О древних рус. М. (X-XVII вв.) и М. периода от восстановления Патриаршества до кон. XX в. (1700-1998) см. также тематический том «Русская Православная Церковь». Лит.: Казанский П. С. Письмо о монашестве//ПрТСО. 1850. Ч. 9. Кн. 2. С. 233-243; он же. История правосл. монашества на Востоке. М., 1854-1856, 20008. 2 ч.; Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855. М., 1999; Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греч. и Рус. Церкви. М., 1885; Зверинский В. В. Материал для историко-топогр. исследования о правосл. мон-рях в Рос. империи. К., 1890. Т. 1; 1892. Т. 2; 1987. Т. 3; Соколов И. И. Состояние монашества в визант. Церкви с пол. IX до нач. XIII в. (842-1204): Опыт церк.-ист. исслед. Каз., 1894; Бронзов А. А. Прп. Макарий Египетский: Его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. СПб., 1899. Т. 1; Марен Э. К-польское монашество от основания города до кончины патр. Фотия (330-898 гг.). СПб., 1899. Кн. 1; Феодосий (Олтаржевский), архим. Палестинское монашество в IV-VI вв. К., 1899; Троицкий И. Е. Обозрение источников начальной истории егип. монашества. Серг. П., 1906; Иванов К. А. Средневековый мон-рь и его обитатели. СПб., 19103; Анатолий (Грисюк), иером. Исторический очерк сир. монашества до половины VI в. К., 1911; Патерик Киевского Печерского мон-ря. СПб., 1911; Веселовский С. Б. Монастырское землевладение в Моск. Руси во 2-й пол. XVI в.//ИЗ. 1941. Т. 10. С. 95-116; Ильин М. А. Мон-ри Моск. Руси XVI в. как оборонительные сооружения//Ист. ж. 1944. 7/8. С. 75-81; Meinardus O. F. A. Monks and Monasteries of the Egyptian Deserts. Cairo, 1961; Guy J. С. Le Centre Monastique de Scété dans la littérature du Ve siècle//OCP. 1964. Vol. 30. P. 129-147; Deseille P. L " Évangile au désert des premiers moines à s. Bernard. P., 1965; Judge E. A. The Earliest Use of Monachos for «Monk» (P. Coll. Youtie 77) and the Origins of Monasticism//JAC. 1977. Bd. 20. S. 72-89; Федотов Г. П. Святые Др. Руси: (X-XVII ст.). P., 19853; Gobry I. Les moines en Occident.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Этот труд получил название Александрийский Синаксарь (Synaxarium Alexandrinum) и был опубликован издательством Beryti, E Typographeo Catalico в шести томах Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium (CSCO), тома 47, 48, 49, 67, 78 и 90 и вошел в состав Scriptores Arabici. Серия 3. Яркой характеристикой копто-арабского синаксаря является акцент на почитании мучеников древней Церкви, особенно пострадавших во время гонения императора Диоклетиана , хотя в нем можно найти значительное число памятей святых более позднего периода, в т. ч. исламского, а также имена почти всех коптских патриархов от Вениамина I до Иоанна VI. Сведения Коптского синаксаря о днях памяти тех или иных святых могут быть дополнены данными минологиев древнейших копто-арабских богослужебных Евангелий . Коптский синаксарь переведен на немецкий, латинский и французский языки. Использованные материалы   Подробнее, см. издания SynAlex; SynAlex (Forget): а) на арабском языке: Synaxarium Alexandrium, Part I, Text Series III of Scriptores Arabici, Volume 18, in CSCO, 47-48-49, 1905 (первая часть включает месяцы от 1 тот до 7 амшир, отсутствуют записи от 8 амшир до 30 амшир) и Synaxarium Alexandrium, Part II, Text Series III of Scriptores Arabici, Volume 19, in CSCO, Volume 67, 1912 (вторая часть охватывает даты от 1 Baramhat до 5 Nasie); б) латинские переводы: Synaxarium Alexandrium, Part I, in CSCO, Volume 78, 1922 и Synaxarium Alexandrium, Part II, in CSCO, Volume 90, 1926.   Сравнительную таблицу содержания см.: Meinardus O. F. A. A Comparative Study on the Sources of the Synaxarium of the Coptic Church//Bull. De la Société d’archéologie copte. 1963/1964. Vol. 17. P. 111-156.   В коптском календаре год состоит из 12 месяцев по 30 дней в каждом (тот, бабэ, хатур, кихак, тубэ, амшир, барамхат, бармуда, башнас, бауна, абиб, мисра). После двенадцатого месяца следует пять дополнительных дней (наси), к которым раз в четыре года прибавляется еще один день. Первому марта юлианского календаря всегда соответствует пятый день барамхат (185 день коптского года)   Подробнее, см.: H.

http://drevo-info.ru/articles/13681521.h...

Частицы мощей Н. хранятся в монастыре Святая Лавра (Калаврита) ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 225). Ист.: SynCP. Col. 191; MartRom. P. 499; ActaSS. Nov. N 2. P. 225-226; ЖСв. Ноябрь. С. 76. Лит.: Sauget J.-M. Nicandro, vescovo, ed Ermeo, presbitero//BiblSS. Vol. 9. Col. 851; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 350; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 52. О. Н. А. Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., Н. и Е. упоминаются 4 нояб. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 88). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Н. и Е. не отмечена, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 161, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 27; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 295-299) - под 4 нояб. содержится служба Н. и Е., состоящая из канона, цикла стихир-подобнов и седальна. Такое же по составу богослужебное последование Н. и Е. (отличается только тем, что цикл стихир иного гласа) назначается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 306): служба Н. и Е. соединяется с последованием прп. Иоанникию Великому (его память имеет в этот день приоритет) и будничной службой Октоиха (см.: Там же). В южно-италийском Мессинском Типиконе 1131 г. на 4 нояб. назначается торжественая служба прп. Иоанникию; память Н. и Е. не зафиксирована. В древнейших редакциях Иерусалимского устава 4 нояб. память Н. и Е. отмечается вместе с памятью прп. Иоанникия; службы святым соединяются с будничной службой Октоиха (см.: Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32; Типикон сербского архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. С. 55б - 56а). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 4 нояб. приоритет имеет память прп. Иоанникия; Н. и Е. указан лишь канон на утрене.

http://pravenc.ru/text/2565286.html

В большинстве визант. агиографических источников память К. отмечена под 7 июля (эта дата утвердилась в совр. календарях РПЦ, Болгарской, Сербской и Греческих Церквей), кроме того, сведения об этой святой встречаются под 6 июля в ряде месяцесловов Евангелий (напр., Vat. gr. 1156. Fol. 319v, кон. XI в.; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203), под 26 июля - в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.), под 10 авг.- в Oxon. Bodl. Rawlinson. G 4 (Misc. 142) (XII в.) и Messan. 29 (1307 г.), а также под 14 мая - в ГИМ. Син. греч. 162 (1021/1022 г.). Честная глава и правая рука К. хранятся в мон-ре прп. Дионисия (Афон). Частицы мощей находятся в Сев. Греции в мон-ре Ксиропотам на Афоне, исихастирии Вознесения Господня близ Козани, в ц. прор. Илии в Фессалонике и ц. Преображения Господня в фессалоникском районе Каламария; на Пелопоннесе - в мон-рях св. Таксиархов близ Эйо и Макеллария близ Калавриты; на Кикладах - в ц. Пресв. Богородицы Евангелистрии на о-ве Тинос; на о-ве Самос - в мон-рях Честного пояса Пресв. Богородицы во Вламари и прор. Илии близ Карловаси; на о-вах Додеканес - в монастыре ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос; на Кипре - в архиепископской резиденции в Никосии, Киккском и Махерасском мон-рях ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 163). Ист.: BHG, N 461z - 462g; ActaSS. Iul. 1721. T. 2. P. 272-278; Σεραφεμ Πισσδειος, ερομν. Νος Θησαυρς. Βενετα, 1795. Σ. 296-304; SynCP. Col. 803-806, 845; MartRom. Comment. P. 272-273; Halkin F. Passion de St. Cyriaque (BHG, N 462g)// I dem. Inédits byzatins d " Ochrida, Candie et Moscou. Brux., 1963. P. 302-311. (SH; 38); Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 6. Σ. 37-39; ЖСв. Июль. С. 158-160. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203-204, 225; Ridolfini F. S. P. Ciriaca, Doroteo ed Eusebia//BiblSS. 1963. Vol. 3. Col. 1291-1292; Russo F. Domenica//Ibid. 1964. Vol. 4. Col. 680-681; Κυριακ//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 1144; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 262; Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 578; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Τ. 11: Ιολιος. Αθναι, 2008. Σ. 76-78.

http://pravenc.ru/text/1840225.html

Храм (а позже и мон-рь во имя М. (см. в ст. Мокия святого храм в Константинополе )) находился рядом с цистерной, также названной в честь мученика. Цистерна была сооружена на рубеже V и VI вв., при имп. Анастасии I (491-518), и была крупным водохранилищем, снабжавшим водой значительную часть города (ныне на развалинах цистерны - парк, сады и огороды (юго-запад Стамбула)). От мощей М., вероятно, происходили бесчисленные исцеления, вслед. чего он почитается также в лике св. бессребреников (наряду со святыми Космой и Дамианом, вмч. Пантелеимоном и др.), хотя при жизни он не был целителем и к.-л. письменных свидетельств (собраний чудес и т. п.) о его посмертных чудесах не сохранилось. Ок. 1200 г. мощам М. поклонялся рус. паломник Антоний, архиеп. Новгородский; он сообщил о том, что они покоятся вместе с мощами прп. Сампсона Странноприимца (Книга Паломник. С. 26). В наст. время частицы мощей М. находятся в афонских обителях прп. Дионисия и вмч. Пантелеимона, а также на о-ве Самос в мон-ре в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 221). Сохранился перевод Мученичества М. на сир. язык (BHO, N 775). В лат. традиции М. иногда называется Муций (Mucius). В Римском Мартирологе память М. есть под 11 и под 13 мая (MartRom. Comment. P. 186-187. N. 2). Ист.: SynCP. Col. 141, 205, 241, 367, 674-676, 776, 877; PG. 117. Col. 449 [Минологий Василия II]; ЖСв. Май. С. 316-324; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 71-72. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 177-178; Halkin F. Une passion de St. Mocius martyr à Byzance//AnBoll. 1965. Vol. 83. P. 5-22; Janin R. Mocio//BiblSS. T. 9. Col. 512; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 341-342; Иванов С. А. В поисках Константинополя. М., 2011. С. 409-410; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 139-141. О. Н. А. В славянской книжности В славянской книжности сохранилось синаксарное Житие М. в составе Пролога краткой редакции под 11 мая (перевод XI-XII вв., за мартовское полугодие опубликованы только южнослав. списки, см.: Митревски Новотни С., М. Пролог бр. 72/Ред.: В. Десподова. Ckonje, 2006. С. 266). Греч. оригинал близок Минологию Василия II (PG. 117. Col. 449). Здесь сообщается, что М. происходил из г. Византия, а его родители - из «старого» Рима; М. был казнен и погребен в Ираклии Фракийской, впосл. его мощи были перенесены в церковь, построенную имп. Константином. Будучи пресвитером, М. боролся с идолопоклонничеством и был брошен в печь, откуда вышел невредимым, в то время как огонь сжег приспешников правителя; имен мучителей и др. деталей Мученичество не содержит. В пространной редакции Пролога (древнерус. переработка кон. XII в.) текст не претерпел существенных изменений.

http://pravenc.ru/text/2564022.html

Несомненным остается факт почитания мощей И. на Востоке и на Западе. В Греции глава И. хранится в монастыре его имени близ Мегары, а частицы мощей - в ц. св. Параскевы в Галаксиди (ном Фокида), в ц. вмч. Димитрия в Куварасе (ном Аттика), в монастыре Таксиархов (близ Нафплио), в мон-ре Кехровуниу (о-в Тинос), в ц. вмч. Димитрия на о-ве Идра ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 191). Мон-рь Сандоваль близ Леона в Испании претендовал на обладание главой И. В XVI в. здесь была выставлена для поклонения глава святого с прикрепленной табличкой с греч. надписью: «ΚΕΘΑΛΗ ΙΕΡΟΘΕΟΥ», затем ее торжественно пронесли по окрестностям мон-ря. Однако к этому времени уже никто не мог ответить, каким образом, когда и откуда эта реликвия попала в Сандоваль. В Испании существовало предание, согласно к-рому И., передав управление Афинской Церковью сщмч. Дионисию Ареопагиту, отправился на проповедь христианства в Испанию и основал христ. общину в г. Сеговия, став ее первым предстоятелем. Впервые это предание зафиксировано в Хронике Псевдо-Декстра, где деятельность И. в Испании отнесена к 71 г. по Р. Х. (PL. 31. Col. 239; следует учитывать, что данная хроника - подделка анонимного испанского иезуита XVI в.). Под именем И. известен сир. апокриф «Книга св. Иерофея», принадлежащий, по всей видимости, перу сир. автора VI в. Стефану бар Судаили. Ист.: ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 783; ЖСв. Окт. С. 97; SynCP. Col. 103; Acta SS. Oct. T. 2. P. 325; T. 4. P. 565. Лит.: Frothingham A. L. Stephen bar Sudaili, the Syrian Mystic, and the Book of Hierotheos. Leyden, 1886; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 307; Bardenhewer. Geschichte. 19242. Bd. 4. S. 280-282; Grumel V. Autour de la question pseudo-dionysienne//REB. 1955. Vol. 13. P. 21-49; BHG, N 751; Sauget J.-M. Geroteo//BiblSS. Vol. 6. Col. 275-276; Holweck. P. 481; Aubert R. Hiérothée 1-2//DHGE. T. 24. Col. 425-426. Д. В. Зайцев Гимнография Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 60) 4 окт. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 160, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 17; Ягич. Служебные Минеи. С. 23-28) 4 окт. содержится служба И., состоящая из канона, цикла стихир-подобнов и седальна. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 289), последование И. соединяется со службой Октоиха; на утрене поется «Аллилуия» , указаны канон И. плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир-подобнов, седален. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 36), И. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа Χρησττητα κδιδαχθες (    ); служба совершается так же, как и 3 окт. (пам. сщмч. Дионисия Ареопагита).

http://pravenc.ru/text/293742.html

Окормляя паству, П. продолжал творить чудеса исцеления. Однажды он изгнал беса из некоего мужчины, и нечистый дух стал требовать разрешения поселиться еще где-нибудь, предполагая, что П. отправит его в стадо свиней, но П. запретил ему входить в свиней и предложил в качестве нового места обитания себя самого. Бес в ужасе бежал со словами, что он не может войти в дом Божий. П. изгнал бесов из портновской мастерской, где шили одежды для имп. двора,- бесы портили изделия и пугали работающих там привидениями. Также П. помог рыбакам Лампсаки и из окрестных селений, сети к-рых оказывались пусты в течение долгого времени. Поняв, что это действие бесов, П. с молитвой обошел все берега и пристани, и наваждение исчезло. Будучи по церковным нуждам в г. Ираклия Фракийская, П. узнал, что местный еп. Ипатий (Ипатиан) тяжело болен, и отправился к нему. Увидев, что причиной недуга была необыкновенная алчность епископа, П. велел ему раздать все, что он отнял у бедных. Больной попросил отнести себя в ц. мц. Гликерии и там раздал неправедно нажитое имущество, а через 3 дня выздоровел. В Ираклии П. исцелил и др. больных и вызвал дождь в засушливой местности, где ранее погибали все посевы. П. предсказал Ипатию скорую кончину, а приемником рекомендовал сделать архидиакона, также Ипатия, который особо просил о ниспослании дождя в засушливой местности. Вернувшись в Лампсаку, он вскоре получил от нового еп. Ипатия богатые дары, в т. ч. плоды, которые выросли после засухи по молитвам П., но святой не принял дары, а велел все раздать бедным. Через некоторое время П. мирно скончался в глубокой старости. На его погребение собрались все епископы окрестных епархий. Точная и подробная топонимика, сообщение многих характерных деталей говорят о том, что Житие действительно было составлено современником П. вскоре после его кончины. Большая часть Жития посвящена описаниям многочисленных чудес святого; здесь также названы имена всех исцеленных. Епископ Кизический Асхолий по др. источникам неизвестен, возможно, он был преемником еп. Феоны (Феония), к-рый присутствовал на заседаниях I Вселенского Собора в 325 г. ( Fedalto. Hierarchia. P. 39.). В К-поле П. был посвящен небольшой храм ( Janin. Églises et monastères. 1969. P. 392). Часть главы П. находится в мон-ре Эсфигмен на Афоне, частицы его мощей есть во мн. храмах и мон-рях Греции и Кипра (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 236).

http://pravenc.ru/text/2579065.html

Затем Н. помолился и больной встал с постели, восхваляя Бога за выздоровление. После этого Н. предсказал присутствовавшим в келье Гавриила, что умрет накануне поста апостолов (Петров пост). В воскресенье перед началом поста он причастился, благословил собравшихся возле него отшельников и с миром отошел ко Господу 14 июня, прожив 96 лет (в издании «Нового эклогиона» прп. Никодима Святогорца ошибочно указано, что Н. скончался в 1330 г.; ссылка на этот год впосл. перешла в рус. Афонский патерик и в календарь РПЦ). Далее в Житии рассказывается о нек-рых чудесах, совершенных Н. при жизни. Старец по имени Феодул отправился к преподобному по каменистой тропе; проходя по пустынной местности, он упал и повредил ногу, из раны обильно потекла кровь. Феодул обратился к Богу с просьбой спасти его ради Н., к-рого многие почитали как праведника. Кровь сразу же остановилась, и старец благополучно завершил свой путь. Один монах из Великой Лавры велел брату передать преподобному елей; в пути брат монаха споткнулся и упал, но масло чудесным образом не разлилось. Некий монах, страдавший от сильной головной боли, пришел к Н. и попросил помолиться о его исцелении. Сначала преподобный отказался, сказав, что является всего лишь грешником, но затем обратился к Богу с молитвой, после чего монах выздоровел. Также рассказывается о прозорливости Н.: после битвы при Адрианополе (1371) над афонскими мон-рями нависла угроза турецкого нашествия; Н. заверил настоятеля Лавры, что нападения не случится. Вскоре венецианцы нанесли туркам поражение и Св. Гора была спасена от разорения. Частица мощей Н. (десница) находится в мон-ре Небесных сил бесплотных в г. Нафплион (Греция) ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 228). Возможно, Н. является автором гомилии, посвященной Пресв. Богородице (см.: Toniolo E. Alcune Omelie mariane dei sec. X-XIV: Pietro d " Argo, Niceta Paflagone, Michele Psellos e Ninfo Ieromonaco//Marianum. R., 1971. Vol.

http://pravenc.ru/text/2577707.html

Монастырь Дейр-эль-Анаб-Була. Фотография. 2007 г. Фото: L. Komito Один из наиболее важных монашеских центров в Вост. Египте, расположен в 150 км на юго-восток от Каира и примерно в 40 км на юго-запад от мест. Рас-Зафарана в Аравийской пустыне, недалеко от Красного м. Согласно Житию П. Ф., оттуда примерно за 2 дня можно было добраться до мон-ря прп. Антония. Мон-рь П. Ф. основан на месте подвигов преподобного не ранее V в.: в одном из диалогов, написанных Сульпицием Севером († ок. 400), его собеседник Постумиан упоминает о паломничестве к пещере П. Ф., но еще ничего не говорит о существовании там обители ( Sulp. Sev. Dial. I 17. 1). О посещении места захоронения П. Ф. с упоминанием источника воды рассказывает и анонимный паломник из Пьяченцы (570) ( Anon. Placent. Itinerarium. 43). Возможно, первыми насельниками мон-ря были ученики прп. Антония Великого, затем недолгое время в обители жили мелькиты . В 1235 или 1245 г. монастырь заселили сирийцы ( Evelyn White. 1932. Р. 317. Not. 4; P. 389-390). В 1484 г. обитель разорили бедуины и ок. 120 лет она оставалась в запустении. Возрождена на короткое время копт. патриархом Гавриилом VII (1525-1568), к-рый поселил там 10 сир. монахов, но во 2-й пол. XVI в. снова была разграблена бедуинами ( Coquin, Laferri è re. 1978. P. 278. Not. 2; P. 279). Европ. путешественники, посещавшие мон-рь в XVII в., сообщали, что он был разрушен и необитаем ( Coppin J. Les voyages en Egypte/Éd. S. Sauneron. Le Caire, 1971. P. 238; Gonzales A. Le voyage en Egypte. Le Caire, 1977. Vol. 1. Pt. 2. P. 33, 654). В 1701 г. копт. патриарх Иоанн XVI (1676-1718) восстановил обитель, а Марк, настоятель мон-ря прп. Антония, переселил в нее часть монахов. Вплоть до XIX в. путешественники отмечали, что возрожденным братством руководил настоятель мон-ря прп. Антония ( Sicard C. Œuvres. Le Caire, 1982. Vol. 1. P. 24-28). Три копт. патриарха подряд избирались из насельников мон-ря П. Ф.: Петр VI (1718), Иоанн XVII (1726), Марк VII (1745). В «Истории церквей и монастырей Египта», атрибутируемой Абу-ль-Макариму , сообщается о подчинении этой обители мон-рю прп. Антония. Мусульманский географ аль-Макризи (ум. 1442) называет ее Дейр-эн-Нумура (Монастырь тигров). Начиная с XIV в. заметки о мон-ре регулярно встречаются в записках путешественников ( Meinardus et al. 1991. P. 741). Еп. Порфирий (Успенский) - 1-й русский путешественник, посетивший мон-рь ( Порфирий (Успенский), архим. Путешествие по Египту и в монастыри св. Антония Великого и прп. Павла Фивейского в 1850 г. СПб., 1856. С. 232-261); оставил заметки о нем и Норов, хотя и не как очевидец ( Норов А. С. Путешествие по Египту и Нубии в 1834-1835 гг. СПб., 1853. Ч. 2. С. 378).

http://pravenc.ru/text/2578583.html

Гавриил Родитис († ранее 1632), иером. Венедикт (Цангаролос) († 1645), иерей Антоний Граденигос († 1653), иером. Марк (Хаметис) (не позднее XVII в.), иерей Димитрий Сурумис (2-я пол. XVII в.) и др. Служба, изданная в 1782 г. Георгием Велимасом (переиздавалась в 1787, 1857 и 1976), была составлена им из произведений др. гимнографов (использовал рукопись, родственную Ath. Laur. E 110, XVII в.). Служба 1782 г. была переработана Иларионом (Кацулисом), еп. Рефимнским и Авлопотамским, и издана в 1877 г. В ней зафиксировано предание, что в ц. св. Виктора на о-ве Хиос хранится благоухающая честная глава одного из критских отшельников. По словам местных жителей, это голова И. О. Однако, согласно совр. критской церковной традиции, мощи И. О. (честная глава, верхняя челюсть, рука и 6 др. частиц) хранятся в монастыре Гдернетту ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 201). Др. служба в честь И. О. была написана настоятелем Мириокефальского мон-ря иером. Матфеем (Кирмизакисом) († вскоре после 1856) и издана в 1922 г. Анфимом (Леледакисом), еп. Кисамским и Селинским. В этой службе содержатся сведения, что после завоевания Кисамоса турками мощи И. О. были перевезены на один из Ионических островов (Закинф или Керкиру). В 1936 г. новая служба И. О. была составлена мон. Герасимом Микраяннанитом . Древнейшее изображение И. О. (ныне утрачено) находилось в росписи церкви 1328/29 г. в сел. Скудиана близ Канданоса. Наиболее ранняя из сохранившихся икон датируется 1-й пол. XVI в.- «Преставление св. Иоанна Отшельника» в царских вратах из монастыря Гдернетту. После 1632 г. была разработана иконографическая схема житийной композиции, посвященной И. О., авторство которой приписывается мастеру-синаиту Иеремии Палладе. В центре изображалась фигура святого в рост, как правило выделявшаяся размером. И. О. был изображен седым старцем, с клочковатыми прядями волос и узкой недлинной бородой, с ликом, напоминающим прор. Илию; облачения составляли светло-охристый хитон и коричневая ряса, синяя схима с опущенным куколем; в правой руке - мученический крест, левая, помещенная перед грудью, обращена ладонью вперед.

http://pravenc.ru/text/471411.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010