Kallistos Ware . The Monk and the Married Christian: Some Comparisons in Early Monastic Sources, published in ‘Eastern Churches Review’, Volume VI, Number I, Spring 1974 Перевод – Александр Евгеньевич Шперл Ascetic Homily (MPG LXXXV, col. 1857, 1858). F. Nau (ed.), ‘Histoires des solitaires égyptiens’, §250, in Revue de l’Orient chrétien XIV (1909), p. 365 Athanasius, Vita Antonii 2 (MPG XXVI, col. 841c) Apophthegmata, alphabetical collection, Arsenius 1 (MPG LXV, col. 88b). (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов — прим . пер . ) Vita Prima 37 (ed. Halkin, p.23, lines 15-16) Coll. XXI, 1-10. (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, Двадцать первое собеседование аввы Феоны (первое). О льготах в пятидесятницу, Собеседование 4, Глава 10 — прим. пер. ) Феона, «поспешно оставив все мирское имущество, ушел в монастырь. Здесь за короткое время он просиял таким блеском святости и смирения, что после переселения блаженной памяти Иоанна из этого мира к Господу, также после отшествия святого мужа Илии, который был не меньше своего предшественника, Феона третий, избранный суждением всех, вступил в распоряжение экономией.» — Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, Двадцать первое собеседование аввы Феоны (первое). О льготах в пятидесятницу, глава 9. Евстафий Севастийский, например, был осужден Гангрским Поместным собором (341 г.) за то, что придерживался подобного мнения, но, возможно, это обвинение несправедливо. См. постановления 1, 4, 9, 10 и 14 этого собора (Hefele-Leclercq, Histoire des Conciles, I, 2 [Paris 1907], pp. 1032-8). Ср. с J. Gribomont, ‘Le monachisme au IVe s. en Asle Mineure: de Gangres au Messalianisme’, in Studia Patristica II (Texte und Untersuchungen LXIX: Berlin 1957), pp. 400-15. Orat. XL, 18 (MPG XXXVI, col. 381b). (Слово 40. На святое крещение — прим.пер. ) Mystic Treatises by Isaac of Niniveh, tr. by A.J. Wensinck (Amsterdam 1923), p.102; Theodore the Studite, Ep. II 43 (MPG XCIX, col. 1245ab) Hom. in Ezech. II, v, 19 (MPL LXXVI, col. 996a)

http://pravmir.ru/monah-i-miryanin-kto-b...

MPG XCI, col. 391-408 Encomium S. Gregorii Thessalonicensis (MPG CLI, col. 573b-574b); De passionibus et virtutibus (MPG CL, col. 1056a) Эти рассказы относятся к более общей категории Streitnovellen или «рассказы о соперничестве». В этих рассказах человек, соперничающий с монахом, мог быть другим аскетом или даже мирянином; в этой статье рассматривается только второй случай. Чтобы ознакомиться с первым видом историй, в котором монах соперничает с монахиней или другим монахом, см. Jerome, Vita Pauli 7 (MPL XXIII, col. 22a: St Paul the First Hermit and St Antony); Paladius, Historia Lausiaca 17 (ed. Butler, 52, 1-53, 13: Macarius of Alexandria and the monks of Tabennesis); HL 34 (98, 16-99, 19: Piteroum and the fool in Christ); HL 37 (113, 16-116, 2: Sarapion and the virgin at Rome); Historia Monachorum in Aegypto 11 (ed. Festugière, 89, 1-92, 37: Sourous and Anouph); Apoph., alphabetical collection. Ammoun of Nitria I (MPG LXV, col. 128b); а также историю двенадцати отцов, отредактированную J.-C. Guy, ‘La Collation des douze anachorètes’, in Analecta Bollandiana LXXVI (1958), pp. 419-27 (cf. Vitae Patrum VII: MPL LXXIII, col. 1062d-1064c). Чтобы ознакомиться с современными обсуждениями этой проблемы в «рассказах о соперничестве», где приводятся параллельные места из Дельфийских легенд, см. книги R. Reitzenstein, Hellenistische Wundererzählungen (Leipzig 1906), pp. 75-76, и Historia Monachorum und Historia Lausiaca (Göttingen 1916), pp. 34-49, 67-69, 90-93; а также следующие труды A.-J. Festugière: ‘Le problème littéraire de l’Historia Monachorum’, Hermes LXXXIII (1955), pp. 272-7; ‘Lieux communs littéraires et thèmes de folklore dans l’hagiographie primitive’, Wiener Studien LXXIII (1960), pp. 142-5: и Les moines d’orients, IV/1. Enquête sur les moines d’Egypte (Historia Monachorum in Aegypto) (Paris 1964), pp. 78, 90-91. Apoph., alphabetical collection, Silvanus 2 (MPG LXV, col. 408c), «Изречения египетских отцов» — прим.пер. Примеры см. в Symeon the New Theologian, Catechesis V (ed. Krivocheine, Sources chrétiennes 96, pp. 434-8)

http://pravmir.ru/monah-i-miryanin-kto-b...

1176 Vita M. II (III), 147: Ηαντ γενητφ, κ ν σπουδαον, , παρσον λθεν ες γνεσιν, συμφυς τ μαρτνειν εστν; De mut. nom. 48 sqq. 1179 Vita M. II (III), 147; De mut. nom. 48 sqq; Quaest. in Genes. IV, 157 (365); Cp. E. Breier, 273 – 274; Dr. E. Zeller, III, 2, 402. 1182 Comm. in ep. ad Rom. V, 1 (MPG t. XIV p. 1009). Cp. Contr. Cels. VII, 50; In Levit hom. VII, 3: Quaecunque anima in carne nascitur iniquitatis et peccati sorde polluitur… Mulier ergo quaecunque conceperit semen, et peperit masculum, immunda erit septem diebus etc.; Com. in Math. t. XV, 23: Οδες στι καθαρς απ δπου, οδ ε μα μερα εη τω αυτο, δι το περ της γενσεως μυστριον. Отсюда всеобщность греха у Оригена становилась в ближайшее отношение к καταβολ κσμου – Dr.Freidlich Loofs, “Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte”, 1906 4 S. 335 – 336. Cp. свящ. Гр. Малеванский, «Догматическая система Оригена » в «Трудах Киевской Духовной Академии», 1870, март, 564 – 597. Впрочем, наследственный грех распространяется в людях не только путём рождения (физически), но и путём научения, путём отрицательных примеров – Com. in ep. ad Rom. V, 1 (MPG t. XIV, p. 1018), почему возрождает человека не только крещение, но и учение благочестия (Ibid. V, 2 – MPG XIV, 1024). Cp. св. Гр. Малеванский, ibid., стр. 566 – 567. 1185 Libellus de oratione, 29 (MPG t. XI, p. 537 – 539). Ср. Русский перевод проф. Н. Корсунского. Ярославль, 1884, с. 152 1191 Contr. lul. Pelag. I, 3, 10 и Соптг. sec Jul. resp. I, 47, 48, 112; II, 36, 164, 176; IV, 104; VI, 26. 1210 Указанное противоречие в учении св. отца примиряет Förster (153 – 156), который утверждает, что в одном случае св. отец излагает собственно догматическое учение (о врождённости греха) само по себе, во втором же – говорит ad hoc, имея в виду практические цели; в последнем случае он и открывает себя большему влиянию со стороны восточных отцов. 1216 Peccatum opus est iniquitatis autem operatrix culpae atque delicti (Apologia proph. David. 13, 62). Praecedit iniquitas peccatum sequitur. Radix est iniquitas, fructus autem radicis est culpa. Unde videtur iniquitas ad mentis improbitatem referri, peccatum ad corporis; grevior iniquitas tamquam materia peccatorum, levius peccatum, denique iniquitas per lavacrum remittitur, peccatum tegitur bonis factis et tamquamalis operibus obumbratur; unde bene supra hic ipse ait: beati, quorum remissae sunt iniquitates et quorum tecta sunt peccata (Apologia proph. David. 9, 49). Различие между iniquimas u peccamum делает и  Ориген , однако иначе, чем Амвросий. «Quod iniquitas in his dicitur, quae contra legem committuntur unde et Graecus sermo ανομαν appelat iniquitatem, hoc est, quod sine lege committitur; peccatum vero etiam illud dici potest, si contra, quamnatura docet et conscientia arguit, delinquatur – In epistola ad Rom. IV, 1 (MPG t. XIV, p. 956). Cp. Dr. G Capitaine, p. 169, adnot. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

5. Немного, например, найдется трактатов более силлогистически усложненных, чем три Logoi Antirritikoi Феодора Студита (MPG, XCIX, cols 328-436). 6. По вопросу о личном опыте в богословии Византии см. A. M. Allchin, «The Appeal to Experience in the Triads of St. Gresgory Palamas», in F. L Cross (ed.), Studia Patristica VIII (Texte und Untersuchungen XCIII: Berlin 1966), pp. 323-8; and K. Ware, «Tradition and Personal Experience in Later Byzantine Theology», in ECR III (1970), pp. 139-40. 7. On Prayer, 60 (MPG, LXXIX, col. 1180b). 8. Цитируется Н. Зерновым, ‘The Eastern Churches and the Ecumenical Movement in the Twentieth Century’, in R. Rouse and S.C. Neill (ed.), A History of the Ecumenical Movement 1517-1948 (2 nd ed., London 1967), p. 655. 9. J. Gill, SJ, The Council of Florence (Cambridge, 1959), p. 227. 10. Письмо к Александру Ласкарию (MPG, CLXI, col. 360b), цитируется в Gill, loc. cit. 11. Цитируется в Dictionnaire de théologie catholique, vol. II (Paris 1903), col. 1159. Ср. M.J. le Guillou, Mission et Unité, Les exigences de la communion, vol. II (Unam Sanctam 34: Paris 1960), pp. 35-36; and T. [Kallistos] Ware, Eustratios Argenti: A Study of the Greek Church under Turkish Rule (Oxford 1964), pp. 110-11. 12. Adv. omn. haer., 29 (MPG, CLV, col. 140bc). 13. Peri tis Archis tou Papa Antirrisis (Iassy 1682), p. 195. 14. У Keith Bridston (ed.), Orthodoxy, A Faith and Order Dialogue (Geneva 1960), p. 42; цитировано у Leeming, ‘Orthodox-Catholic Relations’, art. cit., p. 21. 15. Что касается апофатического богословия, я вполне согласен с тем, как Боннер различает апофатизм как научную дисциплину, дополняющую катафатическое богословие, и апофатизм как мистическое единство. (См. C. Journet, «Palamisme et thomisme. A propos d’un livre récent», in Revue Thomiste LX pp. 429-53, esp. p. 431). Но оба эти вида апофатизма пересекаются и переплетаются друг с другом. Боннер, разумеется, прав, когда критикует чрезмерный апофатизм. Злоупотребление отрицательным методом богословия заведет в тупик интеллектуального нигилизма. Греческие отцы никогда не пользовались апофатическим богословием. Таким образом, Дионисий, помимо Mystical Theology, написал и другие работы, но, в любом случае, он ни коим образом не является типичным представителем восточной патристики. Ознакомившись, однако, с учением греческих отцов от св. Климента Александрийского до св. Григория Паламы, я начал подозревать, что они несколько более апофатичны, чем господин Боннер может им позволить.

http://pravmir.ru/pravoslavie-i-zapad-bo...

В достоверных текстах Симеона Нового Богослова об Иисусовой молитве ничего не говорится (см. B. Krivochéine, introduction to the Catecheses of Symeon: Sources Chrétiennes 96 [Paris 1963], p. 54, n. 1). Ученик Симеона Никита Стифат лишь бегло упоминает «призывание Иисуса Бога» ( Cent. , I, 97: MPG cxx, col. 897B; ср. Hausherr, NomsduChrist , p. 259). Ни разу не упомянута Иисусова молитва и в другом тексте XI века -- обширном и систематизированном «Еваргетине» Павла Еваргетина (Hausherr, op. cit., p. 247). Все эти факты показывают, насколько осторожно следует относиться к предположениям о повсеместном использовании Иисусовой молитвы в византийской духовной практике: в произведениях многих других авторов она не занимает такого значительного места, как у Григория Синаита. [xlvi] Vivlos Varsanouphiou kai Ioannou (ed. Nicodemus of the Holy Mountain: 2nd ed., Volos 1960), Answers 126 (p. 90: здесь эта формула встречается в вопросе) и 446 (p. 222). [xlvii] Life of Dositheus , 10 (ed. L. Regnault and J. de Préville, Sources Chrétiennes 92 [Paris 1963], 138,2). [xlviii] Формула «Сыне Божий, помоги мне» также встречается в Nilus of Ancyra (?Evagrius), De octo vitiosis cogitationibus (MPG lxxix, col. 1448D). [l] Answer 659 (p. 309). Формула «Господи Иисусе, сохрани мя…» (но с добавлением других слов) встречается в ApophthegmataPatrum , Sisoes 5 (MPG lxv, col. 393A). [liv] ‘The Virtues of St Macarius’, ed. E. Amélineau, Histoire des monastères de la Basse-Egypte ( Annales du Musée Guimet, xxv [Paris 1894]), p. 161; cited in J. Gouillard, Petite Philocalie de la prière du cœur (2nd ed.), p. 55. [lv] Текст Никифора: On Vigilance and the Guarding of the Heart, в MPG cxlvii, cols 945-66: англ. пер. (с русской версии Феофана) в Kadloubovsky and Palmer, Writings from the Philokalia on Prayer of the Heart, pp. 22—34; фр. пер. (с древнегреческого подлинника) в Gouillard, Petite Philocalie, pp. 138-53. Текст Пс.-Симеона: On Holy Prayer and Attention, в Hausherr, La Méthode d’Oraison Hésychaste, pp. 150-72; англ. пер. (с версии Феофана) в Kadloubovsky and Palmer, op. cit., pp. 152-61; фр. пер. (с древнегреческого) in Gouillard, op. cit. , pp. 154-64.

http://bogoslov.ru/article/2839188

12 Patriarch Philotheos, Encomium S. Gregorii Thessalonicensis (MPG cli, cols 573B-574B). C р. Текст в Philokalia, vol. v (Athens 1963), pp. 107–12; тж. Igumen Chariton of Valamo, The Art of Prayer, translated by E. Kadloubovsky and E. M. Palmer (London 1966), pp. 87–88. 15 О влиянии Григория Синаита на монашество в славянских землях см. A.-A. N. Tachiaos, Epidraseis tou Hesychasmou eis tin Ekklisiastikin Politikin en Rosia 1328–1406(Thessalonika 1962), особенно pp. 65–68; D. Obolensky, The Byzantine Commonwealth: Eastern Europe, 500–1453 (London 1971), pp. 301–5 and p. 404 (bibliography). 16 В своём стремлении к отрешённости от всего мирского Григорий, однако, был не столь бескомпромиссен, как его друг Максим Капсокаливит, который, желая избавиться от всяческих стяжательных помыслов, время от времени сжигал свою келию и перебирался в другое место. 23 Об отличии между благодатью, присутствующей потаённо, и благодатью осознаваемой см. Kallistos Ware, ‘The Sacrament of Baptism and the Ascetic Life in the Teaching of Mark the Monk’, in F. L. Cross (ed.), Studia Patristica, vol. x (Texte und Untersuchungen 107: Berlin 1970), особенно pp. 445–7. 25 Ibid. , 3 (1308A-B). Здесь Григорий цитирует Марка Отшельника (начало V века). Цитата неточная, но эта общая идея часто встречается у Марка: см. De his qui putant , 56 (MPG lxv, col. 937D), 85 (944A); De bapt. (1001B), etc.; ср. тж. Ware, art . cit ., pp. 441–52. Такое же учение о крещении и духовной жизни содержится в Century Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, 4 и 6 (MPG cxlvii, cols 637D and 641C). 26 Псалмодия, предписываемая Григорием для 3-го, 6-го и 9-го часа, вероятно, включает в себя и чтение Часов – третьего, шестого и девятого. 28 Полунощница (Mesonyktikon ) нигде не упоминается; возможно, она рассматривается как часть утрени. 29 Capita , 99 and 101 (1272C-1273A). Здесь можно вспомнить известное разделение христианской жизни на три стадии. Определённо, св. Григорий не хотел, чтобы многие из его учеников называли себя «совершенными»!

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ii...

[lvii] Dequietudineetduobusorationismodis , 2 (1316A-B). Ср., сильно сокращённый вариант в Kadloubovsky and Palmer, pp. 84-85. [lxii] «Житие» Каллиста здесь мало чем может помочь, потому что в нём нигде прямо не говорится о технике дыхания. В 8 (11,6) слово pneuma , скорее всего, употреблено не в значении «дыхание», а в более общем смысле, «дух». [lxiii] О сходстве между суфизмом и исихазмом см. L. Gardet, ‘Un problème de mystique comparée: la mention du nom divin ( dhikr) dans la mystique musulmane’, Revue Thomiste, lii (1952), pp. 642-79; liii (1953), pp. 197-216. Впрочем, многие выводы автора, особенно во второй части работы, представляются спорными. [lxiv] См., например, De quiete et oratione, 3 (1308B); De quietudine et duobus orationis modis, 1 (1313A). Ср. Capita, 17 (1244D), 118 (1281D); De quietudine..., 2 (1316A-B) и 8 (1320D). [lxix] Scala 27 (MPG lxxxviii, col. 1112A). Иоанн, в свою очередь, переделывает выражение Евагрия ( Deoratione , 70 (MPG lxxix, col. 1181C)): «Молитва есть отложение помышлений о вещах». [lxx] Quomodo oporteat sedere , 5 (1333B); ср. De quietudine et duobus orationis modis , 9 (1324A). [lxxiv] Capita , 60-61 (1256B-C). Здесь, вероятно, Григорий использует мысли Диадоха ( Century , 25 (96,19-97,15). [lxxix] Compare Hausherr, Noms du Christ, p. 118: " La Prière à Jesus . . . a commencé par le penthos, le luctus, la douleur sur le péché . . . Elle condense en une formule courte, adaptée aux besoins de la “meditation”, la spiritualité monacale du penthos.’ [Иисусова молитва… начинается с penthos ,  luctus , с печали о грехе… в приспособленной для «медитации» сжатой формуле она выражает сущность монашеского penthos ]. [lxxxi] О слезах св. Григорий говорит, в частности, в Dequieteetoratione , 4 (1308D), 7 (1309D); 9 (1312B); Quomodooporteatsedere , 7 (1341C). [lxxxii] См. De quiete et oratione, 3 (1308C), 5 (1309B); De quietudine et duobus orationis modis, 10 (1324b); Capita, 113 (1277D). [lxxxiii] О важности осознанного опыта см. Capita , 127 subfine (1292D): непосредственное и осознанноеединение с Богом.

http://bogoslov.ru/article/2839188

И это позволяет получить представление о вкладе св. Григория Синаита в дело проповеди исихазма [cii] . © Kallistos Ware and Sobornost/ECR 1972 Сочинения св. Григория Синаита были впервые опубликованы в Philokalia Никодима Святогорца (Венеция 1782); в появившемся уже в наше время переиздании Philokalia (Афины 1961) они помещены в т.4, с. 31-88. Полный текст Philokalia , сопровождаемый латинским переводом, воспроизведён в MPG cl, cols 1240-1345; в примечаниях к настоящей статье ссылки на MPG приводятся в скобках. Критического текста произведений Григория Синаита, к сожалению, не существует, и не исключено, что дальнейшее изучение рукописей выявит и другие его работы. О приписываемых Григорию Синаиту гимнографических текстах см. C. Emereau, ‘Hymnographi graeci’, Echosd’Orient , xxii (1923), p. 432. Переводы  большинства произведений Григория Синаита на английский язык можно найти в  E. Kadloubovsky and G. E. H. Palmer, WritingsfromthePhilokaliaonPrayeroftheHeart (London 1951), pp. 37-94; они выполнены не с греческого оригинала, а с русского перевода (подчас весьма вольного), принадлежащего епископу Феофану Затворнику. Переводы отдельных отрывков с древнегреческого на французский язык приведены в J. Gouillard, PetitePhilocaliedelaprièreducœur (2nd edition, Paris 1968), pp. 177-97. Житие св. Григория Синаита, составленное Каллистом, патриархом Константинопольским (1350-1354, 1355-1363), издано И.В. Помяловским: «Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита»/Издал И. Помяловский. СПб., 1894. (Зап. ист.-филол. ф-та имп. С.-Петерб. ун-та, Ч. 35). Каллист был лично знаком с Григорием Синаитом, жил с ним несколько лет, а также собрал воспоминания других его учеников: Life , 3 (ed. Pomialovskii, 2,27-3,5); таким образом, его свидетельство представляет большую ценность. В наше время о Григории Синаите написано сравнительно немного [прим. пер: надо учесть, что, по всей вероятности, примечание это сделано в начале 70-х годов].Можно упомянуть хотя и старую, но не утратившую своей ценности работу J. Bois, ‘Grégoire le Sinaïte et l’hésychasme à l’Athos au XIVe siècle’, Echosd’Orient , v (1901-2), pp. 65-73; ср. тж. краткий, но глубокий очерк в  J. Meyendorff, StGrégoirePalamasetlamystiqueorthodoxe  (Paris 1959), pp. 67-71. Библиографию по теме можно найти также в H-G. Beck, (Munich 1959), p. 695; S. G. Papadopoulos, in ThriskevtikikaiIthikiEnkyklopaideia , vol. iv (Athens 1964), col. 707; J. Darrouzès, in DictionnairedeSpiritualité , vol. vi (Paris 1967), cols 1013-14. Я не знаком с неопубликованной диссертацией В. Пандурского (W. Pandursky, Marburg 1945).

http://bogoslov.ru/article/2839188

Текст был отредактирован Ф. Нау в Patrologia Orientalis VIII (1912), pp. 171-4. Действие разворачивается на 39 году правления Феодосия II (447 AD). Hom. XI, 8 (MPG XXXIV, col. 581a). Сравните с Kallistos T. Ware, ‘Pray Without Ceasing’: The Ideal of Continual Prayer in Eastern Monasticism’, ECR II (1969), pp. 253-61, «Добротолюбие. Том 1» — прим.пер. Apoph., alphabetical collection, Eucharistus (MPG LXV, col. 168d-169b); cf. The Paradise or Garden of the Holy Fathers, ed. E.A. Wallis Budge (London 1907), vol. II, p. 149 Другие примеры девства в браке см. в Palladius, HL 8 (27, 4-21: Ammoun of Nitria), и в Cassian, Coll. XIV, 7. Одна из самых удивительных подобных историй описана в Vertus de Saint Macaire (ed. E. Amelineau, Histoire des Monasteres de la Basse-Egypte [Annales du Musee Guimet, vol. XXV: Paris 1894], pp. 178-80). Женатый мужчина, у которого семь детей, говорит Макарию: “До сего дня я не делю с женой ложа, и она не познала меня, и я понятия не имею, чьи это дети, от кого она их рожала, и по милости Божией я ни разу не сказал ей худого слова». Hist. Mon. 14 (ed. Festugière, 102, 1-109, 121). )Жизнь пустынных отцов. Творения пресвитера Руфина» — Прим. пер. ) Сравните яркий рассказ о святом Феодуле Стилите и Корнелии: H. Delehaye, Les saint stylites  (Bruxelles/Paris 1923), pp. CXVIII-CXIX; Festugière, Les moines d’orient, IV/1, p.90, n.1. Hist. Mon. 16 (MPL XXI, 439b) ), «Жизнь пустынных отцов. Творения пресвитера Руфина» — Прим. пер. Существует несколько версий: (i) на латыни: Vitae Patrum III, 97 и VI, III, 17 (MPL LXXIII, col, 778c, 1013d-1014b) (ii) на коптском: Apophtegmes sur Saint Macaire (ed. Amélineau, Histoire des Monastères de la Basse-Edypte, pp. 228-30) (iii) на сирийском: Wallis Budge, The Paradise or garden of the Holy Fathers, vol. II, pp. 150-1. (iv) греческий текст, насколько мне известно, еще не был опубликован; он встречается в MS. Coislin, 126, не включенном в окончательную редакцию труда Нау, а также упоминается в §489 у J.-C. Guy, Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Partum (Bruxelles 1962), p. 67

http://pravmir.ru/monah-i-miryanin-kto-b...

Сочинения св. Григория Синаита были впервые опубликованы в Philokalia Никодима Святогорца (Венеция 1782); в появившемся уже в наше время переиздании Philokalia (Афины 1961) они помещены в т.4, с. 31–88. Полный текст Philokalia , сопровождаемый латинским переводом, воспроизведён в MPG cl, cols 1240–1345; в примечаниях к настоящей статье ссылки на MPG приводятся в скобках. Критического текста произведений Григория Синаита , к сожалению, не существует, и не исключено, что дальнейшее изучение рукописей выявит и другие его работы. О приписываемых Григорию Синаиту гимнографических текстах см. C. Emereau, ‘Hymnographi graeci’, Echosd’Orient , xxii (1923), p. 432. Переводы большинства произведений Григория Синаита на английский язык можно найти в E. Kadloubovsky and G. E. H. Palmer, WritingsfromthePhilokaliaonPrayeroftheHeart (London 1951), pp. 37–94; они выполнены не с греческого оригинала, а с русского перевода (подчас весьма вольного), принадлежащего епископу Феофану Затворнику . Переводы отдельных отрывков с древнегреческого на французский язык приведены в J. Gouillard, PetitePhilocaliedelapriereduc?ur (2nd edition, Paris 1968), pp. 177–97. Житие св. Григория Синаита , составленное Каллистом, патриархом Константинопольским (1350–1354, 1355–1363), издано И.В. Помяловским: «Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита»/Издал И. Помяловский. СПб., 1894. (Зап. ист.-филол. ф-та имп. С.-Петерб. ун-та, Ч. 35). Каллист был лично знаком с Григорием Синаитом, жил с ним несколько лет, а также собрал воспоминания других его учеников: Life , 3 (ed. Pomialovskii, 2,27–3,5); таким образом, его свидетельство представляет большую ценность. В наше время о Григории Синаите написано сравнительно немного Григорий Палама прибыл на Афон около 1317 г., тогда же там находился и Григорий Синаит ; также приблизительно в одно время (1325–28 гг.) они покинули Афон из-за набегов турок и оба направились в Фессалонику. Когда Григорий Синаит в 1330-е годы ненадолго вернулся на Афон, Палама снова был на Св. Горе. Считается, что Григорий Синаит и Григорий Палама проживали в одной части полуострова – на северо-востоке, между Ивироном и Лаврой. Последователи Григория Синаита были в числе самых верных сторонников Паламы в период исихастских споров; ученики Григория в Магуле подписали Святогорский Томос – манифест в защиту взглядов Григория Паламы, а духовный сын Григория Синаита Исидор был пострижен в монахи Григорием Паламой. Все эти факты делают предположение о том, что оба Григория общались между собой, более чем вероятным, однако, никаких прямых доказательств этому нет. В бытность Григория Паламы на Афоне его духовным наставником был некто “ Григорий Великий ”, но вряд ли это Григорий Синаит . (J. Meyendorff, Introduction a l’etude de Gregoire Palamas Life , 19 (43, 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ii...

  001     002    003    004    005