Прп. Иоанн Кущник. Роспись алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514-1515 гг. Прп. Иоанн Кущник. Роспись алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514-1515 гг. Прп. Иоанн Кущник. Роспись ц. Вознесения в Дечанах. Ок. 1348-1350 гг Почитание И. К. было широко распространено в древности. Существуют 3 греч. редакции Жития И. К., 2 из к-рых не опубликованы, а также многочисленные его версии на вост. языках, в частности на коптском и армянском. В копто-арабском Синаксаре указано 3 дня памяти святого: преставление И. К. 16 абиба (16 хамле эфиоп. календаря), т. е. 20 июля, и 17 тубаха, т. е. 12 янв.; освящение церкви и перенесение мощей И. К. 20 тубаха (20 тэр эфиопского календаря), т. е. 15 янв. В копто-эфиоп. традиции И. К. называют Иоанном с Золотым Евангелием, его также именуют Нищим или Бедным, как и в др. восточных традициях. В арм. Синаксаре день памяти святого совпадает с днем, указанным в греч. Синаксарях,- 15 янв. (8 аряца). Между 868 и 876 гг. Анастасий Библиотекарь выполнил перевод одной из греческих редакций Жития И. К. на лат. язык (AnBoll. 1896. Vol. 15. P. 258; по мнению Ж. М. Соже, ок. 870 г.- BiblSS. T. 6. P. 641). Содержание различных версий Жития, как правило, имеет незначительные отличия, при сохранении основных моментов повествования могут опускаться второстепенные подробности, варьироваться сроки пребывания в мон-ре (6 или 7 лет), отсутствовать название монастыря и т. п. Между Житием И. К. и Житием Алексия, человека Божия , имеются многочисленные совпадения. В частности, высказывались предположения о том, что Житие И. К. послужило одним из источников Жития Алексия или же оба этих произведения принадлежали к одному кругу агиографических памятников с общими типическими чертами. Мощи святого, по свидетельству рус. паломника Антония (впосл. архиепископ Новгородский), видевшего его могилу (Книга Паломник. С. 29), ок. 1200 г. еще находились в К-поле. Однако, согласно др. традиции, уже в VIII в. тело И. К. было перенесено из К-поля в Рим и положено в посвященной ему церкви. В Безансоне в соборе св. Стефана хранилась глава И. К., для которой был сделан серебряный реликварий. В 1674 г. реликварий перенесли в собор св. Иоанна, в 1794 г. глава И. К. была утеряна. В наст. время рука И. К. хранится в мон-ре Живоносного Источника (Хрисопиги) близ Ханьи (Крит), др. частицы - в архиепископской резиденции в Никосии (Кипр), в скиту Пресв. Богородицы (Афон), в мон-ре Варлаама (Метеоры), в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе , в исихастирии Вознесения Господня близ г. Козани, в мон-рях Лимонос (Лесбос), Честного и Животворящего Креста (Самос), Живоносного Источника близ Кисамоса (Крит), Успения Пресв. Богородицы близ Пили (Фессалия) ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 201).

http://pravenc.ru/text/471337.html

Память М. впервые встречается в Палестинском груз. Синаксаре под 17 июля ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 282). Под тем же числом она упоминается и в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 825), где уточняется, что ее синаксис в К-поле совершался в храме св. Мины. В арм. Синаксаре Тер-Исраэля ее память помещена под 18 июля ( Sauget. 1966. Col. 1154). Особо почитали М. на Кипре. На фреске из Перистреммы в Каппадокии М. изображена как победительница беса ( Lafontaine-Dosogne. 1962). Средневизант. реликварий с частицей руки М., происходящий из некоего мон-ря под К-полем, хранится в Венеции, в Музее Коррер ( Ross, Downey. 1962). Подробнее о мощах М. в Греции, Палестине, на Кипре см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 211-212. Почитание на Западе М. почиталась на Западе под именем Маргарита: возможно, это было не сохранившееся в греч. традиции ее христ. прозвище (от греч. Ð Margarthj - «жемчужина»; ср. прп. Евфросинию (Смарагд (Измарагд)) (см. в ст. Евфросиния , прп. Александрийская). Считается, что еще в кон. V в. папа Римский Геласий I объявил Житие Маргариты-Марины апокрифом, но путаница с именами и наличие неск. Марин (Маргарит) среди почитаемых в то время святых не позволяют ответить на вопрос, относился ли папский вердикт к М. Возможно, из-за канонов Геласия имя Маргариты-Марины исчезает из документов и не встречается в них до кон. VIII в. В то время оно снова появляется в Мартирологах, легендариях, церковных посвящениях и отдельных Житиях. Рост популярности Маргариты в Зап. Европе зачастую объясняется возникшим интересом к широко почитаемым восточным святым, таким как вмц. Екатерина и вмч. Георгий Победоносец. Такой интерес связывают с 1-м крестовым походом и с захватом крестоносцами Антиохии Великой. Но поскольку мученичество М. произошло в М. Антиохии и упоминание о ней отсутствует в источниках крестоносцев, интерес к святой скорее связан с распространением ее реликвий по Европе из М. Азии через К-поль, а затем в Италию. Основная информация о мощах Маргариты собрана в Acta Sanctorum, где, в частности, описывается история перенесения тела Маргариты в 1145 г. в г. Монтефьясконе (близ Рима), который стал центром поклонения святой в католической Европе вплоть до 2-й пол. XX в. Огромное количество мощей святой в Европе вызвало беспокойство у болландистов (ActaSS. Iul. T. 5 P. 44).

http://pravenc.ru/text/2562062.html

Даже в то время, когда у отшельников еще не существовало правила петь 12 псалмов, они понимали пользу псалмопения до и после сна – Антоний Великий советовал своим посетителям поступать именно так 704 . Но отшельники могли молиться и по-другому, не связывая себя строгими рамками чинопоследования. Суть состояла в том, чтобы сразу же зажечь молитвенный огонь в своей душе и как подобает провести весь оставшийся день. Авва Исайя говорил: «Каждый день, вставая утром, приведи себе на ум слова Божии, помни, что ты воздаешь должное Богу во всех поступках своих, и не греши против Него» 705 . Святой Антоний советовал то же: «Каждый день, вставая, мы думаем, что не дождемся вечера, а вечером, когда мы укладываемся спать, думаем, что не проснемся» 706 . Отцы часто удерживали в своем сердце мысль, что каждый день они только начинают подвизаться. Перечисляя подвиги и добродетели, авва Иоанн Колов начинает так: «Каждый день, когда ты поднялся на рассвете, попробуй сперва соблюсти всякую добродетель и заповедь Божию...» 707 Авва Пимен любил говорить про авву Пиора, что «он каждый день начинает заново» 708 . А авва Силуан говорил авве Моисею, что начинать заново можно не только каждый день, но и каждый час 709 . Но, может быть, речь здесь идет скорее о той работе, которая постоянно происходит в душе отшельника, о том очень важном делании, которое совершается тайно и видимо только Богу и ангелам Его? 606 Ch 248. (Такой подвиг, впрочем, может объясняться естественными причинами: в 1992 году во время раскопок монастыря аввы Бане были найдены останки, которые, как считается, принадлежат этому подвижнику. Их анализ показал, что Бане с детства страдал болезнью, которая ограничивала его возможности. Например, он не мог спать лежа. Возможно, это объясняет и то имя, которое ему дали: имя «Бане» происходит от слова, означающего пальму (копт. bnne, beni и т. п.): см. Capuani М. L’Égypte Copte/Avec les contribution de O. Meinardus et M. – H. Rutschovscaya. Milan; Paris, 1999. P. 150. – A.B.). 609

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За 2 года до кончины К. О. насельники лавры Сука убедили его вернуться к ним, т. к. хотели, чтобы святой был погребен в их мон-ре. Последние годы жизни преподобный провел в пещере прп. Харитона. Несмотря на преклонный возраст, К. О. «оставался крепким и с охотою выстаивал правило псалмопения и собственноручно прислуживал приходящим к нему, нисколько не утомляясь, но будучи силен во всем в укрепляющем его Христе» (Ibid. S. 235). Преподобный скончался после непродолжительной болезни, перед смертью попрощавшись со всеми отцами лавры Сука. По словам Кирилла Скифопольского, «он был муж кроткий, доступный, пророческий, учительный, православнейший, высокий ростом, благовидный, имевший невредимыми все члены, и был воистину исполнен благодати и Духа Святого» (Ibidem). В Житии не указана дата смерти К. О. Визант. календари отмечают его память 29 сент., на следующий день после памяти прп. Харитона Исповедника. В палестино-груз. календаре Sinait. iber. 34 (X в.) память К. О. указана 9 сент., а под 29 сент. его имя приписано позднее др. почерком ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 89, 93, 325, 344). Проблематичным является отождествление К. O. с упоминаемым Иоанном Мосхом в «Луге духовном» аввой Кириаком из мон-ря Каламон, к-рый находился рядом с мон-рем прп. Герасима Иорданского ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 26, 45//PG. 87. Col. 2872-2873, 2900-2901; Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 32-33, 35, 61-62). Мощи В нач. XII в. рус. игум. Даниил видел нетленное тело К. О. в мон-ре прп. Харитона («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 80-81). О. Мейнардус отметил, что в нек-рых монастырях правосл. Востока хранятся частицы мощей св. Кириака без уточнения, которому из одноименных святых они принадлежат ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 163). Десница и ступня К. О. находятся в мон-ре прп. Дионисия (Афон), частицы мощей - в архиепископской резиденции в Никосии и в Киккском мон-ре (Кипр), в монастырях Галатаки (Эвбея), Лимонос (Лесбос), Агафона (близ Ипати), Апезанон (Крит), а также в мон-ре Сирийцев в Вади-эн-Натрун (Египет) (Ibid. S. 163-164).

http://pravenc.ru/text/1840209.html

Начиная с V в. легенда о Е. благодаря сюжетным линиям, заимствованным из фольклора, получила широкое распространение во всем христ. мире. Мученичество прмц. Евгении и с ней пострадавших. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 270) Мученичество прмц. Евгении и с ней пострадавших. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 270) В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) отмечено, что Е. была похоронена «в Риме, на Латинской дороге, на кладбище Апрониана». Рим. итинерарии VII в. сообщают, что над могилой была построена базилика, к-рая перестраивалась папами Иоанном VII (705-707), Адрианом I (772-795) и Львом III (795-816), а затем исчезла. Место, где было расположено кладбище Апрониана и находилась могила святой, установить не удалось. В наст. время мощи Е. пребывают в ц. Двенадцати апостолов в Риме. Частицы мощей Е. имеются в мон-ре вмц. Варвары (о-в Кипр) и на территории Греции, в мон-рях Живоносного Источника на о-ве Андрос и Св. Троицы в Коропи ( Meinardus. 1970. P. 176). Изображения Е. на мозаиках в Греции, Италии (Равенна, Неаполь) и Хорватии (Пореч) свидетельствуют о распространении ее почитания за пределами Рима. Культ святой укрепился во времена еп. Авита Вьеннского (ок. 450 - ок. 518 или 525). Гимны в честь Е. писали Венанций Фортунат (VI в.), Адельман (? в.), Флодоард (X в.). В Зап. Церкви день памяти Е. отмечается 25 дек., за исключением Испании, где он приходится на 27 дек. Визант. синаксари помещают день памяти святой накануне Рождества - 24 дек. Е. посвящен самый большой из поэтических текстов в составе греч. стишного синаксаря (т. н. стостишие), вошедший затем в слав. стишной Пролог ( Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска литература: Археография, текстология и издание на проложни стихове. Пловдив, 2000. С. 311-314). Календарь РПЦ указывает время мученической кончины Е. ок. 262 г., однако достаточных оснований для данного утверждения нет. Ист.: BHG, N 607w - 608b; BHL, N 2666-2670; BHO, N 281-284; MartHieron. P. 8-9, 501-502; MartRom. P. 600-601; PL. 21. Col. 1105-1122; Ibid. 73. Col. 605-620 редакция Мученичества]; PG. 116. Col. 609-652 [Житие, составленное Симеоном Метафрастом]; Ibid. 117. Col. 225-226 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 339-344; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 398; ЖСв. Дек. С. 644-669; Жития Византийских святых. СПб., 1995. С. 451-485.

http://pravenc.ru/text/187019.html

71 Πρσφυξ – букв. «ищущий прибежища». По древнему, еще языческому закону преследуемый преступник мог укрыться в храме, и на территории святилища никто не мог его тронуть. 72 Эфиопы – в сохранившемся отрывке VII в. из Гермополиса (Gascou J. Un codex fiscal hermopolite (P. Sorb. II–69). Scholars Press, 1994. Рец.: Luisier Ph. In: Orientalia Christiana Periodica. 1999. Vol. 65 (2). P. 478) в списке монастырей указывается отдельный монастырь эфиопов. Паломники могли также встретить в Скитской пустыни знаменитого Моисея Мурина († ок. 408 г. во время нападения племен кочевников) (Meinardus О. Monks and monasteries of the Egyptian Deserts. Cairo, 1999. P. 54). 75 Речь идет о древнем общехристианском обычае вставать среди ночи (после «первого сна») для молитвы. 76 Практика знания и чтения наизусть Священного Писания была широко распространена в Древней Церкви. 85 γρυπνα – terminus technicus для обозначения всенощного бдения у египетских и палестинских монахов. 86 Римская колония в Святой земле, откуда пришли паломники, была довольно значительной, кроме уже выше упоминаемых св. Мелании Старшей и Руфина Аквилейского , которые возглавляли монастыри на Елеонской горе, можно упомянуть блаж. Иеронима и римлянку Паулу, которые прибыли в Иерусалим в 386 г. и основали монастыри в Вифлееме. Очевидно, среди подвизающихся в этих обителях были люди из западной части Империи, для которых общепонятным языком был латинский, а не греческий. 87 Манихеи – последователи учения Манеса (или Мани, 216–277). Исследователь А. Л. Хосроев пишет о возможных двух путях проникновения манихейства в Египет: или с юго-востока, т. е. торговыми путями по Красному морю, далее в Ликополь, превратив этот город в центр «будущей миссионерской деятельности», или с севера, через Александрию (Хосроев А. Л. Из истории раннего христианства в Египте. Μ., 1997. Гл. IV и прим.). 90 Исповедник – человек, который пострадал при гонениях на христиан, исповедал свою веру, но не был убит гонителями. В рассказе об авве Ануфе, возможно, говорится о гонениях (303–310), начавшихся при императоре Диоклетиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Видимо, часть мощей Л. попала из Триполи в К-поль. Стефан Новгородец (1348-1349) видел в ц. святых Николая и Приска во Влахернах главу Л. ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45, 338). Неясно, какого святого по имени Леонтий имел в виду «Аноним Меркати», указывая, что в ц. вмц. Евфимии рядом с ипподромом хранится «тело святого Леонтия исповедника» (Описание святынь Константинополя в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 449). В XI в. частица мощей Л. была привезена на Русь. По сообщению Киево-Печерского патерика, Богоматерь явилась во Влахернском храме зодчим и велела им отправиться на Русь для строительства Киево-Печерского мон-ря. Она дала им мощи святых, в т. ч. Л., чтобы они были положены в основание монастырского собора. В Описи Образной палаты 1669 г. числятся 2 частицы мощей Л. (Христ. реликвии в Моск. Кремле. М., 2000. С. 115). В наст. время частицы мощей Л. хранятся в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, в ц. вмч. Димитрия Солунского в Пирее, в мон-ре Св. Троицы и в ц. сщмч. Харалампия в Акрате (ном Ахея, Греция), в мон-рях Честного Креста и в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на Самосе ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 207). Ист.: BHG, N 986-987d; Bedjan. Acta. T. 6. P. 210-217; Грузинские агиогр. памятники: Кимени=(Monumenta Hagiographica Georgica: Keimena)/Предисл., исслед.: К. С. Кекелидзе. Тб., 1946. Т. 2 (на груз. яз.); Halkin F. Passion et miracle posthume de St. Léonce martyr à Tripoli en Phénicie//AnBoll. 1964. Vol. 82. P. 319-340; Garitte G. Textes hagiographiques orientaux relatifs à saint Léonce de Tripoli//Le Muséon. Louvain, 1965. Vol. 78. P. 313-348; 1966. Vol. 79. P. 335-386; 1968. Vol. 81. P. 415-440; Sever. Antioch. Les Homiliae cathedrales/Éd., trad. M. Brière, F. Graffin. Turnhout, 1969. P. 358-367. (PO; T. 35. Fasc. 3); 1974. P. 558-573. (PO; T. 36. Fasc. 4); SynAlex. Vol. 3. P. 508-509; Vol. 5. P. 672-673; Le synaxaire éthiopien: Mois de hamlê/Éd., trad. I. Guidi. P., 1911. P. 383-386. (PO; T. 7. Fasc. 3); Idem: Mois de terr/Éd., trad. G. Colin. Turnhout, 1990. P. 10-11. (PO; T. 45. Fasc. 1); ЖСв. Июнь. С. 402-412.

http://pravenc.ru/text/2463551.html

Долгое время годом смерти И. П. считали 883-й, когда Пасха праздновалась 31 марта. Эту дату предложил болландист Д. Папеброх на основании указания Жития о том, что И. П. слег в постель после визита к патриарху в Страстную пятницу, а скончался через 7 дней, 3 апр. (ActaSS. Apr. T. 1. P. 268-269). Однако если принять за дату смерти И. П. 3 апр. 883 г., то получается, что святой скончался не на 7-й, а на 6-й день (включая Страстную пятницу и последний день жизни). К. ван дер Ворст считал более вероятной датой смерти И. П. 886 г., когда Пасха приходилась на 27 марта. По его трактовке житийного текста, болезнь преподобного началась после Пасхи, в Светлый понедельник. Тогда 3 апр. можно было бы точно считать 7-м днем болезни. В любом случае, по мнению исследователя, И. П. умер ранее смещения свт. Фотия (которому И. П. передал дела) с Патриаршей кафедры (дек. 886). Однако и эта дата вызывает сомнения в связи с тем, что сочинением И. П. считается канон прп. Феодоре Солунской, скончавшейся в 892 г. О мощах И. П. средневек. паломники не упоминают. По сведениям прп. Никодима Святогорца, мощи И. П. находились в основанном им мон-ре ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 183). В наст. время часть мощей И. П. хранится в ц. св. Константина в р-не Колонос в Афинах ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 204). В Минологии Василия II, Синаксаре К-польской ц., Петровом Синаксаре, Синаксарях семейства D память и краткое Житие И. П. помещены в день его смерти - 3 апр. Однако уже во мн. агиографических памятниках X-XI вв. память преподобного отмечена 4 апр. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 97)). Эта дата празднования утвердилась в совр. календаре РПЦ. Кроме многочисленных гимнографических сочинений И. П. принадлежат Похвальное слово ап. Варфоломею (BHG, N 232) и, по всей видимости, Житие прп. Иоанна, игум. мон-рей мучеников Сергия и Вакха и мч. Диомида, сохранившееся только в груз. переводе ( Кекелидзе К. Неизвестный памятник визант. литературы в груз. переводе//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 393 сл.).

http://pravenc.ru/text/673697.html

Вероятно, и во время существования лавры она служила для подобных же назначений, о чем можно заключить по ее огромности и стенам, оставшимся в своем природном виде. На северной стороне потока, в скалах немало также пещер, из которых одна привлекает особое внимание, напоминая своим внешним видом и положением пещеру преподобного Иоанна Молчальника в Плачевной юдоли. К ней ведет снизу крутая стезя сперва по земляной осыпи, а потом по иссеченным в живой скале ступеням. Но до самого устья пещеры достигнуть без помощи лестницы нельзя, посему мы и отложили это до одного из будущих посещений.    Следующая статья, посвященная описанию развалин лавры была опубликована французским исследователем М. Жюльеном (М. Jullien) в 1896 г. В конце XIX векав Фаранской лавре работала скромная археологическая экспедиция ордена Белых Отцов. Полученные ею результаты были опубликованы в 1901 г. в статье Симеона Вэле и Софрона Петридеса (Siméon Vailhé (1873-1960), Sophrone Pétridès (1864-1911)) «Святой Иоанн Палеолаврит; с вводным словом о Старой лавре». Дальнейшие исследования осуществлялись Стефаном Шивецом (Stephan Schiwietz, также Stefan Siwiec, 1863-1941) и Анри Леклерком (Henri Leclercq, 1869-1929). В 50-е годы ХХ века полевые археологические исследования в Фаранской лавре проводились францисканцем Беллармино Багатти (Bellarmino Camillo Bagatti, 1905-1990), опубликовавшим свои результаты в журнале «La Terra Santa» в 1969 г. Данные исследований Беллармино Багатти и Вирджилио Корбо (Virgilio Canio Corbo, 1918-1991) были сведены воедино в монографии Пиа Компаньони (Pia Compagnoni) «Иудейская пустыня» (на итальянском языке), увидевшей свет в 1978 г. Дополнительные данные содержатся в опубликованных в 1964-65 гг. «Заметках о лаврах и монастырях Иудейской пустыни», принадлежащих перу немецкого ученого Отто Мейнардуса (Otto Friedrich August Meinardus, 1925-2005). Однако, в основном, сообщения Мейнардуса относятся к современным ему сооружениям, т.е. к тому, что было построено в лавре в первой половине ХХ века.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Мч. Кирик. Роспись экзонартекса ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. 1428 г. (?) также получило широкое распространение. Их краткое Мученичество (в апокрифической версии) содержится под 15 абиба (9 июля) в копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.; SynAlex. Vol. 5. P. 658-659; SynAlex (Forget). Vol. 2. P. 227-228). Частицы мощей К. и И. хранятся в копт. мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун ( Meinardus O. F. A. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo; N. Y., 2002. P. 314, 317). В большинстве сиро-яковитских Минологиев память К. и И. указана, как и в правосл. традиции, под 15 июля (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 43, 51, 56, 82, 96, 105, 111, 123, 130. (PO; T. 10. Fasc. 1)), в сир. Минологии 1184 г.- под 11 июля (Ibid. P. 100). В средневек. арм. Синаксаре Тер-Исраэла память К. и И. и их краткое Мученичество содержится под 9 хротица (15 июля; Le Synaxaire arménien de Ter Israël/Éd. G. Bayan. P., 1930. Vol. 12: Mois de Hrotits. P. 732-734. (PO; T. 21. Fasc. 4)). Их литургическое поминовение в Армянской Церкви соединено с памятью мучеников Гордия, Полиевкта и Григория и является переходящим: если Пасха приходится на апр., то оно совершается после Богоявления, в нач. 20-х чисел янв. (обычно в понедельник), если же на март - то в период после Преображения и до Успения Пресв. Богородицы, т. е. примерно с 20 июля до сер. авг., обычно в понедельник после 4-го воскресенья по Преображении. К. и И. относятся к наиболее почитаемым мученикам в Ассирийской Церкви Востока: помимо отдельной службы в их честь (содержится в «Худре» под 15 июля) они поминаются первыми в т. н. гимнах мученикам, к-рые регулярно исполняются за богослужением (см.: East Syrian Daily Offices/Transl. A. J. Maclean. L., 1894. P. 14 et passim). По свидетельству мусульм. энциклопедиста аль-Бируни (973-1048), в его время празднование в честь К. совершалось вост. сирийцами в пятницу, на 20-й день Пасхи (Chronologie orientalischer Völker von Alb ê r û n î /Hrsg. E. Sachau. Lpz., 1878. S. 311). Почитание К. (Куриакозе) также весьма распространено в Индии; ему посвящено значительное число храмов (преимущественно Маланкарской Церкви); в церквах его имени в Пураматтоме и Путхуре, в ц. св. Иоанна Предтечи в Айямпилли (шт. Керала) хранятся частицы его мощей.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010