277 . Святая вера, изложенная 150 свв. отцами, согласная со святым и великим Собором Никейским. С. 216–217 141 . [Т. 2. C. 230–231.] Symbolum Nicaeno-Constantinopolitanum (CPG 9001.2t)//ACO II, 1, 2. P. 80–81 14–21). Mansi VI, 957–960. 5000/3. ДВС 24. 278 . Окружное или соборное послание святейшего Льва, архиепископа г. Рима, писанное к Флавиану, архиеп. Константинопольскому (против ереси Евтихия). С. 217–223. [Т. 2. C. 231–238.] Leonis Epistula ad Flavianum Constantinopolitanum (Tomus) (CPG 8922; ср. CPG 9001.5, CPL 1656 [ep. 28])//PL 54, 755–781. ACO II, 2, 1. P. 24–33 5). Греч. перевод: ACO II, 1, 1. P. 10–20 11); II, 1, 2. P. 81 22, incipit). Mansi VI, 960 (incipit); V, 1263–1290. 5000/3. Jaffe 423 142 . 279 . Свидетельства свв. отцов и исповедников. С. 224–228 143 . [Т. 2. C. 238–242.] Sanctorum patrum et confessorum Testimonia (Florilegium) (CPG 9097 144 ; ср. CPL 1656 [ep. 165])//PL 54, 1173–1190. ACO II, 4. P. 119–131 104.1–30). Греч. перевод: ACO II, 1, 1. P. 20–25 11.1–18) 145 . Mansi VI, 962–971, 369–384. 5000/3. Jaffe 542. 280 . Окончание рассуждений Халкидонского Собора (второго деяния). С. 228–230 146 . [Т. 2. C. 242–244.] Actio II (de fi de) (CPG 9001t)//ACO II, 1, 2. P. 81–84 23–45). Mansi VI, 972–976. 5000/3. ДЕЯНИЕ III (рассуждения Халкидонского Собора и чтение актов). С. 230–283. [Т. 2. C. 244–299]. ACTIO III (de Dioscoro) (CPG 9002t) 281 . [Вступительная часть]. С. 230–233. [Т. 2. C. 244–247.] Actio III (de Dioscoro) (CPG 9002t)//ACO II, 1, 2. P. 3–8 1–4). Mansi VI, 976–985. 5000/3. 282 . [Записка] святому и Вселенскому Собору … в … г. Халкидоне от Евсевия, еп. Дорилейского, защищающего себя и св. Флавиана … и православную веру. С. 233–234. [Т. 2. C. 248.] Eusebii Dorylaei Libellus ad concilium Chalcedonense (CPG 5943t; ср. CPG 9002.1t)//ACO II, 1, 2. P. 8–9 5). Mansi VI, 985–988. 5000/3. 283 . Продолжение рассуждений Халкидонского Собора и чтения актов. С. 234 147 . [Т. 2. C. 248–249.] Actio III (de Dioscoro) (CPG 9002t)//ACO II, 1, 2. P. 9–10 6–16). Mansi VI, 988–989. 5000/3.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

929 Mansi . Ibid., 829. Деян . Ill, 161. 930 Mansi . Ibid. Tom VII, col 100. Деян . IV, 46. 931 Mansi . Ibid. Тот. VI, 765, 768—769. Деян . Ill, 137—138. 932 Mansi . Ibid. 821. Деян . Ill, 158. 933 Mansi . Ibid. 757. Деян ., 134. 934 Деяния Всел. Соборов. Т. VI, стр. 276. Изд. 2-е. Каз., 1882. 935 Там же, стр. 179, 206—210. 936 С какими трудностями приходится бороться лицам, работающим с латинским текстом этих актов, это видно из сочинения Н. Н. Глубоковского, которому нужно было определить отношение этого собора к Феодориту Киррскому («Феодор. Кир.». Том I, гл. 7. М., 1890). Причем результат работы над этим текстом, вследствие его неисправности, иногда является не чуждым сомнений. 937 В том же сочинении Н. Н. Глубоковского (стр. 285—286). Автор думает, что при внимательном изучении VIII деяния оно «утрачивает значительную долю своей невразумительности». Но мы не разделяем оптимизма нашего автора. 938 Mansi. VI, col. 961—973. Деян . III, 238—243. 939 Ibid., col. 961—962 in notis. 940 Cf. Mansi , VI, 973; VII, 5, 8, 9 et ceter. Деяния , III, 243. IV, 6, 7 и далее. 941 Patrum Nicaenorum nomina, p. XLVIII. Sociata opera ediderunt Gelzep, Hilgenfeld et cet. Lipsiae, 1898. 942 Творения св. Афанасия. Т. 1, 399, 443—444. Изд. 2-е, 1902. 943 Евсевий . Жизнь Константина, III, гл. 17—19. 944 Сократ . Кн. 1, гл. 9. — Оба последних определения сохранились, как можно думать, не в том виде, как они были отредактированы отцами собора. 945 Кстати сказать, актами I Вселен, собора в настоящее время называется собрание, кроме сейчас упомянутых постановлений, разного рода писем и сказаний, имеющих отношение к собору. Перечень того, что издается под именем актов в западной науке и у нас можно находить в книге г. К. Смирнова: «Обозрение источников Первого Вселен, соб.», стр. 34—35. Яросл., 1888. 946 Энциклопедия Герцога — Гаука делает такой отзыв об этой книге: «благодаря мастерскому изданию Р. N. nomina все более ранние издания оказываются устаревшими» (Ausg. 3. В. XIV, S. 9, Leipz., 1903).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

man. I, 4. De civ. Dei. X, 1. Ср. De magistr. 46. De Trinim. XIII. 6. 7. 25. 565 Кн. Е. Трубецкой. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Ч. I. Миросозерцание бл. Августина. Москва, 1892. Стр. 22–23. G. Boissier. Etudes d’histoire religieus. VI. La conversion de saint Augustin. Rev. des deux mondes. T. 85 (1888) p. 45. 573 Et illa, quae jam de medio Babylonis fugeret, sed ibat in caeterisiejus tardior. Ibid. II, 8. 584 Издание этих табличек и исследование о них см. у R. Wünsch. Sethianische Verfluchungstafeln aus Rom. Leipzig, 1898. 587 Sed videlicet sacrificari pro me nollem daemonibus. Ibid. Из приведенных выдержек ясно, что мотивом отказа Августина было презрение к язычеству, а не манихейская жалость к животным, как полагают некоторые исследователи. 601 Nicolai ep. ad. Hincmarum. Mansi 15. 357 C. ( P. L. 119:1155). Возможно, что libellus был составлен на предварительном соборе Фотия. 602 Mansi 15. 356 E. Михаил будто бы говорил болгарским послам, что если бы легаты папы шли не через Болгарию, то не увидели бы не только его императора, но и самого Рима (Vita Nicolai, Mansi 15, 157 C.). Едва ли этой фразе можно придавать серьезное значение. Если Михаил был готов погубить легатов, он легко мог сделать это: стоило пропустить их через границу, и они были бы в его распоряжении. 606 Что собор действительно состоялся, в этом не может быть никакого сомнения. Правда, у некоторых писателей и в некоторых документах, враждебных Фотию, можно находить такие отзывы о соборе, которые могут подать повод признать его в действительности никогда не существовавшим и видеть в соборных актах сплошной вымысел и подлог Фотия (Metroph. ep. ad. Manuelem, Mansi 16, 417 C., Cp. выражения в письмах Игнатия к Адриану II, Mansi 16, 48 B. Epist. encyclica собора 869 г., Mansi 16, 198 A-B, Vita Hadri-ani, Mansi 15, 811 – Cf. Synod. Vetus в Fabrisii Harless, Biblioth. gr. 12, 419, Leonis Allatii, De 8 synodo Photiana, Romae 1662, p. 5–6). Однако во 1-x, в пользу фактичности собора можно указать свидетельств более, чем достаточное количество (см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

267 . Деяние седьмое в Константинополе (читанное в Ефесе и снова прочитанное в Халкидоне). С. 118–127 131 . [Т. 2. C. 124–133.] Synodi Constantinopolitanae (a. 448) Gesta. Actio VII (CPG 8904t; ср. CPG 8937.2t, 9000.2t)//ACO II, 1, 1. P. 137–147 458–554). Mansi VI, 729–753. 5000/3. 267а. [Императорское послание к Константинопольскому собору о патриции Флоренции]. С. 119. [Т. 2. C. 125.] Sacra ad synodum (CPG 8904.6t; ср. CPG 8937.2t, 9000.2t)//ACO II, 1, 1. P. 138 468). Mansi VI, 732–733. 5000/3. Haenel 1857. P. 249 (fragm., только лат. пер.). 267б. [Приговор Константинопольского собора по делу Евтихия и подписи епископов]. С. 124–126. [Т. 2. C. 130–132.] Flaviani Constantinopolitani Damnatio Eutychis (CPG 5932t; ср. CPG 8904.7t, 8937.2t, 9000.2t)//ACO II, 1, 1. P. 145–147 549–552). Mansi VI, 748–753. 5000/3. Grumel 1932, 100. 268 . Деяния в Константинополе после низложения Евтихия, читанные в Ефесе под председательством Диоскора (и снова прочитанные в Халкидоне). С. 127–151 132 . [Т. 2. C. 133–158.] Synodi Constantinopolita-nae (a. 449) Cognitio de gestis contra Eutychem (CPG 8906t; ср. CPG 8937.3t, 9000.2t)//ACO II, 1, 1. P. 148–176 555–828). Mansi VI, 753–821. 5000/3. 268а. [Чтение актов Константинопольского собора от 8 апреля 449 г.]. С. 128–129. [Т. 2. C. 134–135.] Synodi Constantinopolitanae (a. 449) Gesta apud Macedonium referendarium (CPG 8905t; ср. CPG 8906.1t, 8937.3t, 9000.2t)//ACO II, 1, 1. P. 150–151 558–559). Mansi VI, 757–761. 5000/3. 268б. [Послание] … имп. Феодосию и Валентиниану, постоянным августам, от архим. Евтихия. С. 130 133 . [Т. 2. C. 136.] Eutychis archim. Constantinopolitani Epistula ad imperatores (CPG 5946t; ср. CPG 8906.2t, 8937.3t, 9000.2t)//ACO II, 1, 1. P. 152–153 572). Mansi VI, 764–765. 5000/3. 269 . Другое деяние в Константинополе (читанное в Ефесе и снова прочитанное в Халкидоне). С. 151–153. [Т. 2. C. 158–160.] Synodi Constantinopolitanae (a. 449) Cognitio de sententia contra Eutychem (CPG 8907t; ср. CPG 8937.3t, 9000.2t)//ACO II, 1, 1. P. 177–179 829–849). Mansi VI, 821–828. 5000/3.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

162 . Соборное послание, писанное из Константинополя. С. 121. [Т. 1. С. 513]. Epistula synodica (CPG 5771; ср. CPG 8776)//ACO I, 1, 3, 70–71 113). Mansi V, 257. 5000/1. Grumel 1932 I, I, 67. 163 . Копия с послания, писанного Максимианом, еп. Константинопольским, к Кириллу, архиеп. Александрийскому. С. 122. [Т. 1. С. 514]. Maximiani Constantinopolitani Epistula ad Cyrillum Alexandrinum [=Cyrilli Alexandrini Epistula XXX] (CPG 5770t; cp. CPG 5330, 8787)//PG 77, 148–149. ACO I, 1, 3, 71 114). Mansi V, 257–260. 5000/1. Grumel 1932 I, 1, 68. 164 . Послание еп. Кирилла Максимиану, еп. Константинопольскому. С. 122–125. [Т. 1. С. 514–517]. Cyrilli Alexandrini Epistula XXXI: Ad Maximianum Constantinopolitanum (CPG 5331; cp. CPG 8788)//PC 77,149–156. ACO I, 1, 3, 72–74 115). Mansi V, 260–265. 5000/1. 165 . Послание еп Кирилла к Ювеналию епископу и прочим послам собора, отправленным в Константинополь. С. 125. [Т. 1. С. 517]. Cyrilli Alexandrini Epistula XXXII: Ad luvenalem et ceteros concilii legatos Constanlinopolim missos (CPG 5332t; cp. CPG 8789)//PG 77, 155–158 (только латин. пер.). ACO I, 1, 7, 137 90). Mansi V, 265–266 (только латин. пер.). 5000/1. 166 . Послание папы Целестина , писанное к святому Ефесскому собору после осуждения Нестория. С. 125–129. [Т. 1. С. 517–521]. Caelestini рарае Epistula ad synodum Ephesinam (CPG 8784)//PL 50, 537–544. ACO I, 2, 98–101 26). Греч, перевод: ACO I,1, 7, 85 (p. 125–129). Mansi V, 266–269 (только латин. оригинал). 5000/1. 167 . Послание папы Целестина к Феодосию младшему, Августу, писанное после собора. С. 129–131. [Т. 1. С. 521–523]. Caelestini рарае Epistula ad Theodosium imp. (CPG 8781)//PL 50, 544–547. ACO I, 2, 88–90 23). Греч. перевод: ACO I, 1, 7, 86 (p. 129–130). Mansi V, 269–271 (только латин. оригинал). 5000/1. 168 . Послание того же папы Целестина к Максимиану, Константинопольскому епископу, после собора. С. 131–132. [Т. 1. С. 523–524]. Caelestini рарае Epistula ad Maximianum Constantinopolitanum (CPG 8782)//PL 50, 547–548. ACO I, 2, 90–91 24). Mansi V, 271–272 217 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

183 . Того же Кирилла послание к Донату, епископу Никополя и древнем Эпире. С. 161–163. [Т. 1. С. 553–555]. Cyrilli Alexandrini Epistula XLV111: Ad Dunatum episc. Nicopolis (CPG 5348t; cp. CPG 8863)//PG 77, 249–253. ACO I, 1, 4, 31–32 129). Mansi V, 348–352. 5000/1. 184 . Послание Кирилла, еп. Александрийского, к Максимиану, еп. Константинопольскому. С. 163–164. [Т. 1. С. 555–556]. Cyrilli Alexandrini Epistula XLIX: Ad Maximianuin Constantinopolitanum (CPG 5349t; cp. CPG 8856)//PG 77, 253–256. ACO I, 1, 4, 34 131). Mansi V, 352. 5000/1. 185 . Того же Кирилла к благочестивейшему еп. Валериану, против мыслящих по догматам Нестория. С. 164–173. [Т. 1. С. 556–565]. Cyrilli Alexandrini Epistula L: Ad Valcrianuin episc. Iconii (CPG 5350; cp. CPG 8867)//PG 77, 256–277. ACO I, 1. 3, 90–101 119). Mansi V, 353–372. 5000/1. 186 . Послание папы Сикста к Кириллу Александрийскому по заключении мира между Кириллом и Иоанном. С. 173–175. [Т. 1. С. 565–567]. Xysi episc. Romae Epistula ad Cyrillum [=Cyrilli Alexandrini Epistula LI] (CPG 5351; cp. CPL. 1655)//PG 77, 277–282 (=PL 50, 602–606), ACO I, 2, 107–108 30). Mansi V, 371–374 222 . 187 . Сикст списком – Иоанну, еп. Антиохийскому. С. 175–177. [Т. 1. С. 567–569]. Xysti episc. Romae Epistula ad lohannem Antiochenum [=Cyrilli Alexandrini Epistula LII] (CPG 5352; cp. CPG 8860, CPL 1655)//PG 77, 283–286 (=PL 50,607–610). ACO I, 2,108–110 31). Mansi V, 379–380 223 . 188 . Кирилла, архиеп. Александрийского, на святой Символ. С. 177–189. [Т. 1. С. 569–581]. Cyrilli Alexandrini Epistula LV: Ad Anastasium, Alexandnim, Martinianum, lohannem, finagorium presb. et Maximum diac. ceterosque monachos orientales (CPGS 5355t)//PG 77, 289–320. ACO I,1,4, 49–61 135). Mansi V, 384–408. 5000/1. 189 . Послание того же Кирилла, еп. Александрийского, к Иоанну, еп. Антиохийскому, и к собору, собравшемуся в Антиохии. С. 189–191. [Т. 1. С. 581–583]. Cyrilli Alexandrim Epistula LXVII: Ad lohannem Antiochenum et synodum Antiochenum (CPG 5367t)//PG 77, 332–337. ACO I, 1, 4, 37–39 133). Mansi V, 408–413. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Время первого правления Игнатия определяется в источниках не одинаково. Vita Ignatii, 512 C=11 лет; ibidem, p. 520 A=«почти 12 лет». Niceph. Chron. Synt. De-Boor p. 120=11лет 5 месяцев. Niceph. Call. Migne Patr. Gr. t. 147, p. 480=11 лет. Menologium Basilianum. Migne Patr. Gr. t. 117, p. 124=11лет 5 месяцев, Fischer. De patriarch. Constant. catalogis. Lipsiae 1894, p. 291=10 лет. (Эти данные собраны у А. А. Васильева цит. соч. Прил. IV, стр. 140. К ним нужно прибавить Nicolai I ep. V ad Michael, imper. Mansi XV, p. 171 B=«почти 12 лет». Ep. I Mansi XV, 161 C=12лет. Libellus synodicus. Fabricii-Garless. Biblioth. Graeca. 1809. Vol. XII, p. 418 (Cf. Mansi XV, 521)=11лет 4 месяца 20 дней. Наиболее подходящая дата – 11лет 5 месяцев или более точная – 11лет 4 месяца 20 дней. Дата смерти Мефодия известна точно – 14 июня 847 года. (А. А. Васильев цит. соч. Прил. с. 144) Прибавляя к ней 11лет 4 месяца 20 дней, получаем ноябрь 858 года. Но у Никиты Пафлагона отмечен и день низложения Игнатия – 23 ноября (р. 541–544). Относя низложение Игнатия к 23 ноября 858 года и принимая дату Libelli synodici за наиболее удовлетворительную, получаем день рукоположения Игнатия – воскресенье 3 июля 847 года. Против даты 23 ноября 858 года возможно возражение, выдвинутое Гергенрётером (B. I. S. 362. Anm. 66; cf. S. 373). Папа Николай, говоря о посылавшихся из К-поля при Венедикте представителях партий Игнатия и Григория, замечает: dum pars Ignatii properando disponit iter, …Ignatius trahitur, impellitur et… ab Ecclesiae regimine sequestratur (Ep. IX. Mansi XV, 229 A). Если под pars Ignatii разуметь посольство Лазаря (Ep. Stylian. Mansi 428 C), то изгнание Игнатия должно быть отнесено к 857 году, так как Лазарь прибыл в Рим еще при Бенедикте (Vita Bened. III. Mansi XV, 109 C), а Бенедикт умер в апреле 858 года. Однако вполне допустимо, что поездка Лазаря была подготовительной, и вслед за ним предполагалось отправить депутацию из епископов: pars Ignatii будет означать эту депутацию, а properando disponit iter не выступление в путь, а поспешные к нему приготовления. Возможность такого толкования не исключает и Г-р; а вопреки последнему (B. I, l. с.) нужно допустить что для Игнатия были все основания позаботиться о наилучшей защите своего дела в Риме посредством указанной депутации, так как в 858 году, куда мы отодвигаем подготовку посольства, его положение пошатнулось и в К-поле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

937 Лев пишет Феодориту (epist. 120 (152), cap. 5: Migne, lat. ser. t. 54, col. 1053. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1322. B): dignam retribues pro tot laboribus (sedis apostolicae) gratiam, si talem te, qualem probacimus ac probamus, pro universalis Ecclesiae defensione servaveris. 938 Об этом слишком много распространяются Гарнье (Dissert. I, cap. X, n. I. II: M. 84, col. 141–143), Баллерини (Observationes, n. 7. 8: Migne, lat. ser. t. 55, col. 755–756), Тильмон (Mémoires. T. XV, p. 875: note 12 sur. Théodoret) и др.; они даже делают попытки точно изобразить, как производились папою исследования о Феодорите. 939 Заявление легатов в разных списках деяний Халкидонского собора передается неодинаково (Mansi, VII, 192. А): по одним, папа «снова ( πλιν) принял Феодорита в общение», по другим, – «прежде», «некогда» ( πλαι). Последнее чтение, кажется, вернее, ибо ранее Лев и не думал прерывать церковный союз с Киррским епископом. 940 Epist. S. Leonis 41 (48), cap. 2: Mansi, VI, 15. C. Migne, lat. ser. t. 54, col. 829. Деян., III, стр. 69. 73. 941 Epist. S. Leonis 51 (67): Mansi, VI, 34. D. 35. A. Migne, lat. ser. t. 54, col. 845. Это послание к Фавсту и другим Константинопольским архимандритам писано 15-го октября 449 года. 942 Epist. S. Leonis 59 (79): Mansi, VI, 58 sqq. Migne, lat. ser, t. 54, col, 865 sqq. Деян., III, стр. 80–88. 946 Об Афанасии см. выше гл. II, 1, прим. 81 на стр. 42 (cnf. Lo-Quien. Oriens christianus, II, col. 943–944); о личности Афиния нам решительно ничего неизвестно. 947 Максим был поставлен еще до смерти императора Феодосия (см. Migne, lat. ser. t. 55, col. 266: Balleriuorum annot. e) канонически незаконно, на что и указывает папа Лев приведенною нами в тексте фразой (epist. S. Leonis 104 (130), cap. 5: Mansi, VI, 194. Migne, lat. ser. t. 54, col. 997). 948 Находясь в Константинополе, Максим не участвовал в заседаниях по делу о подведомых ему Евстафие Виритском и Фотие Тирском и просто подписал готовую хартию, поданную ему (Mansi, VII, 80. Деян., IV, стр. 84–85), хотя определение было явно несправедливое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

3598 Mansi VI, 744 Β.: μολογ κ δο φσεων γεγενσθαι τν κριον μν πρ τς νσεως · μετ δ τν νωσιν μαν φσιν μολογ ДВС. III, 287. 3602 Ср. Leon. ep. 24, ad imper., Mansi V, 1341 и ep. 23, ad FIav. ib 1338 и epp. Eut. ad imp. Mansi VI, 764 и 824. 3603 Cp. акты апрельского собора 449 г. под председательством Флавиана у Mansi VI, 757 до 828 ДВС. III, 296 и сл. 3610 Theoph. Byz. jun. ad annum. 5940. Свидетельство позднейшее, но по хорошему источнику. Loofs RE. V. 641. 3642 По сирийским актам невозможно предполагать, чтобы соборные занятия продолжались еще несколько после 22 августа дней (ср. Hoffmann, Verhandl 58, VIII. 3657 Mansi VI, 691 А ср. Hefele II, 434 anm. 4: Tu (Dioscure) occidisti Flavianum VII, 68: Βαρσουμς... σφαξε τν μακριον Θλαυιανν; Theophanes ad ann. 5941 ed. de Boor I, 100; Nicephorus 14, 47 ed. Par. 1630; II, 550 A. 3660 В виду важности апелляционной жалобы Флавиана и отсутствия ее у Mansi мы приводим ее in extenso и в Zeitschift für katholische Theologie Bd. VII, 1883 S. 191. Grisar. Die neu aufgefundene Appellation Flavians an Papst Leo I: Incipit libellus appellationis Flaviani episcopi C-ni ad papam Leonem. Religiosissimo et Beatissimo Patri et Archiepiscopo Leoni Flavianus in Domino salutem. Opportunum est quidem ad presens tempus mediocriter referre, et uti apostolica appellatione ad Vestram Sanctitatem ut progrediens ad Orientem auxilium ferre (подр. studeatis, possitis) periclitanti piae sanctorum Patrum lidei quam sudore ultiones tradiderunt (sic). Ecce enim confusa sunt omnia; solutae sunt ecclesiasticae ordinationes; perierunt ea quae sunt fidei, dissentione. Retinentur piae animae, jam non Patrum nominatur fides, sed conculta ab Alexandrinae Ecclesiae Epiecopo Dioscoro, et eorum qui haec sapiunt una cum ipso Eutychinam jam praedicari et nominari fidem. Hanc enim firmavit sententia propria et eorum qui per violentiam coacti sunt consentire episcopi. Et ea quidem singula nunc non est concessum nobis ferre ad Vestram Beatitudinem, breviter autem quae subsecuta sunt docebimus.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

1047 Mansi, VI, 673. B-D. Деян., III, стр. 227. Хотя в актах и не сказано, что го­ворит теперь именно епископ Киррский, но разумеется здесь несомненно он, так как другой Феодорит – Алавандский (в Карии: Mansi, VI, 576. С. Деян., III, стр. 136) реши­тельно ничем не заявил себя на соборе. После появляется еще Феодорит – Самосатский (Mansi, VII, 403. А. Деян., IV, стр. 344) или, по поправке Гардуэна (Mansi, ibid, not. b), Кирополитанский (Cyropolitanus). Этот епископ тоже был совершенно незаметен, если считать его за лицо, отличное от Феодорита – Киррского. 1048 Mansi, VI, 973. А. В. Деян., III, стр. 543–544. Как был недалек Аэций в познаниях патриотической литературы, – видно из того, что несколько ранее он цитировал заключительные строки этого отрывка, но начала его не мог припомнить при встретив­шейся неожиданности (Mansi, VI, 969. Е. Деян., III, стр. 541). Следует заметить еще, что Гарнье (Praef. ad scholia S. Cyrilli De incarnatione Unigenitï Migne, lat. ser. t. 48, col. 1003–1006) приписывает Феодориту все свидетельства в подтверждение томоса, приводившиеся на Халкидонском соборе, полагая, что еще прежде он отправил их в Константинополь (см. выше прим. 103 на стр. 264). Иные (Quesnellus. Notae ad epist. S. Leonis: Migne, lat. ser. t. 54, col. 1370 sqq. Cnf. ibid. annot. b Ballerinorum) все выдержки усвояют самому папе. Кажется, и то и другое несправедливо, поскольку в актах ясно говорится, что в одних случаях выступал Аэций, подыскивавший известные отеческие места, а в иных – Киррский епископ. Всякие догадки здесь излишни. 1049 Сочинение это сохранилось большею частью в одном латинском переводе Мария Маркатора (Migne, lat. ser. t. 48, col. 1005 sqq. Cnf. inter Opp. S. Gyrilli. Migne, gr. ser. t. 75, col. 1369 sqq.); настоящий отрывок заимствован из 25 главы схолий св. Кирил­ла «О воплощении Единородного» (Migne, lat. ser. t. 48, col. 1026. C. Migne, gr. ser. t. 75, col. 1397. В. С). Полагают, что рассматриваемое нами сочинение написано Александрий­ским архиепископом почти одновременно с посланием его к монахам, т. е. в начале или, в крайнем случае, в конце 429 года (Garnerius. Admonitio ad scholiä Migne, gr. ser. t. 75, col. 1363–1364; lat. ser. t. 48, col. 1001–1002. Tillemont. Mémoires t. XIV, p. 666–667).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010