И возложи посох мой на лицо мальчика». 30 И сказала мать мальчика: «Жив Господь, и жива душа твоя! О, не отстать бы мне!» И встал Елиссей и пошёл за ней. 31 А Гиезий пошёл перед ней и возложил посох на лицо мальчика. И не услышал ни звука. И повернул он навстречу Елисею и возвестил ему, сказав: «Не поднялся мальчик». 32 И вошёл в дом Елисей, и вот, мёртвый мальчик лежит на постели его. 33 И вошёл Елисей в дом, и запер дверь от них обоих, и помолился ко Господу. 34 И поднялся наверх, и лёг на мальчика, и приложил уста свои к устам его и глаза свои к глазам его, и положил руки свои на руки его и накрыл его собой, и согрелась плоть мальчика. 35 И вставал он, и ходил по дому туда и сюда, и поднимался наверх и, склонялся над ребёнком до семи раз. И открыл мальчик глаза свои. 36 И крикнул Елисей Гиезию: «Позови эту соманитянку!» И позвал её тот и сказал: «Возьми сына своего!». 37 И вошла женщина, и припала к ногам его, и поклонилась до земли. И взяла сына своего и вышла. Чтение пророчества Исаии  11б–19; 64: 1–5а] Так говорит Господь: 11 где выведший из земли пастыря овец своих? Где Тот, Кто вложил в них Дух Святой, 12 и выведший десницей Моисея? Славная рука Его разделила перед лицом его воду, чтобы сотворить Ему вечное имя. 13 Она провела их через бездну, как коня через пустыню, — и они не утомились, 14 и как стадо через поле, — и они не испугались; и сошел Дух от Господа и провёл их по пути. Так провёл Ты народ Свой, чтобы сотворить Себе славное имя. 15 Взгляни с неба, Господи, и посмотри из дома святого Твоего и славы Твоей: где множество милосердия Твоего и милостей Твоих, что Ты не прекращал нас ради, Господи? 16 Ибо Ты — Отец наш: Авраам не знал нас, и Израиль не познал нас; но Ты, Господи, Отец наш, избавь нас, искони имя Твоё пребывает на нас. 17 Для чего Ты, Господи, свёл нас с пути Твоего, ожесточил сердца наши, чтобы не бояться Тебя? Обратись ради рабов Твоих, ради племён наследия Твоего, 18 чтобы мы вскоре унаследовали гору святую Твою: враги наши попрали святыню Твою.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

и каждую вину мою изгладь! 12Чистым, Боже, соделай сердце во мне, и дух правый обнови в глубинах моих! 13Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними, 14возврати мне радость спасения Твоего, и Духом всещедрым утверди меня! 15Научу беззаконных путям Твоим» и нечестивцы обратятся к Тебе. 16Очисти меня от кровей, Боже, Боже спасения моего! и восславит язык мой правду Твою. 17Господи! отверзни уста мои, и речь моя возвестит хвалу Тебе. 18Ибо жертвы не желаешь Ты от меня, всесожжение не угодно Тебе. 19Жертва Богу – сокрушенный дух; сердцем, что смирилось до конца, Боже, не погнушаешься Ты. 20Одари милостию Твоею Сион, стены Иерусалима отстрой! 21Тогда будут жертвы угодны Тебе, всесожжении и возношений обряд, тогда возложат тельцов на алтарь твой. 52/53 Начальнику хора. На махалат. Поучение Давидово. 2Сказал безумный в сердце своем; «Бога нет!» Растлились они, и мерзость вершат; нет меж них, кто творил бы добро. 3Бог смотрит долу с небес на Адамовых сынов: в ком есть еще смысл, кто Бога взыскал? Все сбились с пути, все, как один, развращены, нет меж них, кто творил бы добро, ни одного нет! 5Ужель не вразумятся делатели зла, что едят народ мой, как едят хлеб, и к Богу не воззовут? 6Там будет им страх, где и страха нет, – ибо рассыплет Бог кости тех, что походом пошли на тебя; ты злых посрамишь, ибо отверг их Бог. 7Кто с Сиона спасение Израилю подаст? Когда возвратит Бог плененных из народа Своего, – тогда Иакову ликовать, Израилю радость вкушать. 56/57 Начальнику хора. «Не погуби». Давидов миктам, при бегстве его от Саула, в пещере. 2Помилуй, Боже, помилуй меня, на Тебя уповает душа моя; укроюсь под сенью крыл Твоих, покуда не минула беда. 3К Богу Вышнему вопию, к Богу, вызволяющему меня; 4он пошлет с небес помощь ко мне, губителя смутит моего. (Села!) Бог ниспошлет милость Свою, ниспошлет верность Свою. моя душа – в кругу львов, хищники окрест нее, лютые человечьи сыны: копья и стрелы – зубы их, языки – острые мечи. 6Превыше небес, Боже, восстань, распростри над землей славу Твою!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

И мы: Её молитвами, Боже, помилуй и спаси нас. И говорим: Блаженною именуем Тебя/мы, все роды, Богородица Дева,/ибо беспредельный Бог наш, Христос,/в Тебе вместиться благоволил./Блаженны и мы, имея в Тебе защиту,/ибо Ты день и ночь ходатайствуешь о нас,/и скипетры царства Твоими мольбами укрепляются./Потому, воспевая, взываем Тебе:/«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Затем поем: Достойно есть воистину/прославлять Тебя, Богородицу,/вечно блаженную и пренепорочную/и Матерь Бога нашего./Честью высшую Херувимов/и несравненно славнейшую Серафимов,/девственно Бога-Слово родившую,/истинную Богородицу – Тебя величаем. Предстоятель раздробляет просфору и раздаёт её частицы. После того, как все вкусили, говорит предстоятель или служащий священник: Ради многих молитв Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. И мы: Её молитвами, Боже, помилуй и спаси нас. Священник: Милостив и сострадателен Господь: пищу дал боящимся Его, и правда Его пребывает в век века. Пс 110:4б–5а, 3б Псалом 121 Возвеселился я о сказавших мне: «В дом Господа мы пойдём». Стояли ноги наши во дворах твоих, Иерусалим. Иерусалим, созидаемый как город, чья общность – в его единстве. Ибо туда взошли колена, колена Господни, во свидетельство Израилю, прославлять имя Господне, ибо там поставлены престолы для суда, престолы в доме Давидовом. Просите же того, что к миру Иерусалима; и изобилие – любящим тебя; да будет же мир в силе твоей, и изобилие в башнях твердынь твоих. Ради братьев моих и ближних моих я говорил «мир» о тебе; ради дома Господа, Бога нашего, взыскал я блага тебе. Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты насытил нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как посреди учеников Своих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам и спаси нас. В праздники: Слава, и ныне: кондак праздника. В непраздничный день: Слава: Боже отцов наших,/всегда поступающий с нами по Твоей кротости,/не удали милости Твоей от нас,/но по их мольбам/мирно жизнью нашей управляй.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Ибо все мы много согрешаем (πολλ γρ πταομεν παντες) – отметим, что апостол Иаков и себя причисляет к грешникам, употребляя везде местоимение «мы»; согрешаем (πταομεν) – букв.: оступаемся, падаем, заблуждаемся. Речь идет о нарушении Закона Божьего. Причем, это происходит с нами всеми и постоянно. Редкое исключение из этого печального правила апостол называет человеком совершенным (τλειος 185 νρ). В слове (ν λγ) в данном контексте означает не только Евангельскую истину, но и обычную человеческую речь. Все тело (λον τ σμα) – имеется в виду не только физическое тело человека, но вся его жизнь. Далее апостол Иаков иллюстрирует это утверждение двумя образами: лошадиной узды и корабельного руля. 3:3–5а 3 ε δ τν ππων τος χαλινος ες τ στματα βλλομεν ες τ πεθεσθαι ατος μν, κα λον τ σμα ατν μετγομεν. 4 δο κα τ πλοα, τηλικατα ντα κα π νμων σκληρν λαυνμενα, μετγεται π λαχστου πηδαλου που ρμ το εθνοντος βολεται· 5 οτως κα γλσσα μικρν μλος στν κα μεγλα αχε. δο λκον πρ λκην λην νπτει· 3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. 4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; 5 (а) так и язык – небольшой член, но много делает. Как маленькая уздечка 186 управляет всей лошадью 187 , или как большой корабль – маленьким рулем 188 , так и язык – всем человеком. Много делает (μεγαλαυχε) – букв.: хвалится, хвастается, чванится. Возможно, апостол Иаков имеет в виду нечестивых хвастунов, богохульников 189 . Блаженный Иероним Стридонский считает, что такой грех языка может довести человека до великого падения, как когда-то дьявола: «Меч пронзает тело, но не душу; душу пронзает язык. Языку недоступна середина: либо великое зло, либо великое добро… Поэтому пусть не думает никто и не говорит: я великих грехов не совершал – если и грешил, то грешил языком. Что есть больший грех, чем богохульство? Почему пал дьявол ? Он воровал? Убивал? Прелюбодействовал? Все это страшные грехи, но дьявол пал не из-за них, его подвел его язык. Что он сказал? Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой (…) буду подобен Всевышнему ( Ис.14:13–14 ) " 190 . 3:5б

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Имена Божии в книге Откровения Иоанна Скачать epub pdf §1. Особенности учения о Боге в книге Откровения Иоанна В самом начале своей книги Откровения Иоанн говорит о Боге в его троичности: «благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (1:4б-5а). Эти слова – часть прескрипта (salutatio). Стандартную (двойственную) форму salutatio мы находим в посланиях апостола Павла ( Рим 1:7 ; 1Кор 1:3 ; 2Кор 1:2 ; Гал 1:3 ; Флп 1:2 ; Кол 1:3; 1 Фесс 1:1; Флмн 1:3), а также в более поздних посланиях Нового Завета. Эта форма имела большое богословское значение. Она ставила Иисуса Христа и Бога на один божественный уровень. Древние христиане, еще не имея онтологической концепции отношения Иисуса к Богу, имплицитно говорили об Иисусе как о Боге. Он – божественный посредник спасения, которое приходит к людям от Бога. Но у Иоанна мы встречаемся не с двойственностью, а с уникальной троичностью в salutatio. Тринитарные формулы в Новом Завете изредка встречаются ( Мф 28:19 ; 2Кор 13:13 ; 1Петр 1:2 ), но в Откровении эта формула именно уникальна. Возможно, что она – оригинальная адаптация Иоанном двойственной формулы. Изменения произведены и в замене «Бога Отца» и «Господа Иисуса Христа» их описаниями в характерной для Откровения манере. Иоанн творчески размышлял о христианской концепции Бога. Свой характерный язык богословия он, конечно, не изобрел, но творчески использовал в нем ресурсы иудео-христианской традиции. Разумеется, Иоанну не следует приписывать более позднее патристическое учение о Троице. Но оригинальная форма salutatio показывает, что его понимание Бога сознательно тринитарно: Иисус Христос и Дух включены в иудейскую монистическую веру в Бога. Эту концепцию Иоанн выражает в особых терминах. Правда, скорее следует говорить о тринитарной концепции не Бога, а «божественного». Ибо слово Бог Иоанн, как и все авторы Нового Завета, относит к Единому Богу, Отцу Иисуса Христа. Конечно, и слово «божество» (как природа Бога) чуждо Иоанну, но иначе мы не можем говорить о той божественной реальности, в которую включен как Иисус, так и Святой Дух (здесь символизированный «семью духами»).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Ис 25:1–9 Прокимен, глас 6. Благослови ны Боже, Боже наш,/благослови ны Боже. Стих: Боже, ущедри ны и благослови ны. Пс 66:7Б–8А, 2А ВТОРНИК ЧЕТВЕРТЫЯ СЕДМИЦЫ. НА ВЕЧЕРНИ. Прокимен, глас 6. Воспойте Господеви,/пойте имени Его. Стих: Путесотворите Возшедшему на запады. Пс 67:5А 1. Бытия чтение. Рече Бог Ноеви, и сыном его с ним, глаголя: се Аз поставляю завет Мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами, от птиц, и от скот, и всем зверем земным, елика с вами суть от всех изшедших из ковчега. И поставлю завет Мой с вами, и не умрет всяка плоть ктому от воды потопныя, и ктому не будет потоп водный, еже истлити всю землю. И рече Господь Бог Ноеви: сие знамение завета, еже Аз даю между Мною и вами, и между всякою душею живою, яже есть с вами в роды вечныя. Дугу мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета вечнаго между Мною и землею. И будет егда наведу облаки на землю, явится дуга Моя во облаце, и помяну завет Мой, иже есть между Мною и вами, и между всякою душею живущею во всякой плоти, и не будет ктому вода в потоп, яко потребити всяку плоть. И будет дуга Моя во облаце, и узрю ю, еже помянути завет вечный между Мною и землею, и между всякою душею живущею во всякой плоти, яже есть земли. И рече Бог Ноеви: сие знамение завета, егоже положих между Мною, и между всякою плотию, яже есть на земли. Быт 9:8–17 Прокимен, глас 6. Спасение Твое, Боже,/да приимет мя. Стих: Да узрят нищии, и возвеселятся. Пс 68:30Б, 33А 2. Притчей чтение. Уста разумнаго хвалима бывают от мужа, слабосерд же поругаемь бывает. Лучше муж в безчестии работаяй себе, нежели честь себе обложив, и лишаяйся хлеба. Праведник милует души скотов своих, утробы же нечестивых немилостивны. Делаяй свою землю, исполнится хлебов, гонящии же суетная лишени разума. Иже есть сладостен в винном пребывании, в своих твердынях оставит безчестие. Желания нечестивых зла, корение же благочестивых в твердостех. За грех устен впадает в сети грешник, избегает же от них праведник. Сматряяй кротко, помилован будет, а сретаяй во вратех, оскорбит души.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

К этому ипостасному богооткровению присоединяется ещё и космическое: «и ночи не будет там, и не будет нужды в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (5а). Стихия света наиболее полно выражает взаимопроникновение духовного и природного, софийность творения, его проницаемость божественной энергией («светом Фаворским»). О Боге Самом говорится как о «Свете истинном» ( Ин. 1:9; 8:12; 9:5 ; Ин. 1:5 др.). «Бог во свете живет неприступном» ( 1Тим. 6:16 ); преображение Господа совершилось в осиянии светом лица Его и одежды. Самооткровение Божие в творении начинается сотворением света, воссиявающего в дотварной тьме небытия, а в окончательном ософиении творения об его завершении в славе будущего века естественно говорится: «и ночи не будет там». Свет духовный, божественный сливается, отождествляется со светом в творении, так что «не будет нужды в светильнике и свете солнечном», ибо «Господь Бог освещает их», слава Божия, софийность творения в нём воссиявает. Это не будет новый образ освещения темноты как новый светильник, но новый свет, который преодолевает, упраздняет самую тьму как пустоту небытия или до-бытия, онтологически её заполняет. Здесь надо отметить, что о подобном же говорится и в применении к святому граду, сходящему с неба на землю, ещё ранее апокатастасиса и всеобщего преображения мира: 21:23. По существу, здесь говорится об одном и том же, о свете духовно-природном, преодолевающем тьму, об откровении софийности твари. Однако возможны различия в степени софийности как прозрачности творения для божественного «света Фаворского», о котором в обоих случаях говорится. Если оба явления Иерусалима различаются между собою, как мир до своего преображения и после него, в состоянии благодати, хотя бы даже и высшем её проявлении или же славы, то это различие отражается и в священном тексте: о первом Иерусалиме, принадлежащем ещё здешнему миру и тысячелетнему царству Христа, в нём говорится так: «город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его Агнец» (21:24). По поводу же второго Иерусалима – будущего века, говорится уже не о славе Божией, но прямо, что «Господь Бог освещает его» (22:5). Этот оттенок мысли, конечно, относится к мере обожения или облагодатствования того и другого града, примем второе полнее и окончательнее первого, насколько это различие вообще может быть выражено на человеческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

как город единый и цельный! 4Вот куда свое восхождение совершают колена народа, восходят, дабы прославить имя Господне. 5Там некогда престолы судейские поставлены были, почетные престолы дома Давидова.   6Просите у Бога мира Иерусалиму: «Да благоденствуют любящие тебя, 7и да будет мир в стенах твоих, Иерусалим, 8Ради братьев моих и друзей скажу я ныне: «Мир тебе!» 9Ради Дома Господа, Бога нашего, о благе твоем печься буду.   ПСАЛОМ 123 (122) Песнь восхождения   Поднимаю взор свой к Тебе, к Тебе, на престоле в небесах восседающему! 2 Как взоры рабов прикованы к руке господ своих, как взор служанки — к руке хозяйки ее, так взоры наши устремлены на Господа в ожидании Его милости к нам. 3Будь милостив к нам, Господи, будь милостив! Довольно с нас презрения — 4долго унижали нас праздные и презирали надменные.   ПСАЛОМ 124 (123) Песнь восхождения Псалом Давида   Если бы Господь не был за нас, – пусть скажет так Израиль, – 2если бы Господь не был за нас, когда враги на нас напали, 3живьем нас проглотили бы они в лютой ярости своей. 4 Тогда бы воды нас унесли и захлестнул бы нас поток, 5воды бурные пронеслись бы над нами.   6Слава Господу — не стали мы добычей их, не отдал Он нас им в зубы! 7Мы спаслись, как птица — из силков птицелова: разорвана сеть — и мы спасены.   8Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю.   ПСАЛОМ 125 (124) Песнь восхождения   Те, кто доверился Господу, горе Сион подобны: она никогда не поколеблется, вовеки стоять будет. 2 Как горы окружают Иерусалим, так ныне и вовек Господь окружает заботой народ Свой. 3Над землей, что дана в наследие праведным, чтобы праведные рук своих не простерли к беззаконию.   4Господь, благоволи доброе делать людям добрым и тем, кто правду всем сердцем любит. тех, кто уходит на кривые пути свои, изгонит Господь, как и всех, творящих беззаконие. Мир Израилю!   ПСАЛОМ 126 (125) Песнь восхождения все мы были как во сне. 2 Полны смеха уста наши были, Среди народов тогда говорили: «Сделал для них Господь великое дело!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

«Ничего не берите в дорогу, ни ни котомки, ни хлеба, ни денег, и двух рубах пусть не будет у вас. 4И в какой бы дом вас ни впустили, оставайтесь там и оттуда снова выходите в путь. если в каком месте вас не станут принимать, – уходя из города того, отряхните прах с ваших ног во свидетельство против них». 6И выходили они в путь, и проходили по селениям, возвещая Благовестие и повсюду совершая врачевания. 7А тетрарх Ирод прослышал обо всем происходящем и был в замешательстве, потому что некоторые говорили, что это Иоанн восстал из мертвых, 8а иные – что явился Илия, а еще иные – что воскрес кто-то из древних пророков. 9И сказал Ирод: «Иоанну я сам велел отрубить голову; но кто тогда Этот, о Ком я слышу такие рассказы?» И хотел он увидеть Иисуса. 10По возвращении своем апостолы рассказали Ему все, что сделали. И Он, взяв их с Собою и оставив всех других, удалился в город, именуемый Вифсаида; 11но народ узнал и пошел за Ним. И Он, приняв их приветливо, говорил с ними о Царстве Божием и исцелял тех, кто нуждался во врачевании. 12А день начал склоняться к вечеру; и вот Двенадцать, приблизившись, сказали Ему: «Отпусти народ, чтобы они пошли по окрестным селам и усадьбам и поискали себе кров и пропитание, потому что мы здесь в месте пустынном». 13Но Он сказал им: «Дайте вы им поесть!» А они сказали: «У нас только и есть, что пять хлебов и две рыбы; разве что нам пойти и накупить еды на весь этот народ?» 14А было их там тысяч пять человек. Но Он сказал ученикам Своим: «Разделите их человек по пятьдесят, и пусть они возлягут для трапезы». 15Ученики так и сделали, и все возлегли; 16а Он, взяв в руки эти пять хлебов и две рыбы, поднял глаза к небу, произнес над ними благословение, разломил их и раздавал ученикам, чтобы те разносили народу. 17И все ели и были сыты; и еще было набрано двенадцать корзин оставшихся кусков. 18И было, когда молился Он в уединении, были с Ним ученики, и Он спросил их: «За кого считают Меня в народе?» 19Они ответили Ему: «За Иоанна Крестителя, а иные – за Илию, а еще иные – что воскрес какой-то из древних пророков».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Но стихи ( Откр.1:4–6 ) не оставляют сомнения в том, что эта книга – «послание» (эпистола). «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» ( Откр.1:4 –5а). Здесь мы видим точное следование формуляру посланий Апостола Павла: автор – адресат – приветствие. И заканчивается книга тоже как послание: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» ( Откр.22:21 ). Итак, Откровение – апокалиптическое пророчество в форме окружного послания семи церквам в семи городах римской провинции Асия. Это видно из ( Откр.1:11 ). То, что открыто Иоанну («чтò видишь»), он должен записать и послать семи перечисляемым церквам. Этот приказ относится ко всем видениям и откровениям книги. Обычно о главах ( Откр.2–3 ) говорят как о семи «посланиях» церквам. Но это ошибка. В этих главах не послания, но так называемые «оракулы», то есть пророческие сообщения от имени Иисуса Христа. Послание же – вся книга целиком. Пророческие вести глав ( Откр.2–3 ) адресованы индивидуально, отдельным церквам. Они – как бы семь введений ко всей книге, введения к общему окружному посланию. Поэтому, читая и исследуя Книгу Откровения, мы должны считаться с тремя литературными жанрами: пророческим, апокалиптическим и эпистолярным. Еще несколько слов следует сказать о структуре и содержании книги. Структура книги определена уже упоминавшейся цепочкой откровения: Бог → Иисус Христос → Ангел → Иоанн → рабы Божии, т.е. читатели этой книги. В ( Откр. 5 ) Бог вручает некую книгу, запечатанную семью печатями, Агнцу-Иисусу Христу, Тот снимает все печати и передаёт уже открытую книгу Ангелу, который в ( Откр.10 ) передаёт его Иоанну, который, в свою очередь, начинает в ( Откр.11 ) излагать для нас содержание открытой книги Божественных тайн. Собственно Откровение для нас начинается только в ( Откр.11 )! Это необычно и, как правило, на это не обращают внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010