, Archbp. The Church of the Ancient Councils. N. Y., 2000; Мейендорф И. , прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000; Цыпин В. , прот. Курс церковного права. М.; Клин, 2004. С. 67-70, 473-478. Прот. Владислав Цыпин Гимнография Воспоминанию Вселенских Соборов посвящены неск. дней литургического года. Близкая к совр. система празднуемых памятей Вселенских Соборов присутствует уже в Типиконе Великой ц . IX-X вв. Гимнографические последования этих дней имеют много общих чтений и песнопений В Типиконе Великой ц. есть 5 памятей Вселенских Соборов, имеющих гимнографическое последование: в 7-ю неделю (воскресенье) по Пасхе - I-VI Вселенских Соборов ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 130-132); 9 сент.- III Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 22); 15 сент.- VI Вселенского Собора (Ibid. P. 34-36); 11 октября - VII Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 66); 16 июля - IV Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 340-342). С последней памятью связана память Собора 536 г. против Севира Антиохийского в неделю после 16 июля. Кроме того, в Типиконе отмечаются еще 4 памяти Вселенских Соборов, не имеющие особого последования: 29 мая - I Вселенского Собора; 3 авг.- II Вселенского Собора; 11 июля - IV Вселенского Собора (вместе с памятью вмц. Евфимии); 25 июля - V Вселенского Собора. Вселенские Соборы. Фрагмент иконы «Премудрость созда себе дом». Новгород. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Вселенские Соборы. Фрагмент иконы «Премудрость созда себе дом». Новгород. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) В студийском Синаксаре сравнительно с Типиконом Великой ц. количество памятей Вселенских Соборов было сокращено. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., память Вселенских Соборов отмечается 3 раза в год: в неделю 7-ю по Пасхе - 6 Вселенских Соборов ( Пентковский. Типикон. С. 271-272), 11 окт.- VII Вселенского Собора (вместе с памятью прп. Феофана песнописца - Там же. С. 289); в неделю после 11 июля - IV Вселенского Собора (одновременно даются указания о совершении памяти Собора в неделю до или после 16 июля - Там же. С. 353-354). В студийских Типиконах др. редакций - малоазийской и афоно-италийских XI-XII вв., а также в ранних иерусалимских Типиконах память Вселенских Соборов празднуется 1 или 2 раза в году: во всех Типиконах указывается память Вселенских Соборов в неделю 7-ю по Пасхе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 588-589; Arranz. Typicon. P. 274-275; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 301), в нек-рых южноиталийских и афонских памятниках отмечается также память IV Вселенского Собора в июле ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 267; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 860).

http://pravenc.ru/text/155488.html

к. умеренные антихалкидониты, к-рых возглавлял Севир, сами анафематствовали Евтихия. Лишь италийские епископы напомнили о необходимости придерживаться IV Вселенского Собора и «Томоса» свт. Льва Великого (ACO. T. 3. P. 110:20-21). Постановления Собора (одно от лица Собора, против Севира и Петра, другое от лица патриарха Мины, против Севира, Петра и Зооры) анафематствуют всех троих, однако без догматической определенности. Только 6 авг. 536 г. имп. св. Юстиниан в эдикте на имя патриарха Мины, присоединяясь к осуждению обвиняемых, вносит необходимую ясность, упоминая о Халкидонском Соборе, от к-рого они отступили. Имп. св. Юстиниан изучил севирианское богословие и посвятил его опровержению целый трактат (CPG, N 6878). К. С. 536 г. дал повод для установления 16 июля праздника в честь Халкидонского Собора ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 340-342). В следующее за этим днем воскресенье был праздник в честь К. С. 536 г. (Ibid. P. 342-344). В Греческих Церквах совершается воскресный праздник в честь Халкидонского Собора (в интервале 13-19 июля), в службе к-рого особое внимание уделено осуждению Севира. В Русской Церкви этот праздник преобразован в воспоминание шести Вселенских Соборов. К. С. (σνοδος νδημοσα) под председательством патриарха Мины. Поводом к созыву Собора послужили волнения в среде палестинских монахов-оригенистов в 30-х гг. VI в. Согласно Житию прп. Саввы Освященного , написанному Кириллом Скифопольским , последователи Нонна, предводителя оригенистов (настоятеля Новой лавры), опираясь на поддержку Феодора Аскиды (до 537 г. игумен Новой лавры в Палестине, затем епископ Кесарии Каппадокийской, приближенный к имп. св. Юстиниану) и Домициана, еп. Анкирского, «тщательно и неусыпно сеяли Оригеновы семена по всей Палестине» ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 83) и притесняли своих оппонентов, т. н. савваитов. В 542 г. свт. Ефрем , патриарх Антиохийский, ознакомился с основными положениями оригенизма на основе антиоригенистского сочинения свт. Антипатра Бострского, поданного ему шестью палестинскими монахами, которые были изгнаны из Великой лавры братией, приверженной оригенистским заблуждениям.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

286 Гимн «Слава в вышних Богу» не упоминается в Ипотипосисе, ср. Дмитриевский I, 224–238, но он присутствует в других студитских типиконах, см. Arranz М. Typicon. P. 392. 289 Об общей истории агрипнии см. пространную статью Успенский Н. Д. Чин. Глава 18 раскрывает историю неосавваитской агрипнии и ее проникновение на Афон; см. также Arranz M. Etapes 69; id. Uspensky. P. 174ff. Термин «агрипния», употребляемый отдельно, выдает палестинское влияние; константинопольское название для всенощного было «паннихис»: Mateos J. Typicon II, 311; Arranz M. Les prières presbytérales de la " Pannychis»//OCP. 1974. 40 . P. 314–15, 342–43; 1975. 41. P. 135 ff. 292 Vita, 20, 32/Schwartz E. Sabas. S. 105, 117; Ср. Arranz M. N. D. Uspensky: The Office of the All-Night Vigil. P. 175–78. 294 Longo A. II testo integrale della Narrazione degli abati Giovanni e Sofronio attraverso le Hermêneiai di Nicone//RSBN. 1965–1966. 12–13. P. 233–67. Агрипния описывается в строках 5–30, далее из статьи можно почерпнуть некоторые детали. Менее подробное описание находится в Житии Стефана Савваита († 31 марта 794 г.), греческая рецензия, 162–165//ActaSS Julii, III. 3rd ed. 1867. P. 570–571; грузинская рецензия, 162–165, особ. 162:8, 163:3, 165:3/Un extrait géorgien de la Vie d " Etienne le Sabaite/Garitte G. (ed.)//Mu. 1954. 67. P. 83–90. См. также Arranz M. Uspensky. P. 174–178. 295 См. выше прим. 231, правый столбец. О последующем вытеснении оды 2 из канона см. Bernhard L. Der Ausfall der 2. Ode im byzantinischen Neunodenkanon/Michels T. (ed.)//Heuresis: Festschrift für A. Rohracher. Salzburg, 1968. P. 91–101. 296 Schneider H. Die biblischen Oden seit dem sechsten Jahrhundert//Biblica. 1949. 38. P. 261–263. 298 Arranz M. Quelques problèmes de l " orthros. P. 31–32; Mateos J. La psalmodie variable. P. 337–338. О происхождении данного «соборного бдения» и его интеграции в последующие восточные богослужения, см. Taft R. Liturgy of the Hours, пункт «Sunday resurrection vigil» в индексе, стр. 421; о его отношении к византийской воскресной утрени см. схему 2, стр. 280–281 (правый столбец) и 288–289.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

752 Devreesse R. La vie de S. Maxime le confesseur et ses récensions//AB. 46. 1928. P. 22, строка 6 (=BHG §1234). 753 PG 4, 141C. В аутентичности этого текста нет причин сомневаться, см. Balthasar H. U. von Das Problem der Dionysius-Scholien//Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus» des Bekenners, 2nd ed. Einsiedeln, 1961. S. 644–672. 755 Mateos J. Typicon 2,31–33, прим. 2, 38–39, 78–79 и прим. 6, index, 300; Arranz М. Sacrements I, особ. 1.1–8; Arranz M. Evolution des rites d " incorporation et de réadmission dans l " Eglise selon l " Euchologe byzantin//Gestes et paroles dans les diverses familles liturgiques. Conférences S.-Serge, XXIVe Semaine d " études liturgiques, Paris, 28 juin-1 juillet 1977. BELS. 14. Rome, 1978. P. 37–53. 756 Mateos M. Typicon; Праксапостол по списку Dresden A 104 приводится: Дмитриевский А. А. Типиконы. С. 154–56; См. Arranz М. Sacrements I, 4–5, 43–49, 64, 377–397. 759 Miller T. S. The Orphans of Byzantium: Child Welfare in the Christian Empire. Washington (DC), 2003. P. 224. 760 Григорий Назианзин (ок. 330 – †390) Слово 40, 28; но Слово 40, 17 советует крестить новорожденных младенцев: Grégoire de Nazianze Discours 38–41/Moreschini C. (ed.)//SC. Vol. 358. Paris, 1990. P. 262–265, 232–235; Житие преп. Елизаветы Константинопольской (до 591 г.), Halkin F. Sainte Elizabeth d " Héraclée, abbesse à Constantinople//AB. Vol. 91. 1973. P. 249–264, здесь 255–256 (=BHG §2121); and Reg. §592 (886–893 it.) and §972.1 (1094 г.). Д. Райт (Wright. P. 389–394) рассматривает этот вопрос и приводит всю необходимую литературу (первичную и вторичную); богословское обоснование: Baun J. The Fate of Babies Dying before Baptism in Byzantium//Studies in Church History. Vol. 31. 1994. P. 115–25. 767 Об этой интерполяции см. Palladios Dialogue sur la vie de Jean Chrysostome/Malingrey A.-M. (ed.)//SC. Vol. 342. Paris, 1988. P. 55–58. 768 Т.е над ними еще не были совершены чины христианского посвящения, состоящие из Крещения, Миропомазания и Евхаристии. 769 SC 342, 82–87, строки 150–164; См. Van de Paverd F. Messliturgie. P. 533–534. Одежды принадлежала женщинам, которые в обнаженном виде ожидали таинства Крещения. Здесь приведен русский перевод по изданию: Диалог Палладия, еп. Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаж. Иоанна, еп. Константинопольского, Златоуста./Перевод, вступительная статья и комментарий А. С. Балаховской. Москва: ИМЛИ РАН, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

М., 2003. С. 306-307; Баталова С. Мотивът за появата на чудния Елен в житието на св. Евстатий Плакида - инициация «преведена» на езика на агиографската легенда?//Cultura Animi: Изслед. в чест А. Николова. София, 2004. С. 342-348; idem. (Batalova S.). The Tradition of St. Eustachius Placidas in Latin//Scripta & e-Scripta: The J. of Interdisciplinary Mediaeval Studies. Sofia, 2005. N 2. Р. 325-353; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина: Сер. XIII - сер. XV в. М., 2004. С. 199-206. О. В. Гладкова Гимнография Память Е. П. отмечается 9 нояб. в иерусалимском Лекционарии VII-VIII вв. ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars 1.] P. 39-40; [Pars 2.] P. 49-50), последование включает пение прокимна из Пс 67, Апостол Евр 10. 32-39, аллилуия со стихом из Пс 96, Евангелие Лк 21. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 40) память Е. П. приходится на 20 сент., его последование включает прокимен из Пс 15, Апостол Еф 6. 10-17, аллилуиарий со стихом из Пс 36, Евангелие Лк 21. 12-19, причастен Пс 32. 1. В самой ранней сохранившейся редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 284) - последование Е. П. имеет ряд праздничных особенностей: самогласен на вечерней стиховне, стихиры на хвалитех, пение на утрене «Бог Господь» и тропаря Е. П., светилен     после 9-й песни канона, на литургии служба, как в Типиконе Великой ц., аллилуиарий со стихом из Пс 33. Последование Е. П. в слав. студийских Минеях XI-XII вв. в целом соответствует указаниям Студийско-Алексиевского Типикона и включает 2 седальна, 2 цикла стихир-подобнов, 2-й из к-рых предназначен для пения на хвалитех, самогласен, в нек-рых списках помещается кондак с икосом ( Ягич. Служебные Минеи. С. 0162-0168). В слав. Стихирарях этого же времени имеется 4 самогласна великомученику. В последовании Е. П. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 280-281), отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава, почти те же праздничные особенности, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; служба на литургии включает те же чтения из Апостола и Евангелия, прокимен из Пс 67 (как в иерусалимском Лекционарии), аллилуиарий со стихом из Пс 33, причастен на выбор - Пс 32. 1 или 111. 6b. Согласно одной из южноиталийских редакций Студийского устава, Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 28), 20 сент. соединяются последования Е. П. и попразднства Воздвижения Креста, к-рое продолжается по 21 сент. (согласно более ранним редакциям Студийского устава, праздник Воздвижения отдается 15 сент.), праздничные элементы последования Е. П. сохраняются (кроме светильна по 9-й песни). На литургии вся служба совпадает с приведенной в Типиконе Великой ц.

http://pravenc.ru/text/187479.html

М., 1998. Т. 3. Лит.: Архангельский А. С. К изучению древнерус. литературы; Творения отцов Церкви в древнерус. письменности. СПб., 1888; Шахматов А. А. Несколько слов о Несторовом житии Феодосия//ИОРЯС. 1896. Т. 1; Beck B. Die griechischen Lebensbeschreibungen des Athanasius auf ihr gegenseitiges Verhältnis und ihre Quellen untersucht. Jena; Weida, 1912; Winkelmann F. Untersuchungen zur Kirchengeschichte des Gelasios von Kaisareia. B., 1966. S. 49, 121-123. (Sitzungsber. d. Deutschen Akad. d. Wiss. zu Berlin. Klasse f. Sprachen, Lit. u. Kunst; 1965. N 3); V öö bus A. Entdeckung einer unbekannten Biographie des Athanasius von Alexandrien: Eine angeblich von Amphilochius von Ikonium verfasste Vita//BZ. 1978. Bd. 71. S. 36-40; Попконстантинов К. , Константинова В. Към въпроса за черноризец Тудор и неговата приписка//Старобългарска литература. София, 1984. Кн. 15. С. 110-111; Winkelmann F. Zur Überlieferung der Vita Athanasii praemetaphrastica BHG Nr. 185//Opes Atticae. Steenbrugge, 1990. P. 455-463; Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв. (Статья 2-я: Памятники агиографии)//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 196-225; Stiernon D. Atanasio, vescovo di Alessandria//Enciclopedia dei santi: Bibliotheca Sanctorum. R., 1998. T. 2. P. 522-547; Meinardus O. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999; H ä gg T. Photius as a Reader of Hagiography: Selection and Crimicism//DOP. 1999. Vol. 53. P. 43-58; Щеголева Л. И. Житие святого Афанасия Александрийского в переводной литературе Древней Руси//Мир житий. М., 2002. С. 12-15, 18. О. В. Лосева Гимнография В дни памяти А. В. (18 янв. и 2 мая) Типикон Великой ц. IX-XI вв. предписывает петь последование А. В. с тропарем и чтениями на литургии. Тропарь по 50-м псалме и входе свидетельствует об особом почитании святителя в К-поле. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 200-202, 278). Различные редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 322, 342), Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в.

http://pravenc.ru/text/76946.html

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 102, 326) И. З. упоминается 15 нояб. без богослужебного последования, а также 30 июня, в день памяти 12 апостолов. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 342), служба на память И. З. 30 апр. имеет ряд праздничных особенностей: на «Господи, воззвах» поются 6 стихир И. З., на стиховне - самогласен И. З., указан отпустительный тропарь И. З.  ()     утреня совершается с «Бог Господь», после 9-й песни канона - светилен «Небо звездами», исполняемый по Студийскому уставу в малые праздники. На литургии назначается прокимен из Пс 18, Апостол - Деян 12. 1-11, аллилуиарий со стихом из Пс 88, Евангелие - Лк 5. 1-11, причастен - Пс 18. 5а. Согласно др. редакциям Студийского устава - Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 450-451), Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 148), служба в целом имеет те же особенности, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону, хотя в Мессинском на литургии указано др. Евангелие - Мк 10. 32b-45. В Георгия Мтацминдели Типиконе XI в., отражающем афонскую редакцию Студийского устава ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 261), 30 апр. отмечается память И. З. и ап. Иакова, брата Господня, поется последование И. З., указан отпустительный тропарь И. З. 1-го гласа «Велий в апостолах, учителю вселенней», на литургии служба та же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В разных редакциях Иерусалимского устава , начиная с ранних (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 212) и вплоть до греч. и слав., относящихся к более позднему времени (дониконовских) печатных изданий Типикона, устав службы 30 апр. на память И. З. не претерпевает значительных изменений. Хотя в рукописях и печатных изданиях этот день не отмечен характерным знаком, в честь И. З. совершается шестеричная служба (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ): стихиры на «Господи, воззвах» и канон И. З. поются на 6; последование И. З. также включает отпустительный тропарь, кондак, стихиры-самогласны, светилен. В Минеях на память И. З. 30 апр. приводится 1 или 2 цикла стихир-подобнов (по 3 стихиры в каждом). Нередко для описания устава службы И. З. дается ссылка на 25 апр., память ап. Марка. На литургии назначается та же служба, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, но евангельские чтения разные: в рукописных Типиконах и Евангелиях встречаются чтения Мф 4. 18-23; 10. 1-8; 17. 1-9 (чтение Преображения), Мк 10. 32b - 45, Лк 5. 1-11; 9. 1-6; 10. 16-21 (общее чтение апостолов). Наиболее распространенным чтением в рус. и греч. богослужебных книгах было Лк 9. 1-6, в рус. Типиконах - Лк 5. 1-11. В XVII в. указания рус. богослужебного Евангелия были приведены в соответствие с Типиконом, а греч. богослужебные Евангелия по-прежнему содержали Лк 9. 1-6. Греч. Минея (Рим, 1888) указывает чтение Мф 4. 18-23.

http://pravenc.ru/text/Иаков ...

О мучении А. свидетельствуют историки Аммиан Марцеллин (История. XXII 11. 2-8) и Филосторгий ( Philostorgius. Hist. eccl. III 2a, 2). Пространное житие А. написано мон. Иоанном Родосским (сохранилось в неск. редакциях) и в кон. Х в. переработано Симеоном Метафрастом . Краткие жития входят в состав Минология Василия II (PG. 117. Col. 117-118) и Синаксаря К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 151-153). Память А. содержится во всех греч. и рус. календарях. Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси является его упоминание в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 232об.). Служба А. с каноном Иосифа Песнописца содержится в Минее РГАДА. Син. тип. 89, 1096 г. ( Ягич. Служебные Минеи. С. 140-147). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. из Минология Василия II, включенный в нестишной Пролог (древнейший список - РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. ( Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 162)). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены пространное житие, написанное Иоанном Родосским, и чудеса А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 103-106 (1-я паг.)). В 1073 г. часть мощей А. была перевезена из К-поля в Киево-Печерский мон-рь (Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 6). В кресте-мощевике царя Михаила Федоровича, к-рый являлся отцовским благословением Патриарха Филарета, содержались частицы мощей А. (Христианские реликвии. С. 66-67). Ист.: BHG, N 169y - 174e; ActaSS. Oct. T. 8. P. 856-884; PG. 96. Col. 1252-1316; 115. Col. 1160-1212; ЖСв. Окт. С. 448-461; Пападопуло-Керамевс А. И. Varia graeca sacra. СПб., 1909. С. 1-79; Philostorgius. HE. P. 166-175, 342-363. Лит.: Vogt A. Artème (4)//DHGE. T. 4. Col. 79-791; Kirsch J. P. Artemios//LTK. Bd. 1. Sp. 908-909; Janin. Églises et monastères. P. 52-53; Ρμφος Ι. Σ. Αρτμιος//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 260-262; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 59. О. В. Лосева Гимнография. По Типикону Великой ц . IX-X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 72) служба А. совершалась в храме Иоанна Предтечи в Оксии. Редакции Студийского устава имеют различные указания о совершении службы А.: Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 297) предписывает совершение службы, аналогичной шестеричной (см. Знаки праздников месяцеслова ), Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 290) и Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 41) - службы без знака. Память А. содержится уже в ранних редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 31). Типикон, используемый ныне в РПЦ (Т. 1. С. 218), предписывает совершение в день памяти А. шестеричной службы.

http://pravenc.ru/text/76372.html

В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А., Иосифа и Аифала в «профитеоне св. прор. Елиссея» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), зафиксирована она также в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского и др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 342). В Студийско-Алексиевском (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330) и Мессинском Типиконах (Arranz. Typicon. P. 48) указана память мучеников, на утрене предписано читать их житие. По Типикону, принятому в РПЦ, в день памяти этих святых положено совершать службу двум святым без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), тогда как в первом рус. печатном Типиконе 1610 г. обозначена шестеричная служба вмч. Георгию с прибавлением последования А., Иосифу и Аифалу. Последование, используемое в рус. и греч. Церквах, зафиксировано уже в ранних рукописях студийской редакции (напр., XII в. Ath. Philoth. 28). В совр. греч. Минее помещен канон Иосифа Песнописца с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθη τ τερπν μαρτρων παινσω», в рус.- анонимный (4-го гласа, «Троицы равночисленнии Пресвятыя всебогатии»). На вечерне на «Слава» поется стихира Ефрема Карийского . Из рукописей христ. Востока известны 2 канона А., не вошедшие в печатные Минеи,- поэта Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 143v-146v. XI-XII вв.) и анонимный (XIII в. Ath. Xeropot. 116. Fol. 66v-68, и XII в. Hieros. Sab. 10. F. 78-79 - Ταμεον. Σ. 106-108. N 79-285). Иконография Святые изображаются в соответствии с церковным служением каждого: А. в омофоре, с кодексом в руках, пресв. Иосиф в священнической фелони, диак. Аифал в далматике, все трое с бородами. Подобные образы мучеников имеются в минологии Служебного Евангелия (3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 85об.) - Иосиф изображен с кадилом и чашей в руках, Аифал - с кадилом и ладаницей; на фресках Каппадокии - Каранлык-килисе в Гёреме, XI в., и капелле 23, 1220 г.; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в росписи трапезной Великой лавры на Афоне, 1512 г. На рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА) дано изображение одного А. На миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 157) представлено мученичество святых (А. отрубают голову, Иосиф и Аифал подвешены к кольцам головой вниз). Подобное изображение сохранилось на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ), кон. XI - нач. XII в.; в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 15v); в настенных минологиях нартексов ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что святые «скончались в различных мучениях», и указан их возраст: «Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою» (Ч. 3. § 22. Нояб. 3. 3); отдельно отмечено, что Иосиф - «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 70), а Аифал - «юный, без бороды» (Ч. 3. § 9. 7).

http://pravenc.ru/text/63854.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАНИЯ [греч. Ανανας от древнеевр.  ,  ], ап. от 70, сщмч. (пам. 4 янв., 1 окт., пам. зап. 25 янв.), еп. Дамасский. В апостольском списке, к-рый приписывается св. Ипполиту Римскому , А. упоминается на 5-м месте. Обращенный в христианство еврей, А. был призван Господом, чтобы ввести в Церковь буд. апостола язычников Павла. А.- «муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями» (Деян 22. 12-16) - находился в Дамаске, когда туда привели ослепшего Савла. Господь в видении приказал А. идти на улицу Прямую, в дом Иуды, найти там Савла и исцелить его. Сначала А. испугался, что Савл, обретя зрение, вновь станет гонителем христиан, но затем, положившись на Господа, открывшего ему перемену, к-рая произошла с Савлом, вернул ему зрение и крестил его (Деян 9. 10-18). Симеон Метафраст , составивший «Страсти» А., сообщает, что он проповедовал Евангелие в Дамаске и в Элевтерополе и претерпел мученическую кончину: был побит камнями. Католич. Церковь не почитает его как мученика. Сохранились 2 греч. жития А.: 1-е, известное в 3 редакциях (BHG, N 75х - 75z), приписывается некоему Варсафте; 2-е составлено Симеоном Метафрастом в Х в. (BHG, N 76). Память А. 1 окт. обязательно указывается во всех видах календарей, она отмечается в Типиконе Великой ц . X в. (Mateos. Typicon. P. 56-57), редакциях Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (РНБ. Соф. 1136. Л. 61об., XII в.; ГИМ. Син. 330. Л. 82об., XII в.), Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 34-35), Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 287-288). По Мессинскому и Евергетидскому Типиконам на утрене полагалось чтение жития А. Симеона Метафраста (PG. 114. Col. 1001-1009). В Иерусалимский Типикон память А. включается начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 31). Память А. зафиксирована в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 79-80), Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 75), Императорском Минологии 1034-1041 гг. (BHG, N 76а), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 339, 342) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 97). Согласно Иерусалимскому Типикону память А. совершается также 4 янв. в составе Собора 70 апостолов.

http://pravenc.ru/text/114726.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010