Модальная ритмика создала условия для образования 1-го в истории европ. многоголосия сложного контрапункта. Иоанн де Гарландиа указывает применительно к 3- и 4-голосному О. на такой прием, как обмен муз. материалом между голосами (впосл. вертикально-подвижной контрапункт). В примере 4 («Viderunt omnes» Перотина из ркп. Laurent. Plut. 29.1. Fol. 1, XIII в.) этот характерный для полифонии школы Норт-Дам прием образуется между 2 голосами соседней тесситуры. О. дал жизнь новым жанрам многоголосной музыки. Из него произошла и стала самостоятельным жанром клаузула . В результате подтекстовки голосов клаузулы возник мотет . Сам О., хотя и продолжал существовать еще какое-то время, постепенно потерял значение для муз. практики. Ист.: Guidonis Aretini Micrologus/Ed. J. Smits van Waesberghe. [R.], 1955. Р. 79-234. (CSM; 4); Anonymous IV. [De mensuris et discantu]// Reckow F. Der Musiktraktat des Anonymus IV. Wiesbaden, 1967. Bd. 1. S. 22-89. (Beih. z. Archiv f. Musikwissenschaft; 4); Eggebrecht H. H., Zaminer F. Ad organum faciendum: Lehrschriften der Mehrstimmigkeit in nachguidonischer Zeit. Mainz, 1970. (Neue Studien z. Musikwissenschaft; 3); Reimer E. Johannes de Garlandia: De mensurabili musica: Krit. Ed. mit Komment. und Interpret. der Notationslehre. Wiesbaden, 1972. Bd. 1. S. 35-89, 91-97. (Beih. z. Archiv f. Musikwissenschaft; 10); Musica et Scholica Enchiriadis: una cum aliquibus tractatulis adiunctis/Hrsg. v. H. Schmid. Münch., 1981. S. 1-59. (Veröff. d. Musikhist. Kommission/Bayer. Akad. d. Wiss.; 3). Лит.: Besseler H. Die Musik des Mittelalters und der Renaissance. Potsdam, 1931; Geering A. Die Organa und mehrstimmigen Conductus: In den Handschriften des deutschen Sprachgebiets vom 13. bis 16. Jh. Bern, 1952; Parrish C. The Notation of Medieval Music. N. Y., 1957; Krüger W. Die authentische Klangform des primitiven Organum. Kassel; N. Y., 1958; Apel W. Die Notation der Polyphonen Musik, 900-1600. Lpz., 1962; Waeltner E. L. Lehre von Organum bis zur Mitte des 11. Jh. Tutzing, 1975; Fuller S. A. Theoretical Foundations of Early Organum Theory//Acta Musicologica. Basel, 1981. Vol. 53. Fasc. 1. Р. 52-84; Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья: X-XIV вв. М., 1983. (История полифонии; 1); Федотов В. А. Начало западноевроп. полифонии: (Теория и практика раннего многоголосия). Владивосток, 1985; Гирфанова М. Е. Мензуральная система как ист. тип западноевроп. муз. метра: Докт. дис. Каз., 2015; Шиманский Н. В. Раннее многоголосие в литург. музыке западноевропейского средневековья (к типологии органума): Докт. дис. Мн., 2017.

http://pravenc.ru/text/2581479.html

См.: Григорианский хорал. М., 2008; Евдокимова Ю. Многоголосие средневековья. 10–14 вв. М., 1983; Кунцлер М. Литургия Церкви. В 3–х кн. М., 2001 , Лебедев С.Н., Поспелова Р.Л. Musica Latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. СПб., 2000; Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1985; BesselerH. Die Musik des Mittelalters und der Renaissance. Potsdam, 1931; Boetticher W. Geschichte der Motette. Darmstadt, 1989; Brothers T. Vestiges of the Isorhythmic Tradition in Mass and Motet, ca. 1450–1475/Journal of the American Musicological Society. 1991. Vol. 44; Bulst W.Hymni latini antiquissimi. Heidelberg, 1956; Chevalier U. Poesie liturgique du Moyen–Age: rythme et histoire. Paris, 1893; Everist M. French motets in the thirteenth century: music, poetry and genre. Cambridge, 1994; Fontaine J. Etudes sur la poesie latine tardive d’Ausone a Prudence. Paris, 1980; idem. Naissance de la po6sie dans l’occident chretien: Esquisse d’une histoire de la poesie latine chretienne du 3–e siecle. Paris, 1981; Julian J. Dictionary of Hymnology: Origin and History of Christian Hymns and Hymnwriters of All Ages and Nations. 2 vols. Grand Rapids (Mich.), 1985; Leichtentritt H. Geschichte der Motette. Lpz., 1908; Ludwig P Studien zum Motettenschaffen der Schtiler Palestrinas. Regensburg, 1986; Michel A. In hymnis et canticis: Culture et beaute dans l’hymnique chretienne latine. Louvain, 1976; Michels U. Atlas zur Musik. Bd. 1: Von den Anfangen zur Renaissance. Kassel; Basel, 1977; Die Motette: Beitrage zu ihrer Gattungsgeschichte/Hrsg. H. Schneider, H.–J. Winkler. Mainz, 1991; Norberg D. Introduction a l’etude de la versification latine medievale. Stockholm, 1958; Sesini U. Poesia e musica nella Latinita cristiana dal 3 al 10 sec. Torino, 1949; Szoverffy J. Die Annalen der lateinischen Hymnendichtung. 2 Bde. Berlin, 1964–1965; idem. Iberian Hymnody: Survey and Problems. [Albany (N.Y.)], 1971 (2 nd ed.: Tumhout, 1998); idem. Latin hymns. Tumhout, 1989; Те DecetHymnus: L’innario della «Liturgia Horarum»/A cura di Anselmo Lentini, O.S.B. Citta del Vaticano, 1984.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: К вопросу расшифровки крюковых певческих рукописей знаменного распева//Musica antiqua IV: Acta scientifica. Bydgoszcz, 1975. P. 487-503; Тонемы и просодемы знаменного распева//МААФАТ, 75: I Всесоюз. семинар по машинным аспектам алгоритмического формализованного анализа муз. текстов (Ереван-Дилиуган, 27.X - 1.XI.1975): Мат-лы. Ереван, 1977. С. 148-155; Тонемите в знаменния разпев//Българско музикознание. София, 1980. Кн. 4. С. 50-66; Орнаментиране в «Болгарский роспев»//Там же. 1982. Кн. 1. С. 107-114; Сегментация мелодий знаменного распева//Невские хоровые ассамблеи: Всерос. фестиваль: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Прошлое и настоящее рус. хоровой культуры», Ленинград, 18-24 мая 1981 г. М., 1984. С. 47-50; Мотивите в руския знаменен разпев//Българско музикознание. 1986. Кн. 1. С. 41-50; Международный конгрес по стара музика на Европейския изток//Там же. С. 109-114 (совм. с Куюмджиевой С.); Сричката - най-малката певчески значима текстова единица в знаменен роспев//Там же. 1986. Кн. 4. С. 25-35; Нотирани стихири за св. Йоан Рилски в руския Месечен стихирар//Втори международен конгрес по българистика: Доклади, 17. Театьр и кино. Музика/Сост.: М. Йотова. София, 1987. C. 165-184; Русское знаменное песнопение на текст Григория Цамблака//Русско-болгарские связи в области книжного дела: Сб. мат-лов VII болгаро-советского семинара. София, 1987. С. 106-112; Стихирата за Борис и Глеб «Плътьскоую багатяща» - забележителен образец на старото руско певческо изкуство//Българско музикознание. 1987. Кн. 3. С. 31-66; За типологията на нотираните певчески книги «Славник», «Минейник» и «Стихирар» от Ходжи Ангел Севлиевец//Музикални хоризонти. 1988. 17/18. С. 40-50; О таблицах мелодических формул знаменного распева//Musica antiqua, VIII: Acta musicologica. Bydgoszcz, 1988. Vol. 1. P. 489-516; Знамената като тонемно-прозодемен тип знаци//Музикални хоризонти. 1989. 2. С. 41-61; Попевки и фиты в центонах знаменного распева и их основные формулы//Българско музикознание. 1991. Кн.

http://pravenc.ru/text/1680993.html

«Если так понимать церковные тоны, то есть как «музыкальные установления», имеющие сакральный статус, то, естественно, нет никакой разницы, осуществляются они в одноголосии или в многоголосии» ( Лыжов. 2003. С. 17). Кроме того, полифоническая композиция долгое время мыслилась не как свободная или автономная, но как многоголосная обработка исходного литургического напева (cantus prius factus). В совр. анализе к позднеренессансным многоголосным ладам-тонам иногда применяется концепция т. н. пентаиха (5 ладов, называемых греч. наименованиями «дорийский», «фригийский», «ионийский», «миксолидийский», «эолийский», без различения автентических и плагальных), инспирированная реформой Глареана (К. Дальхауз, Ю. Н. Холопов), что иногда вызывает возражения на том основании, что «аутентичная» теория даже в XVI-XVII вв. в подавляющем большинстве случаев строго следовала теории октоиха ( Клейнер. 1994. С. 7). В качестве компромисса предлагается развести понятия церковного тона и лада ( Холопов. 2002. С. 49; Лыжов. 2003. С. 18-19). Лит.: Brambach W. Das Tonsystem und die Tonarten d. christl. Abendlandes im Mittelalter. Lpz., 1881; Wagner P. Einführung in die gregorianischen Melodien. Lpz., 1911-1921. 3 Bde; Auda A. Les modes et les tons de la musique et spécialement de la musique médiévale. Brux., 1930; Gombosi O. Studien zur Tonartenlehre des frühen Mittelalters//Acta Musicologica. 1938. Vol. 10. 4; 1939. Vol. 11. 1-2, 4; 1940. Vol. 12; idem. Key, Mode, Species//JAMS. 1951. Vol. 4; Werner E. The Psalmodic Formula Neannoe and its Origin//MQ. 1942. Vol. 28. P. 93-99; Lipphardt W. , Hrsg. Der karolingische Tonar von Metz. Münster, 1965. (LQF; 43); Dahlhaus C. Untersuchungen über d. Entstehung d. harmonischen Tonalität. Kassel, 1968; Huglo M. Les tonaires: inventaire, analyse, comparaison. P., 1971; Bailey T. De modis musicis: A New Ed. and Explanation//Kirchenmusikalisches Jb. Köln, 1977/78. Jg. 61/62. S. 47-60; Баранова Т. Б. Переход от средневековой ладовой системы к мажору и минору в музыкальной теории XVI-XVII вв.//Из истории зарубежной музыки: Сб.

http://pravenc.ru/text/165085.html

Лит.: Металлов В. М. Осмогласие знаменного роспева, М., 1899; Levy K. The Byzantine Sanctus and Its Modal Tradition in East and West//Annales Musicologiques: Moyen-Âge et Renaissance. Neuilly-sur-Seine, 1958-1963. Vol. 6. P. 7-67; idem. Hymn for Thursday in Holy Week//JAMS. 1963. Vol. 16. N 2. P. 127-175; Thodberg C. Chromatic Alterations in the Sticherarium//Actes du XIIe Congrès International d " études Byzantines. Ohrid, 1961. Beograd, 1964. Vol. 2. P. 607-612; Raasted J. Intonation Formulas and Modal Signatures in Byzantine Musical Manuscripts. Copenhague, 1966; Бражников М. В. Древнерус. теория музыки. Л., 1972; Владышевская Т. Ф. К вопросу об изучении традиций древнерус. певческого искусства//Из истории рус. и сов. музыки. М., 1976. Вып. 2. С. 40-61; Strunk O. The Antiphons of the Oktoechos//Essays on Music in the Byzantine World. N. Y., 1977; Лурье В. М. «Повествование отцов Иоанна и Софрония» (BHG 1438w) как литург. источник//ВВ. 1993. Вып. 54 (79). С. 62-74; Schkolnik I. Archaic Features of the Octoechos in Byzantine Stichera//Аста musicologica. Bydgoszcz, 1994. Vol. 1. P. 201-215. (Musica antiqua Europa Orientalis; 10); Скабалланович. Типикон; Лозовая И. Е. Византийские прототипы древнерус. певч. терминологии//Келдышевский сб.: Муз.-ист. чт. памяти Ю. В. Келдыша, 1997. М., 1999. С. 62-72. И. Е. Лозовая В певческой традиции Юго-Западной Руси В песнопениях нотолинейных укр. и белорус. Ирмологионов кон. XVI-XVIII в. имеются следующие признаки принадлежности мелоса к тому или иному Г.: собственно указания на Г. в надписании песнопения; присутствие в мелодии структурных элементов различных видов (попевок различных функций (начальных, срединных, конечных), фит, лиц); характерный мелодический рельеф попевочных и непопевочных композиционных единиц; высотное соотношение господствующего и конечного тонов; ладовая окраска напева; возможность модуляционных сдвигов в мелодии. Нотолинейная запись кон. XVI - нач. XVII в. знаменных графических формул и запись напевов устной традиции фиксируют более ранние формы осмогласной мелодики, нежели известные из двоезнаменников 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. и певч. осмогласных азбук , составленных исследователями по их материалам. Осуществлявшаяся в нач. XVII в. запись песнопений, бытовавших в устной практике (в т. ч. с голоса приезжих певцов), дает также представление об особенностях Г. в болгарском, греческом и др. напевах южнорус. обиходной традиции.

http://pravenc.ru/text/165085.html

2000. Вып. 1. С. 217-239; она же. Образы и символы древнерус. певч. искусства: Каноны мелопеи и «Шестоднев»//Из истории рус. муз. культуры: Памяти А. И. Кандинского. М., 2002. С. 31-47. (Науч. тр. МГК; Сб. 35); Петрова Л. А., Серегина Н. С., сост. Ранняя рус. лирика: Репертуарный справ. муз.-поэтич. текстов XV-XVII вв. Л., 1988; Гусейнова З. М. Руководства по теории знам. пения XV в. (источники и редакции)//Древнерус. певч. культура и книжность: Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 20-46. (Пробл. музыкознания; 4); она же. «Извещение… требующим учитися пения» - памятник рус. средневек. муз.-теорет. мысли: Коммент. и исслед.// Александр Мезенец и прочие. Извещение... о согласнейших пометах требующим учитися пения. Челябинск, 1996. С. 493-494; Серегина Н. С. Песнопения рус. святым: По мат-лам рукоп. певч. книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994; Шеховцова И. П. Гимн и проповедь: две традиции в визант. гимнографическом искусстве//Муз. культура правосл. мира: Традиции, теория, практика. М., 1994. С. 8-34; Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знам. роспева XII-XVII вв.: (На материале визант. и древнерус. Ирмология): Канд. дис. М., 1996; eadem (Schkolnik M.). 4 Principles of the Development of the 11th-17th Cent. Znamenny Notation//Musica Antiqua Europae Orientalis. Acta Musicologica, XI. Bydgoszcz, 1997. P. 241-253; eadem. Reconstructing the Znamenny Chant of the 12th-17th Cent.: Problems and Possibilities//Palaeobyzantine Notations, II: Acta of the Congr. Held at Hernen Castle (The Netherlands) in Oct. 1996/Ed. Chr. Troelsgard, G. Wolfram. Hernen, 1999. P. 63-70; Schkolnik I. Stichera-Automela in Byzantine and Slavonic Sources of the Late 11th - Late 18th Cent.//Ibid. P. 81-97; Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997. С. 172-180; Грузинцева Н. В. Триодный Стихирарь в рус. певч. практике XII-XVII вв.//Дни слав. письменности и культуры: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владивосток, 1998. Ч. 1. С. 112-120; Казанцева М. Г. Эволюция кн.

http://pravenc.ru/text/199937.html

традиции. Им был написан ряд богослужебных муз. сочинений и циклов для смешанного хора: «Акафист» (1950), «Великое повечерие» (1950), «Страстная Седмица» (1950-1967), «Литургии» (1954, 1956, 1959), «Эортологион» (1955-1969; цикл из 60 тропарей, кондаков и величаний), «Библейские песни» (1962), «Четыре самогласна на Рождество» (1967), «Взбранной Воеводе» (1999), «С нами Бог» (1999) и др. В сочинениях А. (всего более 200) выделяются 2 параллельных творческих направления. Первое - поиск в пределах узнаваемых муз. символов - воплощено в произведениях с прямыми муз. цитациями («Византийские Страсти» (1967) для хора, «В Вифлееме» (1988) для оркестра и хора, «Свершилось» (1971) для солиста и хора с электронномуз. сопровождением и др.). В др. направлении проявляется тенденция выйти за пределы традиц. муз. символов и привести материал к более абстрактной форме в идеале абсолютной музыки («Апокалипсис - шестая печать» (1967) для хоровых групп, чтеца с электронномуз. сопровождением, «Ирмос» (1975) для 5 солистов, «Видения из Апокалипсиса» (1993) для баритона и камерного оркестра и др.). По этому же пути - от символизма к абстракции - А. следует в сочинениях «Бытие» (1968) для 3 хоров, «Плач Богородицы» (1970-1973) для хора и в др. произведениях, основанных на греч. народной муз. традиции. А. опубликовал много статей и неск. исследований по визант. музыке, среди к-рых самые известные - расшифровка и воссоздание литургического действа Трех отроков (см. Вавилонские отроки , Пещное действо ), единственного сохранившегося в нотированных рукописях примера визант. богослужебного последования со сценическими элементами, а также открытие и расшифровка двухчастного «Хвалите» мелода Мануила Гадза (до 1453), самого раннего из примеров редкого многоголосоного письма визант. периода. Соч.: Κατλογος των Χειρογρφων της Βιβλιοθκης Παναγιτου Γριτσνη//ΕΕΒΣ. 1966. Τ. 35. Σ. 311-365; An Example of Polyphony in Byzantine Music of the late Middle Ages//International Musicological Society Congress Report.

http://pravenc.ru/text/63474.html

Лит.: Библиогр. справочники и обзоры: Kohlhase T. , Paucker G. M. Bibliographie gregorianischer Choral. Regensburg, 1990. (Beitr. z. Gregorianik; 9-10); Addenda I. Regensburg, 1993. (Ibid.; 15-16) [ежег. доп. в ж.: Plainsong & Mediaeval Music. Camb., 1992-.]; Hiley D. Writings on Western Plainchant in the 1980s and 1990s//Acta musicologica. Basel, 1997. Vol. 69. P. 53-93; idem. Chant [Электр. ресурс]. Дискогр.: Weber J. F. A Gregorian Chant Discography. Utica (N. Y.), 1990. 2 vol. [ежег. доп. в ж.: Plainsong & Mediaeval Music. Camb., 1992-.]. Периодич. и продолж. изд.: Paléographie musicale: Les principaux manuscrits de chant grégorien, ambrosien, mozarabe, gallican. Solesmes, 1889-. [факс. изд. рукописей]; Monumenta Musicae Sacrae: Coll. de manuscripts et l " études. Macon, 1952-1981 [факс. изд. рукописей]; Études grégoriennes. Solesmes, 1954-.; Monumenta Monodica Medii Aevi. Kassel, 1956-. [транскрипции певч. памятников]; Journal of the Plainsong and Mediaeval Music Society. Englefield Green (Surrey), 1978-1990; Beiträge zur Gregorianik. Regensburg, 1985-.; Studi gregoriani. Cremona, 1985-.; Monumenta Palaeographica Gregoriana. Münsterschwarzach, 1985-. [факс. изд. рукописей]; Plainsong & Mediaeval Music. Camb., 1992-. Совр. церк. певч. книги: Liber responsorialis: pro festis I. classis et communi sanctorum juxta ritum monasticum. Solesmes, 1894; Graduale sacrosanctae Romanae ecclesiae. R., 1908; Antiphonale sacrosanctae Romanae ecclesiae. R., 1912; Liber usualis missae et officii pro Dominicis et festis I vel II. classis. R., 1921 [мн. переизд.]; Antiphonale monasticum pro diurnis horis. Tournai etc., 1934; Graduale sacrosanctae Romanae ecclesiae […] restit. et ed. Pauli VI. Solesmes, 1974; Ordo missae in cantu: Missale Romanum, auctoritate Pauli PP. VI promulgatum. Solesmes, 1975; Psalterium monasticum. Solesmes, 1981; Graduale triplex, seu Graduale Romanum Pauli PP. VI cura recognitum & rhythmicis signis a Solesmensibus monachis ornatum: neumis Laudunensibus (cod. 239) et Sangallensibus (cod. San Gallensis 359 et Einsidlensis 121) nunc auctum/[Ed. E. Cardine]. Solesmes, 1979; Antiphonale Romanum. Vol. 2: Liber hymnarius cum invitatoriis & aliquibus responsoriis. Solesmes, 1983; Antiphonale monasticum. Solesmes, 2005.

http://pravenc.ru/text/григорианским ...

верджинелистов); в 1953 г. получил диплом магистра искусств. В 1954 г. начал заниматься визант. пением и нотацией с Э. Веллесом , под рук. к-рого в качестве стипендиата центра Дамбартон-Окс готовил докт. дис., посвященную Ирмологию. После присуждения степени д-ра (1957) преподавал в Йельском ун-те (1957-1969), ун-те Висконсина (Мадисон, 1969-1973, профессор), Вирджинии (Шарлотсвилл, 1973-1993, профессор; в 1974-1977 глава кафедры музыки, в 1990-1993 директор Центра рус. и восточноевроп. исследований, с 1993 почетный профессор музыки). В 1963-1964 гг. работал в монастырских б-ках Св. Горы Афон и в мон-ре св. Иоанна Богослова на Патмосе в качестве стипендиата фонда Морса (Morse Fellowship) и фонда Фулбрайта (Fulbright Fellowship), в 1985 - в Югославии как профессор (Distinguished Professor) фонда Фулбрайта. В 1988 г. выступал с докладами на конференциях, посвященных 1000-летию Крещения Руси, организованных РПЦ в Ленинграде и Библиотекой Конгресса США совместно со Смитсоновским ин-том в Вашингтоне. Участник многочисленных международных научных конгрессов в США, Югославии, Болгарии, Чехословакии, Польше, России, Украине. Соч.: Liturgical Drama in Byzantium and Russia//DOP. 1962. N 16. P. 351-385; Структура старословенских музичких Ирмолога//Хиландарски зб. Београд, 1966. Вип. 1. С. 139-161; Unknown Stichera for the Feast of St. Athanasios of Mt. Athos//Ibid. P. 108-129; Preparation of an Inventory of Old Slavic Mus. Manuscripts//Anf ä nge der slav. Musik. Bratislava, 1966. S. 173-178; Byzantine composers in ms Athens 2406//Essays presented to E. Wellesz. Oxf., 1966. P. 7-18; The Influence of the Byzantine Chant on the Music in the Slavic Countries//Proc. of the 13th Intern. Congr. of Byzantine Studies. L., 1967. P. 119-140; An Unusual Russian ‘Spiritual verse "http://Ibid. P. 166-172; Present Status of Research in Byzantine Music//Acta musicologica. 1971. N 43. P. 1-20; The Present State of Research in Slavic Chant//Ibid. 1972. N 44. P. 235-265; The Byzantine Heirmos and Heirmologion//Gattungen der Musik in Einzeldarstellungen: Gedenkschrift L.

http://pravenc.ru/text/150149.html

Лит.: Burney Ch. The Present State of Music in France and Italy, or, The Journal of a Tour through Those Countries, undertaken to Collect Materials for a General History of Music. L., 1773 2; Camajani G. Hospital Music of 18th-Cent. Italy//Music Journal. N. Y., 1972. Vol. 30. N 9. P. 15, 60; Stefani G. Musica e religione nell " Italia barocca. Palermo, 1975; Kantner L. Stilistische Strömungen in der italienischen Kirchenmusik 1770-1830//Colloquium «Die stylistische Entwicklung der italienischen Musik zwischen 1770 und 1830» (Rom, 1978): Bericht/Hrsg. F. Lippmann. [Köln], 1982. S. 380-392. (Analecta musicologica; 21); Fellerer K. G. Kirchenmusikalische Reformbestrebungen um 1800//Ibid. S. 393-408; Krause R. Die Kirchenmusik von L. Leo (1694-1744): Ein Beitr. z. Musikgeschichte Neapels im 18. Jh. Regensburg, 1987; Schacht-Pape U. Das Messenschaffen von A. Scarlatti. Fr./M.; N. Y., 1993; Talbot M. The Sacred Vocal Music of A. Vivaldi. Firenze, 1995. (Studi di musica veneta. Quaderni vivaldiani; 8); Burde I. Die venezianische Kirchenmusik von B. Galuppi. Fr./M., 2008; Панфилова В. В. Духовная музыка Дж. Б. Перголези и неаполитанская традиция: Канд. дис./РАМ им. Гнесиных. М., 2010; Антоненко Е. Ю. Венецианский мотет XVIII в.: поэтика забытого жанра//Науч. вестн. Моск. консерватории. 2011. 3. С. 40-55. Р. А. Насонов XIX в. Итал. церковная музыка этого периода мало изучена. Как и в отношении предшествующих веков, историки музыки интересуются наиболее крупными институтами, напр. муз. капеллами больших соборов, к-рые представляют собой скорее исключение, тогда как в приходских церквах муз. практика была совершенно иной. Только с недавнего времени специалисты стали интересоваться поздними рукописными и печатными источниками по истории григорианского пения, основной церковно-муз. традиции И. Напевы, к-рые на протяжении веков существенно менялись и сокращались, в XIX в. исполнялись с большим количеством знаков альтерации, к-рые сближали их с логикой тонального развития и упрощали органное сопровождение.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

   001    002   003     004    005    006    007