Приточный фарисей, благодаривший Бога за то, что он не был таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, был, конечно, выше в нравственном отношении, чем мытарь, но он стоял дальше от царствия Божия, потому что не имел того сознания ничтожества, которым был проникнут мытарь. Итак, «желая духовного совершенства, – скажем словами Антония, еписк. Смоленского («Собрание слов»), – мы должны полагать в основание своей деятельности глубокое смирение и самоуничижение. Господь Иисус Христос внушает нам сие повсюду в Евангелии, Mф. XVI, 24; V, 3 ; Лyk. XVIII, 14 . Но яснее всего Он учил сему собственным совершеннейшим примером, 2Kop. VIII, 9 ; Фил. И, 5–11; Mф. XI, 29 ... В сознании своего ничтожества именно заключается тайна возвышения и приближения к царству небесному». Ублажая нищих духом, алчущих, плачущих, ненавидимых и гонимых, Христос, напротив, говорит: «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лyk. VI, 20– 25 ) и пр. Приведя далее Mф. XVI, 24,25 , проповедник продолжает: «как ни уменьшайте силу, как ни смягчайте значение сих изречений Господних: во всяком случае нельзя не признать, что ими предрекаются последователю Христову многие скорби... Погубить душу свою – это выражение дает разуметь, что здесь имеют место многие скорби, простирающиеся даже до смертного борения и подвига». Также Uak. I, 2–4, 9–10; I Пет. I, 6–9; IV, 12–14; Puмл. VIII, 17 ; Koл. I, 24 и мн. др. И не только собственно страдания предрекаются последователю Христа, но его преследует и уничижение, не исключая сознания нравственного зла. Здесь мы прежде всего должны припомнить то «жало в плоть», которое удручало ап. Павла, которое было дано ему, чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений, и которое даже по его троекратному молению не было удалено от него Господом, потому что сила Божия совершается в немощи ( 2Kop. XII, 7–10 ). Как далеко от этого свидетельства ап. Павла сознание, что злострадания суть только обман чувств и что они не существуют для христианина; напротив, как рельефно оно выражает ту мысль, что человеческая немощь, действительная немощь, есть условие действия в нас силы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Точно так же и тогда, когда наступит воскресение мертвых, будет немало таких, которым после мучений, испытанных душами умерших, будет оказано милосердие, так что они не будут посланы в вечный огонь. Ибо не было бы и сказано о некоторых, что им не отпустится ни в сем, ни в будущем веке ( Mф. XII, 32 ), если бы не было таких, которым хотя в настоящем веке и не отпущено, однако отпущено будет в будущем. Но так как Судья живых и мертвых одним скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира», а другим, напротив: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его», и «пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Mф. XXV, 34:41: 46 ), то было бы крайне дерзко отрицать вечное наказание для кого-либо из тех, о которых Бог сказал, что они пойдут в вечную муку, чтобы путем подобного убеждения привести к отчаянию или сомнению и в самой вечной жизни. Таким образом, на основании слов псалма: «Неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?» ( Пс. 76:10 ) никто не должен думать, будто приговор Божий о добродетельных людях – приговор истинный, а о злых – ложный, или же о добродетельных людях и злых ангелах – истинный, а о людях злых – ложный. Ибо эти слова псалма относятся к сосудам милосердия и к сынам обетования, одним из числа коих был и сам пророк, который, сказав: «Неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?», вслед за тем продолжает: «И сказал я: «вот мое горе – изменение десницы Всевышнего» ( Пс. 76:11 ). Эти слова служат объяснением сказанного им: «Неужели во гневе затворил щедроты Свои?» Гнев Божий – это сама смертная жизнь, где человек уподобился суете и дни его проходят как тень ( Пс. 143:4 ). Однако в этом гневе Бог не забывает быть и милостивым, повелевая Своему солнцу светить на добрых и злых и посылая дождь на праведных и неправедных ( Mф. V, 45 ), и, таким образом, в гневе Своем не затворяет щедрот Своих. В особенности же (милость Божия видна) в том, что выражает псалом в словах: «Вот...

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

12. Что такое религиозная вера? Вера есть окончательное постижение собственным опытом, что бытие и господство невидимого Бога являются неоспоримой истиной, которая живет в душе, как потребность высшого блага. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Ebp. XI, 1 ). »Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» ( Евр. Х, 35 ). «Не должно приходить в колебание или сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя-бы в противном уверяла природа. Ибо в этом – и подвиг веры» (Св. Василий Вел., Творен, т. II, «Нравств. правила», пр. 7-е). 13. Что значит для христианина – веровать в Бога? Для христианина веровать – значит: а) быть проникнутьм убеждением, что невидимый Бог открылся человеку в явных образах и деяниях; б) ощущать в себе непрестанное Божие промышление; в) принять всем сердцем Христово евангелие, как закон своей жизни; г) открыто исповедывать свою веру, подтверждая ее своей деятельностью. а) " Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне, а если не так, то верьте Мне по самым делам« ( Uoah. XIV, 11 ). «Вера в Господа, как Сущаго, есть для души источник жизни. Как представить Сущаго? – Сочти все видимое и невидимое за ничто и представь, что един только Господь есть» (Свят. Иоанн Кроншт., «Моя жизнь во Христе», ч. II, стр. 407). б) «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их? Вы не гораздо ли лучше их» ( Mф.VI, 26 ). » Но помните, что очи Его – очи Божеския и уши Его – уши Бога вездесущаго « («Моя жизнь во Христе» ч. I, стр. 14). в) «... ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца« ( Ebp. III, 14 ). г) »Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия на спасете всякому верующему» ( Puм. I, 16 ). " Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царствие Небесное, но исполняющей волю Отца Моего Небеснаго» ( Mф.VII, 21 ). § 36. Символ веры православной церкви

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

140. Каким образом Иисус Христос возсел «одесную Бога Отца», когда Бог вездесущ? Сидение по правую руку есть образное выражение, оно указывает на вечное пребывание Иисуса Христа в равном могуществе и в нераздельной славе с Богом Отцом в лоне Святой Троицы. § 43. Разбор седьмого члена символа 141. Во что еще христианин верует, согласно 7-му Члену Символа? Мы веруем во второе пришествие на землю Господа Иисуса Христа. «Сей Иисус вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Дeяh. I, 11 ). 142. Как Писание говорит о будущем Суде Его? «Наступает время, в которое все, находящееся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения« ( Uoah. V, 28, 29 ). 143. Как Писание говорить о безконечном царствовании Его? »Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнаго; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» ( Лyk. I, 32 33). Здесь названы домом Иакова все верующие во Христа и соблюдающие завет Его, т. к. Иаков – ветхозаветный образ праведности. 144. Будущее пришествие Христово таково же ли будет, как прежнее? Весьма различное от прежняго. Пострадать за нас приходил Он в уничижении; а судить нас придет «во славе Своей и все святые ангелы с Ним» ( Mф. XXV, 31 ). 145. Всех ли человеков будет Он судить и в чем выразится Суд? Всех без исключения. Совесть каждого человека откроется пред всеми и обнаружатся не только все дела, какия кто соделал в продолжении своей жизни, но и все сказанныя слова, тайныя желания и помышления, а также постоянное настроение сердца и направление воли, доброе или злое : »...Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечныя намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Kop. IV, 5 ). 146. Скоро ли будет пришествие Сына Божия для Последнего Суда? Это никому, ни ангелам, ни людям неизвестно: и потому надо жить так, чтобы быть приготовленным к этому во всякий час: «итак бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» ( Mф. XXV, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

271. Был ли Сам Господь изгоняем за истину Его святой проповеди? Даже близкие Ему ученики выказали известное отчуждение своему Учителю, когда Он внушал им важнейшия истины учения: «Многие из учеников Его, слышав это, говорили: какия странныя слова! кто может это слушать?» ( Uoah. VI, 60 ). После исцеления двух жестоко бесновавшихся Гадаринские жители не желали принять Господа: «И вот весь город вышел на встречу Иисусу, и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» ( Mф. VIII, 34 ). А после предивного исцеления при овчей купели человека, лежавшого тридцать восемь лет в разслаблении, Христос подвергся открытой вражде: «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такия дела в субботу» ( Uoah. V, 16 ). 272. Можно ли указать душевныя побуждения людей, изгоняющих ревнителей правды? Человек, преуспевший в служении славе Божией, по евангельски угождает ближним. Такое служение часто приводит в раздражение тех, кто не оставили угождения собственным страстям, своему самообольщению. Мало живущих Богоугодно и много угождающих плоти. Врагов евангельской жизни гораздо больше чем преуспевающих в благочестии: «потому что широки врата и пространен путь, ведущие к погибели, и многие идут ими» ( Mф. VII, 13 ). Таким образом, продолжая оставаться во власти похоти и тщеславия, люди впадают в завистливое недоброжелательство к тем, кто твердо стоят в служении славе Божией. Они внутренне насмехаются над учением о тесном пути. Их душевныя побуждения корнями уходят в тщеславное славолюбие и «...уста их исполнены злословия и горечи» ( Puм. III, 14 ). 273. Откуда черпают духовную силу те, кто готовы по слову Господню терпеть отчуждение, изгнание и поношение за правду? Вожделение славы Божией и пути этого стремления основываются на живой вере во всемогущество Божие и Его милость к падшему человеку . Отсюда духовная сила гонимых. Промысел Божий не допускает пребывания в полном благополучии избранных Божиих, ни в земной славе. Господь не благоволит, чтоб избранные были в этом превратном мире почитаемы суетным восхвалением.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2 .    Вечный, никогда не было начала Его не будет конца. Бог божествует, т. е. неизреченно пребывает – вечно, помимо начала и конца самого времени ( Быm. XXI, 33 ; Пс. CI, 28; Nc. LXXXIX, 3 ). 3 .    Всеблагий, потому что Его благость соизмерима только с Его любовью. «Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» ( Мр. Х, 18 . То-же: Исх. XXXIV, 6; Пс. СП, 2; CXVII, 1). «Наименование сие богоугоднее всякого другого имени» (Твор. св. Отцев, т. II, стр. 231). 4 .    Всеведущий, ибо проницает все, Им сотворенное, все задуманное, все начала и завершения; такое ведение совершенно безпредельно. «Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его» (Дан. ХПИ, 42. Тоже: Иов. XXVIII, 24; Mф. VI, 8 ; Uoah. XVI, 30 ; Дeяh. 1,24; I Uoah. III, 20 ). 5 .    Всеправедный, потому что излучает чистую истину и Ему присущи всесовершенная святость и правосудность. «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его» ( Uc. VI, 3 ). «. . . ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. П, 11. То-же: Иер. Х, 10 ; Пс. Х, 7 ). 6 .    Всемогущий. Бог все может и совершает все, к чему Он благоволит; а хочет Господь только того, что отвечает Его природе. «Бог наш – на небесах (и на земле), творит все, что хочет» (Пс. СХ III, 11. То-же: Uob XLII, 2 ; Mф. XIX, 26 ; Nc. LXXXVIII, 9 ; Пс. CXIII, 7–12). 7 .    Вездесущий: не частью Своей, а всем существом Бог проникает все миры и пространства, Им созданные, всякую форму и всякую идею бытия, отнюдь не сливаясь с тем, в чем присутствует, пребывая над всем. «Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду на небо – ты там; сойду в преисподнюю – и там Ты . . . Скажу ли: может быть, тьма меня сокроет, и свет вокруг меня сделается ночью; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс. CXXXVIII, 7–12). 8 .    Неизменяемый. Всеми сказанными качествами Господь обладает в такой призбыточествующей полноте, что возрастать им или убавляться невозможно «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак. 1,17 ; Maл. III, 6 ). Общие свойства Божии, выраженныя человекоподобными определениями, все же истинны потому, что, в силу сотворения нас по образу Божию, дух человека сообразен Духу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

89. Какие были признаки, по которым человеки могли узнать родившагося Спасителя? Многия точныя предсказания о разных обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Например: пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы ( Uc. VII, 14 ). Пророк Михей, – что Спаситель родится в Вифлееме и это предсказание иудеи понимали еще прежде, чем узнали об этом событии ( Mф. II, 4–6 ). Пророк Малахия, после создания второго Иерусалимского храма, предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он придет в этот храм и пред Ним будет послан Предтеча, подобный пророку Илии ( Maл. III, 1; IV, 5 ). Пророк Захария предсказал торжественное вшествие Спасителя в Иерусалим на осляти ( Зах. Х, 9 ). Пророк Исаия с удивительной ясностью предсказал страдания Спасителя ( Uc. LIII, 1–12 ). Прор. Давид в Псалме XXI-м изобразил крестныя страдания Спасителя с такою точностью, будто этот псалом писан был у самого Креста. Пророк Даниил предсказал и указал – когда именно будует явление Спасителя, 51 Его крестную смерть, следующее за нею разрушение храма города Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв ( Дah. IX, 1–27 ). Также 3 Кн. Ездры И, 35–37. 90. Узнали ли Иисуса Христа, как Спасителя, в то время, когда Он родился и жил на земле? Восточные мудрецы узнали Его по звезде, которая явилась на востоке перед Его рождением. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от ангелов, которые сообщили им, что в городе Давидовом родился Спаситель. Симеон и Анна по особенному откровенно от Духа Святого узнали Его, когда по исполнении установленного срока от рождения Его, Он был принесен в храм. Иоанн Креститель, во время Крещения, в реке Иордани видел сошествие на Него Святого Духа в виде голубя и слышал глас Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ( Mф. III, 17 ). Подобный глас был апостолам Петру, Иакову и Иоанну, во время Преображения Его на горе, с добавлением: «Того послушайте» ( Mpk. IX, 7 ). Кроме этих небывалых прежде явных знамений, общение Господа с народом, Его учение и великия чудеса привлекали людей к вере в Него, как в Мессию; ... »а женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос« ( Uoah. IV, 42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

( Mф. V, 13–19 , Лk. XI:33, XVI:17 ). Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем возвратишь ей соленость? как ни к чему не годную придется ее выбросить вон, под ноги людям. Вы свет мира. Нельзя укрыться городу, когда он на верху горы. И не зажигают свечи с тем, чтобы поставить ее в сокровенном месте, или под сосуд, а ставят ее на подсвечник, чтобы входящие видели свет, и светло было всем находящимся в доме. Пусть же свет ваш так светит пред человеками, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего небесного. Не думайте, что Я пришел нарушить закон (Моисеев), или пророческое учение: Я пришел не нарушить, а (усовершенствовать, подтвердить Моею жизнью и) восполнить. Истинно говорю вам: скорее минует небо и земля, чем останется без исполнения одна буква, или даже одна черта из закона. И потому, кто нарушит хотя одну из этих (по вашему мнению) ничего не значущих заповедей, и так будет отзываться об ней другим; тот ничего не значущим будет в царствии небесном, а кто сам сотворит и других к тому расположит, тот великим наречется в царствии небесном. ( Mф. V:20–37, 43, 44, 38–42 , Лk. XII:58, 59, XVI:18, VI:27–30 ). Теперь, Я скажу вам: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев; то не войдете в царство небесное. (А книжники и фарисеи праведность или святость поставляли только в том, чтобы закон исполнен был по наружности, по букве, и отнюдь не заботились и не обязывали исторгать из сердец злые помыслы и нечистые побуждения.) Вы слышали, что сказано древним: не убей ( Исх. ХХ, 13 ); кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам: всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же (гнев свой выразит обидными словами, например), скажет брату своему: ты пустой человек! тот подлежит казни, определяемой верховным судилищем; а кто проклянет брата, сказавши ему: ты злодей, нечестивец! такой подлежит геенне огненной. (Мир с ближними важнее жертвы.) Потому, если бы даже ты принес дар твой к алтарю, и тут вспомнил, что брат твой имеет нечто на тебя; оставь там дар твой пред алтарем, и поди, прежде примирись с братом твоим; и тогда уже приди и принеси дар твой. Когда ты идешь с соперником своим к начальству; то еще на пути старайся разделаться с ним, чтобы он не отвел тебя к судье, а судья не отдал бы тебя истязателю, а истязатель не посадил бы тебя в темницу. Сказываю тебе, ты не выйдешь оттуда, пока не заплатишь до последней полушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   Слышу ваши возражения: «на все речи о духовном мире, о Боге, о душе, о загробной жизни, о христианских идеалах – современные юноши и дети отвечают самым искренним хохотом, – насмешками, издевательством. Зачем же тратить понапрасну свои труды – они бесполезны»! — Не смущайтесь этими насмешками. Пусть они будут, лишь бы они были искренни. Если искренно заблуждается человек – он всегда на путь истины обратится. Горе, если он сознательно идет против истины, если он упорно восстает против истины, хотя и чувствует и сознает всю ее непререкаемость. Это есть тот грех или хула на Духа Святого, которая не простится им ни в этой жизни, ни в будущуй (Mф.XII,31—32). Таким грехом страдает прежде всего сам сатана, который верит в Бога и ясно знает, знает величие и премудрость и благодать Господа (Лk.XXII,31), однако, все силы свои направляет на то, чтобы оторвать человека от Бога и Его святой церкви. И все кто идет этим же путем, кто сознательно стремится разрушить дело Христово на земле, тот грешит на Духа Святого, а все насмешники и даже кощунства тех несмысленных юношей и детей, которые они позволяют себе, не ведая что творят, и не понимая силы христианской по отношении к Христу Спасителю и Святой Церкви Православной — все это может быть прощено Господом и не вспомянется больше, если они чистосердечно покаятся в своих грехах, как и говорит Спаситель: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человеку, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына человеческого простится ему, если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Mф.XII,30—32). Душа человека, даже самого открытого невера и развратника – имеет в себе искру Божию, и эту искру не нужно гасить, а возвышать в жизни и расширять. Я позволю себе привести тут два примера, не из книг вычитанных, а взятых из нашей тетущей современной жизни.    Одна благочестивая женщина молилась на кладбище над дорогою и близкою ее сердцу могилою. Невдалеке от нее стояла девочка лет 10 и смотрела. Дама начала беседовать с девочкой. Девочка и говорит: «А я не хожу в церковь и не молюсь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

ΙV, 84), или же говорил прямою речью. Самый обычай учить народ притчами, вызывавший в учениках недоумение ( Mф. XIII, 10 ), Он им так изъяснил: вам дано знать тайны царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах, чтобы ( να) они смотря смотрели и не увидали, и слушая слушали и не уразумели, да не обратятся и прощены будут им грехи (Mp. IV, 11. 12; Лyk. VIII, 10 ), ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет ( Mф. XIII, 12 ). Впоследствии ученики Его свидетельствовали Ему: вот, теперь ты прямо говоришь и притчи не говоришь ни какой (ср. Uoah. XV, 14, 15 : вы друзья Мои... Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего) 101 . Теперь видим, продолжали ученики, что Ты знаешь все, и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога изшел ( Uoah. XVI, 29. 30 ). Очевидно, что Господь Иисус учил народ притчами не ради их художественного характера, а по тому же указанию, по которому Он избрал Иуду в число двенадцати... Во всяком случае, притча в устах Иисуса Христа имела исключительное значение; поэтому после она не повторяется ни у апостолов, ни у преемников их проповеднического служения 102 . Ни Сам Иисус Христос, ни Его апостолы в своей проповеднической деятельности не пользовались искусством ораторов; простота и безыскусственность их речей даже принципиально была враждебна ораторскому искусству. В этом отношении особенно ясное свидетельство дают проповедническая практика и наставления ап. Павла о способах проповеднического изложения. Так 1Kop. I, 17 : Христос послал меня благовествовать не в премудрости слова ( οκ ν σοφ λγου) и далее до ст. 31; II, 4. 5: слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости ( ν πειθο ς ανθρωπνης σοφας λγοις), но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой ( ν σοφα а νθρπων), но на силе Божией; 2Kop. IV, 2; 1 Фесс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010