изд.: Delorme. Fr. P. J. Olivi Quaestio. 1941. P. 143-164). Прочие монашеские и духовно-нравственные произведения Помимо корпуса «Вопросов о евангельском совершенстве» П. И. О. создал неск. тесно связанных с ним по тематике самостоятельных сочинений, к-рые посвящены представлению и обоснованию францисканского монашеского идеала бедного пользования, а также др. закрепленных в уставе ордена францисканцев норм практической жизни: 1) «Трактат о бедности меньших братьев» (Tractatus de paupertate minorum); сочинение известно также под инципитом: «То, что устав меньших братьев исключает всякую собственность...» (Quod regula fratrum minorum excludit omnem proprietatem; перечень рукописей: Ciceri. 1999. P. 182-183; текст см.: Firmamentum trium ordinum S. Francisci. [P., 1511]. Pt. 4. Fol. 109r-111r; крит. изд. отсутствует); предположительно, оно написано в 1279 г.; 2) «Трактат о бедном пользовании» (Tractatus de usu paupere); сочинение известно также под инципитом: «Поскольку против бедности...» (Quoniam contra paupertatem; перечень рукописей: Ciceri. 1999. P. 183-184; крит. изд.: Petrus Ioannis Olivi. De usu paupere. 1992. P. 89-148); вероятно, оно было написано между 1279 и 1282 гг.; 3) «Толкование устава меньших братьев» (Expositio super regulam fratrum minorum; перечень рукописей см.: Ciceri. 1999. P. 180-182; научное изд. с комментарием: Flood. 1972). В лит-ре иногда упоминается трактат «О бедности против Фомы» (De paupertate adversus Thomam; см.: P é ano. 1981. Col. 754; ср.: Ehrle. Petrus Johannis Olivi. 1887. S. 517-522), к-рый содержит рассмотрение предложенного Фомой Аквинским в «Сумме теологии» объяснения евангельского призыва к бедности (см.: Thom. Aquin. Sum. th. II 1. 108. 2). В действительности это не самостоятельное сочинение, а извлечение из «Комментария на Евангелие от Матфея»; в этом отрывке П. И. О. подробно и весьма жестко критикует позицию Фомы Аквинского, не соглашаясь с предложенной последним интерпретацией слов Иисуса Христа в Мф 10. 9-10 как условной и ограниченной рекомендации, а не как прямого повеления (текст см.: D " Alverny.

http://pravenc.ru/text/2580398.html

По заключению исследователей, эти трактаты являются записями вводных лекций, к-рыми П. И. О. открывал циклы экзегетических занятий, посвященных последовательному истолкованию той или иной библейской книги. Лекция «Об обучении» (De studio; о ней см. выше), в рукописях являющаяся 5-й, а в совр. издании перемещенная на 1-е место, не связана напрямую с экзегетической тематикой. Помимо экзегетических комментариев и трактатов в корпус трудов П. И. О. входят схоластические вопросы экзегетического содержания. Они обсуждались вместе с др. богословскими вопросами и представлены в 5 подборках «Вопросов на разные темы» (о них см. выше), а также в дополнительной подборке из 10 вопросов (о ее составе см.: Ciceri. 1999. P. 170-171). «Вопросы о евангельском совершенстве» Под общим названием «Вопросы о евангельском совершенстве» (Quaestiones de perfectione evangelica= Oliv. Quaest. de perf.; далее в статье ссылки на сочинение даются по указанным в этом разделе изданиям отдельных вопросов; сводный перечень вопросов и рукописей см.: Ciceri. 1999. P. 151-168) сам П. И. О. собрал созданные им трактаты в форме схоластических вопросов, к-рые обладают тематическим единством вслед. того, что в них обсуждаются принципы практической христ. жизни, рассматриваемой гл. обр. с т. зр. францисканского монашеского идеала. Наиболее ранние из «Вопросов...» были написаны П. И. О. в кон. 70-х гг. XIII в., наиболее поздние - в 1-й пол. 90-х гг. Нумерация вопросов имеет условный характер и лишь отчасти принадлежит самому П. И. О. В совр. исследовательской лит-ре закрепилась традиция нумеровать отдельные вопросы в соответствии с той последовательностью, в к-рой они представлены в наиболее полной и надежной рукописи (Vat. lat. 4986). Всего в собрание входят 17 вопросов: 1) «Является ли созерцание в своем роде лучшим, чем всякое другое действие?» (An contemplatio sit melior ex suo genere quam omnis alia actio; крит. изд.: Emmen, Simoncioli. 1963. Vol. 60. P. 402-445); 2) «Относится ли созерцание более первично к разуму, чем к воле?» (An contemplatio sit principalius in intellectu quam voluntate; крит.

http://pravenc.ru/text/2580398.html

Sum. I 2-4; текст см.: Petrus Iohannis Olivi. Quaestiones in Secundum librum Sententiarum. 1922-1926. Vol. 3. P. 455-554); 3) вопрос, посвященный теме соотношения Божественной сущности и Божественных Лиц в Св. Троице (An in divinis sit personalis productio et pluralitas= Oliv. Sum. I 5; текст см.: Schmaus. 1930. Bd. 2. S. 4) вопрос, в котором рассматривается комплекс проблем, связанных с учением о знании, предведении и предопределении Бога ( Oliv. Sum. I 6; неопубл.; анализ содержания см.: Piron. 1999). Сохранившуюся полностью 2-ю книгу «Суммы по Сентенциям» П. И. О. образуют 118 вопросов (крит. изд.: Petrus Iohannis Olivi. Quaestiones in Secundum librum Sententiarum. 1922-1926. 3 vol.; ср.: Ciceri. 1999. P. 67-100). Они располагаются в традиц. порядке и содержат последовательное рассмотрение основных тем 2-й книги «Сентенций» Петра Ломбардского: 1) тварный мир и его базовые онтологические характеристики ( Oliv. Sum. II 1-31); 2) ангелы и демоны (Ibid. II 32-48); 3) природа человека, человеческая душа, ее потенции и деятельность (Ibid. II 49-89); 4) греховность и первородный грех (Ibid. II 90-118). К 3-й книге «Суммы по Сентенциям» исследователи относят 9 вопросов, образующих 2 группы (перечень вопросов и указание рукописей см.: Ciceri. 1999. P. 100-103): 1) 3 вопроса «О Воплощении и об Искуплении» (De incarnatione et redemptione; текст см.: Petrus Iohannis Olivi. Quaestiones de incarnatione et redemptione. 1981. P. 3-214); 2) 7 вопросов «О добродетелях» (De virtutibus; текст см.: Ibid. P. 217-357). Возможно, в 3-ю книгу «Суммы по Сентенциям» П. И. О. планировал включить группу из 4 вопросов, имеющую заглавие «О Госпоже» (De Domina; текст см.: Petrus Iohannis Olivi. Quaestiones quatuor de Domina. 1954) и содержащую обсуждение нек-рых аспектов мариологии, а также 4 вопроса, к-рые посвящены обсуждению смысла законодательных установлений ВЗ (неопубл.; см.: Piron. Les œuvres perdues d " Olivi. 1998. P. 369-370). Предполагается, что в 3-ю книгу входили др. несохранившиеся вопросы, посвященные христологической тематике (см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2580398.html

P. 370-371). Кроме того, П. И. О. упоминает в др. сочинениях вопросы групп «О благодати» (De gratia) и «О вере» (De fide), к-рые с т. зр. тематики соответствуют 3-й книге «Сентенций», однако в наст. время не найдены тексты П. И. О., к-рые можно было бы отнести к этим группам (см.: Ibid. P. 371-373). Сохранились 4 группы вопросов, соответствующих 4-й книге «Сентенций» (перечень вопросов и указание рукописей см.: Ciceri. 1999. P. 103-113; также ср.: Quaestiones de novissimis. 2004. P. 16-24); предполагается, что П. И. О. намеревался составить из них 4-ю книгу «Суммы по Сентенциям»: 1) 12 вопросов «О таинствах» (De sacramentis; опубл. только 1-й вопрос, см.: Delorme. 1945); 2) вопросы «Об обетах» (De votis; неопубл.); 3) вопросы «О браке» (De matrimonio; крит. изд.: Petrus Iohannis Olivi. Quaestiones circa matrimonium. 2001); 4) 23 вопроса «О последних вещах» (De novissimis; крит. изд.: Petrus Iohannis Olivi. Quaestiones de novissimis. 2004). Нек-рые ученые полагали, что П. И. О. планировал включить в 4-ю книгу «Суммы по Сентенциям» также 17 вопросов, объединяемых под общим названием «Вопросы о евангельском совершенстве», однако ввиду тематической специфики и содержательной важности этого собрания оно обычно рассматривается как самостоятельное сочинение (о нем см. ниже). 3. «Вопросы на разные темы» (Quaestiones de quodlibet). Под именем П. И. О. известно 8 подборок вопросов на разные темы. Пять из них были подготовлены к публикации самим П. И. О.; в них входят 92 вопроса. В нач. XVI в. они были изданы в Венеции (см.: Quodlibeta Petri Joa[n]nis P[ro]ue[n]zalis. 1509); в нач. XXI в. вышли в критическом издании ( Petrus Iohannis Olivi. Quodlibeta quinque. 2002). Оставшиеся 3 подборки (неопубл.; всего 15 вопросов), по-видимому, представляют собой черновые записи (перечень вопросов и указание рукописей см.: Ciceri. 1999. P. 134-138). Исследователи относят создание всех подборок к последнему периоду жизни П. И. О.; вероятно, этим объясняется малое число вопросов философского характера.

http://pravenc.ru/text/2580398.html

1974. P. 207-218). В рукописях под именем П. И. О. встречается значительное число небольших духовно-нравственных сочинений в форме рассуждений, увещаний, молитвенных размышлений, писем и т. п. (перечень и указание рукописей см.: Ciceri. 1999. P. 184-196; также см.: Flood. 1998; Montefusco. 2012). К их числу, напр., относятся изданные Р. Манселли сочинения: «Наставление в добродетелях» (Informatio ad virtutum opera; текст см.: Manselli. 1959. P. 278-281), «Врачевание против духовных искушений» (Remedia contra temptationes spirituales; текст см.: Ibid. P. 282-287), «Вооруженный воин» (Miles armatus; текст см.: Ibid. P. 287-290), «Способ благодарения Бога за полученные от Него благодеяния» (Modus quomodo quilibet potest referre gratias Deo de beneficiis ab eo receptis; текст см.: Ibid. P. 274-278) и др. Ввиду краткости этих произведений и специфики их содержания атрибуция многих из них П. И. О. остается предметом дискуссий. Учение Основные богословские идеи П. И. О. во многом были определены тем историческим и доктринальным контекстом, в к-ром происходило их формирование. Учение П. И. О. имеет полемичный характер; эта полемичность не всегда выражена явно, однако всегда присутствует как скрытый фон, оказывающий влияние на движение рассуждений и выбор аргументов. В области философии и теоретической теологии П. И. О. противостоял представителям 2 крайних позиций: 1) приверженцам аристотелизма, к-рые рассматривали аристотелевскую философию как высшее выражение рациональной истины и вслед. этого в нек-рых предметных областях подчиняли теологию философии при внешнем декларировании обратного; 2) противникам философского рационализма, к-рые утверждали, что философия не только не нужна для понимания истин христ. теологии, но и по своей природе является вредной, т. к. уводит от открытой Богом в Свящ. Писании истины к сомнительным и лживым человеческим измышлениям. П. И. О. стремился выработать собственное решение проблемы взаимосвязи между рациональным философским знанием и христ.

http://pravenc.ru/text/2580398.html

Лит. деятельность П. И. О. продолжалась более 2 десятилетий и была весьма интенсивной и разноплановой. В его наследие входят являющиеся высокими образцами схоластической учености XIII в. собрания философски-теологических схоластических вопросов; библейские комментарии, предназначавшиеся для более широкого круга францисканцев; полемические трактаты и письма, посвященные решению волновавших монахов и мирян вопросов практической христ. жизни, и др. произведения (сводный перечень сочинений, изданий и переводов см.: Pierre de Jean Olivi. 2010. P. 463-473; Putallaz. 2017. S. 537-543; ср.: P é ano. 1981. Col. 753-754). По свидетельству Убертина из Касале, корпус созданных П. И. О. сочинений по объему в 17 раз превышал «Сентенции» Петра Ломбардского (см.: Ehrle. Zur Vorgeschichte. 1886. Bd. 2. S. 406). В 1-й пол. XIV в., во время острой полемики по вопросу об ортодоксальности взглядов П. И. О., было издано неск. распоряжений Папского престола и руководства ордена францисканцев о конфискации и уничтожении рукописей с сочинениями П. И. О. По этой причине нек-рые его сочинения были утрачены или сохранились лишь фрагментарно. Однако и в этот период среди францисканцев оставались единомышленники и последователи П. И. О., несмотря на все запреты продолжавшие читать и переписывать его труды. Доступные в наст. время рукописи произведений П. И. О. происходят гл. обр. из архивов руководства ордена францисканцев и папской курии (впосл. эти манускрипты оказались в б-ках Парижа и Ватикана), а также из собраний нек-рых францисканских мон-рей (о рукописной традиции см.: Ciceri. 1999). Богословские и философские Как и в случае большинства теологов-схоластов, основные богословские сочинения П. И. О. напрямую связаны с его преподавательской деятельностью. Основной формой представления теологом собственной т. зр. в XIII в. стал схоластический вопрос, в к-ром учитель формулировал некую проблему, излагал различные авторитетные мнения и суждения предшествующих теологов, представлял собственное решение, приводил обосновывающие его аргументы и разбирал возможные возражения.

http://pravenc.ru/text/2580398.html

Les œuvres perdues d " Olivi. 1998. P. 361-368). На те вопросы, к-рые тематически относятся к 3-й и 4-й книгам «Сентенций», П. И. О. не ссылается как на части «Суммы по Сентенциям», упоминая их под самостоятельными индивидуальными или групповыми заглавиями. Это позволяет предполагать, что вопросы по этим книгам не были им отредактированы и обобщены в «Сумму по Сентенциям», хотя, вероятно, он намеревался это сделать. Т. о., вопросы, относящиеся к книгам 1, 3 и 4, сохранились в первоначальных редакциях, а вопросы по книге 2 - в поздней авторской редакции. Точно датировать вопросы в большинстве случаев невозможно. Известные ныне вопросы по 1-й книге были созданы до сер. 80-х гг. XIII в., т. к. ссылки на них присутствуют в обвинениях, выдвинутых против П. И. О., и его последующих разъяснениях, содержание к-рых имеет весьма важное значение для корректной интерпретации вызывавших полемику высказываний из «Суммы по Сентенциям». Вопросы по книгам 3 и 4 создавались в разное время с сер. 70-х до сер. 90-х гг. XIII в. Работу П. И. О. над окончательной редакцией вопросов, включенных во 2-ю книгу, исследователи датируют 90-ми гг. XIII в. В известных ныне вопросах, с большей или меньшей уверенностью относимых учеными к «Сумме по Сентенциям» или к предназначавшимся для включения в нее материалам, П. И. О. не комментирует напрямую содержание «Сентенций» Петра Ломбардского, заимствуя из этого сочинения лишь общую структуру представления материала и нек-рые аргументы. В наст. время известно 6 вопросов, предположительно относящихся к 1-й книге «Суммы по Сентенциям»; т. к. мн. вопросы не сохранились, нумерация имеет условный характер (перечень вопросов и указание рукописей см.: Ciceri. 1999. P. 64-66): 1) вводный вопрос, содержащий обсуждение предмета теологии и ее статуса как науки (Quid sit subiectum Sacrae Scripturae et huius libri= Oliv. Sum. I 1; текст см.: Stadter. 1962. S. 2-12); 2) группа из 3 вопросов, известных под редакторским заглавием «О познании Бога» (Quaestiones de Deo cognoscendo= Oliv.

http://pravenc.ru/text/2580398.html

Толедо (Collección de cánoñes. 1851. P. 441). Ильдефонс Толетский. 1610-1614 гг. Худож. Эль Греко. (Эскориал, Испания) Ильдефонс Толетский. 1610-1614 гг. Худож. Эль Греко. (Эскориал, Испания) В нач. XIV в. (между 1303 и 1309 - Salvador Miguel. 1982. P. 120) было составлено стихотворное Житие И. на кастильском языке, возможно основанное на несохранившемся латинском Житии. Автор стихотворного Жития, известный как Бенефициарий из Убеды, обычно отождествляется с архидиак. Гарсией Пересом, буд. епископом Хаэна (1301-1316). Восхваляя благочестие И. и его верное служение Богоматери, агиограф ввел в сочинение нек-рые актуальные церковно-политические моменты, в основном связанные с утверждением примата Толедской кафедры во время споров о юрисдикции с архиеп-ством Севилья в кон. XIII - нач. XIV в. Бенефициарий восхвалял Толедо, в частности капитул ц. св. Левкадии, «осовременивал» мн. реалии вестгот. эпохи: представлял И. как архидиакона еп. Евгения, Агалийский мон-рь (отождествленный им с ц. св. Левкадии) - как общину регулярных каноников. К Житию, составленному Бенефициарием, близко по содержанию прозаическое Житие И. на кастильском языке (Istoria de San Alifonso, Arçobispo de Toledo; изд.: Walsh. 1992. P. 135-144). В 1444 г. Альфонсо Мартинес де Толедо, известный как Архипресвитер из Талаверы († ок. 1470), составил прозаические Жития И. и Исидора Гиспальского на кастильском языке (ранее авторство Архипресвитера оспаривалось исследователями - см.: Ba ñ os, Ciceri. 2002. P. 174). Житие И. сохранилось в 3 рукописях XV-XVI вв., где оно сопровождается переводом на кастильский трактата «О приснодевстве...». Являясь членом кафедрального капитула Толедо, Архипресвитер подчеркивал роль И. как св. покровителя города, но также сделал акцент на аскетизме и безупречном церковном служении И., противопоставив святого церковным иерархам и духовенству своего времени. В XVI-XVII вв. в связи с Контрреформацией и борьбой Толедской кафедры за главенство в Испании почитание И. как служителя Богоматери и как покровителя Толедо приобрело актуальность.

http://pravenc.ru/text/389445.html

Наиболее многочисленны вопросы, посвященные теоретическому рассмотрению нравственных и канонических проблем христ. жизни (см.: Piron. Franciscan Quodlibeta. 2006. P. 413-417). 4. Разное. Помимо крупных собраний вопросов сохранились отдельные трактаты и вопросы П. И. О. богословской и философской тематики: 1) «О том, как следует читать книги философов» (De perlegendis philosophorum libris; изд.: Delorme. Fr. Petri Joannis Olivi tractatus. 1941; переизд. с франц. пер.: Pierre de Jean Olivi: Philosophe et théologien. 2010. P. 431-449; о содержании см.: Burr. Petrus Ioannis Olivi and the Philosophers. 1971. P. 52-57; Suarez-Nani. 2010), вводная лекция, адресованная начинавшим изучение теологии студентам; П. И. О. излагает и обосновывает в ней собственную т. зр. по вопросу о значении нехрист. философии для христ. теолога; 2) «Об обучении» (De studio, инципит: «Vacate et videte»; крит. изд.: Peter of John Olivi on the Bible. 1997. P. 20-37; в рукописной традиции текст присоединен к группе 4 экзегетических вводных лекций П. И. О. «Общие введения к Священному Писанию», однако с т. зр. происхождения и содержания не относится к ней; см.: Piron. 2010. P. 52-55), вводная лекция к курсу по «Сентенциям» Петра Ломбардского, содержащая рассуждение о роли интеллектуального познания в христ. жизни; 3) «Логические вопросы» (Quaestiones logicales; опубл.: Brown. 1986), созданы в 70-х гг. XIII в., вероятно, в связи с чтением лекций по логическим сочинениям Аристотеля; 4) вопрос «О количестве» (De quantitate; опубл.: Quodlibeta Petri Joa[n]nis P[ro]ue[n]zalis. 1509. Fol. 49v-53r); является приложением к соч. «Опровержение 37 артикулов» и содержит разъяснения П. И. О. относительно онтологического статуса аристотелевской категории «количество»; 5) отдельные вопросы онтологического и естественнонаучного характера; предположительно, они были созданы в рамках чтения курса по «Физике» Аристотеля (подробнее см.: Piron. Les œuvres perdues d " Olivi. 1998. P. 380-385; ср.: Ciceri. 1999. P. 172-176); 6) «О мессе» (De missa; крит.

http://pravenc.ru/text/2580398.html

изд.: Petrus Iohannis Olivi. Tractatus de missa. 2016), трактат, адресованный приходским священникам и содержащий богословские и канонические указания о надлежащей подготовке к совершению таинства Евхаристии и о его духовных плодах; 7) «О договорах» (De contractibus; крит. изд.: Petrus Iohannis Olivi. Traité des contrats. 2012), созданный П. И. О. в 90-х гг. XIII в. трактат в 3 частях («О купле и продаже», «О займах», «О возмещениях»); в нем с позиций христ. этики рассматриваются различные аспекты средневек. торговых и финансовых отношений; 8) «Объяснение сочинения Дионисия О небесной иерархии» (Expositio super Dionysii De angelica hierarchia; неопубл.; указание рукописей см.: Ciceri. 1999. P. 63-64), богословско-экзегетическое сочинение, отражающее значительный интерес, который П. И. О. проявлял к «Ареопагитикам» ; сочинению предпослан пространный богословский вопрос «О влиянии ангелов» (De angelicis influentiis; опубл.: Collationes in Hexaemeron et Bonaventuriana quaedam selecta/Ed. F. Delorme. Ad Claras Aquas; Florentiae, 1934. P. 363-412), в к-ром с опорой на учение трактата «О небесной иерархии» обсуждается посредническая роль ангелов в процессе приобретения человеком просвещающей и спасительной благодати Бога и последующего пребывания в ней. П. И. О. намеревался составить комментарий ко всем трактатам «Ареопагитик», однако этот замысел остался нереализованным. Экзегетические Работа над библейскими комментариями была делом всей жизни П. И. О. Обширность экзегетического наследия П. И. О. во многом связана с тем, что его преподавательская деятельность проходила по большей части не в крупных ун-тах, а в монашеских школах францисканцев, где чтение лекций по Свящ. Писанию было намного более востребовано и актуально, чем обсуждение абстрактных богословских и философских проблем. П. И. О. истолковал в форме последовательного объяснения отрывков (т. н. постиллы) или экзегетических вопросов к сложным местам большую часть книг ВЗ и НЗ, однако нек-рые комментарии не были им завершены или оказались впосл.

http://pravenc.ru/text/2580398.html

  001     002