918 О специальных герменевтических правилах Гиллеля и его продолжателей см. у проф. Н. Н. Корсунского, Иудейское толкование Ветхого Завета, стрн. 125 сл.; F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 106 flg.=Jüdische Theologie, S. 109 flg.; E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes S. 275–276; Fr. W. Farrar, History of Interpretation, p. 18–22; A. Edersheim, History of the Jewish Nation, p. 539–540; J. Hamburger, Real-Encyclopädie II, S. 206 flg. 405. 182. 188 flg. 920 Мы останавливаемся с особенною подробностью на разборе нескольких характерных примеров по той причине, что ученые генетически-исторической школы обыкновенно ограничиваются голыми ссылками и категорическими утверждениями, не доказывая их точным анализом. Отсюда получается видимость догматической несомненности, якобы не нуждающейся в аргументации, – и здесь можно достигнуть прочных и определенных результатов только на почве реальных фактов. 922 См. Christ Schoettgenii Horae hebraicae et talmudicae in universum Novum Testamentum, tom. I (Dresdae und Lipsiae 1733), p. 892 sequ. Rabbinische Quellen und Parallelen zu neutestamentlichen Schriftstellen. Zusammengestellt von F. Nork. Lpzg 1839. S. 321–322. J. Hamburger, Real-Encyclopädie S. 435. Литературу апокрифов см. у Ad. Harnack, Geschichte der altehristlichen Litteratur bis Eusebius I (Lpzg 1893, S. 858; II, 1 (ibid. 1897). S. 580. 923 А. Hausrath, Neutestamentliche Zeitgeschichte II. S. 410. А. Immer, Neutestamentliche Theologie, S. 256. S. Weyler в «Andover Review» XVII, 97, p. 92. Prof. P. Lobstein, La notion de la préexistence, Paris 1883, p. 37. O. Cone, The Gospel and its Earliest Interpretatione, p. 156. 924 Впрочем, Dr. A. Tholuck (Das Alte Testament im Neuen Testament. Ueber die Citate des Alten Testaments im Neuen Testament und über den Opfer – und Priester – begriff im Alten und Nenen Testamente. Zwei Beilagen zu dem Kommentare znm Briefe an die Hebräer. Neue Ausarbeitung. Dritte Auflage, Hamburg 1849) не без права замечает (S. 39–40), что в древнейших иудейских преданиях по этому предмету говорится собственно не о скале или камне , а разумеется " колодезь , который вырыли вожди народа с законодателем жезлами своими» ( Числ. 21:18 ). При всем том сообщаемое в тексте воззрение было распространено среди иудеев и именно оно привлекается к истолкованию апостольского выражения. Ср еще у Ф. В. Фаррара, Жизнь св. апостола Павла, стрн. 824–825.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

414 См. у Rev. H. N. Bate в «The Journal of Theological Studies» IV, 14 (January, 1903), p. 308 (касательно van Manen ’a). 415 Prof. W. Bousset, Der gegenwärtige Stand der neutestamentlichen Einleitungswissenschaft в «Theologische Rundschau» I (1897), 1, S. 6: «Man entschliesst sich neuerdings nicht mehr so leicht, eine Schrift einfach als unecht d. h. Fälschung zu erklären. Namentlich ist es Harnack , der wiederholt darauf hinweist, dass Pseudonymität auch in den ersten christlichen Jahrhunderten nur in gewissen Grenzen (bei Apokalypsen, kirchenrechtlichen Schriften) zum schriftstellerischen Stil gehörte, ein einfacher praktischer Brief unter falschem Namen eine bewusste Fälschung bleibt ira ersten und im zweiten Jahrhnndert wie iin neuzehnten, ein psychologisches Rätsel zum mindestens bei der geistigen Höhenlage neutestamentlichen Schrifttums». 416 Prof. Dr. Gustav Krüger, Kritik und Ueberlieferung auf dem Gebiete der Erforschung des Urchristentums (Giessen 1903), S. 19–20. 417 Особенно резко и последовательно у Edwin Johnson, Antiqua Mater: a Study of Christian Origins (London 1887). 418 Даже Prof. W. C. van Manen протестует против мнений, якобы Павла совсем не было: см. Art. «Paul» в Encyclopaedia Biblica ed. by Prof. Т . К. Cleyne and J. S. Black III (London 1902), col. 3632. 419 О голландской школе см. у Prof. С. Clemen, Paulus I, S. 6–7. 9 ff. 12 ff. 15 ff, но против нее и против огульного отрицания ею всех Павловых посланий см. и Prof. Gust. Krüger, Kritik und Ueberlieferung auf dem Gebiete der Erforschung des Urchristentums, S. 8–9, Prof. H. Weinel. Paulus der Mensch und sein Werk, S. 314 и даже Prof. W. Wrede, Paulus, S. 2–3. 420 См., напр., Carl Hesedamm, Der Römerbrief beurtheilt und geviertheilt: eine kritische Untersuchung (Erlangen und Leipzig 1891), S. 8 ff. ; при чем автор вообще отрицает чудо. Pastor Albert Kalthoff говорит, что от исторического Павла до нас не сохранилось, вероятно, ни одной строки (Das Chrismus-Problem: Grundlinien zu einer Sozialtheologie, Lpzg 1903, S. 13 ff. 110 ff.) и теперешние послания Павловы появились во времена императора (98–117 гг.) Траяна (его же Die Entstehung des Christentums, S. 74–75), a Rabbiner Dr. Joseph Eschelbacher относит их ко II в. (Das Judentums und das Wesen des Christentmns, S. 145 ff.), полагая, что они вышли из языческих кругов (S. 148. 151).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Seminary. Louisville, 1949; Gingrich F. W. The Greek NT as a Landmark in the Course of Semantic Change//JBL. 1954. Vol. 73. P. 189-196; Bauer W. Griechisch-deutsches Wörterbuch zu den Schriften des NT und übrigen urchristlichen Literatur. B., 19585; Morgenthaler R. Statistik des neutestamentlichen Wortschatzes. Zürich, 1958; Moule C. F. D. An Idiom Book of NT Greek. Camb., 19592; Thrall M. E. Greek Particles in the NT. Leyden, 1962; Blass F., Debrunner A. Grammatik des neutestamentlichen Griechisch. Gött., 196512; Zerwick M. Graecitas biblica: NT exemplis illustratur. R., 19665; Black M. An Aramaic Approach to the Gospels and Acts. Oxf., 19673; Hill D. Greek Words and Hebrew Meanings: Studies in the Semantics of Soteriological Terms. Camb., 1967; Fitzmyer J. A. A Wandering Aramean: Coll. Aramaic Essays. Missoula (Mont.), 1979; Voelz J. W. The Language of the NT//ANRW. R. 2. B., 1984. Bd. 25. Teilbd. 2. S. 893-977; Black D. A. NT Semitisms//The Bible Translator. L., 1988. Vol. 39. N 2. P. 215-223; Cotterell P., Turner M. Linguistics and Biblical Interpretation. L., 1989; Greek-English Lexicon of the NT: Based on Semantic Domains/Ed. J. P. Louw, E. A. Nida. N. Y., 19892. 2 vol.; Mikra: Text, Translation, Reading and Interpretation of the Hebrew Bible in Ancient Judaism and Early Christianity/Ed. M. J. Mulder. Assen, 1990; Славятинская М. Н. Учебник древнегреч. языка. М., 1996. 2 ч.; Ламбдин Т. О. Учебник древнеевр. языка/Пер. с англ.: Я. Эйделькинд. М., 1998; Casey M. The Aramaic Sources of Mark " s Gospel. Camb.; N. Y., 1998; idem. An Aramaic Approach to Q: Sources for the Gospels of Mattew and Luke. N. Y., 2002; Грилихес Л., свящ. Археология текста: Сравн. анализ Евангелий от Матфея и от Марка. М., 1999; он же. Гебраизмы в Евангелии от Матфея: К вопр. об оригинальном языке первого канонич. Евангелия//БВ. 2004. 4. С. 106-122; Porter S. E. Dialect and Register in the Greek of the NT: Theory//Rethinking Contexts, Rereading Texts: Contributions from the Social Sciences to Biblical Interpretation/Ed.

http://pravenc.ru/text/347622.html

166 De trinitate IV, II (Migne lat. X, col. 104): «... facturam autem per id quod Panlus ad Hebraeos dixit» (I, 4. III, 1). 167 De non conveniendo cum haereticis (Migne XIII, col. 782): «... quorum reprobationis exemplum beatus ostendens Paulus dicit ad Hebraeos» (III, 5 sqq.). 170 Corpus scriptorum ecclesiasticorum latiriorum, vol. XVIIÏ Priscilliani quae supersunt recensuit Georgius Schepps (Vindobonae 1889), p. 29 Liber apologeticus) для Евр. 1, 6, 7 «de quo scribtum est»; p. 79 (Tractatus exodi) дляЕвр. III, 16 «sicut scribtum est»; p. 45 (Liber de fide et apocryhis) для Ebp. XI. 5 «Paulus in epistola ad Hebraeos». Еще pp. 7, 28. 45, 49, 55, 58, 70, 97, 112, 113, 118, 119, 121, 130, 136, 138, 142 145, для чего см. в указателе р. 166а. 173 Commentarius in Symbolum Apostolorum, 37 (Migne lat. XXI, col. 374): «Pauli Apostoli Epistolae quatuordecim». 174 Cp. Epistola Pelagii († после 418 г.) ad Demetriadem, cap. 5 к Ebp. VII, 1 сл. (Migne lat. XXX, cot. 20;XXXIII, cot. 20; XXXIII. col. 1102); но теперь оспаривается самая возможность, чтобы этот еретичествующий монах писал какой-либо комментарий на послание к Евреям: см. † Prof. D. Eduard Riggenbach, Unbeachtet gebliebene Fragmente des Pelagius-Kommentars zu den Paullnischen Briefen в «Beitrage zur Forderting christlicher Theologie» herausg. von Proff. A. Schlatter und W. Lutgert IX, 1 (Gutersloh 1905), S. 24; Alexander Souter, The Character and History of Pelagius, Commentary on the Epistles of St. Pant, Oxford 1916. 175 Liber de haeresibus, cap. 88, 89: Migne lat. XII, cot. 1199, 1200–1202. † Prof. Theodor Zahn, Geschichte des neutestamentlichen Kanons II, t, S. 237, 238–239. 181 De doctrina Christiana II, 14 (Migne lat. XXXIV, col. 41, и у † Prof. Theodor Zahn, Geschichte des neutestamentlichen Kanons II, 1, S. 258) прямо указывает послание к Евреям среди канонических писаний Павловыхна 14-м месте. 182 D. Odilon Rottmanner, О. S. В., S. Augustin sul l’auteur de l’epitre aux Hebreux в «Revue Benedictine» XVIII (1901), p. 257–261 утверждает, что сначала и до 406 года блаж. Августин цитует послание к Евреям, как Павлово, а с 406-го по 430 год называет просто «epistula ad Hebraeos».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

66 Migne gr. XXVIII, col. 293. † Prof. Theodor Zahn, Geschichte des neutestamentlichen Kanons II, 1, S. 316. 68 Thesaurus de sancta et consubstantiabi Trinitate assertiones, 4, 7: Migne gr. LXXV, col. 37, 40, (44), 49, 84, (89), 93. 69 Argumentum Epistolae Pauli ad Hebraeos: Migne gr. LXXXV, col. 773–778. Cp и у † Prof. H. v. Soden, Die Schriften des Neuen Testaments I, S. 347, 353, 355, 360. 71 Haer. XLII, 12: Migne gr. XLI, col. 809–812. См. и у † Prof. Theodor Zahn, Geschichte des neutestamentlichen Kanons II, 1, S. 179. 72 Haer. LXIX, 37 (Migne gr. XLII, col. 260 (об арианах: κα πρτον μν τν πιστολν τατην, τν πρςβραους φημ, πωθονται, φσει ατν ναιροντες π το ποστλου, κα λγοντες μ εναι το ατο. 73 Carmen de verls Sripturis, 35: Migne gr. XXXVII, col. 474. См. и † Theodor Zahn, Geschichte des neutestanientlichen Kanons II, 1, S. 217. 76 Jambi ad Seleucum, 307–309 у Migne gr. XXXVII, col. 1597, и † Prof. Theodor Zahn, Geschichte des neutestanientlichen Kanons II, 1, S. 219: τινς δ φασι τν προς βραιους νθον, οκ ε λγοντες γνησα χρις. 85 Julius A. Bewer, The History of the New Testament Canon in the Syrian Church в «The American Journal of Theology» IV, 2 (April, 1900)» p. 358–359. 88 См. и † Prof. H. B. Swete, The Apocalypse of St. John, London 31911, p. CXVÏ «Junilius... represents the Biblical criticism of the school of Nisibis in the sixth century». 89 Instituta regularia divinae legis (De partibus divlnae legis) I, 6: Migne lat. LXVIII, col. 19. 90 Epistola ad Dardanum CXXIX, 3 ap. Migne Iat. XXII, col. 1103–1104 vas electionis loquitur ad Hebraeos (XI, 8 sqq. 13 sqq. 39–40; XII, 22 23). Nec me fugit, quod perfidia Judeorum haec testimonta non suscipiat, quae utique Veteris Testamenti auctoritate formata sunt. Illud nostris dicendum est, banc epistolam quae inscribitur ad Hebraeos, non solum ab ecelesiis Orientis, sed ab omnibus retro ecclesiasticis Graeci sermonis scriptoribus, quasi Pauli apostoli susclpi, licet pleriqne cam vel Bamabae, vel Clemciitis arbitretur; et nihil interesse, cujus sit, cum ecclesiastici viri sit et quotidie ecclesiarum lectione celehretur. Quod si earn Latinorurn consuetudo non recipit inter Scripturas canonicas; nec Graecorum quidem ecclesiae Apocalipsin Joannis eadem liberate suscipiunt; et tamen nos utramque suscipimus, nequaquam hujus temporis consuetudinem, sed veterum scriptorum autoritaten sequentes, qui plerumque utriusque abutuntur testirnoniis, non ut interdum dc apocryphis facere solent, quippe qui et gentilium Iitterarum raro utantur exemplis, sed quasi canonicis et eccleslasticls». Творения блаж. Иеронима, ч. III, изд. 2 (Киев 1903), стр. 315–316.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

222 Samuel Angus, Modern Methods in New Testament Philology в „The Harvard Theological Review“ 1909, October, p. 449. 225 Ibid.. S. 6. Материал надписей в значительной степени использован и в обширном, но тенденциозном исследовании W. G. Baudissin’a, Adonis und Esmun. Eine Untersuchung zur Geschichte des Glaubens an Aufersmehungsgömmer und an Heilgötter. Leipzig, 1911. 235 P. Wendland, статье „Σωτρ“ в Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft. 1904, S. 338. 248 Staerk, Neutestamentliche Zeitgeschichte Bd. 1, S. 65; P. Wendland, Die Hellenist.-Römisch. Kultnr, S. 92. 250 Ditt. Orientis in ser. 56, 12, 116. 7 и 195, 35: ν ερνη καταστσας πντα τν π’ μο κσμον. P. Wendland, Σωτρ, S. 344. 263 Из Галикарнасской надписи: ερηνεουσι μν γη κα θλαττα, πλεις δ νθοσιν, ενομαι μοναι τε κα εετηραι. κμ τε κα φορ παντς στιν γαθο. λπδων μ ν χρτστν προς τ μλλον, εθυμας δ’ ες τ παρν τν νθρπων νεπεπλησμνων... Soltau, Die Geburtsgeschichte Jesu Christi, S. 36. 266 Нетрудно также видеть, сколь существенно различие между миром, какой даровал миру Христос, и тем, который приносит царь-избавитель древневосточного мифа. Христос примиряет мир с Богом, царь-избавитель прежде всего – с самим собой. Христос приносит мир сердца, царь-избавитель – мир оружия, рук и языка. Христос дарует мир, какой мир не может дать, царь-избавитель предоставляет миру находить мир в себе самом. Христос освобождает мир от греха, царь-избавитель – от послушания и подчинения властям. Другими словами, – царство мира Христова – духовное, которое находится в сердце человека, царство мира царя-избавителя, напротив, по всей своей природе – внешнее, материальное. Одинаковым в том и другом случае оказывается одно только имя. Fr. X. Steinmetzer, Die Geschichte der Geburt und Kindheit Christi und ihr Verhältnis zur Babylonischen Mythe. Münster, 1910, S. 193. 267 По словам A. Нагпаск’а, борьба против обожествления людей, которое нашило своё завершение в культе цезарей, практически была ещё важнее, чем борьба с верой в богов и идолослужением. Отсюда христианство и язычество является просто антиподами. Die Mission und Ausbreitung Christentums, Bd. I, S. 21. 31. 247. В Апокалипсисе, по мнению Heinrici, отразилась „ненависть к боговраждебной силе римского цезарства, требовавшего для себя обоготворения“. Der litterarische Charakter, S. 89. Cp. Dölger. Ιχθς, S. 396. Wlndisch, Das Neue Testament, S. 205. В ту эпоху, когда кесарю воздавалось божеское поклонение, Господь, не выражая никакого неуважения к кесарю, а напротив, признавая его власть и авторитет в принадлежащей ему сфере, косвенно осудил и господствовавший тогда культ цезарей. Воздадите кесарево кесареви и Божие Богови (Мф. 22:21). В этих словах Господа заключается, конечно, мысль не о равноценности Бога и кесаря, но о подчинённости кесаря Богу: воздавайте кесарю, чтò свойственно кесарю, как земному владыке, и только истинному Богу, чтò принадлежит Богу. A. Deissmann, Licht vom Oaten, S. 184.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/s...

(Ср. подобные же места: Ин. 7:19; 16:31 ; Рим. 4:1 ; 1Кор. 1:13 ; 2Кор. 3:1; 12:19 ; Евр. 10:2 ; Иак. 2:4 : Winer-Lünemann, Grammatik des Neutestamentlichen Sprachidioms, 7 Aufl. Leipz. 1867. § 57. 1 стр. 473–474, и примеч. 1 на 474 стр.). Надо впрочем иметь в виду, что возможность обоюдомыслия при ρε и ροσιν всегда устраняется вопросительными: πς, τς, τ Мф. 7:4 ; Лк. 17:8 , – и у ап. Павла Рим. 3:5; 4:1; 6:1, 7, 7; 8:31; 9:14. 30 ; и в толкуемой главе 1Кор. 14:16 , – напротив, без этих вопросительных глагол везде употреблен в утвердительном значении: Мф. 21:3 , Лк. 17:21 ; Деян. 23:5 и у ап. Павла Рим. 9:20 . Как бы то ни было, но форма условного предложения: ν с сослагательным наклонением в протасе и изъявительное главного времени или повелительное в аподосе (ср. Winer ib. § 41. 6. 2. стр. 273 ср. 6 стр. 275 и Blass, Grammatik des Neutestamentlichen Griechisch, 2-te Aufl. § 65. 4. стр. 218), – указывает на объективную ожидаемость или возможность предполагаемого случая. Таким образом при данном условии, т. е. «если все станут говорить языками и войдут простецы или неверы», эти последние должны будут и действительно «не скажут» или напротив «скажут“, смотря по тому, как переводить οκ ροσιν. Содержание речи, влагаемой в уста этих простецов или неверов посредством союза τι, апостол выражает термином μανεσθε, коего значение должно определять смысл всего толкуемого места. Пракорень та (ср. μομαι – стремительно направляться к чему, сильно желать, домогаться, желать), man и men в санскрит. означает думать, man-as чувство, дух, воля, – зенд. man думать, mananh чувство, дух, латин: ine-min-i, men-s, men-tio, гот: ga-mun-an думать, mun-s мысль, лит: и думаю, нем: meinen, слав: мню, мнение, помнити, память (русск: умный, ум, уменье, умнеть?), греч: μνω твердо стоять, μνος стремление, желание, гнев, жизненная сила, крепость, – μνις гнев, μνομαι, μανθνω, μανομαι, μανα, μντις (Georg Curtius, Grundzüge der griechischen Etymologie, 5-te Aufl. § 429; cp. Prellwitz, Etymologisches Wörterbuch der griechischen Sprache, art: μανομαι, μντις, μμονα, μνος, μνω и μανθνω).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

1815. s. 306–308. 2 Zur Geschichte des Kanons, Halle, 1847; Geschichte des Neutestamentlichen Kanon, herausg. von. G. Volkmar, Berlin, 1860. В последнем из названных сочинений, изданном уже после его смерти (†1857 г.), Креднер во многом сходится с воззрениями новотюбингенской школы, хотя он собственно не принадлежал к ней; критика его, точно также как критика де-Ветте и др., развилась под влиянием отрицательных идей, пущенных в ход еще Землером и его школою. 3 Der Kanon und die Kritik des Neuen Testaments in ihrer geschichtlichen Ausbildung und Gestaltung, Halle, 1863. Главный предмет исследования Гильгенфельда, почти единственного в настоящее время представителя новотюбингенской школы, составляет собственно не история новозаветного канона, но, как легко видеть из самого заглавия книги, история критики нового завета в последовательном её развитии и образовании; история канона, хотя вкоротке, по необходимости, однако, должна была войти в его исследование (в первую часть его, излагающую критику нового завета, в древней церкви), так как в образовании канона и усматривается главным образом великое критическое дело древней церкви. 4 Die Geschichte der heilig. Schriften Neuen Testaments, 1864. 4 ausg. s. 281–350; Histoire du canon des Saintes-Ecritures dans l " Eglise Chretienne, 2 edit. Strasbourg, 1864 г. Оба названные сочинения Рейсса, в особенности последнее из них, заслуживают, впрочем, внимания по обстоятельному и точному исследованию многих частных сторон нашего предмета. 5 Etudes critiques sur la Bible-Nouvean Testament, Paris 1864, p. 291–371. М. Николя идет в своем исследовании по следам главным образом Креднера и Рейсса и не прибавляет с своей стороны ничего нового, доводя лишь подчас до нелепости их отрицательные выводы. 6 Не имея намерения излагать полную историю новозаветного канона, Тирш в VI rл. названного сочинения («Ueber die Geschichte des Neutestamentlichen Kanons», s. 305–443) представил общий обзор главнейших моментов этой истории, указав как те задачи, которые подлежат разрешению в ней, так и тот путь, которым, по его мнению, задачи эти могут быть разрешены, Ни одна область церковно-исторической науки, по замечанию его, не загромождена такою массою предубеждений и недоразумений, и доселе тяготеющих над умами лучших исследователей, как история новозаветного канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

65 Здесь автор, преподаватель, имеет в виду изучаемый предмет- " Священное Писание Нового Завета». «Особая специальная дисциплина», -прибавляет он в Глубоковский-1907. -Ред. 66 Глубоковский упоминает Галилео Галилея, конечно, лишь как пример человека, оказавшегося в конфликте с церковными властями: в отличие от Бруно, ученый не был казнен. -Ред. 69 В указанной ниже книге Глубоковского приведен источник этой цитаты: Theodoretus Cyrrhensis. Commentarii in Psalmos, in 118, 34, PG 80, 1832. -Ред. 71 Так у Глубоковского в изданиях 1899 и 1907 гг. Быть может, римской «II» автор обозначает второй раздел в приведенной им структуре изучаемого предмета – раздел «История текста и Библии». -Ред. 72 Hausrath A. Neutestamentliche Zeitgeschichte. Teil 1–4. Heidelberg, 2 1873–1877, 3 1879 (Teil 1); Schürer E. Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 1–2. Leipzig, 2 1886–1890; Bd. 2–3. Leipzig, 3 1898; Holtzmann O. Neutestamentliche Zeitgeschichte. Freiburg im Breisgau-Leipzig, 1895. 73 Вероятно, имеются в виду следующие исследования: Raumer, К. G. von. Palästina. Leipzig, 4 1860; Neubauer A. La géographic du Talmud. Paris, 1868; Robinson E., Smith E. Biblical Researches in Palestine and the adjacent regions. Vol. 1–3. Boston, 1856; Smith G. A. The Historical Geography of the Holy Land, especially in Relation to the History of Israel and of the Early Church. London, 2 1894. Kiepert Н. Atlas antiquus. Berlin, 3 1863; Riess, R. von. Bibel-Atlas in zehn Karten. Freiburg im Breisgau, 3 1895; Ramsay W. M. The Historical Geography of Asia Minor. London, 1890; Idem. The Cities and Bishoprics of Phrygia. Being an Essay of the Local History of Phrygia from the Earliest Times to the Turkish Conquest. Vol. 1–2. Oxford, 1895– 1897. -Ред. 74 Глубоковский приводит конкретные работы последнего авторä Wieseler К. Chronologische Synopse der vier Evangelien. Hamburg, 1843; Idem. Chronologie des apostolischen Zeitalters bis zum Tode der Apostel Paulus und Petrus. Gottingen, 1848. Что касается остальных ученых, по всей видимости, подразумеваются труды: Ideler L. Handbuch der matematischen und technischen Chronologie. Bd. 1–2. Berlin, 1825–1826; Clinton H. F. Fasti hellenici. The Civil and Literary Chronology of Greece, from the Earliest Accounts to the Death of Augustus. Vol. 1–3. Oxford, 1834; Idem. Fasti romani. The Civil and Literary Chronology of Rome and Constantinopole, from the Death of Augustus to the Death of Juistin II. Vol. 1–2. Oxford, 1845–1850; Lewin Th. An Essay on the Chronology of the New Testament. Oxford, 1854. -Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

—68— шения Иерусалима)». Казань 1899. Сочинение излагает иудейское воззрение на царство Божие в связи с мессианскими чаяниями послемаккавейского периода, нашедшими себе выражение в апокрифической литературе того времени. – Drummond. The Jewish Messiah. A critical history of the Messianic idea among the jews from the rise of the Maccabees to the closing of the Talmud 1877. – Stanton. The Jewish and Christian Messiah. – Dalman. Der leidende und der sterbende Messias. – Schürer. Der Begriff des Himmelreichs aus judischen Quellen erläutert (в Jahrb. für protest. Theologie 1876, I, 166 ff.). – M. Vernes. Histoire des idées messianiques 1874. – Colani. Jésus Christ et les croyances messianiques de son temps 1864. Историко-критическая и истолковательная литература к книгам прор. Исаии и Даниила – см. у S. R. Driver. Einleitung in die Litteratur des alten Testaments. Berlin 1896, pp. 221–222, 525. – И. Григорьев. «Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве». (Библейско-экзегетическое исследование). Казань 1902. – Hasmings. А Dictionary of the Bible, A. A. Messiah и Kingdom of God, с библиогр. указ. – Словари: Winer, Zeller, Smith на соотв. слова. – Herzog’s. Real-Encyklopädie IX, А. Messias v. Orelli (Lpz. 1881), с обширной библиографией. Hamburger. Real-encyklopädie für Bibel und Talmud. – Schenkel. Bibel-Lexicon (A. A. Messias, Messianishe Weissagungen). 2 . К учению новозаветному о царстве Божием. Руков. по библейск. богословию Н. З. – E. Reuss. Histoire de Théologie au siècle apostolique 1864 3 , t. I, pp. 149–261. – A. Jmmer. Theologie des Neuen Testaments. Bern. 1877, pp. 63–105, 139 ff. с указ. литературы. – Jules Bovon. Theologie du Nouveau Testaments. T. I. La et l’enseignement de Jésus. Lausanne 1893, pp. 377–475. – Baur. Vorlesungen über die neutestamentliche Theologie Lpz. 1864, pp. 45–121. – Osterzee. Die Theologie des neuen Testaments. Barmen 1869, pp. 40–116. – Bernh. Weiss. Lehrbuch der Biblischen Theologie des Neuen Testaments. Berlin 1895 6 , §§ 13–34. – W. Beyschag. Neutestamentliche Theologie. Halle 1891, pp. 26–211. – E. Ehrhardt. Der Grundcharakter der Ethik Jesu. 1895. – Wendt. Die Hebre Jesu II. – H. Holtzmann. Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie. Freiburg 1897, B. I. – Georg Stevens. The Theology of the New Testament. New-York 1899. – W. Baldensperger. Das Selbstbewusstsein Jesu im Lichte der niessianischen Hoffnungen. Strassburg 1892 2 . – K. Schlottmann. Compendium der biblishen Theologie des Alten und des Neuen Testaments 1895 2 . – Ad.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010