Иоанн, еп. Готфийский, † 800 г. (Болланд.). Происходил из Тавроскифии. Житие, написанное современником (см. Ehrhard, у Krumbacher, Byz. Littgsch2:197), издано AASS, июнь, VII, 167−171. Память 19 мая. Иоанн Дамаскин , прп. † 780 г. (Сергий). Сын знатного правителя Дамаска из христиан. Житие, переведённое высокообразованным Иоанном Иерусалимским (жившим по Le Quien, в X в., см. Migne, P.G., 94:429) с древнего арабского жития (см. ibid., стр. 489), причём он внёс в житие свои философско-педагогические взгляды (стр. 441−443). Издано у Migne, P.G., 94, 429−490. Другое житие, Иоанна Дамаскина и Космы, творца канонов, еп. Майумского (при патр. Тарасии, см. стр. 334), составленное Иерусалимским патриархом Иоанном Меркуропулом на основании первого жития, с добавлением подробностей о поэтической и епископской деятельности Космы. Издано Пападопуло-Керамевсом в Аналектах, IV, 303−350. Память 4 декабря. Иоанн Златоуст , свт. † 407 (Болланд.). Происходил из Антиохии. Сын стратилата Сирии. Биографии Иоанна написаны: 1) Мартирием Антиохийским (издано у Migne, P.G., 47, XLIII–LII). 2) Феодором еп. Тримифунтским, около 680 года (см. Ehrhard, у Krumbacher2:191), содержащая, главным образом, рассказ об изгнании Иоанна, издана у Migne, 3) Палладием, еп. Еленопольском, написанная в форме диалога с Феодором, диаконом римским, и содержащая богатые подробности из церковной истории эпохи (издана у Migne, ibid. стр. 1−82). 4) Георгием патр. (напечатана в издании творений Иоанна Савилием. Также имеется в славянском переводе у Макария, ноябрь, л. 343−410). Метафрастова переработка житий издана у Migne, P.G., 114, 1045−1209. Память 13 ноября. Иоанн Кущник, прп. V века. Сын Константинопольского стратилата Евтропия. Древнее житие, имеющееся в латинском переводе библиотекаря Анастасия I, X в. (издан в Anal. Boll. XV, 258−267). Издано у Migne, P.G., 114, 568−582. Метафрастова переработка по-латыни в AASS, январь, I, 1031−1035). Память 15 января. Иоанн Лествичник , прп. † 600 г. (см. Ehrhard-Krumbacher, 143). Очень образованный Синайский подвижник. Житие, написанное на основе скудных известий Даниилом Раифским (из монастыря на берегу Красного моря), издано у Migne, P.G., 88, 596− 609. Память 30 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

93 Idem, Capita de Charitate 4. 45, in: J.-P. Migne (ed.),Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1057 С: “The mind is acting according to its nature when holding the passions subdued, contemplating the meaning of all beings and abides with God”. 94 Idem, Capita de Charitate 3.44, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1029 В. 95 The mind “has a need in a blessed companionship (πθους) of the holy love which binds it with spiritual contemplations”, idem, Capita de Charitate 3.67, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1037 A-B; 3.66, idem, Capita de Charitate, col. 1036 D-1037 A; idem, Capita de Charitate, 1.10, col. 964 A; idem, Capita de Charitate, 1.6, col. 961 C; idem, Capita de Charitate 4.61, col.. 1061 B; idem, Liber Asceticus 19, Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 925 D-928 A. 96 Idem, Capita de Charitate 3. 97, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1045D. 99 S. Maximus Abbas, Capita de Charitate 3.56, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1033 B-C; Massimo Confessore, Capitoli Sulla Carita, Aldo Ceresa, Castaldo, Roma, 1963, p.170. 100 Madden N., Composite Hypostasis in Maximus Confessor, in Studia Patristica (Tomus XXVII, Leuven, 1991), p.188. 101 S. Maximus Abbas, Opuscula Theologica et Polemica, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 145 C-148 A. 106 Stead D.J., The Meaning of Hypostasis in Some Texts of the ‘Ambigua’ of St Maximus the Confessor, The Patristic and Byzantine Review, 1989. Vol.8. 1., p.32. 107 S. Maximus Abbas, Mystagogia V, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 672 D. 108 Idem, Capita de Charitate 3. 12, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1020 C.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1787 Cfr. A. Harnack. Dogmengeschichte I, SS. 393–397. F. (не разборчиво) der Dogmengeschichte. § 17, 3. S. 113. Th. Zahn. Geschichte des neutestamentlichen Kanons. I 2. S. 596. Pierre Batiffol. L’eglise naissante et Ie catholicisme. 3-me ed. Paris. 1909. pp. 277. 281. 282. Епифаний Епифаний говорит о Маркионе, что он, сын епископа, был отлучен от Церкви отцом, пришел в Рим, а когда его и здесь не приняли, то он сказал: «я расколю Церковь вашу, и внесу в нее раскол на век». И в самом деле он внес не малый раскол, но Церкви не расколол, а откололся сам с поверившими ему». Haer. 42 1–2 . Творения, т 2., стр. 127–130. Маркион открыто отделился от Церкви и основал свою церковь (см. Tertull. Adv. Marc. IV 4. 5. De carne Chr. cap. 2. Migne, PL., t. 2, coll. 394C–D. 396A. 801A), которая существовала долгое время. Епифаний пишет: «Маркион, обманув великое множество, составил школу, и доселе во многих видах продолжающуюся. Ересь эта еще и ныне находится в Риме и в Италии, в Египте и Палестине, в Аравии и в Сирии, в Кипре и в Фиваиде, и даже в Персиде и в других местах. Ибо этот лукавый в сих странах великую приобрел силу своему обману». Наег. 42 1 . Творения, ч. 2, стр. 127–128. 1790 Tertull. De praescr. cap. 30: Marcion Novum Testamentum a Vetere separavit. Migne, PL., t. col 50A. Adv. Marc. I. 19: Separatio Legis et Evangelii proprium et principale opus est Marcionis. Migne, ibid., col. 293 A. 1791 Ea sola derelinquunt, quae adversa sibi esse non intellexerunt. Disputatio Origenis cum Megethio Manichaeo. II, 18. С. P. Caspari. Kirchenhistorische Anecdota. I. p. 57. 1792 De praescr. cap. 38: Marcion exerte et palam machaera, non stylo usus est: quoniam ad materiam suam caedem Scripturarum confecit. Migne. PL., t 2. coll. 62–63. 1794 См. Iren. Contra haer. 127 2 : id quod est secundum Lucam Evangelium circumcidens. Migne, PG., t.7, col. 688В. То-же III 11 7 . col. 884В. III 12 12 : Marcion et qui ab eo sunt, ad intercidendas conversi sunt Scripturas. col. 906C. III 14 4 : quod est secundum Lucam... decurtantes. col. 916C. Tertull. De praescr. cap. 37: quo denique, Marcion, jure silvam meam caedis? Migne, PL., t. 2, col. 61B.Ady. Marc. IV.1: Evangelium... quod interpolando suum fecit. Migne, PL., t. 2. col. 390A. IV.2: Lucam videtur Marcion elegisse, quern caederet. col. 392C. IV3: connittitur ad destruendum statum evangeliorum. col. 393C. ad Evangelii depravationellicm. col. 394A. De carne Christ, cap. 2: origmalia instrumenta Christi delere Marcion ausus est PL., t. 2, coll. 800–801. Disputatio Origenis... II, 18: Marcion... adulterasset Scripturas (Caspari. Kirchenhistorische Anecdota, I. p. 57). Epiph. Haer. 42 12 : παρκο… πολλ τν μελν, Migne. PG., t. 41,col. 81ЗА.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

369 Он был против гнева. «Если ты, – говорил он, – приходишь в гнев, то удовлетворяешь своей страсти. И ты этим не спасаешь другого, а только губишь себя» (Migne S. G. Т. XXXIV. Р. 247–248. Достоп. сказ. С. 174. Новоткр. сказ. С. 19. 828 32-я бес. 9. Migne. S. G. T. XXXIV. Р. 740. См. еще о единении души с Богом под образом брачного союза: 15-я бес. 2. Migne. S. G. T. XXXIV. Р. 576; 19-я бес. 9. Migne. S. G. T. XXXIV. Р. 649; 45-я бес. 7. Migne. S. G. T. XXXIV. Р. 792; 38-я бес. 5. Migne. S. G. T. XXXIV. Р. 761. 850 Безсмертие, по мнению преп. Макария, было бы не полезно и в следующем отношении. Если бы христиане по телу оставались безсмертны, то целый мip, видя необычайность дела, преклонился бы к добру по какой-то необходимости и таким образом свободное произволение человека как бы подавлялось (15-я бес. 37. Migne. S. G. T. XXXIV. Р. 601–604). 859 5-я бес. 17–19; 12-я бес. 13; 34-я бес. 2; 32-я бес. 2. Migne. S. G. T. XXXIV. P. 511,565, 745, 733–736. 889 Отсюда нам делаются понятными благоухание тел почивших угодников Божиих, истечение от них мvpa, останки мощей, особый цвет их костей и т. п. и т. п. 909 16-я бес. 1. Отсюда естественны и самостоятельны человеческие страсти и несправедливое раздражение, непристойный гнев и все тому подобное. 1029 Печатается по: Епископ Арсений, Серпуховский. Московский Священный Кремль и его святыни. [Спасская башня.] М. Печатня А. И. Снегиревой . 1917. 16 с. Переиздание: Епископ Арсений. Московский Священный Кремль и его святыни. М. Православный Свято-Тихоновский институт. 1995. 1030 Печатается по: Епископ Арсений, Серпуховский. Московский Священный Кремль и его святыни. Св. благоверная Княгиня Московская Евфросиния и основанный ею Вознесенский женский монастырь//Душеполезное чтение. М. 1917. Март-апрель. С. 29–42. Преподобная Евфросиния Московская (1353 †7.7.1407) – Княгиня Евдокия (таково было ее мирское имя) была дочерью благочестивейшего Князя Димитрия Константиновича Суздальского, для которого был написан древнейший из дошедших до нас список Летописи – Лаврентьевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Беседа 26. Migne 61. 577; ср. то же у компиляров Златоуста: Экумения — ad. h. I. Migne 118, 1065; Феофилакта — ad. h. I. Migne 124, 932 и Catenae Graec. Patrum in N. T. ed. Cramer, Oxon. 1844, t. V. pag. 433); из западных: Иероним, сопоставляя послания (Гал. 4:14 с 2 Кор. 12:7), предполагает, что «когда апостол пришел к Галатам в первый раз, он занемог (aegrotasse)…, ибо есть предание (tradunt), что он часто страдал от весьма тяжкой головной боли, это и есть ангел сатанин, который дан был (appositus) ему, чтобы удручал его во плоти (colaphizaret in carne), дабы не превозносился; эта немощь и слабость тела служили искушением для тех, кому (Галатам) возвещалось Евангелие» (Com. in Galat. Migne Patr. ser. lat. t. 26. col. 381). Августин, в одном месте отказываясь от объяснения (De nat. et gratia, 27. 31), в другом говорит нерешительно: «aliquem forte dolorem corporis» (Enarratio in Psalmum XCVIII. § 13, Migne t. 36. col. 1269), а в третьем уже положительно: «Какой-то болезни тела предается, ибо болезни телесные большей частью бывают по попущению Божию, от ангелов сатаны» (In. Psalmum. 130. 7. ib. col. 1708). Пелагий: «Или преследования, или болезни, ибо некоторые говорят, что он часто страдал головной болью» (Com. ad. h. I. Migne, t. 30. col. 803). Примазий упоминает три объяснения: преследование, болезнь головы и возбуждение плоти, принимая первое за более достоверное (In 2 Cor. 12, 7; у Migne t. 68. col. 581–582); то же Седулий: или преследования, или болезнь головы, или закон во удех, противоборствующий закону ума (Migne t. 103. col. 108); Григорий Великий в одном месте говорит об искушениях болезнями телесными, сопоставляя 2 Кор. 12:7 и Ин. 5:14. 9:2, 3 и Иов. (Praef. in lib. Job. § 12 no ed. Bened. Paris. 1705. t. 1. col. 12–13, а в других местах говорит вообще о «tentatio», «infirmitas», «passio vel molestia carnis». Moral, in lib. Job. XIX. II; XXXIII. 26 и 28; XXIII. 19; ib. coll. 608, c. 1092, c. 1093. и Horn, in Evang. lib. II. hom. XXVII. 6. col. 1563). Кроме того, Никита в своих толкованиях на Григория Богослова упоминает о болезни ног, Фома Аквинский — болезнь живота; новые западные толкователи разумеют эпилепсию (Comely.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Dororheus of Gaza. “Insmictiones.” In Patrologiae Cursus Completus; Series Graeca, vol. 88. Edited by J.-P. Migne. Paris: Migne, 1860. Ephrem the Syrian. “Hymni de Paradiso.” In Des Heiligen Epbraem des Syrers Hymnen de Paradiso und Contra Julianum. Edited by E. Beck. Corpus Scrtptorum Christianorum Orientalium, vol. 174. Louvain, Belgium: Secretariat du Corpus SCO, 1957. 1 6 ---. “In Genesim Commentarii.” In Sancti Ephraem Syri in Genesim et in Exodum. Edited by R. M. Tonneau. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, vol. 152. Louvain, Belgium: Secretariat du Corpus SCO, 1955. ---. Sancti patris nostri Ephraem Syri et Jacobi episcopi Edesseni interpretationum in Genesim collectanea, 1. Edited by J. A. Assemani. Sancti Patris Nostri Ephraem Syri Opera Omnia. Tomus I. Rome, 1737. Fulgentius of Ruspa. “De fide ad Petrum seu de regula fidei.” In Opera. Edited by J. Fraipont. Corpus Christianorum, Series Latina, vol. 91a. Tumhout, Belgium: Typographi Brepols Editores Pontificii, 1968. Gregory of Nazianzus. “De filio [oration 29].” In Gregor von Nazianz. Die funf theologischen Reden. Edited by J. Barbel. Dusseldorf, Germany: Patmos-Verlag, 1963. ---. “De substantiis mente praeditis [carm. 7].” In Carmina dogmática. Edited by J.-P. Migne. Patrologiae Cursus Completus; Series Graeca, vol. 37. Paris: Migne. ---. “De theologia [oration 28].” In Gregor von Nazianz. Die funf theologischen Reden. Edited by J. Barbel. Dusseldorf, Germany: Patmos-Verlag, 1963. ---. “In Sanctum Pascha [oration 45].” In Patrologiae Cursus Completus; Series Graeca. vol. 36. Edited by J.-P. Migne. Paris: Migne, 1862. Gregory of Nyssa. “De creatione hominis sermo alter [Sp.].” In Gregorii Nysseni opera, suppl. Edited by H. Hoerner. Leiden: Brill, 1972. ---. “De creatione hominis sermo primus [Sp.].” In Gregorii Nysseni opera, suppl. Edited by H. Hoerner. Leiden: Brill, 1972. ---. “De opificio hominis.“ In Patrologiae Cursus Completus; Series Graeca, vol. 44. Edited by J.-P. Migne. Paris: Migne, 1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

Это первая степень покаяния, соответствующая степени плачущих. Вторая степень проходилась уже в храме и совпадала с последней степенью публичного покаяния – купностоящих. Виновный принимался в хор или на другую службу в храме. Но участвовать в пении и чтении или в другом служении он мог только с особого разрешения аввы. Сверх того, в конце всякого богослужения должен он, падая ниц на том месте, где стоит, испрашивать прощения и молитв, пока авва признает вину совершенно очищенной. Такое „удовлетворение (satisfacere) требуется и от тех, которые за малые вины отлучаются только от трапезы с братиями. Его исполняют они пока разрешит их авва и благословив не скажет: довольно“. Устава гл. 43–44 Migne P. L. LXVI, 675–676; 683–686; р. п. Феофана, Древние иноч. уставы, 630–631. 615 Патер., изл. по гл., V, § 37, стр. 104; Migne, Ibid. 882–883. Преп. Пафнутий обратил на путь добра блудницу Таисию. Приведя в женский монастырь, он заключил её в затвор, повелел давать ей один хлеб на день и воду, молиться только словами: „Создавый мя, помилуй мя“. Блудница пробыла в покаянии три года и Господь простил её. Житие преп. Таисии. Вел. Ч.-Минеи, 13 ноября, стб. 1986. 617 Apophthegmata, Migne, P. G. LXV, 416; p. n. 376. Патер., излож. по глав., XVII, § 33, стр. 383–384. Ср. Вел. Четь-Минеи, ноябр. 2, стб. 48–49. Другой пример прощения без епитимии тяжкого греха был указан выше (Февр. 386–387). Интересно отметить, что западные подвижники, придававшие епитимии значение удовлетворения правде Божией, считали её в то же время обязательной. В собеседовании о покаянии Иоанн Кассиан говорит: „прощение грехов достигается ради удовлетворения (satisfactionis gratiam) ежедневными постами и умерщвлением плоти и страстей, ибо по словам Писания ( Евр.9:22 ) без пролития крови не бывает оставления“. Собес. XX, гл. 8, Migne. P. L. XLIX, 1164; р. п. 540 – не точен. 620 Καυτρ στιν ρоς α πιτμιον ες μετνοιαν πρς χρνον διδμενον φιλανϑρπως. Migne, P. G. LXXXVIII, 1169; p. п. 266. Слово к пастырю, гл. 2. Сравнение покаяния с врачеством обычно и в церковных канонах (Вас. Вел. пр. 3, Григор. Нис. 1, Трул. 102 и др.). 624 Житие преп. Саввы, гр. текст в изд. Помяловск., О. Л. Др. П, стр. 222; р. п. Пал. Пат. 1 вып., 62–63. Монаху, отрёкшемуся от веры и от обетов звания, старец предписал: „сядь со мной в пещере, постись три седмицы непрерывно”. Пат., изл. по гл., V, § 41, стр. 108–109; Migne, P. L. LXXIII, 884–885. „Возвратившись в келью свою, монах принёс покаяние”. Ibid. XI, § 102, стр. 275. Migne, ibid. 940. Другие примеры отлучения см. Февр. 382–384 стр. 626 См. Толк. на 27 Апост. Прав., также 9 прав. Двукр. соб. и толкования на него. Книга Прав., изд. Общ. Л. Д. Пр. 48–49. 1730–1734. 628 Феофана Др. иноч. уставы, 147, ср. 152. Migne, P. L. XXIII, 81–82. За воровство полагалось 39 ударов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

36 . Johannes Cassiani. Vigintiquatuor collationes//Patrologiae cursus completus. Series Latina/Ed. J.P. Migne. T. 49. – Paris: Imprimerie Catholique, 1862. – Col. 477–1328. 37 . Johannes Chrysostomus. Adversus Judaeos//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 48. – Paris: Imprimerie Catholique, 1862. Col. 843–942. 38 . Johannes Chrysostomus. De Melchisedech [Sp.]//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 56. – Paris: Imprimerie Catholique, 1859. – Col. 257–262. 39 . Johannes Chrysostomus. In epistulam ad Hebraeos (homiliae 1–34)//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 63. – Paris: Imprimerie Catholique, 1862. – Col. 9–236 [TLG. 2062. 168]. 40 . Johannes Chrysostomus. In Genesim//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 53. – Paris: Imprimerie Catholique, 1862. – Col. 21–385. 41 . Johannes Climacus. Scala paradise//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 88. – Paris: Imprimerie Catholique, 1860. – Col. 632–1164. 42 . Johannes Damascenus. Contra Nestorianos//Die Schriften des Johannes von Damaskos/Ed. B. Kotter. B. 4//Patristische Texte und Studien. Vol. 22. – Berlin: De Gruyter, 1981. – S. 263–288 [TLG. 2934. 010]. 43 . Johannes Damascenus. De haeresibus//Die Schriften des Johannes von Damaskos/Ed. B. Kotter. B. 4//Patristische Texte und Studien. Vol. 22. – Berlin: De Gruyter, 1981. – S. 19–67 [TLG. 2934. 006]. 44 . Johannes Damascenus. De Virtutibus et Vitiis//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 95. – Paris: Imprimerie Catholique, 1864. – Col. 81–98 45 . Johannes Damascenus. Expositio fidei//Die Schriften des Johannes von Damaskos/Ed. B. Kotter. B. 2//Patristische Texte und Studien. Vol. 12. – Berlin: De Gruyter, 1973. – S. 3–239 [TLG. 2934. 004]. 46 . Johannes Moschus. Pratum spiritualité//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 87c. – Paris: Imprimerie Catholique, 1865. – Col. 2351–3112. 47 . Macarius Magnes. Sermo 28 (recensio expletior)//Neue Homilien des Makarius/Symeon/Ed. E. Klostermann and H. Berthold. Texte und Untersuchungen. Vol. 72. – Berlin: Akademie-Verlag, 1961 – S. 160, 162, 164, 166–170 [TLG. 2109. 008].

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

309 Reg. ad serv. Dei . cap. 12, Migne t. 32 c. 1384. Монастырская дисциплина школы вполне отвечала Августиновой теории нравственного воспитания, в основу которого он полагал принцип «принуждения» (cogitio, violentia). Epist. 93 (ad Vicentium), Migne t. 33 c. 323. Ср. также Н. Кабардин, система педагогики по творениям блаж. Августина, Казань 1911, 30 след. 315 Cassiod. De instit. div. litt. cap. 89; Migne t. 70, c. 1143. Cf. A. Franz, M. Anrelins Cassiodorius Senator, ein Beitrag zur Geschichte der theologischen Litteratur, Breslau 1872, S. 26–28. Ebert (Hauck), RE 3 Cassiodorius II, S. 749. 316 Cassiod De instit. div. litt. cap. 8; Migne t. 70, c. 1120, 1121; cf. ibid. praef. С. 1107, 1108. См. также «каталог библиотеки монастыря Vivarium» у A. Franz’a, цит. соч. S. 80 folg. 317 Первый из них (De Institutiones divinarum litterarum) должен был служить введением к изучению СВ. Писания, а второй (Dc artibus ac disciplinis litterarum) дает краткий компендум всех «семи свободных наук». Ebert, Cassiodorius RE 3 B. II, S. 750. В отличие от блаж. Августина, Кассиодор был в своем монастыре только учителем, а настоятельство предоставлял другим лицам. A. Franz, цит. соч. S. 28. 319 Если Кассиодор утверждает, что светское образование в его время стояло высоко (De inst. div. litt., praef., Migne t. 70, c. 1105), то имел в виду лишь относительную распространенность светской школы в сравнении с почти отсутствующей духовной. Факт повсеместного упадка классической школы в VI в. не подлежит никакому сомнению. 320 De inst. div. litt., cap. 28; Migne t. 70, c. 1141. Cf. A.’ Franz, Cassiodorius Senator, S. 38–40. 322 Die inst. div. litt., cap. 27; Migne t. 70, c. 1141. In psalterium praefatio cap. XV, Migne t. 70, c. 19. 323 H. Kihn, Theodor von Mopsuestia S. 267, cf. 241; S. 205, cf. 468. Для даты см: Labourt, Le christianisme dans Pempire Perse, р. 166. 330 A. Franz, Cassiodorius Senator, S. 124. G. Baumert, Die Entstehung der mittelalterlichen Klosterschulen und ibr Verhältnis zum klassischen Altertume (Jahresbericht der Oberrealschule zu Delitzsch), Delitzsch 1912, S. 10–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dyak...

Подобное имело место и в психологической области, потому что еврей чувствовал свою внутреннюю жизнь в сердце, даже мыслил сердцем. Он открывал участие чувства, созвучавшего во всех фазах внутренней жизни, между тем как у нас, по крайней мере, в своих более слабых степенях, оно осталось скрытым для той точки зрения психологического наблюдения, которое сказалось в языке обычной жизни». Психология Апостола Павла, пер. с нем. Епископа Георгия, Москва, 1907. Стр. 2526. 121 S. Marci Eremitae. De lege Spirituali. Migne, t. 65, p. 928, §180. Добротолюбие, т. I, стр. 535, §179. 122 S. Marci Eremitae. De his, qui putant se ex operibus justificari. Migne, t. 65, p. 941, §38. Добротолюбие, т. I, стр. 546, §85. 125 S. Marci Eremitae. De iege Spirituali. Migne, t. 65, p. 924, §143. Добротолюбие, т. I, стр. 532, §142. 137 В издании Тишендорфа: Фп. 1:15. 17. См. Novum Testamentum Graece. С. Tischendorf. Editio octava. Lipsiae. 1872. 145 S. Marci Eremitae. De lege Spirituali. Migne, t. 65, p. 928, §187. Добротолюбие, т. I, стр. 536, §186. 147 S. Dorothei Abbatis, Περ συνειδσεως. Migne, t. 88, p. 16521653. Добротолюбие, т. II, стр. 607, §17. 154 Славянское «нецыи» более точно передаёт греческое «o τινες». См. Tischendorf, N. Т., Editio octava. 155 S. Dorothei Abbatis, Περ συνειδσεως. Migne, t. 88, p. 1653. Добротолюбие, т. II, стр. 608, § 18. 157 Godet: σρξ мякотная часть тела (ср. Zorell, cit. op., p. 512), обычное седалище положительных и отрицательных эмоций. На языке библейском обозначает всю естественную жизнь с её стремлением к наслаждениям. Нравственная идея слова самоугодливость. С точки зрения Godet, быть во плоти быть самоугодливым (Römerbrief, s. 46). Cornely: во плоти, т. е. когда проводили обычную естественную жизнь (Epist. ad Romanos, p. 353). Ту же мысль высказывает Th. Zahn (D. Вг. d. Paulus an d. Römer, s. 334. Leipzig. 1910). 158 S. Joannis Chrysostomi, In Epist. ad Hebraeos. Migne, t. 60, p. 498. Творения, т. IX, стр. 623. С.-П. 1903. Блаж. Феодорит: во плоти, т. е. когда вели жизнь подзаконную; ибо плотию наименовал апостол законоположения, данные плоти о пище, о питии, о проказе и тому подобные. Точка зрения сосредоточивается на внешних нормах жизни. Понятие плоти имеет условное значение. – Еп. Феофан: в плоти – в похотной и самоугодной жизни. (Еп. Феофана толк. на посл. ап. Павла к Рим.). 160 S. Dorothei Abbatis, Περ ποταγς. Migne, t. 88, p. 1621, §4: α μαρται εσν, a ται α νργειαι τ. παθν: когда кто совершает посредством тела те деяния, которые внушают ему страсти. Ср. Сгетег, Wörter. 10 Aufl., s. 138, 139.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010