glise Saint-Gervais a Paris. Paris, 1930; idem. Un Livre d’heures manuscrit de la collection Dutuit au Petit Palais. Paris, 1930; idem. Un Breviaire manuscrit de Saint–Victor de Marseille. Marseille, 1931; idem. Les manuscrits liturgiques du Haut Moyen Age a la Renaissance. Paris, 1931; idem. Les Breviaires manuscrits des bibliotheques publiques de France. 6 vols. Paris, 1934; idem. Le Breviaire–missel du prieure clunisien de Lewes. 4 vols. Paris, 1935; idem. Les Pontificaux manuscrits des bibliotheques publiques de France. 4 vols. Paris, 1937; idem. Les Psautiers manuscrits latins des bibliotheques publiques de France. 3 vols. Macon, 1940–1941; Marais P, Dufresne de Saint–LeonA. Catalogue des incunables de la Bibliotheque Mazarine. Paris, 1893; Salmon P. Les manuscrits liturgiques latins de la Bibliotheque Vaticane. Psautiers Antiphonaires Hymnaires Collectaires Breviares; 2: Sacramentaires 6pistolier evangeliaires Graduels Missels; 3: Ordines Romani Pontificaux Rituels Сёгётошаих; 4: Les livres de lectures de l’Office; Les livres de l’Office du Chapitre; Les livres d’heures; 6. Liste comptementaire; Tables generales]. Citta del Vaticano, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972 (Studi e Testi 251, 253, 260, 267, 270); Savi G. I frammenti liturgici del fondo «Estimi Rurali Famesiani» dell’Archivio di Stato di Piacenza. Inventario dei libri della Messa. Cremona, 1997–1998; HowardFrere W. Bibliotheca Musico–Liturgica: a descriptive hand list of the musical and Latin liturgical mss. of the middle ages preserved in the libraries of Great Britain and Ireland... Vol. 1. Fasc. 1; Vol. 2. Fasc. 1, 2. Nashdom Abbey, Burnham; London, 1894. 935 Отметим некоторые документы Св. Престола, связанные с генезисом литургической реформы и ее осуществлением: буллу Quo primum Пия V (1570); декрет Sacra Tridentina о частом и ежедневном причащении (1905); энциклики Mirae caritatis Льва XIII (1902); Mystici Corporis Christi (1943), Divino afflante Spiritu (1943), Mediator Dei (1947) и Musicae sacrae (1955) Пия XII; силлабус Пия X Lamentabili sane (1907); апостолическую конституцию Divini cultus sanctitatem (1928); motu proprio Пия X Inter sollicitudines (1903); motu proprio Павла VI Sacram liturgiam (1964) о введении в действие ряда положений Конституции II Ватиканского собора Sacrosanctum concilium и его же инструкции Inter oecumenici (1964), Mysterium fidei (1965) и Tres abhinc annos (1967); апостолическую конституцию о введении в действие Римского миссала, пересмотренного в соответствии с решениями 2 Ватиканского собора (1969); послания Иоанна Павла II Dominicae сепае (1980) и Ecclesia Dei (1988); 3–ю инструкцию Liturgicae instaurationes (1970) Конгрегации богослужения и дисциплины таинств и 4–ю ее же инструкцию « Инкультурация и Римская литургия» (1994) касательно правильного применения Конституции о литургии 2 Ватиканского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каждый из кардиналов отвечал: «нравится» (placet) или «не нравится» (non placet). Затем проходило заседание открытой, или публичной, консистории, на к-ром один из адвокатов процесса излагал на лат. языке житие и чудеса рассматриваемого лица, по окончании чего т. н. секретарь лат. писем от имени папы призывал всех поститься и молиться о том, чтобы Коллегии кардиналов и епископату, намеревающимся решить вопрос о К., получить божественное просвещение. В заключение собиралась полуоткрытая консистория, на заседание которой приглашались все находящиеся в Риме кардиналы, патриархи, архиепископы, епископы и т. н. аббаты nullius (обладающие ординарной властью над аббатством). Заседание этой последней консистории открывалось краткой речью папы. Изучив житие блаженного, составленное секретарем Конгрегации обрядов, а также приняв во внимание акты предшествовавших комиссий, члены консистории давали свое согласие на беатификацию или К. В конце заседания папа объявлял день, в к-рый будет торжественно совершен чин беатификации или К. Обязательным условием К. блаженного являлось наличие 2 (в нек-рых случаях 3) чудес, совершенных по его молитвам уже после причисления к лику блаженных. Папа Павел VI (1963-1978) провел частичную реформу процедуры К. (motu proprio «Sanctitas clarior» от 19 марта 1969) и учредил вместо Конгрегации обрядов Конгрегацию канонизации святых (Congregatio de Causis Sanctorum) и Конгрегацию богослужения (апостольская конституция «Sacra Rituum Congregatio» от 8 мая 1969). Motu proprio «Mysterii paschalis» от 14 февр. 1969 г. была проведена реформа литургического календаря: памяти мн. святых, в т. ч. древних, были исключены из календаря, даты празднования мн. святым изменены ( Jounel P. Le renouveau du culte des saints dans la liturgie romaine. R., 1986). Несмотря на критику всех этих преобразований, они во многом упростили процедуру К. В результате реформ ординарный и апостольский процессы были объединены в один процесс расследования (inquisitio), проводимый на уровне диоцеза.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Если ничего особенного не случится, я прокоснею здесь до конца сентября, хотя «j’ai un vague pressentiment», как выражается одна старая грешница, что в Августе придется быть в Москве. Будь здоров, мой милый. Поздравляю Ольгу и кланяюсь всем в Дедове. Твой Влад. Письмо без даты. Здесь говорится о запрещении в России книги Соловьева «История и будущность Теократии» и о том, что «никто не захотел шевельнуть пальцем», что «Киреев бестолков». Переписка с Киреевым по поводу запрещения «Теократии» относится к лету 1887-го года. Следовательно, можно установить дату письма: лето 1887–го года, Воробьевка. См. Письма, т. II, стр. 126–131. 27 . Милый мой Миша, только нисколько слов, ибо не уверен, что ты находишься в Дедове и эта неопределенность отнимает у меня охоту распространяться. —9— Напиши, когда ты переселяешься в Москву окончательно, остаешься ли на прежней квартире и т.д. Тогда получишь от меня более значительное письмо. А пока довольствуйся несколькими текущими известиями с несколькими изречениями Фета. А) Текущие известия. 1) Я с перерывами продолжаю страдать невралгиями и бессонницами. Впрочем, благодушествую. 2) Благодарю тебя за письмо насчет Самаринских иезуитов, с которым (твоим письмом) я почти совершенно согласен, а также и за извещение о получении моей книги в Москве. Иные экземпляры доходят, иные нет, получил ли ты свой? 3) … 4) Мое французское сочинение после многих колебаний кажется вошло в свои рамки. 5) Кн. Во-кая предложила proprio motu 1.000 р. на печатание 2-го тома «Теократии». Я отвечал, что со временем по возвращении старого долга, может быть, воспользуюсь предложением. 6) Я пишу и получаю множество писем. 7) Мама и Надя звали меня на Кавказ и кажется обиделись моею неподвижностью. 8) «Новое Время» по зрелом обсуждении сравнивает Каткова с Вольтером. 9) В пространной «Жизни Иисуса» Штрауссая нашел признание примата Петрова. С лихой собаки хоть шерсти клок. Б). Изречения Фета. 1) Что есть государство? Мышеловка – и больше ничего. 2) Что есть убеждение? Скверным клеем склеенная маска, которую наивные люди, купивши в лавке за двугривенный, считают потом неотъемлемою принадлежностью своего организма.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– в особой форме – т.е. оно преобразует решение ведомства в решение самого Папы (в форме, напр., Motu Proprio и т.п.). Чтобы облегчить отношения между Римской курией и отдельными Церквами, а также для воплощения духа коллегиальности при подготовке важнейших документов общего характера, ведомства должны справляться о мнениях Епископов. 2 . 1 Государственный (или Папский) Секретариат ( Secretariatus Status seu Papalis ) Государственный Секретариат состоит из двух отделов: Отдела общих вопросов и Отдела сношений с государствами. Оба ведомства возглавляет Кардинал Статс-Секретарь. – Отдел общих вопросов В задачу этого отдела, которым руководит непосредственно Статс-Секретарь при помощи заместителя и ассессора (т. е. помощника), входит сотрудничество с Первосвященником – как в заботе о Вселенской Церкви, так и в отношениях с ведомствами Римской курии. За Кардиналом Статс-Секретарём сохраняется право созывать Кардиналов-Префектов, возглавляющих другие ведомства, чтобы координировать их деятельность. Ему также подчиняется Правительство Государства Ватикан. Когда Апостольский Престол вакантен, Статс-Секретарь отстраняется от своей должности, а руководство службой переходит к Заместителю, ответственному перед Коллегией Кардиналов. Отдел общих вопросов занимается повседневными делами служения Римского Первосвященника и рассматривает вопросы, не входящие в полномочия прочих ведомств. Он также содействует отношениям между ведомствами и координирует их работу. Отдел занимается службой и деятельностью папских представителей, особенно в вопросах, относящихся к отдельным Церквам. Он также ведает тем, что касается присутствия дипломатического корпуса при Святом Престоле. По соглашению с полномочными ведомствами этот Отдел занимается также вопросами представительства и деятельности Святого Престола в международных организациях – как католических, так и прочих. Кроме того, Отдел общих вопросов редактирует и рассылает Апостольские Конституции, Декреталии, Апостольские послания и прочие документы, порученные ему Папой. Он составляет все акты, связанные с назначениями на должность в Римской курии и в прочих организациях, подчиняющихся Святому Престолу, которые должны утверждаться Верховным Первосвященником. Он хранит самые важные печати Святого Отца: свинцовую печать и т.н. «кольцо рыбака» (anulus piscftoris). Отдел по общим вопросам занимается публикацией официального издания, называемого Acta Apostolicae Sedis [«Акты Апостольского Престола»] и обнародует отдельные папские документы через службу «Конференц-зала» (Sala Stampa). Вместе с Отделом сношений с государствами он следит за работой газеты LOsservatore Romana [«Римский Обозреватель»], Ватиканского Радио и Ватиканского Телевизионного Центра. Через Статистическую Службу он собирает и публикует данные, относящиеся к жизни Вселенской Церкви. Отдел занимается также изданием «Папского Ежегодника» (LAnnuario Pontificio).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Слово „Коран“ значит чтение, изучение, учение, оно происходит от еврейского кара – читать. Буквально слово „Коран“ можно перевести лекция и точно передать смысл слова, прибавив – лекция, составленная по божественному откровению и под божественным воздействием. Каждое откровение, когда излагалось Магометом общине, являлось Кораном – лекцией, но в конце концов именем Корана стали называть всю совокупность откровений, полученных Магометом. Коран разделяется на 114 сур или глав. Сура или Шура, как и Коран, еврейское слово, оно означает ряд камней в стене, строчку в письме, но как Кораном стали называть совокупность Коранов, так и сурой – совокупность сур, т. е. строчек, и одна сура (2-я) заключает в себе 286 стихов, из каковых некоторые (наприм. 282) заключает до 23 строк. Кораны Магомета записывались его слушателями и почитателями на отдель- —250— ных листках или под его диктовку или motu proprio. Многие добрые мусульмане совершенно неграмотные знали наизусть многие Кораны. Но эти непосредственные и верные ученики пророка в 633 г. были большей частью перебиты в борьбе с лжепророком Мосейлимой. Нужно было позаботиться о сохранении письменной редакции Корана. Решили собрать находившиеся в частных руках кораны, чтобы из них составить Коран. Преемник Магомета по государственному и религиозному управлению общиной Абу- Бекр поручил это дело Зейду. Зейд взялся за него очень неохотно, но успешно его выполнил. Однако рядом с Кораном редакции Зейда, принятой Абу-Бекром существовали варианты и дополнения в частных руках. Возникали разногласия и споры. Чтобы уничтожить их, решили составить каноническую редакцию Корана. Говорят, что она была составлена таким образом. Были отобраны все имевшиеся у отдельных лиц листы Корана и затем, когда Коран был редактирован, все варианты были уничтожены. Если принять, что Зейд в канонической редакции точно повторил первую редакцию, то тогда получим, что дело издание канонического Корана было чрезвычайно простым, оно было простым делом уничтожения. Уничтожение во всяком случае совершено было очень успешно. Коран, одна из немногих священных книг, не имеющих вариантов. Разумеется, уничтожение вариантов текста не уничтожило вариантов понимания. Коран понимается и толкуется различно. Но важно уже и то, что относительно объекта понимания не поднимается споров.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сначала в Магомете заговорило было чувство традиции, но потом другие чувства получили в нём преобладание. Он слишком много претерпел от мекканцев и если доселе оставался в живых, то во всяком случае вопреки их желаниям и намерениям. Затем, теория четырёх священных месяцев почему должна быть для него обязательной? Мусульмане обособились от арабов-язычников, следовательно, и от их обычного права. Совокупность подобных соображений, соединённых с глубоким презрением к гнусности идолопоклонства, привели к тому, что Магомет разделил добычу между своими. Явилась вторая сура Корана (одна из самых замечательных и больших, содержащая 286 стихов), которой отменялось значение священного месяца, как обязывающего к миру, и с одной стороны запрещалось motu proprio нападать на неверных, а с другой стороны поощрялись подобные нападения. Вскоре Магомет сам предпринял напасть на караван Абу-Софьяна возвращавшийся из Сирии в Мекку. Караван был огромный, стоимостью до 50000 динариев (около 300,000 рублей). Слух о намерениях Магомета достиг до каравана. Абу-Софьян успел вытребовать себе подкрепление из Мекки. Навстречу ему двинулось для охраны его войско в трое превышавшее численность отряда, с которым действовал Магомет. Пророк двинулся к Бедру пункту, где обыкновенно останавливались караваны и где он думал захватить беззащитного Абу-Софьяна с его богатствами. Но оказалось, что караван прошёл этот пункт. Мекканскому отряду не оставалось ничего, как вернуться назад вместе с караваном. Но вот, здесь буквально можно выразиться, передавая воззрения мусульман: чёрт дёрнул их повеличаться над последователями Магомета. Мусульмане так и представляют, что сатана в облике Сураки подстрекал неверных к битве. Мекканцы постановили отправиться к Бедру, сделать там остановку и пировать три дня. Предприятие окончилось для мекканцев очень печально. Правоверные заняли Бедру раньше. Мекканцы надвинулись на них. Произошла битва. Имеются детальные описания этого сражения – бестолкового и, не смотря на пролившуюся кровь, с нашей точки зрения, имеющего сильный комический оттенок.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Необыкновенно чуткий нравственно и глубоко деликатный Ф. А-ч никогда не мог позволить себе оскорбить чьё-нибудь эстетическое или нравственное чувство. Высоко образованный, он понимал философские системы, недоступные Сковороде, и излагал их так просто и ясно, как не умели излагать их сами авторы. Глубокий и осторожный богослов, он остерегался сказать какое бы то ни было слово, которое могло бы соблазнить „единого от малых“. Сковорода очень наивно и смело называл себя русским Сократом и motu proprio отыскивал русских Платонов. Ф. А-ч требования, чтобы ему внимали и у него учились, предъявлял только к тем, к кому предъявлять их обязывают божественное повеление и человеческая совесть – к своим детям и ученикам; весьма общительный по природе, он усердно искал общения с различными людьми прежде всего не для того, чтобы учить их, но чтобы учиться у них. На самом деле, конечно, в убытке всегда оставался он: учиться у новоприобретённых знакомцев оказывалось нечему, но от него – если желали – могли научиться многому. Одним из признаков умов неглубоких и недисциплинированных является то, что, при занятиях философией, встречаясь с учением, отвечающим их ещё не проанализированным стремлениям духа, они обыкновенно низко и бесповоротно опускают пред ним голову и, наоборот, если в учении какого-нибудь философа они встречают взгляды противные их вере и убеждениям, они решительно поворачивают к нему спиной. Богословы часто бывают виновны этой второй виной, которой погрешил некогда Нафанаил, сказав: „из Назарета может ли быть что доброе?“ ( Ин.1:46 ). Мы знаем, круг каких писателей был дорог сердцу Ф. А-ча (к ним можно присоединить ещё много других подобного же направления: Эккартсгаузена, Эдуарда Юнга и др.), но он никогда не был их слепым поклонником. Он принадлежал к числу тех, которые умеют видеть недостатки в друзьях и достоинства в противниках. Он ценил —463— многое у Мейера – почти Вольфианца, но в своём „умозрительном Богословии“, мы видим, он полемизирует с Вольфом. Он высоко ставил Лейбница, но не ценил в нём то, что Лейбниц наиболее ценил у себя (теорию предуставленной гармонии).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если же нужно искать наличных, Фактических мотивов для сочинения подобной легенды, то в ней следует видеть попытку – прикрыть один неудачный шаг Диоскора. В актах халкидонского собора сохранялось любопытное оповещение (πρ θεσμα, propositio edicti) верующим в Константинополе и Халкидоне. Оказывается, что Диоскор стал распространять – взволвовавшие православных – слухи, будто ему возвращен его сан священства ( πιχειρ σας διαθρυλλε ν, αθις παλαβε ν τ ν ερωσ νην, пο древнему латинскому переводу: rursus se fore sacerdotium recepturum, «что ему опять возвратят его священство»). Еще не разошедшийся в это время вселенский собор во всеуслышание объявил, что Диоскор низложен окончательно, без малейшей надежды на возстановление в сане (Д. вс, с , III, 665, M., VI, 1097). – Думать, чхо Диоскор мечтал, что отцы так, motu proprio возвратят ему кафедру, значило бы считать его младенчески наивным». Следовательно он сам сделал какую-то попытку в этом направлении. Нам представляется вероятным следующее: Диоскор, отказываясь явиться на собор, спекулировал на то, что приговор, произведенный в отсутствии представителей императора встретит затруднение при утверждении его государственной властью. Но экс-патриарху скоро пришлось убедиться, что он ошибся в своем расчете и что contumacia особенно тяжело пала на чашку весов при его осуждении. Естественно было попытаться – поправить дело изъявлением покорности собору, и так как признание вероопределения собора и «томоса» Льва в. было conditio sine qua non переговоров с собором, то Диоскор, может быть, изъявлял готовность обеими руками подписать тот и другой документ. Но отцы ответили заявлением, что их приговор неизменен, и Диоскору ничего более не оставалось делать, как замаскировать свою неудачу и, приняв героическую позу, заявлять своим адептам, что не он вел, a с ним вели переговоры о соглашении eti., etc. Возможно, что два египетские епископа, будто бы «бежавшие», просто изъявили готовность подписать эти догматические памятники и были отпущены на свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Ранние секвенции, возникшие в результате подстановки текста к юбиляционному распеву, получили также название «прозы» (они писались ритмизованной прозой). Расширение юбиляционного мелизма, особенно выделяющее мелодическое начало, получило название longissima melodia. Одной из причин, вызвавших подстановку текста к юбиляции, была трудность запоминания «длиннейшей мелодии» в условиях несовершенных способов нотации. С 12 в. секвенции обычно – стихотворные, силлабо–тонические. 1109 Согласно motu proprio папы Бенедикта XVI Summorum Pontificum от 7 июля 2007 года, вновь может использоваться Бревиарий, изданный по решению Тридентского собора и последний раз переизданный (с изменениями) папой Иоанном XXIII. Таким образом, ныне имеют место две формы канонических часов: ординарная форма, если богослужения совершаются по книгам, изданным по решению 2 Ватиканского собора, и экстраординарная – если те же богослужения совершаются по книгам, изданным по решению Тридентского собора. В Римской церкви, помимо мессы, установлены следующие молитвенные часы: (ночью) Утреня (лат. Matutinum или Matutinae; в византийском обряде – Orthros); (на рассвете) Лауды (лат. Laudes, букв, «хваления»); (приблизительно в 6 час. утра) Первый час (лат. Prima); (приблизительно в 9 час. утра) Третий час (лат. Tertia); (в полдень) Шестой час (лат. Sexta); (приблизительно в 3 час. дня) Девятый час (лат. Nona); (на закате солнца) Вечерня (лат. Vesperae); (перед сном) Комплеторий (лат. Completorium – служба, завершающая день; по–русски часто называется, как соответствующая ей православная служба, повечерием). «Литургия часов», установленная после 2 Ватиканского собора, состоит из следующих богослужений: Воззвание ( Invitatiorum) – краткая служба, самостоятельно не совершаемая, а предваряющая ту службу (Час чтений или Утреню), которая совершается раньше; Час чтений ( Officium lectionis) – основан на прежней «утрене» ( Matutinum), однако не имеет жесткой привязки ко времени и может совершаться в любое время в течение дня; Утреня ( Laudes matutinae – утренние хвалы; служба совмещает две прежних – собственно утреню и лауды), совершаемая утром; Дневной час, который в зависимости от времени совершения может соответствовать 3–му, 6–му, или 9–му часу, причем меняется гимн часа, а псалмы остаются прежними; для желающих прочитать в день более одного часа существует т.н. дополнительная псалмодия; Вечерня ( Vesperae), совершаемая вечером; Повечерие ( Completorium), совершаемое перед отходом ко сну.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

971 Guy Р.–М. Collectaire, Rituel, Processional/Rev. des sciences philosophiques et theologiques. 1960. Vol. 44. 972 Missale Romanum. Editio Princeps (1570)/Edizione anastatica, Introduzione e Appendice; Presentazione di S.E. Card. C.M. Martini; ed. M. Sodi, A.M. Triacca. Citta del Vaticano, 1998. 973 С благословения Папской комиссии Ecclesia Dei, отвечающей за диалог с католиками, отказавшимися признать реформы 2 Ватиканского собора, готовится переиздание четырех богослужебных книг, необходимых для совершения мессы и таинств по «старым» обрядам: Римский миссал 1962 г., Римский ритуал (приблизительный аналог православного требника), Римский понтификал (содержащий чин некоторых епископских богослужений) и Римский бревиарий (содержащий молитвы для священников, готовящихся к совершению Тридентской мессы). См. также: Corpus Orationum, inchoante Eugenio Moeller, subsequente Ioanne Maria Clement. 14 vols. Tumholti, 1992–2004 (Corpus Christiano–rum. Series Latina, 160 A–K, 161); Corpus Praefationum/Ed. Edmond Eugene Moeller. 4 vols. Tumholti, 1980–1981 (Corpus Christianorum. Series Latina, 161, 161 A/D). Папа Бенедикт XVI изданием motu proprio от 7 июля 2007 г. Summorum pontificum благословил более широкое употребление латинской Тридентской мессы, совершавшейся до реформ 2 Ватиканского собора, предписания которого «были истолкованы как разрешение, и даже указание, применять «творческий подход»», результатом чего очень часто становились «недопустимые искажения литургии». 974 Значительную их часть составляет иконографический справочник, однако особое внимание уделяется технологии иконописи (темперной, стенной, масляной) и эмали и богословию иконы. См.: Василиев А. Ерминии: Технология и иконография. София, 1976; Голубцов А.П. О греческом иконописном подлиннике/Прибавл. к «Твор. свв. отцов в рус. переводе». 1888. Ч. 42; Гренберг Ю.И. Греческие и южнославянские ерминии и типики в списках 15–19 вв. о технике иконописи, настенной живописи и рукописной книги. М, 2000; Meduh М. Стари сликарски приручници.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010