Лит.: Massignon L. Élie et son rôle transhistorique, Khadirîya, en Islam//Élie le prophète. Bruges, 1956. Vol. 2. P. 269-289. (Les Études Carmélitaines; 35) (=Ibid.// i dem. Opera minora. 1963. T. 1. P. 142-161); Wensinck A. J. Ilya  s//EI. Vol. 3. P. 1156; Папазян А. А. Аль-Хидр и Илия: Мифические истоки аналогии//ППС. 1986. Вып. 28(91). С. 89-97; Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991. С. 126-128; Tottoli R. Elijah//Encyclopaedia of the Qur " a  n. Leiden, 2002. Vol. 2. P. 12-13. А. А. Турилов, Т. А. Артюхова, О. В. Лосева, С. А. Моисеева Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 346) память И. отмечается 20 июля без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 354-355), содержащем самую раннюю сохранившуюся редакцию Студийского синаксаря, 20 июля последование И. соединяется со службой Октоиха: на «Господи, воззвах» стихиры И. поются на 6, на «Славу» на стиховне вечерни исполняется самогласен И., указан отпустительный тропарь И. 4-го гласа     утреня совершается с пением «Бог Господь», исполняются 2 канона: Октоиха и И. 2-го гласа (тропари последнего по дважды), по 3-й песни - седален И., по 6-й - кондак И. 2-го гласа  ()      [  ]:, указан светилен    [  ], И. назначаются стихиры на хвалитех, на стиховне к стихирам Октоиха прибавляется самогласен И.; на литургии назначается прокимен из Пс 109 со стихом, Апостол - Иак 5. 10-20, аллилуиарий из Пс 98, Евангелие - Мф 17. 1-9 или Лк 4. 22-30. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 472) устав службы И. в целом совпадает с изложенным в Студийско-Алексиевском Типиконе, хотя имеет неск. особенностей: вечерня совершается без кафизмы, на паннихис - особой службе, к-рая в Евергетидском мон-ре обычно следовала за вечерней, назначается канон И. 4-го гласа, указан седален И.; на утрене исполняются каноны Богородице и И. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 168-169), представляющем южноитал. редакцию Студийского устава , память И. отмечается более торжественно: на вечерне совершается вход , читаются 3 паремии И. (первая - 3 Цар 17. 1-24; вторая - 3 Цар 18. 1, 17-46; 19. 1-16; третья - 3 Цар 19. 19-21; 4 Цар 2. 1, 6-14); на утрене исполняются 3 антифона (Пс 96, 111, 98), седален И., поются степенны , прокимен из Пс 104, «Всякое дыхание» , читается Евангелие - Мф 23. поются 2 канона И., великое славословие ; указания для литургии те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, за исключением прокимна, к-рый в данном случае берется из Пс 63.

http://pravenc.ru/text/389301.html

А. Н. Крюкова Гимнография В древнем Иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе, память К. отмечается 5 июня; назначается общее последование мученикам ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. T. 2. P. 14). В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память К. совершается 6 марта (служба подробно не описана) ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 242). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, К. не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава , память К. отмечается 5 марта; богослужебное последование К. содержит минимальный набор песнопений: канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа авторства Иосифа Песнописца , цикл стихир-подобнов и седален ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 423). Согласно древнейшим сохранившимся редакциям Иерусалимского устава , напр. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., память К. совершается 5 марта; назначается служба с пением на утрене « Аллилуия » (см.: Lossky. Typicon. P. 195). Такие же указания содержатся в первопечатном греч. Типиконе 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. в день памяти К. 5 марта также назначается служба с «Аллилуия», однако, если этот день придется на субботу, следует совершать службу с пением на утрене « Бог Господь », для чего указывается отпустительный тропарь К. 4-го гласа      также в Типиконе 1610 г. отмечены кондак К. 3-го гласа             канон 6-го гласа, цикл стихир-подобнов и седален. В Типиконе 1633 г. память К. отмечается 4 марта; указаны только отпустительный тропарь и кондак. В пореформенных изданиях Типикона 1682 и 1695 гг. память К. отмечается 5 марта, назначается служба с «Аллилуия», указан кондак. Последование К., содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа      (только в рус.- см.: Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 143), кондак 3-го гласа            (Там же.

http://pravenc.ru/text/1841964.html

Только основа (тропарь, канон и некоторые стихиры) совр. корпуса песнопений В. восходит к богослужебным книгам периода действия Студийского устава; в них не встречались песнопения, посвященные обоим апостолам., такие песнопения, как правило, были включены в последования не ранее XVII в. Тропарь общий 3-го гласа «          »; кондак 4-го гласа, подобен «Явился еси»: «          »; канон 2-го гласа, творение Феофана (согласно греч. Минее и Евергетидскому Типикону), ирмос: «Εν βυθ κατστρωσε ποτ» (        ), нач. «Ο προγνστης πντων κα Θες, τ τς διανοας σου, θεοειδς καθορν ξελξατο» (                  ); канон В. связан с каноном ап. Варнаве: у них одинаковые ирмосы, в греч. Минее Богородичны есть только у канона Варнавы (как в рус. Минее под 4 дек.), в студийских Минеях каноны помещаются раздельно, Богородичны в песнях 6, 8 и 9 совпадают (напр., в Минее РНБ. F. п. I. 36, XI в.); самогласнов В. нет, только 1 самогласен, в к-ром прославляются оба апостола (др. самогласны в службе - Варнавы); В. посвящена одна группа из 3 подобнов, в др. 2 группах стихир прославляются оба апостола. Седальны взяты из Общей Минеи. В греч. Минее есть иные 2 самогласна, посвященные апостолам В. и Варнаве. По рукописям известен также канон В. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, творение Иосифа, с акростихом: «Υμν γεγηθς τν καλν μοι προσττην. Ιωσφ» (Пою с радостию доброго моего предстателя. Иосиф), ирмос: «Υγρν διοδεσας σε ξηρν» (        ), нач.: «Υπρφωτος λιος γεγονς νσει το Λγου» (Пресветлое солнце, рожденное союзом Слова) (Ταμεον. Σ. 214). Акростих этого канона почти совпадает с акростихом канона В. на 25 авг. Апостольское чтение на литургии - Деян 11. 19-26, 29-30 (выбрано в связи с упоминанием ап. Варнавы); Евангельское чтение - общее. В греч. Минее указано др. апостольское чтение - 1 Кор 4. 9-16 (общее чтение апостолам). Апостолы Варфоломей и Симон. Перегородчатая эмаль. Фрагмент Хахульского триптиха. Х в. (Гос. музей искусств Грузии. Тбилиси) Апостолы Варфоломей и Симон. Перегородчатая эмаль. Фрагмент Хахульского триптиха. Х в. (Гос. музей искусств Грузии. Тбилиси) Служба 25 августа. В Типиконе Великой ц. IX-X вв. отмечена память В. вместе с памятью ап. Тита, богослужебные указания относятся к др. памятям этого дня ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 382-383). В студийских Типиконах предписана служба с «Бог Господь», но в отличие от Типикона Великой ц. в Студийско-Алексиевском ( Пентковский. Типикон. С. 365), Евергетидском ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 494) и Мессинском ( Arranz. Typicon. P. 182) Типиконах, а также в студийских Минеях ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 76) памяти В. и Тита разделены: 25 авг.- память ап. Тита, а 24 авг.- перенесения мощей В. В Типиконе Георгия Мтацминдели XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 271) память перенесения мощей В. приходится на 25 авг. в соединении со службой ап. Тита.

http://pravenc.ru/text/154389.html

В последующей традиции «Н.» закрепились за службой, совершаемой в полночь келейно: они составляют центральную часть этой службы в древнейших сохранившихся палестинских Часословах IX в. (напр., в Sinait. gr. 864 - см.: Maxime (Leila) Ajjoub. Livre d " Heures du Sinai (Sinait. gr. 864). P., 2004. P. 238-240. (SC; 486)) и в монастырских уставах. В кафедральном послеиконоборческом богослужении Константинополя «Н.» были важнейшим элементом воскресной песненной утрени (в составе «песненного последования»). В Типиконе Великой церкви IX-XI вв. «Н.» указаны на утрене в сыропустную неделю, в 1-ю неделю Великого поста, на Пасху и в Фомину неделю (см.: Mateos. Typicon. T. 2. P. 8, 20, 92, 108). «Н.» делились на 3 антифона, причем иногда на 3-м антифоне назначался тропарь и совершался вход . Согласно реконструкции песненной утрени, выполненной М. Н. Скабаллановичем, «Н.» начинались с возглашения певцом темы псалма и его припева: «Непорочнии в путь. Аллилуия». Деление стихов «Н.» на статии (антифоны) не отличалось от совр. деления на 3 «Славы»: 1-я - стихи 1-72; 2-я - 73-131; 3-я - 132-176. «Аллилуия» служила припевом к 1-й и 3-й статиям, «Вразуми мя, Господи» - ко 2-й статии. Пение «Н.» сопровождалось каждением: священник сначала кадил притвор, потом он переходил боковыми дверями в закрытый еще храм и кадил его, а затем алтарь. Оставив кадило в алтаре и взяв запрестольный крест, иерей возвращался в притвор. При пении ст. 170 (              ) совершался торжественный вход из притвора в храм: священник открывал врата, велегласно пелось входное, духовенство во главе с архиереем (если он присутствовал) входило в храм через царские (центральные) врата, а молящиеся - через боковые двери. По входе заканчивалось пение «Н.», за к-рым следовала песнь 3 отроков «Благословите...» и продолжалась песненная утреня (см.: Скабалланович. 2004. С. 339, 345-346). В Студийском уставе «Н.» назначались в качестве обязательного келейного правила в полночь (     - речь идет именно о времени, а не об особой службе) в древнейшей его редакции - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 413). В более поздней редакции южно-италийского происхождения - Мессинском Типиконе 1131 г.- пение «Н.» назначается уже в общем богослужебном собрании - на полунощнице (μεσονκτιον), службе, предваряющей утреню и отделяемой от нее лишь небольшим перерывом ( Arranz. Typicon. P. XXXV, 291, 418).

http://pravenc.ru/text/2565050.html

752 Devreesse R. La vie de S. Maxime le confesseur et ses récensions//AB. 46. 1928. P. 22, строка 6 (=BHG §1234). 753 PG 4, 141C. В аутентичности этого текста нет причин сомневаться, см. Balthasar H. U. von Das Problem der Dionysius-Scholien//Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus» des Bekenners, 2nd ed. Einsiedeln, 1961. S. 644–672. 755 Mateos J. Typicon 2,31–33, прим. 2, 38–39, 78–79 и прим. 6, index, 300; Arranz М. Sacrements I, особ. 1.1–8; Arranz M. Evolution des rites d " incorporation et de réadmission dans l " Eglise selon l " Euchologe byzantin//Gestes et paroles dans les diverses familles liturgiques. Conférences S.-Serge, XXIVe Semaine d " études liturgiques, Paris, 28 juin-1 juillet 1977. BELS. 14. Rome, 1978. P. 37–53. 756 Mateos M. Typicon; Праксапостол по списку Dresden A 104 приводится: Дмитриевский А. А. Типиконы. С. 154–56; См. Arranz М. Sacrements I, 4–5, 43–49, 64, 377–397. 759 Miller T. S. The Orphans of Byzantium: Child Welfare in the Christian Empire. Washington (DC), 2003. P. 224. 760 Григорий Назианзин (ок. 330 – †390) Слово 40, 28; но Слово 40, 17 советует крестить новорожденных младенцев: Grégoire de Nazianze Discours 38–41/Moreschini C. (ed.)//SC. Vol. 358. Paris, 1990. P. 262–265, 232–235; Житие преп. Елизаветы Константинопольской (до 591 г.), Halkin F. Sainte Elizabeth d " Héraclée, abbesse à Constantinople//AB. Vol. 91. 1973. P. 249–264, здесь 255–256 (=BHG §2121); and Reg. §592 (886–893 it.) and §972.1 (1094 г.). Д. Райт (Wright. P. 389–394) рассматривает этот вопрос и приводит всю необходимую литературу (первичную и вторичную); богословское обоснование: Baun J. The Fate of Babies Dying before Baptism in Byzantium//Studies in Church History. Vol. 31. 1994. P. 115–25. 767 Об этой интерполяции см. Palladios Dialogue sur la vie de Jean Chrysostome/Malingrey A.-M. (ed.)//SC. Vol. 342. Paris, 1988. P. 55–58. 768 Т.е над ними еще не были совершены чины христианского посвящения, состоящие из Крещения, Миропомазания и Евхаристии. 769 SC 342, 82–87, строки 150–164; См. Van de Paverd F. Messliturgie. P. 533–534. Одежды принадлежала женщинам, которые в обнаженном виде ожидали таинства Крещения. Здесь приведен русский перевод по изданию: Диалог Палладия, еп. Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаж. Иоанна, еп. Константинопольского, Златоуста./Перевод, вступительная статья и комментарий А. С. Балаховской. Москва: ИМЛИ РАН, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

567 По кодексу 2062 Аллилуиарион (техническое слово для мелодии для пения Аллилуиа) мог меняться на определенные стихи псалма. Аллилуиариа названы именами композиторов. 569 Антифоны содержат всегда те же самые псалмы и поются с теми же припевами, поэтому на этой «неделе» мы указываем только на антифоны, чтобы показать их распределение. В этом распределении есть достаточное количество неожиданностей: напр. в воскресенье вечером повторяются антифоны I-VI, которые уже пелись в субботу вечером, между тем как пропускаются антифоны VII-XII; трудно объяснить эту аномалию просто рассеянием переписчика. 570 Трудно объяснять этот пропуск целых двух антифонов в понедельник и вторник, и одного в среду, и за то, только на Вечерне. Вероятно, причина не в рассеянности переписчика. 571 Повторение LXVII антифона (псалмы 143 и 144) на этой Вечерне, тем менее понятно, что через него соединялись два нечетных антифона, с Аллилуиа: LXVII и XV; это действительно единственный случай такого соединения. Прибавление этого антифона мало понятно также по той причине, что в неделе В была тенденция сокращать Вечерню через пропуск некоторых антифонов. 572 А. Дмитриевский , Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока, I, Киев 1895, с. 1–152. Смотри и дополнительные документы, после стр. 152. Смотри и предисловие, о понятии Типикона и о типиконах патриарших и монашеских. 573 J. Mateos, Le Typicon de la Grande Eglise. Ms. Sainte-Croix n° 40, du X e siècle (­ Orientalia Christiana Analecta, 165, 166) Rome 1962–3. См. и Дмитриевский, Описание..., III, Петроград 1917, с. 766–8. 574 А. Дмитриевский , Древнейшие патриаршие типиконы: Святогробский Иерусалимский, и Великой Константинопольской Церкви. Критико-библиографическое исследование, Киев 1907. См. и Mateos (прим. 57), стр. VIII. См. Bertoniere (прим. 35), стр. 114. 575 См. напр. гл. V, с. 194..., примеч. 18 (с. 215) и гл. VI, с. 234... Другие документы этого типа см. в изданиях Дмитриевского, Матеоса и Бертоньера. См. также Prophaetologium, ed. С. HØeg et G. Zuntz (­ Monumenta Musicae Byzantinae. Lectionaria, I) Copenhagen 1939 et ss. Вопрос о взаимоотношениях Типикона и Канонаря- Синаксаря или Синаксаря-Канонаря см. выше, прим. 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Klentos J. The Typology of the typikon as Liturgical Document//The Theotokos Evergetis... P. 294–305. Mateos J. Le Célébration de la Parole dans la liturgie byzantine. Rome, 1971. Mateos J. Le typicon de la Grande Église. 2 Vols. Rome, 1962–63. Noret J. Ménologes, synaxaires, menées. Essai de clarification d’une ter- minologie//AB. T. 86. 1968. P. 21–24. Pantelakis E. G. Livres ecclesiastiques de 1’orthodoxie//Irenikon. T. 13. 1936. P. 521–577. Petit L. La grande controverse des Colybes//EO. T. 2. 1898–99. P. 321–331. Salaville S. Messe et communion d’après les Typica monastiques byzantins du X е an XIV е siècles//OCP. T. 13. 1947. P. 282–298. Schulz H.-J. Die byzantinische Liturgie. Glaubenszeugnis und Symbolgestalt. Trier, 1980. Souliotes G. To Kollyba. Athens, 1986. Taft R. The Byzantine Office in the Prayerbook of New Sketë Evoluation of a Proposed Reform//OCP. T. 48. 1982. P. 336–370. Taft R. The Liturgy of the Great Church: An Initial Synthesis of Structure and Interpretation on the Eve of Iconoclasm//DOP. T. 34–35. 1980–81. P. 45–75. Taft R. Liturgy of the Hours in East and West. Collegeville, 1986. Taft R. Mount Athos: A Late Chapter in the History of the Byzantine Rite//DOP. T. 42. 1988. P. 179–194. Taft R. The Synaxarion of Evergetis in the History of Byzantine Liturgy//The Theotokos Evergetis... P. 274–293. Taft R. Liturgical Typikon//ODB. P. 2131–2132. Trombley F., Kazhdan A. Kollyba//ODB. P. 1137–1138. Wellesz E. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxford, 1961. XVI.       Монашество и церковная реформа Boojamra J. L. Church Reform in the Late Byzantine Empire. A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Thessaloniki, 1982. Boojamra J. L. Social Thought and Reforms of Athanasios of Constantinople (1289–1293; 1303–1309)//Byzantion T. 55. 1985. P. 332–382. Gautier P. Diatribes de Jean l’Oxite contre Alexis I er Comnene//REB. T. 28. 1970. P. 5–55. Gautier P. L’édit d’Alexis I er Comnene sur la réforme du clergé//REB. T. 31. 1973. P. 165–201.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

222 Mateos J. Un horologion inédit de S. Sabas: Le Codex sinaïtique grec 863 (IXe siècle)//Mélanges E. Tisserant. Vol. III=ST. Vol. 233. Vatican, 1964. P. 47–76; Ajjoub M. Sr. Le Codex Sinaiticus Gr. 864 (IXe s.). Horologion, I: Introduction et traduction française, II: Texte grec et index, diss. Rome: PIO, 1986. Эта важная диссертация, написанная под руководством проф. М. Арранца находится в стадии публикации в серии SC, см. также Arranz M.Etapes. P. 57. 223 О псалтыри песненного последования см. Arranz M. L " office de l " Asmatikos Hesperinos, IIe partie: La psalmodie//OCP. 1978. 44. P. 391–419; id.. Les prières sacerdotales des vêpres byzantines. P. 109–122; id. L " office de l " Asmatikos Orthros. P. 137–146; Strunk O. Office. P. 175–202. 224 Strunk O. Office. P. 180–202 passim, особ. 200–201. Распределение псалмов по службам песненного последования приписывается патр. Анфиму (535–536); Arranz M. Etapes. P. 50. 225 Strunk O. Office. P. 180–202, больше подробностей приводит статья М. Арранца, упомянутая в прим. 223. 226 За подсчет стихов данной, а также палестинской псалтыри (нижеследующей) я признателен М. Арранцу. О рефренах см. прим. 223. 228 Об этой рукописи см. Амфилохий; Кондаков Н.П. Миниатюры греческой рукописи псалтири IX века из собрания А. И. Хлудова. Москва, 1878; Щепкина М.В. Исследование лицевого греческого кодекса IX в. (Хлуд. 129-д)//Slavia. 36. Прага, 1967. С. 601–604 и особ. факсимильное издание под ред. Щепкиной Миниатюры Хлудовской псалтыри: Греческий иллюстрированный кодекс IX века. Москва, 1977. Н. Малицкий, по-видимому, первый раскрыл кафедральный характер данной псалтыри в статье Malickij N. Le psautier byzantin à illustrations marginales du type Chludov est-il de provenance monastique?//L " art byzantin chez les Slaves, 2 me recueil. Orient et Byzance. T. 5. Paris, 1932. P. 235–243. 229 Антифонарий также назывался «Псалтырью»: ср. Mateos J. Typicon II, 327–328. В литургике, как и в других областях, византийские термины часто многочисленны и расплывчаты.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

«Апокалипсис апостола Варфоломея» («Откровения Варфоломея») наименее изучен; видимо, является, поздней компиляцией. Лит.: Budge E. A. W. The Contendings of the Apostles. L., 1901; Schermann T. Prophetarum vitae fabulosae indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicate. Lpz., 1907. S. 110; Quasten. Patrology. Vol. 1. P. 127; Brownrigg R. The Twelve Apostles. N. Y., 1974; Leidig E. Natanael, ein Sohn des Tholomäus//Theologische Zeitschrift. 1980. Bd. 36. S. 374-375; Esbroeck M. , van. The Rise of St. Bartholomew " s Cult on Armenia//Medieval Armenian Culture. Chico (Calif.). 1984. P. 161-178; Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d " apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée//AnBoll. 1990. T. 108. Fasc. 1-2. P. 51-70; NTApo. Tüb., 1991-19926. Bd. 1. S. 424-440; Bd. 2. S. 404-408. Э. П. С., Э. П. А. Гимнография Служба 11 июня. В Типиконе Великой ц. IX-X вв. память В. дана вместе с памятью ап. Варнавы, выписана служба на литургии (общая апостолам, Евангельское чтение - Лк 9. 1-10. 1. 16-21, причастен Пс 32.1). Согласно рукописи Hieros S. Crucis gr. 40, X в., на Пс 50 поется тропарь 3-го гласа «Απστολοι νδοξοι, πρεσβεσατε τ λεμονι Θε να πταισμτων [φεσιν παρσχ τας ψυχας μν]» (                      ) ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 80; Mateos. Typicon. T. 1. P. 310, 312). По всем редакциям Студийского устава в день памяти В. и Варнавы совершается праздничная служба с «Бог Господь». В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 169 об.- 170) память апостолов отмечается отдыхом от трудов. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 459-460) и Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 157-158) отменяется вечерняя кафизма, кроме того, по Мессинскому Типикону кафизмы на утрене заменяются на особые праздничные антифоны. В богослужении по Иерусалимскому уставу происходило постепенное увеличение степени праздничности последования апостолам. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. указано совершать шестеричную службу (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); в Типиконе 1633 г. нет знака, служба описана кратко. По Чиновнику московского Успенского собора 1633 г. также не совершалась праздничная служба: «Вечер и утро благовест в лебед, звон в два колокола, поют по уставу» ( Голубцов А. П. Чиновники московского Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908. С. 56). В Типиконе 1695 г. служба с великим славословием, стихиры на стиховне и седальны апостолов. В совр. греч. Минее последование практически то же (только седальны после кафизм на утрени Октоиха). Согласно указу Свящ. Синода от 20 сент 1722 г., каждому апостолу от 12 должна совершаться полиелейная служба ( Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993р. [Т. 1.] С. 242), что было закреплено в последующих изданиях Типикона, включая использующееся ныне в РПЦ.

http://pravenc.ru/text/154389.html

В Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.), составленный кард. Цезарем Баронием , сведения о К. внесены под 26 сент. Ист.: BHG, N 290z - 291c; BHO, N 185; PG. 115. Col. 881-900; Vitae et Passiones Sanctorum Selectae ex Eclogariis. Venice, 1874. Vol. 1. P. 656-686; Conybeare F. C. The Armenian Apology and Acts of Apollonius and Other Monuments of Early Christianity. L., 1896. P. 289-336; SynCP. Col. 81-83; Halkin F. La Passion ancienne de S. Callistrate//Byz. 1983. T. 53. Fasc. 1. P. 233-249; ЖСв. Сент. С. 592-600; Νικδημος. Συναξαριστς. 1993 3. Τ. 1. Σ. 225-227. Лит.: ActaSS. 1760. Sept. T. 7. P. 190-195; Ibid. 1867. P. 174-179; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 300; Т. 3. С. 400; Delehaye. Origines. P. 256; Gouillard J. Callistrate (1)//DHGE. 1949. Vol. 11. Col. 449; Rinoldi A. Callistrato//BiblSS. Vol. 3. Col. 692-693; Janin. Églises et monastères. P. 275-276; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 246. О. В. Л. Гимнография Память К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 50) 27 сент. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. К. не упоминается. Последование К., согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 285), включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов, дополнительную стихиру-подобен, седален. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 173) К. назначается служба с «Бог Господь» и тропарем; указан общий отпустительный тропарь мученику Ο μαρτς σου Κριε (      ). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. помещен общий тропарь мученикам (К. и воинам, с ним пострадавшим). В первопечатном Московском Типиконе 1610 г. указания те же, что и в первопечатном греческом. В издании Московского Типикона 1633 г. в последование К. был добавлен кондак, а в исправленном издании Типикона 1682 г. 27 сент. появился 2-й кондак К. Последование К., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: общий отпустительный тропарь мученикам 4-го гласа Μρτυρς σου Κριε (      ); кондак 4-го гласа Ωσπερ στρον μγιστον (Яко звезда великая...- только в совр. греч. Минее; этот же кондак встречается в слав. Минеях XV в.- см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 236), кондак 4-го гласа Τος πολυτρπους ακισμος (     - только в совр. рус. Минее, греч. оригинал известен по рукописям - см.: Там же. С. 203); канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Τ παμμεγστ προσλαλ Καλλιστρτ. Ιωσφ (К всесильному обращусь Каллистрату. Иосифов), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισμα ναπμψωμεν λαο (      ), нач.: Τρβον διοδεσας (Стезю шествовав); цикл стихир-подобнов, стихира-самогласен; седален; светилен (разные в греч. и рус. Минеях).

http://pravenc.ru/text/1320119.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010