Исидор I Бухира , 1347 г., из монахов афонских, потом архиепископ монемвасийкий (См. завещание его изд. в Acta Patriarchatus Constantinopol . Т. 1. р. 288). Каллист I , 1350 г., из иверского монастыря на Афоне (§ 1077). Филофей , 1354 г., из ираклийских митрополитов , прежде управлял лаврою с в . Афанасия на Афоне (Lequien Or . Chr . 1, 302). Макарий 1375 г., монах, потом севастийский митрополит ( H istor. Patriarch. § 1096. Acta Patriarch. Constantinop. T. 2 p. 65). Нил , 1379 г ., из монахов (Acta Patriar. Constantinopol. T. 2. p. 108). Антоний IV , 1389, из монахов (Ibid. p. 114). Каллист II , 1397, монах (Histor Patr. §1103. Lequien 1, 305. Acta Patriarch. Constant. T. 2 p. 292). Матфей , 1398 г., из митрополитов кизических (Lequien T. 1. p. 305. Acta Patriarch. Constantinopo l . T. 2. p. 312). Евфимий II , 1410. О прежнем сане его ничего неизвестно. Иосиф II , 1416 г., из митрополитов ефесских, скончался во Флоренции в 1439 г. Из этого перечисления иерархов константинопольских можно видеть: 1)        В течение пятого, шестого, седьмого и частью восьмого веков, до начала иконоборства , на престол константинопольский возводились преимущественно из клира константинопольского; редко были призываемы посторонние. Избираемые из пресвитеров и диаконов, преимущественно прин адлежали к великой церкви, состояли при патриархе , или при этой церкви, в различных должностях и званиях. По сану пресвитерскому и диаконскому , избираемые, конечно, не обя зывались к жизни безбрачной или к пострижению в монашество: но некоторые должности и звания, на них возлагаемые, без сомнения, поручались только безбрачным. Такова должность сакеллария, на которого, между прочим, возлагался надзор за монастырями мужскими 26 . Таково знание синкелла , которое удостаивало особенной близости к патриарху и пребывания с ним в одних келлиях . Между те м в древнее время, по замечанию Зонары , обыкновенно, «по смерти патриарха становился на его место синкелл » 27 . Итак, хотя в течение означенного времени, избрание в патриархи , по большей части, ограничивалось клиром константинопольской великой церкви, и в записях не говорится о пострижении избираемых в монашество перед посвящением в патриархи ; но, конечно, всего чаще это избрание упадало на свободных от супружества, и, во всяком случае , подвергало их условиям иноческого целомудрия, на основании существующих обычаев и правил церковных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

1550 Гражданский диэцез Египта был образован в 365 – 386 году. Mommsen Verzeichnis der römischen Prorinzen, anfgesetzt um 297 в Abhandl. des. Berl. Akad. d. Wissensch, 1862 S. 494 ff. Marquardt. Organization de l " empire romain t. II p. 424 Kornemann art. Dioecesis y Pauly – Wissowa Bd. V, 1 s. 727. 1552 Sozom. IV, 24: Македоний константинопольский, Елевзий кизический, Василий анкирский, Эортасий сардский, Дракентий пергамский, Евстафий севастийский. Сильван тарсийский, Софроний помпеопольский (в Пафлагонии), Елпидий саталийский и Неона селевкийский (в Исаврии). 1564 Tillemont Hist. des Empereurst. IV p. 642 sq. Le Quien Or. chr. 1 p. 195. 196 6 Hergenröther Pothius I, 4. 1570 Hippol. Philosophum. VII, 35 cp. Harnack, Die Mission und Ausbreitung des Christentums Leip. 1902 S. 491. 1571 Μ. Γεδεν. Πατριαρκικι πνακες.Κωνσταντινπολις. 1884 σελ. 89. ср. Hergenröther, Photius Bd. 1 S. 5. 6. 1577 Baronius ad. a. 536 n. 59. 60 cf. Cuper, Historia chronologica patriarcharum Constantinopol. Acta Sanctorum. August. t. 1 § IV n. 54 p. 11 LeQuien. Oriens christianus t. 1 c. 2 § 6 p. 11. 206 sqq. 1581 Athan. h. ar. 7 p 701 B. Что здесь надо читать Κωνσταντνου, показывает последующее τ δ δετερον παρ Κωνσταντου. 1588 Loofs art. Eusebius v. Nikomedien RE. Bd. 5 S. 620 Loofs art. Arianismus RE. Bd. 2 S. 25 Seeck PW. 4, 1 S. 1049. 1594 Socr. II, 13 Soz. III, 77 русс. пер. стр. 177 Mommsen. Chron. 1, 236. Hier. Chron. 2358 Ammian. XV, 10, 2 Hilar fragm. 3, 20. 1599 Сопс. Constantinop. (Mansi III, 557. Pitra I. 507/) Сап. I. Μ θετεσθαι τν πστιν τν πατρων τν τριακοσιων δεκ κα κτ, τν ν Νκαι τσ Βιθυνας συνελθντων, λλ μνειν κενην κυραν, κα ναθεματισθναι πσαν αρεσιν• κα εδικς τν τν Ενομιανν, ετουν’ Ανομοων• κα τν τν ρειανν, ετουν Εδοξιανν κα τν τν μιαρειανν, γουν Πνευματομχων• κα τν τν Σαβελλιανν, κα τν τν Μαρκελλιανν, κα τν τν Φωτεινιανν, κα τν τν πολλιναριστν. 1612 Cod. Theod. I, 6, I (ann. 361 Mai. 3). Imp. Constantius a. ad senatum. Cum appellatio interposita fuerit per Bithyniam , Paphlagoniam , Lydiam, Hellespontum, insulas etiam ac Phrygiam salutarem, Europam ac Rhodopam et Haemimontum, praefecturae urbi iudicium sactum appellator observet.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

38 О содержании сего письма знаем из ответа на него Императора Мануила. Script. Veter. Т. VI. p. 339. 42 Послание к Иоанну. Орр. S. Суг. Т. V. par. II. р. 106. Слова заимствованы из исповедания восточных епископов, которое св. Кирилл одобряет. 47 Известно и другое сочинение Феориана, в котором он слишком снисходительно рассуждает об употреблении опресноков в Евхаристии: Epistola Theoriani ad sacerdotes in montibus degentes. Conf. Lequien. Dissert. Damascen. T. VI. p. 87–89. 49 Chronic. Barhebræi in Assemani Orient. Т. II. р. 364, 365. К Михаилу, иаковитскому католикосу, писал и Император с Феорианом во второе его путешествие к армянам. Феориан не мог лично доставить сие письмо Михаилу, но в Хисуме получил в ответ на него исповедание веры монофизитов, и имел прение с посланным от Михаила ученым монофизитом Феодором и Епископом Хисумским Илиею. Script. Veter. Т. VI. p. 387–405. Assem. Orient. Т. II. p. 213. Lequien. Or. Chr. T. II. p. 1389 et sq. 50 Письма Григория к Императору Мануилу и к своим епископам и монахам сохранились доселе. Neumann. Gesch. d. Armen. Litter. S. 166, 167. 51 Деяния сего Собора описаны Галаном в его сочинении: Conciliatio Eccles. Armen. Cap. 22, part. 1. p. 331. Ho мы не имеем под руками сей истории. 53 Речь сия в переводе на немецкий язык помещена в журнале Ильгена. Zeitschrift für d. Historisch. Theologie. 1832г. IV Band. 2 Stück. S. 133–198. 57 Был Католикосом с 628 до 640 года. Собор был открыт по предложению Императора Ираклия в Ерзеруме. Neumann. Geschicht. Litter. 1. 97. 58 По объяснению Неймана, должен быть Ваган или Иоанн VI в X столетии. О его согласии на соединение с Православной Церковью свидетельствует и летопись армянская у Галана. Lequien Or. Chr. Т. 1. p. 1394. Хотя история Армении, писанная сим Иоанном, и не доказывает его расположения к православному учению; но замечают разность, в его суждениях о Халкидонском Соборе, между той частью истории, в которой он описывает события, случившиеся до его патриаршества, и той, где говорит о делах времени своего правления. Histoir. d " Armenie par le Patriarche Iean VI. trad. par. S Martin. Par. 1841. Notice p. X. XI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

109 Упомянутый здесь Католикос Иоанн должен быть четвёртый сего имени, один из всех католикосов, по своему просвещению, прозванный философом. Но он жил более нежели за двести лет, до настоящих прений он поставлен в 718 г. и правил Армянскою Церковью одиннадцать лет. Из многих его сочинений известно рассуждение о вочеловечении и двух естествах, в котором, он, согласно с определением Халкидонского Собора, исповедует два естества в Иисусе Христе. Оно было издаваемо Армянами три раза в Венеции, в 1807, 1816 и 1834 г. Два последних издания с латинским переводом. Neumann. Gesch. d. Arm. Litter. S. 106. Другой Католикос, упоминаемым Нерзесом, Григорий, или брат Нерзеса, непосредственно ему предшествовавший в звании Католикоса, или, вероятнее, Григорий II-й (ок. 1065–1105). Neumann. S. 145. 110 О содержании сего письма знаем из ответа на него Императора Мануила. Script. Veter. Т. VI, р. 339. 114 Послание к Иоанну. Орр. S. Cyr. Т. V, par. II, p. 106. Слова заимствованы из исповедания восточных епископов, которое св. Кирилл одобряет. 119 Известно и другое сочинение Феориана, в котором он слишком снисходительно рассуждает об употреблении опресноков в Евхаристии: Epislola Thecriani ad sacerdotes in montibus dcgeintes. Conf. Lequien. Dissert. Damascen. T. VI, p. 87–89. 121 Chronic. Barhehræi in Assemani Bibl. Orient. T. II, p. 364, 365. К Михаилу, иаковитскому католикосу, писал и Император с Феорианом во второе его путешествие к армянам. Феориан не мог лично доставить сие письмо Михаилу, но в Хисуме получил в ответ на него исповедание веры монофизитов, и имел прение с посланным от Михаила учёным монофизитом Феодором и Епископом Хисумским Илиею. Script. Veter. Т. VI, p. 387–405. Assem. Bubl. Orient. Т. II, р. 213. Lequien. Or. Chr. Т. II, p. 1389 et sq. 122 Письма Григория к Императору Мануилу и к своим епископам и монахам сохранились доселе. Neumann. Gesch. d. Armen. Litter. S. 166, 167. 123 Деяния сего Собора описаны Галаном в его сочинении: Conciliatio Eccles. Armen. Cap. 22, part. 1, p. 331. Но мы не имеем под руками сей истории.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4 О времени сих Соборов см. примеч. Неймана к речи Нерзеса Лампронского. Illgen Zeitschrift für d. Histor. Theolog. IV:2 · стр. 164. 165. Также прим е ч. к посланию Патр. Фотия. In Angel. Maii Spicil. Roman. T. X. p. 450. Об определениях Собора Товинского см. Повествование о делах Армении, на гр. языке , вероятно VII ст. in Combefis. Auctuar. Græc. Т. II. р. 278. О Соборе Манашкердском у Лекеня Or. Chr. T. I. р. 1391, где приводятся слова летописей армянских. 5 Слич. католикоса Иоанна Истор. Армен. ст. 66 с историей о делах Армении у Комбефиза, с посланием Патр. Фотия и летописцем армянским у Галана. 7 Сочинения Никона Черногорца не изданы на греческом языке. В настоящем случае мы пользуемся древним переводом их на славян. языке, по рукописи Моск. Духовной Академии, и извлечением из арабского перевода их, в описании арабских рукописей ватиканской библиотеки, изд. Анж. Script. Vett. Collectio Nova Т. IV. р. 155. 170. Тактикон, Слов. 35 ии 36. 8 Католикос Нерзес в беседе с Феорианом говорил: «Патриарх ваш Герман писал письма к Армянской Церкви, исполненные духовной любви и православной веры». Герману писал ответ Стефан Епископ Сюникский. Neuman. Gesch. d. Armen. Litter. S. 109. 9 Послание Фомы в переводе с арабского языка, сделанном Феодором Авукарою, издано вместе с сочинениями сего последнего. Gretser Орр. Т. XV. р. 371–381. 10 Послания Фотия в латинском переводе недавно изданы Анжело Маием. Spicileg. Roman. Т. X. р. 449–462. В окружном послании против папы римского Николая, Фотий упоминает об обращении армян от яковитских заблуждений к чистой православной вере. – Известно, что ученик Фотия, Авраам, был поставлен митрополитом Амидским и Самосатским в Армении. Lequien. Or. Chr. Т. II. р. 996. Но мир между Церквами не был продолжителен, как видно из посланий Патриарха Николая Мистика . 11 Послание Николая на греческом языке недавно издано тем же Маием. Spicileg. Rom. Т. X. р. 417. 12 Послание Иоанна Никейского к Католикосу Захарии, к которому писал и Патриарх Фотий. Combefis. Auctuar. Græc. Т. II. р. 297–310.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ле t. 1V, 2. В той же Лет. стр. 60 сказано · « И есть той монастырь в Нижнем Новгороде и доныне митрополич». В Грам. 1478 г. Митрополит Геронтий называет сей монастырь своим Акт Арх. Эксп. Т. I. N° 105. В Степ, Кн., I, 461 и в Никон, Лет. IV, 28, приписывается еще св. Алексию основание монастыря во Владимире, принадлежавшего также Митрополии. Но о существовании сего монастыря упоминается в летописях еще в 1276 г. И.Г P. T. IV, пρ. 154. В Уставной грамоте В Князя Василия Димитриевича Митр. Киприяну, данной в 1389 или в 1404 г, следовательно спустя 24, или 26 лет по кончине св. Алексия. монастырь сей назван митрополичьим . Акты Археографич. Экспедиций T I. IV 9. 52 Ad nostrum non sine mentls tuibatione pervent auditum, qued in terra Russiae quamplures episcopi schismatici fore noscuntur Quos per summoriam informationem schismaticos esse repereris, ab eorum Ecclesiis et Episcopatibus auctoritate Apostolica prorsus amoveas. 1372. Historica Russiae Monumenta T. I. N. CXVIIl. 53 Зубрицкого o Червонной или Галицкой Руси стр 169. В 1370 г. Господарь Молдавский Ласко, совращенный Миноритами в веру латинскую, просил Папу Урбана V об учреаждении латинского епископства в городе Серет, принад- лежавшем епархии галичской. По повелению Папы, архиепископ. краковский посвятил туда Андрея, которому в последствии предоставлена и галичская кафедра Lequien Or. Chr. T. III. р. 1119. И. Г.Р.Т. IV. пр. 388 54 D " art verifier les dates. 1818. T V. p, 131. Lebeau.Histoire du Bas-Empire. 1836. T. XX. p, 418 55 О Германе И. Г. P. T.V . пр. 137 и о прочих пр. 127 Имя Нифонта между Патриархами Иерусалимскими сего времени впрочем, не встречается 60 Питиримово житие св Алексия. Завещание св. Алексия относительно Чудова монастыря напечатано в Памятниках Москов. Древн, Снегирева. стр. 142. 143. 61 По жизнеописанию Патомиеву это случилось при В. Князе Василии Васильевиче (с 1425 г.) и Митрополите Фотии сконч. в 1431 г.). 62 Пахомий свидетельствует « глаголется, яко по еже пети канун той святому и явися той святый тоя нощи некоему священноиноку тойже Обители, благодарение о сих воздающи, и обещавался обители тоя не оскудети ». См. Степен Кн I. Стр 445 Читать далее Источник: Горский А.В. Св. Алексий, митрополит Киевский и всея России//Прибавления к Творениям св. Отцов. 1848. Ч. 6. Кн. 1. С. 89–128. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

117 См. толкование Зонары и Вальсамона на сие правило в Беверегиевом издании: Pandectæ canonum Ss. Apostolorum et Conciliorum. 1672. T. I. p. 145. 140. 118 De сæгетоп. Avlæ Byzant. ed. Niebuhr. 1829. Vol. 1. Lib. c. 54. p. 792–798. Здесь сказано, что перепись сия составлена ещё Епифанием, епископом Кипрским, но, конечно, не современником св. Иоанна Златоуста ; потому что Епифаний здесь не назван святым, и потому что между митрополиями считаются и такие, которые не были митрополиями в конце IV века, напр. Халкидонская, не имевшая сего титла до IV вселенского Собора, бывшего в Халкидон. Lequien Or. Chr. Т. I p. 600. Известны и два другие архиепископа Кипрские с именем Епифания: один во время VI вселенского Собора, другой современник св. Игнатия, Патриарха Константинопольского. Lequ, Т. II. р. 1050. 1052. Перепись, вероятно, принадлежит древнейшему из сих двух, так как в ней не приметно перемен, происшедших в епархиях в VIII столетии. Так напр. здесь ещё не упоминается митрополия Силейская, возвысившаяся при иконоборцах. Lequ. Т. I. р. 1017. 119 В таком же точно числе показаны митрополии и в переписи, помещённой Беверегием из одноии Бодлейянской рукописи, в замечаниях на 36-е пр. Собора Трульского (Т. И. Annotation р. 135), ο Гоаром в его издании Кодина (de officiis curiæ et Ecclesiæ Constantinop. p. 337.), но число архиепископий в том и другом списке дополнено. 120 Bevereg. Т. II. Annot. р. 141. δι τ π τν θνν κατχεσθαι τν ππαν τς πpεσβυτpας μης. 121 После присоединения восточного Иллирика, Калабрии и Сицилии, но ещё до учреждения порядка епархий Им. Львом Философом, составлена перепись, помещённая в описании рк. Тиранской Библиотеки. Codices MMSS. Bibl. Taurinensis Athenæi 1749. стр. 201–212. С нею сходна помещённая Гоаром на втором месте в его издании Codini de officiis р. 365–378. Ни в той, ни другой, нет ещё имени Русской митрополии. 122 Указание списков можно видеть у Фабриция Bibliotheca Græca. ed. Harles Τ. VII. p. 705. Между прочим, указанный здесь список из Библиотеки Лавр. Медичи, по свидетельству Бандини, принадлежит к XI столет. Bandini Catalogus. Τ. I. p. 402.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

137 под 1370 г. В это время Москва во второй раз подвергалась осаде. М. Алексия тогда не было в Москве, как прямо замечено в Никон. Летоп. IV, 27. В той же Лет, стр. 60 сказано: «И есть той моностырь в Нижнем Новгороде и доныне митрополичь». В Грам. 1478 г. Митрополит Геронтий называет сей монастырь своим. Акт. Арх. Эксп. Т. I. 105. В Степ. Кн. I, 461 и в Никон. Летоп. IV, 28. Приписывается ещё св. Алексию основание Константино-Еленского монастыря во Владимире, принадлежащего также митрополии. Но о существовании сего монастыря упоминается в летописях ещё в 1276 г. Ист. Гос. Рос. т. IV, пр. 154. В уставной грамоте В. Князя Василия Димитриевича митр. Киприану, данной в 1389 или в 1404 г., следовательно, спустя 12, или 26 лет по кончине св. Алексия, монастырь, сей назван извечным митрополичьим. Акты Археографич. Экспедиции т. I. 9. 114 Ad nostrum non sine mentis turbatione pervenit anditum, qued in terra Russæ quamplures ecpiscopi schismatici fore noscuntur… Quos per summariam informationem schismaticos esse repereris, ab eorum Ecclesiis et Episcopatibus auctoritate Apostolica prorsus amoveas. 1372. Historica Russiæ Monumenta т. I. CXVIII. 115 Зубрицкого O Червонной или Галицкой Руси, стр. 169. В 1370 г. Господарь Молдавский Ласко, совращённый миноритами в веру латинскую, просил Папу Урбана V об учреждении латинского епископства в городе Серете, принадлежавшем епархии галичской. По повелению Папы, архиепископ краковский посвятил туда Андрея, которому впоследствии предоставлена и галичская кафедра. Lequien. Or. Chr. Т. III, p. 1119. Ист. Гос. Рос. т. IV, пр.388. 116 L’art vérifier les dates. 1818. т. V, p. 131. Lebeau. Histoire du Bas-Empire. 1836. т. XX, р. 418. 117 О Германе Ист. Гос. Рос. т. V, пр. 137. и о прочих, пр. 127. Имя Нифонта между Патриархами Иерусалимскими сего времени, впрочем, не встречается. 122 Питиримово житие св. Алексия. Завещание св. Алексия относительно Чудова монастыря напечатано в Памятниках Москов. Древн. Снегирёва, стр. 142. 143. 123 По жизнеописанию Пахомиеву это случилось при В.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

246 Памятник cero предания in Proteuangel. Iacobi in cod. apocr. Thilo cap. 1. Подробнее сказано будет ниже. 247 S. Gregor. Nyss. in diem natal. Chr. Tom. III, pag. 346 и 347. Conf. S. Eustath. Comment, in Hexaemeron, pag. 70. S. Epiph. adv. Hæres. Tom. I. Hæres. LXVIII, pag. 1038 и 103. 258 Это можно видеть и в приведённых выше писаниях, какие были рассматриваемы и утверждены Ефесским Собором. Стр. 185–188. 261 Так св. Амвросий в письме к Папе Сирицию. Орр. Ambros. Tom. II. clas. 1. Epist. LXXII, pag. 967. Conf. de Instit. Virgin, cap. VIII, pag. 262. Так св. Иоанн Дамаскин в Излож. Веры, кн. IV, гл. 14, стр. 260 и др. 263 Примеры можно видеть и в тех писаниях Отцов, которые уже приведены были в раскрытии учения о Лице Иисуса Христа и о Богородице Деве. 264 Ещё у писателей 2 века упоминаются обстоятельства, относящиеся к рождению Иисуса Христа, согласно с повествованием Иакова. А в 3 веке Ориген именно указывал на сие повествование. Comment, in Euang. Matth., pag. 223. 275 Orat. in d. natalem Mariæ, Bibl. P. Combefis. Tom. 1, pag. 1299, in ram. palm. Tom. XIII, pag. 175. 276 Damasc. orat. in nat. Mariæ I et II. Lequien. Tom. II, pag. 841. Germ. orat, in Annunt. Mariæ. Gombefis. Auet. Nov. Tom. I, pag. 1411. 277 В некоторых списках и собственно История Иакова предваряется словами: благослови, Отче, или: Господи, благослови. Thilo proleg, pag. LVIII. 280 Epist. ad Syric. Tom. II, clas. 1. cp. LXXII, pag. 965. sqq. De instit. virgin, cap. V. VIII, pag. 256–262, ibid. 291 S. Epiph. adver. Hær. Tom. I, lib. I. Hæres. XXVIII, pag. 115. Conf. lib. III. Hæres. LXXVIII, pag. 1039, et Orig. in Luc. Homil. VII, pag. 223. ed. Huet. 299 Св. Епифания adv. Hæres. lib. III. Tom. I. Нæг. LXXVIII, pag. 1043. Св. Амвросия de instit. Virg, cap. VII. Tom. II, pag. 260 и 261. 329 1Цар.2:20 . Некоторые, на основании свидетельств Талмуда и иудейских учёных, говорят, что в Церкви подзаконной со священническим благословением соединялось не только воздвижение или простертие рук, но и приличное знаменательное сложение перстов, изображавшее или имя Божие Jehovah, или даже таинство Бога Триединого, согласно со словами благословения, свыше преданными Церкви подзаконной чрез Моисея; что самое воздвижение или простертие рук в ветхозаветном благословении совершалось так, что руки, сперва поднятые вверх, потом были опускаемы вниз, и обращены на правую и левую стороны, – следовательно, крестообразно; и что священники ветхозаветные поднимали в благословении руки выше головы своей, а первосвященник толико до головы своей, поскольку имел на ней изображение имени Божия. Wagenseil, Häner, Kircher и др. у Люндия Die allen jüdischen Heiligtümer. Hamburg. 1711. 653–660. и y Бинтерима Denkwürdigkeiten der c. katholischen Kirche B. VII. Th. 2. S. 331–333.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Известно, что ученик Фотия, Авраам, был поставлен митрополитом Амидским и Самосатским в Армении. Lequien. Or. Chr. Т. II. p. 996. Но мир между Церквами не был продолжителен, как видно из посланий Патриарха Николая Мистика . 68 Послание Николая на греческом языке недавно издано тем же Маием. Spicileg. Rom. Т. X, р. 417. 69 Послание Иоанна Никейского к Католикосу Захарии, к которому писал и Патриарх Фотий. Combefis. Auctuar. Bibl. Græc. T. II, p. 297–310. 70 Послание Никиты Византийского, современника Фотиева, напечатано Аллацием в Græc. Orthodoxa. Т. II, p. 663–754. 72 Папа Иннокентий II (1130–1143) писал дружественное послание к Католикосу Григорию III-мy. Neumann Geschieht. d. Armen. Litter. 151. – Григорий в 1141 г. был на Соборе Латинском в Иерусалиме. Wilhelm. Tyr. de bello sacro. L. 15. c. 18, и в 1145 г. отправил посольство к Папе Евгению III; – но дальнейших последствий сие посольство не имело. Baron, annales. 1145 г. XXIII–XXIV. 73 Переписка Нерзеса с деспотом Алексием и Императором Мануилом излагается Анжело Маием, Veter. Script. Nov. Collect. T. VI, p. 420–424. 74 Neumann, там же, стр. 151–156. Mohnike in Zeitschrift für d. Historische Theologie. 2 Stück. S. 76–104. Его краткие молитвы на каждый час дня переведены на 23 языка, в том числе и на русский, и вместе с армянским подлинником изданы в 1837 г. в Венеции. 75 Angel. Maii Weter. Script. Nov. Collect. T. VI, p. 315. История первого путешествия Феориана к армянам описана им самим и издана на греческом языке. Ducæi Bibliotheca Voter. Patrum, T. I. Par. 1624, pag. 439–485. 76 Слова сии: μα φσις τ Λγ σσεσαρκωμνη находятся у св. Кирилла в послании к Евлогию (Сопс. Eph. ED Binii. 1618, р. 445) и в посланиях к Сукцессу. Орр· S. Cyrilli Alex. Т. V, p. II, р. 137, et 142. 88 Сам св. Кирилл изъясняет смысл прорекаемого изречения иначе. В послании к Сукцессу он пишет: «Если б мы, сказав: единое естество Слова, умолкли и не присовокупили слова: воплотившееся, как бы исключая строительство спасения; то, может быть, имело бы какую-нибудь вероятность учение тех, которые с притворством спрашивают: если всё во Христи одно естество, то где полнота человеческого естества, или как останется в Нём наша сущность? Но так как словом: воплотившееся, выражается и полнота человеческого естества ( ν νϑρωπτητι τελεοτης) и означается наша сущность; то да не опираются на тростниковый жезл». Ер. II ad Success. in Opp. S. Cyr. T, V. p. II, p. 142–143. Итак несомненно, что св. Кирилл сим выражением не только не отрицал, но напротив того подтверждал бытие во Иисусе Христе человеческого естества. Сверх сего надобно заметить, что св. Кирилл слово φσις употреблял иногда вместо слова πστασις, как видим, напр., in Defens. 2. Anathemat. contr. Theodoretum: το Λγου φσις, γουν πστασις, στς, ατς Λγος. Так изъяснял смысл сего слова (φσις) Евлогий, Патриарх Александрийский Photii Bibliotheca cod. 230. cd. Becker, p. 267), Ефрем Патриарх Антиохийский (ibid., cod. 229, p. 259) и Леонтий Византийский .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010