Часть честной главы свт. Епифания Кипрского (Киккский мон-рь) Часть честной главы свт. Епифания Кипрского (Киккский мон-рь) Из письма Александрийского архиеп. Феофила (385-412), сохранившегося в лат. переводе блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. Ep. 92//PL. 22. Col. 760), известно, что в 399 г. на Кипре было 15 епископий (включая Констанцию, епископом к-рой был свт. Епифаний; названия др. кафедр не упом.). На протяжении всего визант. периода число епископий оставалось неизменным. В V в. Созомен противопоставлял скифам, у к-рых на множество городов был один епископ, киприотов, имевших епископов, по словам историка, даже в селениях ( Sozom. Hist. eccl. VII 19). Это наблюдение Созомена является преувеличением, однако оно основано на реальном факте, что иногда епископские кафедры находились в незначительных по размеру и числу населения городах. Двое из епископов, рукоположенных свт. Епифанием, были причислены к лику святых - Филон , еп. Карпасийский, и Тихон , еп. Амафунтский. Уроженцы Кипра занимали кафедры др. правосл. Церквей. Так, сщмч. Маркелл (пам. 14 авг.), сын богатых и знатных киприотов, в правление имп. Феодосия I Великого стал чиновником местной администрации на Кипре, а затем епископом Апамеи в Сирии и был сожжен язычниками за разрушение их святилища ок. 389 г. ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 276-277). Борьба Кипрской Православной Церкви за автокефалию. Среди причин получения статуса автокефалии столь небольшой островной территорией, как Кипр, историки называют его географическое положение, использование киприотами антагонизма между Антиохийской и Александрийской Церквами, с одной стороны, и Александрийской и К-польской - с другой, а также авторитет свт. Епифания Кипрского, к-рый на протяжении 32 лет (до 398) не признавал Антиохийских епископов и не имел с ними общения, поддерживая еп. Павлина II и его сторонников ( Παλος (Εγγλεζκης). 1996. Σ. 58, 67). Относительно того, существовало ли формальное подчинение КПЦ Антиохийской Церкви в первые века христианства, нет достаточных сведений.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

P. 357-378; N 4. P. 572-592; Ibid. 1902. T. 7. N 1. Р. 136-152; N 2. P. 245-264; N 3. Р. 478-500; N 4. Р. 647-667; Ibid. 1903. T. 8. P. 614-622; Vie et office de Sainte Marine. P., 1905. P. 1-200. (BHO; 8); Laty š ev. Menol. T. 1. P. 53-57; Richard M. La Vie Ancienne de Sainte Marie surnommée Marinos//Corona Gratiarum: Miscellanea patristica, historica et liturgica Eligio Dekkers OSB XII Lustra complenti oblata. Brugge, 1975. T. 1. P. 83-94; idem. Opera minora. Leuven, 1977. T. 3. P. 83-115; Constas N. Life of St. Mary/Marinos//Byzantine Saints " Lives in Translation: Holy Women of Byzantium. Wash., 1996. P. 7-12. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. T. 2. C. 38, 41; Т. 3. С. 68; Nau F. Histoire de sainte Marine//ROC. 1901. T. 6. N 2. P. 276-282; Clugnet L. Introd.//Vie et office de Sainte Marine. P., 1905. P. I-XXXII. (BHO; 8); Sauget J.-M. Marina (Maria) - Marino//BiblSS. Vol. 8. 1165-1170; K[azhdan] A., Š [ev enko] N. P. Marina//ODB. Vol. 2. P. 1299; Fedalto G. Reliquie bizantine a Venezia dopo la quarta Crociata: Il caso di Santa Marina//Ροδνια: Τιμ στον Μ. Ι. Μανοσακα. Ρθυμνος, 1994. Τ. 2. Σ. 563-570; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 294-295; Constas N. Life of St. Mary/Marinos//Byzantine Saints " Lives in Translation. Holy Women of Byzantium. Wash., 1996. P. 1-6; Niero A. Santa Marina di Bitinia: Profilo biografico. Venezia, 1998; Fiey J. M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 135; Αγαθγγελος, π. Θαναρου, Μαλτζου Χ., Μορνι Ε. Ιερ λεψανα Αγων τς καθ μς Ανατολς στ Βενετα. Αθνα, 2005. Σ. 249-258; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 6: Θεβρουριος. Σ. 140-141; электр. ресурс: Hourani G. The Vita of Saint Marina in the Maronite Tradition. Notre Dame Univ. (Lebanon)//Academia.edu. P. 17-39. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2562138.html

Ист.: BHG, N 276-277k; BHL, N 1370-1380; BHO, N 183; ActaSS. Febr. T. 1. P. 334-347; PG. Т. 116. P. 817-830 [passio]; SynCP. Col. 457, 458, 988; ЖСв. Февр. С. 211-221; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 328-336; Garitte G. La Passion de S. Irénarque de Sébasteé et la Passion de S. Blaise//AnBoll. 1955. Vol. 73. P. 18-54; Tandari J. Hrvatoglagoljski ritual//Slovo. Zagreb, 1980. N 30; Gianelli C. , Graciotti S. Il Messale croato-raguseo (Neofiti 55) d. Biblioteca Apostolica Vaticana. Vat., 2003. Лит.: Skurla S. Sveti Vlaho: biskup i muenik od Sevasta, dubrovaki obranitelj. Dubrovnik, 1871; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к Правосл. Востоку в XVI и XVII ст. М., 1885; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 66, 67; Janin. Églises et monastères. P. 64, 65; Janin R. Blaise (28)//DHGE. T. 9. Col. 69; LTK. Bd. 3. S. 525; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 83; Gordini G. D. Biagio//BiblSS. Vol. 3. P. 158-160; 160-165; 165-170; Топоров В. Н. Боги//Слав. древности: Этнолингвистич. слов. М., 1995. Т. 1. С. 210, 211; Толстой Н. И. Власий//Там же. С. 383, 384; Cavallaro R. S. Biagio tra folklore e mito. R., 1996. Л. А. Бугаевская, П. И. Жаворонков, А. А. Турилов Избранные святые. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГТГ) Согласно Большаковскому иконописному подлиннику сводной редакции (XVIII в.), В. был «сед, брада по персям», сужающаяся книзу; изображался в крещатой фелони («ризы кресты обои равны, черныя и белыя»), светлом подризнике, в омофоре, с Евангелием в руках ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 72, 101). Образ этого святого в рус. иконописных подлинниках обладает архетипической характеристикой: описания др. святых уподоблены В. так же часто, как и образу свт. Николая, они касаются отдельных черт, гл. обр. бороды (напр., сщмч. Евсевий Самосатский - «брада Власиева» - Там же. С. 22; св. блгв. кн. Глеб Всеволодович - «брада доле Власиевы и поуже» - Там же. С. 113), возрастной характеристики (напр., сщмч. Корнут, еп. Никомидийский,- «сед, власы и стар, аки Власий», еп. Сисиний Кизический - «сед, аки Власий» - Там же. С. 29, 109), а также типологии образа святителя (напр., свт. Сильвестр в изображении «Воздвижения Креста» - Там же. С. 29) или старца (в т. ч. и в композициях на евангельские сюжеты, напр. «Зачатие св. Иоанна Предтечи»: «За Захариею стоят старцы близ его, един сед брадою, аки Власий, а другой, аки Никола...» - Там же. С. 32). Др. иконописный подлинник того же времени (Филимоновский) к описанию В. добавляет изображение свитка с надписью: «Господи, Боже мой, аще в скорбех или в напастех помянет имя мое, исполни комуждо прошения сердца его» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 269). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) предписано изображать В. следующим образом: «старец кудрявый с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 29); в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 11 февр. дано пояснение: «был усечен мечем» (Ч. 3. §§ 22).

http://pravenc.ru/text/155013.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУКИЛЛИАН, КЛАВДИЙ, ИПАТИЙ, ПАВЕЛ, ДИОНИСИЙ И ПАВЛА Мученики Лукиллиан, Клавдий, Ипатий, Павел, Диониссий и Павла. Миниатюра из Минология. XIV в. (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 42) Мученики Лукиллиан, Клавдий, Ипатий, Павел, Диониссий и Павла. Миниатюра из Минология. XIV в. (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 42) [Греч. Λουκιλλιανς, Κλαδιος, Υπτιος, Παλος, Διονσιος κα Παλα], мученики (пам. 3 июня; пам. визант. 3 июня, 19 янв.), пострадавшие в 270-275 гг. Источники Мученичество Л. и пострадавших вместе с ним отроков сохранилось в нескольких редакциях: в первоначальной BHG, N 998y ( Delehaye. 1912. Р. 187-192) и в 2 других, датируемых X-XI вв.: BHG, N 999a ( Halkin. 1974. P. 8-18) и BHG, N 999b (Ibid. P. 19-28). Кроме того, существуют отдельное Мученичество девы Павлы BHG, N 2361 ( Idem. 1963. P. 59-68), Житие в Императорском Минологии BHG, N 999c, к-рое объединяет повествование о Л. и об отроках с историей Павлы ( Laty ev. Menol. Т. 2. С. 7-12), краткие синаксарные Жития (SynCP. Col. 725-728), а также Похвала Л. и его дружине мучеников скевофилакса и логофета Фотия BHG, N 999 (ActaSS. 1695. Iun. T. 1. P. 276-286). Мученичество Л. жил в Никомидии в правление рим. имп. Аврелиана (270-275). Он был языческим жрецом и пользовался большим почетом. Уже в старости, просвещенный Божией благодатью, Л. оставил языческое заблуждение и уверовал во Христа. Благодаря своему авторитету Л. обратил в христианство мн. язычников. Когда правителю Никомидии Сильвану донесли, что Л. отвращает жителей от почитания языческих богов, тот велел арестовать его. Иудей Симеон донес правителю, что святой находится со своими учениками в 2 милях от города. Сильван тщетно пытался принудить Л. отречься от Христа и возвратиться к идолослужению. Старца подвергли различным пыткам: нещадно били палками, раздробили челюсть, а затем повесили его вниз головой. Когда Л. повели в темницу, за ним последовали 4 отрока - К., И., П. и Д., к-рые говорили, что хотят пострадать вместе со святым, потому что видели его распятым на кресте в окружении сонма ангелов (в синаксарных Житиях говорится, что отроки уже были заключены за христ. веру в темницу, куда затем был приведен Л.). Когда на следующий день отроки вместе с Л. предстали перед Сильваном, тот велел бросить старца и отроков в раскаленную печь, но она чудесным образом остыла. Тогда Сильван осудил святых на смерть и отослал на казнь в Византий. К., И., П. и Д. были усечены мечом, а Л. умер пригвожденный к кресту.

http://pravenc.ru/text/2110863.html

Ист.: BHG, N 2173; BHL, N 3858; ActaSS. Iul. T. 6. P. 426-429; MartRom. P. 307-308; PG. 117. Р. 560 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 843; Laty š ev. Menol. Т. 2. Р. 214-216; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 107-108; ЖСв. Июль. С. 615-616. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 224; Т. 3. С. 284; Ερμλαος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 876-877; Sauget J.-M. Ermolao, Ermippo ed Ermocrate//BiblSS. Vol. 5. Col. 66-67; Aubert R. Hermolaos//DHGE. T. 24. Col. 118; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 137. Гимнография Память Ермолая, Ермиппа и Ермократа отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 350) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. Ермолай, Ермипп и Ермократ не упоминаются. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 474-475), 26 июля совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене; последование Ермолая, Ермиппа и Ермократа включает канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 171) память Ермолая, Ермиппа и Ермократа отмечается 26 июля; служба подробно не описана. В одной из древнейших редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094 (см.: Lossky. Typicon. P. 227) в день памяти Ермолая, Ермиппа и Ермократа назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. Такое же указание содержится 26 июля в первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545). В рус. первопечатном Типиконе (М., 1610) Ермолаю, Ермиппу и Ермократу назначается служба с «Бог Господь»; указан общий отпустительный тропарь священномученику 4-го гласа       Начиная с исправленного издания рус. Типикона (М., 1682), в рус. богослужебных книгах 26 июля вместо тропаря священномученику помещается общий тропарь мученикам 4-го гласа       Последование Ермолая, Ермиппа и Ермократа в совр. богослужебных книгах состоит из отпустительного тропаря 4-го гласа Ο Μρτυρς σου Κριε (      ); кондака 4-го гласа        (только в славянских); канона, составленного гимнографом Иосифом, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Υμνοις γεραρω τος Ερμολου πνους. Ιωσφ (          ), ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Υμνοις, τν φωτοφρον (    ); цикла стихир-подобнов; седальна. В русской Минее (МП) 26 июля помещено полиелейное последование Ермолая, Ермиппа и Ермократа, включающее дополнительные песнопения: отпустительные тропари 1-го гласа       и 8-го гласа     несколько стихир и седальнов.

http://pravenc.ru/text/190207.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРФЕНИЙ Прп. Парфений, еп. Лампсакийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 380) Прп. Парфений, еп. Лампсакийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 380) [Греч. Παρθνιος] (IV в.), прп., чудотворец (пам. 7 февр.), еп. Лампсакийский. Сохранилось Житие П., написанное Криспином, видимо спутником или учеником святого (BHG, N 1422), Житие Симеона Метафраста (X в.) (BHG, P. 1423; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 303-317) и неск. его редакций: BHG, N 1423a (изд.: Laty š ev. Menol. T. 1. P. 20-208) и BHG, 1423b. Согласно Житию Криспина, П. род. при имп. Константине I Великом (306-337) в г. Мелитополь (Милетополь) в пров. Геллеспонт. Его отец, Христофор (в некоторых редакциях Христодул), был диаконом в одной из местных церквей, но сыну образования не дал. П. приобщался к свящ. текстам на богослужениях, к-рые он с усердием посещал. С юных лет П. освоил профессию рыбака, однако рыбу и деньги от ее продажи раздавал бедным. Милосердие сделало П. популярным и любимым в городе человеком. В 18 лет у П. проявился духовный дар изгонять бесов. Епископ Мелитопольский Филипп (Филит) обратил внимание на добродетельного юношу и велел обучить его грамоте, а вскоре против воли П. рукоположил его во священника, поручил ездить по всей епархии и проповедовать. В это время к дару изгнания бесов у П. добавился дар исцеления. Однажды он встретил человека, к-рому только что выбили глаз, вставил глаз на место, помолился и исцелил увечье. Тяжелобольную женщину П. исцелил крестным знамением, а набросившегося на него цепного пса святой смог умертвить дуновением. Слава о П. распространилась по округе, и вскоре митрополит Кизический Асхолий (в нек-рых редакциях Ахиллий) рукоположил его во епископа г. Лампсака, где были сильны языческие позиции. Святой образ жизни епископа и личный пример соблюдения христ. заповедей обратил ко Христу многих жителей города. П. побывал при дворе имп. Константина и получил разрешение, а также деньги на строительство христ. церкви. Когда здание храма было почти готово и нужно было доставить один большой камень для устройства престола, бесы вселились в перевозивших камень волов, и буйные животные раздавили погонщика. Узнав о несчастье, П. помолился, и умерший воскрес. Святой воскресил также самоубийцу, к-рый будучи одержим, повесился в притворе храма, и др. умершего юношу.

http://pravenc.ru/text/2579065.html

Несмотря на то что М. был облечен в священнический сан, большинство визант. календарей называют его мучеником, однако в ряде источников он назван более правильно, священномучеником (напр., в Синаксарях семейства В (PG. 117. Col. 588) и в Императорском Минологии ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 306)). В совр. календарях РПЦ и КПЦ память М. отмечена под 17 авг. как мученика, а в «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрита - как священномученика. В кон. XVIII в. охотники или, по др. версии, пастухи-критяне нашли в одной из пещер на Андикитире икону М., от к-рой стали происходить исцеления. Здесь был построен храм в честь святого, к-рый со временем стал почитаться как покровитель острова. В 2014 г. в дар Кифирской и Антикифирской митрополии проф. А. Марку, возглавляющий центр агиологических исследований «Преподобный Симеон Метафраст» (Афины), передал мощевик с 2 частицами мощей М., принадлежавший Иерусалимскому патриарху Никодиму (Цинцонису, 1883-1890), к-рый происходил из г. Кизика. Ист.: BHG, N 1312у-1314; ActaSS. 1737. Aug. T. 3. P. 420-423; Laty š ev. Menol. T. 2. P. 303-306; Латышев В. В. Неизданные греч. агиографические тексты//ЗапИФО. 1914. T. 12. 2. С. 114-118; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 237; ЖСв. Авг. С. 304-305. Лит.: ActaSS. 1737. Aug. T. 3. P. 420, 423; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 245, 248, 249, 253; Латышев В. В. Неизданные греч. агиографические тексты//ЗапИФО. 1914. T. 12. 2. С. XXXVIII-XLI; Sauget J.-M. Mirone, prete, santo, martire di Cizico//BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 502-503; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 341; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2009. Τ. 12. Σ. 176-177. О. В. Л. Иконография В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание облика святого с упоминанием типа мученичества дано в минейном разделе под 17 авг.: «Святой Мирон, иерей, старец, был обезглавлен» (Ерминия ДФ. С. 214). В сцене мучения святой представлен в росписи нартекса ц. Сорока мучеников в Тырнове (ок. 1230) и на миниатюре в Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 52r, 1322-1340 гг., Фессалоника) - усекновение главы. При включении в минейный цикл единоличного изображения святого встречаются расхождения в определении его сана: он может быть показан и как архиерей, и как иерей. Так, на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 125, кон. XV в.), включающей ростовой образ святого, на М. архиерейское облачение (зеленая фелонь и голубой подризник, орнаментированная охристая палица, белый омофор), в левой покровенной руке держит перед собой кодекс, правой благословляет; это седовласый старец с округлой бородой средней длины, высоким, с небольшими проплешинами лбом. И, видимо, как пресвитер он показан (полуфигура, омофор не просматривается; под 14 авг.) в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561).

http://pravenc.ru/text/2563332.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАН Мч. Иулиан. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Мч. Иулиан. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) (нач. IV в.), мч. (пам. 16 марта, 21 июня; пам. визант. 18 марта, 24 июня). В честь этого мученика свт. Иоанном Златоустом было составлено Похвальное слово (BHG, N 967). Сохранились Мученичество (BHG, N 966) и фрагмент др. Мученичества (BHG, N 965), к-рое исследователи считают древнейшим, и сокращенные Жития (BHG, N 967d, 967e), в т. ч. в Императорском Минологии 1034-1041 гг. ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 83-87). И. происходил из Аназарва в Киликии (М. Азия). Его отец, сенатор, был язычником, а мать, которую звали Асклипиодорой,- христианкой. Овдовев, Асклипиодора с сыном переехала в Тарс, поэтому свт. Иоанн Златоуст называет И. «согражданином» ап. Павла. Она воспитала отрока в христ. благочестии. Во время гонений на христиан в правление Диоклетиана (284-305) 18-летний И. был схвачен и приведен в Эги на суд к игемону Маркиану. Видя, что И. не боится казни, правитель решил сломить его долговременными мучениями - в течение года святого водили по разным городам Киликии и подвергали истязаниям, но он оставался непреклонен в исповедании христианской веры. «Мучители употребляли в действие огонь, железо, пытки; употребляли истязания, мучения, бичевания; совершенно истерзали ребра его» ( Ioannes Chrysostomus. Ad homiliam in sanctum Julianum martyrem//PG. 50. Col. 670 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвала св. мч. Юлиану//Творения. Т. 2. Кн. 2. С. 718). В каноне, составленном прп. Феофаном Начертанным , И. назван великомучеником (Ταμεον. Σ. 223. N 683). Перед казнью мать И., следовавшая за сыном из города в город, обратилась к правителю с просьбой позволить ей побыть с ним в темнице, чтобы склонить к принесению языческих жертв. Но вместо этого она укрепляла И. в его намерении достойно выдержать испытания. Спустя 3 дня на суде они исповедали христ. веру. Асклипиодоре после мн. истязаний отрубили ступни, и через нек-рое время она скончалась. И. зашили в мешок, наполненный песком, змеями и скорпионами, и утопили в море. Тело И. было вынесено волнами на берег, где его нашла благочестивая вдова из Александрии и с почестями предала погребению. Согласно Императорскому Минологию, вдова обрела мощи на побережье в месте, называемом Вафей, недалеко от Антиохии. Мощи И. были перенесены в Антиохию, где построили храм во имя этого мученика. Свт. Иоанн Златоуст свидетельствовал, что от мощей происходили исцеления бесноватых.

http://pravenc.ru/text/1237799.html

На основе анонимного Жития были составлены Энкомий И. (BHG, N 759), изданный по рукописи XII в. (Marc. gr. 349), и неск. сокращенное Житие, вошедшее в состав Императорского минология 1034-1041 гг. ( Laty š ev. Menol. T. 1. P. 185-190). Краткая заметка об И. содержится в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и других византийских Синаксарях под разными числами. Неизданным остается Энкомий И. в рукописи 1591 г. (Lesb. S. Ioan. 38). Житие Сщмч. Ипатий Гангрский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 181) Сщмч. Ипатий Гангрский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 181) Согласно «каноническому» Житию, И. был уроженцем г. Гангры (ныне Чанкыры, Турция) (во 2-й редакции и в Синаксаре К-польской ц. родиной святого названа Киликия) и воспитывался благочестивыми родителями. С юных лет он спал на земле на жесткой подстилке, помогал нуждающимся, никогда не празднословил, но большую часть времени находился в церкви на молитве. И. был назначен чтецом и смотрителем храма, затем стал диаконом и, наконец, принял священнический сан. После смерти еп. Афанасия И. был избран его преемником и мирно управлял паствой: в городе и окрестных селениях И. воздвиг молитвенные дома; построил большое здание для трапез, где радушно принимал язычников, и, т. о., многих склонил к христ. вере. Епископ не любил праздные разговоры: однажды силой молитвы он заставил умолкнуть девушек, к-рые жили неподалеку и пели непристойные песни, смущая юношей. В Житии говорится, что И. составил неск. сочинений, в числе к-рых было толкование на Книгу Притчей Соломоновых, написанное для знатной и богатой женщины Гаианы. Получив наставления от пастыря, она изменила свой надменный нрав, выделила деньги на украшение церкви в Ганграх и стала помогать монахам и бедным. И. часто путешествовал по окрестностям и устраивал небольшие жилища на месте своих остановок. По сообщению автора Жития, прикосновение к оставшимся там после него сиденьям, кроватям, столам и чашам, а также вода, смешанная с землей из тех мест, исцеляла от различных болезней.

http://pravenc.ru/text/673743.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛА И АННА [Киприлла, Агния; греч. Κυπρλλα, Αγν] (кон. III - нач. IV в.?), мученицы (пам. 5 июля; пам. визант. 4 и 5 июля; пам. греч. 4 июля). В календаре РПЦ ошибочно объединены под одним днем памяти 2 мучениц: пострадавшей в Кирене Ливийской К. (к-рая в греч. источниках именуется Киприллой) и казненной в Риме А. (в большинстве источников Агния , основной день памяти отмечается 21 янв.); ни история мученичества, ни традиция почитания этих святых не связаны друг с другом. Киприлла была последовательницей сщмч. Феодора, еп. Кирены . Сведения о ней содержатся в Житии этого святого (BHG, N 2428; изд.: Laty š ev. Menol. T. 2. P. 138-140). Кроме того, существуют неопубликованное пространное Житие мучениц Киприллы, Арои (Рои) и Лукии (BHG, N 2093; сохр. в ркп. Vat. gr. 2014. Fol. 111-113, XII-XIII вв.) и краткие синаксарные Жития мц. Киприллы. Киприлла род. в Кирене, происходила из христ. семьи, прожила в браке 2 года и во вдовстве - 28 лет. Она страдала сильными головными болями и в надежде на облегчение этого недуга пришла к еп. Феодору, к-рый за исповедание христ. веры находился в темнице. Получив от него исцеление, Киприлла вместе с другими женщинами-христианками, Лукией и Ароей, прислуживала священномученику. Вскоре после смерти еп. Феодора Киприлла была схвачена и приведена к правителю Кирены Дигниану. После отказа принести жертвы языческим богам ее подвергли пыткам. Палачи положили ей на ладонь горячие угли и насыпали сверху ладан. Чтобы т. о. Киприлла невольно совершила каждение идолам, они держали ее руку, пока та не сгорела. Потом мученицу повесили на дереве и стали строгать ее тело. Во время пыток Киприлла скончалась. Ее тело было погребено Лукией и Ароей, к-рые после этого были схвачены и казнены. На могиле Киприллы выступала роса, которая имела целительные свойства. Если сведения Житий и синаксарей согласуются между собой, то в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) мученица названа Коприллой, уточняется, что ее родители-христиане были знатного происхождения, а она вступила в брак в возрасте 14 лет; местом ее казни назван г. Полидор ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 87).

http://pravenc.ru/text/1840453.html

  001     002    003    004    005    006