в 3 лат. переложениях, выполненных в XI в. аббатом Эккехардом IV). Понижение уровня лат. словесности в Санкт-Галлене после разорения венграми (926) отражено в простом по стилю и композиции Житии св. Виборады, убитой венграми затворницы, к-рое было составлено поэтом Эккехардом I. Эккехард IV († 1060) продолжил «Casus S. Galli» Ратберта до 972 г., отредактировал Житие св. Галла Ноткера Заики и, возможно, Житие Виборады, которая с учетом этой редакции была причислена к лику святых (1047). Мон. Гериманн составил 2-е Житие Виборады (1072-1076), в текст к-рого введены обширные богословские рассуждения и цитаты из произведений античных авторов. Упадок книжности в мон-ре совпал с одним из следствий григорианской реформы - борьбой за инвеституру на нем. землях. Григорианская реформа 2-й пол. XI - 1-й четв. XII в., борьба с церковными злоупотреблениями и вмешательством светской власти в церковные дела привели к возникновению нового для Запада образа в Ж. л.- монаха-затворника, полностью отрешенного от мирских дел (см., напр., Жития св. Ромуальда и св. Доминика Лориката, составленные Петром Дамиани ). Тогда же получил распространение образ святого - борца против злоупотреблений в духовной и светской сфере (Житие св. Аттона Пистойского), что нашло отражение у Бернарда Клервоского (Житие св. Малахии) и в трудах его ученика Вильгельма из Сен-Тьерри. В серии Житий Фомы Бекета святой представлен как защитник Церкви от посягательств светской власти. C XIII в. в практику Римско-католической Церкви вошли канонизационные процессы, в актах к-рых содержались сведения о жизни святых и совершенных ими чудесах (католич. святые Елизавета Тюрингская , Франциск и Клара Ассизские, Доминик де Гусман). С XV в. материалы процессов нередко заменяют собственно жития, в корпус материалов были включены более ранние агиографические произведения (в актах процесса канонизации св. Эммы Гуркской († 1045), проведенного при папе Евгении IV (1431-1447), сохр. Жития XI-XII вв.). Иногда жития составлялись уже после канонизации на основе материалов канонизационного процесса, зачастую как дань литературной традиции (Жития св.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРОЗИЯ [Мароция; уменьшительное от Мария; лат. Marozia, Marotia, Marocia] (ок. 892 - между 932 и 937), представительница знатного рим. рода Феофилактов, оказывала значительное влияние на политику Римских пап в 20-30-х гг. X в. Отец М.- Феофилакт, гр. Тускуланский († ок. 925). В понтификат Сергия III (904-911), с к-рым он, возможно, состоял в родстве, Феофилакт был вестарарием (vestararius), т. е. хранителем папской ризницы и казны, и военачальником (magister militum); с 905 г. сенатор. Мать М., Феодора Старшая, вероятно, происходила из римской аристократической семьи; согласно другой версии, была дочерью Тосканского маркгр. Адальберта I († после 884). Феодора считается первой из «блудниц», оказывавших влияние на Римских понтификов в период т. н. порнократии. Как свидетельствует в «Антаподосисе» Лиутпранд Кремонский , состоя в браке с Феофилактом, Феодора вступила в связь с буд. папой Иоанном Х (914-928), к-рый занял при ее поддержке кафедру Равенны, а позднее был избран на Римский престол. Тем не менее образ Феодоры, содержащийся в др. источниках, далек от представления о нечестивой развратнице. В частности, мон. Евгений Вульгарий в одном из писем характеризует ее как «святейшую и возлюбленную Богом почтенную матрону» (sanctissima et Deo amata venerabilis matrona). Сестра М.- Феодора Младшая († ок. 950), основательница рода Кресценциев, мать папы Римского Иоанна XIII (965-972). Братья М. умерли в раннем возрасте. Лиутпранд Кремонский обвинял М. и ее сестру в том, что они унаследовали от матери склонность к разврату. Версия Лиутпранда, согласно к-рой М. состояла в добрачной связи с папой Римским Сергием III и родила от него буд. папу Римского Иоанна XI (931-936), оспаривается частью исследователей как безосновательная, однако находит подтверждение в сочинениях Флодоарда Реймсского . В редакции Liber Pontificalis , подготовленной кард. Пандульфом († после 1138), сообщается лишь о том, что Сергий III был отцом Иоанна XI (LP. T. 2. P. 243). Согласно др. версии, Иоанн XI был сыном М. от 1-го мужа, маркгр. Камерино и Сполето Альберика I († после 917). Этот брак был заключен для укрепления союза Феофилакта и Альберика. Сама М. во время замужества не принимала активного участия в политической жизни. Известно, что в этом браке она родила 3 сыновей (Альберика II, ставшего впосл. светским правителем Рима, а также Константина и Сергия) и дочь Берту; возможно, у М. и Альберика I была еще одна дочь. Сообщение хрониста Бенедикта из мон-ря св. Андрея на горе Соратте о том, что Альберик II был рожден от добрачной связи Альберика I и М., не подтверждается др. авторами.

http://pravenc.ru/text/2562380.html

древнейшие входные ворота В. располагались на зап. стороне башни св. Иоанна Предтечи, в ранневизант. период, после укрепления в ее сев. части нижнего этажа, был образован подъезд L-oбpaзhoй формы, к-рым пользовались до открытия в 1896 г. совр. входа. В окрестностях В. находятся параклисы свт. Модеста, свт. Николая (на пристани), вмч. Трифона (в саду) и св. Апостолов (на кладбище), построенные в XIX в. Кафоликон в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Вид с юга освященный в честь Благовещения Пресв. Богородицы, расположен в сев.-вост. части двора. Время его постройки, кон. X - нач. XI в., определили по сохранившимся сведениям о существовании (или восстановлении) мон-ря в 972-985 гг., по результатам исследования гробницы основателей мон-ря, а также по особенностям архитектуры, характерным для средневизант. периода. Во время проведения строительных работ (к наст. времени не завершены) стало очевидно, что здание собора претерпевало изменения, вероятно в средневизант. период. Однако нижние секции сводов хор, органично соединенные со стенами наоса, свидетельствуют о возведении кафоликона как здания афонского типа по образцу соборного храма Великой Лавры: триконх, апсида и боковые конхи полукруглые внутри и трехгранные снаружи, трехчастный алтарь, центральная часть наоса квадратной формы. Над наосом возвышается десятигранный купол, опирающийся на столпы. В нек-рых местах, откуда в 1810 г., в период реставрации, были сняты колонки, украшавшие перестроенный фиал, видна первоначальная кладка (чередование полос камня и углубленного кирпича), арки и купола выложены из кирпича целиком. Фрагмент алтарной преграды кафоликона. Кон. Х — нач. XI в. Фрагмент алтарной преграды кафоликона. Кон. Х — нач. XI в. Древняя мраморная алтарная преграда кафоликона была сооружена в то же время, что и здание храма. По сюжету и технике ее орнамент характерен для скульптуры К-поля и М. Азии (напр., такие же пальметты встречаются в декоре сев. церкви мон-ря Липса в К-поле (908)) и является отражением художественного влияния визант.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Аменапркич. Хачкар. 1273 г. Аменапркич. Хачкар. 1273 г. Ц. Сурб Ншан (Св. Знамения, 972-991, 1016) с притвором (1185, 1209), древнейшая сохранившаяся постройка мон-ря, основана царицей Хосровануйш, женой царя Ашота III Багратуни. Интерьер храма представляет собой величественный купольный зал. Сохранились фрагменты росписи нач. XIII в. в алтаре (содержат арм. и груз. надписи) и 1313 г., от к-рой на юж. стене уцелело изображение ктитора кн. Хутлубуги. На вост. фасаде помещено скульптурное изображение сыновей ктитора, держащих в руках модель храма. В 1223 г. монастырский комплекс А. по приказу Иване Захаряна был обнесен крепостными стенами с башнями. В него вошли церкви Св. Григория и Богородицы, т. н. гавит Амазаспа (1257) - просторный зал с 4 колоннами, самый большой среди подобных в Армении, усыпальница рода Укананц с часовнями, увенчанными хачкарами, среди к-рых по исполнению выделяется Аменапркич (Всеспаситель, 1273), книгохранилище XI-XIII вв., трапезная (сер. XIII в.). Отдельно стоящая трехъярусная колокольня (1245) с семигранной ротондой-звонницей послужила образцом для поздних колоколен, напр. в Карсе . В XI-XV вв. широкую известность в Армении приобрели скрипторий и школа, основанные в А. в X в. первым настоятелем мон-ря - известным переписчиком вардапетом Симеоном. Выдающиеся деятели арм. науки и культуры Ованнес Саркаваг (Имастасер), Самуел Анеци, Еремия Андзревик, Давид Кобайреци, Ованнес Ерзнкаци и др. преподавали здесь грамматику, риторику, философию, богословие, музыку и проч. В мон-ре рукописи не только создавались, но и реставрировались, велась текстологическая работа, в частности исследовались Псалмы и «Огласительные и тайноводственные поучения» Кирилла I Иерусалимского. А. славился своей школой миниатюристов. В XI в. при мон-ре возле ц. Сурб Ншан была построена б-ка, ставшая богатейшим собранием арм. средневек. рукописей, позже в целях большей сохранности они были перенесены в близлежащие пещеры, где были устроены читальни. В А. хранилось знаменитое Мугнийское Евангелие (в наст. время в Матенадаране). Среди утраченных рукописей особую ценность представлял «Котук» (предания мон-ря А.), упоминается список Библии 951 г. В 1931 г. из А. в Ереван было привезено лишь 12 манускриптов, проч. считаются утраченными.

http://pravenc.ru/text/77212.html

Николай I (Великий) (858–867) Адриан II (867–872) Иоанн VIII (872–882) 4-й период: эпоха униженного состояния папства (конец IX – середина XI вв.). Мартин II (Марин) (882–864) Адриан III (884–885) Стефан V (VI) (885–891) Формоз (891–896) Стефан VI (VII) (896–897) Бонифаций VI (896) Роман (897) Теодор II (897) Иоанн IX (898–900) Бенедикт IV (900–903) Лев V (903) Христофор I (903–904) Сергий III (904–911) Анастасий III (911–913) Ландон (913–914) Иоанн X (914–928) Лев VI (928) Стефан VII (VIII) (929–931) Иоанн XI(931–935) Лев VII (936–939) Стефан VIII (IX) (939–942) Мартин III (Марин II) (942–946) Агапит II (946–955) Иоанн XII (955–963) Лев VIII (963–965) Бенедикт V (964) Иоанн XIII (965–972) Бенедикт VI (973–974) Бонифаций VII (антипапа) (974) Бенедикт VII (974–983) Иоанн XIV (983–984) Бонифаций VII (антипапа) (повторно) (984–985) Иоанн XV (985–996) Григорий V (996–999) Иоанн XVI (антипапа) (997–998) Сильвестр II(999–1003) Иоанн XVII (1003) Иоанн XVIII (1004–1009) Сергий IV (1009–1012) Бенедикт VIII (1012–1024) Григорий VI (антипапа) (1012) Иоанн XIX (1024–1032) Бенедикт IX (в первый раз) (1032¬1044) Сильвестр III (1045) Бенедикт IX (во второй раз) (1045) Григорий VI(1045–1046) 5-й период: эпоха величайшего могущества папства (середина XI-XIII вв.) Климент II (1046–1047) Бенедикт IX (в третий раз) (1047–1048) Дамас II (1048) Лев IX(1049–1054) Виктор II (1055–1057) Стефан IX (X) (1057–1058) Бенедикт X (антипапа) (1058–1059) Николай II (1059–1061) Александр II (1061–1073) Гонорий II (антипапа) (1061–1072) Григорий VII (1073–1085) Климент III (антипапа) (1080–1100) Виктор III (1086–1087) Урбан II(1088–1099) Пасхалий II (1099–1118) Теодор (Джибер) (антипапа) (1100–1102) Альберт (антипапа) (1102) Сильвестр IV (антипапа) (1105–1111) Геласий II (1118–1119) Григорий VIII (антипапа) (1118–1121) Каликст II (1119–1124) Гонорий III (IV) (1124–1130) Целестин II (антипапа) (1124) Иннокентий II (1130–1143) Анаклет II (антипапа) (1130–1138) Виктор IV (Григорий) (антипапа) (1138) Целестин II (1143–1144)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

SS. T. 7. P. 257). Молитвы оффиция были основаны на Житии Н., составленном Иоанном Диаконом (изд.: Jones. 1963. P. 17-41 (по ркп. Lond. Brit. Lib. Cotton. Nero E. 1); см. также: Hohler. 1967). Высказывалось мнение, что на творчество Регинольда, составившего также оффиций св. Власию, чье почитание было принесено на Запад из Византии, повлиял интерес правящих кругов империи к визант. культуре и церковной традиции ( Wolf. 1991; о Регинольде см.: Wendehorst A. Das Bistum Eichstätt: Die Bischofsreihe bis 1535. B.; N. Y., 2006. S. 45 -48. (Germania Sacra. N. F.; 45)). Вероятно, решающее значение для распространения почитания Н. имела деятельность имп. Феофано († 991), которая в 972 г. стала супругой Оттона II и с 983 г. фактически правила империей. Предположительно в 997 г. ее сын, имп. Оттон III, основал монастырь святых Аполлинария и Н. в Буртшайде близ Ахена (см. грамоту от 6 февр. 1000 г.- Die Urkunden Otto des III. Hannover, 1893. S. 777-778. (MGH. Dipl. Reg. Imp.; 2/2)). Аббатом монастыря был назначен св. Григорий, калабрийский грек, с которым император познакомился в Италии (Vita Gregorii abbatis//MGH. SS. T. 15. P. 1197). Среди святынь аббатства была мозаичная византийская икона Н. (XII в., драгоценная рама, ок. 1220; ныне в ц. Иоанна Крестителя, Ахен-Буртшайд). Цезарий Гейстербахский называл икону чудотворной и утверждал, что она помогает беременным женщинам ( Caesarius Heisterbacensis. Dialogus miraculorum. VIII 76/Ed. J. Strange. Coloniae etc., 1851. Vol. 2. P. 144-145; подробнее см.: Krickelberg-P ü tz. 1982). В 1-й пол. XI в. была построена 8-гранная дворцовая капелла во имя Н. в Неймегене, которая отчасти повторяет формы придворной капеллы в Ахене; возможно, капелла была возведена в память об имп. Феофано, которая скончалась в неймегенском дворце. В нач. XI в. церковь во имя Н. существовала и в Ахене. После кончины имп. Феофано распространению почитания Н. способствовала ее дочь, Матильда († 1025), к-рая вышла замуж за пфальцгр. Эццона (Эренфрида; † 1034). В 1024 г.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Р. Жанен предполагал, что П. скончался ок. 950 г. ( Janin. 1968. Col. 283), однако П. Ксиропотамский фигурирует в документах 2-й пол. X в., и совр. исследователи не находят оснований считать, что это др. инок, тезка П. По мнению Д. Папахрисанфу, оба монастыря (восстановленная обитель св. Пульхерии и новопостроенный мон-рь или скит во имя вмч. Георгия) носили название Ксиропотам и оба основаны П. Ксиропотамским ( Παπαχρυσνθου Δ. Ο Αθωνικς μοναχισμς: Αρχς και οργνωση. Αθνα, 1992. Σ. 182-188). П., прп. Ксиропотамский, упомянут в афонских актах в связи с конфликтом святогорцев с прп. Афанасием Афонским . П. был в числе авторитетных иноков, в 972 г. написавших жалобу имп. Иоанну I Цимисхию (969-976) на деятельность прп. Афанасия, к-рая, по их мнению, подрывала древние устои Св. Горы и ограничивала в свободе иноков, выбиравших уединенное житие вместо киновий. П. также фигурирует и в уставе, к-рый Иоанн Цимисхий составил для Афона («Трагос»). П. Гунаридис, исследователь свидетельств о П. в афонских актах, полагал, что П., подписавший обращение к Иоанну Цимисхию,- это тот же самый человек, который возобновил мон-рь св. Пульхерии под названием Ксиропотам и нек-рое время был его игуменом, а в кон. 90-х гг. Х в. или в нач. XI в. стал протом Св. Горы, затем оставил эту должность и подвизался как простой монах. До или после исполнения обязанностей прота он, стремясь к уединению, основал монастырь прп. Павла, расположенный ближе к оконечности Афонского п-ова, игуменом к-рого впосл. стал его ученик и тезка - Павел, упоминаемый в актах в 1007-1018 гг. ( Γουναρδης Π. Ο Αγιος Παλος κα Μον Ξηροποτμου//Βυζαντιν Σμμεικτα. Αθνα, 1989. Τ. 8. Σ. 135-142). Т. о., П. скончался на рубеже X и XI вв. Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 128; Афонский Патерик. Ч. 2. С. 98-108. Лит.: Janin R. Paolo di Xeropotamos//BiblSS. 1968. T. 10. Col. 281-283; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 382; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 6. С. 382-384. О. Н. А. Иконография Собор преподобных отцов, на Афоне просиявших. Икона. 1849 г. Иконописец Макарий из Галатисты (мон-рь Протат)

http://pravenc.ru/text/2581813.html

Католич. собор Непорочного Зачатия в Монако. 1880 г. Католич. собор Непорочного Зачатия в Монако. 1880 г. Точное время проникновения христианства на территорию М. неизвестно. Согласно местному преданию, здесь проповедовал св. Варнава , ученик ап. Павла. Согласно «Passio Devotae» (Мученичеству Девоты), самый ранний список к-рого датируется кон. XI - нач. XII в., во время правления императоров Диоклетиана и Максимиана св. Девота была замучена на о-ве Корсика, откуда ее тело вскоре было доставлено в Порт Геркулеса Одинокого и там похоронено. Сопровождавшие тело мученицы беглецы обратили в христианство местных жителей. Ранние христ. общины на территории совр. М. предположительно находились в юрисдикции еп-ства Цемелий (лат. Cemelium, Cemenelum; ныне Симье, в черте г. Ницца, Франция), к-рое в V в. было присоединено к еп-ству Ницца. В IX-X вв. побережье Прованса и Лигурии, в т. ч. территория М., подвергалось нападениям сарацинских пиратов и существенно обезлюдело. Сарацины были изгнаны в 972 г. из крепости Фраксинет (ныне Ла-Гард-Френе, Франция). В XI-XII вв. за владение территорией М. соперничали графы Прованса и генуэзцы. К 1075 г. относится 1-й документ, свидетельствующий о существовании в этой местности часовни св. Девоты, к-рая, согласно документу, переходила в юрисдикцию бенедиктинского мон-ря во имя св. Понтия в Симье. В 1078 г. у подножия скалы Монако была возведена ц. св. Марии, переданная в юрисдикцию еп-ства Ницца. Вплоть до утверждения здесь власти Генуэзской республики эта скала являлась собственностью мон-ря св. Понтия, построившего на ней часовню св. Мартина. В 1191 г. имп. Генрих VI признал М. владением Генуи, что было подтверждено договором 1240 г. между Генуей и Провансом. 10 июня 1215 г. местные сеньоры во главе с Фулько де Кастелло приступили к строительству на скале Монако крепости. 6 дек. 1247 г. папа Иннокентий IV разрешил генуэзским доминиканцам возведение в пределах этой крепости церкви, к-рая впосл. была освящена во имя свт. Николая Мирликийского, согласно дате апостольского послания. Строительство храма началось ок. 1252 г. Церковь свт. Николая находилась в юрисдикции еп-ства Ницца. С 1206 г. на территории совр. М. духовное и светское правление осуществлялось также и от имени мон-ря св. Понтия в лице приора прихода св. Девоты. Т. о., в эпоху генуэзского владычества территория М. находилась под 2 церковными юрисдикциями - мон-ря св. Понтия и еп-ства Ницца.

http://pravenc.ru/text/2564096.html

Этот свет созерцается исихастом как ведомо одному только Богу и не есть результат усилий и подвигов исихаста, но дар благодати Божией. Это и есть высшая степень единения с Богом и оббжение (θωσις), которое нужно понимать не как изменение и переход души в Божественную сущность, но только как преобразование ее действием (энергией) Божества. Ватопедский монастырь Ватопедский монастырь, в котором подвизался при. Савва, – один из древнейших и замечательнейших монастырей афонских. Этот монастырь расположен на северо-восточном склоне Афона, на берегу залива Контессо, на месте какого-то древнего города. Построенная, по преданию, еще в IV столетии, эта обитель до времен св. Афанасия Афонского (X в.) лежала в развалинах. Восстановителями ее явились прибывшие в конце X столетия (между 972 и 980 г.) из Адрианополя трое богатых и благочестивых мужей: Афанасий, Николай и Антоний. По совету св. Афанасия они восстановили запустевший (после арабского нашествия) Ватопедский монастырь, ввели в нем принятый из рук св. Афанасия устав, жили в нем, скончались и погребены в монастырском храме. В первый раз мы встречаем эту обитель в документе от 985 года, индикта 13-го, где в числе других подписей находится и подпись Николая, монаха и игумена Ватопедского (Βατοπεδου). В начале XI века Ватопед был уже многолюден и занимает второе место (первое после Лавры св. Афанасия) в ряду великих афонских обителей. В протатском афонском делеот 1071 года упоминается игумен этой обители Феодосий, по просьбе которого прот Павел с судными старцами произвел размежевание владений Ватопеда от обители Каллиника. В том же (XI) столетии к Ватопеду была присоединена небольшая обитель Иеропатора, а позже обители: Верриота, Калестраили Калеци, св. Димитрия, Ксистра, Триполита, Ковача (Χαλκζως) и Трохала. В конце XII века сербский краль Стефан Неманя (в иночестве Симеон) с сыном своим Саввой (впоследствии архиепископом Сербским) устроили в Ватопеде трехъярусные келлии, 7 параклисов и приписали к обители разные метохи (земельные владения). В XIII столетии Ватопед был опустошени разорен приверженцами унии и обновлен императором Андроником Старшим(1282–1328 гг.). Новыми благодетелямиВатопеда были императоры: Иоанн V Палеолог (1341–1375), Иоанн VI Кантакузин (1347–1355), а также сербский король Стефан Душан (1336–1356) и др. В последний раз Ватопед был обновлен в конце XIII столетия. Киновиальное (общежительное) устройство Ватопед сохранял до 1541 года, а с этого времени до наших дней (с небольшим перерывом около 1575 г.) остается идиоритмом (своежительным).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В VI-VII вв., вероятно, создавались и каменные иконы, одна из них, «Богоматерь с Младенцем Христом», сохранилась в нише рядом с алтарем церкви в Одзуне (возможно, фрагмент фасадного рельефа). Собор в Талине. Посл. треть VII в. Собор в Талине. Посл. треть VII в. В нач. VIII в. в связи с араб. завоеванием А. надолго затормозилось развитие зодчества, и только в IX-XI вв. возобновилось церковное строительство в городах (Ани, Ахтамар и др.), в X-XI вв. были основаны мон-ри (Оромос, Хцконк, Мармашен и др.), часть из к-рых ( Санаин , Ахпат , Кечарис, Татев) интенсивно развивались в последующие столетия. В храмах X в. были реализованы почти все архитектурные типы VII в.: в основу композиции ц. Сурб Хач (Св. Крест) в Ахтамаре, 915-921 гг., положен тип тетраконха с угловыми нишами, ц. Сурб Аракелоц (св. Апостолы), 930-953 гг., в Карсе - тетраконх типа Мастары, ц. Сурб Григор (св. Григорий) в Ани (1001-1020) - тетраконх типа Звартноц, собора в Ани (989-1001) - тип крестово-купольного храма на 4 столпах. Воспроизводились также типы простых триконхов (Севан, 874), тетраконхов (Айриванк, кон. IX в.; Гндеванк, 936) и поликонхов (Апугамренц в Ани, X в.). Особенно часто зодчие обращались к структуре купольных залов (Ширакаван, 890-914; Аргина, 972-992; Мармашен, 986-994; Бджни, 1031), постепенно приобретших компактные пропорции плана с приближением подкупольного квадрата к апсиде. Рельеф портала базилики в Касахе. V в. Рельеф портала базилики в Касахе. V в. В результате пересмотра традиц. композиций были созданы и новые архитектурные типы храма: тетраконх с 4 купольными приделами (Аракелоц в Ани) и тетраконх с 4 приделами, вписанный в круговую стену ярусной ротонды (Гарни, 898; Хцконк, 1029; Мармашен). Широкое распространение получил крестообразный зал с 4 приделами по углам (ц. Аствацацин (Богородицы) в Санаине, 30-е гг. X в., и др.). Своеобразным вариантом этого типа явилась церковь с 2 вост. свободно стоящими столпами (Погос-Петрос (Павла и Петра) Татевского мон-ря, 895-906). В эту эпоху устанавливаются нормы архитектуры алтарной части храма, сохраняющиеся и в наст. время: алтарное возвышение (ок. 1 м) выступает в пространство наоса настолько, чтобы возможно было устроить лестницы по его сторонам; в центре устанавливается каменный престол; синтрон в алтаре, редкий и в раннем средневековье, полностью исчезает. Единственной зрительной преградой перед алтарем является завеса. Пастофории, имеющие апсиды на востоке и общий с наосом уровень пола, открываются только в наос.

http://pravenc.ru/text/76104.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010