Если пришествие Христово было для Симеона «светом к просвещению язычников», то и Приснодева с решительностью высказывает, что ее будут ублажать все роды (I, 48), а при рождении Богомладенца Ангелы славословят мир по всей земле и благоволение в человеках (II, 14). Иоанн Креститель заставлял трепетать сердца не правоверных только евреев, но его голосу внимали отверженные мытари и грубые воины (III, 12, 14), одинаково интересуясь его разъяснениями на вопрос, что им делать? Еще при самом начале своего служения речью в Назаретской синагоге Христос категорически удостоверил, что и Сирия и Сидон не менее принадлежат к Его владениям (IV, 16 – 30) и будут находиться в сфере сияния Его божественной славы. И именно у Луки мы читаем, как презренный самарянин оказался выше гордого священника (X. 30 – 37) и прокаженный иноплеменник превзошел своею благодарностью черствых евреев (XVII, 12 – 19). Наряду с этим заботливо опускаются черты, которые дозволяют истолкование, неблагоприятное для язычества (VII, 6. IX, 5 – 6. XX, 16. XXII, 14). Не без намерения, конечно, повествование о спасительной деятельности Христовой начинается общею для всех Евангелистов цитатой из Иса. XL, 3 – 5, но со свойственным лишь Луке (III, 6) продолжением ее (сравнительно с Mф. III, 3 . Mpk. I, 3 . 1н. I, 23) до великих торжественных слов: и узрит всяка плоть спасение Божие. Равно и в заключение реферата о земном подвиге Христовом читается сладостное уверение, что «Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (XIX, 10). Отсюда вытекает, что универсализм не случайно привился к христианству вследствие изгнания из первоначальной национальной области. Он заложен в эссенциальных глубинах благодатной силы, как независимо всеобъемлющей. Достаточно сослаться еще на от- ношения к преступному Израилю. Если бы последний был покинут всецело и навсегда с окончательною бесповоротностью, – этим могло бы внушаться подозрение о недостаточности христианских ресурсов к преодолению инертности или упорства. Но этого фактически нет, ибо не все надежды потеряны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

14 Первый пункт признает и проф. А.И. Загорский (О разводе по русскому праву, Харьков 1884, стрн. 38 сл.), почему, не допуская второго, он и вынужден балансировать уже по-протестантски. 16 Здесь католики наталкиваются на глухую стену со своим учением ex opera operato и, не умея пробить необходимую брешь, переносят таинственно совершительное действие брака на самих сочетавающихся, что дает церковной власти возможность вторгаться в этот акт со своим влиянием. 21 Cp. Hermae Pastor, IV, 1 ap. Migne, gr. Ser. t. II, col. 919–920: et is que simulacrum facit, moechatur. Cp. Sviceri Thesaurus, t. II, Amstelaedami 1728, p. 373 b. 22 Cp. y W. Smith A Dictionary of the Bible ы 1-м томе, a по сокращенному изданию-А concise Dictionary of the Bible, London 1880, p.344. 23 Нужно помнить при этом, что побиение камнями полагалось для прелюбодейцы лишь в том случае, если ее застали на месте преступления, как видно и из рассказа Uh. VIII, 3–11 . Ср. у о. Н. Стеллецкого в «Трудах Киевской Духовной Академии» за 1891 г., 9, стрн. 30. Заметим еще, что нам неизвестно ни одного примера исполнения Моисеева предписания во всей строгости, а рассказ Uh. VIII, 3 сл. свидетельствует, что оно не соблюдалось и в век Спасителя. 24 De poenitentia, cap. III (Migne, lat. ser. t. I, col. 1232 В-С), De exhortatione castitatis, cap. IX (Migne, lat. ser t. II, col. 924 В) и др. 25 Патристические суждения по этому предмету см. ниже. Ср. Евфимий Зиг. К Mф. V, 32 (ap. Migne, gr. ser. t. CXXIX, col. 217 A): πορνει αν ε νταθα τη ν μοιχει αν ο νομα σας (cnf. ad. XIX, 10 ibid., col. 517 C-D). 26 Cp. Ios. Zhishman, Das Eherecht der orientalischen Kirche, Wien 1863, S 580–581, 732. «Обзор постановлений о браке в православной церкви» в «Православном Собеседнике» 1859, III, 331 (статья III архим. – после † еп. Смоленского-Иоанна: см. в «Прав. Собес.» 1885, III 485 прим., и у проф. П.В. Знаменского , История Казанской духовной Академии, вып. II, Казань 1892, стрн. 235). Проф. А.И. Загоровский в названном сочинении, стрн. 89 сл., и др. При общении с незамужнею особой муж впадал только в нравственный проступок – sturpum, φθορα»: ср. у проф. А.С. Павлова в «Ученых Записках Казанского Университета» 1865, I, стрн. 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Малахии пророка книга Малахии пророка книга , состоящая из 4-х глав, содержит в себе главным образом строгие обличения грехов и беззаконий народа иудейского, торжественные предсказания о пришествии Мессии и о приуготовлении пути ему проповедью Иоанна Крестителя. Поистине, его пророчество есть как бы глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу ( Mф. III, 3 ). В частности в этой книге строго порицается нерадение, беспечность, самолюбие иудейских священников – пороки, имевшие крайне дурное влияние на народ. Самый народ хотя недавно еще возвратился из Вавилонского плена и снова вошел в землю своих отцов, стал быстро подвергаться нравственному растлению ( Maл. III, 5 ) и за сие вызывает угрозы и грозные обличения со стороны пророка. Но эти угрозы у пророка растворяются отрадными обетованиями о пришествии Мессии, который будет наказывать и очищать: вот Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною и внезапно приидет в храм Свой Господь, которого вы ищете и ангел завета, которого вы желаете, вот Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? продолжает пророк от лица Божия, ибо Он, как огонь расплавляющий и как щелок очищающий ( Maл. III, 1, 2 ). Перед пришествием Искупителя должен явиться его Предтеча Иоанн Креститель, которого пр. Малахия называет Илией. Вот Я пошлю к вам, говорит он далее от лица Божия, Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтоб Я пришедши не поразил земли проклятием ( Maл.V, 5–6 ). Пророчества Малахии нередко упоминаются в Н. 3. самим Господом и, несомненно, были известны книжникам и народу ( Mф. XI:10, XVII:10–12 ; Mk. I:2 ; Лk. I:16, 17 и др.). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Жемчуг Жемчуг ( Npumч. VIII:11, XXXI:10 ; Mф. VII, 6 ; ITuм. II, 9 ) есть произведение моллюсков или жемчужных морских раковин, добываемых в древности в Индийском океане, Чермном море и особенно в Персидском заливе. В Свящ. Писании царствие Христово уподобляется драгоценной жемчужине, которую покупает купец, продавший все, что имел ( Mф. XIII, 46 ). Славное состояние святых на небесах также изображается под видом 12 ворот, составленных каждые из одной драгоценной жемчужины ( Omkp. XXI, 21 ). Господь Иисус Христос запрещает Своим ученикам бросать жемчуг пред свиньями, т. е. вступать в прения о священных евангельских истинах с людьми упорными, неверующими и богохульными. Драгоценнейший жемчуг с незапамятных времен обыкновенно добывали и доселе добывают в Персидском заливе, и им еще с глубокой древности, как и теперь, особенно любили украшать себя восточные правители и государи, равно как и женщины ( I Tuм. II, 9 ; Omkp.XVIII:16 ). Скромный блеск жемчуга и простая красота его, по-видимому, нравились жителям Востока гораздо более, чем ослепляющий блеск алмазов, бриллиантов и других драгоценных камней. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

и Мрк. не встречается). Естественно, что Матфеевы выражения: «аще любите любящих вас, кую мзду ( τνα μισθν) имате?» (V, 46), «будите убо вы совершени ( τλειοι), якоже Отец ваш небесный совершен ( τλειος) есть» (V, 43) изменяются у Луки, получая такую фразировку: «и аще любите любящия вы, какая вам благодать ( ποα... χρις ) есть?» (VI, 32), «будите убо милосерди ( οκτρμονες), якоже и Отец ваш милосерд ( οκτρμων) есть» (VI, 36). Тут все условливается благодатью Господней, – и чем она незаслуженнее и неожиданнее, тем глубже ответная благодарность, тем громче и искреннее ее проявления, Неудивительно, что третье Евангелие полно хвалы и благодарения Всевышнему в трогательных гимнах Ангелов (II, 14), Приснодевы (1, 46–55), Захарии (I, 68 – 79), Симеона (II,29 – 32). Здесь всюду раздается слава ( δοξζειν τν θεν: 11, 20. V, 25, 26.VII,16. XIII, 13. XVII, 15. XVIII, 43; ср. Mф. IX, 8 . Мрк. 11, 12 ) славословий ( ανεν τν θεν: II, 13, 20. XIX, 37. XXIV, 53 (?). Дeяh. II, 47 . HI, 8, 9; α νον διδναι Лk. XVIII, 43 ) и неумолчных благословений ( ελλογεν τν θεν: I,64. II, 28. XXIV, 53 (?) и еще лишь Uak. III, 9 ) Богу благодеющему. У Луки все сияет радостью: ( χαρειν: у Л к. 127, у Мф. 7 , у Мрк. 1 , у Ин. 9 ; χαρ: у Лк. 8 4, у Мф. 6 , у Мрк. 1 ,у Ин. 9 ), – и повествование, открывающееся молитвой по обязательному чину, заканчивается упоминанием о всегдашнем пребывании в храме благодарно славословящих учеников (XXIV, 53 κα σαν διαπαντς ν τ ερ ανοντες κα ελογοντες τν θεν). Эти детали оживляют общую картину и наглядно оттеняют, что для Луки христианство есть по преимуществу благодать Божия. В ней именно универсализм и находит свое точное осуществление чрез божественного подателя во Христе Иисусе, как вечном и неисчерпаемом источнике. Если ни у кого нет прав на блаженство, то никому оно и не принадлежит исключительно, а если дарование зависит только от милости, то, очевидно, его и удостаиваются все нуждающиеся, ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшего (XIX, 10 и ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Покрывало Покрывало ( Быm. XXIV:65, XX:16 ). Покрывало составляет необходимую часть восточной женской одежды. Оно совершенно закрывает лицо. Приподнимать женское покрывало составляло самое великое оскорбление, какое только можно было нанести женщине. Женщины вольного обращения во многих местах отличаются отсутствием покрывала на голове. Если же Фамарь, которая хотела выдать себя за публичную женщину, покрыла лицо свое, то это лишь для того, чтобы не быть узнанной своим свекром. Покрывало употреблялось для выражения женской скромности и их покорности своим мужьям; потому-то, вероятно, св. ап. Павел увещевает коринфских женщин иметь покрывало на голове во время общественных молитвенных собраний ( I Kop. XI, 3–10 ). Моисей положил на лицо свое покрывало, так как от сияния его лица, когда он сошел в последний раз с горы Синая, не могли выносить этого сияния ( Ucx. XXXIV, 33 ). Покрывало набрасывалось на лицо осужденных на смерть ( Ecф. VII, 8 ). В Скинии свидения и в храме прекрасная и тяжелая завеса или покрывало отделяло святилище от Святая Святых. Раздрание церковного покрывала, или завесы, в храме, в страшную минуту смерти Богочеловека свидетельствовало об окончании обрядового закона, который отделял иудеев от язычников, и что за сим открывался свободный вход в царство небесное верующим из всех народов ( Mф. XXVII, 51 ). Покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах ( Uc. XXV, 7 ), служит выражением их неведения, неверия, заблуждения и означает Божественный суд над ними. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

И сказал Господь: – Слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. § 68. Притча о мытаре и фарисее, и о работнике, пришедшем с поля Лk. XVIII, 9–14; XVII:7–10 . Для вразумления фарисеев, которые слишком много гордились своими наружными добродетелями и выказывали всегда явное презрение к людям, считаемым за грешных, Господь предложил им следующую притчу. Два человека вошли в храм помолиться – один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: – Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди-грабители, обидчики, прелюбодеи или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: – Боже! Будь милостив ко мне, грешнику! – Сказываю вам, что мытарь пошел в свой дом оправданным более, нежели фарисей: ибо всяк, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. – Кто из вас, имея раба пашущего, или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «Поди, скорее садись за стол?» Напротив, не скажет ли ему: «Приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока я буду есть и пить, и потом ешь и пей сам!» Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все, повеленное вам, говорите: «Мы рабы, ничего не стоющие, потому что сделали, что должны были сделать». § 69. Благословение детей Мк. Х:13–16 . К Иисусу Христу приносили детей, чтобы Он прикоснулся к ним; но ученики иногда не допускали приносивших. Увидя то, Иисус Христос вознегодовал и сказал: – Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам, кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». И, обняв их, возложил на них руки и благословил их. § 70. Наставление богатому юноше Mф. XIX:16–30 ; Мк. Х:17–31 . Однажды к Иисусу Христу подошел богатый и знатный юноша и, падши пред ним на колена, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Господь Иисус Христос в последний раз совершил ветхозаветную Пасху пред Своими страданиями. Ученики вопросили Господа: где хочешь, чтобы мы приготовили Тебе Пасху? Он сказал им: подите в город; там встретится вам человек с кувшином воды, и вы последуйте за ним, и куда он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель спрашивает, где горница, в которой бы Ему есть пасху с Его учениками? И он покажет вам горницу большую и убранную; в ней и приготовьте нам Пасху. По наступлении вечера Иисус и сам отправился в Иерусалим, и в приготовленной по указанию Его горнице возлег с апостолами за трапезою. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что не буду есть ее, пока она не совершится в царствии Божием ( Лk. XXII, 8–16 ). Во время вечери Иисус встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце и препоясался; потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Этим показал Он им пример глубочайшего смирения и вместе с тем, что среди учеников Его один нечист, ибо Он знал предателя своего ( Uh. XIII, 11 ). Во время продолжавшейся вечери Господь открыл ученикам, кто именно из них предаст Его, – это тот, кому Он, обмакнув, подал кусок хлеба, – Иуда Симонов Искариот, после чего Иуда тотчас же удалился. Впрочем Сын человеческий идет, сказал Господь, как писано о Нем: но горе тому человеку, которым Сын человеческий предается; лучше бы было этому человеку не родиться ( Mф. XXVI, 24 ). Со Христом остались одни преданные Ему ученики. И Господь учреждает высочайшее новозаветное таинство св. Евхаристии. Когда ученики еще ели, Он взял хлеб и, благословив, преломил его и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив, подал им:, и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» ( Mф. XXVI, 26–28 , Лk. XXII, 19 ). Так установил Господь святейшее таинство Евхаристии, или Причащения. Засим Господь открыл ученикам, что Ему уже недолго быть с ними, и дал им новую заповедь о любви – любить друг друга, как Он Сам возлюбил учеников, новое дал им наставление о смирении; предсказал Петру троекратое отречение от Него; укреплял их в вере и успокаивал в разлуке с Собой высшими надеждами и обетованиями. Вечеря закончилась пением псалмов ( Mф. XXVI, 30–35 , Mk. XIV, 26–31 , Лk. XXII, 31–38 , Uh. XIII, 33–38 и XIV-XVII).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

  День четвертый 14. Потом Бог сказал: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и знамений, и времен, и дней, и годов; 15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю: и стало так. 16. И создал Бог два светила великие; светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды; 17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светили на землю; 18. и чтобы управляли днем и ночью, и чтобы отделяли свет от тьмы: и Бог увидел, что это хорошо. 19. И был вечер, и было утро: день четвертый. В описании четвертого дня творения излагаются сотворение светил, их назначение, их различие. Повеление Божие о бытии светил изображается словами: будь светила. Свойство языка счастливо приближается здесь к свойству изображаемого понятия и показывает, что бытие столь многочисленных, столь великих и величественных тел небесных всемогуществу Божию не более стоило, как произведение одной малой твари на малой земной планете. Действие, которым произведены светила, по всей вероятности, есть сосредоточение в определенных местах и совершеннейшее образование первосозданного света, с утверждением для сих органов его постоянных законов и круга деятельности. Светила назначаются для знамений не только разумевательных, вместе с прочими тварями, являющих Божество ( Puм. I. 19,20 ), но и проразумевательных о действиях естественных ( Mф. XVI. 2. 3 ) и указательных на действия Промысла в роде человеческом ( Mф. XXIV. 29 . Лk. XXIII. 45 . Дeяh. II. 20 ). Только в сем последнем отношении светила должны быть знамениями в руке Вседержителя, а не в произвольных гаданиях человеческих. Также для времен постоянных: . Таковые времена суть естественные, как то: четыре времени года, время сеяния, время жатвы, общежительные, гражданские и священные, каковы суть в особенности, по приспособлению Моисея к обычаям евреев, праздники. То же и для дней и годов: да положится число и мера бытию мира и всего в нем содержащегося, и событию и Божиих предопределений и обетований, долженствующих в нем совершиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

АМИНЬ. Грех Иуды    «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвешахуся,    тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся».    Как могло случиться, что Апостол Иуда Искариотский предал своего Учителя и Бога? Ведь он был приближенным учеником Спасителя, не из 70 даже, а из 12 учеников Его (Mapk.III,13—19). Иуда Искариотский, подобно другим Апостолам, имел дар исцелений: изгонял бесов и творил чудеса, он внимал глаголам Божественного Учителя (Uoah.VI:67—71), постоянно был с Ним (Дeяh.I:20—22). И, однако, Его предал. Где причина сего предательства? В страсти сребролюбия.    Апостол Иуда Искариотский был казначеем небольшого общества учеников Христовых, «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». (Uoah.XII,6). И привязался сердцем к деньгам, так что стал, по выражению того же Евангелиста, вором. Любовь к деньгам омрачила сердце Иуды, и он из-за денег согласился предать Спасителя книжникам и фарисеям. «Тогда, повествует св. Матфей, один из двенадцати, называемый Иудой Искариотом, пошел к первосвященникам и сказал: » что вы дадите мне, я вам предам Его. Они предложили ему тридцать серебренников. И с того времени он стал искать удобного случая, предать Его». (Mф.XXVI,14—16). В чем же состояло предательство Иуды? Книжники и фарисеи хотели взять и убить Спасителя, но не на людях, т.к. они боялись народного возмущения, ибо народ любил Спасителя (Mф.XXVI,3—5). Иуда же помог им, указав им уединенное место Спасителя – Гефманский сад. Ночью Иуда, окруженный слугами первосвященника и воинами, пришел в Гефманский сад и дал знак: кого я поцелую, тот есть, берите его. И поцеловал Спасителя. Тогда воины взяли Спасителя и повели Его на суд. (Mapk.XIV,43—46)... Предательство Иуды говорит нам о том, чтобы мы постоянно следили за чистотой своего сердца, чтобы никакая страсть не овладевала нами: ни сребролюбие, ни блуд, ни гордость, ни честолюбие или иные. Когда на душе у нас нет грехов, тогда мы с Богом пребываем в единении, а когда сердцем нашим овладевает какая-либо страсть, она отделяет нас от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010