Это тем более знаменательно, что священная седьмерица, как закон литературной композиции, встречается чаще, чем какое-либо иное число, и, притом, в равной мере во внебиблейской и в библейской письменности. В классической литературе, как пример седьмеричного деления, называют Четвертую Эклогу Вергилия 81 . Особое значение седьмерицы в сознании древних вытекает и из элегии Солона о десяти седьминах человеческой жизни 82 . В Библии , если ограничить наше внимание одним только Новым Заветом, надо отметить явное для всякого даже поверхностного наблюдателя построение по седьмеричному принципу Иоанновского Апокалипсиса. Элементы седьмеричного построения наблюдаются, несомненно, и в Евангелии от Иоанна 83 , хотя попытка Ломейера вскрыть его до последних частностей в плане Евангелия и распространить его и на Первое Послание Иоанна не убеждает читателя 84 . Очень вероятно, что в формальной истории Евангелия принцип седьмеричного деления есть элемент досиноптический. Небезынтересно, что образ семи злых духов мы встречаем не только в Мф. (ср. Мф.12:45 ), но и в Лк. ( Лк.11:26 ), а, может быть, и в Мк. (ср. неподлинное заключение Мк.16:9 , которое, однако, в этой точке совпадает с Лk. VIII, 2 ). Допустимо, конечно, что текст Лk. XI, 26 восходит к Mф. XII, 45 , но столь же возможно, что оба Евангелиста его заимствовали из общего источника предания. Вопрос саддукеев о семи мужьях одной жены встречается у всех трех синоптиков ( Mф. XXII, 23–33 , Mk. XII, 18–27 , Лк. ХХ, 27–40 ), а насыщение толпы семью хлебами, от которых осталось семь корзин кусков, не только у Матфея ( Мф.15:32–39 ), но и у Марка ( Мк.8:19 ). В той среде, в которой возникли наши Евангелия, числу «семь», очевидно, приписывалось особое священное значение. Мы не имеем основания утверждать, чтобы Евангелист Матфей этого значения за ним не признавал, но изучение его книги показывает, что большого интереса он к нему не имел. Седьмерицы в Мф. по всей вероятности, принадлежат не ему, а тем источникам предания, из которых он их заимствовал. Одною из этих седьмериц является и седьмерица М. Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Послание к православным пастырям и мирянам Херсоно-Одесской ...    Херсонско-Одесской епархии к празднику Рождества Христова.     «Мысли в преддверии праздника Рождества Христова»    «Христос рожджается, славите, Христос с небес срящите.    Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земли и веселием воспойте людие, яко прославися»...    Приближаются великие и святые дни праздника Рождества Христова,    Бога Спасителя нашего. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы воспели мы чудные ирмосы рождественские. А еще раньше, в первый день после памяти Святого Апостола Филиппа вступили мы, по послушанию Церкви Святой нашей Православной, на путь продолжительного поста Рождественского.И в преддверии наступающего великого праздника мне хочется, возлюбленная и богодарованная паства моя, поделиться некими своими думами...    Когда рождается в мир новый человек, в душу окружающих его близких вселяется тревога: «что убо отроча сие будет» (Лк.1:66). Возрадуются ли многие о рождестве его (Лк.1:14), или о нем скажут: «лучше было бы, если бы не родился человек сей» (Мф.26:24).    Всякий человек, возлюбленные, вносит в мир сей или добро, или зло, в той или иной мере. Как тяжело вспомнить о том, кто сеял среди людей ложь, вражду, злобу. И как отрадна память о сеятеле всего доброго, вечного, святого!... Представьте же себе, как много добра для всех нас и для всего человеческого рода на все времена принес Христос Спаситель наш. Господь Иисус Христос даровал людям Свое божественное учение, которое разъясняет навсегда и самым премудрым образом все самые запутанные вопросы нашей жизни.    Именно Спаситель научил нас, что смысл нашей земной жизни – в исполнении заповедей Божиих (Лк.Х,25—28; Mф.VII:21), что земная жизнь есть приготовление к вечной жизни, загробной (Mф.XXV,46) и многое, многое другое.    Господь даровал нам еще здесь на земле особую благодатную жизнь, которая содержится только в пределах Церкви Православной. Он зовет приступить к святым таинствам церковным для нашего духовного роста все выше и выше. Господь открыл нам вход в Царство Свое Небесное, куда призывает вслед за благоразумным разбойником, войти и всех нас. Сколько любви, милосердия, сострадания внес Спаситель в человеческую среду, полную лжи, зависти, вражды и ненависти! Ум человеческий не может разъяснить всю силу добра, сделанного Христом Богом всем людям.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Почему Григорий Богослов и не сказал здесь: «совершенно не следует», – но умерил резкость мысли выражением « ς τ πολλ». Человеческая же воля Спасителя – хотя была и природная, но не просто человеческая: как обожествленная в силу ипостасного единства, она была совершенно безгрешна 371 . Григорий Нисский (в слове на Пасху) в объяснение Мф. VIIÏ 2–3 говорит, что в исцелении прокаженного Христос обнаружил человеческую волю («душа хочет») и человеческое действование («тело касается») 372 . Тот же отец Церкви в объяснение Mф. XV: 32 и следующих говорит, что в желании Христа насытить множество сопровождавшего Его в пустыне народа и в преломлении Им хлеба сказалась двоякая природа Христа: Божественная – «через стремление присущей душе воли», и человеческая – «через действие плоти» (преломление хлеба руками) 373 . Тот же отец во второй книге против Аполлинария свидетельствует, что выражением «не Моя, но Твоя» (Лк. XXIÏ 42) Христос явил Себя обладающим двумя различными природными волями: Божественной и человеческой 374 . Иоанн Златоуст в слове против оставивших собрание говорит, что слова: «Отче, если возможно…, впрочем, не как Я хочу, но как Ты» – указывают не только на проявление естественного страха смерти, по природе присущего человечеству Христа, но и на двойство природных воль во Христе. Нельзя эти слова целиком относить к Божественной воле Христа, потому что в таком случае выйдет противоречие. Кирилл Александрийский в 24 главе «Сокровища» говорит, что словами: «Если возможно, да минует…» и т. д. – Христос засвидетельствовал действительность Своей человеческой воли, которой по природе свойственно страшиться смерти 375 . Наконец, Севериан, епископ Гавальский ( Γαβαλν) засвидетельствовал двойство воль во Христе при объяснении Mф. XXVI, 39 и 41 стихов. Для двойства действований Максим указывает 376 выражения отцов Церкви столь же решительные. Амвросий Медиоланский во второй книге к Грациану так рассуждает: как Бог, Христос равен Богу, а как человек – Он меньший. Одна и та же природа в одно и то же время не может быть и меньшей, и равной; следовательно, во Христе – две различные сущности или природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

– воскресное евангельское чтение недели 5-й ( Мф. 8:28–9:1 ) об исцелении бесноватых, в субботнее евангельское чтение седмицы третьей по Пятидесятнице ( Mф. VII, 24 – VIII ), об исполнении воли Отца Небесного, переставить одно на место другого, причем это новое евангельское чтение недели 5-й начинать не со стиха 24-го главы VII от Матфея, как указано для субботы седмицы третьей, а со стиха 21 и заканчивать 29 стихом; апостольское чтение этой субботы ( Рим.3:28–4:3 ) оставить на своём месте, апостольские же чтения недели 5-й ( Рим.10:1–10 ) и понедельника седмицы 5-й ( Рим.12:4–5,15–21 ) переставить одно на место другого; – воскресное евангельское чтение недели 10-й, об исцелении бесноватого отрока ( Мф.17:14–23 ), и евангельское чтение среды седмицы 9-й ( Мф. ХХ, 1 –16 ), о работниках в винограднике, переставить одно на место другого, соответственно переставив и апостольские чтения этих дней; – воскресное евангелие недели 30-й ( Лк.18:18–27 ), повторяющее евангелие недели 12-й, и евангельское чтение четверга седмицы 22-й ( Лк.9:49–56 ) переставить одно на место другого. Для лучшего соответствия евангельских чтений на литургии по воскресным дням Святого Великого Поста, желательно заменить евангельский текст первого, второго и четвертого воскресений Великого Поста, а именно: – вместо зачала 5-го от Иоанна (1:43–56), о призвании Филиппа и Нафанаила, читать в воскресенье первое Великого Поста зачало 75 от Матфея (18:10–20), о власти, данной Господом Своей Церкви, зачало же 5 от Иоанна оставить для дня памяти апостола Филиппа 14 ноября, а также читать его и в день памяти апостола Нафанаила 25 августа; – евангельское чтение недели второй Великого Поста ( Мк.2:1–12 ), повторяющее содержание евангелия недели 6-й, объединить с зачалом 9-м Евангелия от Марка (11:18–22), читаемым в пятницу седмицы 12, а вместо него в воскресенье второе Великого Поста читать зачало 10-е от Иоанна (3:16–21): «Тако возлюби Бог мир...»; – евангельское чтение четвертого воскресенья Великого Поста, об исцелении бесноватого отрока ( Мк.9:17–31 ) объединить с зачалом 44-м от Марка (10:11–16), а вместо него в воскресенье четвертое Великого Поста читать зачало 24 от Иоанна (6:56–69) о Хлебе, сходящем с небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все духовные, бестелесные существа созданы для прославления Святой Троицы и для Христовой Церкви, и для своего блаженства. Они, окружая Господа, троичного в Лицах, постоянно воспевают хвалебную песнь – Аллилуйя, или Свят, Свят, Свят; и в этом песнопении находят для себя блаженную жизнь. Кроме того, мир духовный исполняет волю Божию. Так, Ангелы посылались к благочестивым людям для объявления им пророчеств, например Захарии ( Лк. 1,12 ); или для освящения их на общественное служение, например судии Гедеону ( Cyд. VI, 11–12 ) или пророку Исайи ( Uc. VI, 6 ); или для выражения благословения Божия, например Аврааму, принесшему уже в жертву сына своего и уже поднявшему нож над ним ( Быm. XXII, 11–18 ); или, например, для благовещения Божией Матери ( Лk. I, 26–38 ). Или Ангелы посылались для наказания и вразумления людей, например в Содоме ( Быm. XIX, 1 ), перед исходом израильтян из Египта ( Чис. ХХ, 16 ); они спасали евреев в борьбе их с неприятелями, избивая последних во множестве ( Ucx. XXIII, 20, 23 ; 4Цap. XIX, 35 ). Наконец, Самому Христу во время Его земной жизни Ангелы служили постоянно, например при крещении, во время страданий ( Mф. IV, 11 ; Лk. XXII, 43 ; Пс. ХС, 11–12 ). Точно так же св. Ангелы заботятся о нашем спасении ( Ebp. I, 7, 14 ) и радуются, когда видят обращение хоть одного кающегося грешника ( Лk. XV, 7, 10 ). Следовательно, люди, воздавая почитание нашим благодетелям, Ангелам-хранителям и св. угодникам, в то же время должны возносить главное благодарение ко Христу, потому что по Его воле Ангелы и Божии угодники заботятся о нашем спасении. Ст. 17. Он есть прежде всего, т. е. не было времени, когда бы Его не было, или лучше – Он был вечно, прежде времени, которое появилось вместе с творением. Все Им, нашим Создателем и Спасителем, стоит. Отвратит Он лице Свое – и все возмятется. Ст. 18. И Он же, а не Ангел какой, тем более не человек вроде папы римского, есть Глава Тела, т. е. всей Церкви истинной. Он есть начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Так или иначе, церковная политика князя Кузы сводилась к следующему. Во-первых, в 1863 г. был издан закон, согласно которому недвижимое церковное имущество (в том числе монастырское) конфисковывалось в пользу государства, а движимое шло на продажу с аукциона. В итоге был нанесен удар благосостоянию Румынской Православной Церкви, многие монастыри были закрыты, некоторые вынуждены были прекратить свою просветительскую и благотворительную деятельность. Во-вторых, в 1865 г. Куза самочинно провозгласил автокефалию Румынской Православной Церкви без согласия Константинопольского Патриарха. Новообразованная «независимая» Церковь подчинялась государству: управление Церковью было вверено Генеральному Национальному Синоду, в который вошло все духовенство Румынии, а также депутаты от каждой епархии от священников и мирян. Председательствовал в Синоде митрополит Валашский, получивший название Примаса Румынского. Правом созывать Синод обладал министра исповеданий. Митрополитов и епископов избирали и назначали на должность по указанию князя. Кроме того, в Православное богослужение стали проникать западные влияния: допущение звучания органа, введение григорианского календаря. Поскольку сам князь Куза склонялся к протестантизму, то он предоставил широкую свободу протестантскому прозелитизму. Будучи сближенной с государством, Церковь во главе с ее предстоятелями активно участвовала в политической жизни. Духовенство стало сильно политизированным, играло роль в партиях. После незаконного провозглашения автокефалии Румынской Церкви Патриарх Константинопольский Софроний выступил с резкой критикой этого шага и решил обратиться за советом к другим Православным Церквам по поводу румынского вопроса. Было составлено официальное послание и к Русскому Святейшему Синоду с призывом оказать духовную помощь Румынии. Составление ответа Константинопольскому Патриарху было поручено митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) . Он пришел к выводу, что желание румынского правительства сделать свою Церковь автокефальной вполне законно и естественно, но осуществлено это желание было далеко не законным способом. Кроме того, господство светской власти в делах Румынской Церкви тоже антиканонично и противоречит нормам Евангелия ( Лк. Х, 16 ; Mф. XVIII, 20 ). Митрополит и епископы должны присутствовать в Синоде не во имя господаря, а во имя Христа и апостолов. Назначение епископов одной светской властью, без избрания церковного, признается также антиканоническим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому он есть служитель покаяния, но только покаяния, приуготовления, а не нового рождения, не настоящего, а грядущего, он есть зов к небу, раскрывшиеся уста, иссохшая земля, жаждущая приять дождь небесный. Он весь это умирание ветхого Человека, весь – покаяние, μετανοα. В нем не остается уже возможности природной жизни, которая била ключом даже в ветхозаветных праведниках: патриархах, судиях, царях и пророках, до тех пор, пока не прошел и не исчерпал себя Ветхий Завет – в Предтече. Предтеча уже не имеет в себе своей собственной жизни. Он весь – друг жениха, весь не в себе, но вне себя, себе не принадлежит, собой и для себя не живет: он не сам, но другой себя самого, друг и только друг Жениха, которому, однако, сам Жених еще не друг, даже не станет другом в пределах земного существования: в этом его граница, но в этом и величие его служения и сила его самоотвержения. Он сам не пойдет за Господом, он не станет Его учеником, он сам не услышит из Его уст сладостных слов, обращенных к ученикам: «вы друзи φλος мои есте» (Ио. 15, 14). Он как луна при восходе солнца бледнеет и гаснет в его сиянии. Он – только Предтеча, который несет вольный, до конца осознанный подвиг, крестный подвиг служения Предтечи Грядущему. Отсюда становится понятно Господне слово о Предтече, в котором вечным резцом дано выражение сущности служения Предтечи, его природа и вся трудная и на первый взгляд суровая, кажущаяся почти жесткой противоречивость этих слов: «аминь глаголю вам (особое ударение, приличествующее важности предмета): не воста в рожденных между женами болий μεζων Иоанна Крестителя, мний жеμιχρτερος в Царстве Божии болий его есть» Mф. II, II , Лк, 7, 28). Иоанн есть величайший из людей тем, что сам для себя он уже не человек. Но и высшее человеческое остается качественно иным в отношении к божественной жизни, почему в меру приобщения к этой божественной жизни и наименьший больше наивысшего по природному человеческому естеству. (При этом здесь, разумеется, оставляется вне рассмотрения вопрос о том, каков будет сам Иоанн Предтеча в Царствии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Однажды пришли к нему лжеучители манихейские, кроткие по виду, облеченные как волки в одежды овчия и, подобно фарисеям, искушавшим самого Господа, думали опутать словом вернаго Его ученика; но сами впали в сеть, которую расставляли другим, и лесть их была обличена истиною во утверждение ищущих спасения. «Каким образом, вопросили они, мудрствуя по-своему, не покоряетесь вы нашему учению о Боге: что один был Творец Благий, Содетель неба, другой же, лукавый, сотворил землю и все, что на ней?» «Если хотите мне внимать, ответствовал им смиренный Илларион, то отложите всякую гордость. Как говорил сам Господь в Святом Евангелии: «Мое учение несть мое, но пославшаго мя Отца ( Uh. VII, 16 )», так и я не от себя буду беседовать с вами, но из того же Христова Евангелия, на котором думаете вы утвердиться. На чём же основано учение ваше о ином боге, создавшем землю, кроме Благого Бога, сотворившего небо? Не научает ли нас Сам Господь единству Божию на небе и на земле сею чудною и утешительною молитвою: «Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли ( Mф. VI, 9–10 )?». Что может быть яснее сих изречений? Или ещё, когда он взывает к Отцу своему: «Исповедаю Ти ся, Отче, Господи небесе и земли! ( Лк. Х, 21 )». Итак, не одного только неба, но и земли! Не разоряют ли сии слова все лжеучение ваше? И сколько против вас подобных обличений во Святом Писании свидетельствуют, что Бог есть Творец всей вселенной?» Богумилы, между многими вопросами, коснулись и той своей лести, будто закон древний писан от лукаваго, и выразили вражду на Крест Христов. «О человеки! Возникните из мрака вашего невежества, сказал им чадолюбивый пастырь, и оттрясите гибельный сон от зениц ваших. Если бы от лукаваго происходил Ветхий Закон, то каким бы образом сказал Христос: «Испытайте писания, яко вы мните в них имети живот вечный» ( Uh. V, 39 )? О писаниях же разумеет Он Моисеевых и пророческих, ибо тогда ещё не было новой благодати, а в законоположениях лукаваго как можно обрести живот вечный? Сам Господь перстом Своим написал на скрижалях заповеди и дал их Моисею и устами Давида сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

222. Слово в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в кафедральной церкви Чудова монастыря, ноября 20; напечатано в Твор. Св. От. 1848 г. и в собр. 1861 г.) 1847 год Воздадите убо Кесарева Кесареви, и Божия Богови. ( Mamф. XXII. 21 ). Каждый раз, когда обращающийся круг лета возвращает нам день воцарения или царскаго венчания Благочестивейшаго Самодержца нашего, и когда долг и сердечное чувство верных подданных собирает нас на молитву, благодарственную за сей дар Провидения, и просительную о продолжении сего дара, Церковь дает нам услышать фарисейское словопрение и Христово учение обязанности к Царю, в соображении с обязанностию к Богу. Таким образом она предлагает и ныне сей предмет нашему размышлению: но если буду говорить о нем, не перетверженный ли урок повторять буду? Чтобы сия мысль не остановила моего слова, и не ослабила вашего внимания, сему да поможет пример Апостола, который написал: «таяжде писати вам, мне убо не леностно, вам же твердо» ( Фuл. III. 1 ). Нам нужно собственно Христово учение: но как Евангелие приводит нас к нему путем фарисейскаго словопрения; то не минуем сего пути. Это было не просто словопрение, а предприятие злоумышленное. Фарисеи, завидуя славе Господа Иисуса, и будучи раздражены обличениями от Него и неблагоприятными для них предсказаниями, решились погубить Его; и общим совещанием изобрели для сего средство. «Фарисее, – пишет святый Евангелист Матфей, – совет восприяша, яко да обольстят Его словом» ( Mф. XXII. 15 ). А святый Лука дополняет: «да имут Его в словеси, во еже предати Его начальству и области игемонове» ( Лк. ХХ. 20 ). Сличим сие начало предприятия с окончанием, намерение с последствием, и усмотрим над безобразием дел человеческих величественный образ действующаго Провидения Божия, которое искусно задуманныя, но неблагонамеренныя предприятия обращает в стыд изобретателям, и даже из зла производит благо. Фарисеи думали, как сетью, хитрым и лицемерным словом, уловить Иисуса, и неизбежно влещи в погибель: но покушение кончилось тем, что Его словом обнаружена их слабость, и посрамлено их невежество. Исконный враг рода человеческаго думал чрез них погубить Христа, и разрушить едва только полагаемое основание Церкви Христовой: но вместо того дал только Христу случай провозгласить учение, на веки утверждающее союз между Церковию и Государством, благоприятный для спокойствия Церкви, существенно важный для блага и прочности Государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

А что же делать нам, когда мы согрешаем?— Нужно спешить каяться, чтобы страсть не укоренилась в нас. Не только Апостол Иуда Искариотский, но и Апостол Петр согрешил, отрекшись от своего Господа и Учителя. И, однако, Свят. Апостол Петр омыл многими слезами свой грех отречения, ибо он верил в милосердие Божие и не ошибся – Господь простил ему и вернул апостольское достоинство (Uoah.XXI,15—18). Иуда же, хотя и раскаялся в своем предательстве, но впал в уныние и отчаяние, забыв, что Господь любвеобилен и к грешникам, и погиб, удавившись (Mф.XXVII,3—5). В настоящее время часто слышишь речь: как это могло случиться, что прежние православные видные священники и архиереи, даже и известные, изменили святому православию и стали раскольниками? Не смущайтесь, возлюбленные, этими отступниками. Вспомните, что Апостол Иуда, один из 12 учеников Спасителя, стал Его предателем! Высокий сан священника и епископа не освобождает еще от падений греховных. Епископу и священнику особенно нужно беречься и хранить чистоту своего сердца и пребывать в смирении и предонности Богу. Ибо их падение ведет очень часто за собой и падение многих из духовных чад, по словам Спасителя Нашего: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Нужно нам беречься таких предателей Хртстовых, как и говорит нам Спаситель о таких: «оставьте же, они слепые вожди слепых...всякое расстение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Mamф.XV,13—14). Нужно же нам слушаться православных святителей и священников, по словам нашего Господа,сказанным Его ученикам и всем их преемникам, православным святителям: «Слушающий вас, Меня слушает, а отвергающий вас, Меня отвергается» (Лк.Х,16).    АМИНЬ. Служение пастыря-инока    (Слово при пострижении в монашество иеромонаха Иоасафа, в мире священника Петра Александрова из м. Петроверовки, Одесской епархии в храме Казанской иконы Божией Матери, что на Лысой горе г.Харькова, 31 июля 1924 г. на всенощном бдении).    Приветствую тебя, возлюбленный брат, священно-инок Иоасаф, с принятием ангельского образа...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010