См. вообще: Harnack. Militia Christi; Weinel. Das Verhalmniss des Urchristenthums zum Staate; Bigelmair. Die Beteiligung der Christen am 65.108 О первохристианстве Булгаков: Два Града, 179 offenmlichen Leben in vorconstantinischer Zeit. Munchen, 1902.   200 Militia Christi. S. 87. 201 4 Ibid., 50. 202 Об иррациональности отношений между церковью и государством см. у Ernst Troeltsch. Die Trennung von Staat und Kirche etc. Tubingen, 1907. S. 56. Ср. также наш очерк " Церковь и государство " в сборнике " Вопросы религии " (М., 1906. Вып. I). 203 Ср. следующий очерк " Первохристианство и социализм " . 204 Ср.: Harnack. Die Mission. I. S. 147 – 148. См. особенно: Allard. 1. с., livre III. 205 Особенно ясно это у Эрма, где отношение между богатыми и бедными изображается сравнением с дубом и опирающейся на него виноградной лозой, причем один взаимно помогает другому, первый – помощью и второй – молитвами. 65.109 О первохристианстве Булгаков: Два Града, 179   206 Впрочем, Тертуллиан упоминает об общении имуществ среди христиан (Апол. XXXIX). Определенно коммунистические идеи приписываются лишь еретику–гностику Карпократу, который будто бы пытался осуществить платоновское общение имуществ (ср. характеристику разных гностических учений у Иринея, еп. Лионского). 207 206 Geffken. Aus der Werdezeit des Christenthums. Отличительные черты христологии апологетов отмечены у Спасского: История догматических движений в эпоху вселенских соборов. 1906. Т. I, гл. I. Ср.: Harnach. Dogmengeschichte. B. I. 208 Открыто, явно; в скрытом состоянии, неявно (лат.). 209 Последнюю сводку относящегося сюда исторического материала мы имеем в статье Гарнака " Kirchliche Verfassung und kirchliches Recht im 1. und 2. Jahrhundert " (в: Realenzykl. f. рг. К. 3–te Aufl. Bd 20. Leipzig, 1908). Ср. также: Harnack. Die Lehre der 12 Apostel. 1884; R. Sohms. Das Kirchenrecht; Harnack. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten; Weizsacker. Apost. Zeitalter; Knopf. 65.110 О первохристианстве Булгаков: Два Града, 179

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Harduinus 1715 – Acta conciliorum et epistolae decretales, ac constitutions summorum pontificum/Ed. J. Harduinus. P., 1715. Hespel 1955 – Hespel R. Le Florilege cyrillien refute par Severe d " Antioche. Etude et edition critique. Louvain, 1955. Holmes, Parsons 1827 – Vetus Testamentum Graecum cum variis lectionibus/Ed. R. Holmes, R. Parsons. Oxford, 1827. T. 4. Labbeus, Cossartius 1671 – Sacrosancta concilia ad reginam editionem exacta/Ed. Ph. Lab-beus, G. Cossartius. T. 3. P., 1671 (T. 3 2 . Venetiis, 1728). Lebon 1933 – Lebon J. Discours d " Atticus de Constantinople “Sur la Sainte Mere de Dieu”//Mus. 1933. Vol. 46. P. 167–202. Mansi 1760 – Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio/Ed. J.-D. Mansi. T. 4. Florentiae, 1760. Martin 1941 – Martin Ch. Un florilege grec d " Homelies christologiques des IV e et V e siecles sur la Nativite (P. Gr. 1491)//Mus. 1941. Vol. 54. P. 17–57. Pusey 1868 – S. P. N. Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in XII prophetas/Ed. Ph. E. Pusey. Oxford, 1868 (Br., r 1965). Vol. 1. Pusey 1872 – S. P. N. Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Johannis Euangelium. Accedunt fragmenta varia necnon tractatus ad Tiberium diaconum duo/Ed. Ph. E. Pusey. Oxford, 1872 (Br., r 1965). Vol. 2. Pusey 1877 – S. P. N. Cyrilli archiepiscopi Alexandrini De recta fide ad imperatorem, De Incarnatione Unigeniti dialogus, De recta fide ad principissas, De recta fide ad augustas, Quod unus Christu dialogus, Apologeticus ad imperatorem/Ed. Ph. E. Pusey. Oxford, 1877 (Br., r 1965). Rucker 1933 – Rucker I. Florilegium Edessenum anonymum (syriace ante 562). Munchen, 1933. Ter-Mekerttschian, Ter-Minassiantz 1908 – Ter-Mekerttschian K., Ter-Minassiantz E. Timotheus Alurus, des Patriarchen von Alexandrien. Widerlegung der auf der Synode zu Chalcedon festgesetzten Lehre. Leipzig, 1908. Weischer 1980 – Weischer B. M. Das christologische Florilegium in Qerellos II//Oriens Shristianus. 1980. Bd. 64. S. 109–135. Weischer 1993 – Qerellos II: Der Prosphonetikos «Uber den rechten Glauben» des Ky-rillos von Alexandrien an Arkadia und Marina. Teil I: Einleitung mit christologischem Florilegium/Hrsg. B. M. Weischer. Stuttgart, 1993 (Athiopistische Forschungen 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Alevisopoulos A. Das Gute und das Bose in der Sicht Basileios des Grossen im Zusammenhang mit seiner Welterklarung. – Mainz, 1963. Allard P. et Besse J. Basile de Cesaree//Dictionnaire de Theologie Catholique. – Paris, 1905. – T. 2. – P. 441–459. Allard P. M. J. Saint Basile. – Paris, 1903. Amand de Mendieta E. Les ascetiques de Saint Basile de Cesaree. – Louvain, 1935. Amand de Mendieta E. The Unwritten and Secret Apostolic Traditions in the Theological Thought of St. Basil of Caesarea. – Edinburgh, 1965. Bamberger J. Е. «Μνμη-δθεσιζ», the Psychic Dynamisms In Ascetical Theology of St. Basil//Orientalia Christiana Periodica. – Roma, 1968. – 34. – P. 233–251. Basilius, Heiliger der Einen Kirche: Regensburger Oekumenisches Symposium. – Munchen, 1981. Callahan J. F. Greek Philosophy and the Cappadocian Cosmology//Dumbarton Oaks Papers. – Cambridge, 1958. – Vol. 12. – P. 29–57. Clarke W. K. L. Saint Basil the Great: A Study of Monasticism. – Cambridge, 1913. Courtonne J. Saint Basile et l’hellenisme: Etude sur la recontre de la pensee chretienne avec la sagesse antique dans l’Hexaemeron de Basile le grand. – Paris, 1934. Danielou J. Introduction//SChr. – Paris, 1944. – T. 160: Traite de l’creation de l " homme. Doergens H. Der heilige Basilius und die classischen Studien: Eine gymnasial-padagogische Studie. – Leipzig, 1857. Dorries H. De Spiritu Sancto: Der Beitrag des Basilius zum Abschluss des trinitarischen Dogmas. – Gottingen, 1956. Ewell J. L. Basil and Jerome Compared. – New York, 1913. Fedwick P. J. The Church and the Charisma of Leadership in Basil of Caesarea. – Toronto, 1979. Fialon E. Etude historique et litteraire sur Saint Basile, suivie de l’Hexaemeron. – Paris, 1865. Fox M. M. The Life and Times of St. Basil the great as revealed in his Works: a dissertation. – Washington, 1939. Gibson A. G. Saint Basil’s Liturgical Authorship. – Michigan, 1979. Giet S. Les idees et l’action sociales de Saint Basile. – Paris, 1941. Giet S. Saint Basile a-t-il donne une suite aux Homelies de l’Hexaemeron?//Recherches de science religieuse. – Paris, 1946.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Rhalles-Potles – Ρλλης Г., Ποτλς Μ. Σνταγμα των θεων κα ιερν καννων. " Αθναι, 1852–1859. 6 t. RHE – Revue d?histoire ecclesiastique. Louvain, 1900-. RSPT – Revue des sciences philosophiques et theologiques. Paris, 1907-. RSR – Recherches de Science Religieuse. Paris, 1910-. SC – Sources chretiennes. Paris, 1942-. Strewe – Strewe A. Die Canonessammlung des Dionysius Exiguus in der ersten Redaktion. Berlin, 1931. Synagoga – Бенешевич В. H. Синагога в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика: К древнейшей истори и источников права Греко-восточной Церкви (Joannis Scholastici Synagoga L titulorum). Munchen, 1937. QHE – Θρησκευτικ και ηθικ εγκυκλοπαδεια. " Αθναι, 1962–1968. 12 t. TSCB – Textus selecti ex operibus commentatorum byzantinorum iuris ecclesiastici//Fonti. Ser. II. Fasc. 5. Grottaferrata, 1939. TU – Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Leipzig, 1883-. Zepos – Zepos J., Zepos P. Jus Graecoromanum. Athenae, 1931. 8 vols. ZK – Zeitschrift fur Kirchengeschichte. Gotha, 1877-. Bd. 1-. Бенешевич. Приложения – Бенешевич В. Н. Приложения к исследованию: Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII в. до 883 г. СПб., 1905. Бенешевич-1905 – Бенешевич В. Н. Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII в. до 883 г. СПб., 1905. Бенешевич-1906 – Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. СПб., 1906–1907 (Syntagma XIV titulorum sine scholiis secundum versionem Palaeo-Slovenicam adjecto textu Graeco e vetustissimis codicibus manuscriptis exerato). БТ – Богословские труды. M., I960-. Сб. 1-. БЭ – Православная богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь/Изд. под ред. А. П. Лопухина , H. H. Глубоковского. СПб., 1900–1911. Т. 1–12. ВВ – Византийский временник. СПб., 1894–1928. 25 т.; M., 1947-.Т. 1(26)-. ЖМП – Журнал Московской Патриархии. М., 1931–1935, 1943-. Правила – Никодим (Милаш) , en. Правила Православной Церкви с толкованиями: В 2 т./Пер. с серб. СПбДА. СПб., 1911. М., 1994Р. Введение

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Почюдим же ся, братие, человеколюбию Господа Бога нашего: толь сквернена человека и по смерти помиловалъ. И разумеите, колико могут молитвы святитель его, яко от мукы изяша. И удивимся вере и любви къ Богу блаженыя цариця Феодоры, каку приз скорбь и како печяшеся о спасении мужа своего, не щадащи злата, ни сребра, все раздая убогымъ, дабы от мукы мужа искупити, вся нудящи къ Богу за нь молитися, не токмо святителя, нь и черъноризьчкои чинъ, нь убогыя и вдовыя и сироты, како ти по смерти милостинею от мукы мужа избави. О такых реченых женах, яко и по смерти мужа спасеть, нь не въ мнозехъ женъ таковыя обрести, а сих болши, что не печалятся о смерти мужии, нь токмо яже собе на требу, о том всегда суть же и богобоязнивии жены, яже и не ведущу мужю благая творят и подают Бога ради и мужа своя понуждают. И суть инии, иже бранят мужемъ не даяти, нь се полезнее всем, ко же в животе своем и о спасении своемъ скорбите. Одина ти есть душа и одино житью время. И не уповайте чюжими приновы спаситися. Да се ведуще, потщимся очистити грехы наша въ дни сиа святыя постныя, славяще Отца и Сына и Святаго Духа и святых твоих исповедникъ, всегда и ныне, и присно, и въ векы векомь, аминь. 1. Справочники и словари 1 . Beck H. С. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1959. 2 . Bibliotheca Hagiographica Graeca/ed. F. Halkin. Bruxelles, 1957. 3 . Ehrhard A. Uberlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche, Leipzig 1936–39. 3 Bde. 4 . Hunger H. Die Hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. Munchen, 1978. 5 . Kazhdan A. P. A History of Byzantine Literature (650–850). Athens, 1999. 6 . KriaraV E. Lexiko thV mesaiwnikhV EllhnikhV dhmodouV grammateiaV. Qessalonikh , 1980. 7 . Liddel H.G., Scott R., Jones H. S., McKenzie R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1940 etc. 8 . Lampe C. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1968 etc. 9 . Prosopographisches Lexikon der mittelbyzantinische Zeit. 5 Bde. В., 1999. 10 . Sophocles E. A. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine periods (from B.C. 146 to A.D. 1100). Cambridge (Mass.) – L., 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

309 См. Tertull, “De corona mil.” c. 3 [Migne, s. l., t. 2, col. 73—80]. — Euseb., “Hist. eccl.” VI, 9 [Migne, s. g., t. 20, col. 537—541]. 310 Α ф. Синт., II, 93. 311 Cp. Athanasii ep. “Ad orthodoxos” [Migne, s. g., t. 25, col. 221—240]. 312 См. Деяния Константинопольского Собора 681 г. (Harduini, III, 1201). 313 Cp. Vita Augustini Posid. c. 24 [Migne, s. l., t. 32, col. 53, 54]. — Ambros., “De offic.” II, 28 [Migne, s. l., t. 16, col. 139—142]. — Socrat., “Hist. eccl.” VIII, 21 [Migne, s. g., t. 67, col. 781—784]. 314 Римский судебный процесс более древнего времени см. у G. F. Puchta, “Cursus der institutionen” (Leipzig, 1856—1857), II, 78 и сл. 315 См. Деяния Всел. Соборов в рус. пер., I, 696, III. 561, 564. 316 Gp. W. Μ olimor, “Ueber canonisches Gerichtsverfahren gegen Cleriker.” Mainz, 1856. — Jos. Fessler, “Der canonische Process nach seinen positiven Grundlagen und seiner altesten histor. Entwickelung in der vorjustinianische Periode.” Wien, 1860. — N. Munchen, “Das canonische Gerichtsverfahren und Strafrecht.” 2 Bde. Koln u. Neusz, 1865. — H. Kellner, “Das Buss — und Strafverfahren gegen Kleriker in den sechs ersten christl.” Jahrhunderten. Trier, 1863. — Dr. P. Hinschius, “Das Kirchenrecht der Katholiken und Protestanten,” IV, 690 и сл., V, 1 и сл., а также Е, Zachariae v. “Lingenthal, Geschichte des griechisch-romischen Rechts.” 2 Aufl. Berlin, 1877. S. 368 и сл. 317 Ο свидетелях по римскому праву см. Puchta, упом. соч., II, 197 и сл., 269 и сл. 318 Gregor. Naz., “Carm. de vita sua” [Migne, s. g., t. 37, col. 1030]. 319 Аф. Синт., II, 101. Ср. того же Вальсамона 26 кан. ответ на вопросы Марка, патриарха Александрийского, где есть ссылка и на 77-е Ап. правило (Аф. Синт., IV, 467—468). 320 Аф. Синт., II, 102. 321 Ср. Синт. Β ласта ρ а, Δ , 1 (Аф. Синт., VI, 202—204). 322 Theodoret., “Hist. eccl.” IV, 6 [Migne, s. g., t. 82, col. 1132, 1133]. — Rufin., “Hist. eccl.” II, 11 [Migne, s. l., t. 21, col. 521, 522]. 323 Socrat, “Hist. eccl.” IV, 30 [Migne, s. g., t. 67, col. 544]. — Sozom., “Hist. eccl.” VI, 24. VII, 8 [Migne, s. g., t. 67, col. 1353—1357; col. 1433—1436].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

514 См.: М. Н. Сперанский. . Южно-славянские и русские тексты легенды строительства церкви Св. Софии в Царьграде. — Сборник в честь на Васил Н. Златарски. София, 1925, с. 41—422; В. Д. Смирнов . Турецкие легенды о Святой Софии. СПб., 1898. 515 A. Heisenberg . Die Apostelkirche in Konstantinopel. Leipzig, 1908. 516 O. Dalton . East Christian Art, pp. 77—78. 517 Ch. Diehl . Raverme. Paris, 1907, p. 8, 132. 518 См. статью на эту тему В. Н. Бенешевича: Sur la date de la mosaique de la Transfiguration au Mont Sinai. — Byzantion, vol. I, 1924, pp. 145—172. 519 См.: Ch. Diehl . Manuel d " art byzantin, vol. I, pp. 230—277. 520 Себеос . История императора Иракла. Перевод с армянского К. Пат-канова. СПб., 1862, с. 129. 521 A. Pernine . L " imperatore Eracleo. Firenze, 1905, p. 44; H. Gregoire . An Armenian Dynasty on the Byzantine Throne. — Armenian Quarterly, vol. 1. 1946, pp. 4—21. Он называет весь период с 582 до 713 гг. первой армянской эрой в византийской истории (р. 8). 522 Е. W. В. Brooks . Who was Constantine Pogonatus? — Byzantinische Zeitschrift, Bd. XVII, 1908. SS. 460—462. 523 Не настолько, чтобы воспрепятствовать ему говорить. 524 J. В. Bury. A History of the Later Roman Empire... London 1889 vol. II, p. 354. 525 De expeditione persica, vv. 90—91. 526 G. Ostrogorski . Geschichte des byzantinischen Staates. Munchen, 1940, S. 96. 527 Антиох Стратиг . Взятие Иерусалима персами в 614 г. Перевод с грузинского Н. Я. Марра. СПб., 1909; английский перевод — F. С. Со-певеаге в журнале English Historical Review, vol. XXV, 1910, p. 506. См. также: P. Peeters . La prise de Jerusalem par les perses. — MUSJ, vol. IX, 1923. 528 Н. П. Кондаков . Археологическое путешествие по Сирии и Палестине СПб., 1904, с. 173—174. 529 Возможно, аварское вторжение имело место в 617 году. См. N. Baynes . The Date of the Avar Surprise. — Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXI, 1912, SS. 110—128. 530 Хронология Исидора неточна, lsidori Hlspalensis Chronica Majora (PL, t. LXXXIII, col. 1056) — пятый год царствования. Ed. Th. Mommsen. Monumenta Germaniae Historica. Auctorum Antiquissimorum, XI, Chronica Minora, II, p. 479 — шестнадцатый год царствования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

Aujac 1966 – Aujac G. Strabon et la science de son temps. Paris, 1966. Bäbler 2002 – Bäbler В. “Long-haired Greeks in trousers: Olbia and Dio Chrysostom (Or. 36, ‘Borysthenicus’)//Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. 2002. P. 311–327. Barnes 1978 – Barnes T. D. The Sources of the Historia Augusta. Bruxelles, 1978. Barsby 1978 – Barsby J. A. Ovid. Oxford, 1978. Bellessort 1920 – Bellessort A. Virgile, son oeuvre et son temps. Paris, 1920. Bell. Alex. – Bellum Alexandrinum (Caesaris). Bell. Gall. – Bellum Gallicum (Caesaris). Benario 1975 – Benario H. An Introduction to Tacitus. Athens (Georgia), 1975. Bender 1961 – Bender F. B. Historical Commentary on Dio Cassius 54. Diss. University of Pennsylvania. 1961. Bengtson 1981 – Bengtson H. Augustus, sein Leben und seine Zeit. Munchen, 1981. Bernays 1905 – Bernays U. Studien zu Dionysius Periegetes. Heidelberg, 1905. Besslich 1972 – Besslich S. Ovids Winter in Tomis. Zu Trist. III, 10//Gymnasium. 79. 1972. S. 177–191. Bianchetti 1990 – Bianchetti S. Plota kai porenta. Firenze, 1990. Bilde 1988 – Bilde P. Flavius Josephus between Ierusalem and Rome. His life, works and their importance. Sheffield, 1988. Biliski 1948 – Biliski B. Zachodnia granica praslowiaszczyzny wedle Pomponiusza Meli//Archeologia. 2. Warszawa, 1948. S. 129–138; 493– 495. Blass 1893 – Blass Fr. Die attische Beredsamkeit. 3. 2. Demosthenes’ Genossen und Gegner. 2. Aufl. Leipzig, 1898 (Nachdruck Hildesheim, 1977). Blockley 1976 – Blockley R. C. Ammianus Marcellinus. A Study of his Historiography and Political Thought. Bruxelles, 1975. Bolshakov 2004 – Bolshakov K. Pseudo-Scymnos (Semos von Delos?).Τ ριστερ το Πντου. Zeugnisse griechischer Schriftsteller über den westlichen Pontosraum. Stuttgart, 2004. Bolton 1962 – Bolton J. D. P. Aristeas of Proconnesus. Oxford, 1962. Bompaire 1958 – Bompaire J. Lucien écrivain: Imitation et création. Paris, 1958. Bonnel 1882 – Bonnel E. Beiträge zur Altertumskunde Ruβlands. Bd. I. Sankt- Petersburg, 1882.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Munchen. 1959. 48 О ней подробнее см.: Бычков В. В. Эстетика поздней античности. II–III века. М., 1981. С. 166–201. 49 Сочинения Нила цитируются по изданию: PG, t. 79. 50 Византийские легенды. Л., 1972, с. 57. 51 Иоанн Лествичник цитируется по изданию: PG, t. 88. 2 Цитируется по PG, t. 26 с указанием далее в скобках параграфа. 52 См.: Бычков В. В. Эстетика поздней античности, с. 208–210. 53 Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина. Сергиев Посад. 1900, с. 62. 54 Там же, с. 60. 55 Творения… Исаака Сириянина, с. 64. 56 Творения… Исаака Сириянина, с. 104–105. 57 Там же, с. 60. 58 Там же, с. 67. 59 Творения… Исаака Сириянина, с. 98. 60 Там же, с. 138. 61 Византийские легенды, с. 66. 62 Там же, с. 74. 63 Там же, с. 74. 64 Там же. 65 Византийские легенды, с. 71 66 Там же, с. 75. 67 Там же, с. 83. 68 См.: Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977, с. 293–294. 69 См.: Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 58; Meier G. Die sieben freien Kunste im Mittelalter. Einsiedeln. 1886. 70 См.: Assunto R. Die Theorie des Schonen im Mittelalter. Koln. 1987, S. 21–23. 71 См.: Abert Η. Die Lehre vom Ethos in der griechischen Mu-sik. Leipzig. 1899. 72 Цит. по изд.: Идеи эстетического воспитания, т. I, M., 1973, с. 266. 73 Цит. по изд. Идеи эстетического воспитания, с. 266. 74 Цит. по изд.: Идеи эстетического воспитания, с. 267–268. 75 Подробнее см. Бычков В. В. Эстетика поздней античности, с. 27–28. 76 Евсевий Памфил цитируется по: RG, t. 20. 77 Издание текста см.: Le Museon, Т. 38, Paris. 1925, p. 117–136. 78 См.: Мф 25, 1 — 12. 79 См. посвященную этой проблеме статью: Wulff О. Das Raum-erlebnis des Naosim Spiegel der Ekphrasis//BZ, Bd 30, S. 531–539. 80 См.: Spatantiker Gemadezyklus in Gaza. Des Prokopios von Gaza Ecphrasis eiconos. Herausgeg. und erklart Paul Fri-edlander. Citta del Vaticano. 1939, S. 95. Далее цит. по этому изданию, с указанием параграфа в тексте. 81 Spatantiker Gemaldezyklus in.Gaza, S. 50. 82 Филострат [Старший и Младший].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

В этом может увериться каждый, кто искренно мучается проблемой человека и мира. Но при этом он должен исполнить одно условие: на личном опыте освоить богочеловеческий православный образ жизни и мышления. Достоевский сделал это со всеусердием, и его мучительный подвиг был вознагражден решением вековечных, " проклятых " вопросов. Благодаря личному подвижничеству он познал абсолютную истину, и она спасла его. А что есть истина? Богочеловек Христос, Его чудесный и животворный Лик. Он дал Достоевскому все блага, которые никто не смог ему дать ни из богов, ни из людей. Поэтому он по-апостольски ревностно, с горячей любовью сохранял и проповедовал Богочеловека Христа, заявляя всем и каждому: только в Нем - спасение, смысл и цель человека и мира. А в этом есть и оправдание Бога перед человеком и человека перед Богом. Именно поэтому все сочинения Достоевского могли бы называться: " Защита православного Лика Христова " или " Православная теодицея " . Примечания 251. " Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского " . СПб., 1883 г. 252. Достоевский Ф.М. " Дневник писателя " , т. 10, с.422. 253. Курсив Достоевского. 254. Там же, с.426. 255. Там же, с.427. 256. Там же, с.430. 257. " Letters of F.M. Dostojewsky " .London, 1907. Translated by E.E. Mayne, p.222. 258. " Бесы " , с.623. 259. Курсив Достоевского. 260. Mayne, " Letters of F.M. Dostojewsky " , p.222. 261. " Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского " . СПб., 1883 г. 262. Достоевский Ф. М. " Дневник писателя " , IX, с.173. 263. 1Ин.1:1. 264. Ин.1:14. 265. Material zum Roman " Die Demonen " , S.523, herausgegeben von Moeller van der Bruck: F.M. Dostojewski, " Die Demonen " . Zweiter Teil, Munchen-Leipzig, 1916. 266. Там же, с.535. 267. Кол.2:9. 268. Material zum Roman " Die Demonen " , S.536. 269. Там же, с.535. 270. Там же, с.536. 271. " Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского " . 272. " Дневник писателя " , m.XI, с.476. 273. " Letters of Dostojevsky " , р.67. Схоже с этим Достоевский говорит в романе " Бесы " . Там Шатов говорит Ставрогину: " Но не вы ли говорили мне, что если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной? " - " Бесы " , m.VII, с.241. 274. " Братья Карамазовы " , m.XII, с.381. 275. " Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского " , с.371. 276. Там же, с.371. 277. Там же, с.371. 278. " Дневник писателя " , т.Х, с.212. 279. Здесь Достоевский имеет в виду слова Христа: " А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую " (Мф.5:39). 280. Это говорит оппонент Достоевского. 281. " Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского " , с.372. 282. " Letters of Dostojevsky " , р.195. 283. П.А. Флоренский. " Столп и утверждение Истины " , с.230,231,232. 284. " Идиот " , m.VI, с.583. 285. " Дневник писателя " , т.Х, с.328. 286. Там же, m.XI, с.384.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010