K. Fittschen, G. Foerster. Gött., 1996. P. 9-26; Raban A., Holum K. G., ed. Caesarea Maritima: A Retrospective after Two Millennia. Leiden, N. Y., 1996; Alföldy G. Pontius Pilatus und das Tiberieum von Caesarea Maritima//Scripta classica Israelica. Jerusalem, 1999. Vol. 18. P. 85-108; Holum K. G., Raban A., Patrich J., ed. Caesarea Papers 2: Herod " s Temple, The Provincial Governor " s Praetorium and Granaries, The Later Harbour, A Gold Coin Hoard and Other Studies. Portsmouth (R.I.), 1999; Hohlfelder R. Anastasius I, Mud, and Foraminifera: Conflicting Views of Caesarea Maritima " s Harbor in Late Antiquity//BASOR. 2000. Vol. 317. P. 41-62; Patrich J. A Chapel of St. Paul at Caesarea Maritima?//LA. 2000. Vol. 50. P. 363-382; idem. Urban Space in Caesarea Maritima, Israel//Urban Centers and Rural Contexts in Late Antiquity/Ed. J.W. Eadie, T. Burns. East Lancing (Mich.), 2001. P. 77-110; idem. The «Carcers» of the Herodian Hippodrome/Stadium at Caesarea Maritima and Connections with the Circus Maximus//JRArch. 2001. Vol. 14. P. 269-283; idem. The Martyrs of Caesarea: The Urban Context//LA. 2002. Vol. 52. P. 321-346; idem., ed. Archaeological Excavations at Caesarea Maritima. Areas CC, KK and NN: Final Reports. Jerusalem, 2008. Vol. 1: The Objects; idem. Studies in the Archaeology and History of Caesarea Maritima: Caput Judaeae, Metropolis Palaestinae. Leiden, 2011; Kingsley S. «Decline» in the Ports of Palestine in Late Antiquity//Recent Research in Late-Antique Urbanism/Ed. L. Lavan. Portsmouth (R. I.), 2001. P. 69-87; Turnheim Y., Ovadiah A. Art in the Public and Private Spheres in Roman Caesarea Maritima: Temples, Architectural Decoration and Tesserae. R., 2002; Carriker A. The Library of Eusebius of Caesaria. Leiden; Boston, 2003; Netzer E. The Cities in Herod the Great " s Realm//Die Stadt als Grossbaustelle: Von der Antike bis zur Neuzeit: Intern. Kongr. vom 7. bis 11. Nov. 2001 im Auswärtigen Amt, Berlin. B., 2003. P. 75-81; Christians and Christianity in the Holy Land: From the Origins to the Latin Kingdoms/Ed.

http://pravenc.ru/text/1684275.html

Сирия и о введении прямого рим. правления. Но Август разделил царство между сыновьями И. В. в соответствии с последним завещанием умершего, положив т. о. основание 4 иродианским гос-вам (подробно все 7 завещаний И. В. разбираются в: Richardson. 1999. P. 33-38). Ирод Архелай получил титул этнарха Иудеи, Самарии и Идумеи, под его властью был также прибрежный район с Кесарией Приморской (города Газа, Гадара и Гиппос подчинялись рим. наместнику Сирии). Ирод Антипа (4 г. до Р. Х.- 39 г. по Р. Х.), родной брат Архелая, стал тетрархом Галилеи (со столицей в Сепфорисе, позднее в Тивериаде) и Переи. Филипп (4 г. до Р. Х.- 33 или 34 г. по Р. Х.), сын И. В. от брака с Клеопатрой Иерусалимской, стал тетрархом Итуреи, Батанеи, Трахонитиды и Авранитиды, Гавланитиды, Панеады и Улаты («удел Зенодора»). Часть земель (Азот, Ямния и Фазаилида) получили сестра И. В. Саломея (тем не менее территории оставались под надзором этнарха Ирода Архелая) и др. родственники ( Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4). Однако внутренняя политика И. В. и прежде всего огромные расходы на строительство настолько подорвали стабильность государства, что после его смерти начались народные бунты. Бедность, мессианские ожидания, недовольство рим. владычеством и правлением сыновей И. В.- все это привело к тому, что скрытое при И. В. недовольство вырвалось наружу. В 6 г. по Р. Х., спустя 10 лет после смерти И. В., Август ввел в Иудее прямое правление Рима, ускорив начавшиеся при И. В. политические процессы, приведшие к антиримскому восстанию 66-70 гг. С. В. Бабкина Иродианская архитектура Материальная культура Св. земли периода правления И. В. изучается особой отраслью археологии библейской - иродианской археологией (археологией иродианского периода; обзор см.: Jacobson. 2002). Первой попыткой обобщить памятники этого времени стала работа К. Ватцингера ( Watzinger. 1935), активные исследования стали проводить после создания совр. гос-ва Израиль. Важнейшими этапами в изучении памятников были раскопки в Кесарии Палестинской (Итальянская археологическая миссия, 1959-1964, А. Фрова), в Иродионе (Studium Biblicum Franciscanum, 1962-1967, В. Корбо) и в Масаде (И. Ядин, 1963-1965). Позже целенаправленное исследование иродианских дворцов возглавил Э. Нетцер (Еврейский университет, Иерусалим), работавший в Иродионе (1970-1987), Кипросе (1974), Кесарии Приморской (1975-1979), Иерихоне (1973-1987, 2000-е гг.) ( Netzer. 1996; Idem. 2001; Idem. 2006) и открывший в 2007 г. остатки мавзолея И. В. в Иродионе. Деятельность И. В. как строителя новой культуры интерпретируют в контексте культурно-политической среды эпохи имп. Августа ( Schalit. 1969; симпозиум 1988 г. «Иудея и греко-римский мир эпохи Ирода в свете археологических исследований»: Judaea and the Greco-Roman World. 1996). Иродианская археология представляет эпоху И. В. во всем величии его масштабных строительных проектов (см.: Richardson. 1999. P. 197-202) и быстрого развития нового, общесредиземноморского образа жизни. Освоение хасмонейского наследия

http://pravenc.ru/text/674087.html

1990. Vol. 53. N 4. P. 194-204; idem. Idem: Evidence from the Post-Destruction Period//Ibid. 1991. Vol. 54. N 1. P. 28-35; Sullivan R. D. Near Eastern Royalty and Rome, 100-30 B. C. Toronto; L., 1990; Krieger K. S. Die Herodianer im Markusevangelium: Ein neuer Versuch ihrer Identifizierung//BN. 1991. Bd. 59. S. 49-56; Netzer E. Masada: The Yigael Yadin Excavations 1963-1965: Final Reports [Vol.] 3: The Buildings: Stratigraphy and Architecture. Jerusalem, 1991; idem. Cypros//NEAEHL. 1993. Vol. 1. P. 315-317; idem. Jericho//Ibid. Vol. 2. P. 682-692; idem. Masada//Hadashot Arkheologiyot: Excavations and Surveys in Israel. Jerusalem, 1993. Vol. 13. P. 111-112; idem. The Palaces Built by Herod: A Research Update//Judaea and the Greco-Roman World in the Time of Herod in the Light of Archaeological Evidence: Acts of a Symp., Nov. 3rd-4th 1988/Ed. K. Fieeschen, G. Foerster. Gött., 1996. P. 27-54; idem. The Palaces of the Hasmoneans and Herod the Great. Jerusalem, 2001; idem. The Architecture of Herod, the Great Builder. Tüb., 2006; Avigad N. Samaria//NEAEHL. 1993. Vol. 4. P. 1304-1334; Barag D. King Herod " s Royal Castle at Samaria-Sebaste//PEQ. 1993. Vol. 125. N 1/2. P. 3-18; Foerster G. Herodium: The Mountain Palace-Fortress//NEAEHL. 1993. Vol. 2. P. 619-621; Holum K. G., Raban A. Caesarea: The Joint Expedition " s Excavations: Excavations in the 1980 and 1990 and Summary//Ibid. Vol. 1. P. 282-286; Raban A. Caesarea. Maritime Caesarea//Ibid. P. 286-291; Fischer M. L., Stein A. Josephus on the Use of Marble in Building Projects of Herod the Great//JJS. 1994. Vol. 45. N 1. P. 79-85; Caesarea Maritima: A Retrospective after Two Millenia/Ed. A. Raban, K. G. Holum. Leiden; N. Y., 1996; Eisenman R. H. Paul as Herodian//J. of Higher Crimicism. Montclair (N. J.), 1996. Vol. 3. N 1. P. 110-122; Judaea and the Greco-Roman World in the Time of Herod in the Light of Archaeological Evidence: Acts of a Symp., Nov. 3rd-4th 1988/Ed. K. Fittschen, G. Foerster. Gött., 1996; Lönnqvist K. A Reattribution or the King Herod Agrippa I «Year 6» Issue: The Ñanopy and Three Ears of Corn//LA.

http://pravenc.ru/text/674087.html

В Хирбет-эль-Байюдате (ок. 12 км к северу от И.), на месте финиковых рощ, высаженных сыном Ирода Архелаем (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.), раскрыты руины одноапсидного храма V-VI вв. с мозаиками (в т. ч. с датой 570). Лит.: Sellin E., Watzinger C. Jericho: Die Ergebnisse der Ausgrabungen. Lpz., 1913; Kelso J. L., Baramki D. C. Excavations at New Testament Jericho and Khirbet en-Nitla. New Haven, 1955. (AASOR; 29/30); Kenyon K. M. Digging up Jericho. L., 1957; eadem. Excavations at Jericho. L., 1960-1965. Vol. 1-2; Pritchard J. В. The Excavation at Herodian Jericho, 1951. New Haven, 1958. (AASOR; 32/33); Hamilton R. W. Khirbat al Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordan Valley. Oxf., 1959; Hachlili R. The «Goliath» Family in Jericho//BASOR. 1979. Vol. 235. P. 31-66; eadem. A Jewish Funerary Wall Painting of the 1st Cent. AD//PEQ. 1985. Vol. 117. P. 112-127; Wood B. G. Did the Israelites Conquer Jericho?: A New Look at the Archaeol. Evidence//BAR. 1990. Vol. 16. N 2. P. 45-49, 68-69; Garbrecht G., Netzer E. Die Wasserversorgung der geschichtlichen Jericho und seiner königlichen Anlagen. Braunschweig; Jerusalem, 1991; Scavi a Gericho, 1997: Relazione preliminare sulla prima campagna di scavi e prospezioni archaeologiche a Tell el-Sultan, Palestina/Eds. N. Marchetti, L. Nigro. R., 1998; Hachlili R., Killebrew A. Jericho: The Jewish Cemetery of the 2nd Temple Period. Jerusalem, 1999; Netzer E. A Synagogue from the Hasmonean Period Recently Exposed in the Western Plain of Jericho//IEJ. 1999. Vol. 49. P. 203-221; idem, ed. Hasmonean and Herodian Palaces at Jericho: Final Rep. of the 1973-1987 Excavations. Jerusalem, 2001-2004. 3 vol.; idem. The Palaces of the Hasmoneans and Herod the Great. Jerusalem, 2001; idem. Jericho//NEAEHL. 2008. Vol. 5. P. 1798-1800; Excavations at Jericho, 1998: Prelim. Rep. on the 2nd Season of Archaeol. Excavations and Surveys at Tell es-Sultan, Palestine/Ed. N. Marchetti, L. Nigro. R., 2000; Guidetti M., Macchiarella G. Problemi di ermeneutica nell " iconografia umayyade: Qusayr " Amra e Khirbat al-Mafgiar//Immagine e ideologia: Studi in onore di A. C. Quintavalle. Mil., 2007. P. 53-64. Л. А. Беляев, Л. К. Масиель Санчес Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293672.html

В первое десятилетие правления (37-27 гг.) И. В. осваивал наследие Хасмонеев. Он восстановил их крепости в долине р. Иордан. Из этих памятников хорошо изучены Масада и Кипрос вблизи Иерихона. Старый форт в Кипросе (30×35 м) превратили в укрепленный дворец (40×45 м) с роскошными банями со ступенчатым бассейном ( Netzer. Cypros. 1993). В Масаде построили часть Западного дворца: царские апартаменты с тронным залом, со спальнями и столовыми, окружавшими открытый двор, и хранилища ( Idem. 1991). Стены жилых покоев покрывала белая штукатурка, пол одного из залов - цветная мозаика из сплетающихся кругов с геометрическим и растительным фризом. В Масаде построили еще 3 дворца, по планировке напоминавшие Западный дворец, но по размеру они были меньше; 3 голубятни; большой бассейн в юж. части и т. н. казармы ( Idem. Masada. 1993). Большое строительство началось в Иерусалиме, где возводились дворец И. В., крепость Антония с башнями в уже типичной для построек И. В. технике, с опущенным до уровня скалы фундаментом и с использованием огромных камней (Jewish Quarter Excavations. 2000). Руины царских апартаментов в Масаде. 37–27-е гг. до Р. Х. Руины царских апартаментов в Масаде. 37–27-е гг. до Р. Х. Два дворца, построенные ранее в Иерихоне, на берегах Вади-Кельта, И. В. перестроил. На южном берегу возник большой (84×45 м) прямоугольник открытого двора-перистиля, окруженного помещениями (в т. ч. купальнями). Дворец на северном берегу был возведен по общему плану эпохи Хасмонеев, но на месте 2 небольших водоемов был устроен бассейн (18×32 м, глубина 2 м), окруженный садами. Новая, вост. часть дворца строилась на 2 уровнях. Верхний (северный) образовал 2-й внутренний двор дворца (28×34 м) с садом, с 3 сторон окруженным колоннадой. Нижний (южный) уровень включал старые части дворца, построенные в эпоху Хасмонеев, но бассейн И. В. превратил в сад, окруженный стоей; к югу от этого углубленного сада-бассейна поставили рим. бани ( Netzer. Jericho. 1993). Строительные проекты И. В. Утверждение на престоле позволило И. В. приступить к осуществлению целого ряда грандиозных строительных проектов. Демонстрируя свое благочестие, он внес решающий вклад в реконструкцию храма в Иерусалиме, а также в сооружение святилища в Хевроне. Он возвел городские дворцы в Иерихоне и Иерусалиме (т. н. крепость Антония) и загородные дворцы-крепости Иродион, Махерон и Масада. Также были заложены и отстроены новые города - Кесария Приморская и Севастия.

http://pravenc.ru/text/674087.html

В рим. время прослеживается влияние языческого окружения на элиту общества в Г., среди населения в основном господствовал иудаизм. Г. по-прежнему была со всех сторон окружена городами (Тир, Сидон, Кесария Филиппова, Скифополь), где преобладали язычники. В Вверхней Г. остались руины большого храма, эпиграфические находки говорят о его использовании уже в 117-118 гг. ( Ovadiah, Fischer, Roll. Kedesh. 1993); северо-западнее Кедеса найдены надписи-посвящения Диане и Аполлону ( Aviam. Galilee. 1993). Особенно сильно был эллинизирован Сепфорис. Здесь были мощеные улицы с колоннадами и жилые инсулы (около акрополя), районы с регулярной сетью улиц, театр на 4,5-5 тыс. мест, 2 термы и система акведуков. Греч. надписи, ипподром и гимнасий датируются II в. ( Weiss, Netzer. Sepphoris. 1996; Chancey. Sepphoris. 2000; idem. Ancient Sepphoris. 2001; idem. The Myth. 2002). Согласно данным нумизматики и надписям на милевых камнях, в это время город переименовали в Диокесарию, однако храмы, несмотря на активные поиски, не найдены, есть только редкие находки предметов, связанных с культом Сераписа, и 2 статуэтки Прометея и Пана (II-III вв.). Еще более греко-римской была новая столица Г.- Тивериада. Город мало изучен с т. зр. археологии ( Hirschfeld. Tiberias. 1997), но ясно, что здесь проживало много греков. Даже менее крупные, традиционно иудейские поселки были затронуты языческой средиземноморской культурой: Капернаум на берегу Галилейского м. имел регулярно распланированные улицы, собранные в инсулы дома, а со II-III вв. и термы рим. типа. Стоявший в Тивериаде рим. гарнизон активно контактировал с местным населением, его патрули контролировали религ. праздники; во II в. в городе появилась главная улица, а в IV в.- термы. О военном присутствии Рима в Г. свидетельствуют надписи и следы лагерей (в Тель-Шалеме и к югу от Назарета (в Кфар-Отнаи) и др.; Isaac. The Limits. 1992; Safrai. Roman Army. 1992). Несмотря на влияние на Г. языческой средиземноморской культуры, в ее религиозно-этнической жизни полностью господствовал иудаизм. Археологические свидетельства подтверждают широкое использование традиц. для иудеев каменных сосудов, активное сооружение ритуальных бассейнов-микв, распространение обычая вторичного погребения и др.

http://pravenc.ru/text/161531.html

( Hen. 2001). Лит.: Krieg C. Die liturgischen Bestrebungen im karolingischen Zeitalter. Freiburg i. Br., 1888; Netzer H. L " introduction de la messe romaine en France sous les Carolingiens. P., 1910. Farnborough, 1968r; Cabrol F. Charlemagne et la liturgie//DACL. Vol. 3. Col. 807-825; Bishop E. The Liturgical Reform of Charlemagne, Their Meaning and Value//The Downside Rev. Bath, 1919. Vol. 38. P. 1-16; Bishop E., Wilmart A. La réforme liturgique de Charlemagne//EphLit. 1931. Vol. 45. P. 186-207; Klauser Th. Die liturgischen Austauschbeziehungen zwischen der römischen und der fränkisch-deutschen Kirche vom VIII. bis zum XI. Jh.//Hist. Jb. Münch., 1933. Bd. 53. S. 169-189; Ellard G. Master Alcuin, Liturgist. Chicago, 1956; Vogel C. Les échanges liturgiques entre Rome et les pays francs jusqu " à l " époque de Charlemagne//Le Chiese nei regni dell " Europa occidentale. Spoleto, 1960. T. 1. P. 185-295. (Settimane di studio sull " alto medioevo; 7); idem. La réforme liturgique sous Charlemagne//Karl der Grosse: Lebenswerk und Nachleben/Hrsg. W. Braunfels. Düsseldorf, 1965. Bd. 2: Das geistige Leben. S. 217-232; Bernard Ph. Du chant romain au chant grégorien (IVe-XIIIe siècle). P., 1996; Hen Y. The Royal Patronage of Liturgy in Frankish Gaul to the Death of Charles the Bald (877). L., 2001. (H. Bradshaw Society. Subs.; 3); idem. The Romanization of the Frankish Liturgy: Ideal, Reality, and the Rhetoric of Reform//Rome Across Time and Space: Cultural Transmission and the Exchange of Ideas, c. 500-1400/Ed. C. Bolgia, R. McKitterick, J. Osborne. Camb.; N. Y., 2011. P. 111-123. Базилика Спасителя в Фульде, построенная аббатом Ратгером в 791–819 гг. Гравюра, 1655 г. Во 2-й пол. VIII в. и особенно в 1-й пол. IX в. власти попытались провести четкую границу между разными группами аскетов - собственно монахами и канониками, т. е. клириками, которые вели общинный образ жизни в соответствии со своими уставами. Поскольку и те, и другие в этот период занимались как молитвенными практиками, так и пастырством, единственным отличием каноников было разрешение членам общины владеть личной собственностью и не следовать принципу постоянства места служения (stabilitas loci).

http://pravenc.ru/text/1681117.html

ё par le Definitoire Provincial le 13 Janvier 1958. Montreal, 1958; Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum, 1884 (периодич. изд.); Constitutiones Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum saeculorum decursu promulgatae. Vol. 1: Constitutiones Antiquae (1529–1643)/Ed. Anastatica. Romae, 1980; Vol. 2: Constitutiones Recentiores (1909–1925)/Editio anastatica, Accedunt Constitutiones an. 1896, Bibliographia et Indices. Romae, 1986 (англ, пер.: The Capuchin Constitutions of 1536/Anew trans. in English; trans. Paul Hanbridge, Collegio San Lorenzo da Brindisi. Rome, 2007; rev.: 2009]. Об особенностях английских миссалов: The Sarum Missal/Ed. Wickham Legg J. Oxford, 1916; Dickinson F.H. Missale ad usum insignis et praeclarae ecclesiae Sarum. Burntisland, 1861–1883; Warren F.E. The Sarum Missal in English. 2 vols. London, 1911; Sandon N. The Use of Salisbury. 6 vols. Newton Abbot, 1986–1999 (v. 1. The ordinary of the Mass; v. 2. The Proper of the Mass in Advent; v. 3. The Proper of the Mass from Septuagesima to Palm Sunday; v. 4. The masses and ceremonies of Holy Week; v. 5. The Proper of the Mass from Easter to Trinity; v. 6. The Proper of the Mass from Trinity to Advent); Brooke C. Prescription and Reality in the Rubrics of the Sarum Rite Service Books/Intellectual Life in the Middle Ages: Essays Presented to Margaret Gibson. London, 1992; Missale ad usum Westmonasteriensis/Ed. Wickham Legg J. 3 vols. London, 1891, 1893, 1897 (Henry Bradshaw Society 1, 5, 12); Missale ad usum insignis Ecclesiae eboracensis/Ed. Henderson W.G. Durham, 1874 (Surtees Society, 59–60); Missale ad usum percelebris ecclesiae Herfordensis/Ed. Henderson W.G. Leeds, 1874. Об особенностях французского литургического богослужения см.: Netzer Н. L’introduction de la messe romaine en France sous les Carolingiens. Paris, 1910. 934 Каталоги литургической литературы в некоторых хранилищах Англии, Франции и Италии см.: Amiet R. Catalogue des livres liturgiques manuscrits consents dans les archives et les bibliotheques de la Ville de Rome/Studi Medievali. 1986. S. 3a, 27; Catalogue Tresor et Merveilles/BMIU. 1998; Daux C. Deux livres choraux monastiques des 10 е et XI siecles: Etude historique, analytique et musicale. Paris, 1899; Lacombe P Livres d’heures imprim6s aux XVeme et au 16 eme siecles consents dans les bibliotheques publiques de Paris. Paris, 1907; Leroquais V. Les sacramentaires et les missels manuscrits des bibliotheques publiques de France. 4 vols. Paris, 1924; idem. Les livres d’heures manuscrits de la Bibliotheque Nationale de Paris. 2 vols., Paris, 1927 (supptement. Macon, 1943); idem. Le Missel manuscrit de l

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сотни М. открыты во мн. сельских поселениях Иудеи, часто даже в самых небольших; их многочисленность свидетельствует о важности ритуального омовения в повседневной жизни иудеев. В Иудее (включая Иерусалим) открыто более 600 М., относящихся к Хасмонейскому и раннерим. периодам, в Галилее - ок. 70. Такая статистика может указывать на различие в степени религиозности населения на севере и юге Израиля или на малую изученность Галилеи по сравнению с южным регионом. Кроме того, в данный период М. встречаются только в евр. поселениях; ни одной не найдено в городах с преимущественно нееврейским населением, напр. в Декаполисе или на средиземноморском побережье. Несколько меньше количество М., датируемых периодом после восстания Бар Кохбы, они сконцентрированы в Галилее (только в Сепфорисе - 40) и на юж. склонах Хевронских холмов. Дискуссии об идентификации ряда ритуальных бассейнов как М., к-рые относятся к периоду Мишны и Талмуда (II-VII вв.), не завершены. К ним относятся водные резервуары в Сасе, Хирбет-Шема, Хоразине, Бейт-Шеарим, Маоне и некоторых др. городах. Расположение М. Большинство М. строились в жилых кварталах городов или деревнях, обычно - в полу дома или во дворе. Они найдены как в самых скромных жилищах, так и в роскошных домах в Иерусалиме, при дворцовых банях в Иерихоне, Кипросе, Иродионе, Масаде, Махероне . Помимо домашних были и М., оборудованные на периферии поселений, обычно большого размера, к-рые обслуживали, видимо, общины. Общественные М., возможно, строились вблизи синагог. Такое соседство в период Второго храма было частым, в позднерим. и ранневизант. периоды их стали строить независимо друг от друга. Ряд М. был обнаружен при виноградных и масличных прессах (указания на необходимость иметь такие М. и совершать погружения встречаются в Мишне (Микваот. 7. 3; Тохарот. 10. 3)), возле гончарных горнов, промышленных (напр., в сев. части 3-го дворца Ирода в Иерихоне - Netzer. 2004. P. 39-144) или сельскохозяйственных ( Adler. 2008) сооружений. Неск. М. найдено при погребальных пещерах ( Idem. 2009), они использовались участниками похорон во время ритуала очищения (ср.: Числ 19. 11-19, 22; Мишна. Охалот. 1. 1) или в первый день 7-дневного очищения после непосредственного контакта с телом или с могилой, что предписывается в одном из текстов Кумрана (QTª XLIX 17-20, L 14-16; 4QRitPu A 2 ii 3-4). Самаритянские М.

http://pravenc.ru/text/2563176.html

3) 14 остраконов 3-й четв. VIII в. до Р. Х. содержат списки личных имен, в одном случае 72) с указанием количества (полученного товара?); дают примеры весьма распространенной в израильской эпиграфике формулы принадлежности, напр.,   - «принадлежит Цадоку» 93); чаша с неск. раз выписанным словом   (Арад?) 99) представляет особый интерес для палеографии , т. к. наряду с обычным для финик. письма направлением справа налево здесь отмечено и противоположное направление; 4) среди 24 остраконов посл. четв. VIII в. до Р. Х. преобладают списки личных имен иногда с указанием количества; особую группу представляют остраконы, найденные вблизи святилища, на каждом из них надписано одно имя собственное: по одному из предположений (Ахарони, Лемер), речь идет о черепках, служивших в качестве жребиев для установления порядка службы жрецов; 5) из 15 остраконов 2-й пол. VI-I в. до Р. Х. особого внимания заслуживает остракон 88, представляющий собой частично сохранившееся письмо от имени царя, начинающееся со слов «я воцарился (царствую) во вс[ей земле Израиля]»; 6) из 38 остраконов нач. VI в. до Р. Х. ок. половины составляют письма, адресованные Элиашиву с предписаниями выдать хлеб, муку, вино или масло в одних случаях «китеям», по-видимому, жителям островов Средиземного м., а также отдельным лицам, находившимся на службе в Иудейском царстве. Письма построены по одной схеме. В приветственных формулах упоминается Божественное имя  : «Пусть Господь дарует тебе благополучие»; «Благословляю тебя в Господе». Лит.: Lemaire A. Inscriptions hébraïques. P., 1977. T. 1: Les ostraca; Herzog Z. , Aharoni Y. , Rainey A. , Moshkovitz S. The Israelite Fortress at Arad//BASOR. 1984. Vol. 254. P. 1-34; idem. Arad: An Ancient Israelite Fortress with a Temple to Yahweh//BAR. 1987. Vol. 13/2. P. 16-35; Mazar A. , Netzer E. On the Israelite Fortress at Arad//BASOR. 1986. Vol. 263. P. 87-91; Ussishkin D. The Date of the Judean Shrine at Arad//IEJ. 1988. Vol. 38. P. 142-157; Mazar A. Archeology and the Land of the Bible. N. Y., 1990; Renz J. , R ö llig W. Handbuch der Althebräischen Epigraphik. Darmstadt, 1995. 3 Bde; Мерперт Н. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.

http://pravenc.ru/text/75814.html

  001     002    003    004    005