По пути в царство Божие «мытари и блудницы» идут впереди «первосвященников и фарисеев» ( Mф. XXI, 31 ); но в самом царствии Божием нет места блудникам (Кор. V, 10; Eфec. V, 5 ). Мытари и блудницы предваряют постников и девственников только в определенном направлении – в направлении к тому смирению, которое, в противоположность самоправедности и самодовольству, есть условие веры во Христа, пришедшего призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Mф. IX, 13 ). Мытари и блудницы предваряют тех постников и девственников, которые в воздержании видят добродетель, ведущую к совершенству и к заслуге пред Богом, к самодовольству приточного фарисея. Но когда определенное направление пройдено, тогда какое же оправдание для беззакония? Теперь уже путь изменился: что было впереди, теперь стало сзади. Для уверовавшего во Христа жить по плоти то же, что: «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» ( 2Nem. II, 22 ). «Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познав возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (20 – 21). Почему, хотя закон был дан евреям для познания греха, хотя язычники были предоставлены своим путям, чтобы познали свое бессилие, хотя вообще наша неправда открывает правду Божию, хотя верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, но это еще не значит, что и христиане должны делать зло, чтобы вышло добро. Праведен суд на тех, которые так говорят ( Puмл. III, 5 – 8 ). Ведь мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Итак, да не царствует грех в смертном нашем теле, чтобы нам повиноваться ему в похотях его ( Puмл. VI ). Потому-то апостол различает блудников мира сего, с которыми дозволяет христианам общение, «ибо иначе надлежало бы им выйти из мира сего», от тех, кто, называясь братом, остается блудником или лихоимцем, или пьяницею и пр., повелевая извергать таковых из среды христиан и даже не есть с ними ( I Kop. V, 9 – 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

«Посему, как чист Сам Бог, очисти храм Его, чтоб Он возжелал вселиться в нем ... Тогда облако Славы Его приосенит душу, и свет величия Его возсияет внутри сердца» (пр. Исаак Сир., Добротол.). 249. Каков путь для достижения чистого сердца? Некоторые избранные Богом люди одарены от природы сердечной чистотой. Другие – достигают очищения сердца от греховной нечистоты долгими упражнениями и Божией благодатью, об этом нам говорят жития святых. Очищение сердца достигается: от святых таинств Церкви ; непрестанным творением молитвы; постоянным изучением слова Божия; от своего неустанного духовного труда, который заключается в отгнании греховных прилогов, в терпении скорбей, принимая их как целительныя средства; исполнением пяти предшествующих заповедей Блаженства . «Царствие небесное силою берется» ( Mф. XI, 12 ). »Да будут слова уст моих и помышления сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой« ( Nc. XVIII, 15 ). 250. Что значит зреть Бога? Чистые сердцем иногда видели телесными очами знамения, которыя указывали на явления им Бога, напр.: патр. Авраам – в лице трех странников (Быт. XVIII, 2–4), прор. Илья – в тихом веянии прохлады ( 3Цap. XIX, 12 ). Но эти явления Бога чрез знамения были только образы по сравнению с тем раскрытием Бога, которого удостоятся чистые в их святости, в Вечной Жизни, когда будут видеть очами духовными. В Священном Писании имеются указания, что под словом око надо разуметь не телесный глаз, но способность сердца восприять святейшия свойства Божии: »... и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» ( Eф. I, 17, 18 ); «Но к Тебе Господи, Господи, очи мои; на Тя уповаю, не отрини души моей» ( Nc. CXL, 8 ), то же – Mф. VI, 22, 23 . Уразуметь – как велико блаженство духовного зрения Бога в будущей жизни можно, хотя бы отчасти, потому – что испытали апостолы во время Преображения на Фаворской горе (Мф. XVII, 4). «Очисти сердце и надейся соединиться с Господом на безконечные веки» (Свят. Иоанн Кроншт., Моя жизнь во Христе, т. II, стр. 365). § 32. О седьмой заповеди блаженства

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Православная Церковь сохранила от древности благословение людей и предметов; это совершает епископ или священник; при этом произносится имя Лиц Святой Троицы, а правой рукой творится крестное знамение над благословляемым ; этим напоминается, что Христос есть источник всякого благословения. 100. Творил ли Господь Иисус Христос благословение, дал ли повеление благословлять и называл ли людей благословенными? Спаситель нередко благословлял: перед творением чудес (Мф. XIV, 19); устанавливая таинство Евхаристии (Мк. XIV, 22); являясь после Своего Воскресения из мертвых (Лук. XXIV, 50); велел благословлять в Своих поучениях ( Mф. V, 44 ); указывал на благословенных при описании Последнего Суда ( Mф. XXV, 34 ). 101. Подтвердил ли Сам Христос 5-ю Заповедь? Распятый на Кресте «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорить Матери; Жено! се сын Твой. Потом говорить ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученикь сей взял Ее к себе» ( Uoah. XIX, 26, 27 ). Так Господь, Своим человеческим существом томясь в предсмертной муке, душей скорбя о безсердечии хулителей, обращенный духом к искупительному значению Своего подвига, – проявляет сыновнюю заботу о дальнейшей земной жизни Его Пречистой Матери. 102. Можно ли руководствоваться 5-й Заповедью более распространенно? Священное Писание говорить о сыновнем почитании пастырей Церкви, которые порождают в нас высшую, т.е. духовную жизнь. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, какь обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это было бы для вас неполезно« ( Ebp. XIII, 17 ). Поддержание кем-либо вообще иерархического начала в общественной жизни указывает на внутреннее благообразие человека. Обязывает его к этому и более глубокая причина: призыв Писания – относиться с уважением к людям старшого возраста. »Пред лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего» ( Лeb. XIX, 32 ). 103. В каком случае христианину надлежит выйти из послушания тем, кого он должен почитать?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Прежде другого следует выделить некоторыя слова Самого Господа, который Он произносил, чтобы внушить убеждение о Его Божеском достоинстве. Напр.: «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» ( Uoah. VIII, 23 ); «. . что вы думаете о Христе? чей Он Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорить им: как же Давид по вдохновению, Господом называет Его . . . Итак если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» ( Mф. XXII, 42–45 ). Так как евреи знали о происхождения: Иисуса Христа от св. прор. Давида, то поставленный им вопрос произвел на них сильное действие: «И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (ст. 46). Далее, важно привести те выражения самих евангелистов, которыми они явно объявляли свою уверенность в Божестве Христа, напр.: »Начало евангелия Иисуса Христа Сына Божия» ( Mpk. I, 1 ); " Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий и, веруя, ижели жизнь во имя Его« ( Иоан. ХХ, 31 ); »В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Uoah. I, 1 ). Наконец, чтение со вниманием всего Евангелия кладет в душу печать Божественности Господа; в том же уверился и римский сотник у Креста: «Сотник же, и с ним стерегшие Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» ( Mф. XXVII, 54 ). 70. Почему в Писании применяется к Сыну Божию наименование – Слово? «Слово» переведено с древ.-греческого слова «логос», имеющого несколько значений. Логос в Библии употребляется не в смысле – разум, а – изречение, глагол. Древ.-еврейское слово «дабар» в библейских текстах означает: действие Божественной правды, слово Божие; напр.: «послал Слово Свое и исцелил их» (Пс. CVI, 20). Постепенно Слово усваивало в Библии личную жизнь: «Он был облачен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие» ( Omkp. XIX, 13 ). В Евангелии Слово означает открывшееся живое Лицо, равное Богу Отцу. Это вторая Ипостась Св. Троицы; чрез Слово осуществляются все замыслы Божии . Таким образом наименование «Слово» относится к числу таинственных, относящихся к сущности Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

протоиерей Владимир Глиндский Скачать epub pdf Часть первая. Заповеди Божественного Откровения 1-й Отдел § 10. Общие пояснения 1. Для чего Бог возвестил людям заповеди? Бог дал заповеди, чтобы человек мог, руководствуясь ими, провести свою земную жизнь в богоугодной добродетели и чрез то вступить в жизнь вечную, наследуя Царство Божие. «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» ( Mф. XIX, 17 ). «... чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим» ( Чuc. XV, 40 ). 2. Имеются ли в Ветхом Завете пророчества о том, что ветхозаветныя заповеди будут впоследствии обновлены возвещением новых заповедей? Пророчества Ветхого Завета предрекают приближение дней, когда среди Израиля новый Законодатель даст новый внутренний Божий закон, написанный на сердцах нового народа Божия; а миловать начнет Господь так, как милует отец сына. «В те дни и в то время возрощу Давиду Отрасль праведную – и будет производить суд и правду на земле« (Иерем. XXXIII, 15). »Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорить Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду их Богом, а они будут Моим народом» ( Uep. XXXI, 33 ). «И они будут Моими, говорить Господь Саваоф ... и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащого ему« ( Maлax. III, 17 ). 3. Что Православный Христианин ставить в основу своего почитания Священных Писаний Ветхого Завета? Прежде всего слова Господа Иисуса Христа касательно Писаний Ветхого Завета: »Не думайте, что Я пришел нарушить закон, или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Mф. V, 17 ). " Изследуйте Писания, ибо вы думаете черезь них иметь жизнь вечную. А они свидетельствуют о Мне» ( Uh. V, 39 ). Ветхий Завет главным образом потому имеет значение для нашей веры, что учит поклоняться Единому Невидимому Богу, пророчествует о воплощении на земле Сына Божия и даеть первоначальныя заповеди для исполнения воли Божьей. 4. Где указано – как использовать Писание Ветхого Завета?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Св. Григорий Богослов упоминает еще среди ангельских чинов: после властей – «сияния» и «восхождения» (2-е слово о Богословии). 53. Какие ангелы поставлены наиболее близко к роду человеческому? Богом поставлен каждому из нас Ангел-хранитель. Он руководит нашей совестью, оберегает от падений и предстоит перед лицем Божиим ходатаем о нашей духовной участи. «Смотрите, да не презрите ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Mф. XVIII, 10 ). 54. Все ли духи ангельского мира пребывают в славословии Бога и в служении Ему? Есть духи, отпавшие от Бога, злые ангелы , называемые: нечистыми духами, демонами, бесами. Слово Божие упоминает главного из них, который именуется диаволом, или что то же – клеветником, или искусителем, или сатаною, или князем мира сего, вельзевулом, велиаром. Деятельность диавола состоит: в сопротивление законам Бога; в противодействии Христовой любви; в совращении человеков в грех; диавол не может человеку велеть, но может увлечь его в грех ложью . Оставаясь, конечно, во власти Божией, злые духи своею волею обращены ко злу: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» ( Uoah. VIII, 44 ). 55. Как Всемогущий Бог попускает ослушание и столь пагубную деятельность диавола? Торжество добра и правды настанет путем, теперь для нас еще не постижимым; знаем только, что последний след зла будет искоренен Последним Судом . Можно себе представить, что зло должно быть изжито, когда оно вполне откроется миру, как безсильный путь возстания на Вседержителя. " Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них« ( I Цap. II, 10 ); »... ибо приидет Сын Человеческий во Славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его» ( Mф.XVI, 27 ). Людей, пошедших за диаволом и ставших на служение злу можно узнавать по тому, что они отвергают и ненавидят Господа Иисуса Христа, Его Евангелие, Его Крестную жертву . Но основная масса людей, не враждуя против Христа, погруженная в суету мирскую, знает и Христа и диавола только по имени; думает, что Господь далеко на небе, а диавол к нам не относится. Только в наведенных на нас испытаниях, опытом сердца познаем и благое иго Христово и тяжкий плен диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святая Троица Троица Святая . Слово «Троица» в Свящ. Писании, собственно, не встречается; но учение о Святой Троице так ясно и открыто предложено в нем, что составляет основную и существенную, отличительную черту христианской веры. Самое слово «Троица» читается: у Феофила Антиохийского , Тертуллиана , Григория Чудотворца , у Оригена , Афанасия Александрийского и др. и постоянно употребляется в Православной Церкви во время богослужения в молитвах, песнях и священнодействиях церковных. В Свящ. Писании о Св. Троице многократно говорится и в Ветх. Завете, только не так ясно. Например: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Nc. XXXII, 6 ). Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы его ( Uc. VI, 3 ). Но особенно ясно, определенно и раздельно о Св. Троице говорится в Новом Завете. По явлении Иисуса Христа в мир тайна Св. Троицы открывается при самом вступлении Господа в открытое служение спасению человеков – при крещении от Иоанна. Когда Господь, крестившись, вышел из воды, тогда отверзлись Ему небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение ( Mф. III, 16–17 , Mk. I, 10–11 , Лk. III, 21–22 ). По воскресении Своем, посылая апостолов на проповедь, Господь сказал им: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Mф. XXVIII, 19 ). И Церковь постоянно исполняет сию заповедь в таинстве Крещения, крестя верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа, обязывая таким образом веровать в Триипостасного Бога, Ему единому служить и Его единого прославлять всей своей жизнью и делами. Ап. Петр, преподавая от Бога благодать и мир верующим, называет их избранными по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа ( I Nem. I, 1–2 ). Св. Иоанн Богослов пишет: Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Св. Дух: и все три суть едино ( I Uh. V, 7 ). Наконец, учение о Св. Троице постоянно сохранялось и возвещалось и доселе свято хранится и возвещается в св. Церкви от самых времен апостольских. Так читаем мы в древних Символах веры , напр. апостольском, известном в Римской церкви, и читаем в Постановлениях апостольских, в Символах у Иринея Лионского , Тертуллиана , Оригена . В Символе св. Григория Неокесарийского со всей точностью определяются отношения Лиц Св. Троицы: «Един Бог – Отец Слова живого, премудрости самосущей, един Господь, – Бог от Бога – образ и выражение Божества, и един Св. Дух, от Бога происходящий и чрез Сына явившийся, т. е. людям. Нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни приходящего. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа; но Троица непреложна, неизменна и всегда одна и та же» (Соч. Григория Неокес. с. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

«Священие Бога есть наше совершенство... да открывается святость Твоя в нашей духовной жизни» (Св. Кассиан). «Устрой нашу жизнь так, чтобы она была во славу Твою» (Св. Злат.); «да распространится во всем человеческом роде истинное познание Бога, чтобы из всех людей составилось одно семейство Божие» (Еп. Феоф. Затв.). «Так да свитит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыя дела и прославляли Отца вашего Небеснаго» ( Mф.V, 16 ). 88. Что заключается в прошении: да приидет царствие Твое? Царство Божие – царство всех веков. Бог всегда облечен царственной властью. Вознося прошение о пришествии царства, «просим, чтобы нам, послужившим в сем веке Христу, царствовать потом с Ним» (Св. Киприан), но чтобы царство будущого века наступило бы для нас по слову: «приидите благословенные Отца Моего» ( Mф. XXV, 34 ). «Но что пользы, если окажемся тогда по левую сторону? Почему, молясь так, выражаем желание, чтобы царство то пришло для нас, чтобы мы обрелись в нем, а не вне его. Да принадлежим к царству Твоему, которое придет для Твоих Святых» (Бл. Августин). Надо молиться, чтобы не случилось, что царство не для нас придет. После прошения первого о даровании Богопознания, теперь человек просит, чтобы царство Божие сошло в его душу. «Второе прошение очищенного ума – да приидет царствие Отца его, или то, коим Христос царствует во святых, когда, по отятии власти над ними диавола и изгнании из сердец их страстей, Бог начинает господствовать в нас чрез благоухание добродетелей» (Св. Кассиан). «И так да не царствует грех в смертном вашем тиле, чтобы вам повиноваться в похотях его... но предоставьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» ( Puм. VI, 12, 13 ). Нужно, чтобы царство Божие заранее сошло в наше сердце, по слову Христову: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лyk. XVII, 21 ). Послание же Его апостола говорить, что царство Божие есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Puм. XIV, 17 ). 89. Что значит: да будет воля Твоя яко на небеси и на земли?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слово Божие признало праведным называть словом мир все человечество, потому что его большинство живет без Христа. Продолжение же жизни этого грешного мира зависит только от присутствия в нем Богоугодно живущих праведников. " И оправдана премудрость« немногими »чадами ея» ( Mф. XI, 19 ). 277. Откуда же происходить эта неукротимая вражда против Сына Божия и против тех, кто безповоротно уверовали в Него? Причина вражды в глубоком различии понимания смысла жизни . В благостной Христовой проповеди есть слова укоризны миру за его злыя дела. Вторая причина – зависть к людям, которые нашли в себе силу для духовного преуспеяния , что христиан и отличает от «мира». Так и фарисеи завидовали Господу, покорявшему иудеев проповедью Нового Завета. «Никто не может служить двум господам: или одного будет ненавидить, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадет. Не можете служить Богу и маммоне» ( Mф. VI, 24 ). »Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы« ( Uoah. III, 19 ). " Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» ( Uoah. XII, 19 ). Итак человечество разделило себя на: а) исповедующих веру в Бога словом и делом и – б) мир, безразличное к Богу множество, враждующее против всякого провозвестника слова Божия ( 3Цар. ХХ , Uc. LIII , Дah. IX ; и с другой стороны – Nc. LXVIII , Uep. XXI , Ebp. XI, 37 . Эти главы показывают два противоположныя устремления духа). 278. Кто были преследователями веры в Бога и истребителями православных христиан? Власти; часто целиком само государство; законодатели, отпавшие от Церкви; народ, увлеченный лжемнениями; исповедующие иную религию; тайныя мистико-политическия общества; отрицатели Бога . В И-м столетии гонения исходили от евреев по чисто религиозной причине – за отпадение христиан от иудаизма. Римляне запретили христианство по причине христианского взгляда на нравственность и на личность; после издания противо-христианских законов, они прибегли к массовым казням, что продолжалось от конца 1-го века до начала IV-ro; это была трехсотлетняя борьба власти, жестокости, истязаний огнем и мечом, – против веры, верности, сверхчеловеческой стойкости и мученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Собирается около нас многочисленная публика, она хочет быть свидетелем нашего подвига, когда нас призывают к мученичеству. Подобное происходит при состязании между собою лишь весьма знаменитых атлетов, потому что на зрелище борьбы их, тогда собираются массы народа. И когда дело дойдет до подвига, то вы не иное в состоянии будете сказать о себе, как тоже, что (некогда) сказал о себе Павел: Мы сделались зрелищем для мира, для ангелов и для людей ( 1Kop. IV, 9 ). Весь мир, следовательно, все добрые и злые ангелы и все люди, как те, которые держат сторону Бога, так и на другой стороне (на стороне языческих идолов) стоящие услышат, когда мы примем на себя борьбу за христианство . И тогда ангелы на небесах или возрадуются о нас, и рукоплескать будут ( Пс. 97:8 ), а все дерева в поле со своим ветвями и горы радоваться ( Ис.4:12 ); или же, – чего да не случится с нами, – будут радоваться подземные силы, приветствующия радостью все злое. А чтобы пред злодейским отречением заставить вас еще более содрогнуться, не будет неуместным обратить внимание и на то, что написано в книге Исайи, а именно, что жители ада говорят побежденным и от небесного мученичества отказавшимся. По моему мнению, следующее об отступниках здесь сказано. Ад преисподний огорчен твоим прибытием. Проснулись из-за тебя все исполины, князья земли; они подняли с престолов их всех царей народов. Все они будут отвечать тебе, и говорить тебе ( Uc. XIV, 9, 10 ). А эти пораженные силы к побежденным и диаволом плененные ко впавшим в грех отступничества говорить будут следующее: Итак и ты в плен попал подобно нам ( Uc. XIV, 10 )? И хотя бы кто и питал (некогда) великую и славную надежду на Бога, а потом осилен был страшливостью или наставшими страданиями, услышит все-таки от Бога: Во ад сошла слава твоя; постелью под тобою будет гниль, а покровом твоим червь ( Uc. XIV, 11 ). И хотя бы кто в среде христианских общин и блистал и казался им утренней звездою, потому что блистал он пред людьми своими добрыми делами ( Mф. V, 16 ), но если после того в великом противоборстве потерял право на победный венок, ниспосылаемый со столь возвышеннаго престола (ср. выше § 14 и Mф. XIX, 28 ), все же услышит: Как упала ты с неба рано на заре восходящая звезда утра? Раздробилася о землю ( Uc. XIV, 12 ) 27 ). И так как чрез отступничество отступник уподобляется диаволу, то и следующее услышит он: На горах они будут повержены как омерзительный труп посреди многих мертвых; подобно тому как запятнанная кровию одежда не чиста, точно так же и ты нечист ( Uc. XIV, 19, 20 ) 28 ). Как и может быть он чистым, когда осквернил себя кровию и убийством, отвратительным преступлением отступничества и оказался столь злостным?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/uveshan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010