Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРОЗИЯ [Мароция; уменьшительное от Мария; лат. Marozia, Marotia, Marocia] (ок. 892 - между 932 и 937), представительница знатного рим. рода Феофилактов, оказывала значительное влияние на политику Римских пап в 20-30-х гг. X в. Отец М.- Феофилакт, гр. Тускуланский († ок. 925). В понтификат Сергия III (904-911), с к-рым он, возможно, состоял в родстве, Феофилакт был вестарарием (vestararius), т. е. хранителем папской ризницы и казны, и военачальником (magister militum); с 905 г. сенатор. Мать М., Феодора Старшая, вероятно, происходила из римской аристократической семьи; согласно другой версии, была дочерью Тосканского маркгр. Адальберта I († после 884). Феодора считается первой из «блудниц», оказывавших влияние на Римских понтификов в период т. н. порнократии. Как свидетельствует в «Антаподосисе» Лиутпранд Кремонский , состоя в браке с Феофилактом, Феодора вступила в связь с буд. папой Иоанном Х (914-928), к-рый занял при ее поддержке кафедру Равенны, а позднее был избран на Римский престол. Тем не менее образ Феодоры, содержащийся в др. источниках, далек от представления о нечестивой развратнице. В частности, мон. Евгений Вульгарий в одном из писем характеризует ее как «святейшую и возлюбленную Богом почтенную матрону» (sanctissima et Deo amata venerabilis matrona). Сестра М.- Феодора Младшая († ок. 950), основательница рода Кресценциев, мать папы Римского Иоанна XIII (965-972). Братья М. умерли в раннем возрасте. Лиутпранд Кремонский обвинял М. и ее сестру в том, что они унаследовали от матери склонность к разврату. Версия Лиутпранда, согласно к-рой М. состояла в добрачной связи с папой Римским Сергием III и родила от него буд. папу Римского Иоанна XI (931-936), оспаривается частью исследователей как безосновательная, однако находит подтверждение в сочинениях Флодоарда Реймсского . В редакции Liber Pontificalis , подготовленной кард. Пандульфом († после 1138), сообщается лишь о том, что Сергий III был отцом Иоанна XI (LP. T. 2. P. 243). Согласно др. версии, Иоанн XI был сыном М. от 1-го мужа, маркгр. Камерино и Сполето Альберика I († после 917). Этот брак был заключен для укрепления союза Феофилакта и Альберика. Сама М. во время замужества не принимала активного участия в политической жизни. Известно, что в этом браке она родила 3 сыновей (Альберика II, ставшего впосл. светским правителем Рима, а также Константина и Сергия) и дочь Берту; возможно, у М. и Альберика I была еще одна дочь. Сообщение хрониста Бенедикта из мон-ря св. Андрея на горе Соратте о том, что Альберик II был рожден от добрачной связи Альберика I и М., не подтверждается др. авторами.

http://pravenc.ru/text/2562380.html

XII. Исихазм и расцвет русского искусства Приводится по изданию: Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997. XII. Исихазм и расцвет русского искусства. К оглавлению Христианизация Руси была длительным процессом, начавшимся задолго до официального ее крещения и продолжавшимся долгое время после него. Если, несмотря на упорное, по местам, сопротивление язычества, христианство в X веке сделалось господствующей религией, то, значит, христианская прослойка населения была достаточно многочисленной и сильной. Во всяком случае, при князе Святославе (972 г.) в Киеве было уже несколько христианских храмов . А если были храмы, то были и иконы. Были ли они все привозными, или же существовали также иконы местного производства? Утверждать последнее мы не можем, но не можем и исключать. Зная отношение к иконолочитанию инициатора миссии среди славян, св. Патриарха Фотия, его ближайших сотрудников и продолжателей его дела, можно полагать, что этой стороне Православия и распространению икон среди новообращенных уделялось особое внимание. Наличие же довольно высокой, как показывают современные исследования, местной художественной культуры способствовало более быстрому восприятию и освоению христианского искусства и появлению местных мастеров. Уже с конца X и в XI веке в Киеве существовали смешанные русско-византийские мастерские . И если для росписи первых храмов, построенных после официального крещения, и приглашались греческие художники, то уже наряду с их работами исследователи отмечают участие и русских мастеров. В эту эпоху, судя по слову епископа Иллариона Киевского (XI век), обращенному к почившему князю Владимиру, почитание и значение иконы уже глубоко и сильно вошло в сознание: «Взгляни наконец, — говорит Илларион, — и на город, величеством сияющий, на церкви цветущие, на христианство растущее, взгляни на город, иконами святых освящемый [...], хвалами и божественными песнями оглашемый» . А Киево-Печерский Патерик (начало XIII века) передает более древнее предание о чернеце Еразме, истратившем «имение свое на святые иконы».

http://sedmitza.ru/lib/text/440356/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь прп. Ксенофонта По местному монастырскому преданию, К. п. м. был основан ок. 520 г. прп. Ксенофонтом (пам. 26 янв.), к-рый построил здесь маленький храм вмч. Димитрия Солунского (ныне пристроен к старому кафоликону). Др. легенда гласит, что во время иконоборческих гонений к обители чудесным образом приплыла икона вмч. Георгия Победоносца, пущенная по воде одним благочестивым христианином, чтобы спасти от еретиков, которые пытались сжечь ее и пронзили ножом (следы огня и рана под подбородком видны до сих пор; искусствоведы датируют эту икону XIII в.). На берегу, в том месте, куда была вынесена волнами икона вмч. Георгия Победоносца, забил источник целебной воды. Над ним возведена часовня. Однако благодаря историческим источникам установлено, что ктитор мон-ря прп. Ксенофонт (пам. греч. 24 апр.) жил в кон. Х - нач. XI в.: он упоминается в актах афонских мон-рей с 998 (Actes de Vatopédi. 2001. N 2) по 1018 г. (Ibid. N 5). Он построил небольшой собор во имя вмч. Георгия Победоносца. О прп. Ксенофонте также говорится в Житии прп. Афанасия Афонского, который исцелил от смертельной болезни его брата Феодора (Vitae duae antiquae Sancti Athanasii Athonitae. Turnhout, 1982. P. 97-99. (CCSG; 9)). В старости прп. Ксенофонт передал Феодору руководство мон-рем, и тот занимал пост игумена по крайней мере до 1035 г. (Actes de Lavra. 1970. N 29). На Афоне подвизался еще один член этой семьи: двоюродный брат прп. Ксенофонта Феодул основал обитель свт. Николая Чудотворца «ту Хрисокамару», которую он в нач. XI в. передал К. п. м. (Actes de Xénophon. 1986. N 1). Путешественники XIX в. видели над входом в старый монастырский собор надпись с годом основания обители: 976 или 979 г. Эта надпись не сохранилась, но дата основания, по мнению исследователей, вполне вероятна ( Παπαχρυσνθου. 1997. Σ. 24-25). В любом случае мон-рь возник после 972 г., т. к. составленный в этом году Типикон Иоанна Цимисхия не упоминает ни прп. Ксенофонта, ни его мон-рь. Официально в мон-ре считают 998 г. датой своего основания по 1-му упоминанию в источниках; монастырские власти приурочили к 1998 г. празднование 1000-летия мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

П.В. Долгоруков Князья Друцкие отцовский КОЛЕНО I: Великий Князь Рюрик † 879 КОЛЕНО II: Великий Князь Игорь Рюрикович † 945 КОЛЕНО III: Великий Князь Святослав Игоревич † 972 КОЛЕНО IV: Великий Князь Святый Владимир (во Святом крещении Василий) Святославович Равноапостольный † 1015 КОЛЕНО V: Великий Князь Ярослав Владимирович Великий † 1054 КОЛЕНО VI: Великий Князь Всеволод Ярославич † 1093 КОЛЕНО VII: Великий Князь Владимир Всеволодович Мономах † 1125 КОЛЕНО VIII: Великий Князь Мстислав Владимирович Великий, рождение 1076 † 1132 КОЛЕНО IX: Князь Всеволод-Гавриил Мстиславович, князь Новгородский † 1138 Князь Святополк Мстиславович, князь Новгородский † 1154 Князь Изяслав Мстиславович, князь Галицкий и Волынский † 1154 Князь Ростислав-Михаил Мстиславович, князь Смоленский † 1166, родоначальник князей Вяземских, Смоленских и Ярославских Князь Владимир Мстиславович, князь Дорогобужский † 1171 8. Княжна Мальфрида Мстиславовна, 1) за королём Норвежским Сигурдом; 2) за королём Датским Эриком Эдмундом Княжна Рогнеда Мстиславовна Княжна Евфросиния Мстиславовна, за королём Венгерским Гейзою Княжна NN Мстиславовна, за Канутом, королём Оботритским Княжна NN Мстиславовна, за греческим царевичем Алексеем, сыном Императора Иоанна КОЛЕНО X: Князь Иоанн Всеволодович † 1128 Князь Мстислав Всеволодович † 1168 Князь Владимир-Дмитрий Всеволодович † 1136 Княжна Верхуслава Всеволодовна, за князем Польским Князь Мстислав Изяславович Галицкий † 1170 Князь Ярополк Изяславович Волынский † 1167 Князь Ярослав Изяславович Луцкий † 1175, родоначальник угасших князей Луцких КОЛЕНО XI: Князь Роман Мстиславович, великий князь Галицкий и Русский † 1205 Князь Святослав Мстиславович Галицкий † 1173 Князь Всеволод-Гавриил Мстиславович Галицкий † 1195 Князь Василий Ярополкович Волынский † 1182 КОЛЕНО XII: Князь Василий Романович Галицкий † 1269; женат на княжне Суздальской Дубраве-Елене Юрьевне Князь Даниил Романович, Король Галицкий и Русский † 1266; женат на княжне Анне Мстиславовне, внуке князя Мстислава Храброго

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Князья Одоевские Помещаем здесь родословие потомству Святого Благоверного Князя Михаила Черниговского, до разделения его на различные фамилии. отцовский КОЛЕНО I: Великий Князь Рюрик † 879 КОЛЕНО II: Великий Князь Игорь Рюрикович † 945 КОЛЕНО III: Великий Князь Святослав Игоревич † 972 КОЛЕНО IV: Великий Князь Святой Владимир (во Святом крещении Василий) Святославович Равноапостольный † 1015 КОЛЕНО V: Великий Князь Ярослав Владимирович Великий † 1054 КОЛЕНО VI: Князь Святослав Ярославич Черниговский † 1076 КОЛЕНО VII: Князь Олег Святославович Черниговский † 1115 КОЛЕНО VIII: Князь Всеволод Ольгович Черниговский † 1146 КОЛЕНО IX: Князь Святослав Всеволодович Черниговский † 1194 КОЛЕНО X: Князь Всеволод Чермный Святославович Черниговский † 1215 КОЛЕНО XI: Святый Благоверный Князь Михаил Всеволодович Черниговский, замучен по повелению Батыя в орде за отказ поклониться кумирам Монгольским, 20 сентября 1246 года. Церковь Православная причла его лику Святых, и нетленные мощи его почивают в Москве, в Архангельском соборе. КОЛЕНО XII: Князь Ростислав Михайлович, сперва князь Новагорода-Великого, потом Бан Мачвы и Бан Бознанский. Женат на княжне Анне Венгерской 35 Князь Роман Михайлович Черниговский и Брянский † 1275 Князь Симеон Михайлович Глуховский и Новосильский Князь Мстислав Михайлович Карачевский Князь Юрий Михайлович Торусский Княжна Мария-Феодулия Михайловна † 1271; за Князем Василием Константиновичем Ростовским КОЛЕНО XIII: Князь Михаил Ростиславич, Бан Мачвы и Бан Бознанский † 1269 Княжна Кунгута (Кунигунда) Ростиславовна, за Королём Богемским Оттокаром II Княжна Агриппина Ростиславовна, за Лешком Черным, Князем Краковским и Герцогом Польским Князь Михаил Романович, родоначальник угасших князей Осовицких Князь Олег Романович Княжна Ольга-Елена Романовна, за князем Владимиром Васильевичем Галицким Князь Роман Семёнович Новосильский и Одоевский Князь Тит Мстиславович Карачевский и Козельский Князь Андриан Мстиславович Звенигородский † 1339 Князь Всеволод Юрьевич Торусский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУБРОВНИК [лат. Ragusium, Ragusa], г. в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., в средние века центр самостоятельной Дубровницкой (Рагузинской) республики и важный торговый центр. История города Лат. название г. Рагуза (Рагузий) восходит к названию прибрежного о-ва Лаус (Laus - Lausium - Rausium - Ragusium), на к-ром ок. 614 г. возникло поселение романоязычных беженцев из Эпидавра (совр. Цавтат) (потомков рим. и иллирийского населения), спасавшихся от аваро-слав. нашествия. В письменных источниках Рагуза впервые упомянута в 667 г. Слав. название Д. (от слова «дубрава») принадлежало поселению, сложившемуся к кон. XI в. на материке напротив Рагузы. В XII в. эти поселения объединились, отделявшая их протока была осушена и на ее месте возникла центральная улица города - Страдун. Оба названия сосуществовали: Рагуза в офиц. (до 1472 лат., затем итал.) и в далматинском (бывшем в употреблении до XVI в.) языках; слав. название Д., зафиксированное в кон. XII в., стало офиц. в 1918 г. С момента возникновения и до 1204 г. Д. как город-анклав с небольшой сельской округой, граничившей с землями, где жили славяне, входил в состав визант. фемы Далмация. Из-за географической удаленности от империи далматинские города обладали большой самостоятельностью. В 866-867 гг. город выдержал 15-месячную осаду арабов, снятую визант. флотом. В 972 г., по легенде, благодаря заступничеству св. Власия , сщмч. Севастийского, был предотвращен захват города венецианцами. Ок. 992 г. Д. осадили войска болг. царя Самуила , но взять его не смогли. В 1000-1018 гг. Д. был под властью Венеции. Со 2-й пол. XII в. из-за постоянно меняющейся политической обстановки республика балансировала между Византией, Венецией, норманнским Сицилийским королевством и позже серб. гос-вом Стефана Немани. В 1186 г. серб. войска заняли часть Д., но норманнский флот спас город от оккупации. По договору с серб. вел. жупаном Стефаном Неманей Д. получил гарантию неприкосновенности границ и свободу торговли в серб. землях. В 1189 г. подобное право купцы Д. получили от боснийского бана Кулина, в 1191 г.- от визант. имп. Исаака II Ангела.

http://pravenc.ru/text/180532.html

[лат. Adalbertus; слав. имя - Войтех] (ок. 956-23.04.997), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), еп. Пражский (с 983), покровитель Польши и Чехии, миссионер. А. был сыном одного из князей Вост. Чехии Славника, в 961 г. крещен проезжавшим на Русь еп. Адальбертом (буд. архиеп. Магдебургским), при к-ром в 972-982 гг. А. учился в Магдебурге в соборной школе. Вскоре после поставления на Пражское еп-ство, к-рое тогда помимо Чехии включало Силезию и Краковскую землю (при А. к нему было присоединено и Моравское еп-ство), А., как и все потомство Славника, оказался в конфликте с чеш. кн. Болеславом II и в 988 г. был вынужден удалиться в Италию, где вступил в греко-лат. мон-рь святых Бонифация и Алексия в Риме. Попытка А. вернуться в Прагу в 992 г. по настоянию своего священноначалия (Майнцского архиеп. Виллигиза) была неудачна и закончилась его вторичным изгнанием в 994 г. И в дальнейшем чеш. князь отказывался принять А., так что зимой 996/97 г. А. оказался при дворе польск. кн. Болеслава I , при поддержке к-рого отправился в качестве миссионера к язычникам-пруссам (к востоку от устья Вислы), где и погиб. Место гибели А. точно неизвестно. По позднему местному преданию, это дер. Тенкиттен (совр. Береговое, Калининградская обл. России), место особого почитания А. Кн. Болеслав I выкупил тело А. и способствовал установлению его церковного почитания: А. стал святым покровителем созданной в 1000 г. Польской архиепископии с центром в г. Гнезно . По свидетельству хрониста Козьмы Пражского , в 1039 г. мощи А. в ходе польско-чеш. войны перевезли в Прагу, однако в 1127 г. они были чудесным образом обретены в кафедральном соборе в Гнезно. И в Чехии, и в Польше полагают, что именно в их стране покоятся истинные останки святого. Почитание А. распространилось очень быстро и способствовало выдвижению Польши в число первых христ. держав: поклониться гробу А. прибыл в Польшу имп. Оттон III . 2 пространных жития А. были созданы уже в нач. XI в. (в т. ч. св. Бруно Кверфуртским ). Нек-рые эпизоды биографии А., приписываемые ему традицией, напр. крещение буд. венг. кор. Стефана I Святого , спорны. С большей или меньшей определенностью А. считается автором ряда агиографических и литургических произведений, написанных на лат., но ему также приписывается авторство чеш. гимна «Господине, помилуй ны» на старослав. языке и, с меньшей вероятностью, польск. «Bogórodzica». В неск. более поздних древнерус. текстах (в частности, в «Сказании о русской грамоте») встречается представление об А. как искоренителе богослужения на старослав. языке в Чехии, ныне нередко оспариваемое.

http://pravenc.ru/text/63438.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Дохиар [греч. Ιερ Μον οχειαρου], муж. общежительный мон-рь, посвященный св. архангелам Михаилу и Гавриилу. Расположен на юж. побережье п-ова Афон (Айон-Орос), на склоне горы, в неск. десятках метров от моря. В иерархии 20 афонских мон-рей Д. занимает 10-е место, представитель Д. каждый 5-й год участвует в работе Свящ. Эпистасии вместе с представителями Великой Лавры, Ксенофонта и Эсфигмена. Игумен - архим. Григорий (Зумис) (с 1980). Общее число братии: 20 монахов и 2 монаха в зависимой от Д. келлии. Главные праздники: Собор св. архангелов Михаила и Гавриила и Всех небесных сил бесплотных (8 нояб.); память свт. Николая Чудотворца (6 дек.); празднование иконе Божией Матери «Скоропослушница» (1 окт.). Во вторник Светлой седмицы проводится также крестный ход с этой иконой. История монастыря Византийский период Монастырское предание об основании обители записано в позднейшей «Повести о чудесах великих чиноначальников Михаила и Гавриила в святой великой обители Дохиар на Святой Горе». Согласно «Повести...», основателем Д. был мон. Евфимий, современник и друг прп. Афанасия Афонского († ок. 1000), с к-рым он познакомился во время пребывания того в К-поле. Евфимий выполнял в основанной прп. Афанасием Великой Лавре послушание дохиара (келаря). По благословению Афанасия Евфимий вместе с др. монахами основал рядом с совр. пристанью Дафни небольшой мон-рь, названный по прежней должности своего основателя Дохиаром. Эта обитель была вскоре разорена сарацинскими пиратами, и Евфимий воздвиг новый мон-рь, во имя свт. Николая Чудотворца, на месте совр. Д. с одобрения и благословения прота и Свящ. Кинота. Преподобные Евфимий и Неофит, основатели мон-ря Дохиар. Икона. Кон. XX в. Преподобные Евфимий и Неофит, основатели мон-ря Дохиар. Икона. Кон. XX в. Если отождествить основателя с «Евфимием монахом и игуменом», подписавшим в 972 г. Типикон имп. Иоанна I Цимисхия ( Meyer. Р. 150), то получается, что мон-рь возник между 963 (время основания Великой Лавры, где он был дохиаром) и 972 гг. ( Παπαδπουλος. Σ. 214). Др. исследователи, ссылаясь на отсутствие письменных упоминаний о Д. в X в., относят его основание к кон. X - нач. XI в. (Παρουσα. Σ. 39). По мнению Н. Икономидиса, 1-м игуменом Д. был Иоанн, дохиар мон-ря Ксиропотам (Actes de Docheiariou. P. 5, 23), подпись к-рого стоит на актах Великой Лавры 1016 и 1018 гг. (Actes de Lavra. Pt. 1. P., 1970. N 19. (ArAth; 5)). По мнению мон. Дорофея, Иоанн был игуменом после Евфимия ( ωρθεος, μον. Σ. 179-180).

http://pravenc.ru/text/180375.html

Старейшая в Германии церковная библиотека оцифровывает около 300 тысяч книг своего фонда Мюнхен, 16 мая 2011 г. Старейшая и самая большая в Германии церковная библиотека, расположенная на Соборной горе в баварском городе Фрайзинг, оцифровывает около 300 тысяч книг своего фонда, которые теперь будут доступны в Интернете, сообщает сайт католического архиепископства Фрайзинга и Мюнхена, пишет Седмица.Ру. Каталог всех книг этой уникальной библиотеки также можно будет найти в Интернете. В настоящее время в церковной библиотеке во Фрайзинге насчитывается около 322 тысяч книг, в том числе 345 редких рукописей, 3215 музыкальных рукописей и 224 инкунабулы. Здесь имеются книги на разных языках: латыни, французском, испанском, английском, греческом, церковнославянском и русском. История создания библиотеки восходит ко второй половине VIII века, а ее основателем считают правящего тогда епископа Арбео – автора широко известного на Западе «Кодекса Аброганс» («Codex Abrogans»), который некоторые эксперты считают «одной из первых немецких книг», а епископа Арбео, благодаря ей – «первым писателем немецкого происхождения». На полках церковной библиотеки находилась созданная в V веке во Франции рукопись на латинском языке «Pentanteuch-Codex». Здесь же хранился и другой известный манускрипт начала VII века – «Codex Valerianus» из Северной Италии. В древние времена на Соборной горе находился и монастырский скрипториум, где фрайзингские монахи переписывали священные книги. Во второй половине VIII века во Фрайзинге были созданы написанные на пергаменте «Послания апостола Павла» («Paulusbriefe»). Спустя сто лет, в 860 году, – рукописное Евангелие («Evangeliar»). Наиболее продуктивно работы в скриптории шли в правление епископа Хитто (811/812 – 836) и его преемника Эрханберта (836–854). Изготовление рукописных книг достигло здесь своего расцвета в XI веке. В 1803 году на Соборной горе обнаружили древнейший письменный памятник словенского языка – так называемые «Брижинские (Фрейзингенские) отрывки» (словен. – «Brizinski spomeniki»). Они были написаны латиницей (т.н. каролингским минускулом) между 972 и 1093 годами в долине реки Мёлль в Каринтии. Он является одной из древнейших сохранившихся славянских рукописей вообще. Все эти манускрипты в числе других наиболее ценных рукописей (около 600 экземпляров), веками хранившиеся на Соборной горе, в начале XIX века, в период секуляризации в Баварии, отправили в Мюнхен, где они стали частью уникальной коллекции Баварской государственной библиотеки. 16 мая 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46518.html

11. Заповедь епископам о хранении церковных правил В софийской и чудовской пергаменных Кормчих статья эта помещена вслед за постановлением Ильи архиепископа новгородского и белогородского епископа 4), – потому, вероятно, что в начале памятника упоминаются архиепископы и епископы. Кроме того, в чудовской Кормчей таже самая статья присоединена еще к посланию владимирского епископа 9), а в некоторых позднейших Кормчих встречается даже три раза: в двух указанных местах и в виде отдельной статьи (см. Кормчую Рум. Муз. 231, л. 191, 307 об. и последний). В печатной Кормчей она поставлена пред титулами Фотиева номоканона (л. 14 первого счета). Текст настоящего издания – по софийскому списку, варианты – по двум чудовским, которые, хотя и находятся в одной и той же Кормчей (л. 285 и 190 об.), представляют некоторые разночтения между собой: первый указывается буквой А, последний – Б. Всей силой и всею мощью должны суть архиепископы и епископы иметь стражбу о священных правилах. 961 Поручено бо 962 иместь твердо соблюдать ее, да не что 963 от них преступаемо 964 , и забытьем преминуемо 965 , неизысканьем 966 оставляемо. В он день в муках о них изискомо 967 будет. Храняще 968 бо священные каноны, владыки Бога помощи сподобляются; сия же преступающе, в конечное осужение себя влагают. Божественным бо правилам не сохраняемом, различны преступления 969 бывают: от того Божий гнев на нас и многие казни последний суд. Тому же всему повинны суть святители, не бдяще, ни стрегуще винограда, еже есть церкви, ни преступающе в обиду, еже есть 970 по некоей страсти, или по неразумию, небоязни вышнего страха, иже суть клялись сохранить судьбы закона и правды Божьей 971 : горе как 972 суд тем и по делом воздание. 972 Печатная Кормчая вместо горе как поправляет: горек. В рукописях нам ни разу не встречалось такое чтение. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010