М., 1998. (Науч. тр. МГК; 20); Steiner R. Studies in Gregorian Chant. Aldershot, 1999; McKinnon J. W. The Advent Project: The Later - 7th-Cent. Creation of the Roman Mass Proper. Berkeley, 2000; idem. Gregorius presul composuit hunc libellum musicae artis//The Liturgy of the Medieval Church/Ed. Th. J. Heffernan, E. A. Matter. Kalamazoo (Mich.), 2001. P. 673-694; Kohlhaas E. Musik und Sprache im gregorianischen Gesang. Stuttg., 2001; Pfisterer A. Cantilena Romana: Untersuch. z. Überlieferung d. gregorianischen Chorals. Paderborn etc., 2002; Combe P. The Restoration of Gregorian Chant: Solesmes and the Vatican Edition. Wash., 2003; Western Plainchant in the 1st Millenium: Stud. in the Medieval Liturgy and its Music/Ed. by S. Gallagher. Aldershot, 2003; Поспелова Р. Л. Западная нотация XI-XIV вв.: Основные реформы. М., 2003. С. 50-79; Cantus Planus 2002: Рус. версия/Отв. ред.: А. Вовк. СПб., 2004; Der lateinische Hymnus im Mittelalter: Überlieferung, Ästhetik, Ausstrahlung/Hrsg. A. Haug, Chr. März, L. Welker. Kassel etc., 2004. (MMMA. Subs.; 4); Die Erschliessung der Quellen des mittelalterlichen liturgischen Gesangs/Hrsg. D. Hiley. Wiesbaden, 2004. (Wolfenbütteler Mittelalter-Stud.; 18); Karp T. Infroduction to the Post-Tridentine Mass Proper. Middleton (Wisc.), 2005. (Musicological Stud. and Doc.; 54); Taruskin R. The Oxford History of Western Music. Oxf., 2005. Vol. 1: The Earliest Notations to the 16th Cent.; Il canto fratto - l " altro gregoriano: Atti d. conv. intern. di studi Parma - Arezzo, 2003/Ed. M. Gozzi, F. Luisi. R., 2006. В. Г. Карцовник Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих

http://pravenc.ru/text/166507.html

858-860; Sturm J. Nisibis// Pauly, Wissowa. 1936. Bd. 17. Tl. 1. Sp. 713-757; Delly E.-K. La place du métropolite de Nisibe parmi les élécteurs du patriarche//OrSyr. 1957. Vol. 2. Fasc. 4. P. 389-394; V öö bus A., ed. The Statutes of the School of Nisibis. Stockh., 1961; idem. History of the School of Nisibis. Louvain, 1965. (CSCO; 266. Subs.; 26); Fiey J. M. Assyrie chrétienne. Beyrouth, 1965-1968. 3 vol.; idem. Nisibe, metropole syriaque orientale et ses suffragants des origines à nos jours. Louvain, 1977. (CSCO; 388. Subs.; 54); idem. Pour un Oriens Christianus novus: Répertoire des diocèses syriaques orientaux et occidentaux. Beirut; Stuttg., 1993. P. 116-118, 249-250; Pigulevskaia N. Les villes de l " état iranien aux époques Parthe et Sassanide. P., 1963. P. 49-59; Turcan R. L " abandon de Nisibe et l " opinion publique (363 ap. J.-C.)//Mélanges d " archéologie et d " histoire offerts à A. Piganiol/Éd. R. Chevallier. P., 1966. Vol. 2. P. 875-890; Gero S. Barsauma of Nisibis and Persian Christianity in the Fifth Century. Louvain, 1981. (CSCO; 426. Subs.; 63); Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 850-855; Lighfoot C. S. Fact and Fiction: The Third Siege of Nisibis AD 350//Historia: Zschr. f. Alte Geschichte. Stuttg., 1988. Vol. 37. N 1. P. 105-125; Honigmann E., [Bosworth C. E.] Nas  bn//EI. 1993. Vol. 7. P. 983-984; The Roman Eastern Frontier and the Persian Wars. L., 1994. Pt. 1: AD 226-363: A Documentary History/Ed. M. H. Dodgeon, S. N. C. Lieu; 2002. Pt. 2: AD 363-630: A Narrative Sourcebook/Ed. G. Greatrex, S. N. C. Lieu; Streck M. P. Nas  bna: Assyrische Probvinzhauptstadt//Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie. B., 2001. Bd. 9. S. 185-186; Bundy D. Vision for the City: Nisibis in Ephraem " s Hymns on Nicomedia//Religions of Late Antiquity in Practice/Ed. R. Valantasis. Princeton (N.J.), 2000. P. 189-206; Kessler K. Nisibis//Der Neue Pauly. Stuttg., 2000. Bd. 8. Sp. 962-963; Wilmshurst D. The Ecclesiastical Organisation of the Church of the East, 1318-1913.

http://pravenc.ru/text/2577685.html

340 . Maude M. Who were the «bnai Qyama»?//JThS 1935. 36. 13–21. 341 . Murray R. The exhortation to candidates for ascetical vows at baptism in the ancient Syriac Church//New Testament Studies. 1974–1975. 21. 59–80. 342 . Murray R. Symbols of Church and Kingdom. A study in early Syriac tradition. Cambridge 1975. 343 . Murray R. The characteristics of the earliest Syriac Christianity//East of Byzantium: Syria and Armenia in the formative period. Washington, D. C. 1982. 6–9. (Dumbarton Oaks Symposium 1980). 344 . Nedungatt G. The covenanters of the early Syriac-speaking Church//OCP 1973. 39. 191–215, 419–444. 345 . Nin M. Progresso spirituale edesperienza di Dio in alcuni testi monastici siriaci//The spirituality of ancient monasticism/Ed. Starowieyski M. Krákow 1995 4 .67). 105–133. 346 . Репа I. La desconcertante vida de los monjes siros, siglos IV-VI. Salamanca 1985. The amazing life of the Syrian monks in the 4 th –6 th centuries. Jerusalem 1995. 347 . Pena I., Castellana P., Fernandez R. Les reclus syrien. Recherches sur les anciennes formes de vie solitaire en Syrie. Milano 1980. 430. 348 . Smith M. Studies in early mysticism in the Near and Middle East. London 1931. 349 . Stories from the Holy Fathers/Ed. Budge E. A. W. Oxford 1934. 350 . Syrisches Christentum weltweit. Studien zur syrischen Kirchengeschichte/Festschrift Wolfgang Hage/Hrsg. Tamke М., Schwaigert W., Schlarb E. Münster 1995. 351 . Testa E. L’ascetica encratita e i matrimoni putativi come vittoria sul peccato originale//Liber Annuus. 1982. 32. 19–238. 352 . The wit and wisdom of the Christian Fathers of Egypt/Ed. Budge E. A. W. Oxford 1934. 353 . Vadaketh Q. Deepening of Christian commitment to Jesus in Syrian monasticism//The Church I lovë a Tribute to Rev. Placid Podipara/Eds. Madey J., Kaniarakath G. Kottayam 1984. 70–79. 354 . Vööbus A. Les messaliens et les réformes de Barçauma de Nisibie dans l’Église perse. Contributions of the Baltic University. Pinneberg 1947. 34. 355 . Vööbus A. History of asceticism in the Syrian Orient. A contribution to the history of culture in the Syrian Orient. 1–3. Louvain 1958, 1960, 1988. (CSCO 184/Subs. 14; 197/Subs. 17; 500/Subs. 81).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Приписываемая иногда М. проповедь на «Новое воскресенье» (Фомину неделю) в действительности принадлежит свт. Маруте, еп. Майферкатскому (Мартиропольскому; см. Маруф ). М. также атрибутируется текст анафоры (изд.: Renaudot E. Liturgiarum orientalium collectio. P., 1716. T. 2. P. 260-268), к-рая вошла в т. ч. в состав Миссала Маронитской католической Церкви (    ), изданного в Риме в 1592-1594 гг., однако данная атрибуция является сомнительной. Соч.: Brock S. P. The Homily by Marutha of Tagrit on the Blessing of the Waters at Epiphany//Oriens Chr. 1982. Bd. 66. S. 51-74. Ист.: Histoire de Marouta, métropolitain de Tagrit et de tout l " Orient (VIe-VIIe siècle), écrite par son successeur Denha//Histoires d " Ahoudemmeh et de Marouta, métropolitains jacobites de Tagrit et de l " Orient: (VIe et VIIe siècles), suivies du traité d " Ahoudemmeh sur l " homme/Éd., trad. F. Nau. P., 1909. P. 52-96. (PO; T. 3. Fasc. 1); Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 111, 119-127; Mich. Syr. Chron. Vol. 2. P. 414-417, 433-440. Лит.: Assemani. BO. T. 2. P. 416, 418-420; Райт. Очерк. С. 94-95; Baumstark. Geschichte. S. 245; Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII вв. М.; Л., 1946; она же. Культура сирийцев в Средние века. М., 1979; Ortiz de Urbina. PS. 1958. P. 163-164; Gero S. Barsauma of Nisibis and Persian Christianity in the 5th Cent. Louvain, 1981. (CSCO; 426. Subs.; 63); V öö bus A. History of Asceticism in the Syrian Orient. Louvain, 1988. T. 3. P. 254-259. (CSCO; 500. Subs.; 81); Fiey J.-M. Syriaques occidentaux du «Pays des Perses»: Ré-union avec Antioche et «Grand métropolitat» de Takrit en 628/629?//PdO. 1992. T. 17. P. 113-126; Brock S. P. Marutha of Tagrit//GEDSH. P. 273-274; Payne R. E. A State of Mixture: Christians, Zoroastrians, and Iranian Political Culture in Late Antiquity. Oakland, Е. А. Заболотный Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ БАР САЛИБИ [Иаков бар Салиби] († 1171), сиро-яковитский митр., богослов и писатель, одна из центральных фигур т. н. Сирийского Возрождения (XII-XIII вв.) ИОАНН [Иваннис ] ( 860), митр. Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сир. богослов и литургист

http://pravenc.ru/text/2562486.html

В лит-ре (напр.: Bell G. L. Churches and Monasteries of the Tûr (?)lsquo;Abdîn and Neighbouring Districts. Hdlb., 1913. Nendeln, 1978r) иногда упоминаются др. обители И.: Дейр-эль-Авар, монастыри Мар-Ярет, Мар-Худахви (2 последних Брок локализует «над деревней Маарре» ( Brock. 1980/1981. P. 16)), однако, по мнению Фие ( Fiey. 1977. Р. 157-158), информация о них нуждается в проверке. Значение И. как 1-го центра монашества для сир. традиции сопоставимо со значением Киево-Печерской лавры для русской. И. была колыбелью месопотамского иночества. Впосл. мон-ри возникли в Сирии, Месопотамии и далее на Востоке. Так, в традициях «Великого монастыря» И. Раббан Яэкоб (Иаков) основал соседний монастырь Бет-Аве (Лесной), куда, как свидетельствуют «История монахов» Фомы Маргского (IX в.) и более поздние иноческие сочинения, переместился центр монашества после кончины Авраама Кашкарского. На юге, в Бет-Хузайе, эти традиции развивал Раббан Шапур (Шабур). Он основал обитель, носившую его имя, где, в частности, подвизался нек-рое время Мар Исхак с горы Матут, еп. Ниневии, известный грекам и славянам как свт. Исаак Сирин . Лит.: Hoffmann G. E. Auszüge aus syrischen Akten persischer Märtyrer. Lpz., 1880. S. 167-173; Анатолий (Грисюк), сщмч. Исторический очерк сир. монашества до пол. VI в. К., 1911. С. 5, 11-13, 269, 282-284; V öö bus A. History of Ascetism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture in the Syrian Orient. Louvain, 1960. Vol. 2. (CSCO; 197. Subs.; 17); Fiey J.-M. Nisibe: Métropole syrienne orientale et ses suffragants, des origines à nos jours. Louvain, 1977. P. 134-157. (CSCO; 388. Subs.; 54); idem. Izla//DHGE. T. 26. Col. 493-494; Brock S. P. Notes on Some Monasteries on Mount Izla//Abr-Nahrain. Leiden, 1980/1981. Vol. 19. P. 1-19 (repr.: Idem. Syriac Perspectives on Late Antiquity. L., 1984. Chap. 15. P. 1-19); Palmer A. Monk and Mason on the Tigris Frontier: The Early History of Tur ‘Abdin. Camb., 1990; Hollerweger H. Turabdin: Lebendiges Kulturerbe. Linz, 1999; The Hidden Pearl: The Syrian Orthodox Church and its Ancient Aramaic Heritage/Ed. S. P. Brock e. a. R., 2001. Vol. 2: The Heirs of the Ancient Aramaic Heritage. P. 134-136, 165-166; Johnson D. A. Monks of Mount Izla. S. l., 2004; Chial à S. Abramo di Kashkar e la sua comunità: La rinascita del monachesimo siro-orientale. Magnano, 2005; Aphram I Barsoum, patr. The History of Tur Abdin/Ed. M. Moosa. Piscataway (N. J.), 2008; Jullien F. The Great Monastery of Mount Izla and the Defence of the East-Syrian Identity//The Christian Heritage of Iraq: Coll. Papers from the Christianity in Iraq I-V Seminar Days/Ed. E. C. D. Hunter. Piscataway (N. J.), 2009.

http://pravenc.ru/text/293880.html

Н. Валаамская беседа - памятник рус. публицистики сер. XVI в. М.; Л., 1958; Velimirovi M. Byzantine Elements in Early Slavic Chant: The Hirmologium. Pars Principalis et Pars Suppletoria. Copenhagen, 1960. (MMB. Subs.; 4); Lazarevi St. V. An Unknown Early Slavic Modal Signature//Bsl. 1964. T. 25. P. 93-108; Floros K. Universale Neumenkunde. Kassel, 1970. 3 Bde; Strunk O. Two Chilandary Choir Books//Essays on Music in the Byzantine World. N. Y., 1977. P. 220-230; Hannick Chr. Aux origins de la version slave de l " hirmologion//Fundamental Problems of Early Slavic Music and Poetry. Copenhagen, 1978. (MMB. Subs.; 6); Кораблева К. Ю. Покаянные стихи как жанр древнерус. певч. искусства: Канд. дис. М., 1979; Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина//ТОДРЛ. 1980. Т. 35. С. 3-300; Мурьянов М. Ф. О старославянском «искрь» и его производных//ВЯ. 1981. 2. С. 115-123; Шенкер А. М. Древнецерковнославянское «искрь» (близко) и его производные//Там же. С. 110-114; Янин В. Л. Новгородский скрипторий XI-XII вв.: Лазарев монастырь//АЕ за 1981 г. М., 1982. С. 52-63; Парфентьев Н. П. О деятельности комиссий по исправлению древнерус. певч. книг в XVII в.//АЕ за 1984 г. М., 1986. С. 128-139; он же. Древнерусское певч. искусство в духовной культуре Российского гос-ва XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; он же. Выдающиеся рус. музыканты XVI-XVII ст.: Избр. науч. ст. Челябинск, 2005; Лозовая И. Е. Самобытные черты знаменного распева: Канд. дис. К., 1987; она же. «Слово от словес плетуще сладкопения»//ГДРЛ. 1989. Сб. 2. С. 383-422; она же. Древнерус. нотированный Параклитик кон. XII - нач. XIII в.: Предв. заметки к изучению певч. книги//ГДРЛ. 1993 Сб. 6. Ч. 2. С. 407-432; она же. Византийские прототипы древнерус. певч. терминологии//Келдышевский сб.: Муз.-ист. чт. памяти Ю. В. Келдыша, 1997. М., 1999. С. 62-72; она же. Древнерус. нотированный Параклит в кругу Ирмологиев XII - 1-й пол. XV в.: Мелодические варианты и версии в распеве канонов//Гимнология.

http://pravenc.ru/text/199937.html

1931. T. 11. Pt. 1. Col. 76-157; Флоровский. Вост. отцы V-VIII вв. 1933. С. 4-16; Scipioni L. I. Ricerche sulla Cristologia del «Libro di Eraclide» di Nestorio: La formulazione teologica e il suo contesto filosophico. Fribourg, 1956; idem. Nestorio e concilio di Efeso. Mil., 1974; Anastos M. V. Nestorius was Orthodox//DOP. 1962. Vol. 16. P. 117-140; Abramowski L. Untersuchungen zum Liber Heraclidis des Nestorius. Louvain, 1963. (CSCO; 242. Subs.; 22); eadem. The History of Research into Nestorius//Syriac Dialogue: 1st Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition. W., 1994. P. 54-69; Chesnut R. C. The Two Prosopa in Nestoius " «Bazaar of Heracleides»//JThSt. N. S. 1978. Vol. 29. N 2. P. 392-409; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 4; Halleux A., de. Nestorius: Histoire et Doctrine//Irénikon. 1993. Vol. 66. N 1. P. 38-51; N 2. P. 163-178 (англ. пер.: Nestorius: History and Doctrine//Syriac Dialogue: 1th Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition. W., 1994. P. 200-215); Reichert E. Nestorius//BBKL. 1993. Bd. 6. Sp. 629-633; McGuckin J. St. Cyril of Alexandria: The Christological Controversy: Its History, Theology, and Texts. Leiden; N. Y.; Köln, 1994. P. 20-107, 126-174; Кулаковский. История. Т. 1. С. 268-280; Успенский. История. Т. 1. С. 133-139; Васильев. История. Т. 1. С. 156-157; Russell N. Cyril of Alexandria. L.; N. Y., 2000. P. 31-58; Fiey J. M. Saints Syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 69. N 130; P. 146. N 328; Wessel S. Cyril of Alexandria and the Nestorian Controversy: The Making of a Saint and of a Heretic. Oxf., 2004; Селезнев Н. Н. Несторий и Церковь Востока. М., 2005; он же. Несторий: судьба и наследие//Волшебная Гора. М., 2006. Вып. 12. С. 66-73; он же (Seleznyov N. N.). Nestorius of Constantinople: Condemnation, Suppression, Veneration: With Special Reference to the Role of His Name in East-Syriac Christianity//JEastCS. 2010. Vol. 62. N 3/4. P. 165-190; Bevan G. A. The Case of Nestorius: Ecclesiastical Politics in the East, 428-451 CE: Diss.

http://pravenc.ru/text/Несторий.html

( Chabot. Synod. orient. P. 366, 423). На основе различных источников исследователи восстанавливают неполный список Ниневийских епископов 2-й пол. VI - нач. IX в. (см., напр.: Fiey. 1965. Vol. 2. P. 343-347). Епископы Н. подчинялись митрополиту Арбелы (Эрбиля). В 630 г. Ниневийский еп. Ишояв (впосл. католикос Церкви Востока Ишояв III ) сопровождал персид. царицу Боран в ходе визита к имп. Ираклию. Во 2-й пол. VII в. восточносир. кафедру Н. недолго занимал прп. Исаак Сирин (сир. Мар Исхак). В ряде источников местом его поставления во епископа Ниневийского и даже пребывания назван мон-рь Бет-Аве (Лесной мон-рь; см.: Муравьёв. 2016. С. 43). Этот мон-рь основал Раббан Яэкоб (Иаков), ученик Авраама Кашкарского , в 595/6 г. приблизительно в 35-40 км от Нав-Ардашира (бывш. Н.), на горном склоне, к югу от дер. Херпа ( Fiey. 1965. Vol. 1. P. 236-248). В наст. время на месте мон-ря находится комплекс руинированных построек, которые не изучались археологами. В зап. предместье Н. Нав-Ардашир христ. присутствие также фиксируется весьма рано: в посл. трети VI в. мон. Ишояв бар Кусра построил здесь мон-рь, впосл. называвшийся Мар-Эшая (селение Хисна-Иврая). На территории Наби-Юнус находился мон-рь прор. Ионы (Мар-Йонан; араб. Дайр-Юнус), где ок. 700 г. был погребен католикос Хнанишо I ; обитель реставрировалась в IX в. и в последний раз упоминается в письменных источниках в связи с ее осквернением одним из иудеев Мосула в 932 г., после чего она, очевидно, была перестроена в мечеть ( Idem. 1965. Vol. 2. P. 497-502). Лит.: Le Quien. OC. Vol. 2. Col. 1223-1226; Дандамаева М. М. Легенда о трех ассирийских владыках: Ранняя греч. традиция о Нине, Семирамиде и Сарданапале//ВДИ. 1995. 4. С. 14-34; она же. Ассирия и Вавилония в мифологии греков//Там же. 1997. 3. С. 11-23; V öö bus A. History of Asceticism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture in the Near East. Louvain, 1960. Vol. 2. (CSCO; 197. Subs.; 17); Fiey J.-M. Assyrie chrétienne. Beyrouth, 1965. 3 vol.; idem.

http://pravenc.ru/text/2577671.html

Приблизительно после 1341 г.- по сообщению свт. Каллиста, вслед. болезни ( Δεληκρη. 2004. Σ. 329 (греч.), 241 (слав.)) - М. пришлось переселиться в Великую Лавру, где он и остался по уговорам братии, увидевшей, как повествует Каллист, высокие духовные дарования монаха, тогда как Каллист покинул Лавру. В Житии Григория Синаита (Ibid. Σ. 328 (греч.), 240 (слав.)) имеются следующие слова: «...который [Марк] и вплоть до сего дня, достигши к тому же глубокой старости, желает делать то же самое с величайшей радостью, никоим образом и ничто не принимая в расчет для отсрочки и промедления, но охотно исполняет служение и пекаря и повара...» Поскольку Каллист пишет, что после разлуки друзья духовно всегда были вместе, и никогда не говорит о М. в прошедшем времени, можно сделать вывод, что в момент составления Жития Григория Синаита Каллист, будучи патриархом, имел все необходимые сведения о М. Поскольку Житие было написано в К-поле в первое Патриаршество Каллиста (после 10 июня 1350 и до нояб. 1353) или в начале второго Патриаршества (в 1355) ( Γνης Δ. Β. Τ συγγραφικν ργον το οκουμενικο πατριρχου Καλλστου Α. Αθναι, 1980. Σ. 57), оказывается, что М. приблизительно в сер. 50-х гг. XIV в. жил в преклонном возрасте в Великой Лавре. Просопографические проблемы В диссертации, посвященной свт. Григорию Паламе, протопр. Иоанн Мейендорф отождествил М., ученика Григория Синаита (Марка-исихаста), с Марком Горбуном ( Meyendorff J. Introduction à l " étude de Grégoire Palamas. P., 1959. P. 63, 75, 78; Ind., p. 420. (Patristica sorbonensia; 3). Ср. рус. пер. (с опущением важных приложений с описанием рукописей и с др. именным указателем с иными, нежели у Мейендорфа, отождествлениями): Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введ. в изуч./Пер. Г. Н. Начинкина под ред. И. П. Медведева, В. М. Лурье. СПб., 1997. С. 100. (Subs. Byzantinorossica; 2)). А. Константинидис Хироу считает это отождествление лишь предположительным («only tentative» - Letters of Gregory Akindynos/Greek text and English transl.

http://pravenc.ru/text/2562206.html

(1983) The Harp of the Spirit: 18 Poems of St Ephrem, London. (1984a) Syriac Perspectives on Late Antiquity, London. (1985) The Luminous Eye: the spiritual world vision of St Ephrem, Rome. (1989) «From Ephrem to Romanos», StPatr, XX, 139–151. – (1992a) The Luminous Eye. The Spiritual World Vision of Saint Ephrem the Syrian, Kalamazoo. – (1999) «St Ephrem in the Eyes of Later Syriac Liturgical Tradition», Hugoye: Journal of Syriac Studies, 2/1 (http://syrcom.cua.edu/Hugoye/Vol2N01/HV 2N 1Brock.html). Bruns P. (1990) «Arius hellenizans? Ephräm der Syrer und die neoarianischen Kontroversen seinerzeit», ZKG, 101, 2157. Bundy D. (1986) «Language and the knowledge of God in Ephrem Syrus» The Patristic and Byzantine Review, 91103. Burkitt F. C. (1904) St. Ephraems use of separate Gospels, London, p. 187191. Cramer W. (1965) Die Engelvorstellung bei Ephram dem Syrer (OCA 173). Dalmais I.-H. (1987) «Saint Éphrem et la tradition spirituelle des églises araméennes», Connaissance des Pères de Eglise, 26, 825. – (1989) «La vie monastique comme ascèse virginale d’après S. Ephrem et les traditions liturgiques syriennes», A. M. Triacca et A. Pistoia (éds), Liturgie, conversion et vie monastique, Roma, p. 7386. Darling R. (1984) «The ‘Church from the Nations’ in the exegesis of Ephrem», VI Symposium Syriacum, p. 111121. De Halleux A. (1972) «Une clé pour les hymnes d’Éphrem dans le ms Sinai syr. 10», LM, 85,171199. ----- (1973) «Mar Éphrem théologien», PdO, 4, 3554. (1974) La transmission des Hymnes d’Éphrem d’apres le ms. Sinaï syr. 10, Roma, p. 2163 (OCA 197). – (1983a) «Saint Éphrem le syrien», Revue Théologique de Louvain, 14,328355. – (1983b) «An analysis of the biblical quotations of Ephrem», An Exposition of the Gospel (Armenian Version) (CSCO 443; Subs. 66). Louvain. – (1984) «Ephräm der Syrer», M. Greschat (ed.)> Gestalten der Kir- chengeschichte, Bd. I, Stuttgart, S. 284301. – (1992) À propos du sermon ephremien sur Jonas et la penitence des Ninivites, Festgabe J. Assfalg, Munchen, S. 155160.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010