В Иадгари - сохранившемся в груз. переводе гимнографическом прибавлении к иерусалимскому Лекционарию, отражающем практику VII-X вв.,- для каждого из 3 дней приведено по трипеснцу, 2 группы стихир (для утрени (на хвалитех) и вечерни (на «Господи, воззвах»)), тропарю вечерни (те же, что и в Лекционарии, но тропарь есть и у Вел. понедельника - 5-го гласа, нач.: «Придите, верные, Страсти Спасителя») и прокимну ( Метревели. Иадгари. С. 177-185). В соборном богослужении Константинополя IX-XII вв. отраженном в Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 66-71), эти дни практически не отличались по своим литургическим особенностям от седмичных дней Великого поста. В каждый из 3 дней совершались утреня, тритекти (особая служба, заменяющая дневные часы), вечерня с литургией Преждеосвященных Даров , паннихис (торжественная служба накануне праздников, а также на 1-й седмице Великого поста и Страстной седмице). Тритекти и вечерня, как и в будние дни поста, имели 3 паремии (1 на тритекти и 2 на вечерне), причем прокимны этих паремий (по 2 на тритекти и вечерне) в эти дни продолжали обычный великопостный ряд (прокимны заимствуются из псалмов Псалтири по порядку их следования, так что в первые 3 дня Страстной седмицы выпеваются прокимны из Пс 125-137). Паремии, напротив, взяты не из книг Бытия, Притчей Соломоновых и прор. Исаии (как в будние дни поста), но из книг Исход, Иова (на вечерне) и прор. Иезекииля (на тритекти). Важнейшее отличие служб этих дней от обычных великопостных - чтение Евангелия на вечерне. Паремии 3 дней представляют собой последовательное чтение 3 книг ВЗ - Исхода (1. 1-20; 2. 5-10; 2. 11-22 соответственно для каждого из 3 дней), Иова (1. 1-12; 1. 13-22; 2. 1-10 соответственно для каждого из 3 дней) и прор. Иезекииля (1. 1-20; 1. 21-28; 2. 3-3. 3 соответственно для каждого из 3 дней) и не связаны непосредственно с темами этих дней (появление подобных чтений в чине вызвано к-польской практикой прочитывать в течение Великого поста и Страшный Суд. Миниатюра из Евангелия. XVI-XVII вв. (РГБ. Ф. 178. Л. 73 об.) |
ГЕОРГИЙ И ФЕОДОР расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ И ФЕОДОР предыдущая статья следующая статья печать библиотека 11 , С. 61 опубликовано: 16 января 2011г. ГЕОРГИЙ И ФЕОДОР мученики (пам. греч. 20 и 21 июля). Время и обстоятельства мученической кончины неизвестны. Упоминаются под 20 июля в Типиконе Великой ц. X в. и под 21 июля в Синаксаре К-польской ц. X в. В более поздних календарях - в греч. стишных синаксарях и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца - память мучеников отмечена под 21 июля. Ист.: SynCP. Col. 831-834; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 346; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 90. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 219-220. Рубрики: Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) Ключевые слова: Святые Греческих Православных Церквей Мученики Греческих Православных Церквей Георгий и Феодор, мученики (пам. греч. 20 и 21 июля) См.также: АВДА И АВДИЕС (IV в.), епископы, мученики Персидские (пам. греч. 14, 16 или 17 мая, 28 окт.) АВДА И САВА мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 8 июля) АВЕРКИЙ мч. (пам. греч. 5 дек.) АВРААМ мч. (пам. греч. 31 окт.) - см. Стефан, Варнава и др. АВРИКИЙ мч. (пам. греч. 28 февр.) АГАПИЙ († 304), мч. Каппадокийский (пам. греч. 22 нояб.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕГЛОН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 18 , С. 30 опубликовано: 22 мая 2013г. ЕГЛОН [греч. Αϒλων], прп. (пам. визант. 16, 17 авг.). Время и место жизни неизвестны. В визант. синаксарях назван отшельником. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) он упоминается под 17 авг., в Типиконе Великой ц. IX-X вв. и в большинстве визант. календарей - под 16 авг. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 106; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 376). Память Е. вошла в греч. стишные синаксари, затем в переведенный в XIV в. юж. славянами стишной Пролог и затем в ВМЧ. Однако сведения о Е. не были включены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и не содержатся в совр. календарях Греческих Церквей и РПЦ. Ист.: SynCP. Col. 896, 903-905. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 248-249; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 17. Рубрики: Византийские святые Ключевые слова: Преподобные Греческих Православных Церквей Святые византийские Еглон, преподобный (пам. визант. 16, 17 авг.) См.также: ВЛАСИЙ (ок. 830 - 910/911/912), прп. Аморийский (пам. греч. 20 дек., 18 февр., 31 марта) ГЕОРГИЙ МАЛЕИН (V-VI вв.), прп., Пелопоннесский (пам. 4 апр.) ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ († 475), прп. (пам. 4 марта, пам. визант. 20 марта) ГЕРМАН († 899), основатель мон-ря Косиница (Греция), прп. (пам. визант. 12 мая) ДОМЕТИЙ прп. (пам. греч. 26 янв.) ЕВВИОТ прп. Студийский (пам. визант. 16 сент.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИАДНА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 3 , С. 221 опубликовано: 10 ноября 2008г. АРИАДНА († 515), св. (пам. греч. 22 или 23 авг.), августа, старшая дочь и наследница имп. Льва I . С 466/67 г. замужем за Зиноном , с 491 г.- за Анастасием I , к-рые благодаря браку с ней получили имп. власть. А. местно почиталась в К-поле. Память А. содержится в визант. календарях к-польского происхождения: 22 авг.- в Типиконе Великой ц. IX- X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 380) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 916), 23 авг.- в ряде греч. синаксарей (напр., Paris. 1617, 1071 г.). Ист.: SynCP. Col. 916-917. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 254; ODB. Vol. 1. P. 166-167; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 54. О. В. Л. Рубрики: Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) Византия. Персоналии Ключевые слова: Святые Греческих Православных Церквей Ариадна († 515), августа, дочь императора Льва I, святая (пам. греч. 22 или 23 авг.) См.также: ААРОН мч. Иерусалимский (пам. греч. 21 окт.) - см. Иерусалимские мученики, 60 АВВАКУМ ( † 1628), нмч. Солунский (пам. греч. 6 авг.) АВДА И АВДИЕС (IV в.), епископы, мученики Персидские (пам. греч. 14, 16 или 17 мая, 28 окт.) АВДА И САВА мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 8 июля) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Col. 689; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 294) и ап. Иуды Зилота под 20, 22, 23 и 29 мая ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 75; SynCP. Col. 697, 702, 704, 709; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 298). Груз. календари, следующие древней иерусалимской богослужебной традиции, указывают память ап. И. (без уточнений, какого именно) 23 янв., 14 и 22 мая (более поздняя приписка), 30 авг. ( Garitte. Calendrier. Palestino-Georgien. P. 46, 66, 67, 87) и память ап. Фаддея (без уточнения, от 12 или от 70) - 20 дек. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 146; Garitte. Calendrier. P. 111; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Т. 2. P. 57). В средневек. сир. яковитских календарях память ап. И., сына (sic!) Иакова, отмечается 27 янв., 19 и 26 июня (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Ed. F. Nau P., 1915. P. 71, 80, 122. (PO; T. 10. Fasc. 1)), память Иуды, апостола от 12,- 22 мая (Ibid. Р. 78), память св. Иуды, «епископа Иерусалима и мученика»,- 31 мая (Ibid. Р. 79), память ап. Иуды (без уточнений) - 11 мая (Ibid. P. 100, 110), память ап. Аддая - 13 мая (Ibid. Р. 77, 95), 14 мая (Ibid. Р. 40-41, 100, 110), 26 июня, 20 авг., 1 окт. и 9 дек. (Ibid. Р. 51, 68, 124, 127). В маронитской традиции известно празднование памяти ап. Леввея 14 окт. ( Gebrail Ibn al-Qola‘i. Un ancien calendrier de l " Église Maronite//Martyrologes et ménologes orientaux/Éd. R. Griveau. P., 1915. P. 351) и 18 окт. в календаре XVI в. (Vat. syr. 349), печатных Часослове 1624 г. и Миссале 1716 г. Память, отмечаемая 18 окт., встречается и в ряде араб. мелькитских Синаксарей XVII-XVIII вв., адаптированных маронитами ( Sauget J.-M. Premières recherches sur l " origine et les caractéristiques des Synaxaires melkites (XIe-XVIIe siècles). Brux., 1969. P. 308-310), где сказание о святом фактически совпадает с араб. версией Мученичества апостола Фаддея (The Mythological Acts of the Apostles/Ed. A. S. Lewis. L., 1904. P. 120-125). Согласно арм. «Деяниям апостола Фаддея», он пострадал 13 калоца, т. е. 21 дек. (Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. |
«Единородный Сыне». Икона. 1668 г. (ГТГ) «Единородный Сыне». Икона. 1668 г. (ГТГ) По мнению Х. Матеоса, «Е. С.» первоначально служил входным песнопением на литургии, что согласуется с известным по к-польской кафедральной традиции употреблением его в том же качестве (без антифонов) во время процессии из храма Св. Софии в ту или иную стациональную церковь ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 142; Idem. Celebration. P. 50-51). Согласно иерусалимскому списку Типикона Великой ц. (Hieros. S. Crucis. 40, X в.), на литургии в воскресенья и непраздничные дни «Е. С.» был припевом к 3-му антифону (Пс 94, включая входный стих - Пс 94. 6а), когда же к 3-му антифону присоединяли особый тропарь, «Е. С.» пели со 2-м антифоном на ξα ( ) или не пели вовсе ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 94, 110, 138, 308; idem. Celebration. P. 50-51). В Порфирия Евхологии (РНБ. Греч. 226, X в.), происходящем из Юж. Италии, «Е. С.» указан на литургии в качестве воскресного входного песнопения в составе 3-го антифона (после Пс 94. 6), причем на ξα Κα νν ( ) должно было повторяться окончание тропаря со слов: ες ν τς ϒας τριδος ( ) (см.: Thibaut J. B. Monuments de la notation ekphonétique et hagiopolite de l " Église Grecque. St.-Pb., 1913. Part. 3. P. 1-11). Как полагал Матеос, такое же повторение окончания тропаря практиковалось и в К-поле. В списке Евхология Порфирия, уже вскоре после его создания, «Е. С.» и стих Пс 94. 6 были вычеркнуты, что, вероятно, свидетельствует об изменении положения «Е. С.», к-рый стали петь не с 3-м, а со 2-м антифоном литургии ( Красносельцев. Рукописи Ватиканской б-ки. Прил. 1. С. 285, прим. 1; Mateos. Celebration. P. 52). С XI в., когда увеличилось число тропарей годового круга, к-рые пелись после 3-го антифона литургии, припевом к последнему стал стих «Спаси ны, Сыне Божий...», а «Е. С.» был окончательно присоединен ко 2-му антифону в качестве заключительного тропаря ( Mateos. Celebration. P. 19, 54, 86; Taft. Great Entrance. P. 88). Эта практика засвидетельствована в ряде памятников XI в. (литургические рукописи, толкование, носящее имя Николая Андидского, см.: Mateos. Celebration. P. 48, 50-52; Taft. 2001. Р. 71) и сохраняется в правосл. богослужебной традиции до наст. времени - «Е. С.» всегда поется в конце 2-го литургийного антифона, вне зависимости от того, какие именно антифоны исполняются: праздничные, вседневные или изобразительные (в первых 2 случаях «Е. С.» должно петься на в 3-м - на но на практике и в этом случае «Е. С.» нередко поется на ) |
Macomber, 1977 – Macomber W. F. The Greek Text of the Coptic Mass and of the Anaphoras of Basil and Gregory According to the Kacmarcik Codex//OCP. 1977. Vol. 43. P. 308–334. Maj, 1993 – Maj J. M. Coislin 213: Eucologio della Grande chiesa: Manoscritto greco della Biblioteca Nazionale di Parigi (ff. 101–211). Diss.: R., 1993. Mandalà, 1935 – Mandalà M. La protesi della liturgia nel rito bizantino-greco. Grottaferrata, 1935. Matejic, Bogdanovic, 1989 – Matejic M., Bogdanovic D. Slavic Codices of the Great Lavra Monastery: A description. Sofia, 1989. Mateos, 1964 – Mateos J. Un Ηorologion inédit de St.-Sabas: Le Codex sinaïtique grec 863 (IXe siècle)//Mélanges Eugene Tisserunt. Vol. 3: Orient Chrétien. Città del Vaticano, 1964. (ST; 233). P. 47–77. Mateos, 1965–1968 – Mateos J. Évolution historique de la liturgie de saint Jean Chrysostome//Proche-Orient Chrétien: Revue d’études et d’informations. Jérusalem,, 1965. Vol. 15. P. 333–351; 1966. Vol. 16. P. 3–18, 133–142; 1967. Vol. 17. P. 141–176; 1968. Vol. 18. P. 305–325. Mateos, 1971 – Mateos J. La célébration de la Parole dans la liturgie byzantine. R., 1971. (OCA; 191). Matthes, 1990 – Matthes E. Katalog der slavischen Handschriften in Bibliotheken der Bundesrepulik Deutschland. Wiesbaden, 1990. Meester de, 1908 – Meester P., de. Les origins et les développement du texte grec de la liturgie de S. Jean Chrysostome//ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΙΚΑ. P. 245–358. Mercier, 1974 – La liturgie de Saint Jacques/B.-Ch. Mercier, éd. crit. et trad. Turnhout, 1974. (PO; 126. 2). Meyendorff, 1991 – Meyendorff P. Russia, Ritual and Reform: The Liturgical Reforms of Nikon in the 17th Century. N. Y., 1991. Minisci, 1948–1950 – Minisci T. Le preghiere πισθμβωνοι dei codici criptensi//Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. Grottaferrata, 1948. Vol. 2 (N. S.). P. 65–75, 117–126; 1949. Vol. 3. (N. S.). P. 3–10, 61–66, 121–132, 185–194; 1950. Vol. 4. (N. S.). P. 3–14. Mošin, 1952 – Mošin V. irilski rukopisi Jugoslavenske Akademije. Zagreb, 1952. Nahtigal, 1941–1942 – Euchologium Sinaiticum: Starocerkvenoslovanski glaloski spomenik/Izd. priredil R. Nahtigal. Ljubljana, 1941. Del. 1. P. XI–XII, XXIV; 1942. Del. 2. P. V, 339–340, 377–378. |
Louth. Denys A.Louth. Denys the Areopagite. London, 1989. Louth. Origins – A.Louth. The Origins of the Christian Mystical Tradition. Oxford, 1981. Lundberg. Typologie P.Lundberg. La typologie baptismale dans l " ancienne Eglise. Uppsala, 1942. Magdalino. Bath P.Magdalino. Church, Bath and Diakonia in Medieval Constantinople.– Church and People in Byzantium. Ed. R.Morris. Birmingham, s.a. P. 165–188. Magdalino. Holy Man P.Magdalino. The Byzantine Holy Man in the Twelfth Century.– The Byzantine Saint. Ed. S.Hackel. London, 1981. P.51–66. Malherbe – Ferguson. Introduction A.J.Malherbe – E.Ferguson. Introduction.– Gregory of Nyssa. The Life of Moses. New York – Ramsey – Toronto, 1978. P. 1–23. Mahney. Mystic G.Maloney. The Mystic of Fire and Light. Denville, New Jersey, 1975. Mambrino. Mains J.Mambrino. Les deux mains de Dieu dans l " oeuvre de saint Irénée.– NRTh 79. 1957. P.355–370. Mango. Byzantium C.Mango. Byzantium, the Empire of New Rome. London, 1980. Mango. Image C.Mango. Byzantium and Its Image. London, 1984. Mantzaridis. Deification G.Mantzaridis. Deification of Man. New York. 1984. Martin. Controversy E.J.Martin. A History of the Iconoclastic Controversy. London, 1930. Martin. Illustration J.R.Martin. The Illustration of the Heavenly Ladder of John Climacus. Princeton, 1954. Mason. Conceptions A.J.Mason. Conceptions of the Church in Early Times.– H.B.Swete. Essays on the Early History of the Church and Its Ministry. London, 1918. P.3–56. Mateos. Horologion J.Mateos. Un horologion inédit de S.Sabas.– Mélanges E.Tisserant, III. Studi e testi, 233. Vatican, 1964. P.47–76. Mateos. Typicon J.Mateos. Le typicon de la Grande Eglise (Ms.Saint-Croix No.40, X e siècle). T.1–2. OCA 165–166. 1962. McGuckin. Symeon J.A.McGuckin. Symeon the New Theologian and Byzantine Monasticism.– Mount Athos and Byzantine Monasticism. Papers om the 28th Symposium of Byzantine Studies. Birmingham, 1994. McKinnon. Music J.McKinnon. Music in Early Christian Literature. Cambridge, 1993. |
Γεωργου, М. Арранц). Число рядовых А. не было зафиксировано: Великим постом на утренях 1-й седмицы пелось по 12 А., далее каждую седмицу пели на один А. меньше ( Mateos. Typicon. T. 2). В списках Типикона Великой ц. (Patm. gr. 266, кон. IX в.; Hieros. S. Crucis. gr. 40, X-XI вв.; Dresd. gr. 104, XI в. и др.) указывается пение 25 изменяемых А. в день (в разных соотношениях между вечерней и утреней - от 7 до 18), что, по мнению М. Арранца , отражает влияние обычаев к-польских монахов- акимитов , к-рое, впрочем, не упразднило более древний устав песненного последования. Промежуточный характер между К-польской Псалтирью, разделенной на А. соответственно соборному песненному последованию, и Иерусалимской Псалтирью, соответствующей монастырскому богослужению, носит Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Хлуд. греч. 129-д, IX в.). Переход от пения А. по песненному последованию к монастырскому правилу пения Псалтири отражен в сочинениях архиеп. Фессалоникийского Симеона († 1429) (De sacra precatione. 302, 303, 346-351). II. А. литургии. На основании анализа рукописных Евхологиев и Типиконов Х. Матеос показал, что в IV-V вв. к-польская литургия начиналась с возгласа «Мир всем», после к-рого следовали чтения ( van de Paverd. P. 425-428); с VI в. литургия начиналась с Трисвятого, к-рое было одновременно входным А. ( Mateos. Célébration. P. 112-115). В Великую субботу, когда совершалось Крещение оглашенных, роль Трисвятого выполнял Пс 31 с припевом «Елицы» ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 88). Богослужение в К-поле было стациональным: в торжественные дни в К-поле совершались шествия из к.-л. места города в тот храм, где должна была совершаться праздничная служба. Во время шествия из одного храма в др. (т. е. до литургии) на Форуме (или в церкви, находившейся на пути шествия) пелась особая праздничная служба с 3 А.; по прибытии в последний храм А. допевался и литургия начиналась с пения Трисвятого. В Типиконе Великой ц. указаны номера псалмов и припевы к этим А. на разные праздники ( Mateos. Célébration. |
Впосл. тело И. было перенесено в К-поль, и там же был воздвигнут посвященный ей храм, где от мощей мученицы происходило множество исцелений (Ibid. P. 472). Прокопий Кесарийский в соч. «О постройках» сообщает о реставрации имп. Юстинианом I храма, посвященного мц. И.: «При входе в так называемые Золотые ворота налево стояла церковь святой Ии мученицы; император, застав ее уже в состоянии разрушения, восстановил со всей щедростью» ( Procop. De aedificiis. I 9 1). В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) под 5 авг. говорится о праздновании памяти И. в 3 посвященных ей церквах: «Вне Золотых ворот и в Эптаскале и по ту сторону Стенона», т. е. Босфора ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 100). Список Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (Х в.) приводит эти сведения под 4 авг. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 358). После взятия К-поля крестоносцами (1204) ц. мц. И. у Золотых ворот была разорена, а ее мощи перенесены в Манганский монастырь ( Delehaye. 1905. P. 472). Помимо основных дней памяти И. (5 авг. и 11 сент.) сведения о ней нередко помещались в рукописях под соседними датами. В тексте Ватиканского списка анонимного Мученичества днем кончины И. названо 5 авг., а в Венском списке - 3 авг. (Ibid. P. 461). Из авторитетных агиографических источников память И. под 5 авг. содержат Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 868) и Патмосский список Типикона Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 100), под 4 авг.- список Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 358) и греч. стишные Синаксари (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 867-868). Житие И. под 11 сент. в визант. Минеях-Четьих не встречается. Однако мы видим ее в Синаксарях и Минологиях (напр., в Синаксаре К-польской ц.- SynCP. Col. 35-36; в Минологии имп. Василия II - PG. 117. Col. 41). При этом Синаксари семейства С по классификации И. Делеэ (SynCP. Col. 31-34), нек-рые стишные Синаксари (напр., в ГИМ. Син. греч. 391(355), XV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 516) и греческая печатная Минея (Венеция, 1592) помещают сведения об И. под 10 сент., а Синаксарь Paris. gr. 1578, XV-XVI вв.,- под 9 сент. Под 25 сент. память И. внесена в Патмосский и Крестовый списки Типикона Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 9; Mateos. Typicon. T. 1. Р. 44) и в некоторые стишные Синаксари (напр., ГИМ. Син. греч. 390(354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 519). |
| |