Провозглашение Никифора II Фоки императором в Кесарии Каппадокийской в 963 г. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XIII в. (Matrit. 26–2. Fol. 155r) Провозглашение Никифора II Фоки императором в Кесарии Каппадокийской в 963 г. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XIII в. (Matrit. 26–2. Fol. 155r) После 363 г. К. К. стала одним из основных перевалочных пунктов на дороге к евфратской границе; в городе развивалось производство оружия и амуниции (прежде всего для кавалерии), тканей и особенно дорогих ковров. В 365 г. имп. Валент получил в К. К. весть об узурпации Прокопия; в 370 г. Валент проходил через К. К. в Антиохию и свт. Василий Великий пытался отвратить его от арианства. Зимой 368/9 г. свт. Василий Великий организовал раздачу пищи голодавшим жителям К. К. В 371 г. префект претория Востока Домиций Модест склонял свт. Василия Великого к омиусианскому исповеданию. В следующем году Валент снова прибыл в К. К. и приказал отправить свт. Василия Великого в ссылку, однако из-за внезапной болезни и смерти имп. сына Валентиниана святитель остался в К. К. В 371 г. имп. Валент разделил Каппадокию на 2 провинции. К. К. стала столицей Каппадокии Первой, ее статус понизился и влияние в политической сфере уменьшилось. В Поданд, столицу пров. Каппадокия Вторая, были переведены чиновники из К. К. (многие из них убежали из города или кончили жизнь самоубийством). Имп. Феодосий I Великий восстановил единство провинции, но в 382 г. она была окончательно разделена надвое. В это время митрополитом К. К. был близкий ко двору интриган Елладий. В 394 г. в К. К. был сослан Евномий , еп. Кизический, ученик еретика-аномея Аэтия . В 404 г. по дороге в Кукус, место своей 2-й ссылки, свт. Иоанн Златоуст остановился близ К. К. в поместье вдовы Селевкии, где подвергался угрозам со стороны митр. Фаретрия и поддерживавших его монахов. Святитель боролся с распространенной в К. К. проституцией, а также пережидал в городе нашествие исавров. В 440 (по др. данным, в 444) г. в К. К. был казнен magister officiorum Павлин. В 479 г. в городе отбывал ссылку постриженный в монахи Флавий Маркиан, внук имп. Маркиана, восставший в К-поле против имп. Зинона .

http://pravenc.ru/text/1684273.html

Въезд имп. Никифора II Фоки в К-поль через Золотые ворота 16 авг. 963 г. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 145r) Въезд имп. Никифора II Фоки в К-поль через Золотые ворота 16 авг. 963 г. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 145r) После внезапной кончины Романа II (15 марта 963) власть перешла к его малолетним сыновьям Василию II и Константину VIII, опека над к-рыми была возложена на их мать августу Феофано и патриарха К-польского Полиевкта (956-970). Вдовствующая императрица срочно вызвала Н. Ф. в К-поль, где он был удостоен триумфа. Возглавлявший правительство евнух Иосиф Вринга опасался популярного военачальника и попытался нейтрализовать его, однако Н. Ф. нашел поддержку у патриарха и после присяги вновь получил должность главнокомандующего и отправился на Восток. Пока он готовил в Каппадокии армию для новой сир. кампании, Вринга и Феофано решили выставить против него др. известного полководца - Иоанна Цимисхия (впосл. имп. Иоанн I Цимисхий ). Однако Цимисхий (двоюродный брат Н. Ф. по матери) показал письма Вринги своему начальнику и убедил его, хотя и не сразу, бросить вызов слабому правительству «женщины и евнуха». В военном лагере близ Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция) вост. войска провозгласили Н. Ф. императором (2 июля 963), после чего он двинулся на К-поль. Вринга попытался организовать оборону столицы, опираясь на гвардию и зап. армию, но при подходе Н. Ф. в городе вспыхнуло восстание, поддержанное частью сановников и духовенства. 16 авг. 963 г. Н. Ф. торжественно вступил в столицу и был коронован патриархом Полиевктом как автократор и соправитель малолетних Василия и Константина. Вместо сосланного Вринги правительство возглавил евнух Василий Ноф, незаконнорожденный сын Романа II. Первоначально Феофано была удалена из дворца, но 20 сент. 963 г. Н. Ф. (к тому времени вдовец), желая закрепить свой статус, вступил с ней в брак и стал т. о. отчимом юных императоров. Венчавший Н. Ф. патриарх Полиевкт не допустил его в алтарь и наложил епитимию за второбрачие ( Scyl. Hist. P. 260-261). Более того, вскоре каноничность заключенного брака была поставлена под сомнение из-за подозрений Н. Ф. в синтекнии, поскольку появились сведения, что император являлся крестным отцом одного из сыновей Феофано. Н. Ф. был даже временно отлучен патриархом, и лишь после клятвенных заверений дворцового протопресвитера, который совершал крещение, а также отца императора, заявившего, что крестным отцом выступал он, законность брака Н. Ф. и Феофано была признана. Однако отношения между императором и патриархом так и остались натянутыми.

http://pravenc.ru/text/2565520.html

Имп. Константин VII Багрянородный и Симеон I Великий Болгарский. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 120) Имп. Константин VII Багрянородный и Симеон I Великий Болгарский. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 120) Война с Болгарией продолжалась вплоть до 924 г. Основным поводом для враждебных действий «царь болгар и греков» Симеон объявил защиту законного имп. К. от «узурпатора» Романа Лакапина (см. письма Романа к Симеону: ΔΙΕΕΕ. 1883. Τ. 1. Σ. 657-666). После личной встречи с Романом Симеон согласился на перемирие, хотя и не отказался от своих притязаний на империю. В 927 г. юный сын и наследник Симеона Петр добился от визант. правительства не только признания своего царского титула, но и согласия на династический союз: женой Петра стала внучка Романа I Мария. Во время свадебных торжеств по требованию болгар отец Марии, имп. Христофор, был поставлен на 2-е место в иерархии императоров, оттеснив К. на 3-е ( Sym. Log. Chron. 136, 49-50. P. 328; Theoph. Cont. VI 23. P. 414). Долгое время К. находился в тени своего деятельного тестя. Отстраненный от реальной власти он предавался историческим изысканиям и лит. трудам. Бразды правления К. взял в свои руки лишь на 40-м году жизни. Незадолго до этого, 16 дек. 944 г., Роман I Лакапин был смещен с престола своими сыновьями Стефаном и Константином (их старший брат, Христофор, к тому времени уже умер) и отправлен в монастырь. Однако «триумвират» Стефана и 2 Константинов продержался недолго. Багрянородный сын Льва VI пользовался гораздо большей популярностью, чем сыновья безродного выскочки. Уже 20 дек. 944 г. К. был провозглашен автократором, а еще спустя месяц, 27 янв. 945 г., в ходе очередного дворцового переворота сыновья Лакапина были арестованы по обвинению в покушении на К. и отправлены в ссылку. Уже через месяц после начала самостоятельного правления К. короновал в качестве соправителя своего юного сына Романа II, закрепив тем самым династическое преемство. Полномочия парадинастевона (неофиц. главы правительства) при этом получил молодой евнух Василий, незаконнорожденный сын (νθος) Романа Лакапина от наложницы-«скифянки». Он оставался самым влиятельным лицом в гос-ве до кончины К., а впосл.- и при его внуках (до 985).

http://pravenc.ru/text/2057048.html

Хан Омуртаг принимает визант. послов. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 35) Хан Омуртаг принимает визант. послов. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 35) Сложившуюся в рамках славяно-булгарского гос-ва религ. ситуацию можно охарактеризовать как дуалистическую: обе ветви язычества - слав. и болг. - сосуществовали достаточно мирно. Можно считать, что язычество булгар в какой-то мере выполняло функции гос. религии, поскольку правящие династии были исключительно тюрк. происхождения. О мн. языческих обычаях этого народа известно из «Ответов папы Николая I на вопросы болгар», посланных св. кн. Борису Михаилу в 866 г. Крум, предпринимавший реформы в разных областях гос. жизни, пытался затронуть ими и сферу религии. Об этом свидетельствует стремление хана привлечь слав. вождей к исполнению тюрк. ритуала - питья на пиру из чаши, изготовленной из черепа имп. Никифора I. Руины Большого дворца хана Крума в Плиске. IX в. Руины Большого дворца хана Крума в Плиске. IX в. Относительно периода с 680 г. (момента создания Болгарского гос-ва) до нач. IX в. нет данных о преследовании христиан. Хан Омуртаг, начавший политику гонений, усматривал в христианах потенциальных врагов - возможных приверженцев Византийской империи. В результате войн, к-рые вел его отец Крум, в Б. оказалось множество пленных византийцев. Среди них был некто Кинам (или Кинамон), приобщивший к христ. вере старшего сына Омуртага Енравоту-Воина. За симпатии к христианам хан лишил сына престола как отступника от веры предков. По приказу Маламира (831-836), вступившего на престол после смерти Омуртага, св. Воин был усечен мечом. Перемены наступили в правление хана Пресиана (836-852), сына Звиницы, среднего брата Енравоты и Маламира. Пресиану удалось присоединить к Б. обширные районы в Ср. и Юж. Македонии со слав. населением, уже испытавшим к тому времени сильное влияние визант. цивилизации. Возможно, присоединение территорий, большинство жителей к-рых уже были христианами, во многом обусловило прекращение антихрист. политики. Во всяком случае с этого времени сведений о преследовании христиан нет. Принятие христианства. 1-е Болгарское царство в кон. IX - нач. XI в.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Иконопочитание в семье имп. Феофила. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII - XIII вв. (Matrit. gr. 26 - 2. fol. 44v) Иконопочитание в семье имп. Феофила. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII - XIII вв. (Matrit. gr. 26 - 2. fol. 44v) Усиление гонений против иконопочитателей при имп. Феофиле стало последним всплеском иконоборчества; после катастрофы 838 г. были окончательно развенчаны представления о связи этой доктрины с военными успехами империи, сложившиеся в военных кругах со времен Исаврийской династии. Иконопочитание, несмотря на политику новых императоров-иконоборцев, было широко распространено в обществе и тайно сохранялось в правящей семье. Вскоре после смерти имп. Феофила его вдова св. Феодора возглавила правительство при малолетнем имп. Михаиле III (842-867). Патриарх Иоанн Грамматик, воспитатель Феофила и идеолог иконоборчества, был низложен и сослан; К-польскую кафедру занял свт. Мефодий . 11 марта 843 г. Феодора созвала Поместный Собор в К-поле, на к-ром были подтверждены решения VII Вселенского Собора о восстановлении иконопочитания. Это событие, воспринятое как окончательная победа над последней грозной ересью, празднуется с тех пор в правосл. Церкви как Торжество Православия. V. Правление Македонской династии (867-1056) традиционно считается эпохой «классической» Византии. Политика августы св. Феодоры и ее министра патрикия Феоктиста, несмотря на общее согласие с восстановлением иконопочитания, вызывала недовольство в военных кругах. Это привело к убийству Феоктиста (855) и отстранению св. Феодоры (856); во главе правительства встал юный имп. Михаил III, но реальная власть перешла к его дяде Варде, брату Феодоры. Патриарх свт. Игнатий, сторонник императрицы, в 858 г. был смещен с престола и сослан. На его место был поставлен свт. Фотий . В дальнейшем противостояние Патриархов Игнатия и Фотия вылилось во внутрицерковный конфликт, к-рый растянулся более чем на полвека и был осложнен вмешательством в него Римских пап. Несмотря на достаточно уверенное правление в течение ряда лет, возрождение высшей школы в столице (т.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Триумф Иоанна I Цимисхия в К-поле. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26-2. Fol. 172v) Триумф Иоанна I Цимисхия в К-поле. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26-2. Fol. 172v) Главным направлением деятельности нового имп. Василия II стала Болгария, где возникло мощное антивизант. движение во главе с царем Самуилом, к-рое вылилось в многолетнюю жестокую войну. Поначалу успех сопутствовал болгарам: в 986 г. они разгромили Василия II в Ихтиманском ущелье. Однако, несмотря на все трудности, император постепенно захватывал балканские крепости, выселял слав. население из занятых районов в Анатолию. Наконец в 1014 г. в битве в ущелье Кимвалонге (Родопы) он уничтожил основные силы болг. войска, после чего организованное сопротивление прекратилось. В 1018 г. состоялся торжественный въезд имп. Василия в болг. столицу Охрид. Теперь сев. граница империи вновь, как и в VI в., проходила по Дунаю. Но многолетняя война привела к разорению Балкан и во многом к истощению военного потенциала империи. В Сирии происходили эпизодические столкновения; к нач. XI в. византийцы потеряли влияние в Халебе. В 1000 и 1021-1022 гг. Василий II совершил крупные походы в Армению, в результате к-рых к империи были присоединены неск. областей, в т. ч. Тайк и Васпуракан; большинство правителей этого региона признали верховную власть императора. На фоне успехов X в. в В. и. развивались социальные процессы, к-рые вскоре привели гос-во к тяжелому кризису. Одновременно с разорением мелкого свободного крестьянства, бывшего опорой фемного войска, происходила постепенная концентрация земельных и прочих владений в руках крупных собственников - динатов. Образовавшиеся военные кланы содержали вооруженную дружину («этерии»), раздавали земли в обмен на военную службу. Происходило закрепощение крестьян, общины стали зависеть от динатов. Все эти процессы привели к феодализации общества. На смену фемному стратиотскому ополчению постепенно пришла профессиональная армия. Защищая интересы гос-ва, императоры в X в. стремились ограничить процесс разорения средних и мелких хозяйств. В 922, 934, 947 и 996 гг. издавались законы против динатов, обязывавшие их вернуть земли прежним владельцам на тех или иных условиях. На нек-рое время процесс удавалось приостановить; в период жесткого единоличного правления имп. Василия II влияние военно-феодальной аристократии почти сошло на нет, однако гос-во само зависело от динатов и в определенной мере было заинтересовано в их могуществе. Развитие военной технологии требовало все более дорогой экипировки и длительного индивидуального обучения воинов-профессионалов. Прежнее фемное войско уже не могло обеспечить эффективного проведения военных кампаний.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Преследование павликиан при имп. Феодоре в IX в. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 69) Преследование павликиан при имп. Феодоре в IX в. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 69) В нач. VI в. ряд иерархов из К. поддерживали монофизитскую партию Севира Антиохийского и участвовали в Соборах в Сидоне (511) и Тире (513), на к-рых была предпринята попытка утвердить монофизитскую доктрину в качестве офиц. вероучения в Византии. Таковы были епископы Кесарии Илия (ок. 510), Сотерих (511-537), Астерий Нисский, Кириак Тианский, Мусоний из Василики-Фермы, Евсевон из Кивистры, Елевсиний Сасимский, Прокл Колонийский (все занимали кафедры в 10-х гг. VI в.). Большим влиянием при дворе имп. Юстиниана I пользовался сторонник монофизитства Феодор Аскида (митрополит Кесарии в 537-551). В VII - нач. X в. развитие церковных общин в К. было прервано бесконечными опустошительными рейдами персов и арабов, они прочно удерживали мелитинские земли. В VII в. даже митрополиту пришлось покинуть эту территорию. Не могло не сказаться на судьбах православия в регионе арм. и сир. влияние из вост. и юго-вост. областей по соседству с К. В IX в. Тефрика стала центром распространения движения павликиан, которые оставались там до походов имп. Василия I Македонянина. Трудности церковного управления в период между VII и X вв. тем не менее не изменили вероучения православной Церкви в К. В 681 и 691 гг. в К-польских Соборах, а также во Вселенском VII Соборе в Никее (787) участвовали по 12 епископов из К., представители одних и тех же кафедр. При этом отсутствовали представители из Армении Второй (Восточная К.), к-рая в то время была вне сферы влияния Византии. Экспансия византийцев при Македонской династии в кон. IX-X в. положительно повлияла на развитие христианства в К., где в это время активно строились храмы и монастыри, преимущественно пещерные. Новая ситуация наиболее наглядно отразилась в 7-й нотиции К-польского Патриархата (901-902), в которой в составе митрополии К.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

История оклеветания свт. Мефодия. Лист из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 66) История оклеветания свт. Мефодия. Лист из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 66) Событие восстановления иконопочитания нашло отражение в отдельной композиции на иконах праздника Торжества Православия. Наиболее ранняя сохранившаяся икона датируется ок. 1400 г. (Британский музей, Лондон) - М. представлен в верхнем ряду, справа от престола, на котором лежит образ Божией Матери «Одигитрия», рядом с патриархом - игумен Студийского мон-ря, защитник иконопочитания прп. Феодор Студит. М. изображен в крещатом саккосе, левой рукой он прижимает к себе Евангелие, в правой держит крест; кресты также в руках у стоящих слева от престола св. имп. Феодоры и отрока имп. Михаила III. Основная схема иконы, зафиксированая в т. ч. в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота, практически без изменений повторялась в поствизант. период. Напр., кисти иконописца Э. Дзанфурнариса принадлежат 2 иконы, посвященные празднику Торжества Православия кон. XVI - нач. XVII в. (Музей греч. ин-та визант. и поствизант. исследований в Венеции; Музей Бенаки, Афины); сохранилась надпись с именем М. ( Казанаки-Лаппа М. Наследие Византии: Коллекция Музея греч. ин-та визант. и поствизант. исследований в Венеции. М.; Венеция, 2009. Кат. 58. С. 140-141). В минейных циклах образ М. помещен под 14 июня. Его изображение представлено в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 43v, 1322-1340 гг.) во 2-м клейме 4-частной листовой миниатюры: М. с короткими седыми волосами и короткой же округлой бородой напоминает ап. Петра, облачен в фелонь, с омофором, в покровенной левой руке держит Евангелие. В настенных минологиях в притворах ряда храмов образ М. сохранился: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18),- в рост, вместе со свт. Кириллом, еп. Гортины, и с прор. Елисеем, облачен в полиставрий (крещатую фелонь), обеими руками (левая скрыта под фелонью) держит Евангелие; седой, волосы вьющиеся, высокий лоб с проплешинами, борода клиновидная, длинная; в соборе Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391),- в рост, вместе с прор. Елисеем; в ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561),- погрудно.

http://pravenc.ru/text/Мефодием I.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ I РАНГАВЕ Коронация имп. Михаила I Рангаве. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 10) Коронация имп. Михаила I Рангаве. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 10) [Греч. Μιχαλ Ραγγαβ] (ок. 770-844) визант. имп. (811-813), сын патрикия Феофилакта Рангаве. Фамилия (в источниках есть также варианты написания: Ραγκβε, Ραγκαυ, Ραγκαβ), по одной из версий, имеет слав. происхождение (корень тот же, что и в слове «рука»; возможно значение «сильнорукий»). В 793 г. женился на Прокопии, дочери имп. Никифора I (802-811), после женитьбы получил должность куропалата. В браке с Прокопией родились 5 детей: 3 сына - Феофилакт, Ставракий и Никита (буд. патриарх К-польский свт. Игнатий ) и 2 дочери - Георго и Феофано. После гибели имп. Никифора I (811) в битве с болгарами в Вырбишском ущелье власть перешла к его сыну и соправителю, шурину М. Р. Ставракию. Однако Ставракий сам оказался тяжело ранен в той же битве, и надежды на его выздоровление практически не было. Политическая сила в то время была сосредоточена в руках доместика схол Стефана, логофета Феоктиста и М. Р., по их замыслу, Ставракия надо было сместить, а престол должен был занять М. Р., зять имп. Никифора I. Его кандидатуру поддерживал и патриарх К-польский свт. Никифор I . 2 окт. 811 г. М. Р. при поддержке синклита, войска и Церкви был провозглашен императором, Прокопия - августой, а старший сын - соправителем, при этом патриарх взял с М. Р. клятву в том, что он не будет нарушать церковные установления. Ставракий постригся в монахи и через неск. месяцев скончался (812). После восшествия на престол одной из главных задач М. Р. стало укрепление власти за счет достижения компромисса между противниками имп. Никифора и его сторонниками. В целом можно говорить о послаблении М. Р. налогового бремени, свойственного системе Никифора, особенно это касалось взыскания недоимок. При М. Р. снова вошли в практику щедрые пожертвования храмам и мон-рям.

http://pravenc.ru/text/2563700.html

Франки де Кавальери отметил, что в описанном указе императора против христиан просматриваются черты 4-го эдикта, изданного в 304 г. имп. Диоклетианом (284-305) и его соправителем Максимианом Галерием (293-311), и на основе этого, а также нек-рых др. наблюдений пришел к выводу, что греч. Мученичество не лишено исторической достоверности ( Franchi de " Cavalieri. 1953. Р. 219-220). Согласно лат. Мученичеству, К. был хорошо известен среди египтян. С юных лет он отличался добродетелью; в возрасте ок. 50 лет был избран епископом (при этом епископская кафедра не указывается) и многих обратил ко Христу. В 82 года К. был схвачен правителем Луцием, к-рый пытался принудить его совершить жертвоприношения языческим богам, а затем приговорил к сожжению заживо. Однако огонь не причинил епископу никакого вреда. Луций, пораженный чудом, прославил христ. Бога и отпустил К. После этого он продолжал проповедовать, многих наставлял в вере и крестил. Услышав об этом, Луций разгневался на епископа, и по его приказу К. отрубили голову. В нек-рых лат. рукописях (напр., Monac. 4554, 3-я четв. VIII в., а также в неизданной ркп. (BHL, N 2071) Paris. lat. 5306, XIV в.) говорится, что К. пострадал в Египте 9 июля, при имп. Деции и правителе Луции. Казнь сщмч. Кирилла, еп. Гортинского. Миниаюра из хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 40) Казнь сщмч. Кирилла, еп. Гортинского. Миниаюра из хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 40) В «Истории царей» Генесия (2-я пол. X в.) рассказывается о Кирилле, еп. Гортинском, чудотворце, пострадавшем за Христа. Согласно данному источнику, на месте казни мученика долгое время была видна его кровь, не менявшая цвет, и истекало миро ( Genesius. 1978. II 11). Нек-рые визант. хронисты (Псевдо-Симеон, Георгий Кедрин ) X-XII вв. считали, что Кирилл пострадал в период завоевания Крита арабами (IX в.). Однако, поскольку память еп. Кирилла, претерпевшего мученическую кончину от мусульман, не встречается в греч. церковных календарях и служебных Минеях, а кроме того, о нем не упоминают др. византийские источники, вероятно, в сочинении Генесия речь идет о К.

http://pravenc.ru/text/1840283.html

   001    002   003     004    005    006    007    008