Исследователи предлагают различные варианты датировки для каждой проповеди преподобного Неофита. Например, исследователь М. Н. Конгурдо полагает, что 8 проповедей начинаются словами: «Νεοφτου μονχου κα γκλεστου» – «Неофита, монаха и отшельника». Как уже было сказано выше, преподобный Неофит был рукоположен в сан священника в 1170 г. и практически во всех своих произведениях упоминается как: «Νεοφτου πρεσβτερου μονχου κα γκλεστου» – «Неофита пресвитера, монаха и отшельника». Однако, необычно то обстоятельство, что преподобный не упоминает свой священнический сан в названиях проповедей на Господские праздники, кроме одной проповеди на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Из этого можно сделать вывод, что восемь проповедей были написаны до рукоположения преподобного Неофита в священнический сан, то есть до 1170 г. Относительно датировки проповеди на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы М. Н. Конгурдо поддерживает точку зрения П. Енглезакиса 41 . Также Конгурдо М. Н. высказывает предположение, что преподобный Неофит написал комментарии на Господские праздники до 1176 г. и адресовал их другим проповедникам. Также этот исследователь считает, что рукописи острова Лесбос, содержащие проповеди преподобного Неофита, являются самыми старыми его работами, которые дошли до нас, за исключением проповеди на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая единственная из всех проповедей упоминает о преподобном Неофите как «пресвитере, монахе и отшельнике». М. Н. Конгурдо пишет, что проповедь преподобного Неофита на праздник Богоявления была написана между 1159 и 1176 гг. 42 Исследователь Енглезакис П. на XV Международном конгрессе византийских исследований высказал предположение, что преподобный Неофит в 1176 г. еще не подписывал себя как пресвитер по причине своего монашеского смирения. Также Енглезакис П. предположил, что литературная деятельность преподобного Неофита началась до 1170 г., то есть до его рукоположения в сан священника, и преподобный писал проповеди на протяжении всей своей жизни, многие из которых не упомянуты в списке его работ в «Типиконе». Енглезакис П. не принимает точку зрения М. Н. Конгурдо относительно датировки проповедей преподобного Неофита и считает, что 8 проповедей были написаны около 1176 г., а 9-я проповедь на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы была написана либо в 1208 г., либо после 1214 г., и эту проповедь преподобный Неофит называет «последней из названных» («τ καλομενον τελευταον») 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

Трофима в Арле 1044 , скульптура в церкви Св. Петра в Пуатье 1045 и в церкви Св. Андрея в Пистойе 1046  и др. – представляют поклонение волхвов отдельно от рождества Христова. К числу исключений принадлежат пизанские врата 1047 , где вместе с рождеством Христовым, неверно истолкованным Чиампини и Рого де Флери 1048 , представлено шествие волхвов на поклонение. В то же время изображение это все более и более уклоняется от образцов византийских: появляются роскошные палаты, зубчатые короны на головах волхвов и даже на голове Богоматери вместо нимба. В памятниках XIII-XV вв. сцена получает игривый характер: Богоматерь забавляет Младенца яблоком 1049 ; волхв целует ногу Иисуса Христа; Младенец треплет волхва за волосы 1050 . Богоматерь иногда с распущенными волосами (рукоп. нац. библ. 1176). Коренные черты сюжета по миниатюрам XIV-XV вв. следующие. Действие происходит не в пещере, но в надземном сооружении. Богоматерь по большей части сидит, обнаженный Младенец принимает дары от волхвов. Позади Богоматери стоит Иосиф; он спокойно смотрит на происходящее, а иногда снимает почтительно перед волхвами шапку (рукоп. публ. библ. Q. 1. 110; рукоп. нац. библ. 1176, л. 73) 1051 . Волхвы являются по большей части в числе трех: они – разных возрастов, в царских коронах и изредка в тюрбанах (рукоп. нац. библ. 1176); в коронах они даже спят (Библия франц. нац. библ. 167). Иногда Иосиф в европейском костюме (лат. рук. библ. С.-Петерб. Дух. Акад.); он встречает волхвов (рукоп. нац. библ. fr. 828, л. 161–162), которые являются на конях, в сопровождении слуг, всадников и навьюченных верблюдов (итал. рук. нац. библ. 115, л. 27–29). В некоторых миниатюрах отмечено различие национальностей волхвов: один из них черный, как негр (ср. картину Рубенса в луврской галерее 427), другой с золотистыми волосами, третий с голубыми (голландск. рукоп. публ. библ. 5. 2. 104; лат. рукоп. нац. библ. 1354, л. 35 об., 1166, л. 53 об., 1414, л. VI). Иногда волхвы названы по именам: Мельхиор и Каспар (рукоп. поэма «Pelerinage de J.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В приделе Пресв. Богородицы во время ремонтных работ 1957-1963 гг., к-рые проводились после землетрясения 1956 г., под росписями 1745 г. со сценами Акафиста были обнаружены фрески XII в., отреставрированные в 1964-1965 гг. Ф. Захариу. Орландос датировал их 1185-1190 гг., Пападопулос, Хадзидакис и Коллиас - 1176-1180 гг., Д. Мурики - временем после 1185 г., вероятнее ок. 1200 г. Пападопулос первым высказал предположение, что значительное число изображений Иерусалимских патриархов в храмовой декорации связано с тем, что заказчиком фресок был кафигум. Леонтий, занявший в 1174/75 (по др. сведениям, в 1176) г. Иерусалимскую кафедру и, вероятно, продолжавший исполнять обязанности настоятеля И. Б. м. до 1180 г. По мнению Мурики, росписи были выполнены кафигум. Арсением, преемником Леонтия, почитание которого как святого возникло сразу после его смерти, и придел был первоначально посвящен свт. Леонтию Иерусалимскому, а не Пресв. Богородице ( Μουρκη. 1987/1988. Τ. 14. Σ. 206, 237, 261). Из-за того что трапезная имеет общую стену с кафоликоном, совр. алтарная часть придела, прямоугольная в плане, лишена конхи. Иконографическая программа этой части, отгороженной в настоящее время алтарной преградой нач. XVII в., имеет некоторое сходство со святительским чином: фигуры 1-го Иерусалимского патриарха ап. Иакова, брата Господня, и первомч. Стефана помещены в западной части северной стены. На западной стене изображены Богоматерь с Младенцем на престоле, с предстоящими архангелами, над ней помещена композиция «Гостеприимство Авраама». На сев. стене алтаря расположена сцена «Введение Пресв. Богородицы во храм», на юж. склоне свода над алтарем - «Христос и самарянка» и фрагменты еще одной композиции, на сев. склоне - «Исцеление расслабленного» и «Исцеление слепого». В юж. распалубке крестового свода над центральной частью придела сохранился фрагмент сцены «Исцеление 10 прокаженных» (еще одна композиция в сев. распалубке наполовину утрачена). Фрески придела изобилуют сценами исцелений (особенно связанными с водой), что может указывать на наличие почитаемой реликвии.

http://pravenc.ru/text/471591.html

Разделение Черниговской земли между Святославичами (старшему, Давиду, достался Чернигов, Олегу - среднее Подесенье с городами Стародуб, Сновск и Новгород-Северский, младшему, Ярославу,- Муром) положило начало развитию самостоятельных волостей. Главнейшими из них в сер.- 2-й пол. XII в. были волости Гомий (совр. Гомель) на нижнем Соже, Новгород-Северский, Стародуб, Вщиж в Подесенье, Курск, Рыльск и Путивль в Посемье. Вятичское Поочье долго оставалось периферийным лесным краем, где еще на рубеже XI и XII вв. сохранялись племенные князья; сведения об удельном столе здесь (в Козельске) впервые появляются в нач. XIII в. Давидовичи достаточно быстро сошли с исторической арены. Вовлеченность Изяслава Давидовича в борьбу за Киев на рубеже 50-х и 60-х гг. XII в. окончилась тем, что вся Черниговская земля оказалась во власти Святослава Ольговича и его племянника Святослава Всеволодовича, а единственный внук Давида Святослав Владимирович умер в 1167 г. на вщижском столе. После смерти в 1164 г. черниговского кн. Святослава Ольговича черниговский стол наследовался по генеалогическому старшинству: от его племянников Святослава (1164-1176; в 1176 Святослав стал киевским князем) и Ярослава Всеволодовичей (1176-1198) к его сыну Игорю (1198-1202), герою неудачного похода против половцев в 1185 г., воспетого в «Слове о полку Игореве». Вслед. этого черниговское княжение уже в следующем поколении Ольговичей, в 1-й четв. XIII в., сосредоточилось в руках сыновей Святослава Всеволодовича (Всеволода Чермного, Олега, Глеба, Мстислава), а затем его внуков (св. кн. Михаила Всеволодовича и Мстислава Глебовича). Потомство Святослава Ольговича было вынуждено в общем (исключая краткое княжение в Чернигове Игоря Святославича) довольствоваться Новгородом-Северским, Путивлем, Курском и Рыльском. Сыновья Игоря, по матери приходившиеся внуками галицкому кн. Ярославу Осмомыслу, оказались в нач. XIII в., после смерти в 1199 г. бездетного галицкого кн. Владимира Ярославича, втянуты в политическую борьбу в Галицкой земле, но закрепиться на галицких столах (за исключением Каменца) не смогли: трое из них в 1211 г., когда Галич в очередной раз захватили венгры, были повешены по настоянию их противников из числа влиятельного галицкого боярства (случай для Руси исключительный). Смоленская земля

http://pravenc.ru/text/180439.html

Как сообщает Вальтер Мап, на Собор прибыли представители вальденсов , надеявшиеся получить у папы Римского одобрение и поддержку своей проповеднической деятельности. Папа Александр III не осудил их как еретиков, но по причине их невежества в богословских вопросах поставил их общины под контроль местных церковных властей. Как и др. католич. Соборы XI-XII вв., Л. С. стал местом рассмотрения ряда церковных тяжб, хотя в большинстве случаев неясно, где именно проходили слушания: на общем заседании Собора или в Римской курии. Важным событием стало рассмотрение на Л. С. христологического учения парижского богослова Петра Ломбардского († 1160), утверждавшего вслед за Гильбертом Порретанским и Петром Абеляром , что человеческая природа Христа была всего лишь «одеянием» (habitus), в к-рое облеклось Слово. Это утверждение его критики объявили нигилианизмом - учением о том, что Иисус Христос по Своей человеческой природе был «ничто», а Его сущностное бытие заключало в себе только Божественность. Учение Петра Ломбардского рассматривалось еще на Турском Соборе (1163), который не вынес определенного суждения по этому поводу. Еще в 1170 г. папа Римский Александр III критиковал Петра Ломбардского в письме Вильгельму Шампанскому, архиеп. Санса (1169-1176, с 1176 архиепископ Реймса), а перед Л. С. поручил богослову Иоанну Корнуоллскому († ок. 1198), бывш. ученику Петра Ломбардского, изучить этот вопрос. Иоанн, изложивший аргументы против Петра Ломбардского в трактате «Евлогий» (Eulogium; PL. 199. Col. 1043-1086; см.: Haring N. M. The «Eulogium ad Alexandrum Papam tertium» of John of Cornwall//Mediaeval Studies. 1951. Vol. 13. P. 253-300), рекомендовал Собору осудить его учение. Папа Александр III поддержал это решение. Однако присутствовавший на Соборе др. ученик Петра Ломбардского, Адам, еп. Сент-Асафа (1175-1181), убедил неск. епископов и кардиналов выступить с ходатайством в защиту Петра Ломбардского; в итоге формальное осуждение не состоялось. Наиболее подробно обстоятельства дела описал Вальтер Сен-Викторский в трактате «Против четырех французских лабиринтов» ( Gualterus de Sancto Victore. 1952. Р. 246-249). Позднее Латеранский IV Собор (1215) одобрил учение Петра Ломбардского.

http://pravenc.ru/text/2463163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви МИХАИЛ Николаевич Виноградов (1873-1932), свящ., священноисп. (пам. 18 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Федорович Марков (1868 - нач. 30-х гг. XX в.), свящ., священноисп. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Константинович Новицкий (1889-1935), прот., священноисп. (пам. 17 апр., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Петрович Розов (1889-1941), свящ., священноисп. (пам. 8 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ († 1421/22 (?) или 2-я пол. XVI в.), прав., Вязниковский, Верижник (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ († 5.05.1642), Христа ради юродивый, Сольвычегодский, блж. (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МИХАИЛА (Иванова Марфа Ивановна; 1867-1937), схим., прмц. (пам. 28 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (не ранее 1180 - 124), мч. (пам. 14 февр., 20 сент.- отдельная память и в Соборе святых Брянской митрополии, 22 сент.- в Соборе Тульских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), кн. Черниговский (1223-1235, 1245-1246) МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХЕЙ († кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_36.html

история в картинах/Изд.: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1. 41, 43), М. И. сравнительно молод, одет в доспехи и горностаевую мантию, на голове шлем. Первый сюжет воспроизведен также на репродукции по рис. В. П. Верещагина из альбома «История государства Российского в изображениях державных его правителей» (СПб., 1890. 21). В эту серию включено и отдельное изображение М. И. верхом на коне, со щитом в руке, на фоне сражения 22). Бронзовый бюст М. И. (без бороды, в плаще и княжеской шапке) был изготовлен на фабрике Ф. Шопена по рис. Ф. Г. Солнцева в серии «Галерея бронзовых бюстов российских вел. князей, царей и императоров» к празднованию 1000-летия российской государственности (60-е - 80-е гг. XIX в.). Лит.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факс. воспроизв. рукописи; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр; Лицевой летописный свод XVI в.: Рус. летописная история. М., 2014. Кн. 1, 2. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) ПЕТР И ФЕВРОНИЯ (XIII в.?), св. благоверные кн. и кнг. Муромские (пам. 25 июня, в воскресенье перед 6 сент., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/2564284.html

После того чрез 24 года, вместо сгоревшей церкви, в 1176 году была поставлена новая Михаилом Степановичем, вероятно, в честь своего Ангела 890 . Что церковь сия есть действительно та самая, о которой идет речь, это видно из Новг. III-й летописи, где прямо показано: «в лето 6684 (1176) Михалко Степанович сруби церковь древяную святого Михаила Архангела на Михаилове улице» 891 . Церковь сия в 1224 году была возобновлена 892 и существовала до 1299 года, а в этом году вместе со многими другими сгорела 893 . На другой год после пожара, вместо деревянной церкви, в 1300 году заложена каменная церковь , и чрез два года приведена к концу при Новг. архиепископе Феоктисте 894 . В XV веке Михайловская церковь была соборною 895 ; в 1454 году была изнова поставлена 896 . Храм сей существовал более 300 лет до 1812 года, в котором, по ветхости, был разобран и построен ныне существующий 897 . Об этом имеется надпись на мраморной дске в паперти при входе в церковь . «Во славу пресвятой Троицы храм сей во имя Архангела Михаила построен в 1352 году 898 , неизвестно кем; по ветхости оного вновь перестроен в 1812 году, а паперть к нему приделана в 1835 году на сумму церковную, прихожан и других благотворительных лиц». По левую сторону настоящего храма находится придел Константина и Елены, перестроенный в 1850 году; но в летописях об этом приделе не упоминается. В Михайловской церкви в XVII веке, в день Михаила Архангела, положена была архиерейская служба 899 , а в XVI веке около 1585 года выдавалось в эту церковь руги годовой на воск 14 алтын 900 . При Михайло-Архангельской церкви находится древняя церковь Благовещения пресвятой Богородицы, соединяющаяся с нею каменным старинным корридором 901 . Над этим корридором построена колокольня; а под ним проездные ворота, и при них у паперти Благовещенской часовня с древними настенными образами. Благовещенская церковь на Михайловке и на Виткове переулке делается известною с 1362 года. Основателем ее был святитель Моисей. В летописях сказано: «в лето 6870 (1362) постави Моиси владыка церковь камену святое Благовещение, на Михайлове улиц» 902 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

1175), в к-ром не затрагивался ни один из существенных вопросов отношений Римско-германской империи и католич. Церкви. Новая кампания, начавшаяся в 1176 г., потерпела крах в битве при Леньяно (29 мая 1176), где войскам Ломбардской лиги городов удалось разгромить имперское войско. В начавшихся после битвы при Леньяно переговорах о мире между папой Александром III и имп. Фридрихом I Барбароссой затрагивался и вопрос о судьбе К. По проекту соглашения, предложенному императором, К. должен был получить в управление монастырь, а все возведенные в сан «имперскими антипапами» кардиналы должны были вернуться на те должности, которые они занимали до этого (MGH. Const. T. 1. P. 350). На Соборе в Венеции (июль 1177) на условиях, предложенных Фридрихом I, К. был низложен, а герм. иерархи отказались от паллиев, полученных от «имперских антипап» (архиеп. Кристиан Майнцский собственноручно сжег паллий, полученный от антипапы Пасхалия III). В дек. 1177 г. Фридрих I Барбаросса объявил К. вне закона. В кон. 1177 г. при помощи городского префекта Иоанна К. бежал из Рима в Витербо, где ему удалось временно закрепиться. На сторону антипапы встало римское семейство Вико, не желавшее подчиняться папе Александру III, и знатные роды Витербо. Впрочем, под давлением со стороны Александра III, с триумфом вошедшего 12 марта 1178 г. в Рим, и герм. армии во главе с Кристианом Майнцским граждане Витербо вскоре присягнули законному папе Римскому. К. бежал в замок Монте-Альбано близ Номента (Ментаны), который осадили герм. войска. После недолгого противостояния 29 авг. 1178 г. в Тускуле К. отрекся от Римского престола в пользу папы Александра III. Получив прощение, бывш. антипапа был назначен наместником Беневенто, где, вероятно, и скончался (дата кончины неизв.). Ист.: LP. Vol. 2. P. 420-421; Annales Stadenses, a. 1169//MGH. SS. T. 16. P. 346; Romoaldi Annales, a. 1178//MGH. SS. T. 19. P. 459-461; Jaff é . RPR. T. 2. N 14496-14506; Brackmann A. Dictamina zur Geschichte Friedrich Barbarossas//SPAW. 1927. Bd. 32. S. 320; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1962. Vol. 9. P. 43. Лит.: Giesebrecht W. V. Geschichte der deutschen Kaiserzeit. Lpz., 1880. Bd. 5. Abt. 1. S. 633-640; Hauck A. Kirchengeschichte Deutschlands. Lpz., 1903. Bd. 4. S. 276-294; Mann H. K. The Lives of the Popes. L., 1914. Vol. 10. P. 97-137; Ohnsorge W. Päpstliche und gegenpäpstliche Legaten in Deutschland und Skandinavien, 1159-1181. B., 1929. S. 15-21; Haller J. Das Papsttum. Basel, 1952. Bd. 3. S. 169-181; Seppelt. Geschichte. 1956. Bd. 3. S. 271-272; Jordan K. Callisto III, antipapa//Dizionario biografico degli Italiani. R., 1973. Vol. 16. P. 768-769; Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 179-180; Грегоровиус Ф. История города Рима в ср. века. М., 20082. С. 741-745. Н. А. Ломакин Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик

http://pravenc.ru/text/1320103.html

159. Col. 482; PL. 104. Col. 1140). Аббат Гуго III де Фразан (1157/58-1161) по примеру святых Одилона и Гуго I попытался наладить отношения с герм. императором. Он поддержал антипапу Виктора IV в борьбе с папой Александром III . На Соборе в Павии (февр. 1160) аббат Клюни присоединился к герм. епископам, выступившим на стороне Виктора IV, однако на стороне папы Александра III выступали цистерцианцы, премонстранты и картузианцы. Отказавшись принять папского легата Генриха, еп. Бове, Гуго III был низложен монахами на основании данных легатом распоряжений (7 апр. 1161), однако император продолжал считать его законным аббатом Клюни. На Турском Соборе (1163) Гуго III был предан анафеме вместе с Виктором IV, но в 1177 г. он примирился с папой Александром III ( Constable G. The Abbots and Anti-Abbots of Cluny during the Papal Schism of 1159//RBen. 1984. T. 94. P. 370-400). О судьбе Гуго III после смещения сохранилось мало сведений; известно неск. адресованных ему писем Петра, аббата мон-ря Монтье-ла-Сель близ Труа (The Letters of Peter of Celle/Ed. J. Haseldine. Oxf., 2001. P. 113-133). Аббат Стефан I (1161-1173) заручился поддержкой франц. кор. Людовика VII и получил от него ряд привилегий, укрепив положение К. к. в Юж. Франции. В то же время отношения Клюни с императором остались дружественными, т. к. кор. Людовик VII в условиях острого конфликта с Англией примирился с имп. Фридрихом I Барбароссой . Незадолго до смерти аббат Стефан добровольно сложил полномочия; его преемник Рауль де Сюлли (1173-1176) также отрекся, сочтя обязанности настоятеля слишком тяжелыми. Аббат Готье де Шатийон (1176-1177) был низложен из-за родственных отношений с графом Фландрии, союзником англ. короля. Аббат Вильгельм I (1177-1179), ранее приор монастыря Сен-Мартен-де-Шан, также был сторонником Англии; в связи с этим англ. кор. Генрих II пожертвовал Клюни 1 тыс. марок серебром. Аббат Тибо де Вермандуа (1179-1183) выступил посредником в конфликте между кор. Генрихом II и его сыновьями; в 1183 г. он был возведен в достоинство кардинала-епископа Остии, затем стал папским легатом в герм.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010