Klentos J. The Typology of the typikon as Liturgical Document//The Theotokos Evergetis... P. 294–305. Mateos J. Le Célébration de la Parole dans la liturgie byzantine. Rome, 1971. Mateos J. Le typicon de la Grande Église. 2 Vols. Rome, 1962–63. Noret J. Ménologes, synaxaires, menées. Essai de clarification d’une ter- minologie//AB. T. 86. 1968. P. 21–24. Pantelakis E. G. Livres ecclesiastiques de 1’orthodoxie//Irenikon. T. 13. 1936. P. 521–577. Petit L. La grande controverse des Colybes//EO. T. 2. 1898–99. P. 321–331. Salaville S. Messe et communion d’après les Typica monastiques byzantins du X е an XIV е siècles//OCP. T. 13. 1947. P. 282–298. Schulz H.-J. Die byzantinische Liturgie. Glaubenszeugnis und Symbolgestalt. Trier, 1980. Souliotes G. To Kollyba. Athens, 1986. Taft R. The Byzantine Office in the Prayerbook of New Sketë Evoluation of a Proposed Reform//OCP. T. 48. 1982. P. 336–370. Taft R. The Liturgy of the Great Church: An Initial Synthesis of Structure and Interpretation on the Eve of Iconoclasm//DOP. T. 34–35. 1980–81. P. 45–75. Taft R. Liturgy of the Hours in East and West. Collegeville, 1986. Taft R. Mount Athos: A Late Chapter in the History of the Byzantine Rite//DOP. T. 42. 1988. P. 179–194. Taft R. The Synaxarion of Evergetis in the History of Byzantine Liturgy//The Theotokos Evergetis... P. 274–293. Taft R. Liturgical Typikon//ODB. P. 2131–2132. Trombley F., Kazhdan A. Kollyba//ODB. P. 1137–1138. Wellesz E. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxford, 1961. XVI.       Монашество и церковная реформа Boojamra J. L. Church Reform in the Late Byzantine Empire. A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Thessaloniki, 1982. Boojamra J. L. Social Thought and Reforms of Athanasios of Constantinople (1289–1293; 1303–1309)//Byzantion T. 55. 1985. P. 332–382. Gautier P. Diatribes de Jean l’Oxite contre Alexis I er Comnene//REB. T. 28. 1970. P. 5–55. Gautier P. L’édit d’Alexis I er Comnene sur la réforme du clergé//REB. T. 31. 1973. P. 165–201.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

222 Mateos J. Un horologion inédit de S. Sabas: Le Codex sinaïtique grec 863 (IXe siècle)//Mélanges E. Tisserant. Vol. III=ST. Vol. 233. Vatican, 1964. P. 47–76; Ajjoub M. Sr. Le Codex Sinaiticus Gr. 864 (IXe s.). Horologion, I: Introduction et traduction française, II: Texte grec et index, diss. Rome: PIO, 1986. Эта важная диссертация, написанная под руководством проф. М. Арранца находится в стадии публикации в серии SC, см. также Arranz M.Etapes. P. 57. 223 О псалтыри песненного последования см. Arranz M. L " office de l " Asmatikos Hesperinos, IIe partie: La psalmodie//OCP. 1978. 44. P. 391–419; id.. Les prières sacerdotales des vêpres byzantines. P. 109–122; id. L " office de l " Asmatikos Orthros. P. 137–146; Strunk O. Office. P. 175–202. 224 Strunk O. Office. P. 180–202 passim, особ. 200–201. Распределение псалмов по службам песненного последования приписывается патр. Анфиму (535–536); Arranz M. Etapes. P. 50. 225 Strunk O. Office. P. 180–202, больше подробностей приводит статья М. Арранца, упомянутая в прим. 223. 226 За подсчет стихов данной, а также палестинской псалтыри (нижеследующей) я признателен М. Арранцу. О рефренах см. прим. 223. 228 Об этой рукописи см. Амфилохий; Кондаков Н.П. Миниатюры греческой рукописи псалтири IX века из собрания А. И. Хлудова. Москва, 1878; Щепкина М.В. Исследование лицевого греческого кодекса IX в. (Хлуд. 129-д)//Slavia. 36. Прага, 1967. С. 601–604 и особ. факсимильное издание под ред. Щепкиной Миниатюры Хлудовской псалтыри: Греческий иллюстрированный кодекс IX века. Москва, 1977. Н. Малицкий, по-видимому, первый раскрыл кафедральный характер данной псалтыри в статье Malickij N. Le psautier byzantin à illustrations marginales du type Chludov est-il de provenance monastique?//L " art byzantin chez les Slaves, 2 me recueil. Orient et Byzance. T. 5. Paris, 1932. P. 235–243. 229 Антифонарий также назывался «Псалтырью»: ср. Mateos J. Typicon II, 327–328. В литургике, как и в других областях, византийские термины часто многочисленны и расплывчаты.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

«Апокалипсис апостола Варфоломея» («Откровения Варфоломея») наименее изучен; видимо, является, поздней компиляцией. Лит.: Budge E. A. W. The Contendings of the Apostles. L., 1901; Schermann T. Prophetarum vitae fabulosae indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicate. Lpz., 1907. S. 110; Quasten. Patrology. Vol. 1. P. 127; Brownrigg R. The Twelve Apostles. N. Y., 1974; Leidig E. Natanael, ein Sohn des Tholomäus//Theologische Zeitschrift. 1980. Bd. 36. S. 374-375; Esbroeck M. , van. The Rise of St. Bartholomew " s Cult on Armenia//Medieval Armenian Culture. Chico (Calif.). 1984. P. 161-178; Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d " apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée//AnBoll. 1990. T. 108. Fasc. 1-2. P. 51-70; NTApo. Tüb., 1991-19926. Bd. 1. S. 424-440; Bd. 2. S. 404-408. Э. П. С., Э. П. А. Гимнография Служба 11 июня. В Типиконе Великой ц. IX-X вв. память В. дана вместе с памятью ап. Варнавы, выписана служба на литургии (общая апостолам, Евангельское чтение - Лк 9. 1-10. 1. 16-21, причастен Пс 32.1). Согласно рукописи Hieros S. Crucis gr. 40, X в., на Пс 50 поется тропарь 3-го гласа «Απστολοι νδοξοι, πρεσβεσατε τ λεμονι Θε να πταισμτων [φεσιν παρσχ τας ψυχας μν]» (                      ) ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 80; Mateos. Typicon. T. 1. P. 310, 312). По всем редакциям Студийского устава в день памяти В. и Варнавы совершается праздничная служба с «Бог Господь». В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 169 об.- 170) память апостолов отмечается отдыхом от трудов. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 459-460) и Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 157-158) отменяется вечерняя кафизма, кроме того, по Мессинскому Типикону кафизмы на утрене заменяются на особые праздничные антифоны. В богослужении по Иерусалимскому уставу происходило постепенное увеличение степени праздничности последования апостолам. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. указано совершать шестеричную службу (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); в Типиконе 1633 г. нет знака, служба описана кратко. По Чиновнику московского Успенского собора 1633 г. также не совершалась праздничная служба: «Вечер и утро благовест в лебед, звон в два колокола, поют по уставу» ( Голубцов А. П. Чиновники московского Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908. С. 56). В Типиконе 1695 г. служба с великим славословием, стихиры на стиховне и седальны апостолов. В совр. греч. Минее последование практически то же (только седальны после кафизм на утрени Октоиха). Согласно указу Свящ. Синода от 20 сент 1722 г., каждому апостолу от 12 должна совершаться полиелейная служба ( Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993р. [Т. 1.] С. 242), что было закреплено в последующих изданиях Типикона, включая использующееся ныне в РПЦ.

http://pravenc.ru/text/154389.html

В Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.), составленный кард. Цезарем Баронием , сведения о К. внесены под 26 сент. Ист.: BHG, N 290z - 291c; BHO, N 185; PG. 115. Col. 881-900; Vitae et Passiones Sanctorum Selectae ex Eclogariis. Venice, 1874. Vol. 1. P. 656-686; Conybeare F. C. The Armenian Apology and Acts of Apollonius and Other Monuments of Early Christianity. L., 1896. P. 289-336; SynCP. Col. 81-83; Halkin F. La Passion ancienne de S. Callistrate//Byz. 1983. T. 53. Fasc. 1. P. 233-249; ЖСв. Сент. С. 592-600; Νικδημος. Συναξαριστς. 1993 3. Τ. 1. Σ. 225-227. Лит.: ActaSS. 1760. Sept. T. 7. P. 190-195; Ibid. 1867. P. 174-179; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 300; Т. 3. С. 400; Delehaye. Origines. P. 256; Gouillard J. Callistrate (1)//DHGE. 1949. Vol. 11. Col. 449; Rinoldi A. Callistrato//BiblSS. Vol. 3. Col. 692-693; Janin. Églises et monastères. P. 275-276; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 246. О. В. Л. Гимнография Память К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 50) 27 сент. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. К. не упоминается. Последование К., согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 285), включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов, дополнительную стихиру-подобен, седален. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 173) К. назначается служба с «Бог Господь» и тропарем; указан общий отпустительный тропарь мученику Ο μαρτς σου Κριε (      ). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. помещен общий тропарь мученикам (К. и воинам, с ним пострадавшим). В первопечатном Московском Типиконе 1610 г. указания те же, что и в первопечатном греческом. В издании Московского Типикона 1633 г. в последование К. был добавлен кондак, а в исправленном издании Типикона 1682 г. 27 сент. появился 2-й кондак К. Последование К., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: общий отпустительный тропарь мученикам 4-го гласа Μρτυρς σου Κριε (      ); кондак 4-го гласа Ωσπερ στρον μγιστον (Яко звезда великая...- только в совр. греч. Минее; этот же кондак встречается в слав. Минеях XV в.- см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 236), кондак 4-го гласа Τος πολυτρπους ακισμος (     - только в совр. рус. Минее, греч. оригинал известен по рукописям - см.: Там же. С. 203); канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Τ παμμεγστ προσλαλ Καλλιστρτ. Ιωσφ (К всесильному обращусь Каллистрату. Иосифов), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισμα ναπμψωμεν λαο (      ), нач.: Τρβον διοδεσας (Стезю шествовав); цикл стихир-подобнов, стихира-самогласен; седален; светилен (разные в греч. и рус. Минеях).

http://pravenc.ru/text/1320119.html

15, 25/Tonneau-Devreesse. P. 502503. Ср. Mathews. P. 157. О планировке сирийских храмов см. Taft R. Bema. К библиографии, представленной в прим. 648, следует добавить статью Bandmann G. Über Pastophorien und verwandte Nebenräume im mittelalterlichen Kirchenbau//Kunstgeschichtliche Studien für Hans Kauffmann. Berlin, 1956. S. 1956. 701 Two Commentaries/Connolly-Codrington. P. 34. Как заметил C. Ханерас, сирийское слово, используемое для обозначения престола (мадбха), также означает алтарь. Он также показывает, как бар Кифа использует послание Севира Антиохийского (512518) (Letter 105/Brooks E. Letters//PO 14, 256258), в котором в то время сохранялось различие между перенесением даров диаконом и обрядом accessus ad altare священника. См. Janeras S. Une lettre de Severe d´Antioche utilisee par Moise bar Képha//Liturgica. Montserrat, 1966. 3. Р. 6772. Во время Дионисия бар Салиби († 1171) всякие следы входа даров исчезли, хотя на его памяти у его предшественников вход все еще совершался (Bar Salibi Expositio Liturgiae 5. P. 21 702 EH 3, 1 и 9//PG 3, 425 и 437. Ср. Mathews. P. 157. Единственным исключением является ВАС Кодекса Пиромала и соответствующая ей Йоханнисбергская версия. Эти источники говорят, что дары переносятся: «ξγονται, deportantur» (Goar. P. 155; Cochlaeus. P. 124). Но как мы уже видели ранее, начальные рубрики тех же самых источников свидетельствуют о внешней скевофилакии. 705 Maximus Mystagogia 14 и 24//PG 91, 692693, 708. Так должно было быть в принципе, хотя обычай мог прийти в упадок. (ср. Maximus Scholia 3, 3, 4//PG 4, 141). 708 Vogt. P. 59. Представляется, что псалмопевцы сходили с амвона и присоединялись к выстроившимся вдоль солеи с целью оказания почтения дарам. Типикон Великой Церкви говорит, что они поют входное песнопение с солеи, а не с амвона, как обычно. (ср. Mateos J. Typicon. II. P. 6 ). 709 Mathews. P. 161162. О солее см. прим. 652 выше. Так называемая «школа певчих» (schola cantorum) была процессиональной дорожкой, похожей на солею (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– 148 и Ватопед 322 (956) [ Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. C. 132–153], причем один список копирует другой. По мнению Ж. Леруа эта редакция была составлена не ранее середины XIII века ( Leroy J. La Vie. P. 24. N. 4). Подробнее об этой практике см.: Соколов И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины XI до начала XIII века (842–1204). Казань, 1894. С. 360–367. Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. XXXIII–LIII, 256–655. См., например: Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 617, 620, 621, 624. Mateos J. Le Typicon de la Grand Eglise. Roma, 1962. T. I. P. XXIII (Orientalia Christiana Analecta 165). Leeb H. Die Gesange im Gemeindegottesdienst von Jerusalem (vom 5. bis 8. Jahrhundert). Wien, 1970. S. 183-205. Ср. Papadopoulos-Kerameus A. Typikon tes en Hierosolymois ekklesiais. St. Petersburg, 1894. S. 40:15-41:1, 58:22-59:6, 74:18-32, 94: 4-19, 144: 11-15 (Analekta Hierosolymetikes Stachyologias II). РНБ. Греч. 216. Амфилохий, архим. Описание греческой Псалтири 862 года из собрания рукописей Преосвященного Порфирия, с точным снимком Символа веры, записи, азбуки и других признаков древнего письма//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. 1873. Октябрь. С. 378–381. Schneider H. Die biblischen Oden. S. 451. Ibid. Амфилохий, архим. Археологические заметки о греческой Псалтыри, писанной в конце IX века... М., 1866; Амфилохий, архим. Описание греческой Псалтири 862 года. С. 378–381. Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 264, 265, 272, 309, 321, 364, 382, 406, 480, 487. Там же. С. 339, 344, 359, 361, 376, 500, 502, 505, 511. Ср.: Papadopoulos-Kerameus A. Op. cit. S. 6: 1 – 7:11. Там же. С. 263, 320, 364, 382, 404, 446, 480, 487, 496, 541, 585, 607-608, 624. Арранц М. Указ. соч. С. 189–194, 200–201. Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 443–444. Ср.: Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 195. Leroy J. La conversion de saint Athanase l " Athonite а l " ideal cenobitique et l " influense studite//Le Millenaire du Mont Athos. 963–1963. Etudes et Melanges.

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

Bucur., 2002, 2007, 2009. P. 1-34; Deseille P. La dottrina spirituale di Giovanni Climaco//Giovanni Climaco e il Sinai. Magnano, 2002. P. 95-133; Flusin B. Il Monachesimo Sinaitico al tempo di Giovanni Climaco//Ibid. P. 27-55 (То же, франц. пер.: idem. Le monachisme du Sinaï à l " époque de Jean Climaque//Contacts: Revue française de l " Orthodoxie. 2006. T. 58. P. 190-217); Rigo A. Giovanni Climaco a Bisanzio//Giovanni Climaco e il Sinai. 2002. P. 195-205; Tachiaos A. E. N. Note sull " Iradiamento della «Scala» nel Mondo Slavo//Ibid. P. 207-239; Kordochkin A. John Climacus and the Spiritual Tradition of the IV-VII Cent.: Diss./Univ. of Durham. [Durham], 2003; Wiggerman K.-F. Dämonen und Engel im Kampf um die Mönche: Die seelsorgliche Spiritualität des Johannes Klimakos//Studies in Spirituality. Louvain, 2004. Vol. 14. P. 93-112; Katzenstein J. C. God and Passion in Kierkegaard " s Climacus. Tüb., 2007; Parrinello R. M. Tecnica e carisma: Il discernimento tra radici pagane e tradizione cristiana: Diadoco di Fotica e Giovanni Climaco//Rivista di storia del cristianesimo. 2009. T. 6. P. 99-120; Pierre M.-J. Les «nouvelles Tables» du Sinaï: Organisation monastique et pédagogie spirituelle chez Jean Climaque//Le Muséon. 2009. T. 122. N 1. P. 27-52; Trisoglio F. San Giovanni Climaco, la dottrina morale e ascetica//Studia moralia. R., 2009. T. 47. N 1. P. 39-74. Игум. Дионисий (Шлёнов),свящ. Андрей Кордочкин Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 260) память И. Л. отмечается 30 марта без богослужебного последования. В богослужебных книгах студийской традиции память И. Л. не имеет праздничных особенностей. В списке Студийско-Алексиевского Типикона по рукописи ГИМ. Син. 333, 1398 г. память И. Л. отмечается 29 марта; служба подробно не описана. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 444), отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава , память святого совершается 30 марта; последование ему включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир, седален.

http://pravenc.ru/text/471351.html

Ист.: BHG, N 868-869h; BHO, N 498-499; AcmaSS. Ian. T. 1. P. 1031-1039; PG. 114. Col. 568-581; Vita S. Iohannis Calybitae, interp. latina auctore Anastasio Bibliothecario//AnBoll. 1896. Vol. 15. P. 257-267; SynCP. Col. 393; Le synaxaire Ethiopien: Les mois de sane, hamle et nahase/Éd. I. Guidi//PO. 1911. Vol. 7. Fasc. 3. P. 324-327; Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. N 46. P. 71, 81; SynAlex. 1915. Vol. 11. Fasc. 5. P. 607-609, 621; 1923. Vol. 17. Fasc. 3. P. 659-661; Bayan G. Le synaxaire arménien de Ter Israel: Mois de Aratz//PO. 1926. T. 19. Fasc. 1. N 91. P. 37-41; Budge E. A. W. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. T. 2. P. 523; T. 4. P. 1122-1124; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 11-24. Лит.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 1029-1031; Amiaud D. La légende syriaque de St. Alexis L " Homme de Dieu. P., 1889; Poncelet A. La Légende de St. Alexis//La Science Catholique. 1889/1890. T. 4. P. 269-271, 632-645; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 15; Т. 3. C. 25-26; Hermann L. Qui est Saint Alexis?//L " antiquité classique. 1942. T. 11. P. 235-241; Gaiffier B. De Intactam sponsam relinquens: A propos de la vie de St. Alexis//AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Kaster G. Johannes Kalybites (der Hüttenbewohner)//LCI. Bd. 7. S. 139-140; Calio G., Sauget J.-M. Giovanni Calivita//BiblSS. Vol. 6. P. 640-643; Janin. Églises et monastères. P. 270-271; Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сир. агиографии//ППС. 1990. Вып. 30(93). С. 78-81; Orlandi T. John Calybites//CoptE. Vol. 5. P. 1357; Van Esbroeck M. La Vie de Saint Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne//Oriens Chr. 1998. T. 82. P. 153-183; Aubert R. Jean Kalybites (516)//DHGE. T. 27. Col. 171-173. А. Б. Ванькова Гимнография Память И. К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 198) 15 янв. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 321) память И. К. также отмечена 15 янв., служба подробно не описана. В рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 163, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 46) содержится последование И. К., включающее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир и седален.

http://pravenc.ru/text/471337.html

См. Vorster. The Protevangelium of James, p. 49-50; ср. с вариантом названия рассматриваемого нами текста, которое фигурирует в Папирсе Бодмера V – «Книга рождения Марии. Откровение Иакова»; здесь автор или последующий редактор также пытается (скорее всего, в русле полемики с гностицизмом) идентифицировать автора книги как Иакова, «брата Иисуса». Протоевангелие Иакова, глл. 7-8; о весьма вероятной связи сцены введения во храм с древнеримским ритуалом посвящения в весталки см. «Календарные заметки» на 4 декабря по ссылке в интернете - http://www.bogoslov.ru/text/517937.html. Автор явно пользуется только Септуагинтой, но при этом, подобно евангелисту Луке, не обнаруживает вообще ни вкуса, ни интереса, ни даже малейшего стремления как-то соотнести свой рассказ с палестинскими реалиям. И. Свенцицкая. Вступительная статья перед «Протоевангелием Иакова»//Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. М.: Мысль, 1989 (Электронный ресурс [Режим доступа]: http://barnascha.narod.ru/books/protoeya.htm). Вместе с тем можно предположить, что такого рода фактические искажения были сделаны, как уже указывалось, автором апокрифа намеренно, в том числе и для того, думается, чтобы высмеять привязанность иудеев к деторождению и тем самым возвысить идеал девственности, получавший все большую и большую популярность в христианстве II-III веков. Об этой сцене см. мои «Календарные заметки на 4 декабря» (по ссылке в интернете: http://www.bogoslov.ru/text/517937.html). 1. 2 (приводится по английскому переводу: The Gospel of Pseudo-Matthew//The Apocryphal New Testament (A Collection of Apocryphal Christian Literature in an English translation). Ed/and trans. J.K. Elliott. New-York, 1993. P. 88) Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae. Mensis December//Propylaeum ad Acta Sanctorum. Novembris. Bruxellis, 1902. Col. 29; J. Mateos. Le typicon de la Grande Eglise. Roma, 1962. T. 1. P. 22. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/1105892

Е. фигурирует в июльских сказаниях под именем Фея (Θη). В сохранившейся на греч. языке краткой редакции соч. Евсевия «О палестинских мучениках» имя этой мученицы вовсе не называется. В пространной редакции, полностью сохранившейся только в сир. переводе, мученица именуется Хатта, что вполне может соответствовать греч. форме Ενναθ. В сир. переводе также встречается искаженное написание имени Валентина, превратившееся в Алевтина. Имя Еннафа связано с именем древней семит. богини Анат, культ к-рой был распространен на всем Ближ. Востоке, в частности в Палестине. В данном случае появляющуюся в синаксарях форму Θη (богиня) можно считать приблизительным переводом на греч. язык семит. (арам.) имени этой мученицы. Дата памяти 16 июля перешла также в слав. памятники, к-рые в этом случае дают правильное имя Павел в соответствии с греч. синаксарями, однако имена его сподвижниц превратились в Хионию и Алевтину (см. Павел, Алевтина и Хиония ). Хотя форма «Алевтина» зафиксирована в сир. переводе, возможность знакомства слав. книжников с сир. версией соч. «О палестинских мучениках» представляется маловероятной. Непонятным остается превращение имени Еннафа или Фея в Хионию, если только не предположить, что в слав. Прологи ее имя проникло по ошибке переписчиков и было заимствовано из др. Мученичества. Ист.: ActaSS. Iul. T. 6. P. 163-166; Eusèbe de Césarée. Histoire Eccléssiastique. VIII 5-12/Éd. G. Bardy. P., 1958. P. 145-147. (SC; 55); Eusebius of Cesarea. History of the Martyrs of Palestine/Ed. E. W. Cureton. L., 1861. P. 26-31; Delehayé H. Eusebii Ceasariensis «De martyribus Palestinae» longioris libelli fragmenta//AnBoll. 1897. Vol. 16. P. 129-139; PG. 117. Col. 544 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 455-456, 822-826, 829-830, 1026; Mateos. Typicon. T. 1. P. 341; MartRom. P. 330; MartRom. Comment. P. 305-306, 519; MartHieron. Comment. P. 379. Лит.: ЖСв. Февр. С. 209-210; Sauget J.-M. Paulo, Valentina, Thea (Ennata) e compagni//BiblSS. Vol. 10. Col. 310-313; Σωφρó νιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 130.

http://pravenc.ru/text/189975.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010