XVIII 52. 84; ср.: In Evang. 29. 6). В воплощении наш Искупитель остался Богом, как Отец, и для нашего искупления стал смертным, как мы (In Ezech. I 2. 17). Он «един из двух и в двух природах» (unus ex utraque et in utraque natura), поскольку, будучи Богом прежде веков, Он стал человеком в конце веков (Ibid. I 2. 17; I 8. 24; ср.: Moral. XVIII 52. 85; In Evang. 16. 4; Reg. epist. XI 67). Соединение двух природ во Христе святитель не совсем удачно сравнивал с электром, сплавом золота и серебра (In Ezech. I 2. 14; 2. 17; 8. 25), или с медовыми сотами, сочетающими в себе мед и воск (In Evang. 24. 5). Однако, как постхалкидонский богослов, он пояснял, что в Искупителе две природы, т. е. божество и человечество, соединились и сочетались друг с другом неслитно и нераздельно (inconfuse ac inseparabiliter - In Ezech. I 8. 25). Из-за этой неслиянности и нераздельности двух природ слава Его божества через человечество могла быть доступной для человеческих глаз, а человеческая природа через Его божество прославилась, возвысилась и обрела сияние, превосходящее ее сияние при творении (Ibidem). В Единородном Сыне Божием в соединении природ человечество возросло в славу Его Величия. Если бы, по мнению Г. В., неизменная божественная природа захотела явиться нам такой, какова она есть, то она скорее сожгла бы нас блеском, нежели обновила. В воплощении Бог умерил мощь Своей славы для наших очей, чтобы наша немощная природа по Его подобию просияла в Его Свете и благодаря обретенной благодати как бы изменила «цвет своей внешности» (suae habitudinis colorem - Ibid. I 2. 14). Обе природы Христа были истинными (Moral. XVIII 52. 85). II. Сотериология. В соответствии с вост. богословием Г. В. полагал, что спасение, оживотворение человека, обновление и прославление его природы произошли уже в самом факте Боговоплощения и соединения двух природ в едином лице Богочеловека Христа (Ibid. I 4. 2). Подобно мн. вост. и зап. св. отцам, Г. В. рассматривал спасение, совершенное Христом, как своего рода обман грабителя-диавола, как обманывают рыбу, ловя ее на крючок с помощью насаженной на него приманки.

http://pravenc.ru/text/166740.html

I. Аскетическое учение. В прологе, написанном со значительной долей поэтики, В. Н. говорит, что адресует это произведение тем, кто готовы отринуть свою волю и, взяв оружие послушания, вступить в борьбу ради Христа. Мон-рь есть «школа служения Господу»: следуя учению Господню с верой до самой смерти, монах посредством терпения разделяет страдания Христа и этим сподобляется наследия Его Царства (Reg. Prologus). В. Н. рассматривает различные типы организации монашеской жизни: киновиты, живущие в одном мон-ре по общему уставу; еремиты , отшельники; сарабаиты , живущие совместно, но без общих правил и настоятеля; гироваги, странствующие монахи. Считая киновитский тип монашеской жизни «самым благонадежным» и адресуя именно ему свой Устав, В. Н., как и прп. Кассиан, отрицательно относится к сарабаитам и гировагам, называя их потворствующими собственным страстям (Reg. 1). Говоря о путях достижения Царствия Божия, В. Н. касается учения о Божественной благодати . При этом он цитирует Библию, не углубляясь в проблему о предшествующем или сопутствующем действии благодати, столь горячо обсуждавшуюся при его жизни в Галлии (напр., Кесарий , еп. Арелатский, Фавст Регийский ). Для В. Н. очевидно, что духовное совершенство и спасение человека невозможны без действия Божественной благодати: «боящиеся Господа» считают, что добро в них не от них самих, но от действующего в них Бога - «Не нам Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс 113. 9) (Reg. Prologus). К Царству Божию инока ведет стяжание монашеских добродетелей, или, как называет их В. Н., «средств добрых дел» (instrumenta bonorum operum - Reg. 4; ср.: Basil. Magn. Moral. reg. 10. 2; 72. 5). Список добродетелей из 72 пунктов представляет собой предписания и наставления, заимствованные из текстов Свящ. Писания. В. Н. ставит на первое место любовь к Богу и ближнему: «Любить Господа от всего сердца, всей душой, всей силой (Лк 10). Потом - ближнего, как самого себя» (Reg. 4; ср.: Basil. Magn. Asc. fus. 1; idem. Moral. reg. 3), ничто не должно быть поставлено прежде Христа (Reg. 72; ср.: Cypr. Carth. De orat. Dom. 15). Любовь ко Христу со стороны человека является ответом на любовь Христа к человеку, ответом на действие Божественной благодати. Любовь к Богу проявляется в стремлении воздать Ему благодарность, прославить имя Божие во всяком деле и поступках, подражать Христу, в т. ч. и в перенесении страданий (Reg. Prologus).

http://pravenc.ru/text/150223.html

(Свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной Греко-Российской Церкви (1815). Творения. М., 1994). - Прим. ред. 16. CSEL 16. CSEL 3. P.443. 17. См. наст. издание. Т.1. Очерки из истории догмата о Церкви. С.340 и далее. - Прим. ред. 18. De bapt. IV,17,24. PL. T.43. Col.170. Cf. col.695. 19. Блаж Августин. Contra epist. Parmeniani. II,13,28. PL. T.43. Col.71. 20. Его же. De bapt. IV,1,1. V,23,33. PL. T.43. Col.155,193. Serm. 208,2. PL. T.38. Col.1232. In. ep. Ioan. tr.6,11. PL. T.35. Col.2026. 21. Его же. I,12, 29-21. VI,34,65. VII,3,5. PL T.43. Col.119-121,219,227. 22. Фирмилиан. Epist.75. Cap.9. 23. Свщм. Киприан Карфагенский. Epist.73-60 ad Jubajanum. Cap.3. Ep.71-58 ad Quintum. Cap.4. 24. Euseb. H.E. V.7,5. 25. Epist. Firmiliani, Cap.7,19. CSEL 3. P.815,823. Русский перевод в творениях святителя Киприана. Ч.1. С.384-385. 26. Сщмч. Киприан Карфагенский. Epist.74-61 ad Pompejum. Cap.1. 27. Его же. Epist.73-60. Cap.4-5. 28. Его же. Epist.62-69 ad Magnum. Сарр.1-11. CSEL 3. P.759 sq. Русский перевод. Ч.1. С.368-369. 29. Его же. Epist. Firmiliani 75. Cap.18. P.822. Ч.1. С.384. Epist.74-61 ad Pompejum. Cap.5. P.802-803. Ч.1. С.353. 30. Его же. Epist.74-61 ad Pompejum. Cap.5. 31. Его же. Epist.73-60 ad Jubajanum. Cap.11. P.786. C.338-339. 32. Euseb. H.E. VII.7,5. 33. Pitra. Analekta sakra. T.4. Parisiis, 1883. P.171,414. Творения в русском переводе. Казань, 1900. С.60. 34. Свщм. Киприан Карфагенский. Epist.75-60 ad Jubajanum. Cap.23. P.769. С.347. 35. Его же. Epist.75. Cap.21. 36. Его же. Epist.73-60 ad Jubajanum. Cap.23. 37. Euseb. H.E. VII.9. 38. Epiphan. Expositio fldei cath. 13. PG. T.42. Col.805. Творения в русском переводе. Ч.5. М., 1882. С.338. 39. Святитель Афанасий Великий. На ариан слово I,1,2,4. 40. Там же. II,42-43. 41. Его же. К Серапиону послание I. Гл.30. 42. Весьма характерный случай был на первом заседании VII Вселенского Собора, где долго рассуждали о том, как принимать епископов-иконоборцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/227/...

Праздность, по выражению В. Н.,- враг души, поэтому в свободное от молитвы время монах должен заниматься либо физическим трудом (ручной работой, земледелием), либо душеполезным чтением (lectio divina - Reg. 48). Кассиодор , устроивший в своем родовом имении в сер. VI в. бенедиктинскую общину, дополнил эти обязанности научными занятиями. Впосл. бенедиктинский орден прославился своей ученостью. Труд монахов является частью их духовно-нравственной жизни. Монах живет «трудами своих рук» (Ibidem). Послушания между насельниками распределяет аббат. Плоды ручного труда, идущие на продажу, реализовываются по низким ценам, чтобы не развивать у братии страсть любостяжания (Reg. 57; ср.: Basil. Magn. Asc. fus. 37-39, 41, 42). Все монахи, сменяя друг друга каждую неделю, привлекаются к служению на кухне (Reg. 35). Lectio divina - чтение текстов Свящ. Писания и отцов Церкви в присутствии всей братии. Оно наряду с богослужением дает монаху пищу для духовных размышлений. Чтению по Уставу отводится 4 часа в день, не считая чтения во время общего богослужения, за трапезой и во время вечернего собеседования (collatio). Весь воскресный день посвящается исключительно молитве и душеполезному чтению. Особенно много времени для lectio divina отводится в Великий пост, когда каждому монаху предписывается брать из б-ки книгу для самостоятельного чтения (Reg. 48). Кроме Свящ. Писания В. Н. рекомендует читать толкования святых отцов, «Собеседования» и «Установления киновитов» прп. Иоанна Кассиана, жития святых, правила свт. Василия Великого (Reg. 42, 73). Всякое послушание монах должен выполнять со смирением и усердием. Идея мон-ря как школы духовного возрастания проявляется в системе мер дисциплинарных взысканий. Взыскания применяются к провинившимся по усмотрению аббата. Сначала должно всячески увещать непослушных к смирению. Если монах не исправляется после двукратного увещания старшими наедине, то его подвергают публичному обличению перед братией. Если после этого согрешивший не желает исправиться, он подвергается отлучению (excommunicatio). В определенных случаях В. Н. допускает и телесные наказания, однако не придает им особого значения (Reg. 23). За незначительные проступки согрешивший отлучается от общей трапезы и общей молитвы, за более тяжкие - и от общения со всей братией (Reg. 24-25). Высшим средством к исправлению многократно согрешившего монаха является совместная молитва о нем аббата и братии. Неисправляющиеся изгоняются из мон-ря. Если изгнанный или самостоятельно покинувший обитель монах пожелает вернуться, то после соответствующего покаяния его следует принять,- и это допускается 3 раза (Reg. 28-29). В отношении отроков, воспитываемых в мон-ре, в качестве наказания следует применять пост и телесные наказания (Reg. 30).

http://pravenc.ru/text/150223.html

ATHANASIUS ALEX, Ad Amunem, 545–60, 26, 1169–76. Ex tricesima nona festali, 559–66, 26, 1175–80. Ad Rufinianum, 565–72, 26, 1179–82. BASILIUS CæS. Ad Amphilochium 1, 571–644, 32, epist. 188; 2, 843–738, 32, epist. 199; 3, 737–808, 32 epist. 217. De ciborum differentia 807–10; 32 epist. 236. Ad Diodorum Tars, de matrimonio, 809–22, 32, epist. 160. Ad Gregorium presbyterum, 821–28, 32, epist. 55. Chorepiscopis, 827–32, 32, epist. 54. Ad episcopos sibi subjectos, 831–38, 32, epist. 53. Ad Amphilochum de Sp. S., 839–52, 32, ex cap, 27 et 29. GREGORIUS NYSSENUS ad Letoium, 851–888, 45, 221–36. TIMOTHEUS ALEX. Responsa, 889–902, 33, 1295–1308. THEOPHILUS ALEX. Edictum, 901–2, 65, 33–4. Commonitorium, 903–12, 65, 35–44. Narratio de Catharis, 911–2, 65, 43–44. Agathoni, 911–14, 65, 43–6. Menæ , 913–4; 65, 45–6. CYR1LLUS ALEX. Epistola in hymnis, 915–22, 77, epist. 78. Epistola ad episcopos Lybiæ, 921–24, 77, epist. 79. GREGORIUS THEOLOGUS. De libris canonicis V. T. et N. Т., , 923–26, 37, 472–74. AMPH1LOCHIUS. Iambi ad Seleucum, , 925–28, 37. 1593–98. GENNADIUS. Epistola encyclica, 929–34, 85, 1613–22. BASILIUS CÆS. Ad Nicopolitanos,933–36, 32, epist., 240. TARASIUS. Epistola ad Adrianum, papam, 935–38, 98, 1441–55. NICOLAUS CP. Interrogationes et Responsiones ad monachos synodicæ, 937–50. B) SYNTAGMATA PHOTIUS. Syntagma canonum, 104, 441–976. Nomocanon, 975–1218. SYMEON METAPHRASTES. Epitome canonum, 114, 235–92. MICHAEL PSELLUS. Oblatio nomocanonis, , 122, 919–24. ALEXIUS ARISTENUS. Synopsis canonum, 133, 63–114. ARSENIUS. Epitome canonum, 188, 9–62. MATTHÆUS BLASTARES. Syntagma alphabeticum canonum, 144, 959–1400 et 145, 9–212. CONSTANTINUS HARMENOPULUS. Epitome canonum, 150, 45–168. Narratiuncula de tribus tomis synodicis, 41–44. C) JUS ECCLES1AST1CUM GRÆGO ROMANUM i. imperatorum novellæ constitutiones de rebus ecclesiasticis: Justinianus, PL., 72, 921–1100. Leo VI imperator, 107, 419–66. Constantinus VII, 113, 549–604. Delectus legum, 113, 453–550. Romanus senior, Bulla аигеа, 113, 1059–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

236. 3; Reg. ad virg. 35). Члены братства спасаются под руководством настоятеля, к-рое совершается вдохновением Божиим (Serm. 233. 4). Мон-рь К. называет «тихой пустынью» (secretum) и «духовной крепостью» (castrum - Hom. mon. 2). Исполнению добродетели нестяжания способствует предварительный отказ от имущества перед поступлением в мон-рь (Reg. ad monach. 1), равно как и общежительное устройство монастыря. Правила К. требуют не только общности имущества (Ibid. 2; Reg. ad virg. 20-21), но и проживания всех в одной общей келье (Reg. ad virg. 9). Общность имущества напрямую связывается с духовным единством общины (Ibid. 20). Поскольку монах не имеет собственности, но в монастыре есть только общее имущество, то забота о материальном обеспечении каждого возлагается на настоятеля (Reg. ad monach. 16). Подвиг отречения от мира требует, в частности, отказа от выхода за пределы мон-ря (Reg. ad virg. 2) и значительного ограничения переписки с мирскими родственниками (Reg. ad monach. 15). Из необходимости отсечения своей воли через послушание вытекает требование неукоснительного соблюдения дисциплины и подчинения начальствующим (Ibid. 7). Открытое непослушание старцам рассматривается как тяжкий грех (Serm. 237. 4). Начальствующие имеют право выносить порицание, причем порицаемый не должен оправдываться (Reg. ad monach. 11). Наказанный за к.-л. серьезную провинность и «отлученный от общения» (excommunicatus) поручается в воспитательных целях особому попечению старца (Ibid. 23). По-видимому, К. отчетливо не различал дисциплинарное послушание и послушание духовному наставнику. Наконец, в духе средневек. зап. учения о «сверхдолжных заслугах» К. полагает, что добродетели, или заслуги (merita), преуспевших или «явивших святость» монахов могут доставить прощение грехов (veniam inpetrare) и др. людям (Serm. 233. 7). В целом аскетическое учение К. в значительной степени зависит от сочинений прп. Иоанна Кассиана, к-рые в то время играли определяющую роль в формировании монашества в Юж. Галлии.

http://pravenc.ru/text/1684255.html

Все эти документы являются важными источниками по истории Поздней Римской империи, по истории Церкви и канонического права (56, 57, 58, 70, 71, epist. ex. с. 7, 15). Особо стоит последнее датированное письмо (396–397 гг.), обращенное к общине в г. Верцеллы (epist. ex. с. 14). В этом самом большом своем послании свт. Амвросий рассуждает о личности епископа, и о христианском браке, о посте и о девстве (против Иовиниана), о благодати священства, о качествах наставника, о богатстве и стяжании, о лени и труде. Французский исследователь Ж. — П. Мазьер называет это послание «духовным завещанием» святителя 3037 . В письмах свт. Амвросия к императорам можно найти сведения о самих императорах, об организации государственного управления, отношениях внутри императорского двора. Бóльшая часть дошедших до нас писем к императорам адресована императору Феодосию I Великому (25, 74, ex. с. 2, 3, 8, 9, 11), четыре письма направлены Валентиниану II (30, 72, 73, 75), все три императора: Грациан, Валентиниан и Феодосий — являются адресатами писем ex. с. 4–6 от имени Аквилейского собора 381 года. Сохранилось лишь одно письмо свт. Амвросия, адресованное императору Грациану (epist. 12), хотя Грациану посвящены трактаты «О вере» и «О Святом Духе». Для понимания многих писем необходимо знать историческую ситуацию, обстоятельства их появления. Неудивительно, что письмам посвящена большая исследовательская литература (см.: «Библиография»). Необходимо отметить, какие письма свт. Амвросия не были нами опубликованы: два письма Аквилейского собора, которые войдут в том, посвященный «Деяниям Аквилейского собора», и так называемое новонайденное письмо святителя, недавно опубликованное и переведенное на французский язык И. — М. Дювалем 3038 . Наше издание воспроизводит латинский текст издания CSEL 3039 , в котором была сделана попытка реконструировать авторский порядок писем. При составлении примечаний использовалось также издание Biblioteca Ambrosiana (1988), в котором письма были подготовлены Г . Бантерле 3040 . Переводили письма и составляли комментарии к ним: epist. 54–73, 75а–76, epist. ex. с. 1, 10, 13–14 — Т.Л. Александрова; epist. 74–75, epist. ex. с. 2–3, 5–6, 8–9, 11–12 — Д.Е. Афиногенов; epist. 77, epist. Siricii, epist ex. с. 7, 15 — Н.А. Кулькова.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Epist. 69, VIII, 1. 199 Epist. 73, XXI, 1. 200 8–ое правило Никейского собора по Книге правил. 201 Вторая часть 8–го правила I Никейского собора. 202 Толкование 8–го правила I Никейского собора. 203 «Итак, если кто–либо приходит к вам из какой–либо ереси, никто не принимается, согласно традиции, без того, чтобы на него не были возложены руки в знак покаяния». Сург. Epist. LXXIV, I. 204 95–ое правило Трулльского собора. 205 19–ое правило I Никейского собора. 206 Oratio II contra arianos, 43. PG 26, 237. 207 Epist. 17, 10. PL 20, 553. 208 95–ое правило Трулльского собора. 209 В 7–ом правиле II Вселенского собора после македониан упоминаются савватиане. 210 95–ое правило Трулльского собора. 211 PG 138, 968. 212 Цит. по переводу Никодима Милаша, Правила Православной Церкви с толкованиями, т. I, с. 589–590. 213 1–ое правило Василия Великого (по Книге правил). 214 Там же. 215 Толкование 18–го правила Сардикийского собора. — Правила поместных соборов с толкованиями, М, 1880, с. 350–351. 216 Nomocanon XIV tit., XII, 2. Синтагма, I, 261. 217 De schismati donatorum, I, II. PL 11, 906. 218 Hom. II in Epist. ad Ephes, PG 62, 79. 219 Никодим Милаш. Правила Православной Церкви, т. I, с. 283. 220 Epist. LXXIV, IX, 2. 221 Epist. LXX, 1, 2. 222 «Ложная жертва, или святотатство». Epist. LXXII, II, I. 223 Epist. LXXV, VII, 4. 224 Epist. LXIX, XIV, I. 225 Указ Св.Синода от 1865 года. 226 Устав Духовной Консистории. 227 Иустин Мученик, Апология I, 65. (Русск. пер., М, 1864, с. 106. 228 Учение двенадцати Апостолов, XIV, 2. 229 Как показывает термин porneia, речь идет о незаконном брачном союзе (ср. Лев.18,8). 230 Н. Lesetre, Excommunication in Dictionaire de la Bible, t.II, col.2132–2134. 231 5–ое правило I Никейского собора (по Книге правил). 232 12–ое и 13–ое Апостольские правила. 233 Например, P.Battifol, L " Eglise naissante et le Catholicisme, Paris, 1922, p.273–274. 234 Cp. lKop.11,18: Когда вы собираетесь в церковь… 235 Осуждение Нестория не может служить примером, так как он был первоначально осужден не своей, а чужой церковью. 236

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Ч.1. С.384-385. 26 Сщмч. Киприан Карфагенский. Epist.74-61 ad Pompejum. Cap.1. 27 Его же. Epist.73-60. Cap.4-5. 28 Его же. Epist.62-69 ad Magnum. Сарр.1-11. CSEL 3. P.759 sq. Русский перевод. Ч.1. С.368-369. 29 Его же. Epist. Firmiliani 75. Cap.18. P.822. Ч.1. С.384. Epist.74-61 ad Pompejum. Cap.5. P.802-803. Ч.1. С.353. 30 Его же. Epist.74-61 ad Pompejum. Cap.5. 31 Его же. Epist.73-60 ad Jubajanum. Cap.11. P.786. C.338-339. 32 Euseb. H.E. VII.7,5. 33 Pitra. Analekta sakra. T.4. Parisiis, 1883. P.171,414. Творения в русском переводе. Казань, 1900. С.60. 34 Свщм. Киприан Карфагенский. Epist.75-60 ad Jubajanum. Cap.23. P.769. С.347. 35 Его же. Epist.75. Cap.21. 36 Его же. Epist.73-60 ad Jubajanum. Cap.23. 37 Euseb. H.E. VII.9. 38 Epiphan. Expositio fldei cath. 13. PG. T.42. Col.805. Творения в русском переводе. Ч.5. М., 1882. С.338. 39 Святитель Афанасий Великий. На ариан слово I,1,2,4. 40 Там же. II,42-43. 41 Его же. К Серапиону послание I. Гл.30. 42 Весьма характерный случай был на первом заседании VII Вселенского Собора, где долго рассуждали о том, как принимать епископов-иконоборцев. Один диакон хотел было перенести вопрос на почву догматическую и предложил вопрос: " Вновь появившаяся ныне ересь менее прежде бывших или больше их? " Святитель патриарх Тарасий тотчас заметил: " Зло так зло и есть, особенно в делах церковных; что касается догматов, то погрешить в малом или в великом - это все равно; потому что в том и в другом случае нарушается закон Божий " (Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1873. Т.7. С.104). И это говорится при обсуждении вопроса именно о еретическом рукоположении. 43 PL. Т.143. Col.1003B. 44 Е.Е. Голубинский. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской. М., 1871. С.551. 45 Его же. История Русской Церкви. Т.1. Ч.2. М., 1904. С.807. 46 De Ludov. VII profectione in Orientem. Ed. Chiffletius. Paris, 1660. P.34. A. Pichler. Geschichte der kirchlichen Trennung zwischen dem Orient und Occident. В.1. Munchen, 1864. S.288. Amn.7.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Монахи должны спать по возможности в одном месте (dormitorium) и при этом одетыми, чтобы в любой момент быть готовыми поспешить «на дело Божие» (Reg. 22). Трапеза, по Уставу, полагается 1 или 2 раза в день. К трапезе подаются два блюда, хлеб и, если есть, плоды; вина «достаточно стакана на день» или по усмотрению аббата, но, кто может, должен полностью воздерживаться от употребления вина (Reg. 39-41). Во время трапезы происходит душеполезное чтение по благословленной аббатом монашеской череде (Reg. 38). В период Великого поста более, чем в прочее время, следует сохранять свою жизнь в чистоте и искоренять всякую небрежность в монашеском делании (Reg. 49). В. Н. предписывает принимать приходящих в мон-рь странников с честью, как Самого Христа (Reg. 53, 61). Такое же отношение должно быть и к больным братьям (Reg. 36). Друг к другу монахи должны сохранять взаимную любовь, проявлять взаимное послушание (Reg. 69-71). Изд.: Regula, cum Commentariis//PL. 66. Col. 215-930; Regula monasteriorum/Ed. C. Butler. Fribourg, 1927; Regula monasteriorum/Ed. B. Linderbauer. Bonn, 1928; La règle de St. Benoît/Éd. A. de Vogüé et J. Neufville. P., 1971-1972. (SC; N 181-186); Regula/Ed. R. Hanslik. Vindobonae, 19772. (CSEL; 75); рус. пер.: Устав преподобного Венедикта//Древние иноческие уставы. М., 1892, 1994Р. С. 591-653. Наиболее полный список изданий см.: CPL, N 1852. Лит.: Butler C. Le monachisme bénédictin. P., 1924; Cabrol F. St. Benedict. L., 1934; McCann J. St. Benedict. L., 1937; Lindsay T. F. St. Benedict: His Life and Work. L., 1949; Maynard Th. St. Benedict and His Monks. L., 1954; Pawlowsky S. Die biblischen Grundlagen der Regula Benedicti. W., 1965; Turbessi G. Ascetismo e monachesimo in S. Benedetto. R., 1965; Schmitz Ph. Benoît (Saint) et bénédictins (la vie, la régle)//DSAMDH. T. 1. Col. 1371-1388; idem. Benoît (Saint) de Nursie, abbé du Mont-Cassin//DHGE. T. 8. Col. 225-241; Puniet de P. Benoît (Saint) et bénédictins (la doctrine spirituelle)//DSAMDH. T. 1. Col. 1388-1409; Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская лит-ра Италии. М., 1972. С. 120-122; Jaspert B. Die Regula Benedicti - Regula Magistri - Kontroverse. Hildesheim, 1975; Августин (Никитин), игум. Прп. Венедикт Нурсийский (480-543)//БТ. 1980. Т. 21. С. 221-240; Омэнн Дж. О. Р. Христианская духовность в католической традиции. Рим; Люблин, 1994. С. 93-98; Jenal G. Italia ascetica atque monastica: Das Asketen und Mönchtum in Italien von den Anfängen bis zur Zeit der Langobarden (ca. 150/250-604). Stuttg., 1995; Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 338-350.

http://pravenc.ru/text/150223.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010