретского текста (проф. СПб. Дух. академии Г. Павского и архим. Макария Глухарева). В 1871-72 гг. в Берлине вышел перевод Л. Мандельштама. Этот перевод тоже стремился к буквальности, но местами довольно свободно интерпретировал текст. Мандельштам перевел только Пятикнижие и Псалтирь. Другим полным переводом был перевод Библейского общества, сделанный с масоретского текста (о русских переводах см.: Н. Астафьева. Опыт истории Библии в России. СПб., 1886). Из переводов отдельных книг укажем: Песнь Песней, пер. Л. Эфроса. СПб., 1909; переводы Л. Сева и М. Соловейчика, данные в «Очерках по еврейской истории и культуре», сост. Соловейчиком. СПб., 1912; ХДВ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Но и это еще не всё. Глаз кубомедузы неожиданно оказался весьма совершенным, но это совершенство медузе не нужно , потому что у неё просто нет возможностей , чтобы этим совершенством воспользоваться (Nilsson et al., 2005; Веденина, 2006). А именно, хрусталик кубомедузы обладает превосходными оптическими свойствами и за счет отличных преломляющих свойств передает изображение почти без искажений. 65 Таким образом, хрусталик кубомедузы способен был бы обеспечивать весьма качественное изображение… если бы только: 1) нервная система медузы могла обработать столь качественную картинку (а нервная система медузы не может этого сделать из-за своей примитивности) и 2) если бы фокусное расстояние от хрусталика до сетчатки в глазе кубомедузы не было бы сильно сбито (Nilsson et al., 2005). С таким сбитым фокусным расстоянием даже человек видел бы мир лишь в виде туманных образов. Получается, что хрусталик медузы может обеспечить качественное и детализированное изображение. Но медуза использует его лишь для того, чтобы (по одной из гипотез)… различать столбы света в морской воде! Это всё равно, как если бы Вы, имея микроскоп, использовали его только для того, чтобы определить, темно в комнате или нет. Действительно, таким способом использовать микроскоп, в принципе, можно. Получается, что свои (потенциально) хорошие глаза, кубомедузы используют больше в качестве украшения, чем по прямому назначению. Ну что же, глаза у кубомедузы, действительно, довольно симпатичные. Так может быть, эти глаза – результат полового отбора? Иначе как еще можно объяснить появление под действием естественного отбора такого органа, возможности которого никак не используются самим организмом (и не могут быть использованы в принципе). Так что глаза кубомедуз (наверное) эволюционировали в ходе придирчивого полового отбора, когда одна медуза выбирала другую медузу с самыми симпатичными глазами (и самыми качественными хрусталиками). Правда, делали они это наощупь, потому что медузы физически не способны различать такие детали.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Лит.: Bees N. Manassis, der Metropolit von Naupaktos, ist identisch mit dem Schriftsteller Konstantinos Manassis//BNJ. 1928/1929. Bd. 7. S. 119-130; Mazal O. Das moralische Lehrgedicht in Cod. Paris. Gr. 2750 A - ein Werk eines Nachahmers und Plagiators des Konstantinos Manasses//BZ. 1967. Bd. 60. S. 249-268; Λαμψδης Ο. Δημοσιεματα περ τν Χρονικν Σνοψιν Κωνσταντνου το Μανασσ. Αθναι, 1980; idem. [Lampsidis]. Zur Biographie von K. Manasses und zu seiner Chronike Synopsis (CS)//Byz. 1988. T. 58. P. 97-111; Marcovich M. The «Itinerary» of Constantine Manasses//Illinois Classical Studies. 1987. Vol. 12. N 2. P. 277-291; Magdalino P. In Search of the Byzantine Courtier: Leo Choirosphaktes and Constantine Manasses//Byzantine Court Culture from 829 to 1204/Ed. H. Maguire. Wash., 1997. P. 141-165; Reinsch D. R. Historia ancilla litterarum?: Zum literarischen Geschmack in der Komnenenzeit: Das Beispiel der Σνοψις χρονικ des Konstantinos Manasses//Pour une «nouvelle» histoire de la littérature byzantine: Actes du colloque intern. philologique, Nicosie, 25-28 mai 2000/Ed. P. Odorico, P. A. Agapitos. P., 2002. P. 81-94; Τσολκης Ε. Το λεγμενο «Ηθικ ποημα» του Κωνσταντνου Μανασσ//Ελληνικ. Θεσσαλονκη, 2003. Τ. 53. Σ. 7-18; Nilsson I. Narrating Images in Byzantine Literature: The Ekphraseis of Konstantinos Manasses//JÖB. 2005. Bd. 55. S. 121-146; eadem. Discovering Literariness in the Past: Literature vs. History in the Synopsis Chronike of Konstantinos Manasses//L " écriture de la mémoire: La litterarité de l " historiographie: Actes du IIIe colloque intern. philologique «EPMHNEIA», Nicosie, 6-7-8 mai 2004/Ed. P. Odorico e. a. P., 2006. P. 15-32; eadem. Constantine Manasses, Odysseus and the Cyclops: On Byzantine Appreciation of Pagan Art in the XII Century//Bsl. 2011. Vol. 69. N 3. P. 123-136; Nilsson I., Nystr ö m E. To Compose, Read, and Use a Byzantine Text: Aspects of the Chronicle of Constantine Manasses//BMGS. 2009. Vol. 33. P. 42-60; Καρπζηλος Α. Βυζαντινο ιστορικο και χρονογρφοι. Αθνα, 2009. Τ. 3: 11ος-13ος αι. Σ. 535-557; Hinterberger M. Phthonos als treibende Kraft in Prodromos, Manasses und Bryennios//Medioevo greco. Alessandria, 2011. Vol. 11. P. 83-106.

http://pravenc.ru/text/Константина ...

Ист.: Гомер. Илиада/Пер.: Н. Гнедич. М.; Л., 1935 и след. изд.; То же/Пер.: В. В. Вересаев. М., 1949; он же. Одиссея/Пер.: В. А. Жуковский. М.; Л., 1935 и след. изд.; То же/Пер.: В. В. Вересаев. М., 1959; Аполлодор. Мифологическая б-ка/Изд. подгот.: В. Г. Борухович. Л., 1972; Овидий. Метаморфозы/Пер.: С. Шервинский. М., 1977; Античные гимны/Сост., вступ. ст., ред.: А. А. Тахо-Годи. М., 1988; Гесиод. Труды и дни: Теогония//Эллинские поэты VIII-III вв. до н. э./Пер.: В. В. Вересаев; изд. подгот.: М. Гаспаров, В. Ярхо, П. Цыбенко. М., 1999; Гигин. Мифы/Пер. и коммент.: Д. Торшилов; общ. ред.: А. А. Тахо-Годи. СПб., 1997, 20002; Аполлоний Родосский. Аргонавтика/Изд. подгот.: Н. А. Чистякова. М., 2001. Лит.: Bachofen J. J. Das Mutterrecht. Stuttg., 1861; Rohde E. Psyche: Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen. Freiburg i. Br.; Lpz., 1894; Альтман М. С. Греч. мифология. М.; Л., 1937; Dodds E. R. The Greeks and the Irrational. Berkeley, 1951; Nilsson M. P. Geschichte der griechischen Religion. Münch., 1950-1951. 2 Bde; Méautis G. Les dieux de la Grèce. P., 1959; Kirk G. S. Myth: Its Meaning and Function in Ancient and Other Cultures. Camb., 1971r; Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976, 19952; Фрейденберг О. М. Миф и лит-ра древности. М., 1978, 19982; Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987; Словарь античности: Пер. с нем./Отв. ред.: В. И. Кузищин. М., 1989; Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989. М.; Х., 20022; Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993; он же. Мифология греков и римлян. М., 1996; он же. Античная мифология с античными коммент. к ней: Энциклопедия олимпийских богов/Вступ. ст.: А. А. Тахо-Годи. М.; Х., 2005; он же. Гомер. М., 20062; Онианс Р. На коленях богов: Истоки европ. мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе. М., 1999. Религия древних греков, как и мифология, основана на непосредственной и реальной вере в сверхъестественную божественную силу, пронизывавшую весь природный мир, связывавшую с ней человека и жизнь общества, но в отличие от мифологии закрепленную системой культов и обрядов. Древнегреч. религия политеистическая (многобожие), зародившаяся в глубинах тысячелетий, где не было разделения на мифологию и религию, имеет свою историю и вместе с мифологией делится на периоды доклассический, или архаический, и классический. Однако в отличие от живого мифомышления, исчезнувшего еще в нач. I тыс. до Р. Х., религия существовала до конца языческой античности в основных канонических формах, претерпевая необходимые модификации.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

Источником этой надежды оставался для греков опять-таки природный мир. ПРИМЕЧАНИЯ Глава вторая ОЧЕЛОВЕЧЕННЫЕ БОГИ 1. См.: С.Маркиш. Гомер и его поэмы. М., 1962, с. 82; А. Боннар. Греческая цивилизация, т. I. М., 1958, с. 191; М. Nilsson. А History of Greek Religion. Oxford, 1972, р. 178—179. 2. Илиада, V, 440. 3. Гомеровские гимны, XI, К Афине. 4.  Феогнид. Элегии, 377. 5.  Мимнерм. Песни к Нанно. Пер. Ф. Зелинского. 6.  Симонид. Пер. Я. Голосовкера. 7.  Феогнид. Элегии, 425. 8.  Анакреонт, 16. Пер. В. Вересаева. 9. «Античная лирика». М., 1968, с. 53. 10. Там же, с. 171. Глава третья МИСТЕРИИ ЭЛЕВСИНА Аттика, VII — VI вв. В мистериях есть предугадание истины. Климент Александрийский С незапамятных времен чудо пробуждающейся весенней земли волновало человека, заставляя его задумываться над загадками мира. Засыхала трава, падал созревший колос, но каждый год оказывалось, что смерть природы лишь сон. Дремавшее в почве мертвое семя выходило навстречу солнцу в виде ростка, вновь луга и склоны одевала молодая зелень. В этом люди видели проявление извечного космического круговорота, в котором созидательные силы, сраженные полчищами тьмы, возрождаются и торжествуют. Неистребимость жизни воспринималась как весть о бессмертии, как обетование Природы, в которой заключен залог вечного существования и для человека. Поэтому древние упорно стремились разгадать эту тайну, овладеть бессмертием или приобщиться к нему. Одетые в траур, они погребали Осириса, Ваала, Таммуза, Атиса осенью и с ликованием встречали их пробуждение от смертного сна весной [ 1 ]. В Грецию этот распространенный культ воскресающей природы проник, вероятно, с Крита, где он был связан с религией Богини-Матери. Около VII b. до н. э. мы уже застаем его в городке Элевсине, расположенном недалеко от Афин. Гомеровские гимны содержат намек на критское происхождение Элевсинского культа. Там мы находим миф, повествующий о его начале. Некогда в городе появилась старая женщина с Крита, по имени Доя. Она рассказывала, что много странствовала по миру и чудом спаслась от гибели. Пораженный необычным видом и мудростью Дои, царь Элевсина отдал ей на воспитание своего сына.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

250 Ср.: Mart. Pol., 20, 2; 22, 3; Acta lust. A, 6; Mart. Cononi, 6, 7; Mart. Dasii, 12, 2; Mart. Agapae, 1, 2 251 Литцман полагает, что параграф 47 – позднее дополнение к тексту (Lietzmann H. Die älteste Gestalt der Passio SS. Carpi, Papylae et Agathonices. S. 249). 252 Возможно, город Гордое/Юлия Гордое в Лидии, неподалеку от Фиатиры (Mullen R. L. The Expansion of Christianity... P. 111). 254 Происхождение Агатоники не указано, но, скорее всего, она была жительницей Пергама: об этом свидетельствуют крики толпы: «Пожалей себя и своего сына», что указывает на знакомство зрителей с ее семьей (Jones С. Notes on the Acts of Carpus... P. 263). 255 Латинская версия не указывает, что местом действия оказывается Пергам. В отличие от греческого варианта, указан духовный сан Карпа и Памфила, а Агатоника оказывается арестована и приведена на суд вместе с ними. О проконсуле Оптиме нам ничего не известно; это имя, скорее всего, вымышленное или является результатом ошибки (см. примеч. (274) в этом разделе). 264 Подробнее об истории Пергама см.: Rohde E. Pergamon. Burgberg und Altar. Berlin, 1982; Климов О. Ю. Пергамское царство. Проблемы политической истории и государственного устройства. СПб., 2010. 265 О религиозной истории Пергама см.: Pergamon – Citadel of the Gods. Archaeological Record, Literary Description, and Religious Development/Ed. H. Koester. Harrisburg, 1998. 268 Существование храма Каракаллы признается не всеми современными историками (.Price S. R . F. Rituals and Power. The Roman imperial cult in Asia Minor. Cambridge, 1984. P. 252–253). 269 Nilsson M. P. Zwei Altäre aus Pergamon//Eranos. Vol. 54. 1956. S. 163–173; Delling G. Die Altarinschrift eines Gottesfrürchtigen in Pergamon//Novum Testamentum. Vol. 7. 1964/5. S. 72–80; Левинская И. A. Деяния Апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. С. 142–143. 270 Свод упоминаний о христианах в Пергаме до 325 г. см.: Mullen R. L. The expansion of Christianity. P. 104. 271 Что именно имеется в виду, точно сказать невозможно. В этом «престоле сатаны» можно видеть указание на алтарь Зевса, храм Асклепия, храм Августа или на город в целом как центр римской провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006