Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДЕМОН [Вадамун; араб.  ], мч. Египетский (пам. копт. 18 месоре (11 авг.)). Житие Е. находится в арабо-яковитском Александрийском синаксаре (XIII-XIV вв.), но отсутствует в его версии на языке геэз. По всей видимости, оно относится к апокрифическому циклу, посвященному пребыванию Св. Семейства в Египте (см. в ст. Бегство в Египет ). Согласно Житию, однажды Е. в Фиваиде, в г. Эрмонт (Гермонтис, Армант), принимая у себя дома гостей, услышал от них, что в г. Шмун (Гермополь, Эль-Ашмунейн) прибыла Женщина с Младенцем, похожим на сына царя (сведения о пребывании Св. Семейства в г. Шмун содержатся также в др. местах Александрийского синаксаря и в греч. источниках ( Sozom. Hist. eccl. V 21; Палладий . Лавсаик. 46)). Когда гости ушли, Е. тотчас отправился верхом в Шмун и, найдя Богомладенца, поклонился Ему. В ответ Иисус, назвав Е. по имени, объяснил причину его прихода и обещал всегда пребывать в его доме. Е. изъявил желание принять у себя Христа и быть Его вечным слугой. Иисус предсказал, что за то, что Е. приехал в Шмун, он претерпит смерть от идолопоклонников и войдет в Его вечное Царство, став 1-м мучеником в В. Египте. Поклонившись Христу, Е. вернулся домой, где весть о его поездке в Шмун действительно вызвала негодование язычников, и они убили его мечом. Когда в Египте распространилось христианство, дом Е. стал церковью, посвященной Господу и Пресв. Богородице. Храм был назван аль-Джуюшана (  ), что, по мнению составителя синаксаря, означает «церковь Живого». Церковь еще существовала в то время, когда шла работа над синаксарем. В каталоге егип. храмов и мон-рей, известном под именем Абу Салиха (XIII в.), указывается ц. во имя Пресв. Девы Марии в Эрмонте, освященная в 1084-1085 гг., однако нет точных свидетельств о ее тождественности с храмом, упомянутым в Житии. Ист.: The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbohring Countries, attributed to Ab û -S â lih the Armenian/Ed. B. T. A. Evetts. Oxf., 1895. P. 297; Le Synaxaire arabe jacobite/Éd. R. Basset. P., 1923. Turnhout, 1994r. Vol. 5. P. 332-335. (PO; T. 17. Fasc. 3. [N 84]); Synaxarium Alexandrinum/Ed., trad. J. Forget. Louvain, 1926. Vol. 2 [versio]. P. 267-268. (CSCO; 67. Ser. 3. Arab. 19); The Book of the Saints of the Ethiopian Church/Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1928. T. 4. P. 1225-1228. Лит.: Am é lineau E. La géographie de l " Égypte à l " époque copte. P., 1893; Maspero J., Wiett G. Matériaux pour servir à la géographie de l " Égypte. P., 1919. (Mémoires de l " Inst. français d " archéologie orient. du Caire; 36); Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 110; Sauget J.-M. Eudemone (Wa  da  mu  n)//BiblSS. Vol. 5. Col. 143-144; Stewart R., Grossmann P. Armant//CoptE. Vol. 1. P. 233-234. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187041.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВИЛИЙ [греч. Αβλιος, Αμλιος, Αμλιος, лат. Abylius, Avilius, Emilius, Melias, Sabellius] (ок. 84 - 22.02.95 или 98), свт. (пам. греч. 22 февр.; копт. 29 авг.), еп. (Патриарх) Александрийский. Согласно Евсевию Кесарийскому, был третьим епископом Александрии после св. ап. Марка Аниана и возглавлял кафедру 13 лет, с 4-го года правления имп. Домициана по 1-й год Траяна . «Хроника» Петра ибн Рахиба сообщает, что А. (Мелий) был избран через нек-рое время после смерти Аниана, был епископом 9 лет 286 дней и умер 29 авг.; после трехлетнего вдовства кафедра была замещена Кердоном в 1-й год правления Траяна. Иная хронология приведена в «Истории коптских патриархов Александрии» и в «Истории патриархов», изд. М. Эветтсом: А. занимает престол на 15-й год правления Домициана и остается епископом в течение 12 лет, причем в последней летописи отсутствует упоминание о вдовстве кафедры перед Кедроном. Во всех этих текстах кончина А. датируется 29 авг., эта же дата стоит в копт. синаксаре. Наиболее древним является краткое сообщение Евсевия, пользовавшегося, вероятно, епископскими списками Юлия Африкана . Более поздние источники добавляют, что при А. Египетская Церковь наслаждалась спокойствием и умножилось число христиан в Ливии и Пентаполе. Из Евсевия сведения об А. попадают в «Хронографию» Георгия Синкелла и «Краткую хронику» Патриарха Никифора, а также в «Анналы» Патриарха Евтихия . По утверждению Апостольских правил , А. принял хиротонию от самого св. евангелиста Луки . Ист.: Евсевий. Церк. ист. III 14, 21; ActaSS. Febr. T. 3. 1658. P. 284-285; Apr. T. 3. 1675. P. 349; Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale/Ed. P. Cheikho//CSCO. Ser. 3. Arab. T. 1. 1903. Р. 111; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. M. Evetts//PO. T. 2. Р. 149; Le synaxaire arabe jacobite/Ed. R. Basset//Ibid. Р. 226; Annales Eutychii//PG. 111. Col. 985; Schö ne A. Eusebii chronicorum canonum quae supersunt. B., 1866. S. 160-161; Didascalia et Constitutiones apostolorum/Ed. F. X. Funk. Paderborn, 1905. Т. 1. Р. 452. Лит.: Harnack. Chronologie. Т. 1. Passim; DHGE. T. 1. Col. 122-123. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/62762.html

Maximos Holobolos. S. 181-185; Творогов. С. 201-203). Житие Антония, несомненно, было известно на Руси уже в XI в.: исследователи отмечают его влияние на ряд древнерус. произведений, в т. ч. на житие прп. Феодосия Печерского ( Архангельский. С. 13-15; Шахматов. Т. 1. С. 65). В древней слав. (и особенно рус.) письменности получила широкое распространение Толковая Псалтирь, известная как Псалтирь с толкованиями А. В. (на самом деле Исихия Иерусалимского). Древнейшие списки датируются XI в.: старослав. Синайская Псалтирь, рус. Бычковская, Евгеньевская и Толстовская Псалтири. Отрывки различных сочинений А. В. включены в состав учительных статей нестишного Пролога, переведенного и дополненного на Руси в XII в. Ист.: BHG, N 183, 183а, 184, 185, 185а, 185е, 186, 186a-i, 187; PG. 25. Col. CLXXXV-CCXI, CCXXIII-CCXLVI; PG. 35. Col. 1081-1128; PG. 104. Col. 132-156; SynCP. Col. 647-648; Morcelli S. A. Kalendarium Ecclesiae Constantinopolitanae. R., 1788. T. 2; Порфирий (Успенский), еп. Вероучение, богослужение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). СПб., 1856. С. 106-107; Riant P. E. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Ginevra, 1877. T. 1; Lemm O. , v. Koptische Fragmente zur Patriarchengeschichte Alexandriens//ИзвИАН. Сер. 7. 1888. Т. 36. 11. С. 1-46; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1; Le Synaxaire arabe jacobite (rédaction copte)/Éd. R. Basset//PO. 1904. T. 1. Fasc. 3; 1922. T. 16. Fasc. 1; Synaxarium Alexandrinum/Ed. J. Forget//CSCO. Script. Arab. 3a ser. 1922. T. 18. Fasc.1; 1926. T. 19. Fasc. 2; Mallardo D. Il calendario marmoreo di Napoli//Ephemerides Liturgicae. 1946. T. 60. P. 238; Halkin F. Un nouveau Ménologe grec dans un manuscrit de Glasgow 66//AnBoll. 1957. Vol. 75. P. 68; Изборник 1076 г. М., 1965; Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971; Описание святынь К-поля в латинской рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв.

http://pravenc.ru/text/76946.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУЛА Дула [греч. Δουλς], прп. (пам. 15 июня), страстотерпец Египетский; время жизни не известно. Согласно рассказу, входящему в корпус греч. текстов о прп. Данииле , игум. Скитском († после 576) (BHG, N 2101a-2101c), Д. был насельником одного из егип. мон-рей и в течение 20 лет подвергался глумлению и клевете со стороны нек-рых братьев, но, отличаясь особым смирением, молился за обидчиков. Однажды его несправедливо обвинили в краже церковной утвари, и, поскольку он не отрицал свою вину, игумен передал его на суд светским властям. Д. пытали так же жестоко, как и мучеников за веру. Когда епарх приговорил его к смерти, истинный виновник кражи раскаялся и успел предотвратить казнь. Избежав смерти, Д. закрылся в келлии и через 3 дня умер. Раскаявшиеся монахи устроили давку, чтобы прикоснуться к телу святого, а когда они вновь пришли, чтобы предать его тело земле, обнаружили только сандалии и одежды Д. В Apophthegmata Patrum имя Дула встречается дважды. Сначала «авва Дула» представлен как рассказчик о чудесах, совершенных его наставником и духовным отцом прп. Виссарионом , чудотворцем Египетским (2-я пол. IV в.?), к-рый сумел остановить заходящее солнце, чтобы ночь не застала их с учеником в пути, прошел по воде, не замочив ног, предсказал разрушение языческих капищ и сделал морскую воду пригодной для питья (Col. 137-141). Далее приводятся наставления «аввы Дулы» о безмолвии (Col. 162). Негреч. источники, копт. синаксарь под 25 месори (18 авг.) (Synaxarium Alexandrinum. P. 278) и его эфиоп. версия ( Wallis Budge. Col. 1250-1252), сообщающие о Виссарионе, также упоминают имя Д. Тем не менее с уверенностью говорить о тождестве Д. и «аввы Дулы» из вышеупомянутых патериков невозможно ( Sauget. P. 856). Ист.: Apophthegmata Patrum. Col. 137-141 [BHG, N 1444q, 1445q]; BHG, N 2101a; Synaxarium Alexandrinum. I-III/Ed. J. Forget. Beryt, 1963. Vol. 2. P. 278. (CSCO; 47-49. Arab. Ser. 3; 18-19); Huber M. Johannes Monachus Liber de Miraculis: Ein neuer Beitr. z. mittelalterlichen Mönschliteratur. Hdlb., 1913. S. 38; Le synaxaire arabe Jacobite (réd. copte). P., 1923. Vol. 5: Les mois de baounah, abib, mesoré et jours complémentaires/Ed. R. Basset. P. 751. (PO; 17); Vie et récits de l " abbé Daniele de Scété (VI s.)/Ed. L. Clugnet//ROC. 1900. Vol. 5. P. 387-391; Wallis Budge A. E. The Book of Saints of the Ethiopian Church. Hildesheim, N. Y., 1976. Vol. 4. P. 1250-1252; ЖСв. Июнь. С. 334-341.

http://pravenc.ru/text/180566.html

Vat. syr. LXIX (1547), Paris. syr. 146 (после 1645). Однако в месяцеслове из рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 17261 (XII-XIV вв.) есть память под 3 дек. Видимо, это случайный сдвиг, связанный с перемещением начала церковного года у яковитов с дек. (кануна 1-го) на окт. (тишрин 1-й), поскольку после XI в. яковитские минологии переходят на октябрьский год. Неск. особняком стоит также заявление аль-Бируни в трактате «О праздничных днях года сирийского у христиан-мелькитов» о том, что сиро-палестинские христиане-мелькиты празднуют память «Дионисия епископа и астронома, ученика Павла» в 4-й день месяца тишрин (4 окт.). Однако это расхождение скорее можно отнести на счет неточности сведений, полученных автором-мусульманином (Martyrologes et ménologes orientaux/Éd. R. Griveau//PO. T. 10. Pt. 4. N 49. P. 295). Имя Д. А. присутствует в нек-рых копто-араб. минологиях при евангельских лекционариях. Известны 2 араб. рукописи данного типа - 1338 (Vat. Arab. N 15) и 1343 гг. (Roma. Bibl. Vict. Emman. Arab. N 1), где под 23-м числом месяца бабах (20 окт.) указан «Дионисий Астроном». В обоих случаях особых евангельских чтений в честь его не положено, что свидетельствует о том, что память Д. А. не была сколько-нибудь значительным праздником (Les ménologes des Évangéliaires coptes-arabes/Ed. F. Nau//PO. T. 10. Pt. 2. N 46. P. 191). В наиболее распространенном в Коптской Церкви «Александрийском синаксаре» Михаила, еп. Атриба и Малиджа (XIII в.), вместо Д. А. под 20 окт. указан свт. Дионисий Коринфский, ошибочно названный мучеником при имп. Диоклетиане (Le synaxaire arabe-Jacobite (red. copte)/Éd. R. Basset//PO. T. 1. Pt. 3. N 3. P. 164). Западная агиография после Гилдуина Во 2-й пол. VIII-IX в. было составлено неск. сборников чудес Д. А. (BHL, N 2201-2203). Самый ранний из них создан при аббате Сен-Дени Фульраде в конце правления кор. Пипина Короткого. Он охватывает описание чудес от мощей Д. А., к-рые произошли в годы правления Карла Мартелла (715-741) и Пипина Короткого. Более обширный сборник чудес в 2 книгах был создан по просьбе некоего мон.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ [греч. Διονσιος Μγας] (кон. II в.- 264/5), свт.,исп. (пам. 5 окт., пам. греч. 3 окт.), еп. Александрийский, богослов, церковно-общественный деятель. Жизнь Основным источником жизнеописания Д. В. являются сочинения Евсевия Кесарийского - «Церковная история» ( Euseb. Hist. eccl. VI-VII) и «Евангельское приуготовление» ( Idem. Praep. evang. VII 19; XIV 23-27), в к-рых приведены обстоятельные выдержки из трактатов и посланий Д. В. Сведения Евсевия дополняются свидетельствами и цитатами, приводимыми святителями Афанасием I Великим ( Athanas. Alex. De sent. Dionys.) и Василием Великим ( Basil. Magn. Ep. 9, 188; De Spirit. Sanct. 29). Блж. Иероним Стридонский сообщает не много нового по сравнению с Евсевием ( Hieron. De vir. illustr. 69). Из более поздних источников сведения о Д. В. дополняют Стефан Гобар (ap. Phot. Bibl. 232), «Восточная хроника» ( Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale/Ed. L. Cheikho. Louvain, 1955r. Fol. 108. (CSCO; 46. Arab.; 2), арабо-яковитский Александрийский синаксарь (Le synaxaire arabe jacobite (réd. copte)/Ed. R. Basset//PO. T. 16. Fasc. 3. (=N 79). P. 224-228). Место рождения Д. В. неизвестно. В «Восточной хронике» он называется савеянином, что указывает на Счастливую Аравию (Йемен) как на его родину. Д. происходил из богатой языческой семьи, «рода первейшего, издревле знатнейшего» ( Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale. Fol. 108). Родители позаботились дать ему превосходное по тем временам лит., философское и естественнонаучное образование - творения Д. В. свидетельствуют о его знакомстве как с языческой лит-рой и философскими системами древности, так и с сочинениями по естествознанию. Возможно, Д. В. занимал в Александрии видный пост на городской или гос. службе, от к-рого впосл. отказался, перейдя в христианство ( Dion. Alex. Ep. ad Germanum - ap. Euseb. Hist. eccl. VII 11). В зрелом возрасте он продолжал научные занятия.

http://pravenc.ru/text/178450.html

После Халкидонского Собора 451 г. и последовавшего за ним отделения Коптской Церкви от Православия начинается новый период в жизни егип. М. Имп. Маркиан отослал во все мон-ри копии постановления Собора с требованием подписаться под этим документом. Монахи-халкидониты оказались в меньшинстве. Основную их часть составляли общины Н. Египта, среди к-рых особо выделялся пахомианский мон-рь Метанойя, ставший на некоторое время форпостом халкидонизма в Н. Египте. Православия, видимо, изначально придерживалось и большинство пахомианских монахов В. Египта. После смерти в 477 г. Тимофея II Элура на Патриаршую кафедру Александрии избирались монахи-халкидониты: Тимофей III Салофакиол (из мон-ря Метанойя), Иоанн I Талайя (из скитского мон-ря прп. Макария Египетского). В VI в. еще одним пахомианином на Александрийской кафедре стал Павел Тавеннисиот . После смерти ближайших учеников прп. Пахомия его конгрегация продолжала разрастаться. В сер. VI в. она уже насчитывала 24 мон-ря ( Coquin. 1986. P. 12). При приемниках имп. Юстиниана I пахомианская община начала переживать кризис, вызванный появлением групп монахов, к-рые не принимали определение Халкидонского Собора. Некоторые монахи-антихалкидониты были изгнаны из их мон-рей либо покинули обители добровольно и основали ряд новых поселений, не столь лояльных к гос. власти. Так, Авраам, архим. Пбоу, был изгнан из главного пахомианского мон-ря военными чиновниками имп. Юстиниана и основал 2 новых мон-ря (мужской и женский) в Фаршуте, взяв за основу устав Белого мон-ря Шенуте Атрипского (Le synaxaire arabe Jacobite: (rédaction copte)/Trad., text. R. Basset. P., 1915. Vol. 3. P. 684-685. (PO; T. 11. Fasc. 5)). Его примеру последовал др. монах из Пбоу, Аполлоний (Аполло), также основавший 2 монофизитских мон-ря пахомианской традиции ( Coquin. 1986. P. 11-12). Общины мон-рей Скит и Келлии уже во 2-й пол. V в. разделились по вероисповедному признаку и молились отдельно, в разных храмах (Apophthegmata Patrum. Phokas. 1//PG. 65. Col. 432). Со временем Скит стал основным духовным центром Коптской Церкви. Начиная примерно с VII в. в скитском мон-ре прп. Макария Египетского происходила церемония 2-го посвящения патриарха Александрийского (1-я проходила в самой Александрии), и именно в этом мон-ре новопосвященный копт. патриарх совершал свою 1-ю литургию. Здесь он часто проводил Четыредесятницу, освящал св. миро и праздновал Пасху (Hist. Patr. Alex. I 14). В Нитрии после мученической кончины правосл. патриарха Александрийского Протерия († 457) монахи-халкидониты Мартирий Каппадокиец и Илия Араб были изгнаны Тимофеем Элуром ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 32).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

IV – John of Ephesus. Lives of eastern saints. II. E.W. Brooks, V – Histoire de Yahya-ibn-Sáid d " Antioche continuateur de Sáid-ibn-Bitriq J. Kratchkovsky & A. Vasiliev Том 19. 1926. 741 с. Скан: Т. 19. Текст на арабском, армянском, грузинском, греческом, латинском и сирском I – Le synaxaire armenien de ter Israel. VI, Mois de aratz G. Bayan, II – John of Ephesus. Lives of the eastern saints. III. E.W. Brooks, III – Homelies mariales Byzantines. II M. Jugei, IV – Logia et agrapha Domini Jesu : apud Moslemicos scriptores, asceticos praesertim, usitata collegit, vertit, notis instruxit Michael Asin et Palacios. Fasciculus alter V – Le synaxaire Georgien: redaction ancienne de l " union armeno-georgienne; publie et traduit d " apres le manuscrit du Couvent Iviron du Mont Athos N. Marr Том 20. 1929. 826 с. Текст на арабском, грузинском, латинском и сирском I – Moufazzal Ibn Abil-Fazail. Histoire des sultans Mamlouks. texte arabe publie et traduit en francais E. Blouchet, II – Les homeliae cathedrales de Severe d " Antiochë traduction syriaque de Jacques d " Edesse. Homelies LXXVIII a LXXXIII M. Briere, III – The old Georgian version of the gospel of Mark: from the Adysh Gospels with the variants of the Opiza и Tbet» Gospels; edited with a Латинском translation Robert P. Blake, IV – Livre de la lampe des tenebres et de l " exposition (lumineuse) du service (de l " eglise), par Abùl-Barakat connu sous le nom d " Ibn Kabar ; texte arabe edite et traduit L. Villecourt, Mgr Tisserant, G. Wiet, V – Le synaxaire arabe Jacobitë (redaction copte). VI, Additions et corrections ; Tables F. Nau «Table des matieres des tomes XI a XX»: p. 796–826 (also numbered 6–38) Том 21. 1930. 870 с. Скан: Т. 21. Текст на армянском с параллельным переводом на французский I-VI – Le Synaxaire armenien de Ter Israel publie et traduit par G. Bayan. VII, Mois de meheki-Le Synaxaire armenien de Ter Israel publie et traduit par G. Bayan. VIII, Mois de areg-Le Synaxaire armenien de Ter Israel publie et traduit par G. Bayan. IX, Mois de ahekan-Le Synaxaire armenien de Ter Israel publie et traduit par G. Bayan. X, Mois de mareri-Le Synaxaire armenien de Ter Israel publie et traduit par G. Bayan. XI, Mois de margats-Le Synaxaire armenien de Ter Israel publie et traduit par G. Bayan. XII, Mois de hrotits-Le Synaxaire armenien de Ter Israel publie et traduit par G. Bayan. Jours aveleats

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

V – La seconde partie de l " histoire ecclesiastique de Barhadbesaba " Arbaia et une controverse de Theodore de Mopsueste avec les Macedoniens: texte syriaque edite et traduit F. Nau Том 10. 1915. 674 с. Скан: Т. 10. Текст на арабском, латинском и сирском I – Un martyrologie et douze Menologes syriaques F. Nau, II – Les Menologes des Evangeliaires coptes-arabes F. Nau, III – Le calendrier d " Aboul-Barakat: texte arabe, edite et traduit Eug. Tisserant, IV – Les fetes des melchites, par Al-Birouni; Les fetes des coptes par Al-Maqrizi; Calendrier maronite par Ibn al-Qolái. textes arabes edites et traduits R. Griveau, V – History of the Patriarchs of the Коптском church of Alexandria. IV, Mennas I to Joseph (849) B. Evetts VI – Ammonii Eremitae epistolae сирскоме edidit et praefatus est Michael Kmosko Index for tomes 1–10 Том 11. 1915. 859 с. Скан: Т. 11. Текст на арабском, греческом и сирском I – Kitab al- " Unvan. Histoire universalle ecrite par Agapius (Mahboub) de Menbidj. Premiere partie. (II) Al. Vasiliev, II – La vie de saint Luc le Stylite (879–979), texte grec edite et traduit Fr. Vanderstuyf, III – Histoire d " Isaac, patriarche Jacobite d " Alexandrie de 686 a 689, ecrite par Mina, eveque de Pchati ; texte copte edite et traduit en francais E. Porcher, IV – Ammonas, successeur de saint Antoine, textes grecs et syriaques edites et traduits Fr. Nau, V – Le synaxaire arabe Jacobitë (redaction copte). III, Les mois de toubeh et d " amchir. texte arabe publie, traduit et annote Rene Basset Том 12. 1919. 802 с. Скан: Т. 12. I – Les Homiliae cathedrales de Severe d " Antiochë traduction syriaque de Jacques d " Edesse (suite). Homelies LXX a LXXVI, editees et traduites en francais par Maurice Briere II – A collection of letters of Severus of Antioch : from numerous Сирском manuscripts. edited и translated by E.W. Brooks III – Histoire des sultans mamlouks, par Moufazzal ibn Abil-Fazail ; texte arabe publie et traduit en francais par E. Blochet IV – Les miracles de Jesus. texte ethiopien publie et traduit par Sylvain Grebaut

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Е. отказался, за что был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам. После чудесного исцеления арх. Михаилом и очередных пыток Е. был отправлен к префекту Арминию. В александрийской тюрьме Е. посетил Юлий Кбахсский; Е. исцелил его сестру от беснования и совершил др. чудеса, обратившие к вере мн. язычников. После судебного разбирательства, пыток и новых чудес Е. был отдан в руки прибывшим в Александрию дуксам Рукеллиану и Севастиану, к-рые забрали его с собой в В. Египет. Простившись с Е., Юлий отправил с ним 2 слуг. В Пенхамуне, предположительно локализуемом в районе Хнеса (греч. Гераклеополь Вел., ныне Ихнасья-эль-Мадина), после мучений Е. был распят вниз головой, но остался невредим и затем был усечен мечом. Слуги Юлия доставили мощи Е. сначала в Шмун (греч. Гермополь Вел., ныне Эль-Ашмунейн), а потом по повелению ангела на его родину - в Панколевс. Здесь мощи были торжественно встречены, а позже была возведена церковь, посвященная Е. Точное местонахождение Панколевса не установлено. В каталоге егип. храмов и монастырей, известном под именем Абу Салиха Армянина (автор - Абу-ль-Макарим , XIII в.), названы 2 церкви, посвященные Е., недалеко от Каира: в дер. Миньят-Андуна к югу от Эль-Гизы и в обл. Тамвайх. Ист.: BHO, N 275; The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring Countries: Attributed to Ab û -S â lih the Armenian/Ed. B. T. A. Evetts. Oxf., 1895. Piscataway (N. J.), 2001r. P. 178, 199; Balesmri I., Hyvernat H., é d. Acta Martyrum. P., 1907. T. 1: [Textus]. P. 120-156. (CSCO; 43. Copt.; 3); 1908. T. 1: [Versio]. P. 78-98. (CSCO; 44. Copt.; 4); Le Synaxaire éthiopien/Éd., trad. I. Guidi. P., 1911, 1981r. Vol. 2. P. 286-289. (PO; T. 7. Fasc. 3. [N 33]); Mina T., é d. Le Martyre d " Apa Epima. Le Caire, 1937; Le Synaxaire arabe jacobite/Éd. R. Basset. Turnhout, 1994r. Vol. 5. P. 637-639. (PO; T. 17. Fasc. 3. [N 84]); Synaxarium Alexandrinum/Ed., trad. J. Forget. Lovanii, 1926. Vol. 2: [Versio]. P. 210-211. (CSCO; 90. Arab. 13); The Book of the Saints of the Ethiopian Church/Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1928. T. 4. P. 1093-1095. Лит.: Am é lineau E. Les actes des martyrs de l " Église copte. P., 1890. P. 134-140; idem. La géographie de l " Égypte à l " époque copte. P., 1893. P. 257-258, 477-478; Maspero J., Wiett G. Matériaux pour servir à la géographie de l " Égypte. Le Caire, 1919. P. 121; Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 107; O " Leary De Lacy E. The Saints of Egypt. L.; N. Y., 1937. P. 131-132; Doresse J. Epima de Pankoleus//DHGE. T. 15. Col. 603; Sauget J.-M. Epime//BiblSS. Vol. 4. Col. 1271-1274; Orlandi T. Epima, St.//CoptE. Vol. 3. P. 965. Н. Г. Головнина Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))

http://pravenc.ru/text/190025.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010