В заявлении, поступившем из Ватикана 24 февраля и объявившем о создании новых структур, сообщается, что администрация Патримония Апостольского Престола, доселе существовавшая как служба, которая занималась финансовыми операциями Ватикана, продолжит играть роль «центрального банка Ватикана». В то же время сообщение от 24 февраля никак не упоминает подлинный Банк Ватикана — «Институт религиозных работ» (IOR). Папа Франциск, очевидно, еще не принял окончательного решения относительно будущего этого учреждения. Создание Секретариата по вопросам экономики имело место после серии встреч в Ватикане на прошлой неделе, в ходе которых Папа Римский и Совет кардиналов заслушали рекомендации от двух различных групп, назначенных изучить экономические и административные дела Ватикана. Вводимые в Римской курии изменения позволят удачнее формализовать участие в опытных экспертов в финансовом управлении, планировании и оптимальном использовании ресурсов, что даст возможность для развития различных программ, прежде всего, нацеленных на социально-благотворительную деятельность. На основе полученных рекомендаций Папа Франциск выпустил motu proprio под названием «Fidelis et Dispensator Prudens», которым и объявил об учреждении новых структур. В этом документе понтифик пишет, что новое подразделение Римской курии должно обеспечить лучшее управление ресурсами Ватикана, которые служат «миссии проповедовать Христианство с особой заботой о самых нуждающихся». Секретариат по делам экономики, объединяя финансовые и административные функции Ватикана в одном агентстве, предназначен оптимизировать деловую активность Ватикана, обеспечить большую прозрачность и надзор, гарантировать, что дела Римской курии ведутся в соответствии с признанными стандартами бухгалтерского учета и лучшими методами. Папа Римский попросил, чтобы кардинал Пелл начал свою работу как можно быстрее и обратился за помощью к экспертам в сфере финансов, бухгалтерского учета и управления, чтобы наладить большую эффективность администрации.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Изначально большая каппа была пурпурного цвета, в период «Авиньонского пленения пап» для нее был сделан капюшон из меха. В 1464 г. папа Римский Павел II заменил кардинальскую пурпурную большую каппу красной (рядовой) и фиолетовой (используемой в постные (покаянные) дни). Для К., принадлежавших к монашеским орденам, были установлены особые цвета каппы: камальдулы, мерседарии, тринитарии носили белую каппу; цистерцианцы и доминиканцы - черную. До сер. ХХ в. во время торжественных церемоний К. облачались в большую каппу, достигавшую 15 м в длину. Каппа символизировала величие К. и душевный покой, а длина - распространение власти К. на весь мир. Использовавшийся на каппе капюшон из меха горностая символизировал покаяние за грехи всех людей, изгнанных в лице Адама из рая и вынужденных облачиться в шкуры животных. Летом горностаевый капюшон заменялся шелковым. Согласно motu proprio папы Римского Пия XII от 30 нояб. 1952 г., размеры большой каппы были уменьшены вдвое (AAS. 1952. Р. 849-850), а после выхода инструкции от 13 апр. 1969 г. использование большой каппы позволялось лишь за пределами Рима и в особо торжественных случаях. К.-камерленго и К.-перводиакон традиционно получали особый кардинальский жезл - ферулу (ferula), покрытую красным бархатом и украшениями, длиной ок. 1 м. К.-камерленго использует ферулу крайне редко, К.-перводиакон держит ее в правой руке, когда руководит процессиями во время папских церемоний. Привилегии К. как высшие иерархи Римско-католической Церкви наделены привилегиями в церковной и в общественной жизни. В 1225 г. буллой папы Римского Гонория III К. была гарантирована неприкосновенность, любое посягательство на них приравнивалось к «оскорблению величества», как если бы таковое было совершено в отношении папы или коронованных особ. Наказание за посягательство на личность К. словом или делом было ужесточено решением папы Бонифация VIII в 1294 г. Буллой «Apostolicae Sedis moderationi» от 12 окт. 1869 г. папа Пий IX подтвердил прещения в отношении тех, кто осмелятся причинить вред К.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

Конгрегация чрезвычайных церковных дел). Тем не менее Павел VI, не желая идти на открытую конфронтацию с О., оказывал ему знаки личного расположения. 9 марта 1966 г. О. было направлено поздравительное послание по случаю 50-летнего юбилея священнического рукоположения. На тайной консистории 26 июня 1967 г. папа возвел его в достоинство кардинала-пресвитера, сохранив за ним его диаконию в качестве кардинальской титулярной церкви. Осенью того же года О. участвовал в 1-й ассамблее Синода епископов (29 сент.- 29 окт.), собравшейся в Ватикане согласно решению II Ватиканского Собора. После ухода с руководящих постов О. и других консервативно настроенных иерархов в Римско-католической Церкви были проведены реформы, касавшиеся совершения таинств, служения мессы, чтения клиром бревиария и выборов папы Римского. После того как 3 апр. 1969 г. была обнародована апостольская конституция «Missale Romanum», вводившая вместо традиц. лат. мессы новый чин (Novus Ordo - см. Римский обряд ), О. и кард. Антонио Баччи в сент. 1969 г. направили папе Римскому «Краткое критическое рассмотрение нового чина мессы», составленное группой экспертов во главе с католич. богословом доминиканцем М. Л. Гераром де Лорье, поддержав критику литургических реформ. Однако Конгрегация вероучения отвергла высказанные критические замечания. На тайной консистории 18 мая 1970 г. О. был вторично назначен кардиналом-камерленго коллегии. 29 окт. 1970 г. Павел VI направил О. приветственное послание в связи с его 80-летием. Однако уже 21 нояб. того же года понтифик подписал motu proprio «Ingravescentem aetatem», согласно к-рому с 1 янв. 1971 г. кардиналы, достигшие 80-летнего возраста, переставали быть членами дикастерий Римской курии, а также лишались права голоса на конклавах. На момент принятия этого решения под его действие подпадали 25 кардиналов, в т. ч. и О. Он осудил принятое папой решение, которое перечеркивало почти 1000-летнюю традицию кардинальского служения, превращая для пожилых кардиналов их высшее иерархическое достоинство лишь в почетный титул (интервью газ.

http://pravenc.ru/text/2581735.html

30 июня он совершил обряд возложения тиары на голову нового папы (эта церемония стала последней папской коронацией). Павел VI продолжил политику своего предшественника. О. поддержал объединившихся в Международное общество отцов (Coetus Internationalis Patrum) консервативных участников II Ватиканского Собора, но сам формально в это объединение не вошел, не желая создавать прецедент участия кардинала в оппозиционной по отношению к правящему понтифику организации. Постепенно О. был фактически отстранен от дел, лишен важнейших из занимаемых им должностей, его влияние в Римской курии уменьшилось. За день до закрытия Собора Павел VI motu proprio «Integræ servandæ» от 7 дек. 1965 г. переименовал верховную Конгрегацию Sanctum Officium в Конгрегацию вероучения, лишив ее статуса верховной дикастерии Римской курии, но оставив должность префекта за собой (AAS. 1965. Vol. 57. P. 952-955). 9 февр. 1966 г. О. назначен и. о. префекта Конгрегации (пропрефектом). Поскольку папа Римский оставался префектом, это назначение подчеркивало временный статус О. В дек. 1967 г. от имени Конгрегации вероучения был обнародован документ, которым отменялись использование католического исповедания веры (professio fidei) и антимодернистская присяга в каких бы то ни было случаях, они заменялись новой краткой формулой - молитвой «Credo» с небольшим добавлением (AAS. 1967. Vol. 59. P. 1058). Документ, принятый, по-видимому, вопреки воле О., ни даты, ни подписи не содержал. После предпринятых в янв. 1968 г. масштабных кадровых изменений в Римской курии О. освободили от должности пропрефекта Конгрегации вероучения. Через 2 дня на его место, но уже со статусом полноправного префекта, был назначен кард. Ф. Шепер. Отстраненный от руководства Конгрегацией вероучения, О. сохранил за собой членство в дикастерии, как и членство в Конгрегациях по делам епископов (бывш. Консисториальная конгрегация), по делам монашествующих и светских институтов, евангелизации народов (бывш. Конгрегация пропаганды веры), католич. образования, в Верховном суде апостольской сигнатуры, в папской Библейской комиссии, в папской комиссии по пересмотру Кодекса канонического права и в Совете по общественным делам Церкви (бывш.

http://pravenc.ru/text/2581735.html

После публикации «P. D. g.» началась широкая кампания по очищению Римско-католической Церкви от модернистов. Были выявлены и внесены в Индекс запрещенных книг сочинения лидеров католич. модернизма. Проводилось повсеместное выявление сторонников модернистских учений и симпатизировавших им представителей католического клира. В 1909 г. в Риме создана орг-ция «Sodalitium Pianum», деятельность к-рой была направлена на выявление приверженцев модернизма на всех уровнях церковной иерархии (упразднена в 1921). Motu proprio «Sacrorum antistitum» от 1 сент. 1910 г. папа Римский Пий X ввел антимодернистскую присягу - обязательную для всех католич. священников, преподавателей семинарий, настоятелей и проповедников (AAS. 1910. P. 655-680; рус. пер.: Покров: Альм. рос. католиков. М., 1999. Вып. 3. С. 14-16). Нек-рые лидеры модернистов выразили публичное несогласие с энцикликой «P. D. g.», обвинив ее в искажении фактов. На рус. языке текст энциклики был опубликован частично в 1915 г. (доктринальная часть - Современные течения религиозно-философской мысли во Франции/Ред.: К. М. Милорадович. Пг., 1915. С. 108-156); полный текст документа издан в 1999-2000 гг. (Покров: Альм. рос. католиков. М., 1999. Вып. 4. С. 5-41; 2000. Вып. 5. С. 11-14). Лит.: Lemius J. B. Catechismo sul modernismo secondo l " Enciclica «Pascendi Dominici Gregis» di Sua Santità Pio X. R., 1908; Marcotte Fr. Le Père Joseph Lemius et l " encyclique «Pascendi»//Études Oblates. Montréal, 1947. Vol. 6. P. 144-147; Fernessole P. Pie X: Essai historique. P., 1952-1953. 2 vol.; Poulat É . Histoire, dogme et critique dans la crise moderniste. P., 1996; Chiron Y. Saint Pie X: Réformateur de l " Église. Versailles, 1999; Claus A. Kleine Geschichte des Modernismus. Freiburg i. Br., 2007. S. 106-119; Airiau P. Modernisme//Dictionnaire du Vatican et du Saint-Siège/Éd. Ch. Dickès. P., 2013. P. 669-672. А. Г. Крысов Рубрики: Ключевые слова: AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI

http://pravenc.ru/text/2579728.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Папа Франциск переименовал Секретные архивы Ватикана 29.10.2019 11:57 Версия для печати Рим, 29 октября. 28 октября Папа Франциск обнародовал апостольское послание motu proprio «Исторический опыт» о переименовании Секретных архивов Ватикана в Апостольские архивы Ватикана, сообщает Vatican News . В послании по собственному почину Епископ Рима отмечает, что «каждое человеческое учреждение», оставаясь верным своим целям и идентичности, вынуждено со временем обновляться. Это в полной мере относится и к Секретным архивам Ватикана, которые всегда были предметом большой заботы Римских Пап: это документальное наследие обладает огромной ценностью для Католической Церкви, науки и мировой культуры. Папский архив, появившийся в начале XVII века, по мере роста запросов на документы открылся для исследователей из разных стран в 1881 году. Доступ ко всем материалам, касающимся понтификата Папы Пия XII, станет возможным со 2 марта 2020 года. Папа Франциск подчёркивает один аспект, который может послужить обновлению миссии архивов, подтверждая их духовные и культурные цели; это касается самого названия учреждения: Секретные архивы Ватикана.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Дарам ( Denzinger. Enchiridion. N 3360-3364). Ряд энциклик, существенно менявших католич. евхаристическую практику, были изданы папой Пием X (motu proprio 1903 г. о восстановлении григорианского пения в храмах, декрет «Sacra Tridentina Synodus» (16(20) дек. 1905) - о ежедневном причащении мирян (Ibid. N 3375-3378), энциклика «Quam singulari» (8 авг. 1910) - о причащении детей (Ibid. N 3530-3536) и др.); одновременно папа Пий X отстаивал католич. идею об установительных словах как тайносовершительных, критикуя греч. учение об эпиклезе (Ibid. N 3556), а высказываясь против библейской критики, в частности, защищал историчность повествования ап. Павла о Тайной вечере в 1 Кор 11 (Декрет Конгрегации Священной канцелярии «Lamentabili» (3 июня 1907) - Ibid. N 3445). Евхаристические конгрессы Внимание к таинству Е. способствовало появлению в католич. Церкви такой своеобразной формы почитания таинства, как Евхаристические конгрессы - международные съезды католич. богословов, к-рые регулярно проходят в разных городах мира и посвящены теме Е. У истоков этой традиции стояла Э. Тамизье (1834-1910). На рубеже 60-70-х гг. XIX в. она стала организовывать паломничества в храмы, в к-рых были особенным образом прославляемы Св. Дары. Ее поддерживали единомышленники, особенно свящ. П. Ж. Эймар (1811-1868), прозванный «апостолом Евхаристии». В результате деятельности почитателей Е., среди к-рых были не только священники, но и миряне, родилась идея международных евхаристических встреч, в 1879 г. эту идею поддержал папа Лев XIII. 1-й международный конгресс состоялся в Лилле 28-30 июня 1881 г. и проходил под девизом «Евхаристия спасет мир». В нем приняло участие 8 тыс. чел. со всего мира. Следующие конгрессы организовывали с периодичностью в 1-2 года. За время понтификата Льва XIII (1878-1903) состоялось 14 Евхаристических конгрессов. Впосл. Евхаристические конгрессы стали проводиться в разных странах примерно раз в 4 года, их приготовлением занимаются епископские конференции соответствующих стран.

http://pravenc.ru/text/351651.html

10. Пятница. – Из Ляригова я выехал в семь часов по полуночи, так рано потому, что желал засветло поспеть на ночлег в Ватопедский метох, находящийся на Афонском перешейке у Ксерксова канала. Ровная дорога подо мной пролегала по широкой нагорной выси, возделанной окрестными жителями. Налево от неё указывали мне сёла Палеохори и Новосело. До первого села от Ляригова доезжают в три четверти часа, а до второго в час с четвертью. Я не сворачивал туда с большой дороги и скоро проехал, сперва мимо родника воды близ Нового села, по межгорной расширенной котловине, и в конце её вступил в горнозаводский околоток, где находится средоточие управления металлическими рудами, которое мне назвали двумя именами, Хуруда и Арнауткёй. Перед въездом в этот околоток у дороги налево стоит высокая сторожевая башня, Пиргос. Далее тянутся безобразные рытвины, а ещё далее направо от дороги находится сказанное управление. Я осмотрел его снаружи. Это большой четырёхсторонний двор, обнесённый каменными стенами, с помещениями для Турецкого Аги, заведующего здешними рудами, для его челядинцев, вооружённых и безоружных. Над воротами сего двора в стену вставлен мраморный барельеф, представляющий какое-то животное. Вот он в испорченном виде его. Кавас мой звал меня в дом аги, которому подведомы двенадцать горнозаводских сёл: но я не пошёл к нему, и оседлав коня, поехал далее. Мой конь идёт. А я сижу на нем и рассуждаю: – «осмотренная мной Хуруда должна быть классическая Пирида. Так как Пирида, значит Огневица, то сие название весьма прилично тому месту, где огнём плавится золото и серебро. А в Хуруде берегутся эти сплавленные огнём металлы. Следовательно, нынешняя Хуруда есть древняя Пирида. Мой конь идёт. А я сижу на нём, и вижу налево от дороги покинутые и развалившиеся здания. Спрашиваю каваса: как называются эти развалины. Он отвечает: Чарки: и motu proprio толкует мне, что Чарки – значит серебро. – Вероятно это классический Халкис:» подумал я и продолжал свой путь, видя впереди село Низворо, или Гисворо 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Послание папы вызвало большой энтузиазм у испан. музыкантов, увидевших в нем критику «итальянщины» и призыв возродить былое величие национального искусства; в качестве образца для подражания была избрана музыка Виктории. Положения послания обсуждались в профессиональной среде в течение длительного времени, в т. ч. на общенациональных конференциях в Вальядолиде (1907), Барселоне (1912) и Витории (1928). Нек-рые уважаемые церковные композиторы, в частности капельмейстер собора в Вальядолиде Висенте Гойкоэчеа (1854-1916), пересмотрели под его воздействием собственный стиль сочинений, отказавшись от виртуозности и от использования симфонического оркестра. Севильский капельмейстер Эдуардо Торрес (1872-1934) предлагал переоркестровать «Miserere» Эславы; он же возродил обычай танцевать сейсес в кафедральном соборе города. Иезуит Немесио Отаньо (1880-1956), ученик Гойкоэчеа, в 1911 г. основал при университете своего ордена в Комильясе (Universidad Pontificia Comillas) певч. школу, выступления хора которой вскоре были признаны образцом исполнения григорианского хорала и ренессансной полифонии; при преемнике Отаньо, Хосе Игнасио Прьето (1900-1980), руководившем певч. школой с 1924 по 1969 г., коллектив достиг высочайшего уровня и гастролировал по Европе и за ее пределами. Для распространения новой церковной музыки много сделали журналы «Испанская духовная музыка» (Música sacro hispana. Bilbao (Bizkaia), 1906-1913; основан Отаньо) и «Сокровище духовной музыки» (Tesoro sacro musical. Madrid; San Sebastián, 1917-1978; основан органистом и композитором Луисом Ируаррисагой (1891-1928)). Утопичность целей предопределила постепенное угасание движения, к середине столетия сошедшего на нет: в творчестве лучших представителей «поколения Motu proprio» ощущается не столько реальное возрождение старины, сколько стилизация и почти неизбежный эклектизм. Наряду с консервативными чертами, такими как аскетичные исполнительские составы (обычно хор в сопровождении органа), опора на григорианскую мелодику, использование полифонической техники, характерной для музыки XVI-XVII вв., сочинения этого направления в той или иной степени несут отпечаток музыки своего времени: творчества Р. Вагнера и Р. Штрауса, франц. импрессионизма, иногда популярной музыки или фольклора («Саэты» для органа Э. Торреса). Чистоту строгого стиля более всего удавалось соблюсти в сочинениях прикладного характера, не имеющих особого замысла.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Новости Накануне своего ухода Бенедикт XVI издал рескрипт, регулирующий сроки и некоторые правила конклава Конклав может начаться 10 или 11 марта 25.02.2013 23:47 Рим, 25 февраля, Apic/Благовест-инфо. Сегодня, за три дня до ухода Бенедикта XVI c папского престола, Ватикан опубликовал его указ, уточняющий сроки созыва конклава и некоторые правила его проведения. Рескрипт motu proprio (то есть изданный по собственной инициативе Папы), озаглавленный " Normas nonnullas " , был подписан уходящим на покой понтификом 22 февраля и опубликован 25-го числа того же месяца. Как прогнозировали многие наблюдатели, Бенедикт XVI, действительно, предоставил кардиналам право созвать конклав раньше 15 марта. Как разъяснил журналистам вице-камерленго архиепископ Пьер-Луиджи Челата, дата открытия конклава будет определена самими кардиналами, собравшимися в Риме. Для утверждения этой даты потребуется 50% + 1 голосов кардиналов. Дата первой общей конгрегации, в ходе которой и будет рассмотрен вопрос о дате открытия конклава, пока что неизвестна. Однако, по всей видимости, она состоится не позднее 4 марта. Эксперты полагают, что конклав может начаться 10 или 11 марта. Папский рескрипт гласит, что для избрания Папой кандидату нужно получить 2/3 голосов кардиналов-выборщиков в ходе 34 голосований (что может занять примерно две недели). В последний тур выборов выйдет двое кандидатов, набравших наибольшее количество голосов. Если эти кандидаты, как ожидается, будут кардиналами (по канонам Римско-Католической Церкви Папой может быть избран любой католик-мужчина, не связанный узами брака), то они уже не будут голосовать в этом туре. Мессу ’pro eligendo Papa’ – с интенцией об избрании Папы – возглавит в день открытия конклава кардинал-декан Анджело Содано, который, впрочем, не примет участие в конклаве, поскольку он уже достиг 80-летнего возраста. Моту проприо также предусматривает суровые канонические меры по отношении к тем, кто нарушит присягу и разгласит тайну процедур конклава: эти лица подлежат отлучению от Церкви. Впрочем, это не относится к самим кардиналам – что касается членов Священной коллегии, архиепископ Челата сказал, что Папа «уверен в них».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010