Не имея в виду входить во все подробности, касающиеся истории св. Григория, и предположив сосредоточиться на его проповеднических сочинениях, может быть, мы опустили несколько черт и замечательных обстоятельств из его жизни в своей характеристике его личности. Но надеемся, что и из наших неполных указаний виден святой человек со всеми особенностями его направления. Его неутомимая, влиятельная и широкая деятельность, простиравшаяся на разные сферы общественной и религиозной жизни, его постоянное духовное напряжение, не ослабляемое его болезненностью, его нежная и сострадательная душа, его усердное занятие свящ. Писанием, обильная литературная деятельность и частые беседы с народом, наконец его глубокая искренняя вера, льющаяся из его души, и усиленное стремление к подвижничеству и нравственной святости – все это обратило на него внимание современников и близкого потомства и сделало его выразителем дум целого века. Народ смотрел на него как на лучшего из своих представителей, видел в нем живой осуществленный идеал тех стремлений, какими волновалось его сознание и сердце, и почтил его именем великого. Этим именем он засвидетельствовал, что в лице св. Григория для него выражено в высшей степени все то, что было лучшего в мыслях и желаниях того времени, и чрез это имя святой отец делается идеальным носителем всего содержания своей эпохи. 49 S. Greg. Magni vita, auctore Paulo Diacono. P. c. c. T. LXXV. col. 42. S. Greg, M. vita, L. I. c. I. n. 9. T. P. LXXV. col. 247 50 Aurelii Cassiodori de artibus ac disciplinis liberalium litterarum. P. c. c. T. LXX. col. 1149–1220. C. 1. Institutio de arte grammatica. C. 2. De arte rhetorica. C. 3. De dialectica. C. 4. De arithmetica. C. 5. De musica С 6. De geometria. C. 7. De astronomie 51 Св. Григорий не знал даже греческого языка, как не раз сам сознается в своих письмах. Patrol. curs. compl. T. LXXVII. S. Gregorii Magni epist. Lib. XI. Ер. LXXIV ad Eusebium, Thessalonic. episcopum. col 1213. L. X. Ep. XXXIX ad Eulogium, patriarcham Alexandr. col. 1099. L. VII. Ep. XXXII, ad Anastasium presbyterum. col. 889. CM. еще Gregorii Magni vita, auctore Ioanno Diacono. L. IV. 81. col. 228. p. с: T. LXXV

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

301 Gregor. Naz., “Orat”. 4 et 42 [Migne, s. g., t, 35, col. 532–664 и t. 36, col. 457–492]. – Cyrill. Alex., “De festis pasch. hom”. 7 et 20 [Migne, s. g., t. 77, col. 536–552 и col. 837–849]. – Epiphan., “Expos. fidei et haer”. LXXV [Migne, s. g., t. 42, col. 504–516]. – Tertull., “De jejun”. c. 13 [Migne, s. l., t. 2, col. 971–973]. – Euseb., “Hist eccl”. V, 23; “De vita Constant”. III, 18 [Migne, s. g., t. 20, col. 489–493 и col. 1073–1077]. – Socrat., “Hist. eccl”. V, 21 [Migne, s. g., t. 67, col. 621–625]. “Прав. испов.”, ч. I, отв. 88. Разница между восточною и западною церквями относительно этого поста заключалась только в продолжительности его. Всем известно, когда начинается и когда кончается Великий пост в православной церкви (“Нов. Скрижаль”, II, гл. 9). На западе имеет силу в настоящее время следующее предписание de observatione quadragesimaë Qnadragesima summa observatione est observanda, ut jejunium in ea (praeter dies Dominicas, qui de abstinentia substracti sunt), nisi quem infirmitas impedierit, nullatenus solvatur, quia ipsi dies decimae sunt anni. Α prima igitur Dominica Quadragesimae usque in Pascha Domini sex hebdomadae computantur, quarum videlicet dies quadraginta et duo fiunt, ex quibus dum sex Dominici dies abstinentiae subtrahuntur, non plus in abstinentia, quam triginti et sex dies remanent... Sed ut sacer numerus quadraginta dierum adimpleatur, quem Salvator noster suo sacro jejunio consecravit, quatuor dies prioris hebdomadae ad supplementum quadraginta dierum tolluntur, id est, quarta feria, quae caput jejunii subnotatur, et quinta feria sequens, et sexta et sabbatum. Nisi enim istos dies quatuor superioribus triginta sex adjunxerimus, quadraginta dies in abstinentia non habemus. Jubemur etiam ab Omnipotenti Deo omnium bonorum nostrorum decimas dare (Decr. P. III. de conseer. dist. V. c. 16). 302 Clemens Alex., “Strom”. lib. VII [Migne, s. g., t. 9, col. 401–557]. – Origen., hom. X in Levit. [Migne, s. g. t. 12, col. 525–529]. – Tertull, “De jejun”. c. 14 [Migne, s. l., t. 2, col. 973, 974]. – Epiphan., “Haeres”. LXXV, в. 6, exposit fidei n. 22 [Migne, s. g., t. 42, col. 509–512 и col 825–828]. См. “Прав. испов.”, ч. I, отв. 88.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

513 Свидетельство об исполнении языческих обрядов согласно указу можно было иногда добыть и без совершения самого обряда, благодаря протекции или подкупу. См. Гиббон – История упадка Римской имп., т. II, стр. 139. Прим. пер. 519 Испанские епископы разделились на два лагеря; некоторые из них признавали Василида и Марциала и за то навлекли на себя весьма суровое отношение африканского собора (Ep. LXVII, 3). 525 Это можно вывести из отношения Евсевия к данному вопросу. В его глазах „древний обычай“ – тот, чтобы не повторять крещения, но только лишь возложение рук; он видит в киприановом учении новшество. 526 В сборнике киприановых посланий к этому делу относятся LXIX-LXXV. Письмо 1.XXVI ad Magnum во всяком случае не касается еще главного вопроса; Киприан обсуждает частный случай новациан, которых он. приравнивает к другим еретикам, и излагает свое учение о предсмертном крещении. 531 Трудно помирить это разрешение с безусловным осуждением, которым Киприан клеймит противный своему порядок. 532 Ep. LXXV, 25. Фирмилиан повторяет здесь, что ему рассказал диакон Рогациан, который уехал из Карфагена сейчас после собора, открывшегося 1 сентября 256 г., и потому он мог знать только то, что было сказано в Риме раньше этого собора. 534 Протоколы собора сохранились. Это – древнейший документ этого рода. Епископы заявляют, что собрались ex provincia Africa, Numidia, Mauritania.. 535 Так же, вероятно, думал и Приват из Ламбезы, что не помешало африканскому собору низложить его. 539 Pontius. Vita s. Cypriani c. 14: „Jam de Xysto, bono et pacifico sacerdote ac propterea beatissimo martyre nuntios acceperat“ (принял вестников от Сикста, добраго иерея и миротворца, посему и удостоившегося блаженнейшего мученичества). 542 Acta proconsularia ев. Киприана-один из лучших источников, какой мы имеем по истории мучеников. Читать далее Источник: История древней церкви : Пер. с 5-го фр. изд./Л. Дюшен; Под ред. проф. И.В. Попова и проф. А.П. Орлова. Т. 1-2; [Предисл. к рус. пер.: И. Попов]. - Москва : Путь, 1912-1914. - 2 т./Т. 1. - 1912. 386 с.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Разделы портала «Азбука веры» ( 81  голос:  3.5 из  5) LXXV Лондон, 5 марта ст. ст. 1752 г. Милый друг, С последней почтой не было от тебя письма, и я беспокоюсь о твоем здоровье, ведь если бы ты чувствовал себя хорошо, ты непременно написал мне, как обещал и как я просил. Ты не имеешь понятия о том, как надо заботиться о своем здоровье, и хоть я вовсе не хочу сделать из тебя человека мнительного, должен тебе сказать, что даже самое крепкое и надежное здоровье требует к себе бережного отношения. Молодые люди, полагающие, что у них неограниченный запас времени и здоровья, склонны растрачивать то и другое попусту; таким образом, они незаметно для себя разоряются, тогда как, соблюдая разумную экономию и там, и тут, они могли бы по-настоящему разбогатеть и, не только не лишили бы себя этим удовольствий, но смогли бы получить их еще больше и, может быть, даже до скончания века. Окажись же более мудрым и, пока еще не поздно, распорядись здоровьем своим и временем предусмотрительно и разумно, сделав так, чтобы то и другое было вложено в надежное дело и принесло тебе потом большие проценты. Сейчас я хочу поговорить о распределении твоего времени. Хоть я и не раз касался уже этого вопроса и раньше, он настолько важен, что есть смысл возвращаться к нему снова и снова. Действительно, впереди у тебя много времени, но сейчас ты находишься в таком периоде жизни, когда один проведенный с пользой час может стоить более двадцати четырех часов последующего периода; сейчас каждая минута твоя драгоценна, а лет через сорок долгие дни не смогут сравниться с нею. Какое бы время ты ни уделял серьезному чтению или ни урывал для него (я говорю «урывал», потому что главная задача твоя сейчас — бывать в обществе и внимательно изучать его), употреби это время на чтение какой-нибудь одной книги, и непременно хорошей, и читай ее до конца, не отвлекаясь, пока не кончишь ее, никакими другими делами. Рекомендую тебе немедленно же прочесть книгу Гроция «De jure belli et pacis» в переводе Барберака и «Jus gentium» Пуффендорфа, переведенную им же. Если же у тебя случайно освободится четверть часа, используй это время для чтения литературы занимательной, остроумной и веселой, выбирая при этом книги не каких-нибудь посредственностей, а только самых лучших писателей, как древних, так и новых.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-k-synu/75...

1871. adornaverunt W. Christ et M. Paranicas, – где, по их словам, они заключили почти неизвестные сокровища византийской поэзии, открыли некоторое особенное искусство составления сти­хов, объяснили много вопросов о родах церковных песнопений и их авторах, и, наконец, обличили и опровергли немало мнений ложных. Здесь учёный, занимающийся классиками, неодно­кратно повторяет, что в греческих песнопениях, употребляю­щихся при общественном богослужении, никогда не допускалось и не допускается метрическое построение древней греческой поэзии (р. X, XVI, XXVI и друг.), однако соблюдалась и соблюдается некоторая поэтическая норма (p. LXXV). Эта норма с другой сто­роны не заключается и в равночисленности слогов, «которой, как единственным законом, кардинал Питра ограничил все искусство византийских поэтов, не открыв однако же причин этой равночисленности» (p. IV и LXXV). «Знаменитейший и учёнейший муж, – говорит Крист – сделал большой недосмотр, опустив из вида согласие ударений (concentum accentuum) в тех самых подобных, силлабически одинаковых между собой тропарях, которых механическое построение он усмотрел и объяснил; между тем в этом-то согласии акцентов и скры­вается закон поэтического построения церковных песнопений (р. IV)». – Мы могли бы остановить Г. Криста на этом первом шагу, сделав замечание, какое предлагали выше, что на осно­вами песнопений силлабически-симметрических, так называемых подобных, делать заключения о свойствах всех вообще песнопений, и автомелов и идиомелов, не совсем основательно и по меньшей мере отзывается неполнотой взгляда; но автор сам предупреждает это возражение объяснением, что он занимается именно этими песнопениями преимущественно пред прочими потому, что в них разделение строф на строки определённее и несомненнее, нежели в идиомелах, согласие акцентов очевиднее, и кроме того подобные всегда поются на один глас, одним напевом, что также способствует к разъяснению закона их построения, а главным образом потому, что теория его, основы­ваясь на свойствах силлабически-симметрических песнопений, по существу своему, тотчас же может быть приложена и ко всем прочим песнопениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  4.6 из  5) Глава LXXV. Боевая тревога Однако, вдумываясь в это кровавое дело, я обратил внимание на некоторые обстоятельства, показавшиеся мне таинственными и странными. В первый момент я был настолько потрясен, что эти обстоятельства как-то ускользнули от моего внимания. Я не находил ничего удивительного в том, что во время жестокого набега мать моя была убита, а сестра увезена в плен. Индейцы не удовлетворились кровопролитием, а сожгли всю плантацию. Это была обычная месть «бледнолицым» за все перенесенные бедствия и несправедливости. Такие вещи происходили везде, почти каждый день. Почему бы им не произойти и на берегах Суони, как и в других местах Флориды? Пожалуй, скорее следовало удивляться, что наша усадьба так долго оставалась нетронутой. Другие плантации, находившиеся гораздо дальше от укрепленных пунктов семинолов, уже подвергались подобным ужасным набегам. Почему же наша плантация должна была избежать общей участи? Эта «неуязвимость», однако, была замечена жителями нашей плантации, и они успокоились в ложном сознании собственной безопасности. Объясняли это так: главные силы индейцев были отвлечены в другие районы, где они наблюдали за движением разделенной на три части армии генерала Скотта. А так как наша плантация была укрепленным пунктом, то, конечно, небольшие отряды индейцев не дерзали напасть на нее. Но Скотт ушел, его войска отступили в форты, на летние квартиры. Обычно во Флориде военные действия ведутся зимой. А индейцы, для которых все времена года равны, были теперь свободны и снова могли начать свои налеты и набеги на пограничные плантации. Должно быть, поэтому индейцы так долго не нападали на поселок Суони. В первую минуту отчаяния такое объяснение показалось мне вполне вероятным. Я и мои родственники просто оказались жертвами общей волны возмездия со стороны индейцев. Но когда я пришел в себя, другие обстоятельства приковали мое внимание. Прежде всего, почему именно наша плантация в этом районе подверглась нападению? Почему только наш дом был сожжен? Почему только наша семья была истреблена? Эти вопросы, естественно, поразили меня. Ведь на реке были и другие плантации, также слабо защищенные, и другие семьи, относившиеся к семинолам гораздо более враждебно. Но еще более загадочным было вот что: плантация Ринггольдов лежала как раз на пути индейских банд. Как показали следы, они обогнули ее, чтобы достигнуть нашего дома. Оба Ринггольда – Аренс и его отец были известны как самые жестокие враги индейцев, как люди, самым грубым образом нарушавшие их права.

http://azbyka.ru/fiction/oceola-vozhd-se...

III. Состав учащихся К 1916–1917 учебному году оставались от предшествовавшего года три академических курса: IV, III и II в числе 223 студентов; I-й же курс (LXXV со времени основания Академии) образовался в начале отчетного года особым порядком (в изъятие из правил действовав- —18— шего тогда устава православных духовных академий), на основании определения Святейшего Синода от 22–24 марта 1916 года за 2158, состоявшегося по обсуждении отзывов по сему делу академических Советов. – Означенным Синодальным определением разрешено было: 1) Правлениям духовных академий – а) принять в состав академических студентов первого курса в начале 1916–1917 учебного года без экзамена студентов духовных семинарий, присланных семинарскими Правлениями на Синодальные средства, с зачислением их на казенные стипендии, б) без экзамена же принять в состав студентов первого курса лиц священного сана, удовлетворяющих условиям приема, изложенным в §§ 137 и 139 академического устава, с содержанием на собственные средства (в случае желания получить казенную стипендию указанные лица должны были подвергаться испытаниям наравне с прочими); 2) Советам духовных академий – подвергнуть установленным испытаниям, согласно требованию академического устава, всех прочих желающих поступить в духовные академии и удовлетворяющих условиям, изложенным в §§ 137 и 139 академического устава, а равно и лиц, имеющих быть допущенными к приемным испытаниям по особым определениям Святейшего Синода, с предоставлением своекоштным студентам академий, для которых не окажется мест в академическом общежитии, проживать на частных квартирах. – В общем число принятых в составь 1 курса каждой академии не должно было превышать ста человек. На указанных основаниях Правлением Московской Духовной Академии, в собрании 9-го августа 1916 года, зачислены были в состав нового (LXXV) академического курса, без поверочных испытаний, 20 студентов духовных семинарий, рекомендованных семинарскими Правлениями, и 64 лица священного сана (из них 63 студента

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для нашей цели мы считаем достаточным предпослать уяснению и определению характера и направления проповеди св. Григория очерк личности его, какой она является в истории и литературе. Предпринятый с целью уяснения проповедничества св. Григория, он не будет полной биографией проповедника, а характеристикой его умственно-религиозного и нравственного настроения, как оно образовалось в его духовной натуре под влиянием элементов своего времени. Образ его не только может служить к уяснению одного его проповедничества, но как типический образ лица, совмещавшего и перерабатывавшего в себе элементы, вращавшиеся в его времени, он может быть представителем целых поколений, в котором легко узнавать родовые черты его современников и потомков. Таким образом, сообразно с существом дела, исследование о св. Григории Двоеслове , как проповеднике, должно состоять из трех отделов: I) очерк личности проповедника составит содержание первого отдела, II) второй будет посвящен рассмотрению и определению содержания, характера и направления его проповеди и наконец III) в третьем будут изложены правила, составляющие его гомилетическую теорию. 1 S. Gregorii Magni Registri epistolarum L. XIV. Patrologiae latinae cursus completus T. LXXVII 2 S. Georgii Fl. Gregorii, episcopi Turonensis Historiae ecclesiasticae Francorum libri decem. Patrol. curs. completue T. LXXI, col. 527–9. 3 Bedae Vnerabilis, presbyteri Anglo-Saxonis, Historia ecclesiastica. Lib. secundus. c. I. Patrol. lat. cursus completus T. XCV. col. 75–81 4 S. Gregorii Magni vita, auctore Paulo Diacono, monacho cassinensi. Patr. cursus completus T. LXXV, col. 41–60. У Павла Варнефрида встречаются свидетельства о деятельности св. Григория Великого и в сочинении «De gestis Langobardorum» L. III. c. 24. 25. Patrol. cursus completus T. XCV, col. 526–7 5 S. Gregorii Magni vita a Ioanne Diacono scripta libris quatvor. Patrol. cursus completus T. LXXV, col. 60–242 6 Annales ecclesiastici auctore Caesare Baronio. Coloniac Agrippinae. 1624. T. VII, col.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

_______________ 1 Сенека. Нравственные письма, LXXXII, 5. 2 См. Seneca. De brevitati vitae, II, 4: De tranqiiilitate animi, XI, 2_ Нравственные письма , LXII, 1_ LXXV, 18 (suun fieri, suum esse)_ De brevitati vitae , V, 3 (sui juris)_ Нравственные письма , LXXV, 8 (in se habeve potestatem), XXXII, 5 (facultas sui). 3 Seneca. De brevitati vitae , X, 4 и XV, 5. Опыт себя, складывающийся в ходе такого обладания, это не только опыт укрощения силы или верховенства над мощью, готовой восстать, но и опыт наслаждения собой. Тот, кому удалось, наконец, подступиться к себе, становится для себя объектом удовольствия, и не просто довлеет себе в своих пределах, но и " довольствуется " собою и " радует " себя 1 . Состояние такого " довольства " , обозначенного у Сенеки обычно терминами gaudium и laetitia, не сопряжено с какими-либо телесными или душевными расстройствами, суть его заключается в том, что оно не может быть вызвано чем-то, от нас не зависящим и, следовательно, нам неподвластным: оно рождается нами и в нас самих 2 . Отметим, что оно неизмеримо и неизменно, но дано " одним куском " , и если уже состоялось однажды, то никакое событие внешнего мира его не исказит 3 . Этот род удовольствия во всем противоположен удовольствию, обозначенному термином voluptas, источник которого лежит вне нас, в объектах, чье наличие не гарантировано, соответственно, и само оно ненадежно, подточено страхом и влечет нас желаниями порой удовлетворимыми, а порой и нет. Обращение к себе может заменить эти неистовые, неверные и преходящие удовольствия безмятежным и неизменным наслаждением собою. Disce gaudere! -- призывает Сенека,-- научись радоваться: " Я хочу, чтобы радость не разлучалась с тобой, хочу, чтобы она рождалась у тебя дома. И это исполнится, если только она будет в тебе самом.  Стоит тебе раз найти ее источник -- и она уже не убудет.  Стремись к истинному благу и радуйся лишь тому, что твое [de tuo]. Но что есть это " твое " ? Ты сам, твоя лучшая часть! " 4 . ______________ 1 Сенека. Нравственные письма , XIII, 1_ см. также XIII, 2--3_ Эпиктет. Беседы , II, 18_ Марк Аврелий. Размышления , VI, 16.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

Минь. Т. VIII. С. 399 Творения Т. VIII. С. 490, 491 807. Жертва живая Беседа LXXIV . Последуем за Христом и возьмем крест. Если и нет теперь гонений, зато теперь время для другого рода смерти. Умертвите, сказано, уды ваши, яже на земли (ср.: Кол. 3:5 ). Итак, погасим вожделение, умертвим гнев, истребим зависть. Это – жертва живая. Минь. Т. VIII. С. 402 Творения Т. VIII. С. 495 808. Привязанность к богатству от беспечности Не будем думать, будто любовь к богатству сама по себе сильна: вся сила заключается в нашей беспечности. Естественные пожелания вложены в нас с самого начала; а о золоте и серебре долгое время даже не было известно, существуют ли они. Отчего же усилилась эта страсть? – От тщеславия и крайней беспечности. Из пожеланий одни необходимы, другие естественны, а иные – ни то, ни другое. Так все те желания, от неудовлетворения которым гибнет животное, естественны и необходимы, как, например, желание пищи, питья и сна. Вожделение плотское естественно, но не необходимо, так как многие преодолели его и, однако ж, не погибли. А желание богатства ни естественно, ни необходимо, а излишне: если мы захотим, то и не подчинимся ему. Минь. Т. VIII. С. 403 Творения Т. VIII. С. 496 809. Благодать Святого Духа есть радость Беседа LXXV . Такова-то благодать Духа! Она, если находит печаль, уничтожает ее; если злое вожделение, – истребляет; если страх, – изгоняет; и кто сподобился ее, того не допускает уже быть человеком, но, как бы переселив на самое Небо, располагает помышлять только о том, что на Небе. Потому-то они непрестанно пребывали в молитвах, в радости и простоте сердца (ср.: Деян. 4:32, 2:46 ). Этого преимущественно и требует Дух Святой: плод бо духовный есть радость, мир, вера, кротость (ср.: Гал. 5:22–23 ). Однако, скажешь, часто печалятся и люди, исполненные Духа? Но эта печаль сладостнее радости. Минь. Т. VIII. С. 409 Творения Т. VIII. С. 504 810. Надоедливость в проповеди Беседа LXXVI . Мы ежедневно хулим Бога хищением и любостяжанием. Может быть, кто-нибудь из вас скажет: ты каждый день беседуешь о любостяжании. О, если бы можно было говорить об этом и каждую ночь! О, если бы и тот, кто сопутствует вам на площади и сидит с вами за трапезою, если бы и жены, и друзья, и дети, и слуги, и земледельцы, и соседи, и даже пол и стены могли изливать эту речь, чтобы чрез то, хотя немного, мы поудержались!

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010